Синдром повышенной возбудимости у детей причины

В неонатологии это патологическое состояние носит название: «повышенная нервно-рефлекторная возбудимость» или определяется как «синдром гипервозбудимости» неонатологом или диагностируется детским неврологом сразу после первой консультации.

Но и многие родители могут заметить, что с малышом «что-то не так» — ребенок плохо спит, постоянно вздрагивает (и не только от пугающих звуков, а и в покое), наблюдается тремор подбородка и ручек, вялое сосание, частые срыгивания с выгибанием крохи и многие другие признаки.

Многие специалисты Европы и в США считают этот синдром пограничным состоянием, не требующим терапии, а наши детские неврологи назначают малышам лечение.

Кто же прав и как вести себя в сложившейся ситуации?

Ведь многие родители занимают такую же позицию – все пройдет само собой и «нечего пичкать ребенка сразу после рождения разной химией….».

В этой статье я хочу разобраться в этой ситуации с точки зрения практикующего врача педиатра.

Что такое синдром гипервозбудимости

Всем известно, что в первые месяцы жизни груднички в большинстве случаев сосут грудь или едят смесь, а затем крепко спят. Но на сегодняшний день все чаще родители предъявляют жалобы на выраженную реакцию крохи на минимальный раздражитель,  малыш постоянно плачет и часто просыпается ночью. Некоторые родственники, а иногда и сами родители считают это капризами и даже пытаются «не обращать на это внимание» и «не приучать ребенка к рукам». Но это не так: если ребенок не может успокоиться и постоянно плачет — значит, его что-то беспокоит. Поэтому необходимо разобраться, почему так ведет себя вполне здоровый малыш?

Синдромом гипервозбудимости у детей грудничкового возраста называют совокупность симптомов, которые спровоцированы различными соматовегетативными расстройствами и нервно-рефлекторной возбудимостью.

Это состояние чаще всего возникает в результате перинатального поражения нервной системы различной степени. Поэтому проявления гипервозбудимости у новорожденного и грудничка нельзя оставлять без внимания – патология в силу действия каких-либо факторов может приобретать неблагоприятное течение  и это может вызвать у ребенка более серьезные расстройства деятельности нервной системы.

Причины

В большинстве случаев главными причинами возникновения синдрома гипервозбудимости считаются:

  • Нарушения процессов формирования и правильного созревания структур нервной системы малыша в период внутриутробного развития, связанные с воздействием различных факторов, особенно дефицит кислорода, питательных веществ и витаминов, а также стрессы и переживания в период беременности.
  • Недоношенность.
  • Патологические и осложненные роды.

После рождения синдром гипервозбудимости могут вызвать нервно-артритический диатез, рахит, прорезывание зубов, травмы или любой болевой синдром.

Чаще всего проявления гипервозбудимости связаны с незрелостью нервной системы и нарушением нервной регуляции и взаимодействия различных органов и систем.

При этом важно знать, что нервная система малыша в грудничковом возрасте:

  • очень динамична;
  • податлива к различным воздействиям как положительным, так и отрицательным;
  • пластична с высокими возможностями к восстановлению.

Потому при легких изменениях и благоприятных условиях происходит самостоятельное восстановление всех нарушенных процессов и проявления этого патологического синдрома постепенно проходят, но постоянное наблюдение невролога в данном случае необходимо.

И все же существуют ситуации, когда изменения в нейронах значительные и/или организм малыша не может самостоятельно справиться с активными процессами возбуждения ЦНС, а нервная система отличается истощаемостью, особенно при выраженной незрелости у недоношенных малышей или выраженных воздействиях в период беременности.

В этих случаях без адекватного лечения перевозбуждение будет усиливаться, а симптомы патологии со временем будут только усиливаться.

Симптомы

Часто родители не обращают внимания на определенные проявления у малыша, и упускается момент ранней диагностики заболевания.

Если знать ранние клинические проявления патологии —  лечение можно начать как можно раньше, а результаты будут оптимистичными или симптомы пройдут полностью.

Признаки гипервозбудимости, которые отмечаются у малыша в первые месяцы жизни:

  • ребенок постоянно плачет без видимой причины;
  • малыш беспокойно спит: отмечаются частые вздрагивания во сне, длительное засыпание, чуткий, поверхностный сон в связи, с чем кроха просыпается от любого шума;
  • отмечается тремор (подбородка, ручек) или спонтанные движения;
  • наблюдается изменение тонуса мышц и симптомы мышечной дистонии, чаще возникновение гипертонуса.

Кроме этих симптомов у ребенка могут наблюдаться различные сбои работы систем организма, связанные с нарушением их нервной регуляции во время плача и беспокойства у малыша наблюдаются:

  • тахикардия;
  • посинение носогубного треугольника;
  • мраморность кожи или наоборот усиление сосудистой сетки;
  • повышенное потоотделение;
  • неустойчивый стул или чередование запоров и поносов;
  • частые и обильные срыгивания.

Поэтому при появлении вышеперечисленных симптомов у грудничка необходимо акцентировать на этом внимание участкового педиатра, обратиться за консультацией к детскому неврологу и пройти дополнительное обследование (при необходимости).

В чем опасность синдрома гипервозбудимости

Важно помнить, что при отсутствии своевременного лечения синдрома гипервозбудимости могут сформироваться:

  • синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • неврозы;
  • метеозависимость;
  • тревожные расстройства;
  • минимальная мозговая дисфункция;
  • задержка речевого развития и/или психического развития;
  • эпилепсия или другие серьезные органические изменения нервной системы, которые маскируются синдромом гипервозбудимости.

Поэтому малыши с различными проявлениями синдрома гипервозбудимости должны постоянно наблюдаться у детского невролога и в полном объеме выполнять все рекомендации врача. Это позволит значительно снизить риск развития осложнений.

Источник

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок сделал что-то, то давайте подробное последовательное описание того, что он должен сделать. Помните, что наилучшего результата можно достичь хорошим примером для подражания.

Важно изолировать гиперактивных детей от различных раздражителей, так как даже тихий посторонний звук может отвлечь их от работы. Например, детская должна быть окрашена в белый цвет, без картин, плакатов на стенах. Интерьер комнаты должен быть простым. Даже самые обычные школьные принадлежности должны быть удалены с рабочего стола и находиться вне поля зрения ребенка.

Проблема в том, что такие дети могут легко стать возбуждаться в различных ситуациях. Им быстро надоедает однообразие, скука и они начинают драку. Они не терпят насмешек и поэтому часто не любят своих сверстников. Гиперактивные дети имеют ярко выраженное чувство справедливости, как правило, бурно реагируют на несправедливость.

Повышенная возбудимость у детей растет с каждым годом, такое состояние без использования соответствующей терапии может привести к необратимым изменениям в их психике и поведении. Впоследствии, будет трудно что-либо исправить или ликвидации, поэтому, когда родители понимают, что есть некоторые трудности в поведении ребенка, они должны обратиться за помощью к специалисту.

Амбивалентность поведения ребенка [лат. ambi — вокруг, около, с обеих сторон + valens (valentis) — крепкий, прочный, влиятельный] — индивидуальный и возрастной вариант конфликтного поведения ребенка по отношению ко взрослому, характеризуемый борьбой положительных и отрицательных тенденций. Возникает в раннем возрасте и проявляется в процессе коммуникативной деятельности.

Амбивалентность поведения ребенка представляет собой целостный синдром, который проявляется в локомоциях детей, их эмоциональном состоянии, практических и аффективных связях с окружающими людьми, а также в характере ответа детей на воздействия взрослых: одновременном стремлении к взрослому и движении от него — робости, неуверенности, тревоге, плаче, в сочетании с интересом и положительном отношении к взрослым- отсутствии ситуативно-делового общения, характерного для этого возраста, низком уровне развития предметной деятельности- яркой избирательности во взаимоотношениях со взрослыми с преобладанием эмоционального общения в ущерб предметному взаимодействию. Этот синдром наблюдается примерно у трети детей. В его основе лежит конфликт между потребностью ребенка в общении со взрослым и отсутствием у него средств для установления контактов с окружающими людьми. Одной из причин его возникновения являются особенности семейного воспитания ребенка на первом году жизни, которое отличается гипертрофией эмоциональных связей между ребенком и взрослым и препятствует формированию практических контактов.

Читайте также:  Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом по мкб 10

В современной психологии есть два понимания амбивалентности:

  1. психоанализе под амбивалентностью обычно понимается сложная гамма чувств, которую человек испытывает к кому-либо. Предполагается, что амбивалентность нормальна по отношению к тем, чья роль в жизни индивида также неоднозначна. Однополярность же чувств (только положительные или только отрицательные) интерпретируется скорее как проявление идеализации или обесценивания, то есть предполагается, что чувства на самом деле скорее всего амбивалентны, но индивид этого не осознаёт.
  2. В клинической психологии и психиатрии под амбивалентностью понимается периодическая глобальная смена отношения индивида к кому-либо: ещё вчера вечером пациент испытывал к некоему человеку только положительные чувства, сегодня утром — только отрицательные, а сейчас — снова только положительные. В психоанализе такое изменение отношения обычно называется «расщепление Эго».

Что касается психоинверсии у детей, то это характеризуется тем, что ребенку хорошо, когда кому-то плохо.

Процесс развития и воспитания ребенка предполагает не только активное воздействие взрослого на ребенка и создние взрослым условия, в которых ребёнок мог бы развиваться, но и деятельность самого ребенка (игровую, учебную, трудовую), имеющую свои цели, направленность, мотивы.
Развитие ребенка представляет собой сложное, целостное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных уровней регуляции поведения.
При решении практических задач ребенок часто подражает взрослому. Наблюдая за его деятельностью, он постепенно присваивает человеческие формы практической предметной деятельности. Накопление впечатлений, почерпнутых в предметной деятельности, служит основой для развития ребенка.
Гармоничное развитие детей школьного возраста предполагает также обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.

Источник

О том, что такое синдром гипервозбудимости, мы узнали сравнительно недавно. Раньше гиперактивных деток считали избалованными, неуправляемыми, глупыми и просто «тяжелыми» детьми. Сейчас же этому состоянию есть научное объяснение. Гипервозбудимость у детей – проблема неврологического характера, появляющаяся вследствие нарушения работы мозга, нервной системы, характеризующаяся комплексом различных соматовегетативных расстройств, нервно-рефлекторной возбудимостью. На что же обратить внимание и какие меры предпринять при появлении первых симптомов?

  • Синдром гипервозбудимости у детей: симптомы, причины и лечение

У младенцев наблюдаются такие симптомы:

  • резкий, беспричинный плач;
  • повышенная нервозность, двигательная активность;
  • беспокойный сон (крутятся на 360° в кроватке), трудности с засыпанием, непродолжительное время дневного отдыха (около получаса);
  • гипертонус мышц;
  • ручки сжаты в крепкие кулачки, игрушечку кроха не берет;
  • тремор подбородка, ручек и ножек;
  • обильные, частые срыгивания – поза «столбиком» после еды не спасает ситуацию;
  • расстройство стула;
  • вегетативные нарушения («мраморность» кожи);
  • отказ от грудного вскармливания, плохой аппетит и др.

У детей младшего дошкольного и школьного возраста синдром гипервозбудимости проявляется:

  • частая, резкая смена настроения без видимой причины (малыш только улыбался, а через мгновение бьется в истерике);
  • нервозность;
  • проблемы с засыпанием днем и ночью;
  • беспокойный ночной сон (очень часто падают с кровати, если нет защитного барьера, разговаривают во сне, плачут);
  • нарушения речевого и психомоторного развития;
  • слабая успеваемость в школе;
  • плохая память и концентрация внимания – при всем своем желании они не в состоянии спокойно высидеть до конца занятие в детском саду, урок в школе.

Очень часто посторонние люди, да и родные бабушки, дедушки считают, что ребенок просто не воспитан. Его шумное, агрессивное, вызывающее, не поддающееся окликам и замечаниям поведение списывают на несостоятельность родителей обуздать свое чадо. Это в корне неверное мнение. Гипервозбудимые детки не могут контролировать свои поступки так, как этого хочется окружающим. Их нервная система не справляется с обилием информации, требованиями внешнего мира. Они спешат высказать все, что думают, не успевая осознать сказанное. Их слова, поступки опережают мысли, из-за чего возникают проблемы со сверстниками, воспитателями (учителями).

Любой стресс влечет за собой реакцию со стороны малыша. Например, период адаптации к детскому саду способен вызвать нервное расстройство, требующее консультации специалиста.

Причин гипервозбудимости у детей очень много, основные из них:

  • тяжелое течение беременности (токсикозы, угроза преждевременного рождения, угроза выкидыша и т.д.);
  • стремительные или трудные роды с осложнениями (родовые травмы);
  • инфекционные заболевания матери во время зачатия, беременности;
  • инфекционные болезни младенца в первые недели его жизни;
  • стрессы, повышенное нервное возбуждение беременной женщины;
  • негативный микроклимат в семье (частые крики, ссоры);
  • вредные привычки обоих родителей и т.д.

Лечение

Многие, особенно неопытные родители, считают, что лечить гипервозбудимость младенцев не следует – она пройдет сама собой по мере взросления ребенка. Это является большой ошибкой. Не оставляйте малыша наедине с его проблемой, иначе она повлечет за собой серьезные последствия. Любые симптомы гипервозбудимости требуют консультации врача невропатолога, который оценит тяжесть заболевания, назначит соответствующее лечение. Не всегда детям выписывают медикаментозные препараты. Иногда достаточно откорректировать режим малыша, наладить психоэмоциональный фон в семье, проследить возможные факторы, влияющие на его поведение.

1. Исключите агрессивные, эмоциональные мультфильмы и игры. Допустимая норма просмотра телевизора или игры – от 15 минут до 1 часа в день в зависимости от возраста ребенка и величины экрана (от маленького монитора устают глаза больше, чем от большого, соответственно, повышается утомляемость и нагрузка на организм).

2. Не устраивайте активных, эмоциональных игр во второй половине дня. Перед сном желательно организовать прогулку на свежем воздухе, потом почитать книгу.

3. Наладьте микроклимат в семье. Не допускайте громких разговоров, резких движений, агрессии к малышу или другим людям. Всеми силами старайтесь создать спокойную, умиротворенную обстановку.

4. Периодически проходите курс лечения успокоительными ваннами. Для этого пригодится один из таких компонентов:

  • морская соль;
  • экстракт хвои;
  • отвары лекарственных трав: валерьяна, душица, хмель, ромашка, мята, мелисса, цветки пиона и т.д.

5. Используйте травяные сборы для заваривания чая. Сейчас в аптеках можно встретить большое количество успокаивающих растворимых напитков, рассчитанных на разный возраст ребенка, что намного упрощает их приготовление.

6. Большую роль играют закаливание и профилактические массажи.

Применение любых лекарственных трав, их сборов для купания или чаев возможно только после консультации и назначения врача. Прежде чем их дать малышу, проверьте его на аллергическую реакцию именно к этому растению.

Если безобидные и простые способы лечения не помогают, то невропатолог назначит одно из детских гомеопатических лекарств (тенотен, нотту, дормикинд и т.д.), валериану или более серьезные препараты. Каждый случай индивидуален и требует внимательного рассмотрения ситуации специалистом.

Источник

Синдром нервно-рефлекторной возбудимости — неврологическое нарушение у новорожденных, возрастом от 1 до 4-х месяцев. По статистике, данный диагноз в 3 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Чаще всего причиной патологии выступает легкая степень перинатального поражения нервной системы.

Читайте также:  Что быстро снимет похмельный синдром

В странах СНГ детские неврологи рассматривают синдром нервной возбудимости как патологию, а зарубежные специалисты считают его пограничным нарушением, не требующим срочного медикаментозного вмешательства.

Важно! При отягощающих обстоятельствах и отсутствии лечения повышенная нервная возбудимость у грудничков способствует дальнейшему развитию невротических заболеваний

О том, как лечить повышенную возбудимость нервной системы у новорожденных, в медицине до сих пор ходят споры. В некоторых случаях можно не использовать лекарственное лечение, но многие родители больше доверяют медикаментозным препаратам. Популярностью пользуются натуральные растительные средства.

Краткие сведения о патологии

Практически у каждого второго грудничка выявляются расстройства ЦНС (код МКБ G00-G99) в той или иной степени. Чаще всего они легко поддаются коррекции и не требуют длительного восстановления, так как первые месяцы жизни функциональность нервных клеток у детей можно нормализовать, главное, правильно подобрать лечение.

При развитии синдрома нервно-рефлекторной возбудимости (СНРВ), у малыша наблюдается гиперактивность. Он вздрагивает во сне, что способствует его пробуждению, становится раздражительным и часто плачет. При этом отмечаются снижение врожденных сосательных рефлексов, тремор, иногда судороги конечностей.

Такое состояние вызывает у ребенка психологический дискомфорт. Он не высыпается и испытывает постоянное чувство голода, что проявляется подобными симптомами. Такого малыша очень сложно накормить и успокоить, он практически постоянно плачет и требует к себе повышенного внимания.

Многие родители стараются решить проблему самостоятельно, используя различные ванночки с травами, которые часто провоцируют аллергические реакции у ребенка, прибегая к длительным прогулкам на свежем воздухе, массажам перед сном и т.д. А некоторые и вовсе используют седативные препараты, что делать категорически нельзя, ведь их прием может вызвать привыкание, что в последующем приведет к еще большим расстройствам ЦНС.

Лечением синдрома повышенной возбудимости должен заниматься врач после выявления точной причины его возникновения. Только правильно подобранная терапия способна предотвратить появление серьезных последствий в будущем.

Обучение и школа

Синдром гипервозбудимости часто становится причиной плохих оценок в школе. Внимание ребенка постоянно переключается, поэтому сфокусироваться на протяжении всего урока, на том, что рассказывает преподаватель ребенку достаточно сложно.

Ошибки в тексте и задачках чаще всего допускаются именно по невнимательности. Проще говоря, никаких навыков самоорганизации не наблюдается. Учитель в свою очередь может думать, что ребенок все делает из вредности. У таких деток обычно очень корявый почерк, много исправления в тетрадках.

На начальном уровне у детей с синдромом нормальный уровень интеллекта, как у всех. Однако, если родители не обращаются внимание на поведение своего отпрыска, то, со временем у ребенка будет наблюдаться скудный словарный запас, они плохо справляются с абстрактными задачами и плохо понимают, что такое пространство и время. В случаях, когда никаких мероприятий по устранению синдрома не проводится, у ребенка может появиться вторичное снижение интеллектуального развития.

Причины СНРВ

Как уже говорилось в самом начале, основными провокаторами синдрома являются негативные факторы, воздействующие на ребенка в период внутриутробного развития. К таковым относятся:

  • Прием наркотических средств матерью.
  • Злоупотребление алкогольными напитками и курение.
  • Инфекции, перенесенные женщиной в период беременности.
  • Стрессы.
  • Отсутствие полноценного питания.

Также среди основополагающих факторов развития синдрома возбуждения нервной системы находятся:

  • Многоплодие.
  • Гипоксия.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Кесарево сечение.
  • Травмы, полученные во время родов.

Влияние этих негативных факторов приводит к нарушению связи коры и отделов головного мозга, что и приводит к расстройствам ЦНС и дальнейшему развитию СНРВ. При этом, не всегда удается выявить отклонения сразу же после рождения. Ребенок может на протяжении нескольких недель вести себя спокойно и ничем не отличаться от других детей. Но позже появляются первые симптомы, которые обязательно должны насторожить родителей и заставить их обратиться за помощью к специалисту.

Что приводит к поражению ЦНС

  • недоношенность
  • хроническая внутриутробная гипоксия плода
  • гипоксически-ишемические поражения головного мозга в родах
  • внутриутробные инфекции, особенно вирусные (чаще герпесвирусные)
  • несовместимость крови плода и матери (Rh-конфликт)
  • травматические, инфекционные, токсические поражения головного мозга в интра- и постнатальном периоде
  • врачебная ошибка при родах (родовая травма)

Вы можете кликнуть по выделениям и познакомиться с подробностями.

Как проявляется синдром?

В норме новорожденный большую часть времени спит. Бодрствует он мало, и если ребенок накормлен и находится в чистом подгузнике, то он практически не капризничает. Малыш с СНРВ ведет себя совершенно иначе. У него отмечается снижение сосательного рефлекса, после употребления пищи он часто срыгивает, набор веса происходит медленно.

При наличии синдрома даже его крик отличается от здорового грудничка. При плаче фиксируются звуки в высоких тонах, кажется, что он не кричит, а визжит. Все это сопровождается запрокидыванием головы назад, тремором подбородка и конечностей.

Как утверждает доктор Комаровский, есть еще один характерный признак развития СНРВ, который можно определить самостоятельно. В норме, если у новорожденного развести руки в стороны, то он раскручивает кулачки. При синдроме малыш это делает спонтанно, находясь абсолютно в любом положении. Во время осмотра также можно отметить снижение мышечного тонуса и отсутствие подошвенного рефлекса (если ребенка поставить на ножки, пальчики, вместо того, чтобы сжиматься, раскрываются, словно веер).

Малыши с синдромом ПНРВ беспокойны. Они часто просыпаются и вздрагивают при прикосновениях или резком звуке. Периодически могут лежать с открытыми глазами, не реагируя на происходящее вокруг.

Появление хоть одного симптома СНРВ должно являться для родителей серьезным поводом для обращения к неврологу. Возбудимость ЦНС необходимо в обязательном порядке лечить. Подобное поведение не стоит связывать с темпераментом или возрастными особенностями ребенка. Так как если заболевание действительно имеется, отсутствие своевременной терапии может негативно сказаться на речи, поведении и мышлении малыша в будущем.

Главные признаки

Ключевые признаки гипервозбудимости у грудничка сводятся к:

  • Плохому сну, причем не время от времени, а регулярно. Плохо засыпает, зачастую просыпается по ночам от любого шума. Среди ночи издает звуки, похожие на крик либо плач.
  • Низкому аппетиту. Недостаточно кушает, с нежеланием берет грудь либо бутылочку. Сосет лениво.
  • Сжатию кулачков.
  • Страдальческому выражению лица.
  • Кожа ребенка может показаться на первый взгляд голубоватой (мраморного оттенка) либо красной, так как ее пронзает сеть кровеносных сосудов, находящихся очень близко к ее поверхности.
  • Со стороны ребенок кажется скованным и зажатым.

Понаблюдайте за малышом: синдром гипервозбудимости у новорожденных показывает себе почти мгновенно. Для наблюдательных родителей не составит труда отметить, что с их крохой что-то не так и его действия отличаются от общепризнанных мерок в этом возрасте.

Какие же выделяет Комаровский симптомы гипервозбудимости у грудничка? С лечением, которое предлагает известный педиатр, и симптомами гипервозбудимости можно ознакомиться, посмотрев видео, представленное ниже.

Читайте также:  Синдром двигательных вегето висцеральных нарушений

Чем опасен синдром?

Синдром ПНРВ характеризуется развитием патологических процессов в головном мозге. И если их не устранить, они могут усилиться, что впоследствии приведет к частым судорогам и эпилептическим припадкам.

Помимо этого, нарушенные сосательные рефлексы при СНРВ могут стать причиной развития дистрофии и возникновения иных проблем со здоровьем. Также детки с таким диагнозом плохо осваивают двигательные навыки, они поздно начинают ходить и самостоятельно кушать.

При этом ребенок, у которого был диагностирован СПНРВ, трудно приспосабливается к социуму. У него отмечаются частые смены настроения. Он может становиться чрезмерно агрессивным и опасным для других детей, или же, наоборот, пассивным.

Задержка развития речи – еще одно последствие отсутствия должного лечения. И нужно отметить, что малыши с таким диагнозом не только начинают поздно говорить, но и неправильно сочетать слова, что будет делать его речь непонятной и несвязной. По мере развития синдрома ПНРВ, дети становятся гиперактивными, забывчивыми, неаккуратными, чрезмерно эмоциональными и требуют к себе повышенного внимания.

Развитие синдрома ПНРВ негативным образом сказывается на психическом состоянии ребенка, что нередко становится причиной возникновения проблем в детском саду и школе. С возрастом нагрузка на нервную систему увеличивается и она перестает справляться с поставленными перед ней задачами, блокируя поступающую информацию. Это, в свою очередь, является провокатором иных синдромов ЦНС, проявляющихся частыми судорагами, тяжелыми психоэмоциональными расстройствами и приводящие к развитию ДЦП .

Почему это происходит?

Существует ряд причин, которые могут привести к синдрому гипервозбудимости:

  • Травмы. Прежде всего, внутричерепные, которые были получены в процессе родов. Виновниками таких травм чаще всего становится медицинский персонал.
  • Стремительные и слишком быстрые роды, которые приводят не только к излишней активности малыша, но и к другим тяжелым последствиям.
  • Гипотоксические роды. Такие ситуации происходят на фоне асфиксии плода и новорожденного. К такому состоянию может привести нарушение плацентарного кровообращения.
  • Инфекционные причины. Причиной заражения может стать сама мать, которая заболела инфекционным заболеванием в период вынашивания плода. Также это может произойти в первые дни жизни малыша.
  • Токсико-метаболические. В таких ситуациях виновата лишь мать, возможно, она курила, и не важно, сигареты или кальян, либо употребляла спиртные напитки или недозволенные медицинские препараты, нарушала их дозировку.

Однако гипервозбудимость новорожденных может появиться и на фоне постоянных стрессов у матери. Ведь нервная система малыша формируется намного раньше, чем он появляется на свет.

Методы диагностики СПНРВ

Чтобы выявить синдром нейрорефлекторной возбудимости, применяются современные компьютерные технологии. Наиболее подробную информацию дает КТ. Это обследование позволяет получить точную оценку состояния головного мозга и происходящих в нем патологических процессах. Если его проведение по каким-то причинам становится невозможным, прибегают к МРТ и рентгенологическому исследованию.

При подозрениях на развитие синдрома, обязательным является осмотр у невролога. При помощи специальных манипуляций, он сможет определить, имеются ли у ребенка отклонения в ЦНС или нет. Если расстройства присутствуют, после полного обследования он поставит точный диагноз и назначит соответствующую терапию.

Симптомы Гипервозбудимости у детей:

У детей дошкольного возраста родители отмечают такие симптомы:

  1. Дома ребенок не успокаивается, постоянно бегает, прыгает, быстро переключаясь с одной деятельности на другую.
  2. В садике персонал недоволен поведением ребенка, он часто отказывается выполнять то, что от него просят.
  3. Сверстники отмечают агрессивность ребенка, часто с малышом никто не хочет дружить.
  4. Ребенок часто не дослушивает объяснения няни или воспитательницы, хватается за дело.
  5. Ребенок слабо контролирует свои поступки и слова, а также внимание.

Симптомы гипервозбудимости у новорожденных:

  1. Нарушения сна.
  2. Ребенок просыпается от малейшего шума, плохо засыпает.
  3. Во сне отрывисто вскрикивает.
  4. Плохо кушает.
  5. Кулачки сжаты.
  6. Выражение личика может быть страдальческим.
  7. На коже часто видна сетка сосудов, из-за чего кожа кажется голубой. Сосудики могут быть красного цвета. Их выраженность усиливается на морозе.

Лечение СПНРВ

Синдром ПНРВ не требует госпитализации. Терапия включает в себя консервативные методы, которые вполне могут осуществляться в домашних условиях или дневном стационаре. К ним относятся:

  1. Лечебный массаж. Имеет несколько видов – расслабляющий, точечный и общий. Какой из них требуется малышу, определяет невролог с учетом всех особенностей протекания СПНРВ. Данный метод лечения снижает возбудимость нервной системы и улучшает мышечный тонус. Массаж при диагностировании синдрома делать самостоятельно не рекомендуется, так как применение неправильной техники может усугубить течение болезни. Осуществляться он должен только специалистом (его можно вызывать на дом). При этом, не стоит применять различные масла, содержащие в себе красители, ароматизаторы и прочие консерванты, так как они могут спровоцировать появление у ребенка аллергической реакции. Для проведения лечебной процедуры следует использовать обычный детский крем.
  2. Прием медикаментов, усиливающих кровообращение в головном мозге. Как правило, при синдроме ПНРВ маленьким пациентам назначаются препараты в виде суспензий. Однако, существуют лекарства, которые выпускаются только в таблетках или драже. Если таковые назначили, то, прежде чем давать их малышу, их необходимо измельчать и предварительно смешивать с водой или грудным молоком. Дозировка подобных средств рассчитывается в индивидуальном порядке, в зависимости от степени имеющихся расстройств и веса.
  3. Следовать режиму. Абсолютно каждый врач вам скажет, что соблюдение распорядка дня является залогом здоровья любого ребенка. А крохи с нарушениями ЦНС и выявленным синдромом особенно нуждаются в нем. Необходимо четко соблюдать часы кормления и контролировать длительность сна, прогуливаться на свежем воздухе и проводить водные процедуры.
  4. Прием медикаментов, обладающих мочегонным действием. Их следует принимать строго по назначению врача и только в том случае, если синдром сопровождается повышенным внутричерепным давлением. В комплексе с такими лекарствами принимаются препараты калия.
  5. Гимнастические занятия. Приучать детей в столь маленьком возрасте к физкультуре сложно, но нужно постараться. Она позволяет в разы ускорить процесс лечения синдрома, так как во время занятий мозг начинает «привыкать» получать больше информации, а параллельный прием препаратов заставляет делать это его намного быстрее. Таким образом, поврежденные нервные клетки восстанавливаются в кратчайшие сроки.

Лучший способ заниматься гимнастикой при синдроме ПНРВ, ходить вместе с ребенком в бассейн. Вода не только снимает напряжение с мышц, но и оказывает тонизирующее действие. Плавание обеспечивает устранение спазмов, улучшает обменные процессы и кровообращение в организме.

Профилактика

Очень важно, после рождения малыша соблюдать режим дня, регулярно посещать врача. Родителям следует обязательно отказаться от вредных привычек. За малышом следует ухаживать, делать ему массаж, закаливать.

Не последнюю роль играет своевременность обследования у врача будущей мамы. Очень важно не допустить перинатального поражения центральной нервной системы у малыша, то есть устранить все факторы, которые могут привести к гипоксии плода, родовой травме ребенка (повреждение позвоночника, внутричерепные травмы и прочие). Хотя, появление таких травм в большей степени зависит от профессионализма акушера.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Источник