Синдром повышенной возбудимости у ребенка 2 лет

Синдром повышенной возбудимости у ребенка 2 лет thumbnail

Синдром гипервозбудимости у детей

Синдром гипервозбудимости у детей – симптомокомплекс у детей раннего возраста, характеризующийся различными соматовегетативными расстройствами и повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. Синдром гипервозбудимости у детей проявляется двигательным беспокойством, тремором подбородка и конечностей, беспричинным плачем, нарушением сна, повышенным мышечным тонусом, частыми и обильными срыгиваниями и т. д. Для выявления органической основы синдрома гипервозбудимости детям проводится нейросонография, дуплексное сканирование сосудов головного мозга, ЭЭГ, ЭНМГ, УЗИ или рентгенография шейного отдела позвоночника. Лечение синдрома гипервозбудимости у детей проводится детским неврологом и может включать медикаментозную терапию, массаж, водные процедуры, ЛФК.

Общие сведения

Синдром гипервозбудимости у детей (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости) – комплекс патологических проявлений, развивающихся у детей с легкой формой перинатального поражения нервной системы. У детей раннего возраста синдром гипервозбудимости диагностируется в 42-44% случаев. В отечественной и зарубежной детской неврологии сложилось различное отношение к синдрому гипервозбудимости у детей. Так, отечественные неврологи рассматривают данное состояние исключительно как патологический синдром, в то время как их зарубежные коллеги склонны считать его скорее пограничным состоянием, не всегда требующим активной коррекции. Вместе с тем, по имеющимся наблюдениям, неблагоприятное течение синдрома гипервозбудимости у ребенка и отсутствие своевременной терапии может являться риск-фактором развития стойких невротических расстройств.

Синдром гипервозбудимости у детей

Синдром гипервозбудимости у детей

Причины гипервозбудимости у детей

Синдром гипервозбудимости может являться следствием перинатальной патологии ЦНС (гипоксической, травматической, инфекционной, токсико-метаболической) или других заболеваний детей раннего возраста.

Чаще всего причина синдрома гипервозбудимости у детей кроется в неблагополучном течении беременности и родовых травмах новорожденного, приводящих к внутриутробной гипоксии и поражению ЦНС. Этому могут способствовать токсикозы беременности, фетоплацентарная недостаточность, инфекционные заболевания будущей мамы, преждевременные роды, переношенная беременность, затяжное или стремительное родоразрешение, узкий таз роженицы и др. Неблагоприятным образом на развитие нервной системы плода влияет неконтролируемый прием будущей мамой лекарственных препаратов, табакокурение, употребление алкоголя, вызывающее фетальный алкогольный синдром. Поэтому дети с синдромом гипервозбудимости часто имеют клинический диагноз «перинатальная энцефалопатия».

Появление преходящей гипервозбудимости у детей может быть связано с нарушением реакции адаптации вследствие стресса, заболеваниями детского возраста (кишечными коликами, прорезыванием зубов, спазмофилией и рахитом, грыжами, дисбактериозом и пр.). Наконец, к гипервозбудимости склонны дети с особенностями темперамента (холерическим типом реагирования). Синдром гипервозбудимости характерен для детей с нервно-артритическим диатезом.

Симптомы гипервозбудимости

Проявления синдрома гипервозбудимости обычно развиваются в первые месяцы жизни ребенка. Основные признаки синдрома гипервозбудимости у детей включают соматовегетативные расстройства, повышенную нервно-психическую возбудимость и одновременно истощаемость.

У детей с синдромом гипервозбудимости отмечается усиленная спонтанная двигательная активность, нарушение сна (удлинение периода бодрствова­ния, трудности засыпания, прерывистый сон, вздрагивания во сне). Несмотря на хороший уход и достаточное количество пищи, дети ведут себя беспокойно, часто и беспричинно плачут. Во время крика у ребенка развиваются вегетативные реакции: акроцианоз, мраморность или покраснение кожных покровов, тахипноэ, тахикардия, усиление потливости. Дети с синдромом гипервозбудимости плохо берут грудь, часто прерываются во время кормления, склонны к обильным срыгиваниям, пищеварительным расстройствам (чередованию поносов и запоров), плохого прибавляют в весе.

Характерными признаками синдрома гипервозбудимости у детей служат перемен­ный мышечный тонус, тремор подбородка и рук, клонусы стоп, оживление врожденных безусловных рефлексов (спонтанного рефлекса Моро), горизонтальный нистагм. Различные внешние стимулы вызывают у детей быстрое развитие двигательных, сенсорных и эмоциональных реакций, которые столь же быстро угасают, что свидетельствует о повышенной психической истощаемости.

У не­доношенных детей синдром гипервозбудимости обычно является отражением снижения порога судорожной готовности, поэтому у таких малышей могут легко развиваться судороги (при гипертермии, действии чрезмерных раздражителей и т. п.).

В случае благоприятного течения выраженность проявлений синдрома гипервозбудимости у детей обычно уменьшается к 4-6 месяцам и исчезает в сроки до 1 года. В противном случае, по мере развития ребенка может обнаруживаться негрубое отставание в психомоторном и речевом развитии, гиперактивность, энурез, энкопрез, заикание, тики, парасомнии, тревожные расстройства, эпилепсия.

Читайте также:  Синдром штурге вебера по мкб

Диагностика у детей

Правильная оценка причин и проявлений синдрома гипервозбудимости у детей может быть дана только детскими специалистами: педиатром и детским неврологом. Осмотр таких детей должен проводиться осторожно, поскольку незнакомая обстановка, раздевание, касание тела холодными инструментами может вызвать у ребенка сопротивление обследованию, повышение тонуса мышц, плач, затрудняющие интерпретацию объективных данных.

После сбора перинатального анамнеза для уточнения диагноза может потребоваться инструментальное дообследование: УЗИ и рентгенография шейного отдела позвоночника, нейросонография, УЗДГ и дуплексное сканирование сосудов головного мозга, электроэнцефалография, электронейромиография. Дополнительные исследования дают представление о наличии или отсутствии органических поражений ткани и сосудов головного мозга, особенностях протекания электрофизиологических процессов в нервно-мышечной ткани.

Главной задачей диагностики синдрома гипервозбудимости у детей является определение его причин (неврологических, метаболических, психологических, соматических и др.), отчего будет зависеть лечебная тактика.

Лечение синдрома гипервозбудимости у детей

При синдроме гипервозбудимости, связанном с перинатальным поражением ЦНС, на первом году жизни детям показаны неоднократные курсы массажа, ЛФК, гидротерапии (плавание, солевые и хвойные ванны), физиотерапии (электрофорез, амплипульстерапия, парафиновые аппликации и др.), фитотерапия (седативные сборы и чаи). Дети с синдромом гипервозбудимости нуждаются в четком соблюдении режима дня, комфортной спокойной обстановке, длительных прогулках на свежем воздухе. При необходимости, по назначению врача, проводится медикаментозное лечение с назначением ноотропных, сосудистых, седативных, мочегонных, противосудорожных препаратов.

По мере его взросления ребенку может потребоваться помощь логопеда и детского психолога.

Прогноз и профилактика

Профилактика синдрома гипервозбудимости у детей заключается в предупреждении перинатального поражения ЦНС: внутриутробной гипоксии и инфицирования плода, внутричерепных родовых травм, повреждений позвоночника у новорожденных и т. д. После рождения малыша наибольшее значение приобретает полноценное вскармливание, закаливание, соблюдение режима, проведение профилактического массажа и гимнастики.

При отсутствии внимания к проблеме гипервозбудимости, все проявления синдрома у детей могут усилиться в раннем и дошкольном возрасте. В будущем у таких детей могут сформироваться стойкие невротические расстройства, нарушения поведения и социальная дезадаптация. Дети с синдромом гипервозбудимости нуждаются в наблюдении невролога и периодических курсах поддерживающей терапии.

Источник

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок сделал что-то, то давайте подробное последовательное описание того, что он должен сделать. Помните, что наилучшего результата можно достичь хорошим примером для подражания.

Важно изолировать гиперактивных детей от различных раздражителей, так как даже тихий посторонний звук может отвлечь их от работы. Например, детская должна быть окрашена в белый цвет, без картин, плакатов на стенах. Интерьер комнаты должен быть простым. Даже самые обычные школьные принадлежности должны быть удалены с рабочего стола и находиться вне поля зрения ребенка.

Проблема в том, что такие дети могут легко стать возбуждаться в различных ситуациях. Им быстро надоедает однообразие, скука и они начинают драку. Они не терпят насмешек и поэтому часто не любят своих сверстников. Гиперактивные дети имеют ярко выраженное чувство справедливости, как правило, бурно реагируют на несправедливость.

Повышенная возбудимость у детей растет с каждым годом, такое состояние без использования соответствующей терапии может привести к необратимым изменениям в их психике и поведении. Впоследствии, будет трудно что-либо исправить или ликвидации, поэтому, когда родители понимают, что есть некоторые трудности в поведении ребенка, они должны обратиться за помощью к специалисту.

Амбивалентность поведения ребенка [лат. ambi — вокруг, около, с обеих сторон + valens (valentis) — крепкий, прочный, влиятельный] — индивидуальный и возрастной вариант конфликтного поведения ребенка по отношению ко взрослому, характеризуемый борьбой положительных и отрицательных тенденций. Возникает в раннем возрасте и проявляется в процессе коммуникативной деятельности.

Амбивалентность поведения ребенка представляет собой целостный синдром, который проявляется в локомоциях детей, их эмоциональном состоянии, практических и аффективных связях с окружающими людьми, а также в характере ответа детей на воздействия взрослых: одновременном стремлении к взрослому и движении от него — робости, неуверенности, тревоге, плаче, в сочетании с интересом и положительном отношении к взрослым- отсутствии ситуативно-делового общения, характерного для этого возраста, низком уровне развития предметной деятельности- яркой избирательности во взаимоотношениях со взрослыми с преобладанием эмоционального общения в ущерб предметному взаимодействию. Этот синдром наблюдается примерно у трети детей. В его основе лежит конфликт между потребностью ребенка в общении со взрослым и отсутствием у него средств для установления контактов с окружающими людьми. Одной из причин его возникновения являются особенности семейного воспитания ребенка на первом году жизни, которое отличается гипертрофией эмоциональных связей между ребенком и взрослым и препятствует формированию практических контактов.

Читайте также:  Синдром раздраженного кишечника как снять боль

В современной психологии есть два понимания амбивалентности:

  1. психоанализе под амбивалентностью обычно понимается сложная гамма чувств, которую человек испытывает к кому-либо. Предполагается, что амбивалентность нормальна по отношению к тем, чья роль в жизни индивида также неоднозначна. Однополярность же чувств (только положительные или только отрицательные) интерпретируется скорее как проявление идеализации или обесценивания, то есть предполагается, что чувства на самом деле скорее всего амбивалентны, но индивид этого не осознаёт.
  2. В клинической психологии и психиатрии под амбивалентностью понимается периодическая глобальная смена отношения индивида к кому-либо: ещё вчера вечером пациент испытывал к некоему человеку только положительные чувства, сегодня утром — только отрицательные, а сейчас — снова только положительные. В психоанализе такое изменение отношения обычно называется «расщепление Эго».

Что касается психоинверсии у детей, то это характеризуется тем, что ребенку хорошо, когда кому-то плохо.

Процесс развития и воспитания ребенка предполагает не только активное воздействие взрослого на ребенка и создние взрослым условия, в которых ребёнок мог бы развиваться, но и деятельность самого ребенка (игровую, учебную, трудовую), имеющую свои цели, направленность, мотивы.
Развитие ребенка представляет собой сложное, целостное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных уровней регуляции поведения.
При решении практических задач ребенок часто подражает взрослому. Наблюдая за его деятельностью, он постепенно присваивает человеческие формы практической предметной деятельности. Накопление впечатлений, почерпнутых в предметной деятельности, служит основой для развития ребенка.
Гармоничное развитие детей школьного возраста предполагает также обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.

Источник

27
Апр
2017

Гипервозбудимость

Гипервозбудимость у детей является довольно частым проявлением патологий нервной системы. В основном данным недугом страдают дети грудного возраста, однако, среди детей младшего возраста эта патология также встречается, и нередко.

По статистике, 44% детей старше трех лет, имеют диагностированный патологический синдром гипервозбудимости. В детской неврологии нет однозначного ответа, откуда данная патология берет свое начало. В нашей стране гипервозбудимость рассматривают исключительно как патологический процесс, который требует коррекции. В западных странах это принято считать скорее нетипичным состоянием, которое не требует активного лечения. Между тем, опыт наших соотечественников все же доказывает, что игнорирование гипервозбудимости может приводить к развитию невротических расстройств. razvitierebenca.ru

Основные причины гипервозбудимости

Врожденные

По статистике, основной причиной патологий нервной системы является неблагополучное течение беременности и проблемы во время родов. Основными врожденными причинами являются:

  • роды на ранних сроках;
  • переношенная беременность;
  • гипоксия;
  • плацентарная недостаточность;
  • инфекционные заболевания будущей матери.

Приобретенные

Важную роль играет образ жизни матери при беременности. Некоторые лекарства могут отрицательно сказаться на будущем ребенке, а также табакокурение, употребление алкоголя.

Основные симптомы гипервозбудимости

Если говорить о детях младшего возраста, то обычно симптомы проявляют себя с момента, когда ребенок уже умеет самостоятельно ходить, у него установлен режим сна и кормления. Дети грудного возраста с наличием синдрома нервно-рефлекторной возбудимости могут перерастать недуг при правильном лечении. Дети постарше могут быть склонны к гипервозбудимости из-за каких-либо внешних факторов, и тогда речь не идет о врожденном синдроме.

Читайте также:  Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей литература

Такие дети обычно плохо спят, у них отмечается повышенная двигательная активность, проблемы с засыпанием, вздрагивания от любых звуков. Нередко наблюдаются кожные проблемы в виде нервно-артритического диатеза, аллергического дерматита, и др.

Также может наблюдаться отставание в речевом и психомоторном развитии, заикание, тики, расстройства. Таким детям трудно сосредоточиться. Их внимание привлекают сразу несколько дел, и ни одно из них не доводится до конца.

Диагностика гипервозбудимости

Поставить такой диагноз самостоятельно невозможно. Правильная оценка состояния может быть дана только детскими специалистами – педиатром и детским неврологом. Иногда помимо сбора анамнеза требуются дополнительные современные методы диагностики, например, электронейромиография.

Лечение гипервозбудимости у детей

Лечение гипервозбудимости должно быть комплексным. В зависимости от причины, синдром лечится коррекцией образа жизни, по показаниям – медикаментозно. В особенных случаях необходима консультация детского психолога.

Основные методы лечения

  1. Травяные ванны. Врач назначит смесь трав, которые необходимо заваривать, и добавлять в вечернюю ванну для ребенка. Ванны лучше принимать перед сном. Мята, ромашка, чабрец, мелисса – данные травы универсальны. Их можно применять детям в любом возрасте. Также из них можно готовить чай, и принимать внутрь.
  2. Коррекция режима дня. Сон ребенка должен длиться не менее 8 часов. Детям до 3-х лет необходимо спать днем хотя бы час. Сон должен быть полноценным, т.е. в тишине. В неспокойной и шумной обстановке невозможно выспаться, усталость ребенка будет накапливаться, и все это может перерасти в хроническую форму. Режим дня нужно планировать так, чтобы дневной и ночной сон приходился на одно и то же время. Необходимо исключить активные игры в вечернее время, отложив их на дневное время. Любую активность необходимо дозировать, и не допускать перевозбуждения нервной системы.
  3. Коррекция режима питания. Питание ребенка должно быть сбалансированным, не содержать слишком жирной пищи и большого количества углеводов. Питаться нужно часто, небольшими порциями. После 6 вечера нельзя перегружать пищеварительную систему ребенка. Ужин должен быть легким, тогда и заснуть малышу будет легче.
  4. Комфортная обстановка. Основной причиной гипервозбудимости среди детей младшего возраста является психологический прессинг и напряженная обстановка дома. Таким поведением ребенок как бы протестует. Пересмотрите свое поведение. Не позволяйте себе повышать голос и ругаться с домашними при ребенке. Даже самая незначительная ссора по мнению взрослых, может негативно сказаться на нервной системе ребенка – он просто не поймет, почему родители кричат и ругаются. Многие дети винят в этом себя, замыкаются, а приводит это к нервным расстройствам.
  5. Прогулки на свежем воздухе должны быть ежедневными.
  6. Сокращение времени, проведенное за компьютером, телевизором, планшетом. Неподвижное сидение перед монитором перегружают и без того несовершенную нервную систему ребенка, это вызывает раздражительность, плаксивость, переутомление. Максимальное время перед телевизором или компьютером не должно превышать 2-х часов в сутки. К сожалению, сегодняшние родители не заморачиваются, и их дети могут сидеть с гаджетами часами.
  7. Контроль просматриваемых мультфильмов, компьютерных игр. Современный рынок компьютерной графики пестрит разнообразием, но не все они полезны. Подбирайте материалы для просмотра согласно возрасту ребенка.
  8. Медикаментозное лечение. Применение ноотропных, противосудорожных, сосудистых, сердечных препаратов. Лечение может назначить только врач. Не занимайтесь самолечением, поскольку каждый случай индивидуален.
  9. Плавание, расслабляющий массаж. Также подбирается специалистом. Такие методы показали достаточно высокую эффективность в лечении гипервозбудимости.

Дети с диагностированной гипервозбудимостью должны стоять на учете у детского невролога.

Про синдром нервно-рефлекторной возбудимости (СНРВ) можно прочитать тут

Если понравилась статья поделитесь в соц сетях

ссылка при копировании обязательна https://razvitierebenca.ru/

Источник