Синдром поведения по типу а проявляется в
126 628
У них хорошая память, а интеллект может быть даже выше среднего, но их поведение и речь кажутся несколько странными. Как понять, что у кого-то из ваших близких синдром Аспергера?
В некоторых странах этот синдром перестали считать самостоятельным диагнозом и рассматривают как один из видов расстройства аутистического спектра. Впрочем, не все специалисты с этим согласны, да и многие люди с таким расстройством видят у себя мало общего с аутизмом, поскольку у них нет нарушений речи и когнитивных функций.
Как бы то ни было, это расстройство серьезно осложняет повседневное существование человека и может создавать проблемы в его профессиональной и личной жизни. Вот некоторые признаки, которые часто отличают людей с синдромом Аспергера:
1. Необычная манера речи. Может показаться, что вы говорите с компьютером: собеседник обрушивает на вас поток фактов, не делая пауз и (почти) не слушая вас. Иногда у людей с этим синдромом необычный тембр голоса.
2. Трудности с невербальной коммуникацией. Вы можете заметить, что ваш собеседник почти не использует жесты, а его мимика небогата.
3. Недостаток зрительного контакта. Не то чтобы ваш собеседник не мог смотреть вам в глаза, просто он не ощущает необходимости зрительного контакта. Если обратить на это его внимание, он может постараться не отводить взгляда и даже переборщить, глядя на вас слишком пристально.
4. Проблемы с этикетом. Такой человек может казаться грубым или невоспитанным, но на самом деле у него просто отсутствует интуиция, подсказывающая, как правильно себя вести. Например, он может отвернуться и заняться своими делами, не дослушав, что вы ему говорите, или пригласить вас на ужин и не прийти, или открыть дверь, когда вы придете, посмотреть на вас и, не здороваясь, уйти в дом. Правила хорошего тона, которые приняты в обществе, для него чужды.
5. Навязчивая фокусировка на одной теме (часто необычной). Он может коллекционировать то, что другим не придет в голову собирать, у него может быть необычное хобби, он может проявлять навязчивый интерес к какому-то человеку. И говорить безостановочно о предмете своего увлечения, не замечая, как утомляет своих собеседников. Иногда он неожиданно переключается на другое увлечение. Если он потерял интерес к человеку, которого обожал, то станет с ним внезапно холоден.
6. Неспособность понимать чувства другого человека. Их зачастую считают холодными, бесчувственными, лишенными эмпатии. Но дело не в том, что они не способны к сочувствию или не хотят проявлять доброту. Просто у них самих эмоциональных переживаний меньше, чем у других. Часто они не могут понять, почему другие люди так расстроены или взволнованы, и тогда предпочитают уйти и подумать об этом в одиночестве.
7. Неразвитые навыки общения. Иногда они безостановочно говорят о своем, не замечая, что другие обижены или им уже неинтересно слушать. А когда кто-то им не нравится, они резко прекращают разговор. Такое поведение со стороны кажется несуразным.
8. Неумение разделять чувства. Вас удивляет, когда хорошо знакомый человек при встрече даже не поинтересуется, как у вас дела, и сам не расскажет о своих успехах? Но людям с синдромом Аспергера несвойственно делиться чувствами и впечатлениями.
9. Черно-белое мышление. Придя однажды к какому-то мнению или решению, они будут держаться его, несмотря ни на какие доводы. Им трудно встать на точку зрения другого человека.
10. Отсутствие гибкости. Планы поменялись в последнюю минуту? Для человека с Аспергером это испытание, чреватое психологической перегрузкой, к экспромтам он не готов. Его могут расстроить сущие мелочи, казалось бы, не стоящие внимания, или то, что для него непривычно.
11. Следование заведенному порядку. Для него чрезвычайно важна структура и сложившиеся правила. В случае нарушения привычного распорядка они чувствуют себя выбитыми из колеи и начинают паниковать.
12. Повышенная чувствительность. Они могут быть очень чувствительными к прикосновениям и всячески стараться избегать их, делая исключение лишь для партнера. Они отшатнутся, если их похлопают по спине, и не позволят себя обнять. У них также могут быть и другие аутичные черты, например повышенная чувствительность к звукам, свету и даже жестким биркам на внутренней стороне одежды.
Можно ли излечить синдром Аспергера у взрослых?
Специфических лекарств для этого расстройства нет. Но психологические консультации в этом случае могут быть очень полезны. Психолог может научить такого клиента справляться со стрессом, эффективней выстраивать коммуникацию и взаимодействовать с окружающими, что сделает его повседневную жизнь легче.
Источник: harleytherapy.co.uk
Источник
Тони Эттвуд и Мишель Гарнетт: «Маскировка у девочек и женщин в спектре аутизма»
До недавнего времени соотношение полов при аутизме оценивалось как четыре мальчика на одну девочку. Однако к специалистам всё чаще направляют для диагностической оценки девочек и женщин, а недавнее исследование установило соотношение полов двух к одному (Rutherford, McKenzie and Johnston 2016). Почему ранее не была выявлена истинная распространённость аутизма у девочек и женщин? Ответ заключается в том, что девочки и женщины зачастую успешно маскируют свой аутизм.
Взрослые аутичные люди думали, что они «плохие»
Согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Health Psychology and Behavioural Medicine, многие люди старше 50 лет, у которых в зрелом возрасте диагностировали аутизм, выросли, полагая, что они «плохие люди».
Лиза Джо Руди: «Аутизм и сенсорная перегрузка»
Люди с аутизмом часто очень чувствительны к факторам окружающей среды. Конечно, у каждого человека в спектре аутизма это проявляется по-разному, но в целом у людей с аутизмом необычно чувствительна система обработки сенсорной информации. И это означает, что их органы чувств (зрение, слух, осязание, обоняние и вкусовые ощущения) подвергаются перегрузкам.
Срывы (meltdown) и отключения (shutdown) у людей с аутизмом
Все мы в той или иной степени испытываем стресс в нашей повседневной жизни. Многие люди с аутизмом испытывают более высокий уровень стресса и тревоги, что может осложнять деятельность ещё сильнее. Это означает, что они могут достичь критической точки быстрее. Иногда эта критическая точка проявляется через срывы (meltdown) или отключения (shutdown). Каждый человек будет переживать свою критическую точку по-разному.
Адриенна Варбер: «СДВГ и синдром Аспергера»
У СДВГ и синдрома Аспергера есть некоторое сходство, что затрудняет диагностику. Но это два разных расстройства, два разных с точки зрения медицины состояния с частично похожими симптомами. Вносит дополнительную путаницу и тот факт, что у человека может быть как синдром Аспергера, так и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Определения данных расстройств помогут понять важные различия между этими состояниями.
Кейт Миллер-Уилсон: «Связь СДВГ и аутизма»
У СДВГ и аутизма есть несколько общих симптомов. Существуют убедительные доказательства в пользу наличия связи двух состояний. Основываясь на научных данных, лежащих в основе указанной связи, вам будет проще создать лечебный или образовательный маршрут для самого себя или ваших близких людей.
Алекс Лоури: «10 причин, почему аутичным людям трудно самостоятельно пользоваться общественным транспортом»
Многим — но не всем — людям в спектре аутизма сложно самостоятельно пользоваться общественным транспортом. Некоторые аутисты без проблем ездят на поездах и автобусах, а другим нужна помощь. Лично я могу пользоваться только несколькими выученными маршрутами. Самостоятельно путешествовать или водить машину я не могу. Некоторые люди полагают, что раз я могу говорить и пишу статьи, то нет никаких преград тому, чтобы я без всякой помощи ездил куда угодно. Но нельзя судить о том, на что способен аутичный человек, исходя из других его навыков и умений.
В тексте приведены 10 причин, по которым аутичным людям бывает трудно пользоваться общественным транспортом. Обратите внимание: не все пункты могут быть проблемой для каждого аутиста, испытывающего сложности с самостоятельными поездками.
Синдром Аспергера и факторы окружающей среды
Существует предположение о том, что факторы окружающей среды оказывают влияние на некоторые характеристики синдрома Аспергера и даже могут воздействовать на экспрессию генов. Развивающаяся область эпигенетики, изучение условий, в которых физиология может формироваться под влиянием внешних факторов, в дальнейшем могут прояснить эту тему. Известно, что многие факторы окружающей среды способны усугубить проблемы людей с синдромом Аспергера, что может привести к увеличению стресса, тревоги или депрессии. В другой среде, напротив, проявляются сильные стороны людей с синдромом Аспергера. Хотя оказывающие влияние факторы вариативны для каждого индивида, безусловно, есть и предсказуемые примеры.
Лиза Джо Руди: «Почему «высокофункциональный аутизм» — это совсем не легко и не просто»
В настоящее время нет общепризнанной статистики о том, какое количество людей в спектре аутизма находится около разных его границ (большинство людей «где-то посередине»). Однако ясно, что львиная доля внимания средств массовой информации обращена на людей в верхней и нижней частях спектра, то есть с явной инвалидностью и очень высоким уровнем функционирования.
Дело в том, что жизнь с тяжёлым аутизмом чрезвычайно сложна. И кажется логичным предположить, что людям, находящимся в верхней части спектра, легко, как и их семьям, учителям. В конце концов, часто люди с высокофункциональным аутизмом — очень яркие личности, и у них бывают впечатляющие таланты. Но в реальности всё иначе.
Сон у детей с аутизмом
Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) столь же нуждаются во сне, как и другие дети. Но у них иногда бывают трудности со здоровыми привычками, связанными со сном. Рассмотрим несколько идей, способных помочь вашему ребёнку с РАС лучше засыпать и спать.
Страницы
Источник
Диагностические критерии по DSM-IV (Справочник по диагностике и статистике психических расстройств)
299.80 Синдром Аспергера
А. Качественное нарушение социального взаимодействия, проявляющееся по меньшей мере в 2-х из следующих:
- Заметное нарушение в использовании невербального поведения такого как взгляда глаза-в-глаза, выражений лица, поз тела и жестов, регулирующих социальное взаимодействие;
- Неспособность развития отношений со сверстниками, соответствующих уровню развития;
- Отсутствие спонтанного поиска разделения радости, интересов или достижений с другими людьми (выражается отсутствием показа, принесения или указывания на объекты интереса другим людям);
- Отсутствие социальной или эмоциональной взаимности;
В. Ограниченное повторяющееся и стереотипное поведение, интересы и деятельность, проявляющееся по меньшей мере в одном из следующих:
- Деятельность по одному или более стереотипному и ограниченному интересу, который является аномальным или по интенсивности или по направлению;
- Явная жёсткая приверженность к специфическому и нефункциональному распорядку или ритуалу;
- Стереотипные и повторяющиеся моторные движения (например, размахивания руками, скручивание рук или пальцев или комплекс движений всем телом);
- Настойчивое внимание к частям объектов;
С. Нарушение, являющееся причиной клинически значимой дисфункции в социальной деятельности или в других важных видах деятельности;
D. Отсутствие клинически значимой задержки речи (то есть отдельные слова используются по достижении двухлетнего возраста, связные фразы к трёхлетнему возрасту);
Е. Отсутствие клинически значимого отставания в развитии мышления или в развитии навыков самообслуживания, соответствующих возрасту, адаптации (исключая социальные взаимодействия) и в развитии любознательности к окружающему миру в детские годы;
F. Не подходит под критерии другого специфического первазивного (общего) расстройства развития или шизофрении.
Диагностические критерии по МКБ-10 (Международная классификация болезней Десятого пересмотра)
F84.5 Синдром Аспергера
Установление диагноза требует, чтобы произнесение одиночных слов было развито до 2-х лет или ранее и чтобы коммуникативные фразы использовались до 3-х лет или ранее.
Навыки самообслуживания, адаптация и любознательность к окружающей среде в течение первых 3-х лет жизни должны быть на уровне нормального интеллектуального уровня.
Основы моторного развития могут быть каким-то образом нарушены, и моторная неуклюжесть обычное явление (хотя и не обязательный признак).
Изолированные отдельные навыки, часто относящиеся к нарушенной деятельности, встречаются часто, но не требуются для постановки диагноза.
Качественное нарушение в социальном взаимодействии (тот же критерий что и при аутизме).
Ограниченное, повторяющееся и стереотипное поведение, интересы и деятельность (тот же критерий, что и при аутизме).
Данное расстройство, нозологическая самостоятельность которого не определена, характеризуется тем же самым типом качественного нарушения социального взаимодействия, что и типичный аутизм, наряду с ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий. В отличие от аутизма здесь нет общей задержки или отсталости в речи, или в когнитивном развитии. Большинство детей имеют нормальный общий интеллект, но заметно неуклюжи; состояние чаще встречается у мальчиков (8:1). Высоко вероятно, что, по крайней мере, некоторые случаи представляют собой мягкие варианты аутизма, но неясно, действительно ли это так для всех пациентов. У этих расстройств отмечается выраженная тенденция сохраняться в подростковом и зрелом возрасте, и, по-видимому, они представляют индивидуальные особенности, которые не очень подвержены влияниям среды. Изредка в юношеском возрасте развиваются психотические эпизоды.
Диагностические указания: Диагноз основан на сочетании отсутствия какой-либо клинически значимой общей задержки речи или когнитивного развития и наличия (как при аутизме) качественных нарушений в социальном взаимодействии и ограниченных, повторяющихся и стереотипных особенностей поведения, интересов и занятий. Здесь могут быть или не быть проблемы в общении, подобные тем, что отмечаются при аутизме, но наличие значительного отставания в речи исключает диагноз.
Критерии диагностики Гиллберга (С. Gillberg, 1989, 1991)
Тяжёлое нарушение в социальном взаимодействии, проявляющееся по меньшей мере в 2 из следующих 4:
— неспособность взаимодействовать со сверстниками нормальным образом;
— отсутствие желания взаимодействовать со сверстниками;
— отсутствие понимания намёков;
— социально и эмоционально неприемлемое поведение
Всё исключающий узкий интерес, проявляемый по меньшей мере одним из следующих 3:
— исключение другой деятельности;
— повторяющееся «залипание»;
— более развитое механическое запоминание, чем логическое
Повторяющееся следование распорядку, что проявляется по меньшей мере в 1 из следующих 2:
— следование распорядку (в аспектах жизни) возлагается на себя;
— требуется от других
Языковые и речевые проблемы, проявляющиеся по меньшей мере в 3 из последующих 5:
— задержка развития речи;
— внешне правильная экспрессивная речь;
— формальная, педантичная речь;
— плохая просодика, необычные голосовые характеристики;
— нарушение понимания, включая неправильную интерпретацию подразумеваемых значений
Проблемы невербальной коммуникации, проявляющиеся по крайней мере в 1 из последующих 5:
— ограниченное использование жестов;
— неуклюжий/неловкий язык движений;
— выражения лица ограничены;
— неподходящие выражения;
— странный фиксированный взгляд
Моторная неуклюжесть, которая представлена низкими показателями при исследовании психического развития.
Критерии диагностики Сзатмари (Szatmary, 1989)
Одиночество, проявляющееся по меньшей мере в 2 из последующих 4:
— нет близких друзей;
— избегает других людей;
— нет интереса к приобретению друзей;
— одиночка
Нарушенное социальное взаимодействие, проявляющееся по крайней мере в 1 из следующих 5:
— обращается к другим только со своими нуждами;
— неуклюжее социальное обращение;
— односторонние отношения со сверстниками;
— трудности в осознании чувств других;
— отстранённость от переживаний других людей
Нарушенная невербальная коммуникация, проявляющаяся по меньшей мере в 1 из следующих 7:
— выражения лица ограничены;
— не способен читать эмоции по выражению лица других;
— не способен передавать информацию с помощью глаз;
— не смотрит на других;
— не использует руки для самовыражения;
— жесты большие и неуклюжие;
— подходит слишком близко к другим
Плохая речь, проявляющаяся по меньшей мере в 2 из следующих 6:
— нарушения в интонации;
— говорит слишком много;
— говорит слишком мало;
— неспособность включиться в разговор;
— идиосинкразическое употребление слов;
— повторяющаяся речь
Не подходит под критерии аутичного развития.
Источник