Синдром патологического фантазирования при шизофрении
Позитивным симптомом шизофрении является синдром патологического фантазирования, который наблюдается, как у взрослых, так и у детей. Чаще этот синдром наблюдается у детей и подростков. Значительно реже он встречается среди взрослых пациентов. Как правило, такие пациенты имеют признаки инфантилизма. Общие признаки, характерные для синдрома патологического фантазирования:
- Оторванность от реального мира и пребывание в необычном мире фантазий.
- Отсутствие влияния внешних факторов на поток фантазий. Процесс фантазирования воспринимается, как собственная психическая активность. Фантазии однообразны и стереотипны.
- Эмоциональная погруженность в содержание фантазий, которые представляются пациентам гораздо более важными и интересными по сравнению с происходящим в действительности.
- Активное внимание сильно снижено из-за преобладания пассивного внимания. Все внимание пациента приковано к его фантазиям.
- Фантазирование носит устойчивый, длительный характер. В отдельных случаях, оно может продолжаться годы.
- Снижено активное воображения. Произвольная интеллектуальная деятельность недостаточно продуктивна.
- Пациент не осознает болезненности своего фантазирования и не предпринимает активных попыток воспрепятствовать им.
- Фантазии содержат яркие образы, мало отличающиеся от образов реальной действительности.
Синдром патологического фантазирования у детей
- В дошкольном возрасте дети играют в полном уединении и не играют с другими детьми или взрослыми. В игровой деятельности игнорируют детские игрушки, но используют предметы быта, одежды, частей собственного тела или др. У некоторых детей может возникнуть агрессия к игрушкам, другие избавляются от них или чрезмерно привязываются. Сюжеты детских игр бывает трудно понять, потому что они не воспроизводят реальные ситуации, а сформированы под влиянием какой-то мнимой реальностью. Дети в игре могут молчать или, наоборот, много и громко говорить. Часто, они бывают чрезмерно экспрессивными. К этому типу фантазирования также относят вопросы, которые кажутся слишком отвлеченными, умными и странными для детского возраста. Например, эти вопросы могут быть связаны со временем, вечностью и т. п. Эти вопросы дети могут повторять множество раз. У здоровых детей тоже появляется много вопросов к взрослым, но они более конкретны и быстро удовлетворяются ответами.
- Ранний школьный возраст характеризуется визуализированными фантазиями, которые оторваны от реальности. Дети, представляют себе нашествия саранчи, сражения с динозавром, путешествия в космос, нападения врагов, выступления на большой сцене и др. Они уходят в свои фантазии вплоть до потери собственной идентичности. Отключившись от реальной действительности, они представляют себя героями всех воображаемых событий. Иногда фантазии носят агрессивный или садистический характер. Они более характерны для пациентов с шизофренией. Фантазии могут сочетаться с аффективными нарушениями: страхи, подавленность, тревога, приподнятое настроение.
Синдром патологического фантазирования у подростков
Подростковый и юношеский периоды характеризуются вербальным и графическим фантазированием. Например, это вымышленные истории — оговоры и самооговоры. Иногда, пациенты воплощают свои фантазии в рисунках или письменном виде. И то, и другое имеет явный отпечаток патографии, в них четко выражены аффективные, а также бредоподобные переживания. К примеру, пациент разрисовал стены своей комнаты мрачными рисунками, изображающими смерть и разрушения. Другой пациент написал рассказ со сценами пыток и казней, где себя с удовольствием описывает в сценах насилия. Часто встречаются пациенты, которые любят похвастаться или такие, которые сильно преувеличивают свои возможности и способности, причем, принимают свои фантазии за правду.
Для людей более позднего возраста характерны короткие или длительные эпизоды патологического фантазирования. В таких фантазиях пациент воображает себя в разных ролях и какое-то время живет жизнью своего героя. Потом он может придумать другую роль. Под свою роль пациент может менять свою внешность, например, прическу. Может менять одежду, манеры, походку, голос и т. д. Например, он может вообразить себя наркоманом и, не являясь таковым, уподобляется придуманному образу так, что от настоящего наркомана его бывает трудно отличить. При этом человек может даже и не принимать никаких наркотических веществ. Пациент при этом может испытывать острые ощущения, сильные эмоции, необычные переживания. Поэтому становиться собой ему не хочется, и состояние может продолжаться годы. Все вышесказанное доказывает болезненную потребность в патологическом фантазировании и нарушение самосознания.
Феномены перевоплощения встречаются у пациентов в разном возрасте. Это состояние характеризуются отождествлением фантазий с реальностью. Оно бывает временным или неполным. К. Ясперс определял это, как грезы наяву. Например, человек, находящийся в заключении, воображает себя богачом, он разрабатывает проекты новых городов, чертит планы. Пациент так сильно погружается в свои фантазии, что перестает различать истинную и ложную действительность. Дети дошкольного возраста перевоплощаются в игре. Это характерно для аутичных детей. Они глубоко вживаются в созданный в воображении образ, и некоторое время отождествляют себя с ним. Отождествление длится несколько суток или меньше, но может повторяться неоднократно.
Бредоподобное фантазирование — это предельная форма патологического фантазирования, которая сливается с психотическим нарушением. Иногда это состояние называют бредом воображения. Человек покупает дорогие вещи, которые он не может оплатить; входит в роль инспектора, проверяющего школу. При этом ведет себя так уверенно и естественно, что никто не подозревает обмана. К. Ясперс такому расстройству дал обозначение «лабильность сознания», Е. Блейлер называет таких пациентов лгунами и плутами. Он указывает, что они настолько сживаются со своими фантазиями, что если у них отсутствуют сильные нравственные чувства, то они становятся мошенниками или жуликами высшего пилотажа.
О других позитивных симптомах шизофрении >>
Бред – это симптом психических расстройств, проявляющийся стойкими неверными идеями, которые не поддаются переубеждению…. __
Агрессия — термин, трактующийся в мировой науке далеко неоднозначно. Американские исследователи Бэрон и Ричардсон предложили в 80-х годах… __
Шизофрения – психическое расстройство, которым страдают 0,5-1% населения. Как никакое другое заболевание, шизофрения… __
*/
Дисморфофобия — искажённое, неправильное представление человеком о своей внешности. Человек может воспринимать себя или слишком… __
*/
Человек воспринимает окружающую действительность благодаря основным органам чувств. Органами чувств являются уши (слух), глаза (зрение… __
Шизофрения — это термин, включающий в себя ряд серьёзных психических расстройств. Заболевание очень распространено и встречается во всех… __
Источник
Это разнородная в психопатологическом отношении и отличающаяся разнообразием форм проявлений группа состояний, общим для которых является их тесная связь с болезненно измененным воображением (фантазированием) ребенка или подростка. Патологическое фантазирование встречается у детей разного возраста и подростков, в связи с чем не может быть отнесено к проявлению какого-либо одного уровня нервно-психического реагирования.
Склонность к фантазированию, как одно из проявлений воображения, свойственна здоровым детям. Особенно ярко она выступает в играх и мечтах ребенка. Живость воображения и связанная с ним склонность к фантазии в детском возрасте отчасти связаны с относительной слабостью его абстрактного мышления, деятельность которого с возрастом подчиняет себе воображение. В связи с незрелостью психики ребенка, грань между образами фантазии и реальностью у него не столь четкая, как у взрослого. Эти особенности детской психики обуславливают относительную легкость возникновения не только обычных, не болезненных, но и патологических фантазий в случае расстройств психической деятельности.
Разным периодам детского и подросткового возраста свойственны различные (как по внешним проявлениям, так и психопатологически) синдромы патологического фантазирования. Это находится в определенной связи с возрастной эволюцией воображения от его ранних форм, проявляющихся в игровой деятельности, через преимущественно образное воображение к отвлеченным, словесно-логическим формам воображения.
Впервые о возникновении патологического фантазирования можно говорить у детей преддошкольного возраста (3-5 года), когда оно выражается в виде своеобразной, непривычной для здоровых детей игровой деятельности, которая в зависимости от характера заболевания, особенностей личности ребенка и среды, в которой он растет, может проявляться в разных формах.
Одной из них, представляющей рудиментарное проявление деперсонализации, является игровое перевоплощение. При этом ребенок на какое-то время, иногда довольно длительное (от нескольких дней до нескольких недель) как бы перевоплощается в тот или иной образ, например, животного (волк, заяц, лошадь, собака), какого-то персонажа из сказки или услышанной книги, иногда в образ выдуманного фантастического существа или даже неодушевленный предмет. Поведение ребенка изменяется в соответствии с его представлениями об облике и образе жизни данного существа или животного.
Так, например, 4-5-ти летний мальчик перевоплощается в «паровоз» и часами изображает езду по рельсам, крутя руками или ногами как колесами, издавая гудки, делая остановки для того, чтобы «загрузиться углем и водой». Или 4-5-ти летний мальчик перевоплощается в собаку, залезает под стол, лает на других детей, кусает их. При этом отвлечь детей от этих игр, игровых перевоплощений, переключить на другие занятия очень трудно. Прием пищи, необходимые режимные моменты они выполняют поспешно и механически, тут же возвращаясь к «своим» играм. Отмечается особая охваченность процессом игры, т.е. можно говорить о механизмах сверхценности.
Патологические фантазии данного типа, т.е. в виде игрового перевоплощения у детей 3-5-ти лет встречаются при вялотекущей шизофрении, как проявления психогенных реакций, а также в редких случаях при органических поражениях головного мозга.
В случаях шизофрении перевоплощение:
а) имеет особенно полный характер — ребенок в течении некоторого времени совершенно не может быть возвращен к реальности, он целиком захвачен патологической игровой деятельностью, попытки отвлечь его от нее вызывают у ребенка бурный протест с криками, негативизмом, иногда даже с агрессией;
б) имеет типичный так называемый аутистический характер поведения, проявляющийся в том, что при этом ребенок не замечает окружающих, не стремится привлечь к игре других детей, часто не вступает в речевой контакт;
в) очень характерны односторонние стереотипные игры.
При психогенных расстройствах игровое перевоплощение чаще всего имеет характер реакций гиперкомпенсации и несколько реже оно может быть выражением истероидных реакций. В первом случае ребенок в игровом образе олицетворяет нереализованные желания и стремления, подавляет чувство неполноценности, неудовлетворенности своим положением. Так, слабый ребенок, которого постоянно обижают другие дети и который не может постоять за себя, перевоплощается, например, в волка, на время становится сильным и злым существом, которого все боятся. Примером примитивных истероидных реакций в форме игрового перевоплощения, может быть, например, поведение девочки 4-6 лет, постоянно стремящейся быть в центре внимания и для этого постоянно перевоплощающейся то в собачку, то в котенка, то в принцессу, обращая этим на себя повышенное внимание взрослых, постоянно обращаясь к ним, чтобы услышать похвалу в свой адрес.
Психогенное игровое перевоплощение всегда имеет содержание, связанное с определенной ситуацией и психологически понятное, оно отличается меньшей глубиной «ухода в озображаемый образ», меньшей степенью «охваченности» ребенка, сохранением у него контактов с реальной ситуацией.
У детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста патологическое фантазирование чаще всего выступает в форме синдрома образного патологического фантазирования. В основе его лежат яркие образы воображения, мечты, приобретающие характер чувственно ярких представлений. Образные фантазии активно вызываются самим ребенком, который испытывает определенную потребность в них, а в процессе фантазирования нередко переживает чувство удовольствия. Содержание образных фантазий весьма разнообразно и в значительной степени зависит от характера заболевания, при котором возникает.
Дети ярко представляют различных животных, маленьких человечков, детей, мысленно играют с ними, наделяют их теми или иными именами и прозвищами, вместе с ними путешествуют, попадают в незнакомые страны, красивые города, а иногда и на другие планеты. У мальчиков образные фантазии часто связаны с военной тематикой, они представляют собой сцены сражений, в которых нередко участвуют воины прошлого (средневековые рыцари). Детям видятся убитые, раненые, разные виды оружия и т.п.
Сюжет фантазий может быть взят из повседневной жизни, придуман ребенком или заимствован из услышанной или прочитанной книги, сказки, фильма и т.п.
У некоторых детей образы фантазий имеют неприятный или даже устрашающий характер, как, например, сцены стихийных бедствий и катастроф, «глаз черта» и др. В некоторых случаях образное фантазирование может носить даже садистический характер, когда представляются сцены убийств, казней, пыток. Такое образное фантазирование садистического характера может наблюдаться не только в детском, но и в пубертатном возрасте.
Образное патологическое фантазирование встречается в основном при:
1. Шизофрении (особенно вялотекущей), тогда образные патологические фантазии:
— с самого начала далеки от реальности;
— нередко вычурны (кошачий город);
— имеют ярко выраженный аутистический характер, в связи с чем близкие и родители часто впервые узнают о наличии особых фантазий у ребенка только во время консультации детского психиатра;
— обладают тенденцией сравнительно быстро трансформироваться в элементарные псевдогаллюцинации и другие галлюцинаторно-бредовые нарушения.
2. Формирующейся шизоидной психопатии или шизоидной акцентуации характера, тогда образные патологические фантазии:
— более изменчивы по содержанию в зависимости от меняющейся ситуации;
— в них можно видеть патологическое выражение различных психотравмирующих ситуаций, связанных с неумением ребенка установить контакт со сверстниками (например, фантазии о нахождении в чужом лесу, окруженным дружелюбными зверями).
3. Психогенных реакциях, преимущественно реакциях компенсации и гиперкомпенсации при чувстве неполноценности, страхах. Так, например, образные представления каких-либо добрых существ, которые защищают ребенка (гномы, люди, животные как бы появляются в тех реальных ситуациях, когда ребенку было плохо, когда его обижали и они помогают, спасают его).
Особую форму патологического фантазирования представляет фантазирование познавательного характера, основанное на сверхценном увлечении какой-либо областью знаний. В дошкольном и младшем школьном возрасте фантазирование данного типа проявляется в сверхценном увлечении составлением различных схем, маршрутов, географических карт (например, хождение по всем улицам и составление каталога улиц; путешествия по всем трамвайным или автобусным маршрутам и т.д.).
Познавательные фантазии отвлеченного характера встречаются преимущественно при шизофрении либо при наличии формирующейся шизоидной психопатии. В первом случае они имеют выраженный аутистический характер, нередко нелепы, обнаруживают тенденцию нарастания нелепости и переходу в параноидные и парафренные бредовые идеи. Во втором случае, при формирующейся психопатии познавательные фантазии отвлеченного характера психологически более или менее понятны и носят гиперкомпенсаторный характер, возникая под влиянием различных неблагоприятных ситуаций, связанных с трудностями адаптации в коллективе.
В пубуртатном возрасте, наряду с познавательными фантазиями, наблюдается характерный для этого возраста синдром самооговоров и оговоров, связанный с повышенными и извращенными влечениями.
Чаще всего это самооговоры мальчиков-подростков, которые рассказывают о мнимом участии в ограблениях, воровстве, вооруженных нападениях, угонах автомашин, принадлежности к различным бандам, шпионским организациям, рэкетирам. Фантазии обычно имеют детективно-приключенческий характер, изобилуют вымышленными деталями, названиями явок, кличками членов шайки, жаргонными выражениями. С целью доказательства «истинности» всех этих историй подростки сами пишут измененным почерком и подкидывают знакомым записки, якобы полученные ими от главарей и членов шайки, в которых содержатся всевозможные требования, угрозы, нецензурные выражения. Самооговоры нередко сочетаются с оговорами других лиц.
У девочек-подростков оговоры нередко носят характер ложных обвинений в изнасиловании.
Как при самооговорах, так и при оговорах подростки временами почти начинают верить в реальность своих фантазий. Этот момент, а также красочность и эмоциональная заряженность сообщений о вымышленных событиях часто ведут к тому, что окружающие считают их правдивыми, в связи с чем возникают попытки расследования с привлечением милиции и т.п.
Патологические фантазии типа оговоров и самооговоров встречаются, с одной стороны, при шизофрении, а, с другой — при некоторых пограничных психических расстройствах, в особенности у подростков с ускоренным половым созреванием.
При шизофрении синдром оговоров и самооговоров склонен приобретать парафренную структуру, т.е. почти космический размах с карикатурно гиперболизированными, нередко нелепыми фантазиями, грубой переоценкой личностных качеств. Характерна яркая садистическая окраска фантазий. В этом случае (при шизофрении) фантазии в динамике постепенно трансформируются в идеи преследования и конфабуляторно-парафренные построения (типа бреда воображения), нередко с включением явлений психического автоматизма.
При пограничных состояниях самооговоры и оговоры встречаются у лиц с истероидными чертами, как правило, на фоне дисгармонично протекающего пубертатного периода и значительным усилением полового влечения. В этих случаях фантазии более просты, лишены вычурности, в них отсутствует стремление к гиперболизации поступков, к символике, не отмечается трансформации в бредовые идеи, менее выражен садистический компонент.
При маниакальном состоянии в пубертатном возрасте может встречаться особое патологическое фантазирование с идеями переоценки собственной личности и величия. К этой группе фантазий могут быть отнесены высказывания следующего типа : «Я одной левой поднимаю штангу в 100 кг», «Со мной дрались 10 взрослых и я их разбросал как щенков», «Я задавал вопросы академикам и они не смогли мне ответить». Содержание таких фантазий обычно нестойкое, подростки легко отказываются от них. Подобные фантазии встречаются при маниакальных состояниях разной нозологической принадлежности (шизофрения, циклотимия, экзогенно-органические психические расстройства и другие).
Заключая тему «Синдромы патологического фантазирования», краткие выводы:
В норме возрастное фантазирование не нарушает резко поведение детей, легко отличается ими от реальности, не складывается в психопатологический синдром. Сохранение склонности к фантазированию после 15 лет свидетельствует об отклонении от нормального психического развития.
Фантазирование, как психопатологический феномен определяется следующим набором признаков:
1. Устойчивая склонность к фантазированию.
2. Сверхценное содержание фантазий, когда последние становятся более значимыми, чем события реальной действительности.
3. Наличие феномена «ухода в мир грез и фантазий».
4. Готовность к перевоплощению в вымышленные образы.
5. Гипер- или псевдокомпенсаторные механизмы фантазирования.
6. Связь нарушений поведения с содержанием фантазий.
7. Устойчивые тенденции к реализации фантазий, несмотря на меры воспитательного характера (т.е. некоррегируемость).
Дата добавления: 2016-10-06; просмотров: 1515 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник