Синдром патологического фантазирования у детей симптомы
Синдром патологического фантазирования у детей – группа поведенческих, эмоциональных состояний, в основе которых лежит болезненно измененное творческое воображение ребенка, подростка. У дошкольников проявляется необычными играми с предметами бытового, рабочего назначения, перевоплощениями с неспособностью вернуться к реальности. Школьники отключаются от происходящего, визуализируют вымышленную ситуацию, прибывают в ней. В юношеском возрасте преобладают оговоры, самооговоры, вымыслы бредоподобного характера. Диагностика выполняется психиатром с помощью клинического метода, дополняется психологическими тестами, инструментальными обследованиями головного мозга. Лечение включает прием медикаментов, психотерапию.
Общие сведения
Фантазирование – аспект мышления, возникающий на определенной ступени развития. Фантазии ребенка тренируют умение оперировать образами, понятиями с отрывом от конкретной ситуации. Но связь с реальностью не теряется: произвольными усилиями процесс создания вымышленной ситуации останавливается и запускается снова, поступки остаются адекватными. Патологическое фантазирование – синдром психического расстройства. Фантазии доминируют в сознании, перевоплощают ребенка в вымышленные образы, провоцируют расстройства поведения, нарушение критики. Точные эпидемиологические данные о синдроме отсутствуют. Наибольшая распространенность определяется среди детей дошкольного, младшего школьного возраста, подростков 13-16 лет.
Синдром патологического фантазирования у детей
Причины синдрома патологического фантазирования у детей
Этиологические факторы достоверно не определены. Установлено, что развитию синдрома способствуют:
- Аффективные нарушения. Коморбидными эмоциональными расстройствами являются кратковременные дисфорические состояния с бурным аффективным выплеском, непродолжительные депрессивные реакции.
- Сверхценные образования. Патологическое фантазирование развивается при охваченности определенной идеей, увлеченности ею, при наличии паранойяльной, параноидной симптоматики. Преимущественно доминирует стремление мстить, самоутверждаться.
- Расстройства влечений. Отличаются непреодолимым, импульсивным характером. Преобладают агрессивно-садистические, сексуальные, аутоагрессивные влечения, тяга к поджогам.
- Дисбаланс психофизического развития. Синдром формируется у подростков с психофизическим инфантилизмом, дисгармоничным ускоренным развитием с акселерацией.
Патогенез
Основу патогенеза синдрома составляют невротические, психопатологические изменения эмоций и мышления. Оторванность от реальной жизни, необычность, своеобразие фантазий формируются на основе неконтролируемых влечений, сверхценных идей, эмоциональной нестабильности, импульсивности. Развитие синдрома патологического фантазирования, особенности его проявления зависят от возрастного периода – этапа развития мышления. Онтогенетическая эволюция воображения идет от форм, проявляющихся игровой активностью через оперирование образами, к отвлеченным словесно-логическим конструкциям. У детей 5-7 лет патологическое фантазирование изменяет игру; у младших школьников – мечты, представления; у юношей и девушек отражается на особенностях речи, самооценки.
Классификация
Дифференциация форм синдрома патологического фантазирования у детей производится по нескольким основаниям. По нозологической принадлежности выделяют:
- Фантазии при шизофрении. Воображение патологически изменено с детства. Фантазии характеризуются вычурностью, интровертированной направленностью, стереотипностью. На пике развития сопровождаются психическими автоматизмами, деперсонализацией, дереализацией.
- Фантазирование при расстройствах личности. Сохраняется осознанность, воображение имеет экстровертированную направленность, отражает стремление к самоутверждению.
- Фантазии на фоне поражений ЦНС. Воображение примитивно. Фантазии ригидны, имеют агрессивно-садистическую окраску.
Существует типология, различающая синдромы по клинической картине, содержанию фантазий. На этом основании выделяют:
- Фантазирование с визуализацией представлений. Возникающие образы, представления пугают ребенка, отражая его опасения, страхи.
- Фантазии о вымышленных мирах. Возникают с 6 лет. Ребенок раздражителен, неусидчив, большую часть времени пребывает в вымышленном мире.
- Фантастические истории. Включено фантазирование, сочетающееся с лживостью, сексуальными оговорами, самооговорами.
- Игровые перевоплощения. Возраст детей – 7-14 лет. Фантазирование сопровождается игрой, вживанием в придуманную роль.
- Фантазирование об особых увлечениях. Характерно для детей 6-13 лет. Возникает на базе шизоидных черт, неконтактности.
- Компенсаторные фантазии. Формируются в возрасте 9-15 лет. Фантазии уравновешивают влияние фрустрации, связаны с наиболее значимыми переживаниями ребенка, являются инструментом защиты.
Симптомы синдрома патологического фантазирования у детей
Клиническая картина во многом определяется возрастом ребенка. Дошкольники увлечены необычными формами игровой деятельности. Дети подолгу пребывают в уединении, не принимают участия в играх сверстников. Редко используют игрушки, предпочитают им предметы другого назначения – посуду, книги, обувь, части собственного тела. Имитация мира реальных объектов, воссоздание существующих отношений людей и вещей неинтересны.
Дети могут проявлять агрессию, активно избавляться от игрушек. Параллельно формируется патологическая привязанность к одной из них: ребенок всегда держит ее в руках, при потере становится тревожным, плачет. Содержание игры стороннему наблюдателю непонятно. Пациенты не хотят, не могут пояснить его. Сюжет не отражает реальных отношений и ситуаций. Внешне дети остаются молчаливыми, малоподвижными либо многословными, экспрессивными. Характерно задавание странных, слишком отвлеченных для данного возраста вопросов: «что случится, когда упадет солнце?», «когда все кончается, что бывает потом?». Расспросы продолжительные, назойливые.
Младшие школьники имеют визуализированные фантазии, оторванные от настоящего. Содержание представлений разнообразно: нашествие насекомых, сражение с чудовищами, путешествие в сказочный мир, полеты на луну, войны на дне моря. Внешне кажется, что ребенок отключается от действительности, вживается в роль, утрачивая собственную идентичность. «Возвращаясь» он долгое время пребывает под впечатлением сюжета. Фантазии могут иметь агрессивный, садистический характер, воплощаться в сценах собственной гибели, могущества. Образы актуализируют аффективные отклонения: подавленность, приподнятое настроение, страхи, тревогу.
Для подросткового и юношеского возраста характерны вербальные, графические формы фантазий. Это могут быть компрометирующие себя либо других людей истории. Подростки излагают фантазии письменно, зарисовывают их, воспроизводят в компьютерных программах. Содержание выражает аффективные, бредоподобные идеи. Например, в рисунках обнаруживаются сцены необычной, странной смерти, разрушения, унижения, пыток. Подросток при этом может быть в роли жертвы, судьи, Бога, убийцы. Встречаются хвастливые фантазии с преувеличением собственных возможностей, способностей. Воображаемые истории не воспринимаются как бахвальство, выдумки принимаются за правду. Иногда фантазии отображаются в составлении планов, схем, чертежей. Подростки создают схемы движения транспорта, витиеватые туристические маршруты, строят чертежи подводных лодок, космических кораблей, городов.
Осложнения
Длительное течение синдрома без лечения приводит к развитию бредоподобного фантазирования. Данная форма эквивалентна психотическим нарушениям, часто называется бредом воображения. Пациент совершает поступки, соответствующие фантазиям: покупает вещи, не будучи в состоянии заплатить; принимает выдуманную роль настолько, что окружающие полностью верят ему. Доминирование фантазий и отсутствие нравственности формируют поведение преступника, насильника, мошенника, самоубийцы. У эмоционально лабильных детей синдром патологического фантазирования осложняется депрессиями, тревожно-мнительными состояниями. Возрастает риск самоповреждений, суицида во время фантазирования.
Диагностика
Основой диагностики является клинико-психопатологический метод. Дополнительно выполняется психологическое и инструментальное обследование. Процесс постановки диагноза включает следующие процедуры:
- Клиническая беседа. Проводится детским психиатром. В разговоре с пациентом, родителями он определяет, существует ли аутистическая оторванность представлений, образов от реального мира; контролируется ли течение фантазий; присутствует ли однообразие, стереотипии, эмоциональная охваченность; остается ли активным внимание; насколько устойчиво, длительно фантазирование; оценивает, осознает ли пациент болезненность расстройства. По данным опроса психиатр устанавливает наличие/отсутствие патологии.
- Психодиагностика. Выполняется проективными и психометрическими методами. По результатам психолог определяет ведущие личностные черты, доминирующие аффективные состояния (вспыльчивость, тревожность, депрессию, дисфорию). Выясняет содержание, продолжительность фантазий, оценивает их влияние на эмоциональную сферу, рассчитывает риск социальной дезадаптации, суицида, нанесения вреда другим.
- Инструментальные методы. Исследование дополняется результатами магнитно-резонансной томографии, компьютерной томографии головного мозга, электроэнцефалографии. При постановке диагноза учитываются комментарии (выписка) детского невролога.
Синдром патологического фантазирования необходимо различать с непатологическими фантазиями, характерными для детей. Дифференциальная диагностика основана на учете ряда критериев: стереотипности фантазий, оторванности от реальности, сохранности произвольного внимания в период фантазирования, возможности управлять фантазиями, наличия критического отношения к фантазиям.
Лечение синдрома патологического фантазирования у детей
Устранение синдрома выполняется в рамках лечения основного заболевания – шизофрении, расстройства личности, органического поражения нервной системы. Комплексный терапевтический подход включает:
- Применение медикаментов. В зависимости от принадлежности синдрома к основному расстройству подбирается сочетание психотропных препаратов, нейролептиков, транквилизаторов, антидепрессантов, ноотропов. Схема лечения, дозировка определяются врачом индивидуально.
- Детская психотерапия. Используются методы гештальт-терапии, направленные на развитие самоосознавания, и поведенческие методы, позволяющие переориентировать пациента с фантазий на внешнюю ситуацию. Работа проводится в период ремиссии основной болезни. Дополнительно осуществляется коррекция эмоционального состояния, формирование адекватной самооценки.
- Социальная реабилитация. Завершающим этапом являются реабилитационные мероприятия. Психологи, педагоги, родители организуют условия для принятия ребенка социальными группами. По возможности возобновляется посещение детского сада, школы. Подбираются интересные занятия, удерживающие внимание в реальности – групповые виды спорта, танцы.
Прогноз и профилактика
По глубине поражения психических функций различают фантазирование невротического уровня и бредоподобные фантазии психотического уровня. Прогноз наиболее благоприятен при синдроме невротического типа. Успешная коррекция возможна благодаря относительно сохранным критическим способностям, возможности установить продуктивный контакт. При психотических расстройствах лечение более продолжительное: необходимо устранить продуктивную симптоматику, на этапе ремиссии проводить основную терапию. Профилактика синдрома заключается в регулярном медицинском наблюдении за течением основной патологии, предупреждении обострений. Со стороны родителей необходима правильная организация досуга: стоит избегать волнующих, тревожащих событий, выбирать занятия, требующие постоянного активного внимания ребенка (групповые игры, спорт).
Источник
Позитивным симптомом шизофрении является синдром патологического фантазирования, который наблюдается, как у взрослых, так и у детей. Чаще этот синдром наблюдается у детей и подростков. Значительно реже он встречается среди взрослых пациентов. Как правило, такие пациенты имеют признаки инфантилизма. Общие признаки, характерные для синдрома патологического фантазирования:
- Оторванность от реального мира и пребывание в необычном мире фантазий.
- Отсутствие влияния внешних факторов на поток фантазий. Процесс фантазирования воспринимается, как собственная психическая активность. Фантазии однообразны и стереотипны.
- Эмоциональная погруженность в содержание фантазий, которые представляются пациентам гораздо более важными и интересными по сравнению с происходящим в действительности.
- Активное внимание сильно снижено из-за преобладания пассивного внимания. Все внимание пациента приковано к его фантазиям.
- Фантазирование носит устойчивый, длительный характер. В отдельных случаях, оно может продолжаться годы.
- Снижено активное воображения. Произвольная интеллектуальная деятельность недостаточно продуктивна.
- Пациент не осознает болезненности своего фантазирования и не предпринимает активных попыток воспрепятствовать им.
- Фантазии содержат яркие образы, мало отличающиеся от образов реальной действительности.
Синдром патологического фантазирования у детей
- В дошкольном возрасте дети играют в полном уединении и не играют с другими детьми или взрослыми. В игровой деятельности игнорируют детские игрушки, но используют предметы быта, одежды, частей собственного тела или др. У некоторых детей может возникнуть агрессия к игрушкам, другие избавляются от них или чрезмерно привязываются. Сюжеты детских игр бывает трудно понять, потому что они не воспроизводят реальные ситуации, а сформированы под влиянием какой-то мнимой реальностью. Дети в игре могут молчать или, наоборот, много и громко говорить. Часто, они бывают чрезмерно экспрессивными. К этому типу фантазирования также относят вопросы, которые кажутся слишком отвлеченными, умными и странными для детского возраста. Например, эти вопросы могут быть связаны со временем, вечностью и т. п. Эти вопросы дети могут повторять множество раз. У здоровых детей тоже появляется много вопросов к взрослым, но они более конкретны и быстро удовлетворяются ответами.
- Ранний школьный возраст характеризуется визуализированными фантазиями, которые оторваны от реальности. Дети, представляют себе нашествия саранчи, сражения с динозавром, путешествия в космос, нападения врагов, выступления на большой сцене и др. Они уходят в свои фантазии вплоть до потери собственной идентичности. Отключившись от реальной действительности, они представляют себя героями всех воображаемых событий. Иногда фантазии носят агрессивный или садистический характер. Они более характерны для пациентов с шизофренией. Фантазии могут сочетаться с аффективными нарушениями: страхи, подавленность, тревога, приподнятое настроение.
Синдром патологического фантазирования у подростков
Подростковый и юношеский периоды характеризуются вербальным и графическим фантазированием. Например, это вымышленные истории — оговоры и самооговоры. Иногда, пациенты воплощают свои фантазии в рисунках или письменном виде. И то, и другое имеет явный отпечаток патографии, в них четко выражены аффективные, а также бредоподобные переживания. К примеру, пациент разрисовал стены своей комнаты мрачными рисунками, изображающими смерть и разрушения. Другой пациент написал рассказ со сценами пыток и казней, где себя с удовольствием описывает в сценах насилия. Часто встречаются пациенты, которые любят похвастаться или такие, которые сильно преувеличивают свои возможности и способности, причем, принимают свои фантазии за правду.
Для людей более позднего возраста характерны короткие или длительные эпизоды патологического фантазирования. В таких фантазиях пациент воображает себя в разных ролях и какое-то время живет жизнью своего героя. Потом он может придумать другую роль. Под свою роль пациент может менять свою внешность, например, прическу. Может менять одежду, манеры, походку, голос и т. д. Например, он может вообразить себя наркоманом и, не являясь таковым, уподобляется придуманному образу так, что от настоящего наркомана его бывает трудно отличить. При этом человек может даже и не принимать никаких наркотических веществ. Пациент при этом может испытывать острые ощущения, сильные эмоции, необычные переживания. Поэтому становиться собой ему не хочется, и состояние может продолжаться годы. Все вышесказанное доказывает болезненную потребность в патологическом фантазировании и нарушение самосознания.
Феномены перевоплощения встречаются у пациентов в разном возрасте. Это состояние характеризуются отождествлением фантазий с реальностью. Оно бывает временным или неполным. К. Ясперс определял это, как грезы наяву. Например, человек, находящийся в заключении, воображает себя богачом, он разрабатывает проекты новых городов, чертит планы. Пациент так сильно погружается в свои фантазии, что перестает различать истинную и ложную действительность. Дети дошкольного возраста перевоплощаются в игре. Это характерно для аутичных детей. Они глубоко вживаются в созданный в воображении образ, и некоторое время отождествляют себя с ним. Отождествление длится несколько суток или меньше, но может повторяться неоднократно.
Бредоподобное фантазирование — это предельная форма патологического фантазирования, которая сливается с психотическим нарушением. Иногда это состояние называют бредом воображения. Человек покупает дорогие вещи, которые он не может оплатить; входит в роль инспектора, проверяющего школу. При этом ведет себя так уверенно и естественно, что никто не подозревает обмана. К. Ясперс такому расстройству дал обозначение «лабильность сознания», Е. Блейлер называет таких пациентов лгунами и плутами. Он указывает, что они настолько сживаются со своими фантазиями, что если у них отсутствуют сильные нравственные чувства, то они становятся мошенниками или жуликами высшего пилотажа.
О других позитивных симптомах шизофрении >>
Бред – это симптом психических расстройств, проявляющийся стойкими неверными идеями, которые не поддаются переубеждению…. __
Агрессия — термин, трактующийся в мировой науке далеко неоднозначно. Американские исследователи Бэрон и Ричардсон предложили в 80-х годах… __
Шизофрения – психическое расстройство, которым страдают 0,5-1% населения. Как никакое другое заболевание, шизофрения… __
*/
Дисморфофобия — искажённое, неправильное представление человеком о своей внешности. Человек может воспринимать себя или слишком… __
*/
Человек воспринимает окружающую действительность благодаря основным органам чувств. Органами чувств являются уши (слух), глаза (зрение… __
Шизофрения — это термин, включающий в себя ряд серьёзных психических расстройств. Заболевание очень распространено и встречается во всех… __
Источник