Синдром поглощения в международной политике
Pages: |
| 2 | 3 | 4 |
Синдром поглощения в международной политике Алексей Богатуров Первое десятилетие после бесславно почившей в 1991 году биполярно сти завершается. После недолгого кризиса миросистемного регулирова ния, когда державы уже не могли управлять миром по старому, а дирижи ровать им по новому еще не умели, с середины 90 х годов в международ ных отношениях утвердилась плюралистическая однополярность. Тон стали задавать США и примкнувшие к ним «старые» члены большой се мерки — страны Западной Европы, Япония и Канада. Умело взаимодейст вуя с ООН и используя «карту» НАТО, эта группа стран произвела в про межутке между Дейтоновскими соглашениями (декабрь 1995) и операци ей в Косове (май 1999) своего рода бескровный переворот в международ ных отношениях. Рядом с прежней системой мироуправления (вокруг ООН) была выстроена новая вертикаль для принятия и исполнения ре шений (G 7 — НАТО). За неполные десять лет параллельный неформаль ный механизм международного регулирования устоялся настолько, что его эффективность оказалась выше, чем у официального, ооновского.
Несмотря на сетования Пекина и его призывы к строительству много полярного мира, эхом отзывающиеся в Москве, сообщество стран и на родов сделалось еще иерархичнее. На вершине пирамиды утвердились США и их ближайшие союзники; они стали энергично проецировать свое лидерство на разные уголки планеты и при необходимости без особых церемоний использовать силу. Преодолев колебания, наиболее развитые страны ринулись использовать исторический шанс на быстрое преобра зование «международной системы» в «мировое общество» (терминология классика британской школы теории международных отношений Хэдли Булла).
I «Впечатав» в конце 70 х в международный интеллектуальный оборот тер мин «мировое общество», Хэдли Булл считал, что внутри международной системы (international system), охватывающей все государства мира, все гда существовало некое протоядро, которое он назвал международным обществом (international society). Разница между первым и вторым поня тиями заключалась в том, что страны, входящие в международное обще ство, в отношениях между собой руководствовались не только практиче 28 Pro et Contra • Том 4 • № 4 • Осень Синдром поглощения в международной политике скими интересами момента, но и неким более или менее общепризнан ным кодексом поведения, который, в свою очередь, был основан на раз деляемых этими государствами нравственных ценностях. Классическим примером античного международного общества Булл считал совокуп ность греческих полисов, подчеркивая, однако, что помимо них в между народную систему того периода входили и негреческие государства — Персия и Карфаген 1. Рассматривая разные виды международных обществ (христианский, европейский и др.), Булл в конце концов сформулировал идею мирового международного общества (world international society), по прежнему четко отделяя его от совокупности всего «остального», что со ставляет международную систему.
В этой статье я в значении Буллова мирового международного обще ства буду пользоваться выражением мировое общество, а вместо между народной системы писать международное сообщество. Первая замена сделана, чтобы облегчить русским читателям восприятие. Вторая — со держательна. Булл видел международные отношения сквозь призму сис темности, что для 60—80 х годов было характерным и новаторским. Но к 90 м такой подход перестал казаться единственно соответствующим дос тигнутому уровню методологии знания — во многом благодаря тому, что в науку о международных отношениях проникли понятия и логика синер гетики, чьи подходы не укладывались в системное в дение. Поэтому я ста раюсь не употреблять расширительно слово «система», тем более что вде ние международных отношений как системы, если не рассматривать их как глобальный конгломерат, по меньшей мере неполно 2.
Для западных политиков концепция Булла, ставшая достоянием чита ющей публики в 1977 году, но по достоинству оцененная только в пору пере стройки, конечно же, не официальный «догмат веры». Но идеи ученого, а еще более их последующие переосмысления остаются едва ли не ключевыми для понимания смысла сегодняшнего мирополитического процесса и основно го противоречия современных международных отношений.
Несомненно, самого Булла занимала прежде всего не структура совре менного ему мира, а правила поведения государств на международной арене и то, как эти правила действуют (в тех случаях, когда они на самом деле действуют). Взаимоотношения мирового общества и международно го сообщества были для него вторичны, и уж совсем мало его волновал вопрос о перспективах и методах «преподавания» этих правил государст вам, которые по каким то причинам (еще) не вошли в круг индустриаль ных демократических стран. В последних Булл видел немного идеализи рованный прообраз мирового общества, его ячейку в международном со обществе, из которой на весь остальной мир распространяется благотвор ное влияние, в частности постепенно распространяются нормы между народного права.
Алексей Богатуров В этой картине мира страны носители сознания мирового общества составляли меньшинство. Однако они принадлежали к демократической традиции и потому представляли собой передовую часть международно го сообщества, обладали не только военно техническим и экономиче ским, но и моральным превосходством. Естественно, что для мыслителя либеральной школы ценность этой традиции была самодостаточной и сомнению не подлежала. Подобная интеллектуальная ситуация, может быть, нормальна для западного сознания, избалованного десятилетним победоносным шествием либерализма. Однако она озадачивает в России, где здоровое аналитическое сознание привыкло беречь в себе способ ность к сомнению и аллергично по отношению к истинам, не подтвер ждаемым историческим и страновым опытом. Русского читателя превос ходная по стройности мысли и абсолютно антитоталитарная концепция Булла обескураживает некоторыми своими логическими параллелями.
Мировое общество невольно воспринимается как «авангард международ ного сообщества» — это до трагикомизма сходно с тем, как в работах Ле нина незабвенная коммунистическая партия фигурирует в роли револю ционного авангарда рабочего класса 3. Как Ленин не считал нужным под нимать весь класс до уровня авангарда, так и Булл — к его чести — не на стаивал на расширении мирового общества до масштабов всего сообще ства наций.
Он справедливо полагал, что и в международном сообществе между странами может быть много общего — например, стремление снизить ве роятность войн, чтобы избежать потерь. Но лишь в мировом обществе, настаивал Булл, государства спаяны глубокой приверженностью единым стандартам этики и морали. Войны как таковые, считал он, утрачивают в такой ситуации смысл; они противоречат общему настрою государств мирового общества уважать в отношениях между собой свободу, демокра тию и мир как ценности для каждого и условия процветания для всех. От сюда знаменитый романтический вывод: демократии (по определению) не воюют между собой (не могут, не предназначены для того, чтобы вое вать).
Булл в самом деле не помышлял об «экспорте мирового общества», то есть о его взрывном распространении на весь мир, хотя в принципе чего то подобного не исключал. Идея мировой пролетарской революции была ученому, по видимому, слишком отвратительна, и он постарался уберечь свою схему от вульгарного прозелитизма. Да и в целом дух его работы был преимущественно оборонительным: постулируя избранность демократи ческих стран, даже если она была избранностью меньшинства, как цен ность, автор стремился отграничить «авангард» мира от его «арьергарда».
Самозащитный пафос Булла соответствовал духу первой половины 70 х годов с естественным для западного интеллекта шоком от пораже 30 Pro et Contra • Том 4 • № 4 • Осень Синдром поглощения в международной политике ния США во Вьетнаме (1973), с одной стороны, и дерзкой «нефтяной ата ки» арабских стран на Запад (1973—1974) — с другой. На таком фоне идея мирового общества подчеркивала ценность консолидации развитых стран: демократии, не воюющие друг с другом и рожденные для сотруд ничества, представали залогом благоденствия — прежде всего для «миро вого общества», а также и всех остальных стран.
Хотя до перестройки Булл не дожил, его идеи, похоже, «оплодотвори ли» целое поколение писавших о глобализации. Поскольку обстановка изменилась, их интерпретации утратили оборонительно мобилизующий настрой оригинала. Многообразные теории глобализации приобрели настолько отчетливые черты наступательности, что ассоциируются сего дня не с «гетто избранничеств», а с призраком «мировой либеральной революции» — зеркального отражения коминтерновской химеры всемир ной пролетарской революции, перекодированной сообразно реалиям конца ХХ века.
Мировое общество, которое исходно мыслилось как привилегирован ный клуб цивилизованных стран, после распада СССР и разворота пост социалистических государств к сотрудничеству с Западом стало почитать ся безальтернативной перспективой всего человечества. Разумеется, если оно не вознамерится во вред себе же остаться за порогом райской обите ли индустриальных и постиндустриальных культурности и благополучия.
Из вполне искренних побуждений странам международного сообщества стали предлагать поскорее «подрасти» до уровня мирового общества. При этом им, с одной стороны, сулили помощь и поддержку, а с другой — по пугивали тем, что рано или поздно глобализация «все равно неизбежно» приведет к их поглощению сверхмощной экономической машиной За пада. Международное сообщество стало выглядеть внешней оболочкой разбухающего ядра мирового общества, которую ему предстояло неми нуемо заполнить.
Так из синтеза исходной идеи мирового общества и наслоившихся на нее концепций глобализации на Западе выросла новая интеллектуальная парадигма и этико теоретическая платформа международных отношений.
Концепция «расширения демократии», которую весной 1993 года огласил помощник президента США по национальной безопасности Антони Лейк, сыграла роль политико идеологического обрамления, рассчитанного на практическую реализацию этой платформы. Начало переговоров о рас ширении НАТО в 1997 году и параллельное распространение европейских интеграционных структур на Восток стали рубежными событиями — на чало осуществляться то, что предначертали теоретики. Экспансия 5 миро вого общества на планете стала главной тенденцией международной жизни 90 х годов. В Восточной Европе, на постсоветском пространстве, кое где в Азии, вообще всюду, где можно, начали культивировать слабые Алексей Богатуров и неустойчивые посттоталитарные плюралистические режимы рыночной ориентации. Каждый из них претендовал на звание демократического.
II Экспансия мирового общества в сферу международного сообщества не была, разумеется, плодом одних лишь мыслительных упражнений теоре тиков и конъюнктурных побуждений политиков. Ее фундаментом служи ли как материальные, так и виртуальные новации, обобщаемые в обыден ном политологическом дискурсе расплывчатым и неточным словом «гло бализация» 6. В литературе 90 х годов оно в различных сочетаниях обо значало по меньшей мере восемь основных тенденций и явлений:
1) объективное усиление проницаемости межгосударственных пере городок (феномены «преодоления границ» и «экономического граждан ства» 7);
2) резкое возрастание объемов и интенсивности трансгосударствен ных, транснациональных перетоков капиталов, информации, услуг и че ловеческих ресурсов;
3) массированное распространение западных стандартов потребле ния, быта, само и мировосприятия на все другие части планеты;
4) усиление роли вне, над, транс и просто негосударственных регу ляторов мировой экономики и международных отношений 8;
5) форсированный экспорт и вживление в политическую ткань раз ных стран мира тех или других вариаций модели демократического госу дарственного устройства;
6) формирование виртуального пространства электронно коммуни кационного общения, резко увеличивающего возможности для социали зации личности, то есть для непосредственного приобщения индивида (пассивно или интерактивно), где бы тот ни находился, к общемировым информационным процессам;
7) возникновение и культивирование в сфере глобальных информа ционных сетей образа ответственности всех и каждого индивида за чу жие судьбы, проблемы, конфликты, состояние окружающей среды, поли тические и иные события в любых, возможно, даже неизвестных челове ку уголках мира;
8) возникновение «идеологии глобализации» как совокупности взаи мосвязанных постулатов, призванных обосновать одновременно благо и неизбежность тенденций, «работающих» на объединение мира под руко водством его цивилизованного центра, под которым так или иначе под разумеваются США и «группа семи».
Простой обзор проявлений глобализации позволяет подразделить их на материальные (объективные) и виртуальные (манипуляционные). К первым относится все, что касается реального движения финансовых 32 Pro et Contra • Том 4 • № 4 • Осень Синдром поглощения в международной политике потоков и его обеспечения, трансферта технологий, товаров и услуг, мас совых миграций, строительства глобальных информационных сетей и т. п. Ко вторым — содержательное наполнение этих сетей, распростране ние определенных ценностей и оценочных стандартов, формирование и продвижение предназначенных международному общественному мнению психологических и политико психологических установок. Очевидно, гло бализация — это не только то, что существует на самом деле, но и то, что людям предлагают думать и что они думают о происходящем и его пер спективах.
Последнее уточнение важно. В самом деле, если материальные прояв ления глобализации не вызывают сомнений, так как их ежечасно подтвер ждает жизненная практика, то ряд «выводов», формально апеллирующих к материальной стороне глобализации, не кажутся ни безупречными, ни единственно возможными вариантами понимания действительности. Во всяком случае, в той мере, в какой позволяют судить опыт и анализ ситуа ции на пространстве новых государств в зоне бывшего СССР, и в частно сти в России. К такому же эффекту приводят и размышления о необходи мости анализировать международные отношения выходя за рамки сис темного взгляда на реальность.
В российской политико интеллектуальной ситуации наиболее сомни тельными кажутся три постулата теорий глобализации:
• кризис и устаревание государства, • модернизация и вестернизация как естественный результат глобали зации, • «демократическая однополярность» как предпочтительный способ самоорганизации международной структуры.
III В отечественной традиции идея отмирания государства хорошо известна по трудам коммунистов и левых социал демократов, которые позаимствовали представление о возможности заменить старое государство «свободно само управляющимися» сообществами граждан из западно европейских источни ков. Правда, с победой советской власти в России и возникновением «реаль ного социализма» гипотезу отмирания государства отодвинули в неопреде ленное будущее. Важнейшей национальной задачей стало считаться укреп ление социалистической державы, как то было при Романовых применитель но к империи. Ситуация принципиально не менялась до конца 80 х годов, когда Михаил Горбачёв вынужденно и боязливо приступил к реформе госу дарственной системы — изменению отношений компартии с государством и модификации основ советской федерации.
Попытка отказаться от презумпции ценности государственнического начала окончилась для СССР плачевно. Правда, лично Борису Ельцину игра Алексей Богатуров на антигосударственнической волне принесла успех. Она позволила ему прийти к верховной власти в результате «отделения» Российской Федерации от СССР. Смутные годы всеобщей суверенизации и кризисов самоопределе ния (в частности, чеченская война 1994—1996 годов), нестабильности госу дарственных институтов по инерции проходили под знаком отрицания «ста рого» государства. Это оборачивалось отрицанием государства вообще и еди ного государства в частности, пока в сентябре 1998 года не было сформиро вано правительство Евгения Примакова, обозначившего поворот к возвра щению государственнической идеологии — правда, в измененном виде.
Вторая чеченская война придала государственничеству воинственно рестав рационные формы. Страна стала возвращаться к опоре на сильное государ ство как на главный, хотя и не единственный и не монопольный инструмент защиты национальных интересов.
Источник
Pages: | 1 | 2 |
| 4 |
Можно ли считать, что структура современных международных отно шений анклавно конгломеративна Отвергать эту версию только из за того, что образованное сознание привыкло полагать иначе, оснований нет. Как нет их и для того, чтобы считать, будто единство мира можно понимать только как единство системное, построенное на жесткой взаи мосвязи входящих в систему элементов, под воздействием которых сама система с течением времени тяготеет к однородности.
Ни практически, ни теоретически мир не утратит цельности, отказав шись от линейно прогрессивного credo. Как хорошо известно (в частно сти, благодаря работам по синергетике), движение развитие может про исходить по колебательным, спиралеобразным и даже более сложным траекториям. Например, спиралевидно циклический взгляд на историю легко объясняет рост безграмотности среди отдельных категорий насе ления постиндустриальных США и посттоталитарной России.
Думаю, что взгляд на мир как на конгломерат взаимодействующих, но не обреченных на взаимное уподобление анклавов (через фактическое поглощение не Запада Западом) соответствует живой реальности. Такой подход отличается от в дения мира сквозь призму глобализации вестер низации в трех отношениях.
Во первых, он органичнее сочетается с фактическим многообразием мира, находя естественное структурное местоположение и функцию как для западных, так и не западных его составляющих. Мир перестает, как сегодня, делиться на «Запад» и «недо Запад», который должен стать Запа дом, но еще этого не сделал из за неразумия, «отсталости» и злонамерен ного (коммунистического) упрямства.
В идеале мир конгломерат предстает состоящим из нескольких рав ноположенных частей анклавов, непохожих и не стремящихся походить друг на друга, но взаимно влияющих и взаимно приспосабливающихся.
Причем на «поверхности» такого образования постепенно складывается 40 Pro et Contra • Том 4 • № 4 • Осень Синдром поглощения в международной политике стабилизирующий его общий пласт разделяемых всеми ценностей (на пример, мира). Однако внутренняя организация каждого анклава не раз рушается только потому, что более развитому анклаву (в данном случае мировому обществу) по экономическим, экологическим и ресурсным со ображениям выгодно побыстрее освоить пространство соседних анкла вов — даже ценой их разрушения.
Во вторых, достоинство анклавно конгломеративного в дения мира — и в его миролюбивом, примирительном характере, контрастирую щем с воинственностью глобализационных теорий, их нескрываемой ориентацией на поглощение «отсталого» «передовым» и борьбой различ ных цивилизационных сущностей за выживание. При предлагаемом под ходе новый мировой антагонизм перестает быть неизбежным. Намечают ся пути его предупреждения: отказ от форсированных попыток модерни зации — даже из благородных побуждений поделиться лучшими стандар тами политического устройства, хозяйствования, потребления и быта.
В третьих, предлагаемый подход представляет собой, по сути дела, вариант средоохранной (и в этом смысле экологической) рационализа ции. Он противостоит инструменталистско преобразовательскому отно шению мирового общества к среде своего обитания — международному сообществу. Такой подход призывает считаться с ним как с равнозначной составляющей международных отношений, а не бессильным объектом «мирообщественных» устремлений. Миру, может быть, стоит помедлить, чтобы осознать, куда ведет постиндустриализм с его постоянно растущим потреблением ресурсов и обеднением культурно духовного многообра зия планеты.
Анклавно конгломеративный подход по своему воплощает идею це лостности мира. Он предполагает, что в планетарном организме действу ют единые естественно материальные закономерности, задающие чело веческой общности основные параметры поведения. Но вместе с тем про тивостоит попыткам преподнести один из вариантов рационализации этого поведения (соблазнительный с позиций современного потребле ния) в качестве высшего достижения людского интеллекта.
Современная рациональность и сопутствующее ей понимание добра и зла неразрывно связаны с потребительским отношением к среде — со циальной, страновой, межстрановой и т. п. Этот вектор развития, кото рый порожден материальными интересами и сверхмощными движущи ми силами межнациональных корпораций скорее всего будут действовать и впредь. С этой точки зрения глобализационные теории выполняют при кладную роль, обосновывая наименее затратные пути для бесконфликт ного расширения природной базы такой модели роста. Однако ресурсо емкий тип развития устаревает, и природно ресурсный (прежде всего эко логический) кризис на планете может этот процесс неожиданно ускорить.
Алексей Богатуров V Возможно, западным политикам такой оборот событий кажется реальнее, чем они признаются. Во всяком случае Запад спешит использовать ситуа цию, сложившуюся в международных отношениях на рубеже нового века, и закрепить за собой как минимум на двадцать—пятьдесят лет наиболее благоприятные позиции в мире. Обзор зарубежной литературы убеждает, что Запад в целом удовлетворен международной ситуацией и его не слиш ком пугает намечающаяся фронда Китая, России и Индии (а может быть, и каких то меньших стран). США, как с подкупающей откровенностью отметил один американский коллега, добились решающего верховенст ва над всеми своими соперниками и ныне смело проводят «ту же самую стратегию достижения превосходства, которой они следовали с 1945 по 1991 годы» 12. Западноевропейцы же и японцы вполне довольны «просве щенным авторитаризмом» американского лидера и лишь опасаются, как бы США не «увлеклись» и не перестали считаться с мнениями более сла бых, но лояльных Вашингтону партнеров 13. Между тем извне мирового общества картина предстает менее умиротворяющей. Гармонию наруша ет прежде всего несоответствие методов и процедур управления совре менными международными отношениями их объективной природе.
Действительность 90 х годов обнаружила ряд важных закономерно стей. Во первых, изменилась и продолжает меняться структурная конфи гурация мира. После 1991 года мир можно считать биполярным условно только в военно силовом отношении, да и то с оговоркой относительно асимметричных возможностей США и России. США остались единствен ным комплексным лидером, но классически однополярным мир не стал.
Вместе c Соединенными Штатами функции нового полюса перешли к дру гим «старым» членам G 7, среди которых США, конечно, партнер «более равный, чем остальные». Эти государства фактически сформировали ор ган политического управления мировым обществом, а в той степени, в какой то задает тон в международном сообществе, и мироуправления.
Во вторых, не успев окрепнуть, плюралистически однополярная струк тура стала испытывать заметное давление со стороны Китая и Индии, де бютировавших в 90 х годах в роли глобальных игроков. Пекин резко на растил свои экономические и военные возможности, а Дели, вопреки со противлению «старых» великих держав, прорвался к обладанию ядерным оружием, что существенно изменило военно стратегический баланс в Центральной Евразии.
И Индию, и особенно Китай беспокоит негласное стремление США создать условия для возможного будущего расширения зоны влияния НАТО в глубь Евразии. Речь идет об избирательном подключении цен трально азиатских государств и России к системам парамилитарного со трудничества с альянсом. В ответ Пекин, желая помешать прозападному 42 Pro et Contra • Том 4 • № 4 • Осень Синдром поглощения в международной политике дрейфу Москвы, заключил с ней декларативный «антиоднополярный пакт» — Декларацию о многополярном мире (1996), которую обе сторо ны толкуют в антизападном смысле.
Фактическое значение российско китайского сближения, улучшения китайско индийских отношений и оживления российско индийских свя зей не дает оснований говорить о становлении многополярной структу ры. Однако можно констатировать, что при нынешней однополярности решения принимают и реализуют менее централизованно, чем в услови ях биполярности 1945—1991 годов. Тенденцию к децентрализации под держивает «рассеянная антизападная фронда» арабо исламского мира, а также позиция латиноамериканских государств, акцентирующих субре гионализм своей политики. Есть основания полагать, что, оставаясь «плю ралистически однополярным» по методам управления, мир будет одно временно становиться все более децентрализованным, фрагментарным.
В третьих, в ответ на эту децентрализацию, в которой «старые» члены «се мерки» усмотрели вызов своему влиянию, Запад с 1996 года ужесточил свою политику. Были видоизменены мотивировка американского присутствия в Европе и его материально технические основы (сокращены воинские кон тингенты и выведено ядерное оружие). Началось выдвижение передовых ру бежей НАТО на Восток (в Венгрию, Польшу, Чехию). Дважды были опробова ны механизмы принятия военных решений в условиях кризиса и непосред ственного использования вооруженных сил альянса в наступательных целях за пределами национальной территории государств членов.
Действия НАТО, в свою очередь, спровоцировали другие государства.
Осенью 1999 года Россия целенаправленно начала регулярные боевые действия против мятежников в Чечне, к которым одно время проявляла терпимость. В мире понизился порог применения силы, а на вооружен ные конфликты перестали смотреть как на экстраординарные явления.
В четвертых, произошел серьезный концептуальный сдвиг в понима нии элементов международного порядка. После кризисов в Боснии и Ко сове мировое общество фактически отказалось от принципа разрешитель ности (laissezfaire), который со времен Вестфальского мира 1648 года считался системообразующим и предусматривал неограниченную свобо ду суверенных государств во внутренней политике, если они непосредст венно не угрожали безопасности других стран.
Во время войны в Косове страны НАТО вмешались во внутренние дела Сербии, не граничившей ни с кем из членов альянса. Стало ясно, что в своих действиях «семерка» руководствуется новой доктриной международного по рядка — доктриной «избирательной легитимности». В соответствии с ней страны НАТО присвоили себе право не только определять, насколько леги тимны внутриполитические действия суверенных правительств, но и уста навливать пределы государственного суверенитета. Отойти от устоявшегося Алексей Богатуров принципа упорядочения международных отношений им позволила демон страция военного превосходства НАТО над потенциальными объектами по литики «избирательной легитимности». Это увеличило потенциал недоверия и конфликтности в международной политике.
И все же, несмотря на все противоречия, можно считать 90 е годы вре менем утверждения нового международного порядка.
1. Появился — плохой или хороший — принцип «избирательной ле гитимности», которым под давлением «семерки» начинает de facto руко водствоваться международное сообщество. ООН и другие международные организации все чаще рассматривают вопрос о «законности» правитель ственной политики в отдельных государствах. На основе таких обсужде ний все шире и увереннее практикуется введение санкций и разнообраз ное парасиловое и силовое вмешательство. Раз за разом создаются пре цеденты нарушения классической нормы невмешательства во внутрен ние дела суверенных государств. Это, несомненно, одна из основных характеристик современного международного порядка.
2. Сложилось ясное соотношение сил и возможностей, определя ющих и четкую иерархию стран в мировой политике. Все понимают, ка кие государства и группировки занимают верхние ступени пирамиды, а какие теснятся у подножия.
3. Большинство стран мира, соглашаясь или не соглашаясь с факти ческим положением дел, принимают его в расчет и исходя из этого стро ят свою международную политику.
4. В мире существует — пусть слабый и несовершенный — согласи тельный механизм. Если попытки мирового общества руководить между народным сообществом рождают острые конфликты, фактические деми урги главных международных решений могут — при желании — улажи вать их с помощью ООН.
5. Институты реального (неформального) регулирования междуна родных отношений (G 7), по крайней мере, отчасти остаются полуоткры тыми. Формально в них может участвовать Россия, а в будущем и Китай. И хотя новые члены группы вряд ли скоро сравняются со старыми, любое взаимодействие в рамках «семерки» лучше отсутствия диалога и откро венной разобщенности. Скверное управление миром не хуже полной не управляемости. Это — слабое утешение: по сравнению с химерами мно гополярного мира, неизбежно тяготеющего к большим войнам, однопо лярность, может быть, и предпочтительней, но она неорганична, ибо не соответствует объективной структуре мира. Это может оказаться одной из причин недолговечности нового миропорядка.
Он не кажется надежным. Слишком многие страны отчуждены от уча стия в регулировании, и слишком откровенно его поборники полагаются на силу. В этом смысле концепция «избирательной легитимности» не вну 44 Pro et Contra • Том 4 • № 4 • Осень Синдром поглощения в международной политике шает оптимизма, ибо изменение правил в ходе игры редко кончается к всеобщему удовлетворению. Стремление Запада устанавливать эти пра вила, полагаясь на свой интерес, в современной ситуации рискованно.
Оно терпимо лишь постольку, поскольку у ведмых мировым обществом остальных членов международного сообщества нет ресурсов сопротив ляться или они полагают, что неудобная роль младшего партнера все же лучше других мыслимых альтернатив. Но такая ситуация противоречит структуре мира конгломерата; она искусственна, уязвима и неизбежно противопоставляет международное сообщество мировому обществу.
Москве современный порядок не благоприятствует, по ходу его скла дывания и регулирования ей выпало играть пассивную и ограниченную роль. Россию в мировом раскладе сил учитывают — в силу ее огромного геополитического потенциала и остаточной военной мощи. Но партне ры учитывают и ее неспособность эффективно распорядиться своими ресурсами, сформулировать цели, отвечающие ее реальным потребностям и возможностям, в том числе неумение правительства в нужный момент сосредоточить средства на приоритетных направлениях.
По своей геополитической природе Россия, где преобладает простран ственно ресурсное, а не инструментально преобразовательское нача ло, — хрупкое образование. В краткосрочной перспективе нынешняя фор мула включения в экономико производительную сферу мирового обще ства способна поднять материальное благосостояние российского насе ления. Она и сегодня позволяет рядовым россиянам жить лучше, чем гражданам бедных ресурсами Болгарии, Грузии или Армении. Смущает не роль сырьевого придатка более развитой части мира. Плохо, что нет сво боды решать, хочет ли страна выступать в такой роли, накапливая богат ство в зарубежных банках, или же предпочитает тратить меньше ресур сов, держать деньги дома и жить лучше, чем в советские времена, но скром нее, чем по средним западным стандартам.
Втиснутая в нынешней мировой порядок, Россия не только не выби рает, но даже теоретически не осмысливает издержек и преимуществ тех альтернатив, перед которыми она стоит. Как продемонстрировал фено мен «завещаемого президентства», в нынешних условиях свобода выбора в России условна. Иначе ли обстоит дело в международном сообществе * * * Последнее десятилетие ХХ века стало самым успешным с точки зрения экспансии мирового общества в отдаленные и закрытые для внешних влияний уголки планеты. В момент распада биполярности внутренне спа янное демократическое ядро международного сообщества с выгодой для себя воспользовалось эпохальным шансом и сделало рывок к формиро ванию мирового общества планетарного масштаба.
Алексей Богатуров Вместе с тем обнаружилось, что исходные ожидания в известной мере исчерпаны. Долгие годы Запад руководствовался упрощенной картиной мира. В ней как источник «неправильного» развития фигурировало поли тико идеологическое противоречие между Западом и Востоком. Теперь этот образ обнаружил свою неполноту. Не утрачивая единства, реальный мир стал проявлять себя как организм, склонный развиваться не только по законам линейного восхождения. Избавившись от страха оказаться втянутыми в ядерную схватку между двумя супергигантами, страны мира стали осмысливать собственные реалии и пытаться капитализировать внутренние культурно традиционные, социальные и иные ресурсы. В них многие видят теперь шанс устоять перед растущим давлением соблазном «стать частью Запада».
Pages: | 1 | 2 |
| 4 |
Источник