Синдром профессионального выгорания в педагогической профессии
Наталья Евсеева
Профессиональное выгорание у педагогов
В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания, работников (далее будет применяться термин «профессиональное выгорание» как наиболее адекватный).
Что такое синдром профессионального выгорания?
Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех,кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения.Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. С точки зрения концепции стресса (Г. Селье, профессиональное выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощения.
Стадии профессионального выгорания
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний;специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но. скучно и пусто на душе;
исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой,все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
притупляются представления о ценностях жизни,
эмоциональное отношение к миру «уплощается», чело
век становится опасно равнодушным ко всему, даже к
собственной жизни;
такой человек по привычке может еще сохранять
внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но
его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Три аспекта профессионального выгорания
Первый — снижение самооценки.
Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
Второй — одиночество.
Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект-объектные отношения.
Третий — эмоциональное истощение, соматизация.
Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т. д.
Симптомы профессионального выгорания
ПЕРВАЯ ГРУППА: психофизические симптомы
Чувство постоянной усталости не только по вече
рам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
ощущение эмоционального и физического истощения;
снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
общая астениэация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
частые беспричинные головные боли; постоянные
расстройства желудочно-кишечного тракта;
резкая потеря или резкое увеличение веса;
полная или частичная бессонница;
постоянное заторможенное, сонливое состояние и
желание спать в течение всего дня;
одышка или нарушения дыхания при физической
или эмоциональной нагрузке;
заметное снижение внешней и внутренней сенсор
ной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
ВТОРАЯ ГРУППА: социально-психологические симптомы
Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
повышенная раздражительность на незначител ные, мелкие события;
частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
постоянное переживание негативных эмоций,
для которых во внешней ситуации причин нет (чувство
вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что что-то не так, как надо»);
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или я не справлюсь»;
общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»,
ТРЕТЬЯ ГРУППА: поведенческие симптомы
Ощущение, что работа становится все тяжелее и
тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
сотрудник заметно меняет свой рабочий режим
(увеличивает или сокращает время работы);
постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
руководитель затрудняется в принятии решений;
чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
невыполнение важных, приоритетных задач и
«застревание» на мелких деталях, не соответствующая
служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
дистанцирование от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
злоупотребление алкоголем, резкое возрастание
выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Психологические условия педагогической деятельности и личности педагога
Про деятельность педагогов написано много замечательных книг, авторами которых были и ученые – теоретики, и педагоги – практики.Назовем только некоторые известные всем фамилии: В. А. Сухомлинский, Ф. М. Гоноболин, Г. С. Костюк, А. И. Щербаков, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Я. А. Каменский и др. Кажется, не одна сфера человеческой деятельности не привлекает такого внимания.
«Педагогическая деятельность – это, прежде всего передача детям определенных знаний. Главное, с чем должен идти педагог к детям, — знание предмета, эрудиция, владение информацией, хорошее самочувствие, самооценка, любовь к детям, душевное равновесие, психологический климат, эмоциональный настрой и многое другое».
Не вызывает сомнения, что любая профессиональная работа, помимо физических и психологических особенностей имеет основанием личностные качества, содействующие успеху деятельности человека. В первую очередь это относится к профессиям, где объектом профессиональной активности человека выступает другой человек, и взаимодействие “ человек – человек” зависит от качеств того и другого.
Таким образом, не вызывает сомнения то, что педагог должен обладать определенной суммой каких-то высоких личностных качеств, педагогическая литература переполнена попытками обозначить качества, без которых нет успеха педагогической работы.Но такие попытки обычно заканчиваются перечислением достоинств современного культурного человека таких как: гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие и прочие столь же прекрасные черты достойного человека, но не являющиеся производными определенной профессии.
Щуркова Н. Е. в своей работе “Классное руководство”, говорит о том, что если исходить из сущности и содержания профессии педагога,то основные личностные черты это:
1. Интерес к жизни. Влияние этой личностной черты на содержание и характер работы педагога чрезвычайно сильное, и тем более сильное, что оно незаметно даже самому учителю. Детство, так неравнодушное к жизни не прощает равнодушия к жизни кого-либо, тем более, если такое равнодушие проявляет педагог. Интерес к жизни – условие работы с детством, это условие эффективности воспитания, так как воспитание непременно ориентировано на формирование способности быть счастливым, а в основе такой способности лежит принятие жизни как таковой в качестве великого дара природы.
2. Интерес к человеку как к таковому. Под ним подразумевается такое общее отношение к человеку как феномену в системе живых организмов на земле.
Когда внимание разного рода личностным проявлениям “Я” человека связано с познанием человеческой души, с уважением индивидуальности, с признанием права человека на особенности и несходство с другими людьми и когда в отношении к человеку сохраняется ценностная позиция вне зависимости от конкретных характеристик этого человека. Если педагогу интересен человек как таковой, решается, или легко снимается целый ряд проблем. Решается пресловутый вопрос “любви к ребенку”, потому что педагогу при наличии интереса к человеку интересен каждый воспитанник. Нельзя любить сотни и тысячи людей, с которыми приходится работать педагогу в течение своей профессиональной жизни: для этого не хватит духовных и физических сил. Но, имея интерес к человеку, работать с множеством маленьких детей, при всей сложности и тонкости этой работы легко, если обеспечена профессиональная компетентность. Интерес к человеку помогает обрести профессиональное равновесие и устоять на профессиональной высоте, а значит, трезво искать решение проблемы.
3. Интерес к культуре. Как личностная характеристика он, с одной стороны, является условием успешности профессиональной работы педагога, а с другой стороны эта черта личности развивается в процессе воспитания. В понятие культуры входит все, что возделывается человеком, все, что стало преобразованием натуры. Когда речь идет об интересе к культуре педагога, то имеется в виду широкая палитра его интересов к технике, науке, искусству, устройству быта, политическому устройству общества, морали, экономике, гигиене и др. форм созидания в этом мире.
Согласно Щурковой Н. Е. перечисленные выше личностные характеристики являются базовыми. Обозначим теперь профессиональные качества, обеспечивающие успешное педагогическое общение и взаимодействие педагога с детьми более подробно. Столяренко Л. Д.к таким качествам относит:
— наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;
— способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;
— гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей учащихся;
— умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; умение управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;
— способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);
— умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
— хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;
— владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на учащихся в требуемом направлении;
— способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приемов воздействия, “приспособлений” и “пристроек”).
По мнению Щурковой Н. Е. все перечисленные личностные качества не заменяют профессионализма, и поэтому вредны призывы к самосовершенствованию личности педагога, если они не подкрепляются хорошим профессиональным обучением, но, тем не менее, их влияние сильно и основательно.
Выявленные личностные качества профессионально ценностные, они необходимы как условие, они достаточны для педагога,но они обладают еще одной важной ролью: сберегают физическое, психическое здоровье педагога, укрепляют его духовные силы.
— Социально-психологические факторы.Анализ взаимодействия между социально-психологическими отношениями работников к объекту их труда можно провести в двух направлениях: позиции работников по отношению к своим реципиентам и особенностей поведения самих реципиентов (учеников). Существует взаимосвязь между данной характеристикой и «выгоранием». Данная зависимость может быть обусловлена спецификой самой деятельности. Так педагоги, характеризующиеся наличием опекающей идеологии во взаимоотношениях с детьми, а так же не использующие репрессивную и ситуационную тактики, демонстрируют высокий уровень выгорания. С другой стороны, атмосфера в коллективе учащихся и их отношение к учителю и учебному процессу могут провоцировать возникновение выгорания у педагогов. В частности, отмечается, что апатия детей и неблагоприятная атмосфера в группе или классе, например, активное сопротивление учителю в виде негативного поведения учеников вызывают у педагогов «выгорание».
Таким образом, на основании вышесказанного, мы видим, что профессия педагога может быть отнесена к “разряду стрессогенных, требующих от него самообладания и саморегуляции”. Проявления стресса в работе педагога разнообразны и обширны. Так, в первую очередь выделяются фрустрированность, тревожность, изможденность, депрессия, эмоциональная ригидность и эмоциональное опустошение – это цена ответственности, которую платит педагог.
Рассмотрим теперь индивидуальные факторы, в эту группу включены социально-демографические и личностные особенности. Орел В. Е. отмечает, что из всех социально — демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст и стаж. Причины спада профессиональной деятельности педагога старшего возраста, так называемый “педагогический криз”, выделяет Ю. Л. Львова. По ее мнению,это:
— во-первых, стремление педагога использовать новые достижения науки и невозможность их реализовать в сжатые сроки обучения; отсутствия отдачи учащихся; несоответствие ожидаемого результата и фактического;
— во-вторых, возникновение и развитие излюбленных приемов, шаблонов в работе и осознание того, что нужно менять сложившуюся ситуацию, но как менять – неизвестно;
— в-третьих, возможность изоляции педагога в педагогическом коллективе, когда его поиски, инновации не поддерживаются коллегами, что вызывает чувство тревоги, одиночества, неверия в себя.
Большая часть учителей справляется с кризом, но частично он может оказывать влияние на развитие «выгорания». Чтобы избежать профессионального выгорания педагогу могут помочь определенные качества личности.
Качества, помогающие специалисту избежать
профессионального выгорания:
Во-первых:
хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).
высокая самооценка и уверенность в себе, своих
способностях и возможностях.
Во-вторых:
опыт успешного преодоления профессионального
стресса;
способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
высокая мобильность;
открытость;
общительность;
самостоятельность;
стремление опираться на собственные силы.
В-третьих:
способность формировать и поддерживать в себе
позитивные, оптимистичные установки и ценности — как
в. отношении самих себя, так и других людей и жизни
вообще.
Для того чтобы избежать встречи с синдромом профессионального выгораниянужно помнить следующее:
1.Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
2. Любите себя или, по крайней мере старайтесь себе нравиться.
3.Подбирайте депо по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои сипы.
4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
5. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними,
6. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
7. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня.
Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
8. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу,задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
Источник
Бессердечье к себе — это тоже увечье. Не пора ли тебе отдохнуть?
Прояви, наконец, сам к себе человечность, — Сам собою побудь…
Е. Евтушенко
Представьте себе такую ситуацию — вам нравится работа, коллектив хороший, вами довольно начальство и денег вроде бы достаточно, а если нет, то, по крайней мере, зарплату мы получаем без задержек. Вроде бы работать и работать.
Однако не все так просто. Наверняка вам знакома ситуация, когда все вроде бы отлично, но вы ощущаете усталость, депрессию, не хочется идти на работу. Иногда может вдруг стать все равно, как вы работаете, вы испытываете вялость и апатию.
Многие педагоги после нескольких лет работы испытывают состояние близкое к стрессовому. Они чувствуют постоянное утомление, головные боли, бессонницу, общее ухудшение здоровья, вызванное неврозами, сердечнососудистыми нарушениями, ослаблением иммунитета.
Почему это происходит? Почему работа не приносит радость и чувство удовлетворения?
Оказывается, на это есть простой ответ — профессиональное выгорание.
Согласно современным данным под профессиональным выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения.
Многие исследования показывают, что педагог — это профессия, которая в большей степени подвержена влиянию выгорания.
Это связано с тем, что в современных условиях деятельность преподавателя буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, высокая ответственность, необходимость быть все время в форме.
По причине хронического переутомления преподаватель становиться не готовым к позитивному принятию нововведений, повышению собственной профессиональной компетентности.
Синдром профессионального выгорания имеет свои стадии и начинается настолько незаметно, что не каждый может его определить.
Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания у педагога:
на первой начальной стадии у преподавателей наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли студенту планируемый вопрос, и т. д.). Из-за боязни ошибиться, это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий на фоне ощущения нервно-психической напряженности;
на второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», нарастание апатии к концу недели, увеличение числа простудных заболеваний, повышенная раздражительность.
третья стадия — собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил.
Однако профессиональное выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления.
Можно выделить три группы факторов, оказывающих влияние на развитие синдрома выгорания:
- К личностным факторам риска «выгорания» относятся склонность к интраверсии; реактивность; низкая или чрезмерно высокая эмпатия; жесткость и авторитарность по отношению к другим; низкий уровень самоуважения и самооценки и др.
В ряде исследований обнаружилось, что наиболее подвержены «выгоранию» трудоголики — те, кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, полностью поглощен работой, постоянно трудится без отдыха, ежедневно работает с полной самоотдачей и ответственностью, в ущерб другим личным интересам и потребностям.
- Статусно-ролевые факторы риска выгорания включают ролевой конфликт; ролевую неопределенность; неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом (самоактуализацией); низкий социальный статус; ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность; отверженность в значимой (референтной) группе.
- Ккорпоративным (профессионально-организационным) факторам риска выгорания относятся нечеткая организация и планирование труда; монотонность работы; вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки; строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения; негативные или «холодные» отношения с коллегами, недостаточная поддержка со стороны коллег; конфликты, конкуренция; дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки; др.
Следует отметить, что ни один из факторов сам по себе не может вызвать выгорания. Его возникновение — это результат действия совокупности всех факторов, как на профессиональном, так и на личностном уровне.
Знание стадий и факторов синдрома профессионального выгорания позволит более серьезно отнестись к своевременной профилактике развития этого синдрома.
Своевременная профилактика выгорания включает в себя следующие направления работы.
1. Помоги себе сам. Педагог, используя методы саморегуляции, релаксации, может ликвидировать первые симптомы синдрома профессионального выгорания. Саморегуляция необходима, чтобы успокоиться, восстановиться и активизироваться. Можно использовать следующие способы саморегуляции:
Активизация чувства юмора — попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьезной ситуации;
Самоубеждения, самоприказы, вызывающие спокойное состояние — «Я спокойна!», «Стоп!», «Все будет хорошо!»
Концентрация внимания на чем-то: рассматривание цветов в помещении, вслушивание в звуки за окном;
Глубокое дыхание;
Снятие мышечного напряжения — различные движения типа подтягивания, расслабления мышц;
Общение с животными;
Высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
2. Эмоциональная поддержка. Здесь необходима работа по развитию у преподавателей умения разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные решения, способности достигать поставленные цели и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личному совершенствованию. Для этого могут быть использованы разного рода тренинги, психологические практикумы.
3. Создание системы дел, повышающих значимость педагогической профессии. Некоторые исследователи большую ответственность за выгорание педагогов возлагают на администрацию.
Администрация может смягчить развитие «сгорания», если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию.
Необходимо создать благоприятные условия во время рабочего дня: обеспеченность справочными материалами и пособиями, техническая оснащенность. Помещение должно соответствовать нормам санитарно-гигиенических требований (освещенность, температура, удобная мебель).
Кроме того, важна возможность технического перерыва для принятия пищи, восстановления сил.
Таким образом, универсального рецепта от «сгорания» нет, — протекание процесса, способы выхода из него зависят от структуры и психологических особенностей личности. Потому нужно знать себя, свою «природу», понимать, что вызывает у Вас определенные состояния, как Вы можете ими управлять. Человеческий организм от природы обладает колоссальным потенциалом, механизмами саморегуляции и восстановления сил! Возможно, наша задача — не мешать «природному» уму, которым нас наделяет жизнь? И для этого нам нужно учиться — учиться слушать себя, правильно заботиться о себе, координировать эмоции и чувства, получать удовольствие, строить теплые отношения…
Проявите внимание к самим себе, — и жизнь во всех её проявлениях (работа, семья, друзья, отдых) принесет радость и силы, чтобы «жить, гореть и не угасать»…
У каждого человека эти источники индивидуальны!
Решения проблемы профессионального и эмоционального выгорания могут быть разными.
Важно заняться тем, что дает Вам энергию и душевный подъем.
Источник