Синдром профессионального выгорания психолога консультанта

Психологическое консультирование и психотерапия отнесены к профессиям, требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим весьма неопределенные критерии успеха Представителям этих профессий грозит опасность профессиональных деструкци (деформаций) и развития «синдрома эмоционального выгорания».

Хочу сразу отделить понятие профессиональной деформации «синдрома сгорания». Оба эти состояния связаны с работой консультанта в психологической службе. Различие заключается в том, что о «синдроме сгорания» принято говорить в контексте профессиональной деятельности, а профессиональная деформация относится в основном к жизни вне работы. Используя условную оппозицию «Профессионал — Человек», можно более наглядно представить разницу между этими двумя феноменами.

«Я как профессионал» — часть личности, которая ответственна за выполнение профессиональных обязанностей как носитель необходимых для этого знаний, этических установок и принципов; максимально проявляется в профессиональной деятельности. «Я как человек» — более центральная («своя») часть личности, включающая в себя некие обыденные представления о жизни и о себе, житейские установки и принципы; в основном проявляется в так называемой «личной жизни». Пользуясь этими определениями, «синдром сгорания» можно представить как потерю контролирующей роли «Я профессионального» и внедрение «Я человеческого» в область профессиональной компетенции. На работе специалисты «по-человечески» устают и испытывают раздражение. Профессиональная деформация, напротив, представляется расширением господства «Я профессионального» в область деятельности «Я человеческого». Приходя домой, человек продолжает вести себя как специалист.

В профессиональной деформации можно предположить два компонента:

1. Изначальные склонности.

Еще до соприкосновения со своей будущей работой у человека уже есть черты характера и особенности личности, присущие представителям этой профессии. Они могут осознаваться их обладателем, приниматься как желательные и вызывать чувство гордости (например, желание помогать людям) или, напротив, быть неосознанными, подавляться и скрываться (например, интерес к частной жизни других людей).

2. Собственно профессиональная деформация.

Профессиональная деятельность развивает эти личностные особенности, очерчивает и рельефно выделяет их. Иногда (в случае с вытесненными и непринимаемыми чертами) профессиональная деятельность оправдывает их, дает им право на существование и проявление. Несомненно, изначальные склонности влияют на выбор соответствующей профессии. Они представляют собой «благоприятный» фон, почву, на которой в последующем разворачивает свою деформирующую деятельность профессия. Такая деформация начинается уже во время учебы, когда у студентов разрушаются обыденные установки и стереотипы и формируется профессиональная картина мира. Что же в этом плохого? Действительно, благодаря учебе и дальнейшей работе личность человека преображается, он приобретает массу коммуникативных навыков, начинает лучше понимать себя. Эти явно позитивные изменения описываются выражением «личностный рост», и о них не идет здесь речь. Нас же интересует профессиональная деформация, то есть нечто негативное, «ломающее» личность.

Отметим некоторые из таких относительно негативных последствий, которые обнаруживают себя в обыденной жизни и касаются в основном субъективной сферы человека — сферы отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

Объяснение жизненных проблем психологическими причинами. Если в жизни человека что-нибудь случается, человек всегда находит для объяснения этого факта какую-нибудь психологическую причину. Возможно, в том, что произошло какое-то событие (например, кто-то простудился), действительно играют некоторую роль психологические причины, однако здесь речь идет о гиперинтерпретации, то есть о чрезмерном придавании значения психологическому фактору в объяснении самых разнообразных событий.

Приобретение навыков в рационализации своих проблем. Овладение психолого-психотерапевтическим понятийным аппаратом и терминологией предоставляет большие возможности для конструирования оправданий на все случаи жизни. В отличие от предыдущего пункта, где имеет место «раздувание» психологического фактора, здесь речь идет о сочинении «разумных оснований» для своих поступков и удобных (успокоительных) объяснений поведения других людей.

Обездвиживающее, лишающее спонтанности самонаблюдение. Знания, почерпнутые из многочисленных книг, описывающих какую-либо норму (физиологическую, психологическую, психическую и пр.) или другие идеализированные варианты бытия, призывают человека постоянно «отслеживать» за собой поведение, речь, мысли, эмоции с целью самодиагностики и «своевременной самокоррекции».

Гнет профессиональных обязанностей и навыков. Практически каждый специалист-психолог, даже находясь вне работы, чувствует на себе особую ответственность за психологическое состояние окружающих его людей. Если человек знает, как помочь другому, и у него есть такая физическая возможность, он начинает слышать внутри себя императив: «Ты должен бросить все свои дела и прийти на помощь!» Если же он по каким-то причинам не может этого сделать, то его голова заполняется самообвинениями, уничижающими оценками и самооправданиями. К этому же пункту относится и утверждение: «Я обязан вести себя так, чтобы не травмировать других», — которое обычно горячо поддерживается окружающими: «Ты же психолог — ты должен…»

Читайте также:  Анализы на синдром дауна результаты

Комплекс «сапожника без сапог». Древнее выражение предписывает: Medice, cura te ipsum — «Врач – исцели себя сам». Медики уже не обращают на это внимание, зато у психологов и психотерапевтов работа над собой поставлена во главу угла самообразования. На официальном уровне — это проявляется как «обязательное прохождение личной терапии», на персональном — в виде индивидуальных требований к себе типа: «У меня все должно быть хорошо. Я должен уметь справляться с конфликтами и неприятными эмоциями. Иначе, какой же я тогда психолог, какое имею право консультировать других людей.»

Поиск людей, нуждающихся в психологической помощи. Не всегда профессиональные навыки гнетут и являются помехой в личной жизни. Иногда человек испытывает удовольствие от своей «опытности», от переполнения знаниями о том, как помочь людям, и ищет поводы для того, чтобы их проявить на деле, например, в раздаче советов. В связи с этим пунктом вспоминается фрагмент из детского стихотворения Барто: «Санитарам не везет: есть и вата, есть и йод, не хватает пустяков — нет ни ран, ни синяков… Наконец нашлась работа и для Красного Креста! Наконец ушибся кто-то. Санитары, на места!»

Потеря способности удивляться. За время своей работы практический психолог встречает тысячи различных житейских ситуаций, общается с огромным количеством самых разных людей. Нормальной реакцией является овладение этим потоком информации: ограничение восприятия, построение типологий и др. Это накладывает отпечаток, как на профессиональную деятельность, так и на личную жизнь специалиста. Встречая что-либо новое на своем жизненном пути, человек редко удивляется этому, поскольку это для него не является новым, с этим или подобным этому он уже встречался. Жизнь он наблюдает сквозь координатную сетку классификаций.

Профессиональный цинизм. Обилие тяжелых жизненных ситуаций, с которыми встречается практический психолог, развивает способность к «не вовлечению» в их переживание, а точнее — способность отстраненно к ним относиться. Такой взгляд со стороны освобождает эти ситуации от эмоционального груза и позволяет выполнять с ними разные манипуляции, например, помещать их в другой контекст, наполнять другим эмоциональным содержанием (иногда очень веселым). Одни считают, что это — цинизм, подразумевая нечто неприемлемое для «воспитанного человека», другие считают, что это — защитная реакция, третьи считают это эффективной социальной стратегией, позволяющей «проще относиться к жизни».

«Синдром эмоционального выгорания» — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.

Синдром выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Существует мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому.

Наиболее часто встречающиеся причины «синдрома эмоционального выгорания»:

— монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным,

— вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

— строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;

— работа с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы,

— напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм,

— нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации,

— работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

— неразрешенные личностные конфликты консультанта.

Одним из существенных факторов, преграждающих усугубление «синдрома эмоционального выгорания», является принятие личной ответственности за свою работу. Если консультант из-за неудач или плохого самочувствия занимает пассивную позицию и обвиняет окружающих, чувство бессилия и безнадежности лишь увеличивается. Ответственность может быть перенесена вовне различными способами «мне не везет, потому что клиенты противятся консультированию и не хотят ничего изменять в жизни», «во всем виновата организация труда, а все это от меня не зависит»; «у меня слишком много клиентов и мало времени для каждого из них» и т. п. Такая пассивная позиция консультанта заставляет его капитулировать перед внешними обстоятельствами и чувствовать себя жертвой, что способствует возникновению профессионального цинизма. Поэтому консультанту особенно важно испытывать чувство ответственности и уметь работать даже при наличии ограничений и препятствий. Вместо перекладывания вины за собственное бессилие на окружающих и обстоятельства, лучше направить свою энергию и внимание на реализацию существующих возможностей и подумать об изменении самих условий.

Читайте также:  Показывает ли узи синдром дауна у плода

Существует также немало конкретных способов преградить путь «синдрому эмоционального выгорания»

— культивирование других интересов, не связанных с консультированием. У специалиста, принимающего ежедневно по восемь — десять пациентов, нет шансов работать на высоком уровне. Наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей,

— внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;

— поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;

— удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс,

— стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности,

— способность к самооценке без упования только на уважение окружающих, — открытость новому опыту,

— умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни,

— обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);

— чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;

— участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;

— периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;

— участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой,

— хобби, доставляющее удовольствие.

Итак, чтобы избежать «синдрома эмоционального выгорания», консультант должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще — живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным консультантом

Источник

наиболее важной переменной в процессе консультирования является не применяемая техника, а личностные качества консультанта, через которые эта техника применяется (Гончаров).Следует подчеркнуть, что для обретения и развития профессионализма консультант должен быть включен в различные взаимоотношения, хорошо ориентироваться в динамично изменяющейся реальности. Это позволяет консультанту, помимо прочего, расширять понимание границ собственной компетентности.А. Косевска выделяет следующие личностные черты, которыми должен обладать психотерапевт. На наш взгляд, эти черты в полной мере можно отнести и к консультанту.

1) Консультант должен быть в постоянном контакте с актуальным состоянием клиента и собственным состоянием. В таком контакте важна открытая позиция консультанта, которая становится возможной при наличии у него следующих качеств (черт): гибкость, отсутствие оценок, свобода действий и объективность мышления.

2) Терпимость является одним их наиболее важных качеств консультанта, поскольку она способствует созданию безопасной атмосферы, которая лишена страха, неодобрения и враждебности.

3) Консультант должен быть способен на распознавание эмоций и состояний клиента (быть эмпатичным). Это позволяет создавать атмосферу близости, общности целей консультирования.

4) Консультант должен демонстрировать подлинные переживания и эмоции, то есть быть аутентичным.

Важным аспектом в консультировании является самоопределениепсихрлога-консультанта.Самоопределение психолога — консультанта осуществляется:

в культуре на основе обнаружения, осознания своих духовных корней.

в содержании профессиональной деятельности (отношение к клиенту, к какой-либо на-учной школе, парадигме).

в отношении к самому себе (выявление своих ограничений и перспектив личностного роста).

Р. Кочюнас справедливо замечает, что эффективность консультирования связана с тем, насколько ясно консультант представляет собственное место во взаимодействии с клиентом. Когда такая ясность отсутствует, консультант в своей работе руководствуется не определенными теоретическими принципами и системой ценностей, а потребностями и ожиданиями клиента. Это может в определённой степени инфантилизировать клиента, который во взаимодействии с консультантом будет стремиться возложить на консультанта ответственность за собственную жизнь.

Балинтовские группы — разновидность групповой тренинговой работы, направленной на повышение профессиональной компетентности участников, их личностный и профессиональный рост. Основные цели балинтовской группы: повышение компетентности в профессиональном межличностном общении;осознание личностных проблем, блокирующих профессиональные отношения Специалиста с Клиентом; улучшение психического состояния специалистов за счет коллегиальной поддержки и совместной проработки трудных случаев. Предметом анализа в группе являются обсуждения случаев из практики ее членов. Это могут быть «трудные» или «неудачные» эпизоды из прошлого, продолжающие беспокоить участников как специалистов профессионалов или в личностном плане, вызывающие у них дискомфортные воспоминания, остающиеся для него «непонятыми» текущие случаи, вызывающие чувство тревоги и беспокойства; так называемые фантастические ситуации, даже гипотетическая возможность которых волнует участников. Каждое занятие посвящается конкретному случаю, о котором докладывает участник группы. Рассказ строится в абсолютно свободной форме, говорящего не ограничивают во времени и не перебивают. В заключение ведущий помогает сформулировать вопросы рассказчика по изложенному материалу таким образом, чтобы они были центрированы на взаимоотношениях действующих персонажей, например врача и больного, консультанта и клиента, а не на «технических» деталях ситуации.

Читайте также:  Синдром истощения яичников можно восстановить

Необходимость супервизии. «Супервизия — это сотрудничество двух профессионалов (более опытного и менее опытного, или равных по опыту), в ходе которого специалист может описать и проанализировать свою работу в условиях конфиденциальности».Основная цель супервизии — помочь специалисту наилучшим образом ответить на потребности клиента.Супервизияпозволяет:поделиться своими чувствами;выявить и обозначить затруднения, которые возникли в работе с клиентом;получить обратную связь о проделанной работе;проанализировать причины своих затруднений;расширить свои теоретические и практические представления;наметить пути дальнейшей работы с клиентом.

Синдром эмоционального выгорания. Эмоциональное выгорание В. В. Бойко определяет как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на психотравмирующие воздействия.

Причины возникновения синдрома профессионального выгорания. Синдром профессионального выгорания представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных и напряженных отношений в системе человек–человек. Специфика работы психологов-консультантов отличается рядом особенностей. Существует большое количество ситуаций с высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью межличностного общения, а это требует от специалиста значительного личного вклада в установление доверительных отношений и умения управлять эмоциональной напряжённостью делового общения.

Консультативная работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и предполагает научно обоснованные методы отбора, адаптации специалистов по психологической работе и профилактики синдрома эмоционального «выгорания». На сегодняшний день насчитывается незначительное число работ, посвященных изучению стрессоустойчивости в профессиональной деятельности психологов, что свидетельствует о недостаточном внимании, уделяемом исследователями разработке данной проблемы. Вместе с тем совершенно очевидно, что именно работа с людьми, в силу предъявляемых профессиональной деятельностью высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок, потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса.

Среди психотерапевтов и консультантов синдрому выгорания подвержены люди, имеющие низкий уровень профессиональной защищенности. Например, отсутствие профессионального образования и систематического повышения квалификации, невозможность участия или нерегулярное участие в балинтовских и супервизорских группах. Молодой возраст, отсутствие жизненного опыта и опыта практической работы в данной области. Провоцировать синдром выгорания могут болезни, ослабленность после болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы (развод, смерть близкого или пациента). По этическому кодексу психотерапевты и консультанты могут приступить к работе через полгода после инцидента травмы.

СПВ возможно преодолеть, используя либо самостоятельное усилие, либо внешнюю профессиональную помощь. Самостоятельное преодоление требует, прежде всего, чтобы «выгорающие» сотрудники научились осознавать причины и симптомы профессионально обусловленного стресса и могли управлять ими, используя навыки саморегуляции и совладания с первыми симптомами профессионального стресса посредством актуализации продуктивной структуры психологических защит.

К методам преодоления СПВ относятся следующие:

Первый метод – технология психологической помощи практикующим консультантам Телефона доверия. В первую очередь выясняются мотивы выбора профессии и личная значимость для консультанта выбранной профессии. Может использоваться модификация экзистенционального анализа, предложенная Э. Малач-Пайнс [1.С. 45]. Метод предусматривает восполнение первоначальных дефицитов, проводимое психотерапевтом, с целью снижения риска возникновения СПВ.

Второй метод – восстановление или создание соответствующего уровня коммуникации лицам, подвергнувшимся СПВ. Он предусматривает ослабление синдрома посредством устранения главной причины выгорания – нарушений коммуникативных составляющих в межличностных отношениях (данный подход обнаруживает прямое сходство с центральной идеей известного специалиста в данной области Карен Хорни, рассматривающей в качестве ведущей причины невротических форм поведения деформацию коммуникативных связей в сфере значимого общения). На первом этапе такого восстановления коммуникаций между коллегами психолога проводится интеракция в виде простого неструктурированного общения в неформальной обстановке (на пикнике, во время обеденного перерыва, в атмосфере айс-брейкера, растапливающего холод, лёд общения); на втором этапе – предлагается обмен мнениями в группе, когда ведущий плавно организует более структурированную дискуссию на актуальную тему выгорания и его последствий, и когда применимы принципы для стандартной Т-группы или группы встреч; на третьем, заключительном, этапе осуществляется возврат к неструктурированному общению для обмена впечатлениями и улучшения контактности членов группы. При постоянном проведении таких тренингов достигается их цель – восстанавливаются навыки социальной коммуникации, тем самым снижаются профессиональные стрессы и риск развития СПВ.

Источник