Синдром поражения височных отделов головного мозга

Синдром поражения височных отделов головного мозга thumbnail

Слуховые (акустические) агнозии. Височные нейропсихологические синдромы различаются в зависимости от стороны поражения в связи с четкой латерализацией мозговых механизмов речевых функций и возникают при поражении полей 42, 22 (вторичных и третичных) слухового анализатора.

Виды слуховых агнозий:

  1. Речевая акустическая агнозия. Чаще называется сенсорной афазией, так как в основе лежит нарушение фонематического слуха, который обеспечн вает дифференцированный анализ смыслоразличительных звуков речи. Сто», пень выраженности агнозии может быть различной: от полной неспособности различать фонемы родного языка (родная речь воспринимается как набор звуков без смысла) до затруднения понимания близких фонем, редких и сложных слов, речи в быстром темпе или произносимой в «затрудненных» условиях.
  2. Слуховая агнозия возникает при поражении ядерной зоны слухового анализатора справа. При этом виде агнозии больной не узнает привычных бытовых, предметных и природных шумов (скрип, шум льющейся воды и т.п.).
  3. Аритмия — выражается в том, что больные не могут правильно «оценить на слух» и воспроизвести ритмические структуры. При поражении правого виска нарушается восприятие структурной оформленности ритма как целого, при поражении левого виска — анализ и синтез структуры ритма, а также его воспроизведение.
  4. Амузия проявляется в нарушении способности узнавать и воспроизводить знакомую или только что услышанную мелодию.
  5. Нарушение интонационной стороны речи (просодии) выражаются в том, что больные не различают интонаций в речи других, кроме того, их собственная речь невыразительна: голос лишен модуляций и интонационного разнообразия. Данное нарушение характерно для правовисочного поражения.
  6. Акустико-мнестическая афазия. Возникает при поражении медиобазальных отделов коры левой височной области. Больной неспособен запомнить даже сравнительно небольшой речевой материал вследствие нарушении слухоречевой памяти. В результате возникает вторичное, из-за слабости слухи речевых следов, непонимание устной речи.

Центральным симптомом является снижение объема запоминания. Снижается также скорость переработки словесной информации.

Модально-неспецифические нарушения памяти. Возникают при поражении медиобазальных отделов височной области коры больших полушарий головного мозга.

Дефекты «общей памяти» проявляются у больных в трудностях непосредственного удержания следов любой модальности. При более массивных поражениях этих отделов мозга нарушения кратковременной памяти приближаются по интенсивности к Корсаковскому синдрому (фиксационная амнезия, нмнестическая дезориентировка, парамнезии).

Эмоциональные нарушения. Возникают при поражении медиобазальных отделов височной коры головного мозга (лимбическая система).

При поражении коры правой височной доли возможны два типа аффективных нарушений:

  • пароксизмы чрезмерных по силе эмоций с оттенком страдания (тоски, страха, ужаса), которые могут сопровождаться галлюцинациями и висцеровегетативными изменениями;
  • пароксизмы, включающие переживание дереализации и деперсонализации с резким уменьшением — эмоциональности или эйфорическим фоном настроения.

Клинические наблюдения за больными с левовисочным поражением показали, что ведущим здесь является преобладание депрессивно-тревожных переживаний с активизацией и двигательным беспокойством. На фоне постоянного эмоционального напряжения и тревоги все более проявляются настороженность, подозрительность, раздражительность, конфликтность.

Нарушения сознания. Появляются при поражении медиальных отделов височной области головного мозга. В тяжелых случаях — это просоночные состояния сознания, спутанность. В более легких случаях — трудности ориентировки в месте, времени (правое полушарие); абсансы.

Источник

С точки зрения топической диагностики в височной доле выделяют 6 основных синдромов, обусловленных поражением ряда наиболее важных в функциональном отношении структур.

В связи с наличием асимметрии больших полушарий, синдромы левой и правой височных долей существенно различаются. При поражении левой височной доли у правшей наблюдаются вербальные нарушения (сенсорная или амнестическая афазия, алексия), отсутствующие при поражении правой височной доли.

Синдром области поля Вернике. Возникает при поражении средних и задних отделов верхней височной извилины (22 поле по Бродману), ответственной за функцию сенсорной речи. В ирритативном варианте этот синдром сочетается с раздражением заднего адверсивного поля, проявляющегося сочетанным поворотом головы и глаз в противоположную сторону от очага. В варианте выпадения синдром проявляется сенсорной афазией – утратой способности понимания речи при полной сохранности слуха.

Синдром извилин Гешля. Возникает при поражении средних отделов верхней височной извилины (41,42, 52 поля по Бродману), являющейся первичной проекционной зоной слуха. В варианте ирритации этот синдром характеризуется наличием слуховых галлюцинаций. В варианте одностороннего выпадения корковой зоны слуха, хотя и не возникает существенного снижения слуха, все же часто наблюдается слуховая агнозия – отсутствие узнавания, отсутствие идентификации звуков при наличии их ощущения.

Синдром области височно-теменного стыка. В варианте выпадения характеризуется наличием амнестической афазии – нарушением способности называть предметы при сохранении возможности их охарактеризовать. При разрушении височно-теменной области доминантного (по речи) полушария может наблюдаться также синдром Пика-Вернике – сочетание сенсорной афазии и аграфии с центральным парезом ноги и гемигипестезии на контралатеральной очагу стороне тела.

Читайте также:  Пульмональный синдром что это такое

Синдром медиобазальных отделов. Обусловлен поражением гиппокамповой извилины, гиппокампа, крючка извилины морского конька, или 20, 21, 35 полей по Бродману. В варианте раздражения этот синдром характеризуется наличием вкусовых и обонятельных галлюцинаций, и сопровождающихся эмоциональной лабильностью и депрессией. В варианте выпадения характеризуется наличием обонятельной агнозии (утратой способности идентифицировать запахи при сохранении способности их ощущать) или вкусовой агнозией (утрата способности идентифицировать вкусовые ощущения при сохранности способности их ощущать).

Синдром глубоких структур. В варианте раздражения проявляется наличием оформленных зрительных галлюцинаций (яркие образы людей, картин, животных) или наличием метаморфопсий (нарушение зрительного восприятия, характеризующееся искажением формы и размеров виденных предметов). Важная деталь – зрительные галлюцинации и метаморфопсии проявляются только в верхне-наружных квадрантах поля зрения противоположной локализации очага. В варианте выпадения появляются вначале квадрантная гомонимная гемианопсия, преходящая затем в полную гомонимную гемианопсию на противоположной очагу стороне. Синдром глубоких структур возникает в результате разрушения центрального неврона зрительного пути, идущего в стенке нижнего рога бокового желудочка. Вторым компонентом синдрома выпадения глубоких структур височной доли является наличие триады Шваба:

· Спонтанное промахивание при выполнении пальцево-носовой пробы на стороне, противоположной очагу;

· Падение назад и в сторону в положении стоя и при ходьбе, иногда – в положении сидя;

· Наличие ригидности и мелкого паркинсоновского тремора на стороне, противоположной очагу.

Триада Шваба возникает в результате разрушения височно-мостового пути, идущего в белом веществе височной доли.

Синдром диффузного поражения. Ирритативный вариант характеризуется:

· Особыми состояниями сознания – состоянием дереализации – «уже видено» (deja vue), «никогда не видено», «никогда не слышано», «никогда не пережито», в отношении хорошо известных, знакомых явлений;

· Сноподобное состояние – частичное нарушение сознания с сохранением в памяти переживаний, наблюдающихся в период измененного сознания;

· Пароксизмальные висцеральные расстройства и ауры (кардиальная, гастральная, психическая), депрессии (снижение психомоторной активности).

Вариант выпадения характеризуется резким снижением памяти в форме патологической забывчивости. Доминирует снижение памяти на события текущего, при относительной сохранности памяти на события далекого прошлого.

18. Клинические проявления поражения теменной доли головного мозга

В теменной доле выделяют 4 области, дающие 4 весьма характерных синдрома:

Синдром постцентральной извилины. 1, 2, 3 поля по Бродману. Дает нарушения общей (болевой, температурной и отчасти тактильной) чувствительности на противоположной стороне тела в строгом соответствии с соматотопическим расчленением постцентральной извилины: при поражении нижних ее отделов наблюдаются нарушения чувствительности в области лица и половины языка, при поражении средних отделов извилины – на руке, особенно в дистальных ее отделах (кисть, пальцы), при поражении верхних и верхнемедиальных отделов – на туловище и ноге. Симптомы раздражения – парестезии и парциальные (фокальные) сенситивные джексоновские припадки в строго ограниченных участках тела (в дальнейшем могут генерализоваться) противоположной половины лица, языка, руки, ноги. Симптомы выпадения – моноанестезии, половине лица, языка, руки или ноги.

Синдром верхнетеменной дольки. 5, 7 поля по Бродману. Синдром раздражения в обоих полях проявляется парестезиями (покалывание, легкое жжение), возникающие сразу по всей противоположной половине тела и не имеющими соматотопического деления. Иногда парестезии возникают во внутренних органах, например, в области мочевого пузыря. Синдром выпадения складывается из следующих симптомов:

· Нарушение суставно-мышечного чувства в противоположных очагу конечностях с некоторым преобладанием нарушений в руке (при преимущественном поражении 5 поля) или ноге (при поражении 7 поля);

· Наличие «афферентного пареза», в результате нарушения афферентации в противоположных очагу конечностях;

· Наличие нарушений эпикритической чувствительности – двумернопространственной дискриминационной и локализационной – на всей противоположной половине тела.

Синдром нижнетеменной дольки. 39 и 40 поля по Бродману. Обусловлен поражением более молодых в фило- и онтогенетическом отношении структур головного мозга, подчиняющихся закону о функциональной асимметрии больших полушарий. Синдром раздражения проявляется насильственным поворотом головы, глаз и туловища влево (заднее адверсивное поле). Синдром выпадения складывается из следующих симптомов:

· Астереогноз (утрата способности узнавать предметы на ощупь без явлений нарушения чувствительности);

· Двусторонняя моторная апраксия (утрата способности совершать привычные действия, приобретенные в процессе жизни, при отсутствии расстройств чувствительности и элементарных движений);

· Синдром Герстманна-Шильдера, синдром угловой извилины (39 поле) – сочетание пальцевой агнозии (неузнавание собственных пальцев), аграфии (утраты способности письма при сохранности двигательной функции руки), акалькулии (нарушение способности выполнять элементарные счетные операции в пределах десяти), оптическая алексия (утрата способности чтения при сохранном зрении) и нарушение способности различать правую и левую стороны тела.

Читайте также:  Скорая помощь при гипертермический синдром

Синдром межтеменной борозды. Возникает при локализации очага в задних отделах межтеменной корковой полоски преимущественно правого полушария, обуславливая феномен расстройства схемы тела. Указанный феномен складывается из аутотопагнозии (вариант агнозии, заключающийся в нарушении узнавания частей собственного тела) анозогнозии (синдром Антона-Бабинского – отсутствие критической оценки своего дефекта) и псевдополимелии, псевдомелии (ложные ощущения наличия нескольких лишних конечностей).

Источник

Височные отделы мозга, представляя
собой систему, относящуюся к слуховому
анализатору, характеризуются так же,
как и другие модально-специфические
структуры, наличием первичных и вторичных
зон. Вместе с тем строение и функции
височных отделов мозга являются
достаточно сложными, они включают в
себя так называемые внеядерные зоны и
обеспечивают не только собственно
слуховой анализ и синтез, но и другие
формы психического отражения. Следует
отметить также, что медиальная поверхность
височных долей мозга является частью
лимбической системы, участвующей в
регуляции сферы потребностей и
эмоциональных процессов. включенной в
процессы памяти и обеспечивающей
активационные компоненты работы мозга.
Специальное место в структуре и функции
височных отделов занимают участки,
прилегающие к конвекситальным
теменно-затылочным областям. Сложность
строения и функции височных систем
определяется и многообразием их связей
с другими отделами коры и подкорковыми
образованиями.

Все вышеизложенное обусловливает
разнообразие симптомов нарушения высших
психических функций при поражении
различных отделов височной области и
касающихся не только акустико-перцептивных
функций. В настоящее время есть все
основания для выделения следующих
синдромов поражения височных структур:
латеральных, медиальных и базальных в
аспекте межполушарной асимметрии и
межполушарного взаимодействия.

А) Нейропсихологические синдромы поражения латеральных отделов височной области.

Оценивая функцию вторичных отделов
височной коры, А. Р. Лурия констатирует,
что они «играют решающую роль в
дифференциации как комплексов одновременно
предъявляемых слуховых раздражителей,
так и последовательных серий звуковысотных
отношений или ритмических звуковых
структур» (А. Р. Лурия, 1973. С. 150).

При поражении вторичных отделов височной
области формируется синдром слуховой,
акустической агнозии в речевой
(левое полушарие) и неречевой (правое
полушарие) сферах.

Речевая акустическая агнозия хорошо
описана в целом ряде фундаментальных
работ как сенсорная афазия, а
основе которой лежит нарушение
фонематического слуха – фактора,
обеспечивающего дифференцированный
анализ смыслоразличительных звуков
речи. Степень выраженности нарушения
различения звуков речи может быть
максимальной (нарушена дифференциация
всех речевых звуков), средней (нарушено
различение близких фонем) и минимальной
(при сохранности анализа фонем дефектно
восприятие пар слов, различающихся
только по одному фонематическому
признаку, а также слов, редко употребляемых
или сложных по звуковому составу).

Несмотря на то, что центральным симптомом
является нарушение понимания речи,
воспринимаемой на слух, речевой дефицит
имеет системный характер и обнаруживается
не только в импрессивной, но и в
экспрессивной речи больного, которая
в наиболее выраженных вариантах синдрома
имеет характер «словесной окрошки».
Речь таких больных представляет набор
слогов, а также отдельных речевых
конструкций типа вводных слов, междометий
и эмоциональных восклицаний. Важно
отметить, что при этом выразительные
составляющие речи (интонация, жесты,
мимика, направленность на диалог) могут
оставаться сохранными.

В более мягких случаях дисфункции
вторичных отделов височной области
нарушение понимания проявляется в
феномене «отчуждения» смысла слова
при правильном воспроизведении его
звуковой оболочки, а в экспрессивной
речи при этом имеют место трудности
подбора слов при построении высказывания,

[15]

нарушение номинативной функции речи.
В пробах на называние зрительно
предъявляемых объектов больные испытывает
затруднения в актуализации наименования
предмета, которые характеризуются либо
удлинением латентного периода при
подборе нужного наименования, либо
литеральными парафазиями, т. е. заменой
слова-наименования другим, сходным с
искомым по звучанию.

Ранее уже говорилось о нарушении
номинативной функции речи при амнестической
афазии в синдроме поражения зоны ТРО.
Приемом, который позволяет дифференцировать
трудности называния при амнестической
и сенсорной афазиях, является подсказка
пациенту путем произнесения обследующим
начальных звуков слова. О том, что
нарушение номинации в структуре височного
синдрома связано с поиском именно
звукового образа слова, свидетельствует
необходимость очень глубокой подсказки,
нередко захватывающей весь звуковой
ряд в данном слове, кроме окончания. И
даже такая глубокая подсказка не всегда
помогает больному, провоцируя его на
парафазии или аграмматизмы. В отличие
от этого при амнестической афазии
подсказка помогает «сходу».

Сказывается так называемый вербальный
дефицит и на процессах дискурсивного
мышления в связи с трудностями понимания
и осмысливания словесного материала.
Нарушается процесс понимания при чтении.
Особенно сильно может нарушаться письмо
под диктовку в связи с дефектом анализа
звукового состава слов.

Как уже говорилось выше, сенсорно-речевой
дефект является, по данным большинства
авторов, строго латерализованным в
отношении левого полушария мозга. Однако
в последнее время появляются данные о
том, что и правое полушарие вносит свой
вклад в процесс восприятия речевых
стимулов, но не на уровне анализа
лингвистических характеристик звуков
речи, а на уровне собственно акустических
фонетических признаков (Ю. В. Микадзе,
Б. С. Котик, 1962, В кн. А. Р. Лурия и современная
нейропсихология).

Читайте также:  Синдром рада клиника возможность лечения

Правосторонние очаги поражения вторичных
отделов височной области характеризуются
дефектами акустического анализа и
синтеза в неречевой сфере. К ним относятся
нарушение идентификации бытовых шумов,
нарушение восприятия и воспроизведения
мелодий (экспрессивная и импрессивная
амузия), нарушение в идентификации
голосов по поду, возрасту, знакомости
и т. п.

К числу функций, обеспечиваемых совместной
работой височных отделов правого и
левого полушарий мозга, относится
акустический анализ ритмических
структур: восприятие ритмов, их удержание
в памяти и воспроизведение по образцу.
Как известно, для оценки состояния этой
функции применяется так называемая
проба на слухомоторные координации.
Представляется не случайным именно
такое обозначение А. Р. Лурией данной
пробы, где гностическое и моторное звено
находятся в неразрывной связи и единстве.
Моторный компонент присутствует не
только на этапе собственно исполнения,
но и включен в процесс восприятия
(Корсакова, Московичюте, 1965), так же как
и на этапе воспроизведения ритмов
необходимо участие акустического звена
(извлечение из памяти стимульного ряда
и слуховой контроль, направленный на
адекватную актуализацию заданной
ритмической структуры). Мы специально
уделяем здесь место слухомоторным
координациям, поскольку в последнее
время в практике нейропсихологии они
стали называться «пробой на ритмы»
с акцентом именно на акустико-гностическую
составляющую в данной деятельности.
Необходимо подчеркнуть, что так называемый
акустический анализ ритмов, деятельность
гораздо более сложная не только из-за
глубокой связи с моторной системой, но
и с более широким и сложным комплексом
ритмических и колебательных процессов
в организме и нервной системе, регулируемом,
в том числе и более древними в
филогенетическом аспекте подкорковыми
структурами мозга. Очевидно, поэтому
нарушения выполнения этой пробы
достаточно вариабельны при различной
локализации патологического процесса,
и полная нейропсихологическая квалификация
этих нарушений еще ждет своего
систематического изучения.

Прежде чем переходить к анализу нарушений
воспроизведения ритмических структур,
обозначим, что оценке подлежат следующие
характеристики: объем количественной
структуры ритмической серии (сколько
ударов в ритмическом цикле), сложность
структуры (простые пачки ударов,
акцентированные ритмы, сдвоенные
ритмические циклы и т. д. ) и воспроизведение
по образцу и по инструкции. Важно также,
что восприятие ритмической серии всегда
есть восприятие целостной структуры,
независимо от сложности или простоты
ее внутренней организации.

При поражении левой височной области
прежде всего страдает акустический
анализ и синтез внутренней структуры
ритма; поэтому, чем более сложная
(акцентированная, сдвоенная) серия
подлежит запоминанию и воспроизведению,
тем больше вероятность ошибок в ее
выполнении, причем не только в выполнении
по образцу, но и по инструкции. Оценка
объема ритмического цикла при этом
ограждает негрубо, хотя и может
характеризоваться нестабильностью. И
все же даже ошибочное воспроизведение
ритмов при левополушарных поражениях
показывает, что стимульный материал
отражается

[16]

больным как целостная структура.

В отличие от этого при правополушарных
очагах прежде всего нарушается восприятие
структурной оформленности ритмического
цикла как целого. Это проявляется в
выраженном нарушении оценки ритмической
структуры по типу сужения объема
восприятия – нарушения, специфического
для поражения правого полушария, в том
числе и в отношении акустических
стимулов. Об этом же свидетельствует и
наличие диссоциации между воспроизведением
простых неструктурированных и
структурированных ритмических серий.
Структурно оформленные пачки ритмов
лучше воспроизводятся по сравнению с
простыми. Интересно, что воспроизведение
ритмов по инструкции у больных с
правополушарными очагами в височной
области нередко заменяется актуализацией
недифференцированного ряда, что также
позволяет высказывать предположение
о трудности формирования воспроизводимого
ряда постукиваний как целостной
структуры.

Таким образом, синдромы поражения
вторичных зон слухового анализатора,
характеризуемые в целом как акустическая
агнозия, имеют отчетливые признаки,
связанные с латерализацией очага
поражения. Левое полушарие проявляется
нарушением речи и связанных с ней
процессов (сенсорная афазия), а также –
нарушением восприятия и воспроизведения
ритмических структур. Правое – нарушением
перцепции невербального акустического
материала. Нельзя не отметить, что к
настоящему времени происходит накопление
фактов, работающих в пользу концепции
взаимодействия полушарий и в вербальном,
и невербальном слуховом гнозисе, которые
пока еще находятся на уровне
экспериментального исследования и не
вошли в круг диагностических
нейропсихологических клинических
данных.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник