Синдром повышенной аффективной возбудимости у детей

Синдром повышенной аффективной возбудимости у детей thumbnail

 Психопатии — это аномалии характера, которые по словам Ганнушкина П.Б. (1933), «определяет весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток». Лица, страдающие психопатией, выделяются дисгармонией психических свойств и неадекватными реакциями на внешние раздражители, что приводит к нарушению их поведения, затрудняя их социальную адаптацию. По степени выраженности и способности к компенсации выделяют тяжелые, выраженные и умеренные психопатические состояния. По причинам возникновения – это неоднородная группа, в которую входят конституциональные («ядерные», «истинные», «наследственные») и органические (возникающие на почве раннего органического поражения головного мозга) формы психопатий. Кроме того, в группу психопатий включают «приобретенные» («краевые», «патохарактерологические психопатии»), которые относятся к психогенным патологическим формированиям личности.

Конституциональные психопатии, решающим фактором в возникновении которых является патологическая наследственность, выявляются даже в условиях благоприятного окружения, но степень выраженности психопатических черт характера существенно зависит от особенностей воспитания и окружающей среды, а также от влияния таких дополнительных вредностей, как, например, дисгармонично протекающий период полового созревания, физическая ослабленность, психотравмирующая ситуация и т.д.
Органические психопатии развиваются на почве отдаленных последствий, часто негрубого, раннего органического поражения головного мозга, прежде всего — перинатальных вредностей, к которым относятся тяжелые формы токсикоза беременных, внутриутробные и родовые травмы, нейроинфекции, а также длительно текущие соматические заболевания и черепно-мозговые травмы первых лет жизни.
В силу относительной редкости психопатических состояний у детей в сравнении с более значительной численностью психогенных патохарактерологических поведенческих нарушений, нет необходимости подробно останавливаться на психопатологической характеристике психопатий. Отметим лишь, что в рамках каждой их них имеются как признаки сходства (наличие «характерологических радикалов»), так и качественные отличия от соответствующих типов акцентуаций характера. Так, там и здесь встречаются характерологические синдромы («радикалы») психоастенического, возбудимого, истероидного, неустойчивого и других типов, в том числе смешанные варианты, например, гипертимно-неустойчивого, гипертимно-истероидного, гипертимно-возбудимого и пр.
Принципиальное отличие акцентуаций характера от психопатий состоит в том, что они представляют собой нормальные, хотя и «краевые», типы характеров, без признаков социальной дизадаптации, обнаруживая лишь повышенную уязвимость к определенным психотравмирующим факторам. Признаком перехода акцентуации в качественно иное состояние — невроз, патохарактерологические реакции, патологическое развитие личности и др. – служит появление признаков относительно затяжной социальной дизадаптации ребёнка/подростка и нарастающих, вегетативно-дистонических расстройств.
В повседневной работе школьного психолога, учителя, социального педагога всегда стоит задача по выявлению расстройств поведения социально-психологического, психогенного и непсихогенного происхождения, а также их дифференциации от так называемых психопатоподобных состояний.
С одной стороны, всех их объединяет определённое внешнее сходство с психопатическими чертами и типами патологического характера (психопатиями), а следовательно – с их поведенческими проявлениями. С другой стороны, — психопатоподобные состояния имеют иной механизм возникновения, свои клинические особенности и своеобразие динамики проявлений.
Наиболее часто психопатоподобные состояния встречаются в виде психоорганического синдрома, возникающего в результате раннего органического поражения головного мозга: тяжелых форм токсикоза беременности, внутриутробных асфиксий, и инфекций, родовых травм, ранних нейроинфекций, нейроинтоксикаций и черепно-мозговых травм, а также поражений мозга на разных возрастных этапах постнатального периода развития ребенка.
В основе психоорганического синдрома лежит та или иная степень недостаточности когнитивных и высших эмоционально-волевых свойств личности: слабость познавательной активности и интеллектуальных интересов, нравственных побуждений и установок, недостаток совестливости и эмоциональных привязанностей, дифференцированного отношения к окружающим, своеобразная эмоциональная уплощенность, недостаточная критичность к своим поступкам и негативному поведению других лиц;
— слабость целенаправленного поведения и импульсивность поступков, а у детей младшего возраста – двигательная расторможенность с дефицитом активного внимания;
— нарушение инстинктивной жизни (сферы влечений): недостаточность чувства самосохранения, расторможение и садистическое извращение сексуального влечения, повышенный аппетит, склонность к бродяжничеству и т.д.
В зависимости от преобладания тех или иных патологических черт характера ребенка/подростка в рамках психорганического синдрома выделяют следующие его варианты:
Синдром психической неустойчивости, который, наряду с общими признаками психоорганического синдрома, характеризуется крайней неустойчивостью, изменчивостью поведения в зависимости от внешних обстоятельств; повышенной внушаемостью, подражаемостью; преобладанием повышенного (эйфорического) фона настроения; собственной переоценкой; склонностью к хвастовству, лживости, демонстративности; стремлению к примитивным удовольствиям, жажде новых впечатлений, с чем связаны уходы из дома или интерната, бродяжничество, воровство, формирование аддиктивного поведения, раннее начало сексуальной жизни.
Синдром повышенной аффективной возбудимости, который проявляется у детей и подростков, в основном, эмоциональной раздражительностью, агрессией, жестокостью, склонностью к бурным аффективным разрядам, неадекватным силе раздражителя, вызвавшего аффект. С началом полового созревания степень аффективной возбудимости нередко возрастает. Им свойственны подражательные действия, побеги из дома и интернатных учреждений, курение, склонность к токсикомании, ранней алкоголизации.
Импульсивно-эпилептоидный синдром характеризуется периодическими колебаниями настроения в сторону пониженного, сопровождающимися чувством внутреннего напряжения, на фоне которых возникают аффективные разряды по типу «короткого замыкания» с агрессией и разрушительными действиями. Этим детям свойственны замедленный темп мышления, инертность психических процессов, злопамятность, вязкость отрицательного аффекта.
Синдром нарушенных влечений, входящий в структуру более обширного психоорганического синдрома, проявляется расторможенностью инстинктивной сферы: в стремлении причинить боль другому, элементах вандализма, садизма, немотивированных уходах из дома и интернатного учреждения, бродяжничестве, воровстве, обжорству, мастурбации и проч.
При оценке тех или иных синдромов не следует забывать, что любой из составляющих их компонентов, как и клинический синдром в целом, могут быть вызваны совершенно разными причинами (факторами), тем самым предполагая совершенно разные подходы к их устранению. Так, например, Шипицына Л.М. и Иванов Е.С. выделяют следующие виды побегов:
1.безмотивные побеги как удовлетворение сиюминутной потребности;
2.повторные побеги как сложившиеся поведенческие стереотипы;
3.побеги как реакция протеста на трудности, связанные с учебой;
4.побеги как реакция на сложившиеся негативные взаимодействия ребенка со сверстниками, воспитателями, учителями, родителями;
5.побеги как форма подражания – в виде групповых побегов;
6.побеги из страха наказания;
7.побеги для получения удовольствия;
8.побеги, связанные с трудностями адаптации в интернате;
9.побеги, связанные с плохим настроением (дисфорические);
10.дромоманические (по типу непреодолимого влечения).
Точно так же за проявлениями агрессивности, нарушениями внимания, памяти, снижением школьной продуктивности могут скрываться совершенно разные механизмы.
Одним из широко распространенных психопатоподобных синдромов является «синдром нарушения внимания с гиперактивностью» (другие его названия – синдром двигательной расторможенности, гипердинамический, гиперкинетический, гипермоторный), встречающийся чаще у мальчиков, и составляющий среди учащихся начальной школы от 3 до 10% (П. Уэндер, Р. Шейдер, 1998 г.). Этот синдром появляется обычно в возрасте 4 лет, но становится предметом консультаций и поисков путей коррекции с началом посещения школы. По мнению авторов, при отсутствии адекватного лечения может сохраняться всю жизнь.
Основные проявления:
А. Нарушение внимания: а) неспособность сохранять внимание на период выполнения задания; б) неспособность надолго сосредоточиться на предмете с ослаблением избирательного внимания, особенно в условиях выполнения самостоятельных действий; в) частое забывание сути задания; г) повышенная отвлекаемость на посторонние раздражители, суетливость, неусидчивость, которая может проявляться не только в учебе, но и в играх; даже во время любимой телепередачи.
Б. Несмотря на прилагаемые усилия, отмечаются импульсивность в виде частых выкриков с места, крайняя нетерпеливость, неспособность ждать своей очереди, вмешательство в разговор других людей, конфликты из-за проигрыша в игре, неряшливость.
Расстройство внимания встречается и без выраженной гиперактивности. Такие дети менее агрессивны со сверстниками, но у них чаще встречаются «задержки школьных навыков» и потому, несмотря на нормальный интеллект, они плохо учатся в школе. Сочетание нарушения внимания с гиперактивностью способствует эмоционально-волевым нарушениям, вспыльчивости, нетерпимости к неудачам. Как правило, ни наказания, ни поощрения не дают эффекта, ребенок продолжает вести себя плохо, вплоть до исключения из школы.
По данным современных исследований, синдром нарушения внимания и гиперактивности связан с перинатальной патологией и генетической предрасположенностью, имея различную нозологическую принадлежность. По мнению американских и западноевропейских психиатров, наиболее эффективными средствами лечения, требующими длительного (годами) применения, являются психостимуляторы, нейролептики, антидепрессанты, другие лекарственные средства в сочетании с психотерапией и созданием благоприятной психолого-педагогической среды.
В подростковом возрасте встречается «гебоидный синдром» (от слова, обозначающий «юность»), характеризующийся болезненным заострением и искажением эмоционально-волевых особенностей, которые вообще свойственны подростковому и юношескому возрасту. Основными психопатологическими компонентами гебоидного синдрома, впервые обнаруживающегося в период полового созревания, являются резко выраженное расторможение и даже извращение примитивных влечений, прежде всего сексуального; ослабление или утрата высших нравственных понятий (добра и зла, дозволенного и недозволенного); склонность к асоциальным и антисоциальным поступкам. Этому часто сопутствует эмоциональное уплощение личности с понижением чувства жалости, сострадания, сопереживания. Повышенная аффективная возбудимость подростка сочетается со склонностью к агрессивным и садистическим реакциям; выраженный эгоцентризм – со стремлением к удовлетворению низших потребностей. Одновременно проявляются грубая оппозиционность к взрослым, родителям, к общепринятым взглядам и нормам поведения, отсутствие интереса к любой позитивной деятельности, прежде всего к учебе.
Девиантные формы поведения встречаются и при депрессии, описываемые как её психопатоподобные эквиваленты (Сосюкало О.Д., Кашников А.А., Татарова И.Н., 1983 г.). В этих случаях на первый план выступают «фасадные» нарушения поведения, в основе которых лежат стертые и потому скрытые депрессивные расстройства. Они возникают в препубертатном или пубертатном возрасте, проявляясь в форме широкого спектра поведенческих расстройств: повышенной аффективной возбудимости, психической неустойчивости, агрессивности; отказа от учебы, прогулов, в уходах из дома и стремлении к бродяжничеству, в ряде случаев – в алкоголизации. Авторы, описавшие девиантные формы депрессии, выделили четыре типологических варианта: 1) эксплозивно-агрессивный; 2) нарушения поведения по типу реакций протеста; 3) нарушения поведения по типу реакций отказа; 4) по типу реакций группирования. Эффективность от применения антидепрессивных средств в сочетании с другими методами фармакотерапии подтверждала депрессивный характер происхождения психопатоподобных расстройств поведения, а также необходимость их раннего выявления для профилактики правонарушений среди детей и подростков.
Краткое описание выше упомянутых расстройств поведения, относящихся к психопатоподобным синдромам, далеко не исчерпывают всего спектра их клинического многообразия, поскольку они встречаются в отдаленном периоде после перенесенных черепно-мозговых травм, менинго-энцефалитов, хронических интоксикаций при алкоголизме, наркомании и токсикоманиях, при хронических заболеваниях с нарушением обмена веществ, при эндокринных и душевных заболеваниях. Эти расстройства, в свою очередь, сочетаются, с разной степенью выраженности тех или иных клинических компонентов, входящих в структуру конкретного синдрома, в целом определяющих его тяжесть; с различными степенями нарушений интеллектуальных предпосылок (памяти, внимания, речи, способности к переключаемости, выносливости к психофизическим нагрузкам) и недостаточности высших корковых функций (различных форм гнозиса, праксиса, пространственных представлений и ориентировки), которые в совокупности создают значительные трудности в процессе обучения школьным навыкам и преодоления поведенческих расстройств. Кроме того, в ряде случаев на пути преодоления поведенческих расстройств может стоять та или иная степень интеллектуальной недостаточности ребёнка/подростка.
Более того, психопатоподобные синдромы встречаются и при олигофрении, обостряясь с наступлением полового созревания у детей. Так, при легких степенях умственной отсталости описаны следующие варианты психопатоподобных синдромов: аффективно-возбудимый, неустойчивый, дисфорический, астенический и перверзный, неврозоподобный, синдром нарушенных влечений, гиперкинетический (Исаев Д.Н., Микиртумов Б.Е., 1978 г., Шипицына Л.М., Иванов Е.С., 1992 г.)

Читайте также:  Лечение туннельного синдрома пальцев кисти

Источник: Винокуров Л.Н. Клинические аспекты психолого-педагогических проблем школьной практики depositfiles.com/files/7bigjv16b
 

Источник

Синдром аффективной возбудимости

В предыдущих сообщениях, касающихся клинико-психологической характеристики «трудных» подростков, обучающихся в массовых школах, было показано, что наблюдаемые у них основные типы нарушений поведения связаны с преобладанием явлений: 1) психической неустойчивости, 2) аффективной возбудимости, 3) расторможенности влечений. Была выделена основная клинико-психологическая структура этих типов нарушений поведения, разграничены их патологические и непатологические варианты, показана связь с особенностями протекания периода полового созревания, неврологической и нейрофизиологической структурой нарушений, а также с особенностями отрицательных средовых влияний. Был описан синдром психической неустойчивости в подростковом возрасте.

В настоящем сообщении рассматривается структура нарушений поведения у подростков с преобладанием аффективной возбудимости.

Как известно, аффективная возбудимость в большой мере присуща подростковому возрасту и в норме. Ее возникновение тесно связано с вегетативно-эндокринной перестройкой этой возрастной фазы. В рабочей конференции ВОЗ по проблеме «Психическое здоровье подростков и юношей» (Женева, 1971) указывалось, что феномен подросткового возраста («феномен pubertas») связан с революцией как биологической, так и психологической. Первая характеризуется эндокринной перестройкой, вторая – явлениями аффективной возбудимости со склонностью к взрывчатости и агрессии, которая нередко является причиной срывов социальной адаптации, в том числе правонарушений.

У психически здорового подростка, воспитывающегося в благоприятных условиях окружения, «возрастная» аффективная возбудимость не приводит к таким срывам. Иначе обстоит дело у подростков с церебральной недостаточностью различного генеза либо у подростков, находящихся в неблагоприятных условиях. В этих случаях аффективная возбудимость выражена значительно грубее, нередко достигает уровня патологии, вызывая нарушения социальной адаптации.

Г.Е. Сухарева (1959) относит синдром повышенной аффективной возбудимости к числу наиболее частых патологических состояний пубертатного периода. По данным В.В. Ковалева и Г.В. Козловской (1977), этот синдром в раннем детском возрасте встречается в 18% случаев, в дошкольном и младшем школьном – в 13%, а в пубертатном – в 38%. Многие отечественные клиницисты (Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, М.И. Лапидес, И.А. Вишневская, А.Е. Личко, К.С. Лебединская, В.В. Ковалев, В.В. Гроховский, О.А. Трифонов, В.С. Кулаков, М.О. Тааль, С.Б. Аксентьев, Е.М. Багалей, В.А. Гурьева, В.Я. Гиндикин и др.) подчеркивают малую нозологическую специфичность этого синдрома, его характерность для резидуально-органических состояний различной природы (постинфекционной, посттравматической, постинтоксикационной и т.д.). В. Бонд и С. Мэй (1978), Д. Р. Кентуэл (1978) отмечают связь аффективной возбудимости с синдромом «гиперактивности» как проявлением минимальной мозговой дисфункции. М.О. Тааль (1978), С. И. Глюк (1968), Г. Стронска (1968) и другие подтверждают органическую природу аффективной возбудимости у подростков результатами экспериментального исследования их познавательной деятельности, регистрирующими недостаточность внимания, памяти, зрительно-двигательной координации, абстрактного мышления.

Читайте также:  Список людей с синдромом дауна

К. С. Лебединская, В. А. Малинаускене и Э.Я.Альбрехт (1977) описали синдром аффективной возбудимости у подростков, страдающих олигофренией, в числе основных клинических вариантов нарушения поведения в этом возрасте. А. Е. Личко (1979), В. В. Ковалев (1979) рассматривают аффективную возбудимость при психопатии и акцентуации характера как одно из наиболее типичных проявлений подросткового возраста.

Г.Стронска, А. Кинси и Н. Аккерман, В. В. Ковалев, В. В. Гроховский, С. Б.Аксентьсв, В. С. Кулаков, О. Н. Трифонов и другие отмечают частоту синдрома аффективной возбудимости, формирующейся под влиянием неблагоприятных условий среды (дефекты воспитания, разрушение внутрисемейных связей, слабость привязанностей, неправильное заполнение досуга, контакты с асоциальными группами). В формировании патологических черт характера аффективно-возбудимого типа большая роль принадлежит фиксации повторных реакций активного протеста либо имитации (В. В. Ковалев. 1976), а также индивидуальной предрасположенности. С. Б. Аксентьсв (1978) указывает, что 54,6 % сибсов подростков с патологическим формированием личности, воспитывающихся в тех же неблагоприятных условиях, не обнаруживают признаков дезадаптации. Поэтому он полагает, что склонность к патологическому формированию личности в неблагоприятных средовых условиях обусловлена неспособностью к преодолению трудной ситуации из-за неполноценности нервной системы. Аналогичного мнения о роли биологической почвы в психической декомпенсации под влиянием неблагоприятных средовых факторов придерживаются В. В. Ковалев, О. А. Трифонов, К. С. Лебединская и другие.

Одним из таких факторов является биологическая дисгармония процесса полового созревания. К. С. Лебединская (1969), описывая синдром выраженной аффективной возбудимости, связанной с патологической акцелерацией полового созревания на почве резидуально-органической неполноценности, подчеркивает патогенную роль не только раннего начала полового метаморфоза, но и интенсивности его протекания. Эти данные подтверждены исследованиями В. С. Кулакова (1972), М.А.Тааль (1978), А.С.Емельянова (1978), О. Д. Сосюкало (1979) и других.

Читайте также:  Синдром беспокойных ног при паркинсоне

В настоящей работе приведен клинико-психологический анализ синдрома аффективной возбудимости, доминирующей в поведении 29 «трудных» подростков, обучающихся в массовых школах Москвы.

Проводилось психопатологическое и неврологическое обследование, изучались особенности протекания полового метаморфоза (антропометрия, рентгенографическое изучение «костного возраста»). Нейрофизиологический анализ включал оценку фоновой электроэнцефалограммы с применением функциональных проб.

Клинико-нейрофизиологическое изучение сочеталось с экспериментально-психологическим. Для оценки интеллектуальных функций использовались адаптированный вариант методики Векслера, классификация предметов, пиктограммы, сравнения понятий, простые аналогии и др.; для оценки работоспособности — корректурная проба; личностных особенностей — методики определения самооценки, уровня притязаний, а также методика ТАТ и специальный опросник, выявляющий характер личностной направленности.

Отмечались особенности воспитания и окружения подростка, анализировались педагогические характеристики.

Такой комплексный метод обследования был направлен не только выявление патогенных факторов, но и на поиск сохранных свойств личности, необходимых для психолого-педагогической коррекции.

Основным критерием отнесения подростка к группе аффективно-возбудимых служило преобладание в его психическом состоянии раздражительности, взрывчатости, склонности к агрессивным разрядам, повышенной конфликтности, постоянной готовности к ссорам и дракам, иногда неуправляемости поведения на высоте аффективных вспышек. Грубые нарушения дисциплины в школе и за ее пределами, пропуски уроков способствовали значительному снижению успеваемости. Взыскания, ограничения и запреты, исходящие от воспитателей и педагогов, вызывали у этих подростков pезкое агрессивное противодействие.

К первой группе мы отнесли подростков, уровень аффективной возбудимости которых можно было расценить как непатологический. Он характеризовался негрубой выраженностью расстройств поведения, отсутствием немотивированных колебаний настроения и невротических наслоений, «мягкостью» сомато-вегетативного компонента аффективных реакций, а также способностью к компенсации поведения в благоприятных условиях.

В 9 из этих наблюдений речь шла о декомпенсации легкой резидуально-органической недостаточности, аффективная возбудимость проявлялась: в виде легко возникающих вспышек с агрессией и оскорблениями, сопровождающихся речедвигательным возбуждением, легкими вегетативными расстройствами. Агрессия, как правило, была направлена на взрослых, чаще родителей (при замечании о выполнении уроков, запрете ryлять) реже учителей, сверстников.

Аффективная возбудимость часто провоцировалась рядом утрированно подростковых черт: нетерпимостью к опеке, нотациям, ущемляющим самолюбие, авторитарному давлению взрослых, потребностью в эмансипации, самоутверждении. Типичной была непродолжительность аффективных вспышек, нередко определенная критичность к ним самих подростков, жалобы на неумение владеть собой.

Следует отметить, что у 5 из этих подростков выявлены неблагоприятные условия в семье: безнадзорность, алкоголизм, нередко асоциальные формы поведения родителей и сибсов. Особенно значимыми для таких подростков являлись элементы деспотичности в воспитании: требования беспрекословного подчинения, излишние запреты, наказания, замечания в форме приказа. Неправильное отношение со стороны взрослых, легкость провокации конфликтов приводили к возникновению специфически подростковых реакций активного протеста, оппозиции, имитации. В условиях школы аффективные разряды провоцировались в ситуациях, требующих длительной выдержки, а также вынужденного замедления темпа или внезапного прекращения начатой работы. Обращала внимание эмоциональная заражаемость этих подростков. Ни в школе, ни дома они не могли сохранить нейтралитет в обстановке конфликта, всегда активно вступали в него и обостряли его.

Печать

Библиография

Будет напечатана текущая страница статьи

Распечатать фрагмент

Лебединская К.С. Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение третье) // Альманах Института коррекционной педагогики. 2005. Альманах №9 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-9/kliniko-psihologicheskij-analiz-narushenij-povedenija-90
(Дата обращения: 21.07.2020)

Источник