Синдром психического инфантилизма при зпр
,
г. Одеса, Украина
ПРОЯВЛЕНИЕ ИНФАНТИЛИЗМА У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
На сегодняшний день возрастает количество детей с задержкой психического развития и в связи с этим таких детей необходимо изучать, исследовать их индивидуально-психические особенности, равно как и обучать, воспитывать и социализировать. Аспект инфантилизма у таких детей необычайно актуален, так как он затрагивает практически все области их деятельности, а также влияет на формирование и развитие когнитивной, коммуникативной сфер. Именно поэтому тема инфантилизма необычайно актуальна в наши дни.
Целью данной статьи является рассмотреть основные понятия о детском инфантилизме, охарактеризовать личность ребенка с задержкой психического развития при наличии инфантильности, а также осветить разработанное нами направление работы психолога по коррекции инфантилизма и привести рекомендации родителям, педагогам и воспитателям.
По отношению к детям с задержками развития термин «психический инфантилизм» был введен в начале XIX в. немецким психиатром Г. Антоном, однако он рассматривал его как «парциальный инфантилизм» (в отличие от «тотального инфантилизма» при олигофрении). В отечественной психиатрии эта тема получила свое развитие в трудах , , и др. [4, 5]
Инфантилизм (от лат. infantilis — детский) — незрелость в развитии, сохранение в поведении или физическом облике черт, присущих предшествующим возрастным этапам. Термин употребляется как в отношении физиологических, так и психических явлений. В свою очередь инфантилизм как таковой подразделяется на психологический, социальный и физический.
Рассмотрим их детальнее.
Физический инфантилизм – незрелость в развитии, сохранение в поведении или физическом облике черт, присущих предшествующим возрастным этапам.
Психологический инфантилизм – незрелость человека, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. [5, 6]
Социальный инфантилизм – неприятие молодыми людьми новых обязанностей и обязательств, связанных с процессом взросления.
Для того, чтобы понять, как работать с детьми с задержкой психического развития при наличии инфантилизма, как их обучать, развивать и воспитывать, в то же время корректируя и инфантилизм, и задержку психического развития в целом, необходимо рассмотреть личность такого ребенка.
Проявление физического инфантилизма у детей с ЗПР характеризуется: отставанием в росте и весе (при этом сохраняются пропорции тела), а также особенности мимики и жестикуляции, свойственные более раннему возрасту.
Как указывают авторы и , дети с ЗПР с проявлением психологического инфантилизма относятся к первому типу задержки психического развития и для них характерны: незрелость эмоционально-волевой деятельности; при относительно сохранном интеллекте мышление отличается конкретностью, незрелостью суждений, преобладанием поверхностных ассоциаций над логикой. Слабо выражена способность к интеллектуальному напряжению и концентрации внимания. Возникает быстрая утомляемость от деятельности, требующей волевого усилия, в то же время отмечается неутомляемость в играх. Наблюдаются нестойкость интересов, постоянное стремление к переменам впечатлений, особый интерес к новым острым ощущениям («сенсорная жажда»). Характерны непосредственность и непоследовательность в высказываниях и поступках, недостаточная самостоятельность и повышенная внушаемость. Настроение отличается неустойчивостью, легко возникают аффективные вспышки, которые также быстро проходят. [8]
Для детей с ЗПР при проявлении социального инфантилизма характерны: беспомощность, несамостоятельность, повышенная эмоциональность, сильная зависимость от матери. В ходе работы с такими детьми обычно прослеживаются и слабая способность ребенка подчинять свое поведение требованиям ситуации, и неумение сдерживать свои желания и эмоции, и детская непосредственность. Более того, если наблюдать за инфантильными детьми в процессе обучения, то можно заметить: преобладание игровых интересов над учебными в школьном возрасте, беспечность, повышенный фон настроения, недоразвитость чувства долга, а также неспособность к волевому напряжению и преодолению трудностей, повышенную подражаемость и внушаемость. Также для инфантильных детей характерны стремление быть в обществе детей младшего возраста или тех, кто им покровительствует, недостаточная дифференциация межличностных отношений и более медленное усвоение воспитываемых навыков и знаний об окружающем мире. [8]
Учитывая особенности личностной организации инфантильных детей и их потребности, мы разработали направление работы психолога по коррекции инфантильности, которая включает в себя работу по трем аспектам: педагогико-психологическому, социально-психологическому и медико-психологическому. Преимущества данной модели коррекции заключаются в её комплексном и полиаспектном подходе в воспитании, обучении и медицинском сопровождении детей с инфантилизмом. Важно заметить, что ключевую роль в процессе успешного функционирования коррекционной модели занимают родители детей, с которыми проводится данная коррекция. Родители – это самые важные педагоги и воспитатели, от которых зависит большая часть успехов в достижении благоприятного развития ребенка и его социализации. Рассмотрим основные рекомендации для родителей, педагогов и воспитателей для успешной коррекции инфантильности у детей.
Рекомендации психолога родителям по работе с детьми с ЗПР при наличии инфантилизма:
- Родителям желательно проконсультироваться с ребенком у психоневролога, возможно, ему требуется медикаментозное лечение. Лечение поможет упорядочить поведение, сделать ребенка более продуктивным в учебной деятельности, улучшить память, внимание, работоспособность. Однако только таблетками помощь ребенку не исчерпывается. Ему необходим индивидуальный подход, учитывающий особенности его психической организации. Учитывая, что инфантильный ребенок стремится к детям младше себя, родителям следует побуждать его к общению со сверстниками, учить сотрудничать с ними, прощать обиды, улаживать конфликты. Также родителям ребенка нужно разъяснять последствия его ошибок, побуждать преодолевать трудности, помогая и радуясь вместе с ним его победам. Рекомендуется вменять ребенку систематические обязанности, которые он будет четко знать, а также хорошо помнить, что ему будет за их невыполнение. Родителям следует избегать по отношению к детям так называемого «отрицательного внимания» — окриков, высмеивания, угроз наказаний и т. п., так как ребенок может довольствоваться этими формами внимания и в дальнейшем стремиться вызвать их. Необходимо всячески поощрять стремление детей к самостоятельности, принятию собственных решений, ответственному отношению к порученному делу. Совершенно необходимо участие в этих делах отца, особенно при воспитании мальчиков. Для таких детей особенно вредны безразличие и недостаток внимания со стороны взрослых, расхождение в требованиях, предъявляемых школой и семьей или разными членами семьи. [1, 7] Если ребенок окажется не готов к школе к 7 годам, лучше задержать его на год и в 8 лет отправить в школу со сформировавшейся позицией школьника. Желание учиться, стремление к умственному труду, ответственность необходимо формировать сначала на легком, доступном материале. Успех пробуждает веру в свои силы, снимает напряженность и создает эмоциональный комфорт.
Рекомендации психолога по работе с детьми с ЗПР при наличии инфантилизма педагогам:
- Инфантильных детей рекомендуется обучать в условиях коррекционно-развивающего класса, который предполагает индивидуальные занятия и способствует полноценному усвоению учебной программы. Существует и вариант интегрированного обучения с индивидуальным подходом со стороны педагога, при дополнительных мероприятиях по коррекции эмоционально-поведенческого реагирования. Воздействие педагогов на психически инфантильного ребенка реализуется через игру. С ним нужно играть во все, что встречается в его жизни: в «детский сад», в «больницу», «транспорт», где он должен выступать в сильной, положительной роли. В такой игре прорабатываются безответственность, эгоизм, непродуманность поступков и т. д. Так как таким детям достаточно тяжело сосредотачиваться на учебной деятельности, педагогам следует в доступной форме и по нескольку раз методично объяснять задания и давать достаточно времени на их выполнение.
Рекомендации психолога по работе с детьми с ЗПР при наличии инфантилизма воспитателям:
- Инфантильные дети – личности слабовольные и внушаемые, поэтому родители и воспитатели должны быть начеку: надо следить, чтобы дети не попали под влияние плохой компании, а имели достойные занятия – спорт, туризм, чтение. [3] Для таких детей крайне важен положительный пример в формировании успешных социальных связей, поведения и навыков общения, поэтому воспитателям необходимо являться высококультурными личностями и уметь в доступной форме прививать это детям. Для детей с ЗПР очень сложно налаживать контакт со сверстниками, поэтому воспитатель должен стать «своим», другом такому ребенку и вместе с ним преодолевать коммуникативные барьеры с другими детьми, сопровождать ребенка и социализировать его. [3]
В заключение, мы приходим к тому, что следуя нашей трехаспектной модели коррекции инфантильности и соблюдая приведенные рекомендации по обучению и воспитанию детей с задержкой психического развития при наличии инфантилизма, можно успешно дать последним то, в чем они так нуждаются: любовь родителей и продуктивное общение со сверстниками, поддержание сохранных психических функций и процессов с развитием слабых, принятие и любовь к себе и другим, и социализацию.
Источники
Роль отца в развитии ребенка в раннем возрасте // Журнал «Дошкольное воспитание» № 7. – 2005 год. Виноградова, речевого общения дошкольников с задержкой психического развития [Текст] // Практическая психология и логопедия. — 2006. — № 2. — С.53 — 54. Инфантильный ребенок в школе. Пути коррекции: [Электронный ресурс]. Режим доступа: Свободный, URL: https://shishkinily. narod. ru/infant. html глава «Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития» Физические особенности. Акселерация и инфантилизм // Подростковая психиатрия. — М.: Медицина, 1985. — 416 с. Научный центр психического здоровья: [Электронный ресурс]. Книги по психиатрии (©НЦПЗ). – Патология психического развития. – Психический инфантилизм. Режим доступа: Свободный, URL: https://www. psychiatry. ru/lib/54/book/36/chapter/30 Никишина, психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов [Текст] // М.: ВЛАДОС, 2004. — 126с. , Дети с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973. — 175 с.
Источник
Задержка психического развития с психофизическим инфантилизмом Выполнил студентка 4 курса очной формы обучения специальное (дефектологическое) образование Специальная психология Петрова Ксения Александровна
Варианты задержки психического развития по типу психофизического инфантилизма Гармонический психофизический инфантилизм Дисгармонический психофизический инфантилизм Психофизический инфантилизм при эндокринной недостаточности
Гармонический психофизический инфантилизм Причины: v Наследственные факторы v Истощающие заболевания периода раннего детства
Дошкольный возраст В дошкольном возрасте не вызывают беспокойства у родителей и воспитателей. Дети общительны, доброжелательны, приветливы, отличаются непосредственными, яркими и выразительными эмоциями. В играх со сверстниками дети достаточно активны и инициативны. Охотно общаются с более старшими ребятами и со взрослыми, так как нуждаются в ласке, покровительстве, заботе и внимание со стороны окружающих. Обладают миловидностью, привлекательностью, пользуются расположением и детей и взрослых.
Школьный возраст В школе такие дети отстают в учебе, так как школьную ситуацию всерьез не воспринимают, обращая все в игру.
Клиническое и психологическое обследование показывает: v По физическим показателям отстают от сверстников на 2 -3 года v Хрупкое телосложение, пропорции тела как у дошкольников v Движения их плавны и изящны v Мимика яркая, выразительная, неустойчивая v Речь правильно оформлена, достаточный словарный запас, нередко с включением словесных штампов взрослого человека v Наивны и непосредственны в своих суждениях и поступках. v Эмоционально-волевая незрелость
Эмоционально-волевая незрелость Выражается в том, что дети не способны воспринимать и выполнять школьные требования:
Преобладают игровые интересы(живут и руководствуютс я ими, обращают в игру любую школьную ситуацию) Во время урока они могут подойти к учительнице и приласкаться На замечания учителя либо не обращают внимания, либо обижаются
Рекомендации: Такие дети должны дольше посещать детский сад, где они могут «дозреть» до понимания школьной ситуации и умения подчинять свои желания и действия планируемым режимным моментам.
Дисгармонический психофизический инфантилизм Причины: v. Негрубые повреждениями головного мозга на ранних стадиях развития
Клиническая картина v. Отставание в физическом развитии (однако наблюдается лишь у части детей) v. Замедление личностного созревания v. Сисмтоматика церебрастенического синдрома
Церебрастенический синдром Дети плохо переносят длительное интеллектуальное напряжение, обнаруживая при утомлении либо повышенную переключаемость внимания(+), либо его патологическую инертность(-).
Нарушения познавательной деятельности у детей с дисгармоническим психофизическим инфантилизмом: v Объем кратковременной памяти и способность к длительному удержанию информации в памяти снижены v Недостаточно развиты способности к анализу пространственных отношений, конструктивному праксису, операциям последовательных действий разного уровня сложности v Трудны операции классификации, сравнения, анализа переносного смысла сказок, басен, метафор такие дети справляются, как правило, с трудом и лишь с помощью взрослых
v Логопедическое обследование выявляет у них наличие дислексии, дисграфии и дискалькулии v Черты детской непосредственности, наивности в суждениях и поступках сочетаются с аффективной неустойчивостью, конфликтностью, драчливостью. Они эгоистичны, жадны, лишены самокритичности, почти не имеют друзей
Психофизический инфантилизм при эндокринных нарушениях это так называемый церебрально-эндокринный инфантилизм, клиническая картина которого включает ряд эндокринных дисфункций, вторично обусловленных недостаточностью подкорковых эндокринно-вегетативных центров, регулирующих деятельность желез внутренней секреции. Сюда относится v инфантилизм при церебральном гипогенитализме (М. Я. Серейский, Е. И. Крылова, 1933; К. С. Лебединская, 1969), v при субнанизме v при аберрациях в системе половых хромосом — синдромах Шерешевского — Тернера, Клайнфельтера и др. (М. М. Райская, 1968).
v Дети отстают в темпе физического развития и отличаются диспластичностью телосложения v Движения их часто неловки и неуклюжи, нарушена четкая координированность и последовательность движений v Несмотря на насмешки ровесников по этому поводу, такие дети стремятся к общению, принимают участие в общих мероприятиях, переживая в глубине души свою «неполноценность» .
v Дети отличаются повышенной внушаемостью, привязаны к близким людям, робки, пугливы, склонны к ворчливости, хвастливости, резонерству v Свойственно медленное включение в работу, повышенная отвлекаемость, отсутствие инициативы, гибкости и яркости воображения v Темп психической деятельности замедлен v Дети плохо оценивают межличностные отношения, не всегда понимают и медленно реагируют на шутки
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ: Дети используют словесные штампы взрослых, что выявляет своеобразную наивность их суждений, отличную от непосредственности реакций детей с гармоничным психофизическим инфантилизмом. Инфантильность своеобразно сочетается со склонностью к рассуждательству, нравоучениям, сентенциям, карикатурной «взрослостью» оборотов речи и внешней манеры поведения.
Источник
Задержка психического развития (ЗПР) – это замедление темпов психического развития, вследствие которого когнитивные (познавательные) функции (память, восприятие, внимание, мышление) и эмоционально-волевая сфера ребёнка существенно отстают от принятых возрастных норм.
На сегодняшний день ЗПР не является медицинским диагнозом, а употребляется как психолого-педагогическое понятие описательного характера, не указывающее на причины тех или иных нарушений, а лишь обозначающее имеющиеся у ребёнка проблемы развития. Термин применим только для детей дошкольного и младшего школьного возраста (до 10 лет). В более старшем возрасте при необходимости ребёнку ставится уже конкретный диагноз.
В раннем детском возрасте задержка психического развития чаще всего не бросается в глаза. Диагноз ЗПР ставится, когда ребёнок достигает 4-5-летнего возраста. Как правило, первыми начинают бить тревогу воспитатели средних и старших групп детских садов, они обращают внимание на то, что ребёнку приходится много раз объяснять одно и то же, его трудно заинтересовать, он много отвлекается и т.п. Часто родители не придают особого значения этим сигналам и не показывают ребёнка специалисту, предполагая, что это проходящие возрастные трудности, которые можно просто «перерасти». В таком случае ЗПР становится гораздо заметней при поступлении ребёнка в школу (из-за проблем с успеваемостью). Ребёнок с трудом усваивает учебный материал; ему интереснее играть (но сюжетно-ролевые игры для него слишком сложны); занятия интеллектуальной деятельностью его не привлекают (от неё он быстро устаёт); он имеет очень ограниченный запас общих знаний и т.п.
Помимо трудностей в обучении у многих детей с ЗПР есть проблемы с дисциплиной. И в саду, и в школе им часто делают замечания за плохое поведение. Дело в том, что таким детям трудно привыкнуть к саду, школе, вообще к коллективу, они сильно тоскуют по дому, им сложно понять, что существуют определённые общепринятые правила поведения и нужно научиться соблюдать их.
Как проявляется задержка психического развития?
При ЗПР отстают в развитии:
- все формы мышления — сравнение, абстрагирование, обобщение, анализ и синтез, мыслительная деятельность понижена;
- память — лучше воспринимается наглядный материал, сложно запомнить информацию на слух. Память детей с ЗПР развита плохо – они с трудом запоминают инструкции, им сложно пересказать текст или повторить задание;
- восприятие — для переработки информации таким детям нужно намного больше времени, чем их сверстникам. Им тяжело составить представление об окружающем их мире, представить величины (длина, ширина, объём), у них низкий уровень ориентировочно-исследовательской деятельности, пространственное восприятие снижено, они испытывают сложности с формированием целостного образа предмета;
- эмоционально-волевая сфера — свойственны инфантильность, эмоциональная нестабильность, возбудимость, сложности с организацией своей деятельности;
- внимание — ребёнку сложно сосредоточиться, сконцентрироваться, дослушать вопрос или задание до конца. Он перебивает, начинает отвечать раньше времени, ему трудно усидеть на месте, он слишком «громкий», импульсивный, нетерпеливый, несобранный. На уроках часто отвлекается, воспринимает информацию частично (фрагментарность внимания).
Ребёнку с ЗПР трудно ориентироваться в пространстве, он не сможет отыскать вещь, если изначально не знает, где она лежит, даже если она находится на самом видном месте. Также таким детям трудно определить какой-либо предмет наощупь, запомнить, как он выглядит, и рассказать о нём по памяти.
При ЗПР у детей часто наблюдаются низкая речевая активность, отставание речевого развития (ЗРР, ЗПРР). Их словарный запас беден, не соответствует возрастным нормам, фонематический слух плохо развит, речь не сформирована, высказывания примитивны и нецеленаправленны, они часто путают, пропускают или заменяют в словах звуки и буквы (парафазия).
Чем ЗПР отличается от ЗРР и ЗПРР?
Задержки речевого и психоречевого развития (ЗРР и ЗПРР) возникают вследствие органических поражений головного мозга, центральной нервной системы. Причинами отставания могут стать: болезни, перенесённые матерью во время беременности, гипоксия плода, патологии родов, хромосомные или генетические заболевания, тяжёлые инфекции, врождённые аномалии ЦНС, патологии сосудов головного мозга, ДЦП, психические заболевания (эпилепсия и т.п.), опухоли головного мозга и проч.
При ЗРР и ЗПРР:
- нарушения интеллекта вторичны, и своевременная коррекционная работа, направленная на речевое развитие, даёт положительную динамику нормализации интеллекта;
- отставание не синхронно – речевое развитие отстаёт гораздо больше, чем психическое;
- при своевременной диагностике и грамотной коррекционной работе со специалистами и дома с родителями ребёнок сможет догнать сверстников уже к старшему дошкольному возрасту.
При ЗПР:
- изначально именно интеллектуальное развитие не соответствует возрасту, как следствие – проблемы с формированием речи;
- нет специфических речевых ошибок, уровень речевого развития соответствует уровню развития детей более младшего возраста;
- развитие речи задерживается настолько же, насколько и общее психическое развитие в целом – сохраняется синхронность;
- речь может развиться спонтанно, просто позднее, чем у сверстников. Для коррекции вторичных проблем с речью могут потребоваться занятия с логопедом.
ЗПР = умственная отсталость?
Довольно часто детям с ЗПР ставится неверный диагноз – умственная отсталость (УО). Особенно от этого страдают дети, воспитывающиеся в детских домах. Действительно лёгкая степень УО и ЗПР имеют сходную симптоматику, но это разные нарушения, и для того, чтобы дифференцировать их, необходимо длительное всестороннее наблюдение специалиста.
Схожие симптомы
- эмоционально-волевая незрелость;
- инфантильность;
- низкий уровень познавательной активности;
- скудность представлений об окружающем мире;
- нарушения восприятия, мышления, памяти и речи;
- отсутствие таких умений, как анализ, обобщение, сравнение, синтез.
Различия между ЗПР и УО
Умственная отсталость – обобщённое название многих отклонений, при которых есть стойкое и необратимое снижение интеллектуальных способностей. Это комплекс синдромов, вызванных органическими поражениями, патологиями головного мозга (врождёнными или приобретёнными). При УО страдают мыслительные функции, наблюдается общее психическое недоразвитие, интеллектуальная недостаточность. Интеллект ребёнка с умственной отсталостью не превысит определённого уровня, какая бы тщательная работа с ним не проводилась.
В отличие от УО задержка психического развития обратима, ребёнок развивается в том же направлении, что и обычные дети, но значительно медленнее. Дети с ЗПР обучаемы, поддаются коррекции, адекватны в действиях (например, играя, используют игрушки в соответствии с их назначением). Во время учебных занятий они при помощи учителя способны усвоить принцип выполнения задания и использовать его для решения аналогичных задач. Для детей с ЗПР характерна скачкообразность развития всех форм мыслительной деятельности (например, внимание скачкообразно повышается к 8-9 годам). При ЗПР прогноз более благоприятный и имеется высокая вероятность вывода ребенка в «норму» при условии качественного психолого-педагогического сопровождения и участия семьи. Безусловно, при УО коррекционная работа также необходима, но как правило, динамика более медленная и имеет свой предел.
Очень важно как можно раньше дифференцировать ЗПР от умственной отсталости и вовремя начать коррекционную работу.
Причины ЗПР
- инфекции, перенесённые матерью во время беременности (токсоплазмоз, грипп, краснуха и проч.);
- интоксикация беременной (курение, алкоголь, лекарства и т.п.);
- резус-конфликт матери и ребёнка;
- внутриутробные инфекции;
- асфиксия плода;
- родовые травмы;
- наследственность;
- социально-бытовые факторы (условия жизни, воспитания, дефицит внимания (гипоопека), гиперопека, насилие, неблагоприятный психологический климат в семье, педагогическая запущенность).
Виды задержки психического развития
- ЗПР конституционального происхождения. Характеризуется существенной незрелостью эмоционально-волевой сферы ребёнка. Дети с таким типом ЗПР находятся на более раннем этапе развития, чем их сверстники (психический инфантилизм). Они очень привязаны к маме, не самостоятельны, им некомфортно вдали от своих близких, вне дома, трудно освоиться в новой обстановке, в незнакомом коллективе, тяжело приспособиться к непривычным условиям. Такой ребёнок эмоционально нестабилен, он часто бывает взбудоражен, чрезмерно активен. Даже в младшем школьном возрасте (после 7 лет) у него преобладают игровые интересы; учебная мотивация, свойственная детям этого возраста, практически отсутствует. Такой малыш всегда выглядит чуть младше своих ровесников. ЗПР конституционального происхождения может иметь наследственный характер.
- ЗПР соматогенного происхождения. Задержка такого типа бывает у детей, которые очень часто болеют, слабы физически, имеют какие-либо хронические заболевания, инфекции, врождённые или приобретённые пороки соматической системы, аллергии, детские неврозы и т.п. Из-за обшей ослабленности организма страдает и психическое развитие таких детей. Они отличаются низким уровнем познавательной активности, быстро утомляются, стеснительны, боязливы, не уверены в себе. К этой же категории ЗПР относятся дети, родители которых излишне опекают их, негативно реагируют на любые проявления самостоятельности, пытаются ограничить их общение с другими детьми (потому что «обидят, ничему хорошему не научат» и т.п.). Мешая нормальному формированию личности, гиперопека родителей способствует замедлению темпов психического развития. Проблема гиперопеки часто встречается как раз в семьях, где ребёнок много и часто болеет или имеет какой-то тяжёлый хронический недуг. Родители переживают за него и из лучших побуждений максимально ограждают его от внешнего мира.
- ЗПР психогенного происхождения. Причина — неблагоприятные социально-бытовые условия, в которых растёт ребёнок. Нарушение проявляется у детей из неблагополучных или неполных семьей, где воспитанию ребёнка уделяется не достаточно внимания. Появлению этого типа ЗПР способствуют: гипоопека, (безнадзорность, ребёнок предоставлен сам себе), напряжённая психологическая обстановка в семье, авторитарность, деспотичность родителей, агрессия, насилие в семье. В таких условиях у ребёнка развиваются невротические состояния, он даже не пытается что-то делать, т.к. заранее уверен в том, что у него ничего не получится (синдром выученной беспомощности). Дети с ЗПР психогенного происхождения безынициативны, нерешительны, не любознательны.
- ЗПР церебрально-органического происхождения – более распространено, чем остальные виды, и тяжелее поддаётся коррекции. Причинами задержки являются негрубые органические поражения нервной системы, которые могут быть вызваны: патологиями беременности, родовыми травмами, асфиксией плода, нейроинфекциями и т.п. Такие дети отличаются скудностью воображения, они неэмоциональны, равнодушны к тому, как другие люди их оценивают. При ЗПР церебрально-органического происхождения поражения нервной системы имеют очаговый характер и не влекут за собой стойких нарушений интеллекта. Это существенно отличает таких детей от детей с умственной отсталостью.
Диагностика ЗПР
Для определения ЗПР необходимо всестороннее комплексное обследование ребёнка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), в которую могут входить: психиатр, педагог-психолог, нейропсихолог, логопед, дефектолог (олигофренопедагог), невролог, педиатр и другие специалисты (при необходимости).
Специалисты проводят дифференциальную диагностику, которая включает в себя:
- тщательное изучение анамнеза (включая пренатальный и постнатальный период развития). Это поможет выявить первичные причины нарушения, понять их характер;
- общение непосредственно с ребёнком (знакомство, беседа, тестирование, психологическое обследование), в результате которого делаются выводы о состоянии его психического развития;
- разговор с родителями, в ходе которого выясняется, в каких условиях живёт и воспитывается ребёнок, какая в семье психологическая обстановка, какие отношения установлены между членами семьи.
После всестороннего изучения анамнеза ребёнка, состава его семьи, социально-бытовых условий его жизни специалисты выявляют первопричины, степень и характер нарушений, составляют педагогический прогноз и план коррекционной работы.
Коррекция задержки психического развития (ЗПР)
Родителям детей с задержкой психического развития нужно быть готовыми к тому, что процесс коррекции достаточно непростой и длительный. Таким детям нужна комплексная помощь сразу нескольких специалистов. Если ребёнку необходимо медикаментозное лечение, его обеспечивает невролог. Развитием когнитивных функций занимается дефектолог (олигофренопедагог). Психолог со своей стороны отвечает за развитие эмоционально-волевой сферы. При ЗПР показаны такие виды неразговорной психотерапии, как: песочная, игровая терапия, сказкотерапия, арт-терапия и проч. Для коррекции вторичных нарушений речи понадобится логопед.
Как проходит обучение детей с ЗПР?
В сентябре 2016 года в России был принят образовательный ?