Синдром профессиональной деформации его профилактика
Профессиональная деформация (от лат. deformatio — искажение) — когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности.
Изначально профессиональная деформация связывалась с распространением выработанных человеком профессиональных стереотипов — на другие сферы его жизни, включая вне-профессиональное поведение (поведение вне профессии) и общение[1].
Впервые термин «профессиональная деформация» ввёл Питирим Сорокин как обозначение негативного влияния профессиональной деятельности на человека. Профессиональную деформацию описывали в своих работах такие учёные, как С. Г. Геллерштейн (1930), Е.И. Рогов (1992, 2016), А. К. Маркова (1996), Э. Ф. Зеер (1999, 2003), С. П. Безносов (2004), Р. М. Грановская (2010), С. А. Дружилов (2013).
Исследователи выделяют профессиональную деформацию личности, профессиональную деформацию деятельности, профессиональную деформацию трудового поведения. Для обозначения негативных изменений в профессиональной деятельности используется также термин «профессиональные деструкции» (Э. Ф. Зеер, С. А. Дружилов)[2][3].
Связь с профессией[править | править код]
Наиболее подвержены профдеформации лица, работающие с людьми, например: работники правоохранительных органов, военные, руководители, депутаты, чиновники, социальные работники, педагоги, медики, психиатры, продавцы, сами психологи.[4] Для них профдеформация может выражаться в формальном, функциональном отношении к людям[5]. Как в сфере социономических профессий, так и в технических профессиях профдеформации по-разному выражаются в зависимости от конкретной профессии: у учителей — в авторитарности и категоричности суждений; у психологов, психотерапевтов — в стремлении манипулировать другим человеком, навязывать определённую картину мира, не учитывая мотивов и целей самого человека; у программистов — в тенденции искать ошибки в различных жизненных ситуациях, склонности к алгоритмизации.[6]
У управленцев профессиональная деформация может проявляться как рост агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, приводя к падению (или утрате) способности к эффективному общению, самосовершенствованию, развитию, вплоть до потери вкуса к жизни[5].
Аналогично происходит в творческих профессиях, так иллюстраторы Сергей Тюнин и Андрей Бильжо отмечали, что многие писатели категорически не воспринимают жанр карикатуры, так как являются «людьми слова»[7]:
«Моя практика и жизненный опыт доказывает, что хуже всего карикатуры понимают литераторы, потому что они чувствуют слово, они привыкли к слову, если там остроумная подпись они поймут, но визуально они, как правило, не секут… а вот как раз физики, математики привыкли к диаграммам и могут смеяться над какой-нибудь параболой».
— Художник Сергей Тюнин на канале «Культура».
Проявления[править | править код]
Частными случаями, способами проявления профессиональной деформации являются: административный восторг[8], синдром эмоционального «выгорания», управленческая эрозия[5].
Выделяют несколько способов систематизации проявлений деформации личности[источник не указан 2778 дней]:
- Первая систематизация
- Должностная деформация — руководитель не ограничивает свои властные полномочия, у него появляется стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению, исчезает умение видеть свои ошибки, самокритичность, возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное. Встречается чаще всего.
- Адаптивная деформация — пассивное приспособление личности к конкретным условиям деятельности, в результате чего у человека формируется высокий уровень конформизма, он перенимает безоговорочно принятые в организации модели поведения. При более глубоком уровне деформации у работника появляются значительные и иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств, в том числе властность, низкая эмоциональность, жёсткость.
- Профессиональная деградация — крайняя степень профессиональной деформации, когда личность меняет нравственные ценностные ориентиры, становится профессионально несостоятельной.
- Систематизация Рогова Е. И. По распространенности[9]
- Общепрофессиональные деформации — деформации, типичные для работников данной профессии. Например, учителя преподающие разные предметы, работающие в разных учебных заведениях по разным технологиям остаются похожими друг на друга.
- Типологические профессиональные деформации — вызваны слиянием, синтонностью личностных качеств с соответствующими функциями деятельности, что в педагогической профессии отражено в существовании таких типов как «предметник», «организатор», «методист» и др.
- Профессионально-специальные деформации — деформации, обусловленные специализацией в профессии, что позволяет, например, различать учителя младших классов от педагога старшей школы или учителя физкультуры от учителя математики.
- Индивидуальные деформации — деформации, обусловленные изменениями личности работника внешне не связанные с процессом деятельности, когда параллельно становлению профессионально важных качеств происходит развитие качеств не имеющих, на первый взгляд, отношения к данной профессии.
По направлениям профессионализации субъекта[10]
Деформации личности:
1.Акцентуирование профессионально важных качеств личности с одновременной деградацией свойств, не вовлеченных в деятельность.
2.Поглощенность личности деятельностью, постоянная потребность в ее выполнении, как единственно возможного способа самореализации, проявляющаяся в феноменах «трудоголизма»; профессионального «огрубления» личности; административного восторга; упоения властью и проч.
3.Изменения самосознания личности, фиксируемые в деформированных «Я-образе» и «Я-концепции» субъекта деятельности; представлениях работника о професссионально важных качествах; гипертрофированной оценке важности и значения своей профессии; произвольно-субъективной интерпретации нормативного поведения; в симптомах «неудовлетворенности собой» и имиджем профессии; психологическом пресыщении профессиональной деятельностью; в деидеологизации или сверхидеологизации сознания и проч.
4.Развитие у субъекта профессиональных состояний физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющиеся в синдроме «психического выгорания»; синдроме хронической усталости (СХУ); симптоме «переживания психотравмирующих обстоятельств»; симптоме «загнанности в клетку»; эмоциональной ригидности; «застревании» в своем профессиональном развитии и проч.
5.Формирование неадекватной регулятивной системы стабилизации личности, включающей феномены психологической защиты; самообмана; поведенческих деформаций; профессионального маргинализма; снижение аналитических способностей, гибкости мышления, умения взглянуть на ситуацию с другой позиции и проч.
Деформации профессиональной деятельности:
1.Деформация основных компонентов профессиональной деятельности, начиная от мотивов и заканчивая результатом.
2.Приверженность инструкциям реализуемая с помощью таких форм поведения как формализм, педантичность, жесткая регламентация деятельности; излишняя уверенность в непогрешимости используемых методов; противодействие новым способам и формам работы; низкая профессиональная мобильность; блокирование становления индивидуального стиля деятельности и проч.
3. Устранение эмоциональных проявлений из сферы профессиональной деятельности, что отражается в эмоциональной отстраненности; «приборном фетишизме»; опоре на профессиональные стереотипы; упрощенном восприятии ситуации; искажении нравственных ориентиров; снижении фрустрационной толерантности и проч.
4.Деформация профессиональных функций и норм, фиксируемая в феноменах редукции (упрощения) профессиональных обязанностей; инверсии субъективного смысла профессии; ослабление контроля за реализацией профессионального поведения; выученной беспомощности; управленческой эрозии; поведенческой ригидности; неэффективности принимаемых решений; появлении «теневых функций» профессии; информационной пассивности и проч.
Деформации профессионального взаимодействия:
1. Монологичность и необсуждаемое доминирование, проявляющиеся в чувстве своей абсолютной правоты; когнитивной ригидности; демонстрации авторитарности и агрессии; эффекте «упоения властью»; переоценке личностью своих возможностей; симптоме «личностной отстраненности, или деперсонализации»; симптоме двойной морали; расщеплении вербального и реального планов; восприятии партнера общения как объекта для манипуляций, тяготящего своими проблемами и самим фактом существования и проч.
2.Жесткая структурированность и формализованность взаимоотношений в системе «субъект-объект», что обнаруживается в отношении к объекту профессиональной деятельности как «типичному представителю» или неодушевленному предмету; взаимодействии не с конкретным человеком, а со стереотипом, сложившимся у субъекта; в симптоме «эмоционального дефицита»; невозможности войти в положение объекта, соучаствовать, сопереживать; безразличии, равнодушии, душевной черствости и проч.
3.Оценочность взаимоотношений связано с гипертрофированием оценочной функции, при этом субъект деятельности присваивает себе право на любые оценки, что приводит к профессиональному цинизму; наблюдению и оценке объекта сквозь координатную сетку своих классификаций; симптому «эмоционально-нравственной дезориентации» и проч.
4.Перенос особенностей и методов профессионального взаимодействия на общение в других сферах и взаимодействие с ближайшим социальным окружением. Данное направление деформаций проявляется в нарушении взаимопонимания, коммуникативных барьерах, симптоме «расширения сферы экономии эмоций» и проч.
Причины[править | править код]
Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, — это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности.
Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и всё более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения.
В психологической литературе выделяют три группы факторов, ведущих к возникновению профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой деятельности, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера.
Психологические механизмы профессиональных деформаций[править | править код]
При рассмотрении профессиональных деформаций следует исходить из понимания того, что профессионал — это человек в целом. Соответственно, деформирующим изменениям в процессе длительного выполнения профессиональной деятельности могут подвергаться все его уровни (индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности). Проявляться эти деструктивные изменения будут в профессиональной деятельности, профессиональном поведении (при вхождении и выходе из профессиональной деятельности), а также в профессиональном и внепрофессиональном общении.
Профессиональную деформацию рассматривают как «искажение» психологических моделей профессии и деятельности, либо их деструктивное построение[11].
Профессиональные деструкции[править | править код]
В первом приближении можно говорить о профессиональных деструкциях как крайней форме выражения профессиональных деформаций. Но дифференциация (различение) понятий «профессиональные деформации» и «профессиональные деструкции» — не в степени нарастания негативных проявлений. Здесь действуют разные психологические механизмы.
При профессиональных деформациях происходят искажения, — структуры деятельности или свойств личности профессионала.
А при профессиональных деструкциях происходит разрушение (либо деструктивное построение) — структуры выполняемой деятельности (изменение её направленности на иные цели и результаты) или личности (её ориентация на противоположные ценности — трудовые и жизненные) профессионала.
Профессионально-деструктивная деятельность как проявление профессиональной маргинализации и депрофессионализации (разрушение профессионализма)[12]
Стереотипы[править | править код]
- Стереотип «начальник должен быть жесткокожим, твёрдым, настойчивым» меняет структуру управленческого взаимодействия, переводя её на режим угрозы наказанием за проступок, приказное общение.
- Стереотип «начальник всегда прав» отрицательно влияет на самостоятельность решений и суждений работника, формирует безынициативность, ожидание приказов и распоряжений со стороны руководства.
- Стереотип догматического следования приказам порождает установку на бездумное выполнение любого приказа начальника, часто ведёт к внутриличностным конфликтам, если имеется собственное мнение о необходимости действовать по-другому.
- Стереотип «маленького человека» ведёт к снижению профессиональной самооценки, проявлению конформизма и отсутствию собственных суждений по тому или иному служебному вопросу.
- Стереотип «оптимального» ролевого поведения часто выступает как механизм приспособительного поведения к определённым служебным ситуациям и конкретным профессиональным действиям. Так, угрожающее и агрессивное поведение рассматривается как оптимальное для получения показаний от подозреваемого и т. д.
- Стереотип «нахождения виновного» оправдывает все действия по нахождению виновного, его наказанию и т. п. При этом работа по выявлению истинных причин неэффективности деятельности уходит на задний план, и её недостатки не вскрываются.
В общем, не профессиональном, словоупотреблении термин профессиональная деформация используется в более слабом смысле, указывая (нередко с иронией) лишь на некое влияние профессиональных привычек на поведение людей в частной жизни, перенос специфически профессиональных стереотипов и установок на поведение вне работы.
13-й СанЪ: Суть термина «Профессиональная деформация личности» мне была непонятна в полной мере даже после выступления на конференции в академии с данной темой.
Но когда пришедший ко мне в гости друг-фотограф на мою просьбу «снять куртку» в прихожей, взял и сфотографировал её(!), — всё сразу же встало на свои места…
https://bash.im/quote/395628
Профилактика и преодоление[править | править код]
Профилактика профессиональной деформации представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации.
Необходимо осваивать техники управления сознанием, развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой, укреплять силу воли, а главное, не зацикливаться на стереотипах, стандартах, шаблонах и действовать по ситуации, в реальном времени, исходя из непосредственных условий.
Примечания[править | править код]
- ↑ Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — 6-е. — СПб.: Речь, 2010. — 560 с.
- ↑ Лобанова, А. В., Жигимонт, С. Н. Профессионально обусловленные деструкции… Краснодар, 2014 г.
- ↑ Позитивная психология менеджмента. Монография — Под ред. Никифорова Г.С. — Google Книги
- ↑ См. профдеформация у прокуроров или у других лиц (недоступная ссылка).
- ↑ 1 2 3 Управление персоналом. Словарь-справочник
- ↑ Психология профессионализма // Маркова А. К. «Знание», 1996
- ↑ Канал «Культура», программа «Наблюдатель» от 20.09.2012 (см. с 38.40), художник Сергей Тюнин.
- ↑ Определение термина «административный восторг» в Викисловаре
- ↑ Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. — Монография. — Ростов-на-Дону: Ростовский педагогический университет, 1994. — 340 с.
- ↑ Рогов Е.И. Психология становления профессионализма. — монография. — Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2016. — 340 с. — ISBN 978-5-9275-1931-6.
- ↑ Дружилов С.А. Профессиональные деформации и деструкции как следствие искажения психологических моделей профессии и деятельности // Журнал прикладной психологии. — 2004. — № 3. — С. 56-62.
- ↑ Дружилов С.А. Профессионально-деструктивная деятельность как проявление профессиональной маргинализации и депрофессионализации // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2017. — № 2. — С. 45-63.
Литература[править | править код]
- Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. — СПб.: Речь, 2004. — 272 с. — ISBN 5-9268-0258-X.
- Дружилов С. А. Психология профессионализма. — 2-е изд., испр., доп. — Харьков: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2017. — 360 с.
- Зеер Э. Ф. Психология профессий. — 2-е изд, перераб. и доп. — М.: Академический проект, 2003. — 336 с. — (учебное пособие для вузов).
- Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 312 с.
Ссылки[править | править код]
- Профессиональная деформация как негативное явление // Кузьмина Ю. М.
- Научная школа профессиональной деформации
- Профессиональная деформация личности, профилактика, причины: педагог, врач, маркетолог, менеджер по туризму
Источник
Профилактика профессиональной деформации педагогов
Дорогунцева Ангелина Васильевна Психолог ГБУ ЦССВ «Радуга»
С таким явлением как профессиональная деформация мы сталкиваемся достаточно часто, порой даже не замечая этого и не придавая поведению того или иного человека особого значения, списывая все на усталость, стресс и прочее. Объяснить подобное поведение отчасти можно тем, что каждый из нас львиную долю своего свободного времени, а значит и большую часть своей жизни, проводит на работе, что рано или поздно приводит к неосознанному переносу каких-либо рабочих привычек в повседневную жизнь.
Профессиональная деформация (от лат. deformatio) — – это нарушение целостности личности, ее неустойчивость и дезадаптация в эмоционально-волевой сфере, приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности.
Другими словами, профессиональная деформация личности представляет собой «перенос» своих навыков, знаний и качеств в повседневную жизнь.
Примеров деформации в современном обществе огромное множество, причем встречается это явление во многих сферах деятельности. Очень часто по поведению человека, которого уже коснулась подобная деформация, можно легко определить род его деятельности.
Так, встретив человека, который очень любит всем объяснять как себя вести и что нужно делать в той или иной ситуации, вы невольно подумаете, что он наверняка педагог. А давнюю знакомую постоянно старающуюся решить ваши личные проблемы и сопереживающую всему, что ей рассказывают, вы наверняка причислите к практикующим психологам.
В наибольшей степени профессиональные деформации раздаются у представителей социономических профессий, постоянно взаимодействующих с людьми: врачей, педагогов, работников сферы обслуживания и правоохранительных органов, госслужащих, руководителей, предпринимателей и др.
По мнению психологов, профессиональная деформация развивается из профессиональной идентичности, когда человек настолько привыкает только к одной социальной роли, что не может из нее выбраться. Он становится исполнителем своих обязанностей не только на работе, но и дома. Вот только оценить уровень своей профессиональной деформации сложно, так как для этого требуется умение посмотреть на себя со стороны, причем максимально критично. За объективным мнением психологи советуют обратиться к близкому человеку.
Деформация уже близко, если:
- близкие все чаще говорят тебе, что с тобой сложно иметь дело;
- тебе часто говорят, что разговор с тобой напоминает разговор с психологом / учителем / следователем / юристом / врачом – ты переносишь в обычную жизнь профессиональный язык общения;
- твой круг знакомых практически полностью состоит из коллег;
- все твои разговоры рано или поздно сводятся к рабочим вопросам;
- тебя интересует только то, что относится к твоей профессии;
- ты воспринимаешь знакомых как объект своей работы;
- ты исключаешь наличие у себя и своих коллег проявлений эмоций и переживаний в рабочей обстановке;
- ты связываешь свой успех исключительно с профессиональной деятельностью;
- ты боишься потерять работу, профессию, коллег.
Предпосылками деформации являются:
- однообразные функции и действия, которые в итоге приводят человека к психологическому барьеру: ему уже сложно будет приспособиться, если он окажется в новых условиях;
- акцент на мотивы выбора профессии: это может быть стремление доказать свою значимость, приобрести определенный социальный статус, добиться влсти;
- сверхожидания в начале профессиональной деятельности, которые в итоге не соответствуют реальности.
Эти факторы являются лишь предпосылками, которые в итоге рано или поздно приведут к профессиональной деформации работника.
Основные причины ее развития являются:
- нежелание работать в этой области – некоторые понимают, что эта работа не для них сразу, кому-то нужны годы;
- профессиональная усталость, накапливающаяся за годы работы;
- возрастные изменения – в молодости эта профессия была для вас подходящей, а сейчас вы выполняете свои функции автоматически, хотя с возрастом цели поменялись;
- непонимание целей своей работы;
- монотония – постоянная однообразная работа;
- перегруз служебными делами;
- высокая самоуверенность;
- высокий уровень нервозности, утомляемость;
- постоянный стресс;
- неправильная дисциплина;
- отдача всего себя работе при непризнании ваших заслуг коллегами;
- напряженность, конфликты среди коллег;
- нехватка условий для самовыражения, когда творческий подход и новые идеи отвергаются без обсуждения;
- невозможность дальнейшего обучения, повышения квалификации, профессионального роста.
Причины деформации у конкретного человека могут быть несколько иными – каждый из нас индивидуален. Общими же причинами можно назвать монотонность работы, однообразные функции, высокий уровень стресса, утомляемость, профессиональную усталость.
Изменения личности человека в результате профессиональной деформации разделяют на четыре вида:
1. Общепрофессиональные деформации, прослеживаются у большей части работников со стажем, хотя уровень выраженности данной группы деформаций различен. (например у работников правоохранительных органов развивается синдром «асоциальной перцепции», при котором каждый гражданин воспринимается как потенциальный нарушитель; у руководителей — синдром «вседозволенности» и др.
2. Специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации по профессии. Любая профессия объединяет несколько специальностей. Каждая специальность имеет свой состав деформаций. Например, терапевты ставят угрожающие диагнозы, хирурги циничны, медсестры черствы и равнодушны.
3. Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуалъно-психологических особенностей личности: темперамента, способностей, характера – на психологическую структуру деятельности.
4. Индивидуализированные деформации, обусловленные особенностями работников самых различных профессий Это может быть сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм.
Профилактика профессиональной деформации представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации и включает меры как психологического, так и непсихологического организационно-управленческого, воспитательного характера.
Профессиональная деформация может быть как полезной, так и приносить серьезные проблемы.
Польза. Иногда деформация действительно полезна, потому что некоторые чисто профессиональные навыки могут очень помочь в повседневной жизни. Например, человек, занимающий пост начальника, может применить свои способности для организации какого-нибудь семейного мероприятия. Врач всегда знает, как оказать первую медицинскую помощь. Главное, не стоит забывать о границе между работой и жизнью. Вы можете ненадолго включать в себе профессионального работника в обычных условиях, но только ненадолго.
Негативных последствий деформации гораздо больше:
- Чувство административного восторга – когда человек, получивший мало-мальски значимую должность, смотрит на окружающий свысока;
- Эмоциональное выгорание – когда работа поглощает настолько, что психологический защитный барьер падает, человек сгорает и не видит смысла в жизни;
- Управленческая эрозия – когда в результате деформации руководитель превращается в неэффективного и скорого на расправу тирана;
- Снижение адаптивности личности – когда человек не ищет в своей профессии ничего нового;
- Ухудшение взаимоотношений с окружающими – когда шаблоны общения на работе переносятся на обычную жизнь.
Чтобы таких последствий избежать, надо вовремя заметить первые ее признаки и устранить их. Так как проблема имеет психологическую природу, то все ее причины кроются в нас самих, а, значит, и победить ее можем только мы сами.
Начать необходимо с самостоятельно проверки того, насколько деформация проявляется именно в вас. Для этого можно использовать два приема:
Прием 1: ответьте сами себе на вопрос «Кто я?». Ответов должно быть не менее 10, каждый из них запишите на листе бумаги. Затем к каждому ответу придумайте три определения «Какая Я?». Определения не должны повторяться. А потом необходимо проанализировать записанное. Чего не хватает в списке? Какие роли вы не учли, потому что их число ограничено 10, но они для вас важны? Важнее ли они тех ролей, которые вы записали? Если важнее, то именно на эти социальные роли и стоит обратить внимание. Также необходимо проанализировать и характеристики, которыми вы описали в каждой роли.
Прием 2: нарисуйте круг и отделите из него сектор, отражающий объем твоих функций как работника. Остальную часть круга разделите между остальными своими интересами. Теперь проанализируйте: объем каких ты хотел бы увеличить? За счет каких секретов? Ват вам и ответ на вопрос, о каких сферах жизни вы практически забыли, задвинув их работой.
Для предотвращения профессиональной деформации проводите такую самодиагностику почаще.
Все мероприятия, которые обычно используют в борьбе профессиональными деформациями, можно разделить на четыре основных направления:
1. Приспособление себя к работе. Часто это называют «профессиональным ростом», подразумевая за этими словами развитие у работника таких качеств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание, сострадание, понимание человека, то есть совершенствование способностей приема и переработки информации, связанной с другим человеком. И чем более отвлеченно это будет происходить от личной информации, то есть от собственных взглядов, чувств, отношения и т.д., тем это будет более профессионально.
Работник посещает различные профессионально ориентированные тренинги и семинары для обретения навыка существования в этих неестественных условиях, другими словами он «развивает» свою личность для того, чтобы она умещалась в профессиональных рамках.
2. Приспособление работы к себе. Это — противоположное направление; что-то вроде чувства протеста: не я должен приспосабливаться к своей работе, а она должна быть приспособлена ко мне.
Это направление включает в себя изменение профессиональных, организационных и других рамок, адаптацию их к себе, к своему организму, к своей душе. Конечно, их можно и нужно менять. Однако, эти изменения — главным образом внешние (например, изменение условий труда) и практически не касаются содержания работы: несмотря ни на какие изменения.
3. Экономичный расход «эмоционального топлива». Здесь имеется в виду уменьшение эмоциональных затрат, связанных с профессиональной деятельностью. Среди мероприятий, направленных на поддержание устойчивого психологического состояния работника можно назвать разные способы «психологической защиты», оберегающие сотрудника от «вовлеченности в процесс»; сюда же относятся «контроль контрпереноса», «разделение ответственности», формализация и структурирование своей деятельности, использование «техник» и прочее. В результате чрезмерной фиксации на этом направлении в итоге получается, что работа становится стандартной, где работник уже спокойно выполняет свои обязанности.
4. Восстановление. Сюда относятся мероприятия, направленные на восполнение потерь, которые понес сотрудник, пройдя через профессиональные отношения. Сюда также относятся различные способы компенсации затраченных усилий и стимулирующие мероприятия: отслеживание результата, получение благодарности от клиентов, коллег, материальное вознаграждение, самопрезентация в среде специалистов.
Существует также немало конкретных способов преградить путь профессиональным деформациям:
1. Культивирование других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью. То есть у специалиста, ежедневно полностью отдающего себя работе, нет шансов функционировать на высоком уровне. Наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы сочетать работу с саморазвитием, учебой, исследованиями, написанием научных статей.
2. Внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций.
3. Поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации.
4. Удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс.
5. Стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях, а также умение проигрывать без самоуничижения и агрессивности.
6. Способность к самооценке без упования только на уважение окружающих.
7. Открытость новому опыту.
8. Умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни.
9. Обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам).
10. Чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу.
11. Участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом.
12. Периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно.
13. Участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с профессиональной деятельностью.
14. Хобби, доставляющее удовольствие.
15. Выполнения психотехнических упражнений.
В любой профессии важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. В течение небольшого времени, затраченного на выполнение психотехнических упражнений, можно снять усталость и обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности в себе. Для усиления эффекта упражнений-релаксаций можно рекомендовать использование цвета.
16. Игры-формулы, в свою очередь, используются для вербального (словесного) самовнушения.
Мероприятия по устранению или снижению воздействия профессиональной деформации на уровень профессионального стресса, производительность труда и в целом на работника можно рассмотреть с точки зрения того, что организация может сделать для сотрудника:
Организация физической среды:
Улучшение условий для отдыха и приема пищи.
Четкое структурирование производственного процесса во времени и пространстве.
Кабинеты психологической разгрузки.
Привлечение работников при планировании работы, различных нововведений, режимов работы.
Проведение опросов по организации производства.
Проведение собраний в коллективах.
Проведение серий семинаров-тренингов с руководителями среднего и низшего звена (по типу “мозгового штурма”) по выявлению и решению проблем на производстве.
Переквалификация и повышение квалификации работников.
Анализ кадрового состава отдельных подразделений по выявлению специальностей, которые необходимо провести через переобучение.
Выделение отдельных сотрудников, которые имеют перспективы для роста (профессионального и служебного).
Со стороны администрации нужна система поощрений, должны использоваться методы психологической разгрузки, релаксация прямо на работе, работник должен быть сделан на том, каким образом руководители могут структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для исполнителей.
Важным аспектом в профессиональной деятельности сотрудника является саморегуляция. Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда он сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. В ситуации, когда работник находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям. Или в случае если он находится в ситуации оценивания со стороны коллег ил других людей.
Психологические основы саморегуляции включают в себя управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. Зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня.
Мероприятия по профилактики профессиональной деформации педагога включают в себя:
- Психологическое консультирование. Оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций, профессиональных виктимных деформаций, достижении эмоциональной устойчивости, способствующей непрерывному личностному и профессиональному росту и саморазвитию, преодоления «жертвенной позиции».
- Психологическая коррекция .Активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Психокоррекция производится, если в ходе консультации выявлены отклонения от функциональной нормы в профессиональном поведении личности
В рамках психокоррекционного направления объектами коррекционной работы выступают, как правило, нормативные предписания, должностные инструкции, виктимизирующие личность педагога, обуславливающие формирования жертвенного стиля педагогического общения, зачастую выражающегося