Синдром поведения по типу а это
В психологии стресса, начиная с 60-х годов, широко исследуется так называемое поведение типа А, или «стресс-коронарное» поведение. Концепция поведенческого фактора риска была предложена кардиологами Фридманом и Роземаном. Под поведением типа А принято понимать четко проявляющийся поведенческий синдром или образ жизни, характеризующийся стремлением к достижению успеха и состязательности, напористостью, агрессивностью, постоянным ощущением нехватки времени, стремлением доминировать в коллективе, деятельность «на износ», желанием добиться успеха во многих сферах деятельности одновременно, стремлением контролировать поступки других людей, неумением отдыхать, быстрой и громкой речью, порывистыми движениями, повышенной возбудимостью и т.п. Такое поведение достаточно часто встречается у быстро продвигающихся в карьере молодых руководителей, так как приведенные выше особенности поведения являются для них профессионально важными.
Многочисленные экспериментальные исследования подтверждают наличие высокого уровня сердечно-сосудистых заболеваний в профессиональной группе экстремалов (особенно среди мужчин). Установлено также, что профессиональные стрессы (например, дефицит времени и постоянное нервное напряжение) могут усиливать у специалистов экстремальных профессий проявления поведенческих реакций по типу А.
Возникает вопрос – нужно ли менять такой стиль поведения? Основным препятствием в изменении поведения является то, что в современных условиях этот тип поведения часто приводит к достижению высоких профессиональных результатов (например, стремительное продвижение по работе). Поэтому задача здоровых людей с поведением типа А состоит не в том, чтобы изменить свой стиль жизни, а в том, чтобы приобрести привычки, которые будут противодействовать неблагоприятным воздействиям их типа поведения на здоровье (например, отказ от курения, регулярные занятия спортом, соблюдение режима труда и отдыха, правильное питание и т.п.).
Таким образом, при разработке первичной профилактики профессионального здоровья необходимо особое внимание уделять проблемам ранней диагностики и психологической коррекции поведения типа А.
Исследование может проводиться как в группе, так и индивидуально.
Инструкция:
Вам будет предложен ряд утверждений, касающихся особенностей вашего повседневного поведения. Каждый человек может отвечать по-разному, поэтому здесь нет правильных или неправильных ответов. Дайте тот ответ, который первым приходит в голову. В случае затруднения старайтесь представить наиболее часто встречающуюся ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса и, исходя из этого, выбирайте ответ. Просим не советовать с другими, нам важно знать ваше личное мнение. На все предлагаемые вам вопросы (утверждения) предусмотрено 4 варианта ответов:
1 — нет, это не так
2 – пожалуй, так
3 — верно
4- совершенно верно
Просим вас выбрать один подходящий ответ на предложенное утверждение и записать его после номера вопроса. Отвечайте на все вопросы подряд, не пропуская. Мы гарантируем конфиденциальность полученной информации. Спасибо за сотрудничество.
ШКАЛА ДИАГНОСТИКИ ПОВЕДЕНИЯ ТИПА А
1. Вы способны за короткое время сделать много работы.
2. Вам трудно выбрать время, чтобы сходить в парикмахерскую.
3. Вам всегда очень трудно ждать (человека, событие и т. д.).
4. Вы всегда стараетесь победить в любой игре (шахматы, домино, волейбол и т. д.).
5. Вы обычно быстро едите.
6. Вы всегда беретесь за труднодостижимую цель.
7. Вы скрываете свои неприятности.
8. Вы предпочли бы повышение в должности без повышения заработной платы, а не наоборот.
9. Вы легко выходите из себя.
10. К своей работе вы относитесь слишком серьезно.
11. Вы часто выполняете работу, которую необходимо закончить к определенному сроку.
12. Вы часто делаете несколько дел одновременно, например читаете и едите.
13. Задавшись целью, вы делаете все, чтобы достичь ее, и обычно достигаете.
14. Обычно вы говорите громко, сильным, подчеркнутым голосом.
15. В работе и игре вы стараетесь делать все лучше, чем другие.
16. Вам трудно долго сидеть спокойно.
17. Обычно вы подавляете свое раздражение.
18. В группе товарищей вы всегда сами проявляете инициативу.
19. Если вы погружены в работу и кто-либо (не начальник) прерывает вас, вы ответите резко.
20. Если повторяющиеся прерывания вас действительно разозлили, вы можете легко вспылить.
21. Критика вас часто раздражает.
22. Когда вас втягивают в ссору, вы предпочитаете отмалчиваться, не желая портить отношения с окружающими.
23. Задания вы выполняете быстро, чтобы быстрее закончить.
24. Соревнование (состязание) в любой работе вас радует, воодушевляет.
25. Обычно вы говорите быстро.
26. Неудачи в работе и жизни только усиливают ваше желание достичь поставленной цели.
27. За последние годы вы ограничили число своих развлечений из-за недостатка времени.
28. Вы часто сами для себя определяете сроки выполнения той или иной работы.
29. Вы часто выполняете два задания одновременно.
30. Вы склонны стукнуть кулаком об стол или разбить что-нибудь, если с вами не согласны.
31. В очереди вы бываете очень нетерпеливы.
32. Часто бывает так, что в мыслях вы готовы расправиться со своим противником.
33. Вы всегда стараетесь настоять на своем.
34. На работе вы занимаете слишком низкую должность, по своим способностям вы достойны значительно более высокой.
35. Вы считаете, что чаще других бываете правы (в спорах, поступках, мнениях).
36. Своими мыслями вы не любите делиться с другими.
37. Если кто-нибудь говорит медленно и неясно, вам хочется его ускорить, закончить его мысль.
38. Вы всегда спешите.
39. Когда вы сердитесь, вы не повышаете голос.
40. По сравнению с большинством людей, вы более способны и сообразительны.
41. Обычно вы ходите быстро.
42. Во время разговора вы обычно энергично жестикулируете руками.
43. Свою работу вы делаете лучше, чем обычно, когда соревнуетесь с другими.
44. Вам часто кажется, что время течет слишком быстро.
45. Вам приходилось слышать от окружающих и друзей, что вы человек очень деятельный и подвижный.
46. За последние три года вы были в отпуске меньше, чем положено.
47. Во время отпуска вы не можете перестать думать о работе.
48. Вам часто хочется кого-нибудь выбранить.
49. Вы часто устраиваете сцены своим близким.
50. Когда вы очень рассердитесь, то часто не можете себя сдержать и способны наговорить много лишнего.
51. К концу отпуска вам хочется, чтобы он закончился, и вы могли бы вернуться к работе.
52. У Вас такое чувство, что вам постоянно не хватает времени.
53. Многие обстоятельства побуждают вас соревноваться с другими.
54. Во время разговора вы обычно сцепляете руки или сжимаете их в кулаки.
55. Вы ненавидите, когда кто-то пытается диктовать вам свою волю.
56. Вы любите спорить и дискутировать.
57. Вы работаете быстро и энергично, а не медленно и размеренно.
58. По выражению вашего лица нельзя определить, рассержены Вы или спокойны.
59. Бывает, что вы торопитесь к месту назначенной встречи, хотя времени еще вполне достаточно.
60. Вы стараетесь, и вам нравится во всем быть первым и лучшим.
61. У Вас твердый характер, и вы успешно можете руководить людьми.
62.
Обработка и интерпретация результатов:
Ответы испытуемого сопоставляются с дешифратором. Подсчитывается общее количество баллов по шкале. Полученное числовое значение характеризует выраженность поведенческого стереотипа в целом:
Менее 160 соответствует поведению по типу Б,
От 160 до 180 – соответствует смешанному типу АБ,
Более 180 – поведение по типу А.
Максимально возможное количество баллов – 344.
Для более дифференцированной оценки в опроснике предусмотрена возможность оценки по 9 субшкалам. Применение их позволяет более детально исследовать влияние отдельных компонентов поведения типа А на профессиональное здоровье. О степени выраженности отдельного компонента можно судить по количеству баллов, полученных испытуемым по каждой субшкале. Если сумма баллов по субшкале больше или равна половине от максимально возможного количества баллов, то можно говорить о выраженности данного компонента поведения. Анализ полученных данных производится путем выделения субшкалы или нескольких субшкал, содержащих наибольшее количество баллов.
КЛЮЧ
№ | название субшкалы | номер вопросов | максимальная сумма |
Амбициозность | 8,18,21,33,34,37,40,55,56,60,61,69,71,83 | ||
Нетерпеливость | 3,16,23,31,37, 38, 57,59,76,84 | ||
Энергичность | 6,13,26,45 | ||
Враждебность | 9,19,20,30,32,48,49,50, 66,73,74,75,78,79,80,81, 85,86 | ||
Дефицит времени | 2,12,27,44,52 | ||
Специфичность поведения | 5,14,25,41,42,54,67,68 | ||
Сдерживание эмоций | 7,17,22,36,39,58,62 | ||
Соревновательность | 4,15,24,43,53,64 | ||
Вовлечение в работу | 1,10,11,28,29,46,47,51,65,67,72,76,77,82 |
Управление временем
Для человека очень важно целостное представление о своем жизненном пути, особенно когда его судьба на изломе и человек становится перед выбором (часто нравственным выбором). Для людей, перенесших серьезные психологические травмы часто свойственно ощущение дискретности собственной жизни (жизнь делится на период до и после серьезных событий – испытаний, не неся в себе преемственности).
Человек осознанно старается не ворошить прошлое, которое наполнено для него болью, кроме того, травматический опыт в виде страхов и недоверия привносится в новые отношения с другими людьми. Здесь человек нуждается в приобретении опыта самоопределения, самостоятельного выбора целей и оценки своих возможностей.
После перенесенного травматического стресса человек воспринимает ответственность мирной жизни как свалившуюся на него неожиданно. Остро чувствует себя выброшенным из жизни, никому не нужным. Неумение прислушаться к своим потребностям и определить свои цели и жизненные пути являются причиной страданий возвратившихся из экстремальных ситуаций людей.
Таким образом, представители экстремальных видов профессиональной деятельности нуждаются в психологической поддержке в следующих направлениях:
· Формирование непрерывного восприятия времени – своего прошлого, настоящего и будущего
· Помощь в постановке целей и планировании профессиональной и личной жизни
· Формирование мотивации достижений, взращивание самооценки и уверенности в себе
Далее нами предлагается ряд упражнений, позволяющих проводить диагностику особенностей управления временем интересующих нас специалистов. Эти же задания способны помочь человеку в овладении стрессовыми ситуациями в рамках своей экстремальной профессии.
Упражнение1.
Инструкция:
1. Чтобы определить, на что вы тратите время, распределите свои занятия по следующим группам:
— Занятия, которые вы не любите, но обязаны делать
— Дела, которыми вы занимаетесь, потому что они вам нравятся
— Праздное времяпровождение
— Ежедневные ритуалы
— Встречи
— Другое
2. Нарисуйте две равные окружности, изображающие обычный день на прошлой неделе и идеальный день.
3. Распределите окружности на сегменты, отражающие долю каждой группы занятий
4. Анализ полученных рисунков:
· Чем отличаются Ваши идеальный и обычный дни?
· Какие мысли и ощущения возникли у Вас по поводу распределения своего времени?
Источник
Психологи в этой связи условно делят всех людей на два типа: А и Б.
К типу А относятся люди у которых до болезненности развито чувство ответственности – все, что происходит в окружающем мире касается их лично. еще одна черта – честолюбие, стремление добиться определенного (желательно высокого) статуса, который выделял бы их в толпе. При этом неважно, чем они занимаются, ключевые слова – “быть лучшим”, для людей типа А движущей их по жизни силой можно считать стойкое стремление к деловому или личностному успеху. Ставя перед собой очередную цель, такой человек подчиняет ей всего себя, в жертву идут и близкие люди и собственные желания, остается лишь слово “надо”. Это тип очень работоспособного, вечно загруженного человека, для которого вошло в привычку забывать о том, что существуют праздники, выходные и отпуска. Любой перерыв в работе человек типа А воспринимает как досадную помеху, ни на минуту не переставая думать о делах. По большому счету его психика не получает никакой разгрузки. Ведь общеизвестно, что для того, чтобы отдохнуть иногда достаточно просто переключится на другой вид деятельности. А вот этого, как раз, эти люди делать и не умеют.
Тип А, кроме всего прочего, — жесткая, конфликтная личность, предпочитающая при малейшем противостоянии ни сотрудничество или компромисс, а подавление, противостояние. Человека с поведением типа А, как утверждает английский биолог М. Медавар, можно обнаружить уже в детстве, за школьной партой: он всегда тянет руку вверх, не слушая ни товарищей, ни учителей, для него важно лишь показать себя.
Человек типа А мало задумывается о своем здоровье, предпочитает игнорировать недомогания, “забывать” о них. Пойти к врачу? Что вы! Этому человеку некогда заниматься пустяками! В лучшем случае он выпьет какое-нибудь быстродействующее средство, чтобы убрать симптом и забыть, не думать о причинах болезни: болеть унизительно, это удел слабых. Между тем нервная система у типа А не обладает достаточным запасом прочности: прямо скажем, слабая у этих людей нервная система. К этому стоит добавить, что самоконтроль за свои поведением у такого человека развит явно недостаточно, часто бывают эмоциональные срывы, когда кажется, что человек, стоящий перед вами и вовсе не обладает “кожей”, одни обнаженные нервы, Буквально все его раздражает, вызывает эмоциональные вспышки.
Соответственно, по статистике, люди типа А в пять – семь раз чаще получают инфаркт, чем люди типа Б, в несколько раз чаще страдают гипертонией и язвенными болезнями. А в экстремальных ситуациях им трудно собраться, они теряются, чувствуют себя беспомощными, суетятся, срывают зло на окружающих. Отрицательные эмоции надолго “застревают” в их психике, не вытесняются в подсознание, наслаиваются одна на другую, постепенно переходя на физический уровень в виде всевозможных болезней.
Тип Б – это спокойные, добродушные, уравновешенные люди. Утвердиться на работе для них не самоцель: собственное настроение и здоровье дороже. Эти люди никогда не задерживаются на работе сверхурочно, не берут работу на дом, у них четко простроены границы “мое – не мое”. Если уж отпуск, то отпуск по полной программе, с полным отключением от привычных дел и мыслей. Со стороны такой человек может показаться “пофигистом”, равнодушным ко всему, кроме собственной персоны. На самом деле это не так: у людей типа Б прекрасно развиты защитные механизмы психики, которые не допускают накапливания, “застревания” негативных эмоций.
Срабатывают механизмы психологической защиты – вытеснение (перевод негативного переживания в подсознание, “забывание») рационализация (переход с языка чувств на язык логики, что делает переживание не таким острым), избегание и пр. Результат – гораздо более устойчивая нервная система и, соответственно, в несколько раз меньше риск всевозможных заболеваний. В экстремальных ситуациях у людей типа Б гораздо больше шансов собраться, сориентироваться, принять правильное решение, не поддавшись паническим атакам эмоций.
Кто-то может возразить, что такая независимость от чувств и эмоций характерна для человека сугубо рационального, сухого, не способного понять другого человека, его переживаний. Это не так: люди типа Б прекрасно чувствуют все нюансы своего и чужого настроения, способны сопереживать им. Просто их устойчивая от природы нервная система не допускает “застоя” непрятных эмоций, перерабатывая их. Люди типа Б, как правило прекрасные семьянины, умеющие любить и ценить любовь. Мало того, они с успехом могут поднять настроение окружающих, заражая их своим оптимизмом.
Считается, что принадлежность к тому или иному типу закладывается в раннем детстве, но свойства эти не врожденные, то есть можно, хорошенько поработав над собой, изменить свой тип, или, по крайней мере, научиться не допускать длительного “заражения” негативными эмоциями, разрушающими нашу психику и подрывающими наше здоровье.
Безусловно, механизмы эмоционального реагирования человека гораздо богаче и разнообразнее, чем это представлено в типах А и Б. Однако, причислив, хотя бы условно, себя к одному из этих типов вы сможете лучше отследить механизмы своих эмоциональных реакций, степень их влияния на ваше самочувствие, то, насколько вы способны контролировать эти моменты.
На самом деле главный показатель того, насколько мы психологически здоровы, это – умение радоваться. Американские психологи в этой связи основными критериями считают то, как человек способен радоваться (и способен ли вообще) каждому утру и каждой новой весне. Если это присуще вам, то вы – счастливый обладатель стойкого психологического иммунитета ко всем жизненным невзгодам.
Источник информации
Источник
Ìíå ÷àñòî çàäàþò âîïðîñ. «À ÿ âîò àãðåññèâíûé/ ó ìåíÿ ÷àñòûå ïåðåïàäû íàñòðîåíèÿ/ÿ ÷àñòî òðåâîæóñü. ß ïðÿì ïîõîæ íà øèçîèäà/ñîöèîïàòà. ß ïñèõ? Ìíå ïîðà ëå÷èòüñÿ?» Åñëè ÷åëîâåê âèäèò â ñåáå ÷åðòû òîãî èëè äðóãîãî ÐË èëè îïðåäåë¸ííîãî òèïà õàðàêòåðà, ýòî åù¸ íå çíà÷èò, ÷òî ïîðà çàïèñûâàòüñÿ íà êîíñóëüòàöèþ. Âîçìîæíî, ÷òî ó âàñ àêöåíòóàöèÿ õàðàêòåðà. À ýòî âàðèàíò íîðìû.
×òî òàêîå àêöåíòóàöèÿ?
Ïîíÿòèå àêöåíòóàöèè î÷åíü áëèçêî ê ïîíÿòèþ ðàññòðîéñòâà ëè÷íîñòè. Àêöåíòóàöèÿ ïñèõè÷åñêèì ðàññòðîéñòâîì íå ÿâëÿåòñÿ, íî ó íå¸ åñòü íåêîòîðûå ñâîéñòâà ÐË. Äàâàéòå ðàçáèðàòüñÿ.
Àêöåíòóàöèÿ ýòî òàêàÿ ÿðêî âûðàæåííàÿ îñîáåííîñòü õàðàêòåðà, êîòîðàÿ íàõîäèòñÿ â ïðåäåëàõ êëèíè÷åñêîé íîðìû. Ýòî íå áîëåçíü, íå ïàòîëîãèÿ, íå ïñèõîïàòèÿ, à êðàéíåå âûðàæåíèå íîðìû. Ñâîåîáðàçíûå íåðîâíîñòè õàðàêòåðà. Íî ýòî òàêîå çàîñòðåíèå ÷åðò õàðàêòåðà, ÷òî ïðè íåáëàãîïðèÿòíîì âîçäåéñòâèè îíî ìîæåò åù¸ ñèëüíåå çàîñòðèòüñÿ è ïðèâåñòè ê ïàòîëîãèè ïñèõîïàòèè.
 ýòîì îòíîøåíèè ïðî àêöåíòóàöèþ ìîæíî ñêàçàòü òàê ãäå òîíêî, òàì è ðâ¸òñÿ. Ñåãîäíÿ àêöåíòóàöèÿ, à çàâòðà, ñëó÷èñü ïñèõîòðàâìèðóþùåå ñîáûòèå, ìîæåò íà÷àòü ñâî¸ ðàçâèòèå ðàññòðîéñòâî ëè÷íîñòè. Íå ñòîïðîöåíòíî, êîíå÷íî æå, íî âåðîÿòíîñòü åñòü. Âîò ÷òî âàæíî çíàòü.
Ïðîâåä¸ì ðàçäåëÿþùóþ ÷åðòó ìåæäó ïîíÿòèåì àêöåíòóàöèè è ðàññòðîéñòâîì ëè÷íîñòè.
Ïðè àêöåíòóàöèè íå íàáëþäàåòñÿ òðè ãëàâíûõ êðèòåðèÿ ÐË (ïîäðîáíåå îáî âñ¸ì çäåñü) ëèáî ñîâñåì, ëèáî îäíîâðåìåííî.
Âî-ïåðâûõ, ýòî íå òîòàëüíî, ò.å. ïðîÿâëÿåòñÿ íå âî âñåõ ñôåðàõ æèçíè. ×àùå âñåãî ïðè òðóäíûõ æèçíåííûõ ñèòóàöèÿõ. Äîïóñòèì, ïðîèçîøëà òðàâìà, ÷åëîâåê îòñòðàíèëñÿ, ñòàë ýìîöèîíàëüíî õîëîäåí, çàìêíóëñÿ, ñðàáîòàëà «øèçîèäíîñòü», òàê ñêàæåì. Ïîòîìó ÷òî òàêèì îáðàçîì åìó ëåã÷å áóäåò ïåðåæèòü ýòîò ñëîæíûé ïåðèîä. À ÷åëîâåê ñ èñòåðîèäíîé àêöåíòóàöèåé, íàîáîðîò, ïîñòàðàëñÿ áû áûòü íà âèäó, âî âíèìàíèè äðóãèõ ëþäåé.
Âî-âòîðûõ, ýòî íå ñòàáèëüíî âî âðåìåíè.  òå÷åíèå âñåé æèçíè êàêàÿ-òî ÷åðòà òî ïðîÿâëÿëàñü, òî èñ÷åçàëà. Îñîáåííî ýòî çàìåòíî â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå, êîãäà îáû÷íî âûðàæåíû àãðåññèâíîñòü èëè ïàôîñ â ïîâåäåíèè. Ïîòîì, ïî ìåðå âçðîñëåíèÿ, ýòà ÷åðòà ìîæåò ñîéòè íà íåò. À ïðè ÐË îïðåäåë¸ííûå ÷åðòû áóäóò óñèëèâàòüñÿ.
À â-òðåòüèõ, àêöåíòóàöèÿ íå ïðèâåä¸ò ê ïîëíîé ñîöèàëüíîé äåçàäàïòàöèè, êàê âàðèàíò ê ÷àñòè÷íîé èëè íåíàäîëãî. È íà ðàáîòó óñòðîèòñÿ, è äðóçüÿ áóäóò, íî âñå áóäóò îòçûâàòüñÿ î ÷åëîâåêå ïðèìåðíî îäèíàêîâî: «äà îí âñïûëü÷èâûé/äà îí çàìêíóòûé».
À.Å. Ëè÷êî âûäåëÿåò äâå ñòåïåíè âûðàæåííîñòè àêöåíòóàöèé:
1. ßâíàÿ. Êîãäà àêöåíòóàöèÿ íàõîäèòñÿ â êðàéíåé òî÷êå íîðìû, ÷åðòà õàðàêòåðà î÷åíü çàìåòíà è âî âðåìåíè ïðîäîëæèòåëüíà. Ïðî òàêèõ ëþäåé ãîâîðÿò: «Âîò îí âñþ æèçíü áûë òàêèì, âñþ æèçíü ïî äðóçüÿì è òóñîâêàì» èëè «Îíà âñåãäà áûëà òàêàÿ ïëàêñà, ÷óòü ÷òî ñðàçó ðåâåòü».
2. Ñêðûòàÿ. Âàðèàíò íîðìû. ×åðòà åñòü, íî íå ñèëüíî âûðàæåíà. Íàïðèìåð, àãðåññèâíîñòü â êàæäîì èç íàñ åñòü â òîé èëè èíîé ñòåïåíè, íî ïðè ñëó÷àå ó êîãî-òî îíà ïåðåéä¸ò â äðàêó, à ó êîãî-òî òàê, ìàòîì ïàðó ñëîâ.
Êðîìå ñòåïåíè âûðàæåííîñòè, Ëè÷êî âûäåëèë òàê æå 11 òèïîâ àêöåíòóàöèé, êîòîðûå ìû ðàññìîòðèì.
1. Ãèïåðòèìíûé òèï. ×åëîâåê-òóñîâùèê. Îíè íå ïåðåíîñÿò îäèíî÷åñòâà, î÷åíü ëþáÿò îáùàòüñÿ, î÷åíü àêòèâíû. Âñåãäà â ïðèïîäíÿòîì íàñòðîåíèè, âñåãäà çà ëþáîé äâèæ. Ñòàðàþòñÿ áûòü òóò, òàì, çäåñü è âåçäå. Çà÷àñòóþ íå äîâîäÿò íà÷àòîå äî êîíöà, ïîòîìó ÷òî îäíîîáðàçèå ýòî íå ïðî íèõ. Ëþáÿò ýêñòðåìàëüíûå âèäû ñïîðòà, îùóùåíèå àäðåíàëèíà. Òàêèå ëþäè ñêëîííû ê ñîöèîïàòèè çà ñ÷¸ò ñâîåé íåîáóçäàííîñòè.
2. Öèêëîèäíûé òèï. Ó òàêîãî òèïà ëþäåé öèêëè÷íî ìåíÿåòñÿ íàñòðîåíèå, ñ ïëîõîãî íà õîðîøåå è íàîáîðîò. (Ó âñåõ îíî ìåíÿåòñÿ ñêàæåòå âû). Íî â äàííîì ñëó÷àå ó ÷åëîâåêà áóäóò çàìåòíû êðàéíîñòè â ýòîì íàñòðîåíèè. Åñëè îíî õîðîøåå ýòî ïî÷òè ýéôîðèÿ, áëàæåíñòâî, îí íåâåðîÿòíî ñ÷àñòëèâ âñþ íåäåëþ. À åñëè ïëîõîå, à îíî âñþ ñëåäóþùóþ íåäåëþ ïëîõîå òî ýòî ïîëíàÿ óãðþìîñòü, âïëîòü äî àïàòèè.  ñëó÷àå ÁÀÐà (áèïîëÿðíî-àôôåêòèâíîãî ðàññòðîéñòâà) òàêèå ôàçû ñìåíû íàñòðîåíèÿ áîëåå ãëóáîêèå, òðàâìàòè÷íûå è äëèííûå. Öèêëîèäíîñòü (äà ïðîñòÿò ìåíÿ ïñèõèàòðû) ýòî ÁÀÐ íà ìèíèìàëêàõ.
3. Àñòåíî-íåâðîòè÷åñêèé òèï. Ýòî êàïðèçíûå, ïëàêñèâûå ëþäè. Èì ñëîæíî âûäåðæèâàòü íàãðóçêó, ïîòîìó ÷òî îíè î÷åíü áûñòðî óñòàþò. Ñõîäèë â ìàãàçèí óñòàë, ïî÷èòàë óñòàë. Åù¸ ó íèõ åñòü òàêàÿ îñîáåííîñòü ïðèñëóøèâàòüñÿ ê ñâîåìó îðãàíèçìó. Îò íèõ ÷àñòî ìîæíî óñëûøàòü: «×òî-òî äàâëåíèå ñêà÷åò, íàâåðíîå, èç-çà ïîãîäû» èëè «ß ñåãîäíÿ òàê ïëîõî ñïàëà è ñåðäöå êàê-òî áèëîñü íå êàê îáû÷íî». Îíè ëþáÿò õîäèòü ê âðà÷àì, óòî÷íÿòü ñâîè äèàãíîçû, ñ ðåöåïòîì ïîòîì èäòè â àïòåêó, ïèòü òàáëåòêè, à êàêèå-òî íå ïèòü, èáî ïëîõî âëèÿåò íà ïå÷åíü.  îáùåì, áûâàþò ÷àñòî ñîñðåäîòî÷åíû íà ñâîèõ îùóùåíèÿõ, çäîðîâüå.
4. Ïñèõàñòåíè÷åñêèé òèï. Îíè òùàòåëüíî àíàëèçèðóþò âñ¸: ïðîøëîå, íàñòîÿùåå è ñòàðàþòñÿ åù¸ è áóäóùåå. Àíàëèçèðóþò ñâîè ïîñòóïêè íà òîé ñàìîé âå÷åðèíêå, ñâîè ïðîìàõè â ïÿòîì êëàññå. (Âñå ìû ïåðåä ñíîì íåìíîãî ïñèõàñòåíèêè) Òàêèå ëþäè î÷åíü õîðîøî óìåþò ïðîñëåæèâàòü ñâî¸ ñîñòîÿíèå, ÷óâñòâà, ýìîöèè. Î÷åíü êðèòè÷íû ê ñåáå. Äîëãî ìîãóò ïðèíèìàòü ðåøåíèÿ, ïîòîìó ÷òî èì íóæíî âñ¸ âçâåñèòü è îáäóìàòü. Îíè ëþáÿò çàðàíåå ïðîäóìûâàòü ñòðàòåãèþ, ñîáëþäàòü íàìå÷åííûé ïëàí. Î íèõ ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî ýòî ëþäè, êîòîðûå ëþáÿò âñ¸ ÷¸òêîå, êîíêðåòíîå è ïðîäóìàííîå.
5. Øèçîèäíûé òèï. Òàêèå ëþäè ïðåäïî÷èòàþò îòñòðàí¸ííîñòü, åñëè íå ñîâñåì îäèíî÷åñòâî. Îíè äîñòàòî÷íî çàêðûòûå, íåîáùèòåëüíûå, è ïðè ýòîì íå ïåðåæèâàþò, ÷òî ó íèõ íåò ìíîãî äðóçåé. ×àñòî ñðåäè íèõ ìîæíî âñòðåòèòü çàöèêëåííîñòü íà êàêîé-òî ñâîåé èäåå, óâëå÷åíèè. Âîò åñëè îíè âûáðàëè ìàòåìàòèêó (÷àñòî ýòî ñêëîííûé ê òî÷íûì íàóêàì òèï ëþäåé) òî îíè çàôèêñèðîâàíû íà ìàòåìàòèêå, îíè çíàþò î íåé âñ¸, îíè ïîëíîñòüþ ïîãëîùåíû ëþáèìûì äåëîì. Âàø äðóã-øèçîèä íå ðàññòðîèòñÿ, åñëè âû äîëãî íå óâèäèòåñü, îí áóäåò çàíèìàòüñÿ ñâîèìè áîëåå èíòåðåñíûìè äåëàìè. Ìàòåìàòèêîé, íàïðèìåð. Ñêëîííû ê øèçîèäíîìó ÐË.
6. Ýïèëåïòîèäíûé òèï. Î÷åíü âðåäíûå, åñëè êîðîòêî. Ëþáÿò âñ¸ êîíòðîëèðîâàòü, ÷òîáû âñ¸ áûëî ÷¸òêî, íà ñâîèõ ìåñòàõ, íà ñâîåé ïîëî÷êå. ×òîáû âîò òàðåëî÷êà ñòîÿëà çäåñü, ðÿäîì ñ çåë¸íûìè òàðåëî÷êàìè, à íå òàì, ðÿäîì ñ áåëûìè. Îíè óâåðåíû, ÷òî òîëüêî îíè çíàþò, êàê íàäî, êàê ïðàâèëüíî, êàê íóæíî. Ïîäîçðèòåëüíû è ðåâíèâû, ÷òî ñîçäà¸ò èì áîëüøèå ñëîæíîñòè â îòíîøåíèÿõ.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ìîãóò ïðîÿâëÿòü ñèëüíóþ àãðåññèþ, ñòðåìèòüñÿ ê âëàñòè íàä âñåì. Èõ ñòðàòåãèÿ âûãëÿäèò ïðèìåðíî òàê: ÿ äîëæåí èìåòü íàä ýòèì âëàñòü ÿ äîëæåí ýòî êîíòðîëèðîâàòü ÿ âñåãäà íàïðÿæ¸í. Îäíî ñëåäñòâèå äðóãîãî.
7. Èñòåðîèäíûé òèï. Ýòî ÿðêàÿ ëè÷íîñòü, êîòîðàÿ âñåãäà â öåíòðå âíèìàíèÿ, â öåíòðå âñåõ ñîáûòèé. Êîíå÷íî, î÷åíü êîììóíèêàáåëüíû, èíèöèàòèâíû, àêòèâíû. Òàêèå ëþäè âñåãäà íåìíîãî òàìàäà. Ñðåäè èñòåðîèäîâ æåíùèí ãîðàçäî áîëüøå. Ýòî òàêèå æåíùèíû, êîòîðûå äàæå èç ïîõîðîí äðóãîãî ÷åëîâåêà ìîãóò óñòðîèòü ñâîé çâ¸çäíûé âûõîä (îãðîìíàÿ ÷¸ðíàÿ øëÿïà, ÷¸ðíûå î÷êè, î÷åíü òåàòðàëüíûå ñë¸çû, âñõëèïû, âçäîõè). (Äà, êàê â àìåðèêàíñêèõ êîìåäèÿõ). Ìíîãèõ çíàìåíèòîñòåé, ïî áîëüøîìó ñ÷¸òó, ìîæíî îòíåñòè ê ýòîìó òèïó.
8. Íåóñòîé÷èâûé òèï. Òàêèå ëþäè íå òåðïÿò ïîðÿäêà èëè ïðàâèë. Èì ñëîæíî ðàáîòàòü, ïîòîìó ÷òî ýòî îïðåäåë¸ííîå ðàñïèñàíèå, ýòî íåëüçÿ îïàçäûâàòü, ýòî îáåä â ïîëîæåííîå âðåìÿ, à íå ïî èõ ëè÷íûì ïîòðåáíîñòÿì. Èì ñëîæíî ïðèíÿòü ýòè ñîöèàëüíûå ïðàâèëà è íîðìû. Ñêëîííû ê áðîäÿæíè÷åñòâó, ñ÷èòàþò, ÷òî òîëüêî îíè îïðåäåëÿþò ñâîé äåíü è âîîáùå îíè õîçÿåâà ñâîåé æèçíè. Óìåþò äðóæèòü è îáùàòüñÿ ñ äðóãèìè, íî è ó÷¸áà, è ðàáîòà äàþòñÿ èì î÷åíü òðóäíî. Ìîãóò ÷àñòî íî÷åâàòü ó äðóçåé, ó êîãî-òî æèòü, ïðè ýòîì íå èìåÿ ðàáîòû è äîõîäîâ. ×àñòàÿ ôðàçà òàêèõ ëþäåé ìíå ëåíü. (Âñå ìû íåìíîãî íåóñòîé÷èâûå) Íî îíè íå òîëüêî ïðèçíàþòñÿ â ëåíè, îíè íå ïëàíèðóþò ñ íåé ÷òî-òî äåëàòü. Ïîòîìó ÷òî èì ëåíü.
9. Êîíôîðìíûé òèï. Òàêîé òèï ëþäåé î÷åíü õîðîøî óæèâàåòñÿ â ñîöèóìå, ìàêñèìàëüíî óìååò ïðèñïîñàáëèâàòüñÿ êî âñåì îêðóæàþùèì. Óìååò ñëèâàòüñÿ ñ òîëïîé, ïîòîìó ÷òî «âñ¸ êàê ó âñåõ, êàê ó ëþäåé». Åãî ìîãóò è íå çàìåòèòü, ïðîéäÿ ìèìî ïî óëèöå. À êîãäà ñïðàøèâàåøü ïðî íåãî, äàæå è íå çíàåøü, êàê ñïðîñèòü: «Íó òàêîé îí íó ïîìíèøü òàêîé âîò íó êàê ñêàçàòü ». Åñëè âñå íå ïüþò îí òîæå íå ïü¸ò, âñå áóäóò ïèòü è îí âûïüåò. Îíè î÷åíü äðóæåëþáíû, äèñöèïëèíèðîâàííû.
10. Ëàáèëüíûé òèï. Ó ýòîãî òèïà ëþäåé áûñòðîå ïåðåêëþ÷åíèå íàñòðîåíèÿ, íî â îòëè÷èå îò öèêëîèäîâ, ó íèõ ýòî íåìíîãî ïî-äåòñêè. Òî åñòü ýòî áûñòðîå ïåðåêëþ÷åíèå ïðîèñõîäèò êàê ó ðåá¸íêà: ñêàçàëè êîìïëèìåíò — îí áóäåò î÷åíü ðàä, ñêàçàë ÷òî-òî íåõîðîøåå áûñòðî îáèäèòñÿ. Èõ ðåàêöèè âñåãäà íåïîñðåäñòâåííû, ñïîíòàííû. Îí ìîæåò âñòàòü óòðîì íå ñ òîé íîãè è âåñü äåíü âîð÷àòü. Íî ðåçêî ïåðåêëþ÷èòüñÿ íà êàêóþ-òî íåçíà÷èòåëüíóþ ðàäîñòü è âåñåëèòüñÿ. Êëèê îäíî íàñòðîåíèå, êëèê äðóãîå.
11. Ñåíñèòèâíûé òèï. Ýòî î÷åíü ÷óâñòâèòåëüíûå, îòçûâ÷èâûå ëþäè. Îíè ÷àñòî ýñòåòû, èíòåëëåêòóàëû. Íî âîò äàòü îòïîð êðèòèêå, íàñìåøêàì èì ñëîæíî. Âñå íàâåðíÿêà âñïîìíÿò ñâîåãî îäíîêëàññíèêà/îäíîêëàññíèöó, êîòîðîãî âå÷íî âñå îáçûâàëè, âûñìåèâàëè, íî îí íå îáèæàëñÿ, âñ¸ ðàâíî òÿíóëñÿ ê îáùåíèþ ñ îñòàëüíûìè, ïðèõîäèë íà ïîìîùü. Âïå÷àòëèòåëüíû, ðàíèìû, çà÷àñòóþ ñ ÷óâñòâîì íåïîëíîöåííîñòè.
Íàâåðíÿêà ìíîãèå óçíàþò ñåáÿ â ðàçíûõ òèïàõ, íå òîëüêî â îäíîì. Ýòî âïîëíå íîðìàëüíî, ïîòîìó ÷òî ó ÷åëîâåêà ìîãóò ñî÷åòàòüñÿ ðàçëè÷íûå ÷åðòû, à òèïû ñìåøèâàòüñÿ îäèí ñ äðóãèì. Âñå ìû íåìíîãî è öèêëîèäû, è íåóñòîé÷èâûå, è ïîðîé ýïèëåïòîèäíûå. Ó âñåõ íàñ îäíè ñòîðîíû çàìåòíåå äðóãèõ. Íî àêöåíòóàöèÿ ÿðêàÿ âûðàæåííîñòü ÷åðòû, êðàéíîñòü, à íå ïðîñòî å¸ íàëè÷èå, ýòî òî, ÷òî â ñëó÷àå ïñèõîòðàâìèðóþùèõ ñîáûòèé ìîæåò äàòü òðåùèíó. Íà êîíñóëüòàöèþ ñòîèò ïðèéòè, åñëè ýòà âàøà ÷åðòà ìåøàåò âàì æèòü. Êàê ãîâîðÿò âðà÷è: «Âû, ãëàâíîå, ýòî íå çàïóñêàéòå».
Ñïàñèáî òåì, êòî äîáðàëñÿ äî êîíöà.
Æäó âîïðîñû è îòçûâû â êîììåíòàðèè. Ìîæåòå íàïèñàòü êîãî èç ãåðîåâ êíèã/ôèëüìîâ, çíàìåíèòîñòåé èíòåðåñíî áûëî áû ðàññìîòðåòü ÷åðåç ÐË èëè àêöåíòóàöèþ.
Источник