Синдром профессионального выгорания у специалистов социальной сферы
Одной из наиболее распространенных форм нарушений профессионального здоровья является профессиональное выгорание — выработанный личностью защитный механизм в ответ на психотравмирующие воздействия в сфере профессиональной деятельности.
Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное, напряженное общение с другими людьми, свойственен, как и другим специалистам системы “человек — человек”, синдром эмоционального выгорания или феномен эмоционального выгорания, он проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванное интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Это связано также с тем, что в своей деятельности социальный работник помимо профессиональных знаний, умений и навыков в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода эмоциональным донором.
При всем многообразии определений выгорания — термина, введенного в 1974 г. американским психиатром X. Дж. Фрей- денбергом, —- выделяют три основных компонента: эмоциональное, а нередко и сопутствующее физическое истощение, которое приводит к невозможности отдаваться работе в прежней мере; деперсонализация, т. е. исполнение своих обязанностей без внутреннего участия или, напротив, с негативной эмоциональной реакцией, или “дегуманизация” общения; и последний, третий, компонент — редукция личных достижений, или, другими словами, угнетающее осознание собственной профессиональной некомпетентности. Как правило, выгорание как психосоматический синдром, состояние внутреннего слома чаще всего сопутствует представителям сферы обслуживания: менеджеры, врачи, учителя в силу своих служебных обязанностей должны находиться в состоянии постоянной мобилизации душевных сил для доброжелательного и отзывчивого общения с клиентами.
В. Е. Орел так описывает стадии эмоционального профессионального выгорания.
Первая стадия эмоционального выгорания — фаза напряжения -— начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний.
Вторая стадия характеризуется возникновением недоразумений с теми, для кого работает профессионал. Вначале они скрытые — профессионал начинает с пренебрежением и издевкой рассказывать о тех людях, которым он оказывал помощь. В дальнейшем возросшая неприязнь к пострадавшему проявляется при общении с ним. Вначале это бывает с трудом сдерживаемая антипатия, но наступает момент, когда сдержаться уже не удается и раздражение выплескивается непосредственно на голову человека, который ждет поддержки и надеется на помощь. Эти же симптомы могут проявиться и в отношениях с членами семьи.
Третья стадия выгорания считается наиболее серьезной, так как в этом случае искажаются представления о ценностях труда, об общечеловеческих ценностях. В отношениях с коллегами, близкими чувствуется холод и безразличие. Эмоциональное отношение человека к миру упрощается, и он становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.
Таким образом, эмоциональное выгорание приобретается в процессе профессиональной деятельности специалиста и является выработанным личностью механизмом психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций.
Выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать ресурсы. В то же время синдром выгорания негативно сказывается в сфере профессиональной деятельности, межличностных отношений, соматического здоровья.
По мнению исследователей, негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса — профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, что отрицательно сказывается на профессиональном развитии личности.
Сам феномен выгорания, как правило, рассматривается и как результат, и как процесс. В отличие от протекания процесса профессионального выгорания, описанного В. Е. Орлом, Д. Г. Трунов характеризует его следующим образом.
Начальная стадия характеризуется чрезмерной активностью и отказом от потребностей, не связанных с работой, что постепенно приводит к усталости и истощению. Далее развитие синдрома профессионального выгорания приводит к снижению уровня собственного участия в профессиональной деятельности, нарастающему отчуждению по отношению к коллегам и общей неудовлетворенности работой.
Затем следуют перемежающиеся депрессивная и агрессивная эмоциональные реакции, переходящие в фазу деструктивного поведения, когда заметно понижаются интеллектуальные способности выполнять сложные задания, инициативность замещается полным безразличием к работе. Формальный подход к выполнению требований вместе с предельной самоизоляцией от окружающих достигают апогея.
Психоэмоциональный надлом личности приводит к соматическим расстройствам — постоянному напряжению, неспособности к расслаблению, бессоннице, повышению давления, головным болям, снижению иммунитета, а также прогрессированию различных видов зависимостей (алкогольной, наркотической, игровой, интернет-зависимости и др.).
Дном, на которое опускается окончательно выгоревший, является экзистенциальное отчаяние, всепоглощающее чувство беспомощности и бессмысленности жизни, которое иногда может закончиться суицидом.
Основными причинами выгорания являются следующие:
- 1. Значительное повышение требований, предъявляемых к специалисту, постоянное расширение круга обязанностей (нелинейное возрастание нагрузок вместе с изменением условий профессиональной деятельности соответственно вызовам времени).
- 2. Прессинг со стороны работодателя, предполагающий готовность постоянно жертвовать свободным временем, семьей, здоровьем ради блага дела.
- 3. Пресыщенность работой (привычка).
- 4. Общая фрагментированность жизни, невозможность уединиться и сосредоточиться по причине необходимости быть постоянно “на связи”, отвечать на звонки и письма электронной переписки.
В своей деятельности специалист социальной сферы помимо профессиональных знаний, умений и навыков в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода эмоциональным донором.
К видам (формам) деформации личности, вызванной преимущественно изменениями эмоционально-волевой сферы и существенно сказывающейся на жизнедеятельности специалиста вследствие его профессиональной деятельности, относятся:
A. Выгорание специалиста — термин, который употребляется в европейских странах и Америке при характеристике профессиональной деформации личности. Оно рассматривается как процесс и как результат. Как процесс —- постепенное охлаждение человека к клиентам, с которыми он работает, их болям и проблемам, своей профессиональной деятельности, превращение его в функционера. Как результат оно доводит специалиста до полного безразличия, конъюнктурности в отношении личности клиента, своей профессиональной деятельности и ее результативности. В этом случае последствия выгорания сказываются не только на работе, но и дома, на отношении к себе и к своим близким. О таком человеке говорят, что он “перегорел” или “сгорел” и теперь “холоден” не только в работе, но и в жизни.
Б. Перегорание специалиста — характеристика специалиста, который под воздействием негативных факторов профессиональной деятельности оказывается в состоянии, негативно отражающемся на его отношении и качестве профессиональной деятельности. Оно проявляется в безразличии к самой деятельности и ее результатам, черствости в отношении к клиенту, его судьбе. Перегорание является следствием его выгорания, результатом выгорания.
B. Профессиональная усталость — деформация личности, происходящая под длительным воздействием негативных факторов профессиональной деятельности и приводящая к негативному состоянию специалиста на рабочем месте, быстрой усталости, низкой продуктивности труда. Она может быть следствием длительного (повседневного) эмоционального перенапряжения специалиста, переутомления под воздействием профессиональной практики и недостаточности внимания к личному отдыху, восстановлению своих физических и духовных сил и др.
Г. Хроническая усталость — состояние человека под воздействием факторов профессиональной деятельности, характеризующееся постоянным чувством усталости на работе, даже тогда, когда речь заходит о профессиональной деятельности. Она является следствием длительной профессиональной деятельности, разрушения эмоциональной сферы специалиста. Для человека в этом состоянии характерно нежелание работать, безразличие к клиенту, деятельности и ее результату, неумение сосредоточиваться над проблемами профессиональной деятельности, раздражительность, апатия ко всему, что окружает его на рабочем месте, и проч. Хроническая усталость сохраняется не только на работе, но и вне ее, во взаимодействии с другими людьми, дома.
Д. Разрушение личности — это самый опасный вид профессиональной деформации личности. Оно обусловлено комплексом психических нарушений, существенно влияющих на жизнедеятельность специалиста. Разрушению подвергается прежде всего эмоционально-волевая сфера человека как результат его профессиональной деятельности. Типичным его проявлением часто является состояние общей тревожности, возбудимости человека, постоянного раздражительного отношения к клиенту, другим людям, в том числе и близким. Все это негативно сказывается на профессиональной и иной деятельности социального работника. Преодоление подобной деформации требует целенаправленной индивидуальной помощи специалистов (медицинских работников, психологов и психиатров) -— реабилитации.
Личностно-поведенческая деформация личности социального работника — деформация личности, обусловленная взаимодействием внутренних качеств и поведения человека, приводящая к качественным личностно-поведенческим изменениям, — как следствие профессиональной деятельности. В этом случае длительные негативные поведенческие изменения под воздействием профессиональной деятельности приводят к личностным. Проявление подобной деформации характеризуется тем, что разочарование, выгорание, разрушение личности специалиста происходит на нравственно-поведенческом, авторитарноситуативном или вульгарно-бесконтрольном фоне. Формами деформации специалиста могут быть самые разнообразные сочетания всего того негативного в личности во всем ее многообразии вследствие профессиональной деятельности.
Итак, неблагоприятные эмоциональные состояния клиентов (разочарование, отчаяние, апатия, фрустрация, страх, подавленность, тревога, одиночество, безнадежность и др.) пробуждают у специалиста социальной сферы собственные негативные переживания. Общаясь с клиентами, помогая им преодолевать проблемные ситуации, специалисты сами испытывают ряд трудностей. В результате объективно трудная ситуация клиента становится субъективной трудностью специалиста, включенной в его профессиональное самосознание.
Источник
Проблема синдрома эмоционального выгорания специалистов, обслуживающих пожилых людей на дому, является актуальной на сегодняшний день, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих социальных работников, их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья.
Синдром эмоционального выгорания социальных работников, обслуживающих пожилых людей, вызван рядом специфических особенностей их деятельности. К их числу можно отнести огромную ответственность за жизнь и здоровье пациентов пожилого и старческого возраста, которая тяжким грузом ложится на их плечи; длительное нахождение в «поле» отрицательных эмоций — страдания, боли, отчаяния, раздражения и так далее, которые так или иначе по механизму эмоционального заражения передаются сотрудникам центров, кроме того, пожилые клиенты умирают, что тоже влияет на состояние сотрудников социальных центров.
Первый компонент – эмоциональное и физическое истощение
Проявление может быть различно на разных стадиях развития эмоционального выгорания, но в общем случае к первому компоненту относятся раздражение, равнодушие, опустошенность, эмоциональное и психическое пресыщение, на физическом уровне может возникать даже чувство тошноты. В данном случае человек, ранее с огромным энтузиазмом относившийся к своим обязанностям, коллегам и рабочему месту понимает, что работа уже не вызывает подобных эмоций и воодушевления. Эмоциональные ресурсы исчерпаны, наступает апатия, отторжение своего профессионального «я».
Второй компонент – деперсонализация
Деперсонализацию можно охарактеризовать, прежде всего, как искажение и разрушение взаимоотношений «выгорающей» личности с другими людьми. Появляется негатив к клиентам, коллегам, подчиненным, пациентам. Человек перестает видеть за каждым новым контактом личность, приходит равнодушие, формализм, отношение к людям, как к «пушечному мясу». В начале растущего эмоционального выгорания подобное поведение и переживания могут быть скрыты, но в процессе развития истощения все выходит на поверхность и зачастую приводит к конфликтам в семье и на работе, проявлениям цинизма, раздражительному общении с другими людьми.
Третий компонент рассматриваемой модели – снижение профессиональной продуктивности
Человек редуцирует собственные достижения, негативно или равнодушно оценивает себя как профессионала своего дела даже при наличии крупных успехов в работе, говорит о недостаточности своих возможностей, умений и знаний, занижая тем самым свою самооценку, старается отгородиться от работы, снять с себя ответственность и переложить ее на чужие плечи.
Как мы видим, эмоциональное выгорание очень негативно влияет на личность в целом и на профессиональную деятельность в частности. Выгорание не появляется внезапно, это процесс, проходящий несколько стадий, каждая из которых характеризуется своими собственными симптомами.
Первая стадия профессионального выгорания – «медовый месяц». На этом этапе сотрудник доволен своей работой, с удовольствием, наслаждением и энтузиазмом выполняет свои должностные обязанности. Тем не менее, постепенно такое трепетное отношение к работе начинает затухать, человек получает один за другим рабочие стрессы, деятельность, которая приносила столько позитива и выполнялась с огромным зарядом энергии, перестает радовать и приносить положительные эмоции.
Вторая стадия – «недостаток топлива». У работника еще есть внутренне ресурсы для продолжения работы с энтузиазмом, однако лишь в случае высокой мотивации, но в ущерб собственному здоровью. Если же этой мотивации нет, то начинает возникать усталость (с риском перехода ее в хроническую), апатия и вялость, на физическом уровне – бессонница. Если работник не получает, как было сказано выше, никакого стимулирования, то интерес к компании и к своей работе в ней стремительно снижается. Продуктивности нет, возможны нарушения трудовой дисциплины, невыходы на работу, небрежность в работе.
Третья стадия эмоционального выгорания – «хронические симптомы». Истощение переходит на физический уровень. Работа без отдыха и желания, на износ приводит к заболеваниям, снижению иммунитета, злости на себя и окружающих, раздражительности. У человека появляется ощущение безысходности, невозможности что-то изменить, приходит чувство пустоты, отсутствия времени и кажется, что подобное состояние продлится вечно.
Четвертая стадия выгорания – «кризис». Название стадии говорит само за себя: человек переживает кризис профессиональной деятельности и эмоциональных переживаний на этот счет. Появляется недовольство собой, своей работой, качеством жизни. Человек постепенно утрачивает трудоспособность, болеет.
Пятая стадия выгорания – «пробивание стены». Человек в прямом смысле упирается в стену своей профессиональной деятельности. Возникает угроза – сможет ли человек вообще продолжать работу. Развиваются серьезные болезни и проблемы как на физическом уровне, так и в психологической сфере.
Как избежать эмоционального выгорания:
Прежде всего необходимо применять методы саморегуляции, исследованные нами ранее при обсуждении стрессов
Никогда не страдай в одиночку (не держи в себе свои тревоги, проблемы), поговори с тем, кому доверяешь — подругой, котом (молчаливым и благородным слушателем).
Используйте все виды терапии: — музыка (тихая, негромкая, любимая);
- природотерапия: полистай альбомы с натюрмортами; прогулки по лесу.
- приласкай кота, собаку, погуляй на свежем воздухе;
- трудотерапия: вымой посуду, полы;
- лечение сном: спи, когда хочется и сколько хочется, спи днем (15-40 минут), дневной сон-сон красоты.
- помогает частое мытье рук под струей холодной воды;
- массаж.
- разрядка эмоций (выразить вслух или письменно все, что вы хотели и хотите сказать.)
Хочется напомнить о некоторых способах саморегуляции:
Способы, связанные с воздействием слова: Самоприказы, самопрограммирование вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями; сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова ”именно сегодня” :
“Именно сегодня у меня все получится”; “ Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной” и т.д.
Самоодобрение, самопоощрение: Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно- психических нагрузок,- одна из причин увеличения нервозности, раздражения.
Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов хвалить себя, мысленно говоря: “Молодец!”, “Умница!”, “Здорово получилось!” и т.д.
Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3-5 раз.
Значение методов расслабления и периодов отдыха неоспоримо для предупреждения этого синдрома.
И самое главное, активная деятельность, рост сотрудника как профессионала, как специалиста, своевременное обучение и применение новых навыков на деле, самая лучшая профилактика эмоционального выгорания.
Источник
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Профессиональная деятельность социального работника, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника. [4]. Все это может привести к синдрому профессионального выгорания, который является следствием профессиональных стрессов и представляет собой совокупность стойких симптомов, проявляющихся в негативных эмоциональных переживаниях и установках относительно себя и своей работы. Выгорание представляет собой трехмерный конструкт, включающий эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. [3].
Рассмотрим их подробнее. Начнем с эмоционального истощения, которое проявляется в появлении у работников чувства эмоциональной опустошенности и усталости, утрате интереса к окружающему, равнодушии или эмоциональном пресыщении и симптомов депрессии, вызванных собственной работой.
Второй фактор-это деперсонализация, которая предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо для них.
И заканчивается все редукцией личных достижений, а именно возникновением у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии:
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но… скучно и пусто на душе;
исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
В сущности, происхождение «выгорания», невозможно однозначно связать с теми или иными организационными, личностными или ситуационными факторами. Оно является результатом сложного взаимодействия личностных особенностей человека, ситуации его межличностных отношений с его профессиональной и рабочей ситуацией, в которой он находится. Однако риск выгорания снижается при высокой профессиональной компетентности и высоком социальном интеллекте. А это означает, что кадры социальной работы — должны обладать высоким уровнем профессионализма, который формируется посредством компетентностного подхода в профессиональной трудовой деятельности. Компетентностный подход предполагает ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности и в личной и профессиональной деятельности. [2]. Неслучайно в Федеральном законе от 10.12.1995 № 195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» в ст. 25 подчеркивается: «Эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг» [1]. Основываясь на данное положение, автором было проведено социологическое исследование на базе Областного государственного автономного учреждения социального обслуживания «Геронтологический центр» по теме «Компетентностный подход в профессиональном становлении личности специалиста», с целью изучения структуры профессиональной компетентности социального работника. На основании исследования автором была разработана структура компетентности, в которую входят три компонента:
базовые профессиональные качества;
личность специалиста;
нравственность специалиста.
Именно на этих трех компонентах отражает свое воздействие синдром профессионального выгорания. Если не обращать внимания на появившиеся признаки выгорания, то дальше последуют такие крупные неприятности, как депрессии, нервные срывы, психосоматические расстройства. А также профессиональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих социальных работников, их деятельность и самочувствие, но и на клиентов которые вынуждены обращаться за помощью к данным специалистам, и поэтому становятся «заложниками синдрома».
Чтобы не пропустить опасный поворот, за которым уже начинается синдром выгорания, необходим комплекс мероприятий, который был разработан автором и направлен на каждый элемент структуры компетентностного подхода. К нему относятся:
1.Проведение информационного занятия на тему: «Сущность синдрома профессионального выгорания и факторов, способствующих его возникновению».
2.Проведение занятия на тему: «Обучение определенным навыкам копинг поведения».
3.Проведение внутренних мероприятий, направленных на повышение привлекательности работы в организации.
4.Моральное стимулирование работников.
5.Проведение семинаров по управлению конфликтами и развития навыков межличностного общения.
6.Проведение семинаров по управлению конфликтами и развития навыков межличностного общения.
7.Школа социального работника
8. Проведение конкурсов профессионального мастерства.
Работа специалиста социальной сферы предъявляет высокие требования, особо ответственна и люди, занимающиеся этой деятельностью должны быть компетентными работниками, которые умели бы успешно справляться с различными трудностями, возникающими в ходе выполнения своих непосредственных профессиональных функций. Характеристики личности специалиста могут в той или иной мере обуславливать его профессиональное становление, а выполнение профессиональной деятельности, в свою очередь, вызывает определенные личностные изменения, которые влияют на осуществление этой деятельности и на психологическую структуру самой личности. Эти изменения называются профессиональным выгоранием. Профессиональное выгорание — это динамический процесс, который возникает поэтапно. Все начинается с эмоционального истощения и заканчивается возникновением у работника чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, неуспеха в ней. Поэтому необходима целенаправленная работа по его преодолению, которая будет направлена на профессиональные качества специалиста, его личность и нравственность.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1995. – № 50.
2. Шмелева Н.Б. Профессиональная и социально-личностная компетентность и компетенция, их соотношение в подготовке социальных работников.// Вестник учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. 2008.№ 3.С. 99-103
3. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова – 2-е изд. – СПб: Питер, 2008. — 189с.
4. Фирсов М.В. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студентов вузов / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – Москва: ВЛАДОС: Московский государственный социальный университет, 2001. -431с.
Источник