Синдром профессионального выгорания и технологии профилактики
Интенсивность современного мира диктует особые правила жизни и работы. Чем выше уровень ответственности специалиста, тем сложнее для него такая работа в эмоциональном плане. Повышенные нагрузки на трудоголика часто оборачиваются профессиональным выгоранием, которое может сделать все его усилия напрасными. Однако существует профилактика профессионального выгорания, которая позволяет бороться с симптомами этой проблемы и помогает жить и трудиться в нормальном режиме.
В чем состоит проблема
Профессиональное выгорание человека – это результат истощения нервных, психических и физических сил. В результате у человека пропадает желание работать, развиваться в профессиональной и личной сфере, появляются депрессия, нервозность, хроническая усталость и опустошенность. Если у активного и целеустремленного человека вдруг появились лень и нежелание идти на работу, его раздражают коллеги, а рабочий день тянется целую вечность – это первые и основные симптомы эмоционального выгорания работника. Важно выявить источники этой проблемы и искоренить их.
Чаще всего эмоциональным выгоранием страдают люди следующих профессий:
- Руководитель отдела или подразделения.
- Психолог.
- Менеджер по продажам.
- Финансист.
- Доктор.
- Педагог.
Однако практически каждый человек, где бы он ни работал, может столкнуться с эмоциональным выгоранием. Все зависит от личных качеств и восприятия внешнего мира. Как правило, динамично живущие, активные, целеустремленные и амбициозные люди быстрее «выходят из строя» из-за своей повышенной эмоциональности. А вот спокойные, уравновешенные и даже медлительные, способные абстрагироваться от проблем, могут лучше бороться со сложностями на работе и прочими внешними факторами.
Динамично живущие, активные, целеустремленные и амбициозные люди быстрее «выходят из строя» из-за своей повышенной эмоциональности.
Распространенные причины
Чтобы решить проблему, необходимо понять причины, по которым она возникла. Наиболее распространенными являются:
- Высокий уровень умственной нагрузки.
- Постоянное взаимодействие с людьми.
- Напряженная и конфликтная атмосфера на работе.
- Отсутствие возможности личной, карьерной, творческой реализации на рабочем месте.
- Отсутствие оценки руководителя и должной мотивации.
Также существуют скрытые причины профессионального выгорания:
- Невозможность самостоятельно организовать себя (нет самоорганизации, навыков правильно планировать время и ставить задачи).
- Хронический трудоголизм.
- Перфекционизм (когда человек постоянно все хочет сделать идеально, при этом тратится много времени на отшлифовку деталей, и в результате цель не достигнута по причине недостатка времени).
- Неэкологичность деятельности (плохая атмосфера в коллективе, родные не поддерживают).
- Жизненное призвание невозможно применить в работе и жизни одновременно.
Особенно давит на человека психологическая атака руководства, коллег или родных. Это способно подавить даже сильного человека. В результате он просто ломается, устает от всего, и работа перестает приносить ему радость.
Инструменты профилактики выгорания
Чтобы избежать профессионального истощения, рекомендуют заблаговременно, еще до того, как вы столкнулись с проблемой, внедрить профилактические методы. Популярные советы психологов таковы:
- Создайте ежедневные ритуалы и традиции. Например, проводить медитацию с самого утра или перед сном, ходить ежедневно в бассейн или играть в любимую компьютерную игру час-два в день. Не бойтесь «потратить» немного времени на себя. Это поможет выбросить негативную энергию и подпитаться новой, свежей, позитивной. Рано или поздно, времени и желания хватит и на работу, и на личную жизнь. На предотвращение стресса и достижение душевной гармонии хорошо влияет музыка. Будете вы ее слушать на рабочем месте в обеденный перерыв или вечером дома либо в филармонии пару раз в неделю, не важно. Но она однозначно благотворно влияет на настроение и расслабляет сознание.
- Активность не должна быть избыточной. Прежде чем помочь сотруднику, коллеге, другу или соседу по кабинету, сперва сделайте свои приоритетные задачи, а потом, если будет желание и время, помогите другому. Нельзя идти на поводу у коллег и даже у руководителя и выполнять сторонние функции в ущерб прямым обязанностям. Важно быть уверенным в своем ответе: либо «да», либо «нет». Минимум сомнений и колебаний помогут сохранить душевное равновесие.
- Обязательно делайте технический перерыв. Это не обязательно стандартное обеденное время. У каждого человека есть своя необходимость в отдыхе. Для одного это час с 12 до 13 часов, для другого – 15 минут 4-5 раз в день.
- Не забывайте о своем творческом начале, ведь оно является наиболее сильным лекарством против эмоционального выгорания. Поэтому обязательно обзаведитесь хотя бы одним увлекательным для вас хобби: фотография, театр, танцы, организация мероприятий.
- Правильно планируйте рабочее время, ставьте цели по SMART-системе и минимизируйте риски и форс-мажоры.
- Рефлексируйте во время рабочего дня (15 минут кофе и общение с коллегами на отвлеченные темы положительно повлияют на психологическое здоровье).
- Не бегите впереди паровоза, спокойно выполняйте свои обязанности, а при отсутствии достойной мотивации побеседуйте об этом с руководителем.
- Решайте проблемы по мере их поступления, но не откладывайте «в долгий ящик» то, что вас беспокоит.
Вышеперечисленные рекомендации подойдут каждому человеку, вне зависимости от сферы его деятельности. Не оставляйте значимые для вас моменты на потом. Особенно важно ваше жизненное призвание, постоянное профессиональное и личностное развитие и решение проблем сразу. Чтобы не начался процесс профессионального выгорания, необходимо проводить профилактику и работать над собой. Ведь, если сам человек не будет внимателен к себе и своему эмоциональному состоянию, окружающим сложно будет ему помочь.
Источник
Синдром эмоционального выгорания диагностируется, включая следующие компоненты:
- Анамнез жизни и болезни, профессиональный анамнез. Врач уточняет наличие расстройства сна, аппетита, настроения, мотивации, признаков соматических заболеваний. Важно знать, какие события произошли недавно: смена рабочего места, развод, рождение ребенка.
- Наличие перенесенных заболеваний: язва, гастрит, депрессия, инфекции центральной нервной системы.
- Установление группы риска. Синдрому эмоционального выгорания больше всего подвержены специалисты в деятельности типа «человек–человек»: врачи, учителя, социальные работники, продавцы, менеджеры, воспитатели.
- Результаты психометрических исследований – шкала эмоционального выгорания Бойко, опросник эмоционального выгорания Маслач.
- Употребление лекарств, алкоголя, наркотиков, курение.
- Признаки психических расстройств: тревожность, возбуждение, рассеянность внимания, снижение объема памяти, эмоциональная лабильность, неадекватная самооценка, патологически сниженное настроение, пассивность, внешний локус контроль, чувство вины.
Общие рекомендации
Если ваша жизнь сопряжена со сферой деятельности «человек–человек» – вы подвержены высокому риску эмоционального выгорания. Чтобы снизить шанс и повлиять на провоцирующие факторы, следует выполнять рекомендации ниже. Они подходят для людей любой специальности: для медицинского работника или социального работника, педагога, юриста, психолога, руководителя, менеджера.
Способы профилактики:
Правильный отдых. Урегулируйте режим труда и отдыха. Работа – на работе, отдых – дома, на природе, с друзьями. Сотрудничество с людьми всегда предполагает бумажную писанину и бюрократию. Она может скапливаться. Но это не значит, что ее нужно доделывать дома: рабочие задачи, выполняющиеся дома или на досуге, всегда повышают вероятность эмоционального выгорания.
Если в свободное время вы продолжаете думать о работе, отвлекитесь – читайте, играйте на музыкальном инструменте или в компьютерные игры, смотрите фильмы. Когда вы не работаете дома, вы можете ощущать тревогу. Но не работать дома – нормально.
Концентрация на хобби особенно важна для врачей-онкологов, психиатров, медицинских работников паллиативной помощи. Эти специалисты чаще всего сталкиваются с тяжелыми пациентами. Если постоянно думать о них, врачи быстро эмоционально выгорают.
Физические упражнения. В неделю – минимум 3 раза по 30 минут. Любая доброкачественная физическая нагрузка снимает стресс и позволяет отвлечься от негативных мыслей. Нет определенного правила о том, как нужно заниматься. Это могут быть любые физические упражнения: плавание в бассейне, игра в футбол, катания на велосипеде, борьба, тренажерный зал или бег. Чтобы физические упражнения не стали рутиной, меняется вид спорта каждые несколько недель.
Сон. Во время сна восстанавливаются резервные силы, активнее работает иммунитет, вытесняются неприятные воспоминания, крепчают нервные процессы. Сон – один из основных факторов, препятствующих эмоциональному выгоранию и стрессу.
Выясните, сколько вы обычно спите, и сколько вам требуется времени, чтобы после сна почувствовать себя отдохнувшим. Если при средней длительности сна в 7-8 часов вы не отдыхаете, добавьте к следующей ночи 30 минут. И так до тех пор, пока в течение недели каждое утро вы не почувствует отдых и бодрость.
Рабочее окружение. Чтобы избежать эмоционального выгорания, организуйте рабочую обстановку и распорядок дня. Стандартный рабочий день должен содержать перерывы по 30 минут и большой перерыв на обед длительностью от 45 до 60 минут. Так вы избежите интеллектуальной нагрузки и разбавите обстановку.
Для офисных работников и всех, кто большую часть рабочего времени проводит за компьютером, рекомендуется делать простые физические упражнения. Это снижает мышечный тонус и препятствует заболеваниям опорно-двигательного аппарата. Простая гимнастика: в течение 2-х минут делайте круговые движения шеей. Чтобы снять мышечное напряжение, выполняйте гимнастические упражнения: подтягивания, круговые движения туловищем, разминка суставов.
Распределение обязанностей. Сотрудник быстро выгорает, когда ему дают дополнительную рабочую нагрузку, которая не предусмотрена его обязанности и профессиональными навыками. Распределите равноценные обязанности, делегируйте задачи подчиненным или сотрудникам.
Важный профилактических фактор выгорания – умение отказывать. Когда не можете сказать «нет», вы сознательно копите рабочие задачи. Когда они набираются, сокращается время на выполнение основных дел. Под конец квартала или года вы понимаете, что на столе лежит стопка документов, которые вообще не хочется делать, ведь за них не доплачивают. Не берите дополнительные задачи, либо просите за них доплату.
Хобби и активная жизненная позиция. Смещать акцент с рабочих дел нужно куда-то. Чаще всего это хобби. Они помогают отвлечься, отдохнуть и получить удовольствие.
Черты личности, которые препятствуют выгоранию
Особенности личности – основные психологические факторы профилактики синдрома эмоционального выгорания. «Личностная выносливость» – это компоненты характера, которые способствуют высокой жизненной активности. Личностная выносливость, как черта характера, позволяет человеку контролировать жизненные ситуации и быстро реагировать на изменения. У людей в развитой личностной выносливостью всегда низкие показатели по признакам эмоционального выгорания.
Слабый эффект эмоционального выгорания наблюдается у людей, которые имеют активную тактику сопротивления стрессу. Когда появляется конфликт или неприятности на работе, люди с активной тактикой стараются уладить проблемы в ближайший срок. Люди с пассивной тактикой сопротивления стрессу выжидают решение от оппонентов, конкурентов и коллег. Они не берут ответственность на себя. У людей с пассивной тактикой всегда высокий риск эмоционального выгорания.
Существует внешний и внутренний локус контроля. Активный – когда человек приписывает неудачи и успехи своей деятельность. Если человек с внутренним локусом контроля опаздывает на работу, не успевает подготовить отчет или предлагает новую бизнес-идею, он приписывает это своим навыкам или огрехам.
Человек с внешним локусом контроля приписывает события, случившиеся с ним, внешним факторам. Сбил на дороге пешехода – виноват пешеход; не успех подготовить отчет – виноват программист, который не починил компьютер; перевыполнил план на 13% – «мне просто повезло».
Люди с внутренним локусом контроля страдают эмоциональным выгоранием гораздо меньше, чем с внешним.
Эмоциональному выгоранию препятствует адекватная самооценка. Низкая самооценка повышает риск развития эмоционального истощения, так как такие люди склонны винить себя или недооценивать собственные преимущества и профессиональную компетенцию.
Упражнения для профилактики
Психологическая модель Роберта Ассаджоли состоит из основной (ядерной) личности и частиц – субличностей. Из многих субличностей складывается основная личность. Роберт Ассаджоли под субличностью понимает социальные роли: муж, сын, сотрудник, друг, начальник или подчиненный, родитель и брат.
Часто субличности конфликтуют между собой: у отца одна жизненная позиция, у друга – вторая, у мужа – третья. Например, человек в роли отца твердит сыну: «Пить плохо». Тот же человек в роли друга выпивает каждые выходные перед сыном. Итальянский психолог утверждает: чтобы предотвратить синдром эмоционального, следует воссоздать единую картину субличностей в одну – целую и гармоничную.
Для этого он придумал такие методы в виде упражнений:
Упражнение «Круг субличностей»:
- Напишите на бумаге список своих желаний. Записывайте любые желания, которые придут в голову, независимо от их социальной значимости: поймать килограмм рыбы, купить новую гитару или посетить симфонический оркестр. Спрячьте список на один день.
- На следующий день достаньте список желаний. Перечитайте его. Вспомните и постарайтесь описать чувства, которые охватывали вас во время перечисления желаний. Есть ли такая субличность, которая имеет идентичные желания? Или есть субличность, которая осуждает некоторые из перечисленных желаний или считает их малозначимыми?
- Теперь постарайтесь прочувствовать желания субличностей и ваши собственные. Выпишите то, что хочется именно вам – не отцу, не другу, не мужу, не начальнику.
- Наберите 20 желаний. Отсейте и сократите список до 5 пунктов – это главные желания.
- Возьмите лист А4. Нарисуйте круг с диаметром до 20 см. Теперь нарисуйте в нем круг с диаметром 5 см. Центральное кольцо – это ваша личность. Распишите в нем 5 основных желаний.
- Теперь вспомните максимальное количество ваших субличностей. Дайте каждому из них имя. Например, заботливый, ответственный, сильный.
Это упражнение дает возможность лучше понять себя, свои истинные желания и навязанные желания обществом. Вы стали лучше распознавать свой голос и отличать его от голоса субличностей. Особенности синдрома в том, что выгоранию способствует незнание своих целей и желаний, и одним из признаков является деперсонализация – ощущение потери себя. Поэтому осознание себя – важный фактор профилактики эмоционального выгорания.
Упражнение «Негативная субличность»:
Негативные субличности часто мешают реализации плана. Они критикуют, провоцируют, обесценивают и подрывают доверие к себе. Представьте себе дело, которое вы давно хотите реализовать.
Представьте, что вы закончили его: построили дом, открыли кафе или написали книгу. Теперь представьте явления, которые могли бы помешать вам выполнить задуманное. Вычлените эти мысли из общего потока сознания и соберите их воедино. Вы только что создали негативную субличность, которая всегда вам мешает. Назовите ее, придумайте ей символ и нарисуйте ее на бумаге.
Заключите с ней «договор»: что вам нужно сделать, чтобы негативная субличность перестала критиковать и обесценивать. Подумайте, почему она делает именно это.
Упражнение помогает изучить свои страхи, помогает исследовать непродуктивные установки, которые мешают реализовать мечту.
Принципы жизни, препятствующие эмоциональному выгоранию
Синдром сгорания часто развивается у людей с непродуктивными и неосознанными установками. Программа профилактики включает перемену этих установок на продуктивные:
- Сила интеллекта может ослабить и нейтрализовать неприятные эмоции и жизненные события. Позитивное мышление всегда лучше, чем негативное. Всегда помните, что у стороны две медали – ищите позитивные стороны даже у наиболее неприятных событий. Подумайте, какие вы сможете получить выгоды, если завтра вас уволят?
- Припишите себе девиз: «Сейчас хорошо. Все, что происходит вокруг, делает меня сильнее.
- Неблагоприятные события жизни – это всегда временное явление. Подчините эти события себе и постарайтесь их перевернуть в позитивную сторону.
- Люди часто помнят о своих недостатках, забывая о достижениях. Ежедневно напоминайте себе о том, в чем вы сильны, что вы делаете лучше других.
- Вместо того, чтобы «пережевывать» негативные ситуации и эмоции, проанализируйте их – выясните причину, почему это произошло, какими последствиями это грозит. Всегда ищите как можно больше путей выхода.
- Конфликт решается сразу после его появления.
- Общайтесь с людьми, которые вам приятны.
- Любой человек, независимо от своих политических взглядов, внешнего вида, предпочтений в музыке или спорте имеет право. Он может спокойно проявлять свою индивидуальность. Свобода одного человека заканчивается ровно там, где начинается свобода другого.
- Вы имеете право на ошибку. Любой человек имеет право на ошибку. Ошибаться – это нормально. Ошибаться – значит что-то делать. Тот, кто ничего не делает, никогда не ошибается.
Этот небольшой тренинг поможет осознать истинные желания и оценить жизнь – так ли он хочет ее прожить, или нет. Если вы не удовлетворены, этот план работы составлен для вас.
Оригинал статьи размещён здесь: https://sortmozg.com/psihicheskie-rasstrojstva/profilaktika-emotsionalnogo-vygoraniya
Источник
МКДОУ ХМР «Детский сад «Берёзка» п. Горноправдинск»
Тренинг для педагогов:
«Профилактика синдрома профессионального выгорания, или как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе»
Подготовил:
Педагог-психолог Панова С.М.
28 апреля 2016 год
Предварительная работа:
Цель: изучить психоэмоциональное состояние педагогов ДОУ.
До мероприятия с воспитателями и специалистами проводится диагностика педагогов ДОУ. Результаты демонстрируют уровень профессионального выгорания в дошкольном учреждении.
Используемые методики:
Методика Диагностика «эмоционального выгорания» у педагогов МДОУ (автор В.В. Бойко, адаптация Е.Е. Алексеевой).
Форма: тренинг.
Цели: Повышение уровня компетентности педагогов по профилактике профессионального выгорания.
Задачи:
- Знакомство с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными причинами и симптомами.
- Получить опыт практических способов борьбы с синдромом профессионального выгорания.
- Развитие толерантности и эмпатии друг к другу.
Оборудование: мультимедийное оборудование: ноутбук, проектор, проекционный экран; 3 листа А3, листы бумаги, цветные маркеры, фломастеры, столы объединены в три мини-группы.
Участники: педагоги дошкольных образовательных учреждений.
— Здравствуйте, уважаемые педагоги! Мы очень рады приветствовать вас сегодня на нашей встрече. А начать хотелось бы с продолжения следующей фразы по кругу: “Здравствуйте! Меня зовут …, И я уверена, что сегодняшний день подарит мне…”.
Определение понятия «Эмоциональное выгорание».
Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”.
Синдром «эмоционального выгорания» — это выработанный личностью механизм психологической защиты, который предполагает исключение эмоций в ответ на некоторые психотравмирующие факторы. СЭВ — это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Данный синдром оказывает негативное влияние на профессиональную деятельность человека, мешает установлению адекватных отношений не только с детьми, их родителями, но и с близкими людьми. Состояние «эмоционального выгорания» является сигналом психологического неблагополучия самого педагога.
Синдром профессионального выгорания формируется на фоне постоянного стресса. Он ведёт к истощению личностных и эмоционально-энергетических ресурсов организма работника. Такая проблема возникает из-за того, что накопившиеся отрицательные эмоции не находят выхода. Такому человеку просто необходима некоторая разрядка, которая позволит «выпустить пар». Причины профессионального выгорания могут быть самые разные.
Основные стадии синдрома профессионального выгорания
1 стадия:
Поведение характеризуется на уровне произвольного: забывание каких- то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, выключен ли дома утюг, внесена ли нужная запись или нет в документацию т.д.), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей педагога первая стадия может формироваться в течении 3-5 лет.
2 стадия:
Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьники), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с полоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от 5 до 15 лет.
3 стадия:
Собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми.
Стадия может формироваться от 10 до 20 лет.
Факторы, способствующие возникновению синдрома:
Группа внешних факторов:
- Хроническая напряженность психоэмоциональной деятельности ( активно ставить и решать проблемы, усиленно запоминать и быстро интерпретировать информацию);
- Дестабилизирующая организация деятельности (нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, завышенные требования);
- Повышенная ответственность за исполняемые функции (самоотдача и самоконтроль столь высоки, что к следующему рабочему дню психические ресурсы не восстанавливаются)
- Неблагополучная психологическая атмосфера (конфликтность по вертикали «руководитель- подчинённый», и по горизонтали «коллега- коллега»);
- Психологически трудный контингент (дети с аномалиями в развитии, нервной системе и т.д).
Группа внутренних факторов:
- Склонность к эмоциональной ригидности (кто неактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан);
- Интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности (повышенная ответственность за порученное дело, «отдаётся делу без остатка»)
- Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Не привык и не умеет поощрять себя за проделанную работу.
- Нравственные дефекты и дезориентация личности. Включенность при работе такие моральных аспектов, как совесть, честность, уважение прав и достоинств других, добропорядочность.
Синдром включает в себя 3 компонента:
Эмоциональное истощение — чувство опустошенности, усталости, вызванное собственной работой, перенапряжения, исчерпанности.
Деперсонализация – чувства равнодушия и негативного отношения к людям, циничное отношение к труду и объектам труда.
Редукция профессиональных достижений — недовольство собой, чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Три фазы синдрома эмоционального выгорания:
1. нервное (тревожное) напряжение его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента
2. резистенция (сопротивление) человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;
3. Истощение оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.
Диагностика «эмоционального выгорания» педагогов.
Цель обследования: определить уровень нервно-психической устойчивости и симптомы «эмоционального выгорания» воспитателей.
Сроки проведения: март-апрель 2016 г.
В диагностике принимали участие педагоги и специалисты МКДОУ ХМР «Детский сад «Берёзка» п. Горноправдинск»
Диагностический комплекс: Диагностика «эмоционального выгорания» у педагогов МДОУ (автор В.В. Бойко, адаптация Е.Е. Алексеевой).
Выявление симптомов «эмоционального выгорания» является первым этапом в сохранении и укреплении психологического здоровья педагогов.
В диагностике по данной методике принимали участие 24 педагога с различным трудовым стажем.
«Эмоциональное выгорание» возникает поэтапно. По итогам мониторинга можно сказать, какие фазы данного синдрома сформировались, и какие симптомы являются доминирующими
Первая фаза – «Тревожное напряжение» — предвестник синдрома «эмоционального выгорания».
Данная фаза в стадии формирования у 17% педагогов. Здесь также важно обратить внимание на развитие отдельных симптомов, составляющих содержание тревожного напряжения.
-
Симптом переживания психотравмирующих обстоятельств формируется у 13% педагогов, уже сложился у 8% педагогов. Для него типично понимание трудно устранимых психотравмирующих факторов профессиональной деятельности. -
Симптом неудовлетворенности собой находится в стадии формирования у 14% воспитателей, уже сложился у 4% педагогов, а у 13% является доминирующим. Можно предположить, что они недовольны какими-либо своими личностными качествами или профессиональными умениями. -
У педагогов не наблюдается ощущение загнанности в клетку. -
Крайней точкой в формировании тревожной напряженности является симптом тревоги и депрессии. У 25% педагогов находится на этапе формирования.
Вторая фаза – Резистенция, или сопротивление: профессионал осознанно или неосознанно стремится восстановить психологический комфорт, уменьшая влияние внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Другими словами, человек ищет любые пути выхода из стрессовой ситуации. Попытки оградить себя от неприятных впечатлений наблюдаются у 13% педагогов. В стадии формирования данная фаза находится у 33% педагогов. Рассмотрим варианты сопротивления профессиональному стрессу.
-
34% педагогов ограничивают включение эмоций в профессиональное общение. -
Симптом эмоционально-нравственной дезориентации находится в стадии формирования у 21%. У некоторых педагогов (21%) этот симптом уже сформировался, а у 8% является доминирующим. Не проявляя должного эмоционального отношения к человеку, педагог защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться». Подобные мысли и оценки, бесспорно, свидетельствуют о том, что эмоции не пробуждают или не достаточно стимулируют нравственные чувства. -
Симптом экономии эмоций прослеживается у 8% педагогов, у 17% может быть сформирован в скором времени. Педагоги устают от профессионального общения настолько, что отказываются от любых контактов вне работы. -
Сокращение профессиональных обязанностей наблюдается у 61% педагогов. В основном они упрощают деятельность, требующую больших эмоциональных затрат. Данный симптом находится в стадии формирования у 25%, а уже сформирован у 34% педагогов. .
Третья фаза – Истощение. У 29% педагогов данная фаза находится в стадии формирования. На этой фазе эмоциональная защита в форме “выгорания” является неотъемлемым атрибутом личности.
-
Симптом эмоционального дефицита. 12% педагогов испытывают ощущение, что не могут сопереживать окружающим. Постепенно симптом может усиливаться, в результате чего положительные эмоции заменяются на отрицательные. Данный симптом находится на этапе развития у 21% педагогов. -
Симптом эмоциональной отстраненности. 13% педагогов практически полностью исключают эмоции из профессиональной деятельности. В случае формирования данного симптома развивается эмоциональная защита, проявляющаяся в отсутствии эмоционального отклика на какие-либо события. Человек постепенно начинает работать как робот. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом “выгорания”, который наносит ущерб профессиональной деятельности и общению. Симптом развивается у 33% педагогов.
- Симптом личностной отстраненности сложившийся симптом у 13% воспитателей. В этом случае человек воспринимается не как субъект профессиональной деятельности, а только как объект для манипуляций, который обременяет своими проблемами. В этом случае, профессионал может утверждать, что работа с людьми неинтересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности.
-
Симптом психосоматических и психовегетативных нарушений сформирован у 4% педагогов, у 17% — в стадии формирования. Он проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита – «выгорание» – самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами организма. Таким способом он спасает себя от разрушительной силы эмоциональной энергии.
Количественный анализ данных представлен в таблицах и на диаграммах.Таблица 1. Фазы «эмоционального выгорания»
№ | Название фазы «эмоционального выгорания» | Не сформирована | В стадии формирования | Сформировавшаяся фаза |
1. | Тревожное напряжение | 20 чел. – 83% | 4 чел. -17% | |
2. | Резистенция или сопротивление | 13 чел. – 54% | 8 чел.- 33% | 3 чел. –13% |
3. | Истощение | 17 чел. – 71% | 7 чел. – 29% | |
Средний показатель | 69% | 27% | 4% |
Проведенное психологическое обследование эмоционального состояния педагогов позволяет предположить, что в ДОУ, большинство педагогов уже выработали собственную психологическую защиту, основанную на экономии эмоции и упрощении профессиональных обязанностей.
У некоторых педагогов наблюдается формирование фазы «тревожное напряжение». Данная фаза может сочетаться с другими, когда в ответ на постоянное нервное напряжение формируется защитная реакция организма, которая при крайних вариантах может нанести серьезный вред здоровью педагога.
В ДОУ на основании полученных результатов можно предположить, что 29% воспитателей также подвержены различным негативным изменениям в физическом и психическом самочувствии.
Доминирующими следует считать такие симптомы как неудовлетворенность собой, неадекватное избирательное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция (сокращение) профессиональных обязанностей и эмоциональный дефицит. В стадии формирования находятся симптом тревоги и депрессии, неадекватное избирательное реагирование, эмоциональная отстраненность (Диаграмма 1).
Диаграмма 1. Данные по каждому симптому (в сравнении)
*Расшифровка аббревиатуры представлена в таблице 2. (см. ниже)
Также следует отметить, что у педагогов отмечается меньшее количество сложившихся и доминирующих симптомов «эмоционального выгорания», чем формирующихся на данное время. На основании этих данных можно предположить, что педагоги, работающие в ДОУ мало подвержены синдрому «профессионального выгорания», (Диаграмма 2.)
Диаграмма 2. Симптомы «эмоционального выгорания»
Вывод. Анализ полученных данных показал, что у 69% педагогов синдром «эмоционального выгорания» не сложился (низкий уровень). У 27% воспитателей отмечается средний уровень сформированности данного синдрома, у 4% наблюдается большинство симптомов «эмоционального выгорания» (высокий уровень). (Диаграмма 3)
Диаграмма 3. Уровень «эмоционального выгорания»
Таблица 2. Формирование симптомов «эмоционального выгорания»
№ | Симптомы «эмоционального выгорания» | Не сложился | Складывающийся симптом | Сложившийся симптом | Доминирующий симптом |
Фаза «Тревожное напряжение» | |||||
1. | Переживание психотравмирующих обстоятельств (ППО) | 19 чел. – 79% | 3 чел. – 13% | 2 чел. – 8% | |
2. | Неудовлетворенность собой (НС) | 6 чел. – 25% | 14чел. – 58% | 1 чел. – 4% | 3 чел. – 13% |
3. | Симптом загнанности в клетку (ЗВК) | 22 чел. – 92% | 2 чел. – 8% | ||
4. | Симптом тревоги и депрессии (ТД) | 18 чел. – 75% | 6чел. – 26% | ||
Фаза «Резистенция» | |||||
1. | Неадекватное избирательное реагирование (НИР) | 5 чел. – 20% | 11 чел. – 46% | 4 чел. – 17% | 4 чел. – 17% |
2. | Эмоционально-нравственная дезориентация (ЭОД) | 12 чел. – 50% | 5 чел. – 21% | 5 чел. – 21% | 2 чел. – 8% |
3. | Расширение сферы экономии эмоций (СЭЭ) | 18 чел. – 75% | 4 чел. – 17% |