Синдром профессионального выгорания у педагогов

Наталья Евсеева
Профессиональное выгорание у педагогов

В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания, работников (далее будет применяться термин «профессиональное выгорание» как наиболее адекватный).

Что такое синдром профессионального выгорания?

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех,кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения.Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. С точки зрения концепции стресса (Г. Селье, профессиональное выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощения.

Стадии профессионального выгорания

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний;специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но. скучно и пусто на душе;

исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой,все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

притупляются представления о ценностях жизни,

эмоциональное отношение к миру «уплощается», чело

век становится опасно равнодушным ко всему, даже к

собственной жизни;

такой человек по привычке может еще сохранять

внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но

его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Три аспекта профессионального выгорания

Первый — снижение самооценки.

Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

Второй — одиночество.

Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект-объектные отношения.

Третий — эмоциональное истощение, соматизация.

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т. д.

Симптомы профессионального выгорания

ПЕРВАЯ ГРУППА: психофизические симптомы

Чувство постоянной усталости не только по вече

рам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

ощущение эмоционального и физического истощения;

снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

общая астениэация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

частые беспричинные головные боли; постоянные

расстройства желудочно-кишечного тракта;

резкая потеря или резкое увеличение веса;

полная или частичная бессонница;

постоянное заторможенное, сонливое состояние и

желание спать в течение всего дня;

одышка или нарушения дыхания при физической

или эмоциональной нагрузке;

заметное снижение внешней и внутренней сенсор

ной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

ВТОРАЯ ГРУППА: социально-психологические симптомы

Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

повышенная раздражительность на незначител ные, мелкие события;

частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

постоянное переживание негативных эмоций,

для которых во внешней ситуации причин нет (чувство

вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что что-то не так, как надо»);

чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или я не справлюсь»;

общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»,

ТРЕТЬЯ ГРУППА: поведенческие симптомы

Ощущение, что работа становится все тяжелее и

тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

сотрудник заметно меняет свой рабочий режим

(увеличивает или сокращает время работы);

постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

руководитель затрудняется в принятии решений;

чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

невыполнение важных, приоритетных задач и

«застревание» на мелких деталях, не соответствующая

служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

дистанцирование от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

злоупотребление алкоголем, резкое возрастание

выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Психологические условия педагогической деятельности и личности педагога

Про деятельность педагогов написано много замечательных книг, авторами которых были и ученые – теоретики, и педагоги – практики.Назовем только некоторые известные всем фамилии: В. А. Сухомлинский, Ф. М. Гоноболин, Г. С. Костюк, А. И. Щербаков, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Я. А. Каменский и др. Кажется, не одна сфера человеческой деятельности не привлекает такого внимания.

Читайте также:  Синдром мышечной гипотонии код мкб 10

«Педагогическая деятельность – это, прежде всего передача детям определенных знаний. Главное, с чем должен идти педагог к детям, — знание предмета, эрудиция, владение информацией, хорошее самочувствие, самооценка, любовь к детям, душевное равновесие, психологический климат, эмоциональный настрой и многое другое».

Не вызывает сомнения, что любая профессиональная работа, помимо физических и психологических особенностей имеет основанием личностные качества, содействующие успеху деятельности человека. В первую очередь это относится к профессиям, где объектом профессиональной активности человека выступает другой человек, и взаимодействие “ человек – человек” зависит от качеств того и другого.

Таким образом, не вызывает сомнения то, что педагог должен обладать определенной суммой каких-то высоких личностных качеств, педагогическая литература переполнена попытками обозначить качества, без которых нет успеха педагогической работы.Но такие попытки обычно заканчиваются перечислением достоинств современного культурного человека таких как: гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие и прочие столь же прекрасные черты достойного человека, но не являющиеся производными определенной профессии.

Щуркова Н. Е. в своей работе “Классное руководство”, говорит о том, что если исходить из сущности и содержания профессии педагога,то основные личностные черты это:

1. Интерес к жизни. Влияние этой личностной черты на содержание и характер работы педагога чрезвычайно сильное, и тем более сильное, что оно незаметно даже самому учителю. Детство, так неравнодушное к жизни не прощает равнодушия к жизни кого-либо, тем более, если такое равнодушие проявляет педагог. Интерес к жизни – условие работы с детством, это условие эффективности воспитания, так как воспитание непременно ориентировано на формирование способности быть счастливым, а в основе такой способности лежит принятие жизни как таковой в качестве великого дара природы.

2. Интерес к человеку как к таковому. Под ним подразумевается такое общее отношение к человеку как феномену в системе живых организмов на земле.

Когда внимание разного рода личностным проявлениям “Я” человека связано с познанием человеческой души, с уважением индивидуальности, с признанием права человека на особенности и несходство с другими людьми и когда в отношении к человеку сохраняется ценностная позиция вне зависимости от конкретных характеристик этого человека. Если педагогу интересен человек как таковой, решается, или легко снимается целый ряд проблем. Решается пресловутый вопрос “любви к ребенку”, потому что педагогу при наличии интереса к человеку интересен каждый воспитанник. Нельзя любить сотни и тысячи людей, с которыми приходится работать педагогу в течение своей профессиональной жизни: для этого не хватит духовных и физических сил. Но, имея интерес к человеку, работать с множеством маленьких детей, при всей сложности и тонкости этой работы легко, если обеспечена профессиональная компетентность. Интерес к человеку помогает обрести профессиональное равновесие и устоять на профессиональной высоте, а значит, трезво искать решение проблемы.

3. Интерес к культуре. Как личностная характеристика он, с одной стороны, является условием успешности профессиональной работы педагога, а с другой стороны эта черта личности развивается в процессе воспитания. В понятие культуры входит все, что возделывается человеком, все, что стало преобразованием натуры. Когда речь идет об интересе к культуре педагога, то имеется в виду широкая палитра его интересов к технике, науке, искусству, устройству быта, политическому устройству общества, морали, экономике, гигиене и др. форм созидания в этом мире.

Согласно Щурковой Н. Е. перечисленные выше личностные характеристики являются базовыми. Обозначим теперь профессиональные качества, обеспечивающие успешное педагогическое общение и взаимодействие педагога с детьми более подробно. Столяренко Л. Д.к таким качествам относит:

— наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;

— способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;

— гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей учащихся;

— умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; умение управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;

— способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);

— умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

— хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;

— владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на учащихся в требуемом направлении;

— способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приемов воздействия, “приспособлений” и “пристроек”).

По мнению Щурковой Н. Е. все перечисленные личностные качества не заменяют профессионализма, и поэтому вредны призывы к самосовершенствованию личности педагога, если они не подкрепляются хорошим профессиональным обучением, но, тем не менее, их влияние сильно и основательно.

Выявленные личностные качества профессионально ценностные, они необходимы как условие, они достаточны для педагога,но они обладают еще одной важной ролью: сберегают физическое, психическое здоровье педагога, укрепляют его духовные силы.

Читайте также:  Синактен депо и синдром веста

— Социально-психологические факторы.Анализ взаимодействия между социально-психологическими отношениями работников к объекту их труда можно провести в двух направлениях: позиции работников по отношению к своим реципиентам и особенностей поведения самих реципиентов (учеников). Существует взаимосвязь между данной характеристикой и «выгоранием». Данная зависимость может быть обусловлена спецификой самой деятельности. Так педагоги, характеризующиеся наличием опекающей идеологии во взаимоотношениях с детьми, а так же не использующие репрессивную и ситуационную тактики, демонстрируют высокий уровень выгорания. С другой стороны, атмосфера в коллективе учащихся и их отношение к учителю и учебному процессу могут провоцировать возникновение выгорания у педагогов. В частности, отмечается, что апатия детей и неблагоприятная атмосфера в группе или классе, например, активное сопротивление учителю в виде негативного поведения учеников вызывают у педагогов «выгорание».

Таким образом, на основании вышесказанного, мы видим, что профессия педагога может быть отнесена к “разряду стрессогенных, требующих от него самообладания и саморегуляции”. Проявления стресса в работе педагога разнообразны и обширны. Так, в первую очередь выделяются фрустрированность, тревожность, изможденность, депрессия, эмоциональная ригидность и эмоциональное опустошение – это цена ответственности, которую платит педагог.

Рассмотрим теперь индивидуальные факторы, в эту группу включены социально-демографические и личностные особенности. Орел В. Е. отмечает, что из всех социально — демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст и стаж. Причины спада профессиональной деятельности педагога старшего возраста, так называемый “педагогический криз”, выделяет Ю. Л. Львова. По ее мнению,это:

— во-первых, стремление педагога использовать новые достижения науки и невозможность их реализовать в сжатые сроки обучения; отсутствия отдачи учащихся; несоответствие ожидаемого результата и фактического;

— во-вторых, возникновение и развитие излюбленных приемов, шаблонов в работе и осознание того, что нужно менять сложившуюся ситуацию, но как менять – неизвестно;

— в-третьих, возможность изоляции педагога в педагогическом коллективе, когда его поиски, инновации не поддерживаются коллегами, что вызывает чувство тревоги, одиночества, неверия в себя.

Большая часть учителей справляется с кризом, но частично он может оказывать влияние на развитие «выгорания». Чтобы избежать профессионального выгорания педагогу могут помочь определенные качества личности.

Качества, помогающие специалисту избежать

профессионального выгорания:

Во-первых:

хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).

высокая самооценка и уверенность в себе, своих

способностях и возможностях.

Во-вторых:

опыт успешного преодоления профессионального

стресса;

способность конструктивно меняться в напряженных условиях;

высокая мобильность;

открытость;

общительность;

самостоятельность;

стремление опираться на собственные силы.

В-третьих:

способность формировать и поддерживать в себе

позитивные, оптимистичные установки и ценности — как

в. отношении самих себя, так и других людей и жизни

вообще.

Для того чтобы избежать встречи с синдромом профессионального выгораниянужно помнить следующее:

1.Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

2. Любите себя или, по крайней мере старайтесь себе нравиться.

3.Подбирайте депо по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои сипы.

4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

5. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними,

6. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.

7. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня.

Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.

8. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу,задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

Источник

Нина Строганова
Синдром профессионального выгорания у педагогов

Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое «выгорание». Часто его называют «эмоциональным» или «профессиональным выгоранием».

Проявляется: нарастающим эмоциональным истощением.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) введён американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году.

Признаки эмоционального выгорания: сниженный эмоциональный фон, эмоциональная вялость, отстраненность в общении с окружающими, негативное, подчас циничное отношение как к субъектам профессиональной деятельности (учащимся, так и к коллегам, нарастающее безразличие к своим должностным обязанностям, снижение трудовой активности и мотивации, ощущение собственной профессиональной несостоятельности и неудовлетворенности работой, немотивированная или неадекватная агрессивность, недовольство собой и окружающими,

неадекватная самооценка результатов профессиональной деятельности и снижение персональной ответственности за них, ухудшение соматического состояния, головные боли, нарушения сна и т. д. снижение качества жизни в целом.

Последствия: невротические расстройства и психосоматические заболевания.

Невротические расстройства и психосоматические заболевания.

Факторы провоцирующие «выгорание» Внешние факторыхроническая напряженная психоэмоциональная деятельность, дестабилизирующая организация деятельности;повышенная ответственность и самоконтроль; неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности; психологически трудный контингент, с которым имеет дело педагог. Внутренние факторы склонность к эмоциональной ригидности, интенсивное восприятие и переживание обстоятельств, профессиональной деятельности; слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности; нравственные дефекты и дезориентация личности.

Профилактика: как предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания?

В целях профилактики СЭВ: Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

Проще относиться к конфликтам на работе;

Читайте также:  Синдром дефицита внимания у детей советы психолога

Не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания: Во-первых: хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни); высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Во-вторых: опыт успешного преодоления профессионального стресса (нужно решить свою проблему) способность конструктивно меняться в напряженных условиях (изменить отношение к проблеме); высокая мобильность; открытость; общительность; стремление опираться на собственные силы.

В-третьих: способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще. Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

Способы саморегуляции

1. Активация чувства юмора (попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьёзной ситуации): — мысленно комментировать происходящее бодрым голосом спортивного комментатора; — мысленно представить агрессивного партнёра в комической ситуации (как бы он выглядел в этом состоянии на пляже, в клетке зоопарка, в детской шапочке, с ушами Чебурашки и т. д.).

2. Считать до 10, прежде чем совершить ответное действие.

3. Самоубеждение, самоприказы, вызывающие спокойное состояние.

4. Уйти из ситуации. Сменить обстановку.

5. Сконцентрировать своё внимание на чём-то: — рассматривать какой-нибудь предмет и мысленно его описывать; — прислушаться к звукам за окном; — сосредоточиться на своих телесных ощущениях.

6. Самоконтроль эмоционального состояния по внешним выражениям эмоций.

7. Использование образов концентрации и визуализации – сосредоточение внимания и воображения на определённом объекте.

ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ

НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами. НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими. НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь. НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений. Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе. Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Понятие конфликта в педагогическом общении. Типы и причины педагогических конфликтов. Пути разрешения педагогических конфликтов.

Конфликт – это столкновение противоположных сторон, мнений, сил, которое характеризуется активностью субъектов, направленной на разрешение противоречий.

Пед конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов пед взаимодействия.

Особенности пед конфликта (Овчарова):

1. профессиональная ответственность педагога за правильное разрешение ситуаций конфликта (школа – модель общества);

2. участники конфликта имеют разный соц статус (учитель-ученик, чем и определяется их разное поведение в конфликте;

3. разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции и порождает разную степень ответственности за ошибки;

4. присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а сам конфликт приобретает воспитательный смысл;

5. различное понимание событий и их причин участниками – конфликт глазами учителя и конфликт глазами ученика видится по-разному;

6. профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает его взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставит интересы ученика, т. е. формирующейся личности;

7. конфликт пед деятельности легче предотвратить, чем успешно разрешить.

Условия возникновения конфликта – это особенности внешней ситуации.

Группы пед конфликта:

-мотивационные – возникают по причине слабой мотивации УД школьника;

-конфликты связанные с недостатками организации обучения в школе;

-конфликты взаимодействия (учащихся м/у собой, учителей и школьников, учителей и администрации).

В основе классифик. лежит пед ситуация: -конфликты деят-ти; -конфликты поведения; -конфликты отношений.

Классифик. конфликтов в системе пед отношений: -учитель-ученик (самый распространенный); -учитель — классный коллектив; -учитель-учитель; -учитель — я; -учебный класс — учебный класс.

Наиболее общая типология:

-в зависимости от участников конфликта: внутриличностные, межличностные, личностно-групповые, межгрупповые;

-в зависимости от предмета конфликта: конфликты ценностей, интересов, средств достижения целей, правил взаимодействия;

-конфликты в зависимости от соц последствий: конструктивные (способствуют развитию соц системы, деструктивные (ведут к разрушению соц системы);

-в зависимости от длительности и напряженности конфликта: бурные быстротекущие; острые длительные, слабовыраженные вялотекущие, слабовыраженные быстротекущие.

Условия, кот порождают пед конфликт можно рассматривать как предпосылки возникновения пед конфликта. Предпосылки могут быть субъективными и объективными.

Причины пед конфликта:

-в системе отношений учитель-ученик: нарушение дисциплины на уроке; необъективность при оценке знаний; неподготовленное домашнее задание или пропуски уроков; оскорбления со стороны учителя, грубость и несдержанность;

-в системе отношений учитель-родитель: предвзятое отношение к ребенку со стороны учителя; самоустранение родителей от процесса обучения и воспитания;

-в системе отношений учитель-учитель: не тактичное отношение друг к другу; неудобное расписание; перекладывание чужих обязанностей; неравномерное распределение нагрузки.

Пути разрешения:

-уход от конфликта (если проблема несущественная)молчание, демонстративн удаление ученика из класса, игнор;

-противоборство (выигр/проигр)угрозы, запугивание, наказание;

-стратегия уступок:приспособление, компромис;

-сотрудничество (выигр/проигр) удовлетв интересов обеих сторон.

Источник