Синдром панической атаки у ребенка
Панические атаки у детей – внезапные спровоцированные либо беспричинные приступы страха, сопровождающиеся вегетативными нарушениями. Приступ длится до 20-25 минут, тревога переходит в панику, повышается артериальное давление, учащается дыхание, сердцебиение, возникает тремор конечностей. Часто отмечаются нарушения работы пищеварительного тракта, мочеиспускательной системы. Основная диагностика проводится психиатром, по необходимости дополняется обследованием клинического психолога, невролога. Лечение включает применение медикаментов для купирования атак, психотерапию для предупреждения их последующего развития.
Общие сведения
Паника является нормальной реакцией организма при возникновении ситуации, опасной для жизни, здоровья. Страх мобилизует функции организма: происходит выделение адреналина, учащается пульс, ускоряется сердцебиение, активизируется инстинкт самосохранения. Формируется готовность к бегству, атаке. В патологических случаях эта цепочка реакций запускается без внешней опасной ситуации. Термин «панические атаки» как отельная клиническая единица используется с 1980 года, его синонимами являются «паническое расстройство», «пароксизмальная тревога». В неврологии заболевание обозначается как вегетативно-сосудистый криз. Распространенность в популяции составляет 3%. Среди детей заболеванию больше подвержены школьники.
Панические атаки у детей
Причины панических атак у детей
Паническое расстройство развивается как результат взаимодействия биологических, психологических, социальных факторов. К биологическим причинам заболевания относятся:
- Поражения нервной системы. Приступы провоцируются нарушениями вегетативной регуляции, пре- и постнатальными травмами, неврологическими инфекциями.
- Гормональный дисбаланс. Половое созревание, начало половой жизни, менструаций – периоды повышенного риска развития болезни.
- Интоксикации. Злоупотребление алкоголем, наркомания, лекарственные отравления увеличивают вероятность заболевания.
- Наследственная отягощенность. Существует генетическая основа панических атак: заболеваемость родственников первой линии составляет 15-17%.
Психологическими причинами панического расстройства являются определенные характерологические особенности. К развитию болезни предрасполагают следующие черты:
- Демонстративность. Основу составляет жажда внимания, признания со стороны окружающих, стремление показать себя с лучшей стороны, быть в центре внимания.
- Ипохондричность. Постоянное внимание к собственному самочувствию, повышенная напряженность, нервозность при ухудшении здоровья провоцируют приступы паники аналогичной направленности.
- Тревожная мнительность. Дети отличаются повышенной внушаемостью, впечатлительностью. Тревожность становится базой для развития панического расстройства.
К социальным факторам относится неблагополучная семейная обстановка: алкоголизм родителей, конфликты, насилие, эмоциональная холодность (депривация потребности в близких отношениях), трудные материально-бытовые условия. Общая патологическая основа этих ситуаций – страх, неопределенность, необходимость защищать себя.
Патогенез
Патогенез панических атак у детей основан на взаимодействии нейробиологических и социально-психологических факторов. Первая группа представлена специфической активностью лимбической системы. Она провоцируется изменением баланса нейромедиаторов и гормонов: повышенной секрецией катехоламинов, серотонина, ускоренным метаболизмом норадреналина, снижением концентрации ГАМК. Биологический фактор предрасположенности к фобическим, паническим расстройствам активизируется специфическими жизненными обстоятельствами: частыми стрессами, авторитарным воспитанием, эмоционально холодным отношением, повышенными требованиями. В таких ситуациях необходима постоянная бдительность в отношении враждебных воздействий, формируются функциональные комплексы организма, подготавливающие к атаке, бегству. Их основой является чувство страха, паника.
Классификация
Панические атаки в детском возрасте могут существенно различаться по симптоматике. По развернутости проявлений, ассоциированных с паникой, в педиатрии различают:
- Большие, развернутые приступы. Присутствует минимум 4 симптома. Частота атак – одна в неделю/месяц.
- Малые приступы. Наличие менее 4 симптомов. Возникают несколько раз в сутки.
Другая классификация основана на выраженности определенных симптомов приступа. Выделяют вегетативные, гипервентиляционные, фобические, конверсионные, сенестопатические, аффективные (депрессивно-дисфорические) панические атаки.
Симптомы панических атак у детей
Приступы возникают спонтанно, объективно не связаны с ситуациями угрозы для жизни или реальной опасности, может выявляться субъективный страх – боязнь выйти на улицу, заговорить с незнакомцем. Центральное место в клинической картине занимает эпизод интенсивного страха, необъяснимого дискомфорта – пароксизмальная тревога. Он развивается внезапно, разворачивается за 3-10 минут, длится 10-20 минут. Интенсивность симптомов варьируется от внутреннего напряжения до выраженной паники.
Частыми вегетативными признаками являются усиленное, учащенное сердцебиение, потливость, сухость во рту, тремор, дрожь. Могут присутствовать затруднения дыхания, чувство нехватки воздуха, ощущение сдавливания и боль в груди, тошнота, дискомфорт в области живота. У детей младшего возраста отмечается рвота, непроизвольное опорожнение кишечника, мочевого пузыря. Иногда возникает ощущение кома в горле, нарушается координация движений, походка становится шаткой, снижается острота зрения, слуха, развиваются судороги, псевдопарезы конечностей, онемение, покалывание.
Психическое состояние характеризуется легким помутнением сознания: головокружением, неустойчивостью, обморочностью, пространственной дезориентацией. Появляется ощущение, что окружающее нереально. Беспричинный страх трансформируется в страх смерти, потери контроля, сумасшествия. Пациент выглядит испуганным, растерянным. Плач нехарактерен, часто присутствуют всхлипывания, вскрикивания. После приступа ребенок слаб, выглядит уставшим, плачет.
Панические атаки чаще развиваются днем, характерны для периода бодрствования, но возможны и приступы во сне. Появление симптомов исключительно ночью наблюдается крайне редко. У некоторых детей приступ страха возникает перед засыпанием или сразу после него, во время сна, после случайного пробуждения ночью. В подобных случаях к основным симптомам добавляется бессонница.
Осложнения
Без соответствующего лечения панические атаки у детей становятся причиной психических и соматических осложнений. Интенсивная выработка гормонов стресса может провоцировать неврозы, эпилепсию, заболевания сердца, сосудов, невралгии, обмороки, сопровождающиеся риском травм. Длительное течение панического расстройства приводит к депрессии, формированию фобий, социальной дезадаптации: ребенок постоянно подавлен, не интересуется учебой, не имеет увлечений, напряжен из-за возможного развития паники, боится выходить из дома, оставаться один (без помощи).
Диагностика
Часто диагностика панических атак начинается с посещения педиатра, детского невролога, но между приступами никаких отклонений в нервной системе, внутренних органах не обнаруживается. Результаты лабораторных, инструментальных исследований в норме. Специфической диагностикой расстройства занимаются:
- Врач-психиатр. Специалист проводит опрос пациента, родителей: уточняет, когда впервые появились приступы, какова их частота, существуют ли факторы, провоцирующие панику, страдают ли от панического расстройства близкие родственники. При постановке диагноза учитываются данные неврологического обследования. Для получения дополнительной информации об эмоционально-личностной сфере врач может направить пациента на психологическое обследование.
- Медицинский психолог. Психодиагностика осуществляется для выявления у ребенка эмоциональных, личностных предпосылок формирования панических атак. Определяется уровень напряженности, склонность к фобиям, страхам, наличие демонстративных, ипохондрических, тревожно-мнительных черт характера. Дошкольники и младшие школьники обследуются проективными методами, подростки – опросниками.
Панические атаки у пациентов детского возраста необходимо дифференцировать с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной системы, а также с эффектами от применения стимулирующих препаратов. С этой целью пациент направляется к соответствующим узким специалистам (для исключения соматической патологии).
Лечение панических атак у детей
Лечение панического расстройства имеет две направленности: купирование приступов и предупреждение их дальнейшего развития. Комплекс терапевтических мероприятий включает:
- Медикаментозное лечение. Препараты подбираются детским психиатром с учетом возраста ребенка, частоты, развернутости атак. Назначается прием трициклических и тетрациклических антидепрессантов, селективных серотонинергических препаратов, ингибиторов МАО, бензодиазепинов. Трициклические антидепрессанты показаны при фобических симптомах, депрессии, тревоге ожидания. Недостаток данных препаратов – продолжительный латентный период. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина наиболее часто применяются для лечения детей из-за низкой вероятности побочных эффектов, безопасного длительного применения, устранения тревоги без седативного компонента. Бензодиазепины назначаются для быстрого терапевтического эффекта, но они менее безопасны, не купируют агорафобию.
- Психотерапия. Используются когнитивно-поведенческие методы, дыхательная гимнастика, аутотренинг. Ребенок обучается управлению эмоциями, анализу ситуаций, провоцирующих панические атаки. Через техники дыхания контролирует вегетативные изменения организма. Осваивает навыки расслабления, снижения тревожности.
Прогноз и профилактика
Прогноз панических атак у детей благоприятный при отсутствии коморбидных состояний – тревоги, депрессии, ипохондрии. Чем трагичнее ребенок воспринимает приступы, чем чаще они подкрепляются тревожным вниманием родителей и медицинских работников, тем больше вероятность осложнений – агорафобии, дезадаптации в социуме. Профилактика панического расстройства – создание домашнего комфорта, поддержание близких внутрисемейных отношений. Важна эмоциональная заинтересованность жизнью ребенка, моральная поддержка, безусловное принятие. Предупреждение рецидивов основано на периодическом посещении психотерапевта, приеме лекарств без акцентирования внимания на болезни. Недопустимы высказывания типа: «не будешь принимать таблетки – опять приступы начнутся». При напряженной школьной обстановке стоит обсудить наличие заболевания со школьным психологом, классным руководителем.
Источник
Паническими атаками страдают не только взрослые, но и дети. Расстройство больше распространено среди подростков. Хотя в последнее время наблюдается тенденция к снижению возраста заболевания по причине роста уровня психических нагрузок на маленьких детей.
Панические атаки у детей: симптомы
Характерной особенностью панических атак у взрослых и детей выступает спонтанность приступов. Реальная опасность объективно отсутствует. И все же ребенок переживает внезапный эпизод интенсивной тревоги. Сила переживания варьируется от легкого психологического дискомфорта до выраженного ощущения страха, трансформирующегося в страх потери самоконтроля, безумия, смерти. Приступ, как правило, длится около 15 минут. Но может затянуться и на более длительный срок.
Паническая атака у ребенка имеет те же симптомы нарушения работы вегетативной системы, что и у взрослых:
- учащенный сердечный ритм;
- боль, жжение в области груди;
- усиление потоотделения;
- онемение, тремор конечностей;
- сухость в ротовой полости;
- трудности с дыханием;
- ощущение нехватки воздуха;
- побледнение кожных покровов;
- дискомфорт в желудке;
- приступы тошноты;
- проблемы с координацией движений;
- головокружение;
- дезориентация в пространстве;
- предобморочное состояние.
В младшем возрасте наблюдаются рвота, диарея, непроизвольное выделение мочи. Плач в момент приступа нехарактерен. Могут наблюдаться вскрикивания, всхлипы, стоны. По окончании приступа ребенок ощущает слабость, выглядит уставшим, может заплакать.
Панические атаки у более взрослых детей провоцируют развитие чрезвычайной ипохондричности. Дети тревожатся по поводу остановки сердца, затрудненности дыхания. Их начинают посещать мысли о тяжелых смертельных заболеваниях.
Панические атаки у детей, как правило, происходят в дневное время, в период бодрствования. Приступы во сне тоже бывают, хотя и значительно реже. Панические атаки у некоторых детей происходят перед отходом ко сну или с первыми минутами сна, а также во время пробуждения ночью. В таком случае к проявлениям расстройства добавляется бессонница. Панические атаки у детей исключительно в ночное время — явление достаточно редкое.
Временами случается, что проявления панического расстройства сами по себе затихают на время. Панические атаки становятся менее выраженными у детей и происходят не так часто. Такие периоды спонтанной ремиссии притупляют бдительность родителей, и они не спешат обращаться к специалистам. Однако после затишья приступ повторяется и, как правило, с более сильно проявленной симптоматикой. Поэтому посещение клиники необходимо. Иначе повторяющиеся панические атаки у детей могут спровоцировать развитие еще более сложных психических расстройств.
Подробнее о том, как происходит паническая атака: симптомы, лечение в видео:
Диагностика проблемы
Диагностика приступа панической атаки у маленького ребенка затрудняется отсутствием понимания и необходимых знаний у малыша, чтобы объяснить взрослым и самому себе, что происходит. Во время ПА ребенок лишь переживает безграничный ужас. Для родителей ситуация тоже становится стрессовой. Не понимая, что происходит с их малышом, они звонят в скорую помощь.
Медики, естественно, не диагностируют психическое расстройство. И малыша направляют на обследование к большому числу специалистов (невропатологу, кардиологу, эндокринологу). Если наряду с ПА имеет место соматическое заболевание, диагностика усложняется. В первую очередь это относится к астме, так как паническая атака может спровоцировать ее приступ, и наоборот.
В лучшем случае ставится диагноз вегето-сосудистая дистония. Однако лечение не решает основную причину возникновения ПА — психологическую. Состояние маленького пациента может продолжать усугубляться, пока он, наконец, не попадет к психотерапевту.
Определением панического расстройства занимаются психотерапевты и психологи. Паническая атака может быть всего лишь симптомом физиологического заболевания или побочным эффектом приема некоторых препаратов. Поэтому в первую очередь врач исключает наличие болезней сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной систем. Обследование может включать сдачу анализов на гормоны и аппаратное обследование (электрокардиографию, рентген легких, УЗИ внутренних органов, МРТ головы).
Исключив физиологическую патологию, психотерапевт анализирует имеющиеся симптомы. Врача может заинтересовать следующая информация:
- когда возник первый приступ панической атаки;
- как часто и с какой продолжительностью случаются приступы;
- какие события и действия ребенка предшествуют ухудшению состояния;
- есть ли паническое расстройство у кого-то из членов семьи;
- наличие конфликтных и других стрессовых ситуаций дома и в школе.
Врач может искать тревожное расстройство (социальные фобии, обсессивно-компульсивное расстройство), на фоне которого могло развиться заболевание. Панические атаки, как правило, вторичная проблема какого-либо заболевания. Поэтому для успешной терапии необходимо выяснить наличие провоцирующих факторов и устранить их.
Причины патологии
Панические атаки могут возникать у ребенка по целому ряду причин:
- наследственность (у родственников пациентов, страдающих паническим расстройством, риск развития панических атак выше);
- гормональная перестройка (половое созревание опережает развитие некоторых систем организма, создает усиленную нагрузку на некоторые органы, что провоцирует вегетативные кризы, идентичные по симптоматике с ПА);
- интоксикация (чрезмерное употребление стимулирующих напитков, например, кофе, алкоголь, лекарственные отравления увеличивают риск развития ПА);
- некоторые аллергические заболевания;
- болезни ЖКТ;
- нарушения эндокринной, нервной систем;
- сердечно-сосудистые патологии.
Развитию ПА способствуют некоторые характерологические особенности маленьких пациентов. К ним можно отнести тревожную мнительность, ипохондричность. Тревожность детей, уделяющих повышенное внимание своему физическому состоянию и самочувствию, становится базой для развития панического расстройства. Таким ребятам трудно отвлечься от болезненных симптомов, они слишком впечатлительны, своим волнением по поводу здоровья только провоцируют усиление приступов.
Среди детей заболеванию наиболее подвержены школьники. Это связано с проблемами адаптации ребенка в современном мире. Уже начиная с младшего школьного возраста, на него начинает оказываться огромное внешнее давление, не только со стороны учителей, сверстников, но часто и со стороны требовательных родителей. От малыша требуются высокие результаты в учебе.
Тяжелей всего ребенку с демонстративным типом личности, жаждущему признания со стороны окружающих. Ведь таким ребятам приходится не только сталкиваться с конкуренцией в учебе. Они еще и пытаются быть более привлекательными в физическом плане, стать популярными среди сверстников. Чтобы угодить взрослым и друзьям, малыш подвергает себя чрезмерным эмоциональным, умственным, физическим нагрузкам. Страх не справится, стать объектом насмешек или просто не получить любовь и внимание значимых людей может перейти в приступ ПА.
Важно! Паническое расстройство часто формируется у детей, живущих в нездоровой эмоциональной обстановке, на фоне семейных проблем.
Постоянные конфликты между членами семьи, отчужденность и недостаток внимания и заботы со стороны родителей, развод, боязнь быть оставленным могут спровоцировать развитие ПА.
Важно не запускать паническое расстройство. Как правило, малыш постепенно находит связь приступов ПА с определенной ситуацией или обстановкой и старается избегать их. Таким образом, формируется страх посещать учебное учреждение или другие общественные места.
Лечение и профилактика расстройства
Панические атаки у детей имеют вегетативные и психологические симптомы, и лечение предполагает облегчение обоих типов нарушений. Однако нельзя надеяться на эффективность терапии, пока не будет установлен провоцирующий ПА фактор. В случае наличия физиологической патологии, необходимо направить все силы на лечение заболевания.
Медикаментозная и психологическая помощь
Психолог объясняет, как себя вести во время приступов, как их предотвращать, обучает навыкам релаксации. При необходимости назначаются сеансы. Во время сеансов формируется спокойное восприятие возникающих жизненных проблем, изменение отношения к себе, людям. Рекомендуем отличного специалиста по работе со страхами и психосоматикой Никиту Валерьевича Батурина.
Оптимальным способом лечения ПА считается сочетание работы со специалистом с лекарственными средствами. Препараты должны помочь купировать ПА. К ним относят, к примеру, бензодиазепины. Однако при постоянном приеме от этих средств появляется сонливость и утомляемость, что неблагоприятно влияет на процесс обучения.
В любом случае лекарства не лечат паническое расстройство, а лишь купируют симптомы. И первоочередная задача при лечении — успешная психологическая проработка.
Важно! Выписывать препараты имеет право исключительно лечащий врач.
Панические атаки у детей: что делать
В первую очередь необходимо успокоить малыша, объяснив, что не стоит беспокоиться. От ПА нельзя умереть.
При приступе в первую очередь нужно успокоить дыхание. Для этого следует делать медленный вдох, задерживать дыхание и делать такой же длинный выдох. Может пригодиться бумажный пакет, чтобы уменьшить количество поступающего кислорода и остановить гипервентиляцию легких.
Расслабиться также поможет массаж ушей, шеи, контрастный душ. Эффективны отвлекающие действия: разговоры, пение, счет, больной щипок.
Профилактика
Как уберечь малыша от ПА? Уважение, забота и поддержка родителей — лучший способ предупредить тревожные расстройства. Необходимо научиться разграничивать собственные ожидания и желания от нужд ребенка. Полноценный отдых, сбалансированное питание, умеренная физическая активность, регулярные прогулки на свежем воздухе, отсутствие вредных привычек — все это помогает предупредить физиологические и психологические патологии.
Важно следить не только за физическим, но и психическим здоровьем ребенка. Не оставлять наедине с проблемами. Необходимо научить ребенка защищаться от негативного влияния извне. Развить умение оптимистично смотреть на вещи, относиться терпимей к себе и окружающим.
В целом прогноз при ПА у детей является благоприятным. При лечении следует лишь внимательно выполнять все рекомендации специалистов.
Источник