Синдром повышенной нервной возбудимости у школьника

Синдром повышенной нервной возбудимости у школьника thumbnail

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок сделал что-то, то давайте подробное последовательное описание того, что он должен сделать. Помните, что наилучшего результата можно достичь хорошим примером для подражания.

Важно изолировать гиперактивных детей от различных раздражителей, так как даже тихий посторонний звук может отвлечь их от работы. Например, детская должна быть окрашена в белый цвет, без картин, плакатов на стенах. Интерьер комнаты должен быть простым. Даже самые обычные школьные принадлежности должны быть удалены с рабочего стола и находиться вне поля зрения ребенка.

Проблема в том, что такие дети могут легко стать возбуждаться в различных ситуациях. Им быстро надоедает однообразие, скука и они начинают драку. Они не терпят насмешек и поэтому часто не любят своих сверстников. Гиперактивные дети имеют ярко выраженное чувство справедливости, как правило, бурно реагируют на несправедливость.

Повышенная возбудимость у детей растет с каждым годом, такое состояние без использования соответствующей терапии может привести к необратимым изменениям в их психике и поведении. Впоследствии, будет трудно что-либо исправить или ликвидации, поэтому, когда родители понимают, что есть некоторые трудности в поведении ребенка, они должны обратиться за помощью к специалисту.

Амбивалентность поведения ребенка [лат. ambi — вокруг, около, с обеих сторон + valens (valentis) — крепкий, прочный, влиятельный] — индивидуальный и возрастной вариант конфликтного поведения ребенка по отношению ко взрослому, характеризуемый борьбой положительных и отрицательных тенденций. Возникает в раннем возрасте и проявляется в процессе коммуникативной деятельности.

Амбивалентность поведения ребенка представляет собой целостный синдром, который проявляется в локомоциях детей, их эмоциональном состоянии, практических и аффективных связях с окружающими людьми, а также в характере ответа детей на воздействия взрослых: одновременном стремлении к взрослому и движении от него — робости, неуверенности, тревоге, плаче, в сочетании с интересом и положительном отношении к взрослым- отсутствии ситуативно-делового общения, характерного для этого возраста, низком уровне развития предметной деятельности- яркой избирательности во взаимоотношениях со взрослыми с преобладанием эмоционального общения в ущерб предметному взаимодействию. Этот синдром наблюдается примерно у трети детей. В его основе лежит конфликт между потребностью ребенка в общении со взрослым и отсутствием у него средств для установления контактов с окружающими людьми. Одной из причин его возникновения являются особенности семейного воспитания ребенка на первом году жизни, которое отличается гипертрофией эмоциональных связей между ребенком и взрослым и препятствует формированию практических контактов.

В современной психологии есть два понимания амбивалентности:

  1. психоанализе под амбивалентностью обычно понимается сложная гамма чувств, которую человек испытывает к кому-либо. Предполагается, что амбивалентность нормальна по отношению к тем, чья роль в жизни индивида также неоднозначна. Однополярность же чувств (только положительные или только отрицательные) интерпретируется скорее как проявление идеализации или обесценивания, то есть предполагается, что чувства на самом деле скорее всего амбивалентны, но индивид этого не осознаёт.
  2. В клинической психологии и психиатрии под амбивалентностью понимается периодическая глобальная смена отношения индивида к кому-либо: ещё вчера вечером пациент испытывал к некоему человеку только положительные чувства, сегодня утром — только отрицательные, а сейчас — снова только положительные. В психоанализе такое изменение отношения обычно называется «расщепление Эго».

Что касается психоинверсии у детей, то это характеризуется тем, что ребенку хорошо, когда кому-то плохо.

Процесс развития и воспитания ребенка предполагает не только активное воздействие взрослого на ребенка и создние взрослым условия, в которых ребёнок мог бы развиваться, но и деятельность самого ребенка (игровую, учебную, трудовую), имеющую свои цели, направленность, мотивы.
Развитие ребенка представляет собой сложное, целостное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных уровней регуляции поведения.
При решении практических задач ребенок часто подражает взрослому. Наблюдая за его деятельностью, он постепенно присваивает человеческие формы практической предметной деятельности. Накопление впечатлений, почерпнутых в предметной деятельности, служит основой для развития ребенка.
Гармоничное развитие детей школьного возраста предполагает также обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.

Источник

В неонатологии это патологическое состояние носит название: «повышенная нервно-рефлекторная возбудимость» или определяется как «синдром гипервозбудимости» неонатологом или диагностируется детским неврологом сразу после первой консультации.

Но и многие родители могут заметить, что с малышом «что-то не так» — ребенок плохо спит, постоянно вздрагивает (и не только от пугающих звуков, а и в покое), наблюдается тремор подбородка и ручек, вялое сосание, частые срыгивания с выгибанием крохи и многие другие признаки.

Многие специалисты Европы и в США считают этот синдром пограничным состоянием, не требующим терапии, а наши детские неврологи назначают малышам лечение.

Кто же прав и как вести себя в сложившейся ситуации?

Ведь многие родители занимают такую же позицию – все пройдет само собой и «нечего пичкать ребенка сразу после рождения разной химией….».

В этой статье я хочу разобраться в этой ситуации с точки зрения практикующего врача педиатра.

Что такое синдром гипервозбудимости

Всем известно, что в первые месяцы жизни груднички в большинстве случаев сосут грудь или едят смесь, а затем крепко спят. Но на сегодняшний день все чаще родители предъявляют жалобы на выраженную реакцию крохи на минимальный раздражитель,  малыш постоянно плачет и часто просыпается ночью. Некоторые родственники, а иногда и сами родители считают это капризами и даже пытаются «не обращать на это внимание» и «не приучать ребенка к рукам». Но это не так: если ребенок не может успокоиться и постоянно плачет — значит, его что-то беспокоит. Поэтому необходимо разобраться, почему так ведет себя вполне здоровый малыш?

Синдромом гипервозбудимости у детей грудничкового возраста называют совокупность симптомов, которые спровоцированы различными соматовегетативными расстройствами и нервно-рефлекторной возбудимостью.

Это состояние чаще всего возникает в результате перинатального поражения нервной системы различной степени. Поэтому проявления гипервозбудимости у новорожденного и грудничка нельзя оставлять без внимания – патология в силу действия каких-либо факторов может приобретать неблагоприятное течение  и это может вызвать у ребенка более серьезные расстройства деятельности нервной системы.

Причины

В большинстве случаев главными причинами возникновения синдрома гипервозбудимости считаются:

  • Нарушения процессов формирования и правильного созревания структур нервной системы малыша в период внутриутробного развития, связанные с воздействием различных факторов, особенно дефицит кислорода, питательных веществ и витаминов, а также стрессы и переживания в период беременности.
  • Недоношенность.
  • Патологические и осложненные роды.

После рождения синдром гипервозбудимости могут вызвать нервно-артритический диатез, рахит, прорезывание зубов, травмы или любой болевой синдром.

Чаще всего проявления гипервозбудимости связаны с незрелостью нервной системы и нарушением нервной регуляции и взаимодействия различных органов и систем.

При этом важно знать, что нервная система малыша в грудничковом возрасте:

  • очень динамична;
  • податлива к различным воздействиям как положительным, так и отрицательным;
  • пластична с высокими возможностями к восстановлению.

Потому при легких изменениях и благоприятных условиях происходит самостоятельное восстановление всех нарушенных процессов и проявления этого патологического синдрома постепенно проходят, но постоянное наблюдение невролога в данном случае необходимо.

И все же существуют ситуации, когда изменения в нейронах значительные и/или организм малыша не может самостоятельно справиться с активными процессами возбуждения ЦНС, а нервная система отличается истощаемостью, особенно при выраженной незрелости у недоношенных малышей или выраженных воздействиях в период беременности.

Читайте также:  Болевой синдром при головной боли

В этих случаях без адекватного лечения перевозбуждение будет усиливаться, а симптомы патологии со временем будут только усиливаться.

Симптомы

Часто родители не обращают внимания на определенные проявления у малыша, и упускается момент ранней диагностики заболевания.

Если знать ранние клинические проявления патологии —  лечение можно начать как можно раньше, а результаты будут оптимистичными или симптомы пройдут полностью.

Признаки гипервозбудимости, которые отмечаются у малыша в первые месяцы жизни:

  • ребенок постоянно плачет без видимой причины;
  • малыш беспокойно спит: отмечаются частые вздрагивания во сне, длительное засыпание, чуткий, поверхностный сон в связи, с чем кроха просыпается от любого шума;
  • отмечается тремор (подбородка, ручек) или спонтанные движения;
  • наблюдается изменение тонуса мышц и симптомы мышечной дистонии, чаще возникновение гипертонуса.

Кроме этих симптомов у ребенка могут наблюдаться различные сбои работы систем организма, связанные с нарушением их нервной регуляции во время плача и беспокойства у малыша наблюдаются:

  • тахикардия;
  • посинение носогубного треугольника;
  • мраморность кожи или наоборот усиление сосудистой сетки;
  • повышенное потоотделение;
  • неустойчивый стул или чередование запоров и поносов;
  • частые и обильные срыгивания.

Поэтому при появлении вышеперечисленных симптомов у грудничка необходимо акцентировать на этом внимание участкового педиатра, обратиться за консультацией к детскому неврологу и пройти дополнительное обследование (при необходимости).

В чем опасность синдрома гипервозбудимости

Важно помнить, что при отсутствии своевременного лечения синдрома гипервозбудимости могут сформироваться:

  • синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • неврозы;
  • метеозависимость;
  • тревожные расстройства;
  • минимальная мозговая дисфункция;
  • задержка речевого развития и/или психического развития;
  • эпилепсия или другие серьезные органические изменения нервной системы, которые маскируются синдромом гипервозбудимости.

Поэтому малыши с различными проявлениями синдрома гипервозбудимости должны постоянно наблюдаться у детского невролога и в полном объеме выполнять все рекомендации врача. Это позволит значительно снизить риск развития осложнений.

Источник

нервозность у детей фотоНервозность у детей – это проявление возбудимости нервной системы, которое выражается в обостренной реакции на внешние незначительные сигналы. Термин нервозность применяется в медицинских академических источниках очень редко. Независимо от причины нервозности родители должны проявлять всяческое понимание и поддерживать ребенка в его состоянии. У детей в отличие от взрослых нервная система наделена повышенной чувствительностью к внутренним и внешним факторам и часто нервозность выступает первым симптомом самых разнообразных заболеваний.

Причины нервозности у детей

Зачастую, данное состояние у детей сочетается с другими различными симптомами и расстройствами:

— капризами и истериками;

— склонностью к депрессиям;

— нарушением сна (бессонница ночью и сонливость в светлую часть суток);

— болями в области сердца;

— приступами головной боли;

— обостренной мнительностью и тревожностью;

— неустойчивостью пульса;

— повышенной потливостью;

— снижением учебной деятельности;

— учащенным сердцебиением.

Интеллектуальные перегрузки, недосыпание, нерациональный досуг (компьютерная зависимость у детей и подростков), гиподинамия, несбалансированное питание – все это частые причины обостренной нервозности и раздражительности у здоровых детей.

Иногда причиной нервозности являются инфекционные заболевания, которые протекают в скрытой форме. В любом случае, как бы взрослые хорошо ни разбирались в поведении ребенка, в обязательном порядке желательна консультация врача.

От причин, вызывающих нервозность зависит тяжесть симптомов, будут ли они комбинироваться или дополняться различными признаками основного заболевания.

Внешне нервозность у детей зачастую принимают за несдержанность и ошибочно относят к распущенности или невоспитанности, поэтому факторами, влияющими на состояние отпрысков, могут быть и напряженная атмосфера в семье, и родительские ошибки в воспитании.

Адекватно выяснить причины данного состояния может только специалист. Чтобы предотвратить такие ситуации родителям необходимо придерживаться правильного режима дня и здорового образа жизни, своевременно реагировать на наличие у малыша отклонений от норм в поведении и появлении различных страхов.

Если ребенок здоров, а это происходит при условии правильного питания, полноценного сна, получении родительского внимания, нахождения в доброжелательной среде, то он всегда будет уверен и спокоен.

Очень важен еще один аспект – это общение со сверстниками. Общение с детьми позволяет восполнить недостаток в коммуникации, если малыш не посещает детский сад, что в перспективе позволит адаптироваться успешно к школе. Иначе могут появиться трудности, которые будет трудно преодолеть без участия специалистов. Трудности способны появиться из-за двойной нагрузки – школьная нагрузка, плюс адаптация к новым условиям.

Признаки повышенной нервозности у детей отмечаются при многих патологических состояниях:

— шизофрения;

— истерия;

— патологии центральной нервной системы (вегето-сосудистая дистония);

— аутизм;

— невроз.

Если ребенок 2-3-х лет неожиданно становится капризным, то необходимо обратиться к врачу, для исключения серьезной патологии.

Повышенная нервозность у здоровых малышей 1-го года и 3-х лет — это обычное явление в кризисные периоды развития.

Кризисные периоды в развитии детей имеют следующие общие особенности:

— размытость временных рамок;

— постепенное нарастание кризисных симптомов, и такое же постепенное их снижение;

— неуправляемость в поведении;

— желание делать все наоборот;

— упрямство и деспотизм;

— негативизм.

Нервозность у детей первых лет жизни вызывается следующими кризисными периодами развития.

1. С появлением речи у ребенка связывают кризис одного года, который обычно протекает остро. Ввиду тесной связи физического и психического развития на этом этапе имеются соматические множественные проявления: нарушение биоритмов (нарушение бодрствования и сна, аппетита). Отмечается незначительная задержка в развитии, утрата обретенных ранее некоторых навыков.

2. Кризис трех лет вызывается осознанием собственного «Я» и начальным этапом формирования воли. Этот период относится к особо острым и зачастую протекает тяжело. Внешние воздействия, например переезд, !адаптация ребенка к саду могут усугубить кризис.

3. Кризис семи лет имеет более мягкое течение. Кризисные симптомы семи лет связывают с осознанием важности и сложности социальных связей, которые проявляются в потере непосредственной наивности раннего детства.

4. Подростковый кризис по течению во многом похож с кризисом трех лет. Этот кризис своим протеканием обязан формированию социального «Я». Различают возрастные рамки подросткового периода у девочек (12-14 лет), а у мальчиков – это 14-16 лет.

5. Кризис юношеского возраста зависит и связан с окончанием формирования ценностных ориентиров. Возрастные рамки у девушек представляют (16-17 лет), у парней (18-19 лет).

Лечение нервозности у ребенка

В первую очередь, лечение нервозности у ребенка должно быть нацелено на устранение причины, которая вызвала повышенную раздражительность.

Нервозность у ребенка 3-х лет возникает по причине кризиса взросления. Справиться с его проявлениями зачастую помогают народные средства, например, пустырник. Настойки и настои на основе пустырника имеют успокаивающее воздействие, однако перед применением необходимо проконсультироваться с педиатром или неврологом по поводу курса лечения и дозировок.

Чем лечить нервозность у детей? Зачастую нервозность у детей устраняется путем налаживания режима дня. При возникновении соматической патологии нужно провести тщательное обследование, после которого специалисты назначат адекватное лечение.

Повышенная нервозность у ребенка снимается исключением сильных возбуждающих факторов: рекомендуется воздержаться на некоторое время от посещений слишком ярких и шумных мероприятий, отказаться временно от телевизора.

Безусловно, ребенок не должен страдать от всех этих ограничений, поэтому родителям следует распланировать досуг малыша. Вместо цирка можно посетить зоопарк, а просмотр телевизора заменить чтением интересной книжки.

Читайте также:  С синдром шерешевского тернера фото

Нервозность у маленьких детей снимается сокращением количества доступных игрушек в детской комнате. Оставить следует конструктор, наборы для ролевых игр, а вот механические игрушки лучше на время убрать.

Нервозность у детей также устраняют комплексными мероприятиями: созерцанием бегущей воды, водными процедурами, обтиранием влажным полотенцем, принятием душа, купанием в бассейне, а летом в открытых водоемах, играми с водой, рисованием акварельными красками.

Нервозность у детей дошкольного возраста успешно снимается во время пребывания в детском саду окрашиванием воды в прозрачных стаканчиках.

Народные средства в лечении нервозности – это теплое молоко с медом и горячий чай с мятой и малиной, способствующие здоровому сну. Медикаментозные средства для снятия раздражительности и нервозности следует принимать после точной установки диагноза.

Сильным средством в борьбе с детской нервозностью выступает родительское терпение и любовь. Следует уделять раздражительному малышу больше внимания: проводить совместно досуг, гулять на природе, общаться, играть в ролевые и обучающие игры, собирать пазлы и т.п.
Если вышеперечисленные советы не помогают и отмечаются серьезные психологические проблемы, то в этом случае следует обратиться за помощью к психологу.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Ребёнок часто плачет, капризничает или становится агрессивным и раздражительным? У него появилась бессонница и проблемы с засыпанием? Быстро теряет интерес к играм, злится из-за различных запахов или звуков, не успевает “добежать” до туалета? Все эти признаки могут указывать на детский невроз. Что такое детский невроз? Каковы признаки и симптомы невроза у детей? Как проявляется невроз у ребёнка? Каковы его причины и лечение? Об этом – в статье психолога Анны Суровой специально для CogniFit («КогниФит»)

Что такое детский невроз?

Что такое невроз?

Невроз – это заболевание, в основе которого лежат временные, обратимые нарушения нервной системы, возникающие под влиянием острых или длительных психотравмирующих моментов.

Неврозы отражают многие проблемы человеческих отношений – понимание друг друга, коммуникация, поиск своего “я”, оптимальные пути самовыражения, самоутверждения, признания и любви. Невроз – это неумение найти рациональный и продуктивный выход из переживаний, который влечёт за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности. Предрасполагающими факторами для развития неврозов является предрасположенность к проблемам нервной системы, унаследованная от родителей; психотравмирующие ситуации, катастрофы, стрессы.

С точки зрения психологической трактовки, в той или иной степени неврозы присущи всем людям. У каждого из нас есть определённое количество эмоций, которые мы не всегда можем правильно пережить. Взрослые в силу своего опыта находят способы, как справиться с эмоциями, а детям надо помочь. Узнайте, что такое самоконтроль и как управлять гневом. 

Особенности детского невроза

Неврозы у детей и подростков – самый распространённый вид нервно-психической патологии. Детские неврозы первоначально представляют собой эмоциональные расстройства, которые возникают при нарушении семейных отношений. То есть невроз у ребёнка – это знак, что в семье что-то не так, причины детских неврозов следует искать в семье. Прежде всего, эти нарушения связаны с матерью, которая является наиболее близким человеком для ребёнка в первые годы его жизни. В последующие годы в формировании неврозов не меньшая роль отводится отцу, в том случае, если он не способен своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей.

Протекание заболевания и его выраженность зависят от пола и возраста ребенка, особенностей воспитания, типа конституции (астеник, гиперстеник, нормостеник), а также от особенности темперамента (холерик, меланхолик и т.д.)

С помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на СДВГ проверьте прямо сейчас, присутствуют ли у вашего ребёнка когнитивные симптомы, которые могут указывать на наличие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без неё, или развитие когнитивных навыков соответствует норме. Получите результаты теста менее, чем за 30-40 минут!

Нейропсихологический тест CogniFit поможет выявить риск присутствия СДВГ у детей

Причины неврозов у детей

На развитие невроза оказывает влияние всё то, что может осложнить процесс формирования личности ребёнка, а также всё, что способствует нарастанию нервно-психологического напряжения у родителей. Поэтому среди основных причин, которые влияют на формирование невроза, можно выделить:

— социально-психологические причины,

— социально-культурные причины,

— социально-экономические причины.

К социально-психологическим причинам можно отнести эмоциональную изоляцию одного из детей, если их несколько, или наоборот, гиперопёка и гиперответственность перед единственным ребёнком в семье; недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; конфликты между членами семьи; доминирование одного из взрослых в семейной жизни; изменение традиционных семейных ролей; отсутствие совместной деятельности; изоляция от внешних контактов.

Социально-культурные факторы – это проблемы, связанные с проживанием в большом городе; ускорением темпа нашей современной жизни; недостаточными условиями для полноценного отдыха детей, недостатком времени; безопасности.

Социально-экономические причины – это прежде всего неудовлетворительные жилищно-бытовые условия семьи; занятость родителей; ранний выход матери на работу, экономические проблемы в семье и т.д.

Отрицательно на развитие ребёнка влияет мать, которая стремится освободиться от семейных обязанностей и как можно больше посвятить времени карьере.

Также достаточно большое значение в возникновении неврозов имеют соматические заболевания, длительное переутомление, вызывающее ослабление нервной системы и этим способствующее её повышенной чувствительности к психогенным воздействиям. Неврозы могут возникать у всех людей, но чаще они развиваются у лиц с ослабленной нервной системой. К неврозам относят неврастению, истерию, невроз навязчивых состояний. Что такое навязчивые мысли и как с ними справиться, вы можете подробнее прочитать здесь. 

Каковы причины неврозов у детей?

Виды неврозов у детей

Как проявляется невроз у детей? Существует достаточно много видов детских неврозов, разные психологические и неврологические школы приводят различные классификации. Рассмотрим наиболее простую классификацию неврозов по их клиническому проявлению.

Тревожный невроз или невроз страха

Данный невроз может себя проявлять в виде приступов страха, возникающего при засыпании, при нахождении ребёнка в одиночестве, иногда может сопровождаться видениями. Страхи у детей в разном возрасте могут быть различными. Так, среди дошкольников распространены страхи оставления одного в доме, боязнь темноты (никтофобия), персонажей страшных мультфильмов или фильмов, видеоигр. У младших школьников это могут быть страхи школы или плохих оценок, строгого учителя или старших школьников. Иногда эти дети из-за страхов прогуливают уроки.

Зачастую такой невроз возникает у чувствительных домашних детей, мало общавшихся в дошкольном возрасте со сверстниками.

Невроз навязчивых состояний у детей

Часто родители не замечают первые признаки неврозов, сводя эти проявления или к вредной привычке, или принимая за повторяющуюся случайность. Хотя по сути любая вредная привычка – это навязчивые состояния, например, непроизвольные движения, которые возникают при эмоциональном напряжении вопреки желанию малыша. В этот момент ребёнок может моргать, морщить нос, вздрагивать, притопывать ногой, шмыгать носом и т.д.

Один из видов навязчивых состояний – это нервный тик, т.е непроизвольные подёргивания, возникающие как оправданная моторная реакция на заболевания, а затем – как навязчивые состояния. Например, при болезнях глаз могут закрепиться привычки к миганию, морганию, потиранию глаз. При частых простудах и воспалении верхних дыхательных путей могут закрепиться шмыганье носом или покашливание.

Такие навязчивые состояния обычно проявляются в период после 5 лет. Тики затрагивают лицевые мышцы, шею, верхние конечности, могут быть со стороны дыхательной системы, сочетаться с недержанием мочи или заиканием. Такие повторяющиеся однотипные действия могут доставлять ребенку дискомфорт, но чаще всего они становятся привычными, он их не замечает. 

Читайте также:  Реферат на тему стокгольмский синдром

Депрессивные неврозы

К ним больше склонны дети в школьном возрасте, особенно в период полового созревания. При данном неврозе ребёнок стремится быть в одиночестве, отстраняется от окружающих, постоянно пребывает в подавленном настроении со слезливостью и снижением самооценки. Может снижаться физическая активность, возникать бессонница, ухудшается аппетит, речь становиться тихая и скудная, постоянно проявляется грусть на лице. Такое состояние требует особого внимания, так как может привести к тяжёлым последствиям. 

Вы подозреваете у себя или близкого вам человека депрессию? Узнайте с помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на депрессию, присутствуют ли тревожные симптомы, которые могут указывать на депрессию. Получите подробный отчёт с рекомендациями менее, чем за 30-40 минут.

Нейропсихологический тест CogniFit на депрессию

Истерические неврозы

Истерические неврозы характерны для дошкольников, при расхождении желаемого с действительным. Яркий пример истерического невроза можно наблюдать в магазине, когда после отказа от покупки какой-либо игрушки ребёнок начинает кричать и падать. Причинами возникновения данного невроза, по мнению психологов, является непоследовательность в воспитании родителей и ближайшего окружения. Другой особенностью невроза данного вида является то, что он может возникнуть у детей, лишённых внимания родителей, и тогда тихий и спокойный ребенок становится неуправляемым.

Неврастения или астенический невроз

По-другому неврастению еще называют астенический невроз. Он возникает у школьников в результате чрезмерных нагрузок. Современные занятые дети имеют большую нагрузку в школах и в дополнительных кружках, а если это сочетается с общей ослабленностью организма из-за частых болезней или физической нетренированности, они легко могут заработать неврастению. Такие дети расторможены и неусидчивы, они быстро утомляются, раздражительны и часто плачут, могут плохо спать и есть.

Ипохондрия

Данный вид невроза характерен для подростков с мнительным характером, проявляется в озабоченности своим состоянием и здоровьем. У таких детей проявляются немотивированные страхи формирования разных заболеваний, они выискивают у себя симптомы и проявления различных недугов, переживая об этом, нервничая и расстраиваясь. Узнайте, как справиться с мнительностью. 

Заикание или невротический логоневроз

Заикание, также известное как невротический логоневроз, возникает на фоне психологической травмы. Причинами могут быть скандалы в семье, разлука с близкими, испуг. Также причиной может быть переизбыток информации, необходимой, по мнению родителей, для более раннего интеллектуального развития ребенка и его речи. Подробнее о нарушениях речи. 

Невротические расстройства сна

Данные виды расстройства могут возникать в виде долгого и трудного засыпания, беспокойного и тревожного сна с частыми просыпаниями, наличия кошмаров и ночных страхов, разговоров во сне и хождения по ночам. Эти расстройства связаны с особенностями сновидений и работой нервной системы. Дети утром могут не помнить, что ходили или говорили по ночам.   

Нервная анорексия

Нарушение пищевого поведения в детском возрасте явление частое. Оно наблюдается не только у дошкольников, но и у подростков. Обычно причинами являются перекормы или насильные кормления, совпадение приёмов пищи со скандалами и ссорами в семье, сильным стрессом.

Невротический энурез

Невротический энурез – это непроизвольное недержание мочи. Может быть следствием развода родителей, их конфликта, начала учёбы в школе, эмоционального отвержения ребёнка. Энурез может быть бессознательным проявлением протеста ребенка на отношения между членами семьи.

Невротический энкопрез

Невротический энкопрез – это расстройство, связанное с непроизвольным и бесконтрольным испражнением, которое характеризуется отсутствием патологии со стороны кишечника. Встречается намного реже, чем энурез. Оно проявляется в том, что ребенок с уже сформированными навыками самообслуживания непроизвольно в дневное время испражняется в белье. Ребёнок в этот момент не испытывает желание пойти в туалет, а после не сразу замечает, что произошло. Среди причин возникновения данного расстройства выделяют затяжные конфликты внутри семьи, крайне жёсткие требования к ребёнку, хроническая эмоциональная депривация, отсутствие тепла и ласки.

Что делать, если у ребёнка – невроз?

Как помочь ребёнку при неврозе?

Как родители могут помочь ребёнку справиться с неврозом? Если родитель видит, что у ребёнка есть тот или иной невроз, то можно попробовать предложить два пути решения.

Первый путь для решения вопросов с неврозами – это попробовать “вытащить” из ребёнка эмоции, которые он спрятал за своим состоянием. При этом способе родители должны быть готовы, что это будет страх, тревога, агрессия по отношению к родителям. И если родители готовы увидеть их, то они должны подумать от чего именно ребёнок защищается данными эмоциями. Родители должны давать ребенку выражать свои эмоции, проговаривать их.

Второй путь – это замещающие задания с систематически повторяющимися действиями. Так, активное систематическое творчество, коллекционирование, активное систематическое выполнение своими руками различных поделок очень полезно для борьбы с неврозами.

Т.е. когда мы подменяем любое систематическое проявление другим систематическим проявлением, в котором ребёнок реализуется, мы наносим смертельный удар детскому неврозу. Также сюда можно отнести распорядок дня, ритуалы и обязанности по дому, которые ребёнок делает ежедневно. Так как любой невроз – это перевозбуждение организма, нам нужно научить ребенка контролировать себя. Хобби – истинное увлечение человека, которое и создаёт для него атмосферу спокойствия, удовлетворения и наслаждения. Поэтому очень полезно, что бы у ребенка появилось хобби.

Полезные советы

Очень часто системные неврозы проходят сами. Наша психика пластична, она сама находит способ избавиться от невроза. Например, невротический энурез практически у всех проходит к подростковому возрасту, и для этого есть несколько причин, одна из которых заключается в особенностях, характерных для данного вида невроза – это всплески эмоций. Подросток может “позволить” себе вести себя так, как не позволено вести себя младшему школьнику, т.е. речь идёт о хамстве и агрессии в адрес родителей.

Важно отметить, что за невроз нельзя наказывать или ругать ребенка. Невроз не должен быть удобен, т.е. для того, чтобы отказаться от чего-либо, это должно быть неудобно ребенку. Если ребёнок описался ночью, ругать его не стоит, но стоит попросить помочь устранить проблему. Пусть сам переоденется, поможет поменять бельё или отнесёт его в стиральную машину. Если не давать самостоятельности в решении этих проблем, а наоборот, потакать, например, одевать памперс на ночь, невротические проявления для ребёнка станут удобными. А если описывающегося ребенка положить на сухую родительскую кровать – то ребёнок получит возможность спать в ней. Также если подкреплять ситуацию, в которой ребёнок просыпается ночью и плачет, забиранием его в родительскую постель, то этот невроз не закончится. Поэтому на этот случай, если ребёнок проснулся, он должен иметь ритуал. И маме следует постепенно удаляться из этой ситуации – тогда невроз будет нивелироваться. Малыш должен справляться с этой проблемой сам, постепенно. 

Когда стоит бить тревогу и обращаться за помощью к специалисту? Если у ребёнка присутствует один из неврозов, который действительно мешает, и семья не может справиться с его проявлением самостоятельно, то стоит обратиться к психологу или психотерапевту.

Спасибо, что прочитали эту статью! Как обычно, мы будем признательны за вопросы и комментарии.

Источник