Синдром понедельника и как его избежать

Синдром понедельника и как его избежать thumbnail

94_chto_takoe_sindrom_ponedelnika.jpg (38.55 Kb)Большинство людей страдают, от «синдрома понедельника», что такое синдром понедельника и как он проявляется рассмотрим ниже. Этот синдром обладает отличительными чертами, к примеру, накануне первого дня работы появляются следующие мысли: «Безусловно, сегодня замечательный день, только какой от него толк, если завтра вновь идти на работу?!».

Психологи убеждены, что от данного синдрома необходимо избавляться. Новый день начался прекрасно? Поют птицы, за окном светит солнышко, самочувствие прекрасное, и настроение чудесное. Однако в голову лезет неприятные мысли: «Снова завтра надо идти на работу!» и с этого момента, день пошел наперекосяк. И тут вы начинаете размышлять о том, как взять внеплановый отгул или отпуск. К сожалению, мы не можем не ходить на работу, просто из-за банальной лени. Что же в этом случае делать? Искоренить синдром понедельника! Сперва необходимо выяснить, что портит вам настроение. Надо разобраться, почему в этот прекрасный день, вы чувствуете себя несчастным человеком. Для этого может быть 2 причины.

Причина первая – это то, что как только приближается понедельник, тем острее вас преследует чувство что все приятное рано или поздно заканчивается. Безусловно, сложно найти такого человека, который бы с удовольствием променяет веселый и радостный день, на монотонное сидение в офисе с кучей бумаг.

Причина вторая – состоит в том, как только приходит разочарование в том, что быстро пролетели выходные, и завтра вновь идти на работу, так ваше настроение кардинально меняется. Счастье проходит, и наступает грусть. Даже появляется такое ощущение, что суббота и воскресенье – это и есть жизнь, которая может подарить удовольствие, отдых, новые впечатления. Однако, эти два дня проходят, синдром понедельника берет главенство, а столько планов и идей, так и остались нереализованными. Перестаньте думать, что понедельник день тяжелый, это не катастрофа и не крах всем мечтам. Постарайтесь полюбить, этот день. Как это сделать, мы расскажем ниже.

94_chto_takoe_sindrom_ponedelnika.jpg (38.55 Kb)

Сперва нужно научиться в свои выходные отдыхать. К примеру, в субботу можно переделать все дела, которые накопились в течении недели: сделать уборку, устроить большую стирку, сходить в супермаркет, сделать утреннюю пробежку. После чего, посмотритесь в зеркало, возможно утренний туалет следует поправить. После съешьте сытный и непременно вкусный завтрак. Если есть возможность, соберите за завтраком всю семью.

Не зацикливайтесь на том, какие завтра вас ждут дела. Вместо этого, отправьтесь с семьей на прогулку. Пусть это станет семейной традицией для вас – проводить воскресенье вместе. Вы можете сходить в кинотеатр, или в кафе – мороженное, в гости к родственникам или друзьям, посетить зоопарк или цирк. Ваша задача состоит в том, чтобы с пользой провести этот день, ведь выходной и существует для того, чтобы в этот день отдыхать, как эмоционально, так и физически. В таком случае, синдром понедельника больше вас не потревожит, вы будете эмоционально удовлетворены, наполнены жизненной энергией и энтузиазмом, и начало новой недели не покажется для вас, таким страшным и нудным. Главное, в свой выходной день, не сидеть трутнем дома, перед телевизором или компьютером, размышляя о том, что принесет новая рабочая неделя. Развейтесь, вспомните, какую радость, может подарить выходной день.

Что такое синдром понедельника, и как с ним бороться, мы сегодня детально рассмотрели, примите наши советы к сведению, это может вас научить наслаждаться выходными в полную силу.

Источник

Наш читатель Alex Beep прислал перевод интересной статьи о том, как правильно начать своё утро. Спасибо, Алекс!

Давно известно, что то, как вы начинаете свой день задаёт тон для всего дня. Если вы начинаете его вялым и поникшим – таким вы и проведётё его весь. Но стоит провести небольшие приготовления, как вы ощутите, что каждый новый день приносит вам только радость, в какую бы сложную жизненную ситуацию вы не попали.

Вот они, несколько полезных советов, которые помогут вам плавно влиться в новый день, независимо от происходящего:

Просыпайтесь заблаговременно. Для многих это звучит, как приговор, но для организма будет гораздо лучше, если вы несколько минут полежите в постели (но не стоит преувеличивать это время), а затем спокойно подниметесь. При резком подъёме ото сна в кровь выделается большое количество адреналина, провоцирующего агрессию и повышенную нервозность, но он быстро испаряется, рискуя на целый день оставить вас вялым и нетрудоспособным. Прикиньте, сколько времени вам нужно, чтобы быть готовым без излишней торопливости и прибавьте 20-30 минут. Если вы чувствуете себя более уставшим к концу дня – научите себя ложиться чуть раньше, это поможет набрать дополнительные баллы в борьбе с «синдромом понедельника».

Определите особый порядок действий, которые вам нужно сделать каждым утром, чтобы не перенагружать мозг ненужными мыслями – легко научиться делать обязательные утренние процедуры на автомате, тем более если вы не «жаворонок». Таким образом вы гарантируете себе, что минимальный набор действий по приготовлению себя к новому дню будет всегда готов.

Всегда завтракайте. Не рекомендуется переедать за завтраком, не ешьте сладкое и жирное, завтрак должен быть плотным, но не обжорским.

Ещё раз повторяю: завтрак не должен содержать много сладкого или полностью состоять из него. Сладости влияют на организм как наркотики, но являясь углеводами, начинают распадаться уже во рту и через пару часов вы уже будете хотеть есть

Планируйте ваш путь с небольшим запасом, чтобы внезапно образовавшийся затор не мог вас поставить в неприятное положение, особенно, когда это происходит в день важной встречи и пр.

На самом деле, если вы передвигаетесь по городу утром и вечером на машине, рекомендую иметь при себе GPS навигатор для расчетов дополнительных путей передвижения, а также знать дополнительные остановки и маршруты транспорта, если вы передвигаетесь не на своём транспортном средстве

По прибытии на работу выполните некоторый ритуал, который мягко переключит вас на нужную частоту – поприветствуйте коллег, выпейте чашку чая, уберите ненужные бумаги со стола, нечто, не относящееся непосредственно к работе, но вокруг неё.

Уделите 10 минут расстановке приоритетов в списке дел на текущий день. Самое плохое – когда день уже закончен, а вместо ключевых дел весь день вы занимались второстепенными.

Следуйте плану чем жёстче, тем лучше, новые задания кладите в стек или переключайтесь на них при их небольшой трудозатратности МЕЖДУ текущими заданиями.

Никогда не откладывайте самые сложные и срочные дела «на потом». Если вы не можете организовать приоритеты заданий, выполняйте самые трудозатратные в первую очередь.

Запомните, самое главное – это мягкий старт. Не подразумевайте и не думайте, что новый день – это как падение с корабля в открытый океан и вам сразу необходимо грести чем сильнее тем лучше. Представьте, что вы спускаетесь в бассейн по поручням лестницы – это будет более грамотным сравнением. Распределение ваших усилий поможет вам двигаться в течение дня с постоянной скоростью.

Дайте себе две недели для того, чтобы выработать наилучшие схемы и ритуалы для начала вашего дня. Попробуйте различные сочетания и порядок действий и найдите наиболее подходящее для вас. После того, как лучшие способы были найдены закрепите его в течение нескольких дней и забудьте о том хаосе, который преследовал вас по утрам. Вы будете удивлены и обрадованы тем, что вы делаете.

Источник

Начался учебный год, а наш сын, кажется, и не думает заниматься уроками. У него все еще лето, а учиться он не хочет! Как этого нерадивого заставить учиться, просто не представляю… Все наши разговоры заканчиваются ссорами… А время-то идет, так незаметно и первая четверть закончится…

Читайте также:  Форма головы при гидроцефальном синдроме


А. Степанова, Москва.

Проблема, увы, общая. Но решаемая! Советы родителям дает психолог научно-практического центра «Хэлп» Татьяна ШАВЕЛЬЗОН.

В РЕЗУЛЬТАТЕ общения со своим ребенком в эти первые сентябрьские дни вы обязательно обнаружите, что он испытывает те же трудности, что и вы — «синдром понедельника» угнетает его психику весь сентябрь. Чтобы помочь ему настроиться на рабочий лад, вам придется порой пожертвовать своим личным временем. Если есть возможность, возьмите на пару недель отпуск, особенно это важно, если ваш ребенок первоклассник.

Прежде всего нужно говорить о душевном благополучии ребенка: едва ли пойдут дела у школьника, если он расстроен, подавлен, обижен. Первое, что нужно сделать, — особенно внимательно отнестись к семейному психологическому климату. Главное условие школьных успехов, желания учиться — ребенок должен четко осознавать, что он любим и ценен для своих родителей.

Не давайте школьным проблемам разрушать ваши отношения. Любой серьезный разговор о школе можно начинать при условиях: в данный момент есть душевный контакт; не присутствуют третьи лица, даже если это близкие (бабушка, например). Избегайте ситуаций, когда о проступке ребенка вам сообщают при нем. В самом разговоре — никакого противостояния: «неприятность у нас общая, подумаем вместе, как из нее выбраться и что сделать, чтобы избежать в дальнейшем ее повторения».

Первые дни делайте вместе со своим школьником домашние задания, ничего плохого в этом нет. В дальнейшем четко сохраняйте установку, что уроки — это его дело, а не ваше. И вы сами должны определять меру необходимой ему помощи.

Очень важно найти повод для похвалы ребенка за малейший реальный успех. Ни в коем случае не сравнивайте его весьма посредственные результаты с эталоном (школьной программой, достижениями одноклассников, образцами взрослых). Сравнивать ребенка можно только С НИМ САМИМ и хвалить за улучшение его личных результатов (например, в прошлом диктанте было три ошибки, а в этом — две, это надо отметить как реальный успех, без всякой снисходительности и иронии взрослых!).

Если ваш ребенок далеко не отличник, что ранит ваше родительское сердце, все же найдите в себе душевные силы поддержать любую инициативу ребенка, любое его увлечение, не ставя ему в вину его неуспехи в школе. Напротив, подчеркивайте, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится и всему остальному.

Очень усилит позиции ребенка в школе ваше внимательное отношение к требованиям его учителей. Если в этом году у ребенка новые предметы, новые учителя, найдите время зайти в школу и познакомиться с ними, узнать, какие новые требования будут предъявляться к ученику.

Определенный деловой настрой создает школьная одежда, а отмена формы ставит перед вами дополнительные задачи. Обсудите вместе с ребенком, что он наденет завтра в школу, стараясь и в этом разговоре держаться более делового тона, подчеркивая, что учеба — это его серьезное «взрослое» дело.

Помогая своему ребенку настроиться на учебу, будьте к нему снисходительны: ведь он, может быть, сейчас просто скучает по ребятам, с которыми подружился летом на даче… Вспомните себя — ведь вам после отпуска тоже требуется какое- то время, чтобы «включиться» в работу в полную силу, а ребенку нужно все- таки побольше времени на адаптацию, чем взрослому. К счастью, большинство учителей это понимают, и даже школьные программы построены таким образом, чтобы дать детям время «отдохнуть от каникул»…


Подготовила Ольга ИЗВЕКОВА.

Смотрите также:

  • Отдавать ли ребенка в детский сад? →
  • Побеждаем первые трудности →
  • Как вырастить защитника →

Источник

Желанная безмятежность

Сейчас я изложу простейший порядок действий, который поможет вам обеспечить психологическую стабильность в первый день трудовой недели. Семантически они составлены так, что даже просто читая их, вы уже внесёте необходимые изменения в свой внутренний настрой.

Выходные закончились. Вспомните их. Улыбнитесь над тем, что вас повеселило, решите, что можно рассказать на работе. Сразу запланируйте для этого время в самом начале рабочего дня.

Анекдот в тему

Также запланируйте в первый же час работы какое-нибудь несущественное дело, не требующее особых усилий. Озаботиться этим надо как можно серьезнее. Например, сходить в магазин за чаем или сахаром, лимоном или шоколадкой. Или неспешно поискать какую-либо канцелярскую мелочь, деталь непосредственно на работе. Неторопливо навести косметический порядок на своем рабочем месте. Сделать необязательный, но приятный телефонный звонок. Этим вы поможете не только себе, но и собеседнику, ведь это отвлечет и его.

Да, впереди пять дней напряженной работы. Время по большей части будет принадлежать уже не вам, а коллегам, партнерам, начальству. Включится иной распорядок дня. Все эти факторы периодически погружают нас в стресс. Отсюда и появилось всем знакомое выражение: «Понедельник — день тяжелый». Однако, также всем знакома и ситуация, когда, несмотря на тревожные ожидания, понедельник складывается на редкость спокойно. И мы в силах это регулировать. Самостоятельно настраиваясь и обеспечивая себе в этот переходный день спокойную, а не нервическую обстановку. Это несложно, просто нужно это сделать. Вот вам в помощь некоторые механизмы автопрограммирования.

Сначала о делах

Во-первых, старайтесь в конце предыдущей недели не скидывать решение назревших проблем по работе на начало следующей. Конечно, иногда к пятнице круговорот дел может истощить и поневоле начинаешь думать — черт с ним, в понедельник сделаю. Именно эти «хвосты» способны не только загрузить начало недели, но и испортить выходные. Ведь их придется провести с мыслью о чем-то недоделанном. От такого груза не всегда легко избавиться, особенно людям ответственным.

Поэтому, даже если от вас требуют назвать точные сроки решения той или иной задачи, в будущем старайтесь назначать не понедельник, а любой другой день недели.

Практический совет № 1. Сбейте ритм

Психологические причины внутреннего напряжения в утро понедельника в том, что вы искусственно перестраиваете свободный распорядок дня, к которому уже привыкли на выходных, к иному ритму. И расслабившийся организм этому сопротивляется. Из-за вынужденной борьбы вы можете измотать себя досрочно. Поэтому сделайте наоборот. Расслабьтесь. Подольше попейте чай, кофе. Посмотрите другой телеканал, не из тех, которые обычно включаете перед выходом на работу. Полистайте соцсети. В общем сделайте паузу. если это не критично — вообще немного опоздайте, но сделайте это сознательно.

Практический совет № 2. Возьмите себя в руки

По дороге на работу не давайте себе погружаться в мысли о предстоящем там привычном дурдоме. Отвлекитесь на музыку в наушниках. Лучше не читайте, не уходите от реальности — наоборот. Внимательно наблюдайте за происходящем вокруг. Действительность обязательно подарит вам какой-то курьез, событие или происшествие, которое можно будет обдумывать по дороге на работу. А потом еще и обсудить с коллегами, перед тем, как натянуть на себя ярмо ежедневных обязанностей. Просто посчитайте количество машин разных цветов, поищите смешные и странные сочетания букв и цифр на госномерах. Больше внимания к деталям окружающего мира — это вас отвлечет.

Практический совет № 3. Ищите

С самого начала обдумайте несколько возможных поводов завершить первый рабочий день досрочно. Прикиньте, куда можно отпроситься, запланируйте встречу на выезде в конце рабочего дня. Поводов и для того и для другого можно найти более, чем достаточно. Но до обеда старайтесь придержать эти планы при себе. Вполне может быть, что все уже сложится нормально и можно будет приберечь этот фокус на следующий раз. Если напряжение все-таки будет чрезмерно угнетать — придумайте или организуйте соответствующий звонок и отнимите у понедельника лишний часок для себя.

Читайте также:  Первая медицинская помощь при синдроме длительного сдавления тканей

Комбинируйте, берите свое время под свой контроль. И помните, что на самом деле научно обоснованно — самым тяжелым днем недели является среда.

Читаем также:

Очевидные советы, которые все игнорируют. Измеряйте давление

Как правильно послать человека на… Позитивная психология

Источник

Педагогический лекторий в 5 классе« Синдром «понедельника» у пятиклассников и как его избежать. Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»

«Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом , как если бы от этого зависела Ваша жизнь.»Jl. Кьюои

Цель: сформировать у родителей представление об особенностях адаптации пятиклассников к новым условиям обучения

Задачи собрания:

1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе и с понятием синдром «понедельника»

2 . Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

Форма проведения собрания: беседа, дискуссия

План проведения собрания:

I Анкетирование родителей

II Раскрытие понятия синдром «понедельника»

III Особенности адаптации пятиклассников

IV Рекомендации для родителей

V Заключительное слово

Ход собрания

Учитель: «Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня у нас важная тема для обсуждения. Ваши дети перешли в пятый класс. Какие-то трудные моменты в их учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе».

I Анкетирование родителей

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

Анализ результатов, обсуждение

II Раскрытие понятия синдром «понедельника»

Учитель: «Общеизвестный факт — утро задает тон всего дня. Но каким может быть утро, если это утро понедельника? Как пелось в общеизвестной песне из не менее известного фильма: «Им бы понедельники взять и отменить!».И речь идет не о первом понедельнике после каникул или отпуска, что само по себе стресс для организма, а о самом обычном понедельнике, в мае или в декабре, не важно. Оказывается, многие люди страдают от так называемого «синдрома понедельника». Постоянная усталость, которая не проходит даже при длительном отдыхе, является признаком такого заболевания, как синдром хронической усталости. Особенно часто синдрому подвержены офисные работники, деятельность которых однообразна, но требует постоянной концентрации. Синдром хронической усталости угнетает нервные центры торможения, и возникает состояние «работа даже снится». Со временем синдром хронической усталости формирует зоны застойного напряжения, из-за которых развиваются другие заболевания, в первую очередь нервной и сердечно-сосудистой системы. Люди, подверженные синдрому, выглядят вялыми, всегда неважно себя чувствуют, не испытывают сильных эмоций. Их реакции притупляются, внимание рассеивается, что может привести к несчастному случаю или производственной травме.

Психологи синдром «понедельника» объясняют двумя аспектами:

— это то, как мы отдыхаем, умеем ли мы восстановить свои силы за выходные;

— это мотивация, зачем мы встаем в понедельник, идем ли мы на любимую или нелюбимую работу или учебу. Многие начинают придумывать причины, по которым можно пропустить работу или учебу: болезни, отгул, чтобы хоть немного продлить двухдневный отдых. Но мы не можем избавляться от работы или учебы только потому, что нам так захотелось.

Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период повышается тревожность. Ребёнок переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределённости представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряжённости, настороженности.

Чтобы легче перенести наступление синдрома «понедельника», кроме мотивации, специалисты советуют, с самого утра окружить себя приятными вещами, приятными событиями. Начинать день, к примеру не с противного будильника, а с любимой мелодии. Обязательно уделить пять минут тому, чтобы включить тело, разбудить тело. Это могут быть потягивание, пробежка, растяжка тела. А еще провести маленький ритуал входа в новый неделю. Например, просмотреть свои планы за вкусной чашечкой чая, спланировать, что хорошего я сделаю для себя на этой неделе.

Научитесь мыслить позитивно, красиво отдыхать, полюбите свою работу или учебу и тогда Понедельники вам не страшны!

III Особенности адаптации пятиклассников

Учитель: «Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идёт. Вопрос только в том, сколько времени уйдёт у ребёнка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен .Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.

Рассмотрим признаки успешной адаптации:

— удовлетворённость ребёнка процессом обучения;

— ребёнок легко справляется с программой;

— степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

— удовлетворённость межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:

— усталый, утомлённый внешний вид ребёнка;

— нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

— стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

— нежелания выполнять домашние задания.

— негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

— жалобы на те или иные события, связанные со школой.

— беспокойный сон. — трудности утреннего пробуждения, вялость.

— постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Причины плохой адаптации в 5-м классе:

1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять.

2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.

3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание. Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.

Работа в адаптационный период строится с учётом физиологических изменений, протекающих у данной возрастной категории учащихся.

Возрастные психологические особенности пятиклассников 

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь — от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов с взрослыми. При этом негативизм -первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я

Читайте также:  Признаки ребенка с синдромом дауна во время беременности

Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную стабильность.
Большую роль в адаптации детей играю анатомо-физиологические особенности подростков 11-15 лет. 
Специфика подросткового возраста определяет прежде всего биологическим фактором – процессом бурного полового созревания. Этот период. Начавшийся в 10-11 лет у девочек и в 11-12 лет у мальчиков, продолжается в среднем от3 до 5 лет и заканчивается наступлением половой зрелости. Процесс полового созревания протекает под контролем нервной системы и при участии желез внутренней секреции.
У девочек изменяется форма скелета, таз расширяется, иначе распределяются мышечная и жировая ткань, фигура приобретает женские очертания.
У мальчиков в процессе взросления меняется голос, меняется работа половых органов. Интенсивный рост скелетных мышц идет в условиях тканевой и кислородной недостаточности. Организм испытывает перегрузки. Подросток быстро утомляется, у него снижается выносливость.
У подростка 11-13 лет снижается скорость оперативного мышления, ухудшается умственная работоспособность. Но эти явления носят кратковременный характер и вовсе не означает, что ребенок ленив, слаб в интеллектуально или обладает плохим характером. Просто по объективным причинам он в настоящее время не может в должной степени контролировать и управлять собой.
Так как . социальное и биологическое созревание у подростка идет параллельно и взаимосвязано, то установившееся в 8-9 лет личностная гармония претерпевает сокрушительные изменения. В этом и состоит трудность переходного возраста как для самой личности, так и для окружающих людей.
В 11-13 лет подросток пытается определить свою роль и место в социуме. В общении на первое место выходит налаживание контактов со сверстниками. Самоощущение в среде одноклассников, товарищей по секции, кружку, тусовке становится определяющим. Потребность в признании и самоутверждении тоже реализуется в среде сверстников. Подросток старается найти вне школы новую сферу для реализации своей потребности.

Возрастные особенности младшего подростка:

— потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;

— повышенная утомляемость; — стремление обзавестись верным другом;

— стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;

— повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил” в классе;

— стремление отмежеваться от всего подчёркнуто детского;

— отвращение к необоснованным запретам;

— восприимчивость к промахам учителей;

— переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдалённом будущем;

— ярко выраженная эмоциональность;

— требовательность к соответствию слова делу;

— повышенный интерес к спорту

Среди физиологических проблем пятиклассников необходимо обратить внимание на следующие моменты:

~ изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;

~ быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;

~ изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью

Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления»

1. Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе.

2. Повышение уровня тревожности самого ребенка. Зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение.

3. Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе.

4. Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и вне учебные контакты.

5. Состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе.

6. Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе)

IV Рекомендации для родителей

Рекомендации для прохождения успешной физиологической адаптации:

1.Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима.

2.Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.

3.Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания.
4 Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т.д.
5 Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.
6.Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.

Рекомендации для прохождения успешной психологической адаптации:

1. Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

2.Обязательное проявление родителями интереса к школе , классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня. 

3.Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

4.Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

5.Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

6.Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

7.Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Родителям следует применять следующие правила общения:

  • Будьте терпеливы. Давайте ребенку время на осознание нового.

  • Внушайте положительное. Не пугайте будущими бедами. Лучше говорить о хорошем, что ждет его, если вести себя правильно.

  • Почаще позволяйте ребенку делать то, что хочется ему, а не Вам. Принуждая, Вы вырабатываете у него негативизм – отрицательное отношение ко всему, что вы можете сказать  или сделать.

  • Давайте ребенку отдых от Ваших внушений.  По статистике, к ребенку 37 раз в сутки обращаются в повелительном тоне, 42 — в увещевательном, 50 раз — в обвинительном. Ребенку нужен отдых от каких бы то ни было воздействий и обращений. Он нуждается в доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным.

  • Уважайте право ребенка на тайну. Если ребенок вас боится – он будет лгать.

  • Чаще хвалите и поощряйте ребенка. Взрослые часто не замечают что–то хорошее, но сразу же реагируют на ошибки и проступки. Ребенок должен чувствовать Вашу поддержку и одобрение, когда добивается успехов.

  • Внушайте ребенку, что он смелый, трудолюбивый, умный, находчивый, ловкий, аккуратный, думающий, любимый, нужный, незаменимый…

  • Давайте больше самостоятельности в домашних делах, поручите обязательную работу по дому, спрашивайте за ее выполнение как со взрослого.

  • Формируйте положительную самооценку: «Я — умный», «Я – смелый», «Я все могу».

  • Верьте в своего ребенка. Ваша вера способна превратить возможность в действительность. Ты замечательный! Ты умный и сообразительный! Ты это сможешь!

  • Любите своего ребенка безвозмездно! Будьте его другом!

  • ВНИМАНИЕ! Очень важно похвалить и обнять ребенка с самого утра. Это аванс на весь долгий и трудный день!

V Заключительное слово (подведение итогов)

Учитель: «Наше собрание подошло к концу. Я желаю вам, чтобы ваши дети успешно адаптировались к новым условиям обучения, показали высокие результаты в учебной деятельности. А вы послужили им хорошей опорой. Спасибо за внимание»

Источник