Синдром профессионального выгорания у педагогов дошкольного учреждения

Лариса Сосновских
Мастер-класс «Профессиональное выгорание педагогов в ДОУ и его профилактика»

Мастер-класс: «Профессиональное выгорание педагогов

в ДОУ и его профилактика».

В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателя в образовательном учреждении стала особенно острой. Говоря о дошкольных образовательных учреждениях, все чаще звучат призывы к широкому применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. И это, безусловно, важно, однако не стоит забывать, что во многом здоровье воспитанников дошкольного учреждения определяется педагогом, его здоровьем – не только физическим, но и психическим и психологическим. Повышаются требования со стороны общества к качеству образования, и, следовательно, к личности педагога и его роли в образовательном процессе. Такая ситуация уже потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека. А также, любая профессия, связанная с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью постоянно контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Профессия педагога является еще более сложной, поскольку он в процессе работы взаимодействует и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Профессиональные деформации педагога – это изменения, нарушающие целостность личности, снижающие уровень адаптации и эффективность профессионального функционирования, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере. Одной из форм профессиональной деформации является профессиональное выгорание.

Под «эмоциональном выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов воспитателя, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.

У людей заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает негативизм и усталость. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная и моральная ответственность за жизнь и здоровье вверенных воспитателю детей, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.

Основные симптомы профессионального выгорания.

психофизические;

социально-психологические;

поведенческие.

Психофизические симптомы.

Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости).

Ощущение эмоционального и физического истощения.

Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию).

Общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии).

Частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта.

Резкая потеря или резкое увеличение веса.

Полная или частичная бессонница.

Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня.

Одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке.

Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.

Социально-психологические симптомы.

Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности).

Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события.

Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя).

Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность).

Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»).

Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь».

Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Поведенческие симптомы:

Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее.

Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы).

Постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает.

Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам.

Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий.

Дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности.

Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Синдром эмоционального выгорания – это долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности. На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы. К ним можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующей высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциональных факторов, которые воздействую на труд человека и могут вызывать сильное напряжение и стресс.

Проявление СЭВ у педагогов (в зависимости от стажа работы).

Более 50% — у педагогов со стажем работы от 5 до 7 лет или от 7 до 10 лет;

• 22% — со стажем от 15 до 20 лет;

• 11% — у педагогов 10-летним стажем;

У педагогов со стажем работы более 10 лет выработаны определенные способы

саморегуляции и психологической защиты);

8% — со стажем от 1года до 3 лет.

Профилактика профсгорания.

Этапы психологической профилактики профессионального выгорания педагогов:

1. Выпуск буклетов, памяток, постеров, выступления на педсоветах и собраниях коллектива — информирование сотрудников о том, как помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность.

2. Эмоциональная поддержка и стимулирование — создание хорошего климата внутри коллектива, чувства достаточной эмоциональной поддержки от коллег и администрации.

3. Профессиональная помощь в сохранении качества профессиональной деятельности педагогов — повышение квалификации, диагностика личностных особенностей и особенности проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов, организация работы творческих групп.

Естественные способы профилактики профессионального выгорания.

Физическая нагрузка.

Саморегуляция.

Творчество.

Полноценный отдых.

Практическая часть.

Цель: предупреждение синдрома профессионального и эмоционального выгорания педагогов.

Задачи:

1. Снижение эмоционального напряжения.

2. Способствовать сплочению коллектива, желанию поддержать друг друга.

3. Показать жизненные стратегии — позитивного восприятия жизни, получения и принятия жизненного опыта.

4. Сформировать установку на сохранение и укрепление психического и физического здоровья.

Читайте также:  История болезни психиатрия депрессивный синдром

Упражнение «Самоанализ».

Инструкция: В левой половине листа нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас.

Сейчас мы с вами постараемся с помощью упражнения снять психическое напряжение и окунуться в мир объятий.

Упражнение «Моечная машина»

Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».

Релаксация «Храм тишины». Инструкция. Вообразите себя гуляющим на одной из улиц многолюдного и шумного города: Ощутите как ваши ноги ступают по мостовой: Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры: Возможно, некоторые из них выглядят встревоженными, другие спокойны: или радостны: Обратите внимание на звуки, которые вы слышите: Обратите внимание на витрины магазинов: Что вы в них видите?. Вокруг очень много спешащих куда-то прохожих:. Может быть, вы увидите в толпе знакомое лицо. Вы можете подойти и поприветствовать. А может быть, пройдете мимо: Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице?. Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по другой улице. : Это более спокойная улица. Чем дальше вы идете, тем меньше вам встречается людей: Пройдя еще немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от других: Вы видите на нем большую вывеску «Храм тишины»: Вы понимаете, что этот храм — место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу же оказываетесь окруженными полной и глубокой тишиной: Побудьте в этом храме: в тишине. : Потратьте на это столько времени, сколько вам нужно: Когда вы захотите покинуть храм, толкните двери и выйдите на улицу. Как вы сейчас себя чувствуете?

Упражнение «Самоанализ».

Психолог: — Возьмите, пожалуйста, листочки, где вы рисовали геометрические фигуры. В правой половине листа нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас. Если вы выбрали другую геометрическую фигуру по сравнению с началом упражнения и другой цвет, то это говорит о том, что данный тренинг повлиял на вас положительно в том случае, если синий, черный, коричневый цвет поменялись на красный, зеленый, желтый.

Если вы изобрази круг, значит, вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с окружающими.

Если квадрат — вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием.

Если треугольник вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.

Игра «Волшебная шкатулка».

Цель: Поднятие настроения. В конце семинара-практикума участникам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка, которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время. Варианты пожеланий:

— Тебе сегодня особенно повезет!

— Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!

— Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

— Люби себя такой, какая ты есть, — неповторимой!

— Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!

— Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!

— Сегодня твой день, успехов тебе!

— Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это! и т. д. Можно также пожелать педагогам создать такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности эмоционального и профессионального.

Психолог: — И в заключении я бы хотела вам сказать, берегите себя для себя! Спасибо за внимание!

Источник

Проблема профессионального

выгорания педагогов ДОУ

«Сгореть» на работе очень актуально для человека современного общества, особенно для того, кто по роду своей деятельности осуществляет многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми (работники социальной сферы, педагоги, врачи, юристы, менеджеры и руководители различных уровней). На языке психологии труда данное явление называют синдромом профессионального выгорания. Он выражается в психическом, эмоциональном и физическом изнеможении и имеет разнообразные симптомы: чувство хронической усталости, напряженность, раздражительность, тревожность, нарушение аппетита, сна, рост заболеваемости, негативное отношение к реципиентам, потеря интереса к работе и к жизни. Современные ученые отмечают, что наиболее подвержены синдрому профессионального выгорания педагоги. По мере увеличения стажа их работы и возраста, увеличения профессиональной нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. В результате психологическое, физическое и социальное здоровье педагога подвергается серьезной опасности. Что, в свою очередь, отрицательно влияет на всех участников образовательного процесса.
Неблагополучие психологического здоровья, проявление синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют и на профессиональную состоятельность воспитателя детского сада и на здоровье воспитанников. Психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей. Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья педагогов является одной из приоритетных и актуальных задач образовательного пространства.
        Любое напряженное психологическое состояние характеризуется суженностью сознания и сверхконцентрацией человека на своих переживаниях. Ослабление внутренней напряженности достигается если человек сумел произвести действие децентрации: «снял» центр ситуации с себя и перенес его на какой-либо предмет или внешние обстоятельства. Децентрация позволяет перенести, «выбросить» отрицательное состояние во внешнюю среду и тем самым избавиться от него.

Читайте также:  Признаки синдрома дауна на узи 34 недели

        Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей. В работе по профилактике нервно-психической напряженности первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся.

Программа «Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ» ориентирована на оказание психологической помощи  воспитателей в решении вопросов личностного благополучия, на обучение навыкам восстановления своих сил через овладение способами психической саморегуляции и на активизацию внутренних ресурсов личности. Педагогу важно овладеть навыками расслабления мимических мышц, чтобы их применять при необходимости в ситуациях педагогической деятельности. Важным резервом стабилизации своего эмоционального состояния является совершенствование дыхания. Эффективной саморегуляции способствует использование приемов воображения для визуализации.

Принципы работы, лежащие в основе программы:

-учет индивидуальных, психологических особенностей педагога;

-принцип системности;

-принцип программированного обучения;

-деятельностный принцип коррекции;

-принцип комплексности методов психологического воздействия;

-принцип усложнения;

-принцип учета эмоциональной сложности материала.
Цель программы: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов, формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов, развитие эмоциональной устойчивости воспитателя.

Задачи: 

-познакомить участников с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными симптомами, причинами возникновения и развития, способами профилактики и преодоления;

-обучить способам психической саморегуляции, способствовать осознанию возможности саморегуляции эмоционального состояния;

-создание  условий, способствующих снятию напряжения, чувства тревоги, сплочению педагогического коллектива, развитию навыков взаимоподдержки;

-снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения;

-содействовать активизации личностных ресурсных состояний;
-сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья.

-налаживание коммуникативных связей внутри коллектива.

Ожидаемые результаты:

-овладение умениями и навыками психологической саморегуляции поведения,
-снижение уровня эмоционального выгорания,
-активизация личностных ресурсов пелагогов,

-улучшение настроения и самочувствия.
Способы проверки ожидаемых результатов:
-диагностика уровня психического выгорания (методика К. Маслак модифицированная Н.Е. Водопьяновой «Опросник психического выгорания педагогов и воспитателей» на первом занятии и по окончании цикла занятий);

-тестирование «Состояние вашей нервной системы» К. Либельт (на третьем занятии);
-анкеты-отзывы;
Каждое занятие состоит из 3 этапов:

1 этап Упражнения на сплочение группы, формирование доверия

Цель: эмоциональный и физический разогрев, раскрепощение, формирование партнерского взаимодействия участников. Применяется телесно-ориентированная терапия с использованием упражнений на снятие излишнего напряжения

2 этап Мини-лекции и упражнения на осознание и принятие своих чувств

Цель: знакомство с понятием «синдром эмоционального выгорания». обучение способам психической саморегуляции, развитие позитивного самовосприятия, осознание особенностей самовосприятия и осознаниие особенностей восприятия себя другими.

3 этап Медитация, релаксация и визуализация

Цель: Осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов; определение и снятие излишнего напряжения с использованием техники напряжения и расслабления.

Заключительный этап Рефлексия

Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе

Структура и краткое содержание.

Программа рассчитана на 4 занятия по 1,5 часа. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели в течение 2 месяцев. Формируются 2 подгруппы педагогов.  Наполняемость каждой подгруппы: 8-10 человек. Учитываются пожелания педагогов по формированию групп. Первое занятие – это лекция и входная диагностика. Остальные занятия представлены лекциями с элементами социально-психологического тренинга. В их основу положено обучение педагогов способам и приемам психической саморегуляции, овладение которыми способствует эффективной коррекции состояний синдрома выгорания. В конце последнего занятия проводится диагностика психического выгорания педагогов и воспитателей, предлагается анкета-отзыв для отслеживания результатов тренинга.

Материалы и оборудование: опросник «Психологическое выгорание» (К. Маслак, Н.Е. Водопьяновой), тест «Состояние вашей нервной системы» (К. Либельт), листы бумаги А 4, простые и цветные карандаши, ручки, музыкальный центр, диски с инструментальной музыкой, шнурки, ленточки, бумага, ножницы, карандаши, маркеры, краски, модели предметов, мяч, газеты, клей, мягкая игрушка.

Упражнение «Имена-качества».

Цель: создание позитивного настроя, обмен чувствами.

Ведущий начинает выполнять упражнение первым. Держа мяч в руках, называете свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно начинается на ту же букву, что и ваше имя, например: Светлана – “смелая”. Затем мяч перекидывается другому участнику и тот называет свое имя и качество: «Марина – мечтательная, миролюбивая», и т.д..

Упражнение «Подарки».
 Цель: Упражнение способствует консолидации группы и формированию эмоционально — позитивной атмосферы. Ведущий заранее готовит игровой материал: непрозрачный пакет и чистые полоски бумаги (билеты). Каждому игроку желательно дать не более двух билетов; если группа маленькая, можно раздать по три билета. На каждом билете игроки записывают качество, которое они больше всего они ценят в людях. Этого никто другой не видит. После этого билеты сворачиваются трубочкой и укладываются в пакет. Ведущий перемешивает все билеты. Все садятся в круг, а стул с пакетом ставят в центре круга. Ведущий выбирает того, кто должен достать билет, про себя прочитать его и отдать тому, кто, по его мнению, обладает данным качеством. Получивший «подарок» про себя читает его, благодарит, затем сам выбирает билет и дарит его какому — то участнику. И т.д. Упражнение не должно выполняться в условиях полного молчания. Необходимо стимулировать шутки, веселье. Можно следить за тем, чтобы передача «подарков» не сконцентрировалась в руках двух — трех игроков, иначе остальные почувствуют себя ненужными.

Упражнение  «Волшебная шляпа». 

Инструкция: – Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент  рядом стоящему.  Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, и т.д. Тот, которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно!».

Читайте также:  Вертеброгенная цервикобрахиалгия с тоническим синдромом

Анализ упражнения: Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания? Удалось ли Вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?

Игра-Упражнение «Шеренга»

Цель: сплочение коллектива.

Построиться в шеренгу по росту; цвету волос; алфавиту имен; размеру ноги; знаку зодиака.

Игра-Упражнение «Опустить предмет»

Цель: Тренировка умения действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей. Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.

Участникам дают гимнастический обруч и просят держать горизонтально на указательных пальцах вытянутых рук. Задача участников – опустить предмет в указанное ведущим место. При этом он

должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если кто-то теряет контакт с предметом или он падает, игра начинается заново.

Обсуждение: Возникли ли сложности при выполнении такого, простого на первый взгляд,

задания? Если да, то с чем они связаны, как их удалось преодолеть? Если нет, то, что помогло сразу скоординировать совместные действия?

Упражнение «Липучки»

Цель: Эта веселая и динамичная разминка направлена на повышение сплоченности группы. Участники учатся быстро ориентироваться в ситуации, устанавливать контакт, вступать во взаимодействие. Разминка снимает межличностные барьеры.

Инструкция: «Сейчас я дам знак, и вы начнете двигаться произвольно. На счет стоп, по двое руками, вы должны остановиться и объединиться с кем-то руками. Давайте попробуем».

Процедура проведения: В открытом пространстве группа двигается. По команде тренера участники объединяются определенным образом по его заданию. Сначала по двое, затем по трое и т.д. Задание усложняется. Объединяться участники могут руками, ногами, головами, любыми частями тела. В конце игры тренер может разбить группу пополам (на три части и т.д.), предложив объединиться половинкам, и оставить группу в таком составе (но не в таком виде) для следующего упражнения. То есть тренер может использовать данную разминку как весьма необычное средство для разбиения группы для дальнейшей командной работы.

УПРАЖНЕНИЯ для РЕЛАКСАЦИИ

Муха

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Лимон

Представьте, что в каждой руке вы держите по лимону. Начните выжимать сок из лимонов, чувствуя сильное напряжение в каждой руке. Выжав весь сок из лимонов, можно их выбросить и взять новые лимоны, ведь сока должно хватить на целый стакан. Второй раз давим лимоны еще сильнее, а бросаем их медленно. Взяв лимоны в третий раз, стараемся не оставить в них ни капли сока, и только после этого медленно ослабляем руки и бросаем воображаемые лимоны

Сосулька

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1 — 2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления.

Черепашка

Представьте себя черепашкой, которая спокойно отдыхает около воды под теплым солнышком. Полное спокойствие и безопасность. Но когда приближается опасность, черепашка сразу же втягивает голову и конечности в панцирь. А теперь как черепашка втяните голову и плечи, а руки и ноги подберите как можно ближе к туловищу. Некоторое время посидите в такой позе. Но вот опасность миновала, и черепашка может снова расслабиться и отдыхать около воды под теплым солнышком.

Марионетка

Вы никогда не ощущали себя марионеткой, которую дергают за веревочки? А сейчас Вы сможете быть одновременно и марионеткой и тем, кто, ею управляет.

Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Вы стали твердым, как Буратино. Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они деревянные. Напрягите ноги, колени и пройдитесь так. Ваше тело — деревянное. Напрягите лицо и шею, наморщите лоб, сожмите зубы. А теперь голосом кукольника скажите себе: «Расслабься и размякни». Расслабь мышцы.

Воздушный шар

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1 — 2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления.

Ленивая кошечка

Представьте себя пушистой ленивой кошкой, которая очень любит потягиваться. Руки вытягиваем вперед, затем вверх, чувствуем напряжение в плечах, когда поднимаем руки как можно выше и как можно дальше отводим их назад. Важно проделать это 3 раза, каждый раз чувствуя разницу между напряженными плечами и руками и расслабленными.

Литература:

Бука Т. Л., Митрофанова М. Л. Психологический тренинг в группе: Учебное пособие. – М.: Институт психотерапии, 2008
Кипнис М. Ш. Тренинг креативности. – М.: Ось – 89, 2006  
Кипнис М. Тренинг коммуникации-М., Ось-89, -М.:2007

Самоукина Н. Практический психолог в школе.- М.:ИНТОР, 1997

Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя //Вопросы психологии. 1994. №6.

Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. — М.: Ось-89, 2001.
Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. — СПб.: Речь, 2004.
Семенова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости. — М., 2002.
Фопель Клаус. Психологические игры и упражнения. — Часть 1. — М.: Генезис, 2000.
Фопель Клаус. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. — М.: Генезис, 2001.

Источник