Синдром профессионального выгорания специалистов помогающих профессий

Синдром профессионального выгорания специалистов помогающих профессий thumbnail

Жизнь надо устраивать до того состояния, пока она не станет устраивать тебя.©

За последние несколько десятилетий наша жизнь сильно изменилась. За это время всё более популярными становятся книги и семинары по снижению стресса, управлению стрессом, по гармонизации жизни. Жизнь в городе и высокая занятость на работе отнимают много времени и сил. Поэтому уже с 70-х годов ХХ века психологи, работающие на предприятиях, начали исследовать работников и определять особенности характера и поведения, влияющие на производительность труда, уровень стресса и показатели здоровья. Похожие исследования проводились в Советском Союзе и за рубежом. Основной целью этих исследований было определение ключевых факторов поддержания хорошего самочувствия, работоспособности и сохранению здоровья городских жителей и работников крупных предприятий в разных сферах экономики. Результаты исследований в разных странах оказались идентичны. Удалось установить, что сфера профессиональных интересов человека определяется в юности, и в дальнейшей жизни люди меняют места работы именно «в своей» сфере. Также вызвала большой интерес психологов и врачей следующая особенность: люди, считающие для себя наиболее привлекательной работу в сфере «человек-человек», с возрастом имеют больше хронических заболеваний и меньшую продолжительность жизни.

Работа в сфере «человек-человек» относится к так называемым «помогающим профессиям». Что же это за профессии, и какие люди их для себя выбирают? Основные «помогальщики» — это психологи, учителя, медицинские и социальные работники, специалисты сферы услуг (продавцы, парикмахеры, таксисты и т.д.). Люди, выбирающие работу с большим количеством общения с другими людьми, чаще испытывают напряжение, находятся в ситуации длительного стресса из-за интенсивного общения и необходимости контролировать себя. От физического и психологического состояния «помогальщика» зависит качество выполнения и результативность работы. Давно известно, что для эффективной работы специалисту помогающей профессии просто необходимо быть именно квалифицированным специалистом. Профессиональные психологи, учителя, врачи и другие специалисты, работающие в другими людьми, опираются на определённые технологии, существующие в профессии. В современном мире врачевание, психологическая помощь и работа учителя не являются искусством, уже несколько десятилетий во всех этих специальностях существуют определённые техники и технологии, гарантирующие получение запланированных результатов. Определённые черты характера, высокая загруженность на работе или токсичные отношения с коллегами у «помогальщиков» приводят к снижению результатов работы и нарастанию раздражительности у специалистов. Изменение характера и поведения стали обозначать термином «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ).

Впервые этот синдром был описан американскими учёными в 70-ые годы ХХ века. СЭВ — это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. При развитии эмоционального выгорания у специалистов быстро возникает усталость, раздражительность, им с трудом удаётся решать новые задачи и нарастает неудовлетворение от выполнения работы. Это определённый защитный механизм, приводящий специалиста к частичной или полной утрате сочувствия, сопереживания, уважения к другому человеку во время своей профессиональной деятельности. «Выгоревший» специалист большую часть рабочего времени функционирует на минимальном уровне эмоционального включения. Такое состояние позволяет экономить личные психологические ресурсы, но также может приводить к снижению качества работы и увеличению количества ошибок. Также возрастает количество жалоб на работу такого сотрудника.

Также в СЭВ включили снижение самооценки, отрицательное отношение к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к пациентам и клиентам. Считалось, что выгорание приводит к состоянию изнеможения и ощущению собственной бесполезности.

И всё же чаще развитию СЭВ способствуют личностные особенности специалиста: высокая эмоциональная подвижность, развитый самоконтроль, способность подавлять отрицательные эмоции, тревожность как черта характера и неумение справляться негативными переживаниями. Существенное влияние на развитие эмоционального выгорания оказывает отсутствие должного материального вознаграждения за работу. Низкая зарплата переживается специалистом как непризнание его труда, бесполезность работы, понижает самооценку и приводит к быстрому возникновению раздражения во время выполнения своих профессиональных обязанностей.

По данным различных исследований, среди специалистов помогающих профессий, СЭВ распространён от 7–8% у молодых специалистов, до 70–85% у психиатров и психотерапевтов с большим стажем работы. Чаще выгорание развивается при длительном контакте с человеком в трудной жизненной ситуации, при объективных обстоятельствах, когда работа «помогальщика» (врача, медицинской сестры, психолога, соцработника и пр.) не может избавить пациента/клиента от страдания. Также низкий социальный статус профессии, например, учителя и медсестры, чаще приводит к выраженному СЭВ у большого количества специалистов. Например, по данным собственных исследований, было установлено, что средний медицинский персонал гораздо чаще чувствовал раздражение к пациентам, и указывал на меньшее удовольствие от работы, чем врачи.

Основные признаки выгоревшего специалиста:

  1. Истощение — чувство перенапряжения и недостаток эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После продолжительного отдыха или отпуска состояние улучшается, однако быстро возвращается при возвращении на обычную работу.
  2. Личная отстранённость — утрачивается интерес к другому человеку (пациенту, клиенту, ученику), перестаёт интересовать профессиональная деятельность.
  3. Ощущение утраты собственной эффективности, снижение профессиональной самооценки, удовлетворённости работой и веры в свои профессиональные возможности.
Читайте также:  Синдром стилла у взрослых критерии

Профилактика СЭВ

Основным в лечение СЭВ является профилактика! Именно поэтому одновременно с исследованиями эмоционального выгорания была начата работа по разработкам в психологии здоровья и благополучия человека.

Специалистам, работающим в сфере «человек-человек», основное внимание стоит обратить на снижение стрессовых факторов, связанных с профессиональной деятельностью. Также уделить внимание выравниванию баланса между затрачиваемыми усилиями и получаемым вознаграждением (оплатой труда). Если за свою работу невозможно получать адекватную оплату, то это является серьёзным основанием либо для смены места работы, либо стоит снизить интенсивность нагрузки. Недостаточная финансовая компенсация и нехватка времени и средств для физического восстановления быстро приведут к развитию СЭВ.

Также самому специалисту необходимо уделять внимание психогигиене своей работы и жизни, которая заключается в следующем:

  • Определить краткосрочные и долгосрочные цели собственной профессиональной деятельности, установить собственные критерии эффективности. Стоит учитывать, что наиболее эффективной признана стратегия, когда достижение долгосрочной цели рассматривается не как длительный марафон, а как череда спринтов.
  • Уделять внимание собственному эмоциональному и физическому состоянию, обязательно отдыхать, уходить в отпуск и переключаться с профессиональной деятельности на другие занятия и хобби. По этому поводу есть хорошая шутка, что лошадь в колхозе работала больше всех, но так и не стала председателем.
  • Узнать и развивать навыки саморегуляции (релаксация, медитации, позитивный внутренний диалог). Данные навыки полезны любому человеку и позволяют быстрее восстанавливать своё эмоциональное состояние.
  • Продолжать профессиональное развитие: узнавать новое, проходить обучение, стажировки, участвовать в профессиональном сообществе. Новые знания и широкий круг профессионального общения поддерживают профессиональную самооценку.
  • Иметь широкий круг общения, друзей и родственников, которые позитивно оценивают личность человека и его профессиональную деятельность. Стоит помнить, что личность человека гораздо шире, чем профессия.
  • Поддерживать хорошую физическую форму. Как минимум, высыпаться и поддерживать физическую активность, которая приносит удовольствие.

Моя собственная работа психологом и семейным терапевтом приучила уделять внимание графику жизни с режимом работы и отдыха. Также всегда помогает повышение квалификации, общение с коллегами и участие в жизни профессионального сообщества.

Сложность работы в помогающей профессии заключается ещё и в том, что клиенты/пациенты и коллеги оценивают нашу профессиональную компетентность по способности справляться с трудностями в собственной жизни. Поэтому, если хочешь быть эффективным специалистом, то также придётся стать экспертом по психологическому благополучию, быть готовым постоянно уделять внимание собственной жизни и делать её лучше и разнообразнее.

Источник

Синдром выгорания был впервые описан в 1974 году американским психологом Фрейденбергером для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. В настоящее время термин «выгорание» принято употреблять в связи с профессиями, связанными с оказанием помощи человеку, испытывающему негативные переживания, оказавшемуся в критической ситуации. Характерным для данных профессий является асимметрия ответственности за состояние, характер взаимодействия и его результаты для обеих сторон. Ответственность в большей степени лежит на помогающем, он ее осознанно принимает. [10]

Люди таких профессий — это врачи, юристы, психологи, психотерапевты, социальные работники, консультанты и т.д. Люди, работающие по этим специальностям, постоянно сталкиваются с негативными переживаниями, оказываются в большей или меньшей степени вовлеченными в них, они находятся в зоне риска для собственной эмоциональной устойчивости (чаще других получают сердечно-сосудистые заболевания, неврозы). То есть те, кому приходится взаимодействовать с большим количеством людей (так называемых помогающих профессий).

Когда говорят „сидром сгорания“, имеют в виду конкретные изменения отношения специалиста к предмету профессиональной деятельности и к самому себе:

1) усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности;

2) психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства, бессонница);

3) появление негативного отношения к клиентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений)

4) отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;

5) агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам);

6) функциональное, негативное отношение к себе;

7) тревожные состояния, пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий, чувство вины.

Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных (снижение личных) достижений:

— эмоциональное истощение — чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой;

Читайте также:  Гипотиреоз и синдром хронической усталости

— деперсонализация — циничное, безразличное отношение к труду и объектам своего труда;

— редукция профессиональных достижений — возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Подгорающего сотрудника можно отличить по психофизическим, психологическим и поведенческим проявлениям. Как правило, он изнурен эмоционально и физически: снижена активность, восприимчивость и реакция на изменения внешней среды. Среди прочих психофизических признаков выгорания специалисты называют частые головные боли, резкие изменения массы тела, бессонницу, сонливое состояние, нарушение дыхания. Работник становится раздражителен, у него случаются вспышки гнева, он избегает общения. Вместе с этим его гложет чувство вины, гипертрофированной ответственности, страха. Как работник, он низко оценивает свои профессиональные возможности, сомневается в корпоративных и профессиональных ценностях. Выполнять функциональные обязанности ему становится все тяжелее. Он меняет свой рабочий режим, чтобы уменьшить время присутствия на работе. Если сотруднику по роду его деятельности приходится принимать решения, он под разными предлогами отказывается от этого. [21]

Симптомы выгорания могут проявляться не только у отдельных сотрудников, но и у целых трудовых коллективов. По признакам коллективное профессиональное выгорание не особо отличается от индивидуального: сотрудники теряют веру в позитивные изменения на работе и возможность изменить что-либо собственными силами. О близости коллектива к выгоранию можно судить и по конфликтности внутри отдела и общей тяжелой, гнетущей атмосфере.

Специальность сотрудника Телефона Доверия, несомненно, оказывается в списке профессий, на которые распространяется „синдром сгорания“. Он работает с людьми, переживающими кризис, оказавшимися в сложной ситуации, а может быть, даже на грани жизни и смерти. Характерные признаки эмоционального сгорания состоят в ощущении постоянной усталости, тревожности и душевном дискомфорте. Все это нередко приводит к психосоматическим реакциям, развитию фобий, изменению отношения к работе, раздражительности и немотивированной агрессии.

Специфика оказания экстренной психологической помощи задает дополнительные ограничения, которые усиливают эмоциональное напряжение для сотрудника Телефона Доверия:

—невозможность подготовиться к звонку: позвонить могут в любой момент с любой проблемой, консультант должен быть в состоянии готовности постоянно;

—ограниченное время работы с каждым абонентом:

—сложно полностью контролировать контакт: абонент может в любой момент положить трубку и больше не позвонить или не дозвониться;

—длительное время работы, большое количество обращений за смену;

—невозможность „выбора“ клиентов как, в очном консультировании;

—незащищенность сотрудника Телефона Доверия от оскорблений, розыгрышей, сексуальных манипуляций, угроз и т.д.;

—если консультант работает один (без супервизора, один канал), достаточно сложно получить поддержку, консультацию в затруднительной для него ситуации.

Все эти дополнительные стрессовые факторы усиливают возможность появления „синдрома сгорания». [21]

Источник

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Под «помогающими» профессиями понимают такие профессии, которые предполагают постоянную работу с людьми и непрерывное общение в ходе профессиональной деятельности, относящиеся к системе «человек-человек».

Основными сферами деятельности данного профессионального типа чаще всего являются сфера образования (учитель, воспитатель, тренер и т.д.), сфера медицинского обслуживания (врач, медицинская сестра, реабилитолог, кардиолог, педиатр, невролог, онколог и т.д.), сфера правовой защиты (юрист, адвокат, судья, участковый инспектор и т.д.), сфера бытового обслуживания (официант, продавец, парикмахер и т.д.). Кроме того, существуют отдельные сферы деятельности, которые также можно отнести к «помогающим профессиям», так как они связаны с оказанием помощи человеку и группам людей (психолог, социальный педагог, логопед, дефектолог и т.д.).

Неудивительно, что люди, работающие в данной категории профессий больше всего подвержены синдрому эмоционального выгорания (СЭВ), поскольку инструментом работы здесь является непосредственно личность самого специалиста, свойства его характера, его способности. Кроме того, условия деятельности «помогающих профессий», по терминологии Е.А. Климова, связаны с повышенной моральной ответственностью [3].

В современной отечественной психологии наблюдается терминологическая неясность: для обозначения феномена выгорания используются различные понятия («эмоциональное выгорание», «психическое выгорание» и «профессиональное выгорание»). Анализ более чем 30 определений данных понятий, предлагаемых отечественными и зарубежными авторами (К. Маслач и С. Джексон, Н. Е. Водопьянова, В. Е. Орел, А. А. Рукавишников, и др.), показал, что в большинстве из них выгорание понимается как профессиональный феномен, представляющий собой комплекс негативных (деструктивных) симптомов и включающий три компонента − эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Во всех понятиях делается акцент на профессиональном характере синдрома выгорания, при этом выгорание рассматривается как результат профессиональных проблем [2, с.36-37].

Читайте также:  Астено невротический синдром у детей это

Для В.В. Бойко выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения, отчасти функциональный стереотип, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы [1, с.57].

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии:

  • Первая стадия – начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но… скучно и пусто на душе; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

  • Вторая стадия – наблюдается снижение интереса к работе: «не хочется никого видеть», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов, повышенная раздражительность.

  • Третья стадия – притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.

К основным симптомам профессионального выгорания относят несколько групп:

  1. Психофизические симптомы:

  • чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам,

сразу после сна (симптом хронической усталости);

  • ощущение эмоционального и физического истощения;

  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

  • частые беспричинные головные боли, постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта.

  1. Социально-психологические симптомы:

  • безразличие, скука, пассивность, депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

  • частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь».

  1. Поведенческие симптомы:

  • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

  • постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

  • дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

  • злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств [4].

Причинами развития синдрома выгорания у специалистов помогающих профессий являются особенности структуры личности, использование стереотипных рабочих стилей и ограничивающих представлений о себе, других людях и качестве жизни.

К явным причинам профессионального выгорания относятся:

  • монотонность работы;

  • фактор срочности;

  • высокая умственная нагрузка;

  • тесное взаимодействие с людьми;

  • напряженность и конфликты в коллективе;

  • нехватка условий для самовыражения;

  • подавление инициативы;

  • работа без возможности дальнейшего продвижения.

Скрытые причины профессионального выгорания:

  • плохая самоорганизация (неумение планировать время приводит к переутомлению);

  • трудоголизм (мало отдыха);

  • отсутствие мотивации (нет целей и мечты);

  • перфекционизм (хочется сделать все идеально, но ход работы замедляется и получается маленькая отдача, и в результате быстрое истощение).

Таким образом, эмоциональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Проблема синдрома профессионального выгорания становится всё более актуальной для специалистов, которые занимаются профессиональной деятельностью.

Литература

  1. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. – Спб., 2009. – 278 с.

  2. Неруш, Т.Г. Профессиональное выгорание как деструктивная тенденция профессионального развития личности: монография [Текст] / Т.Г. Неруш, Ю.Г. Поваренков. – Саратов, 2012. – 222 с.

  3. Помогающие профессии, как не сгореть на работе [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.all-psy.com/stati/detail/2525/1/. – 22.10.2017 г.

  4. Программа профилактики профессионального выгорания сотрудников [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.csoyaya.ru/Proety/programma_profilaktiki_professionalnogo_vygoranija.pdf. — 18.12.2017 г.

Источник