Синдром отвержения одного из родителей
Вовлечение детей в конфликтные отношения родителей. Разведенные родители осознанно или неосознанно ищут в детях психологическую поддержку или «союзников», тем са- мым вовлекают их в конфликт выбора между родителями или конфликт лояльности, что предъявляет к ребенку в психологическом плане слишком сложные требования.
Нарушения адаптации ребенка в ситуации развода напрямую зависят от выраженности интрапсихического конфликта, побуждающего его к принятию стороны одного из родителей. Когда родитель просит ребенка передать какое-либо сообщение, враждебное по своему содержанию, другому родителю, расспрашивает его о другом родителе, сравнивает два дома, спрашивает ребенка, кого он больше любит, — он ставит ребенка в позицию, при которой тот не может открыто выражать свою привязанность к другому родителю и чувствует себя находящимся между двумя военными лагерями (Buchanan, 1994). Выраженный интрапсихический конфликт (конфликт лояльности), связанный с необходимостью скрывать информацию о другом родителе или свои чувства к нему, является важнейшим фактором, негативно влияющим на адаптацию ребенка к разводу (Buchanan, Maccoby, Dornbusch, 1991; Johnston, Kline, Tschann, 1989; Twaite, Luchow, 1996). При исследовании семей с высоким уровнем конфликта уровень тревоги и депрессии у детей, испытывающих конфликт лояльности, был выше в сравнении с детьми, не вовлеченными в конфликт между родителями (Buchanan, Maccoby, Dornbusch, 1991; Hetherington, 1999). Через 4,5 года после развода выраженность тревоги и депрессии была тем выше, чем более выраженным был конфликт лояльности. Напротив, даже в семьях с высоким уровнем враждебности между родителями, при отсутствии у родителей поведения, вовлекающего ребенка в конфликт (40%), уровень адаптации детей был значимо выше (Johnston, Kline, Tschann, 1989; Hetherington, 1999).
P. Гарднер, детский и судебный психиатр, в 80-е гг. обратил внимание на увеличение количества детей, которые в ситуации высококонфликтного судебного процесса демонстрировали охваченность односторонними обвинениями в адрес одного из родителей, которая иногда доходила до ненависти к этому ранее любимому человеку. Для описания такой инверсии отношения ребенка к одному из родителей Р. Гарднер ввел в литературу термин «синдром отвержения одного из родителей» (Parental Alienation Syndrome, PAS) (Gardner; 1989, 1992, 1998). P. Гарднер рассматривал PAS как особую форму реакции семьи на развод, при которой ребенок объединяется с одним из родителей против другого, и определял его как «расстройство, при котором ребенок охвачен осуждением родителя, его неоправданной или преувеличенной критикой», при этом враждебные высказывания и хула не сопровождаются чувством вины или замешательством (Gardner, 1989, с. 266, 228). Отношения привязанности ребенка к отвергаемому родителю при этом разрушаются. Данную реакцию ребенка автор рассматривал как патологическую форму адаптации, возникающую в результате действий другого родителя, направленных на саботаж отношений ребенка с отвергаемым родителем-мишенью и изменение отношения ребенка к нему. Отвержение ребенком отдельно проживающего родителя-мишени, чаще — отца, возникает в ответ на осознанное или неосознанное манипулятивное поведение родителя, с которым ребенок проживает. Таким образом, по мнению Р. Гарднера, синдром отвержения одного из родителей (мишени) является реакцией ребенка на поведение другого родителя (индуктора). При выраженном отвержении ребенком одного из родителей психотерапевтическое вмешательство неэффективно и необходимо отделение ребенка от родителя-индуктора на длительное время. В судебной практике подобное представление часто приводило к передаче ребенка на воспитание отвергаемому родителю.
Согласно более поздним формулировкам (Kelly, Johnston, 2001), PAS является реакцией ребенка на комплекс факторов, включая индивидуально-психологические особенности и особенности поведения обоих родителей и ребенка, важнейшими из которых являются психологические проблемы обоих родителей, дефицит родительского внимания, враждебность, оговоры, поляризация — в поведении родителей; собственная психологическая уязвимость ребенка и его внутренняя агрессия; выраженная враждебность родителей друг к другу. В связи с этим подчеркивается, что при наличии отвержения ребенком одного из родителей, в том числе при отказе от общения с ним, необходимо исследовать как особенности ребенка и родителя — возможного индуктора, так и особенности отвергаемого родителя. Для отвергаемых родителей характерны такие индивидуально- психологические особенности, как эгоцентризм и недостаточная зрелость, сниженная способность к эмпатии, строгий и ригидный стиль воспитания. Также их характеризуют такие особенности поведения в ситуации развода, как пассивность в ситуации выраженного конфликта и отстаивание своих прав на общение с ребенком вопреки желанию последнего. При оценке индивидуально-психологических особенностей детей указывалось, что чем выше у ребенка способность к саморефлексии и к восприятию противоположных позиций конфликтующих родителей, тем более уязвимым ребенок является в конфликтах лояльности. Дети, отвергающие одного из родителей, имеют больше психологических проблем и эмоциональных нарушений, вследствие чего одни юридические стратегии (смена опекуна, принудительные посещения, запрет визитов) не могут решить проблему (Johnston, Kline, Tschann, 1989).
Таким образом, результаты многолетних исследований демонстрируют, с одной стороны, типичность реакции детей на развод родителей и определяют достаточно четкую картину факторов, повышающих риск развития у детей различного рода психических и психологических нарушений в постразводный период. С другой стороны, неоднозначность, а в некоторых случаях противоречивость результатов исследований свидетельствует об отсутствии единой формулы, позволяющей создать Для ребенка наилучшие условия для воспитания и развития, в частности, при определении порядка общения ребенка с отдельно проживающим родителем при высокой выраженности конфликта. Представляется, что некоторым детям необходимы психологическая помощь и ресурсы обоих борющихся родителей, тогда как другие нуждаются в отделении от эмоциональной враждебности между родителями или от отвергающего и нечувствительного к потребностям ребенка родителя. Оценка психического и психологического состояния ребенка в каждом конкретном случае, анализ влияния на него различных социально-психологических факторов, возможный прогноз психического и психологического развития ребенка при различных условиях воспитания являются важнейшими задачами психолого-психиатрического исследования в судебных спорах о воспитании.
конфликты между родителями – предыдущая | следующая – невротические реакции
Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. Содержание
Заключение психолога для суда – записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.
Источник
PARENTAL ALIENATION SYNDROME (PAS) или синдром отчуждения родителя является плодом исследований известным детским психиатром и судебным экспертом Ричардом Гарднером поведения детей в случае тяжелого семейного конфликта, сопровождаемого чувством ненависти у родителей (или одного из них) друг к другу, по существу в случае «семейной войны», которую ведет один родителей против другого и в которую втягивается ребенок как наиболее сильное «летальное психологическое оружие» для нанесения наиболее тяжелой душевной раны противнику и бывшему супругу. Он проявляется в неадекватном поведении ребенка к родителю, который проживает отдельно и который искусственно отчуждается, т.е. этого родителя ребенок начинает ненавидеть и избегать с ним любого вида контактов, разрывает с ним все связи. Это крайне тяжелое переживание для отчуждаемого родителя, часто приводящее к глубокой депрессии и даже суициду, и крайне негативное психическое состояние для ребенка, имеющее серьезные последствия для всей его будущей жизни.
Вот как доктор Гарднер описывает начало своих исследований этой проблемы:
«Между началом 60х и началом 80х я много работал в спорах о детях. Но в начале 80х я начал наблюдать новый феномен. Я видел детей, которых, как я думал, запрограммировали. Они участвовали в кампаниях очернения. И чаще, конечно, это мать вела кампанию против отца. Сначала я думал, что это программирование, и что родитель пытался усилить свою позицию в споре о детях. Но потом было несколько случаев, после которых я засомневался насчет программирования». Несколько таких случаев из практики доктор Гарднер приводит в своей лекции.
Случай 1 «Почему ты ненавидишь отца? — Просто ненавижу, ненавижу, ненавижу. – Когда ненавидишь, нужна причина. Так почему? – Ну, не приходит в голову, скажу в следующий раз. – У нас есть время. Подумай, не торопись. – Ну, когда он жил с нами, то жевал слишком громко. – Это причина для ненависти? – Да, ненавижу его, жует громко. – А еще почему? – Он говорил «не прерывай меня». – Каждый родитель в мире говорит «не прерывай». – Да, но он говорил слишком часто. – Целые списки слабых оправданий. Я говорю – это причина, почему ты больше не хочешь его никогда видеть? – Да, поэтому. – Говорю матери, как вам эти причины, которые он называет? – Я уважаю своего ребенка. Если он так чувствует, я уважаю это. Т.е. есть рефлекторная поддержка, не важно какого абсурда».
Случай 2. «Почему ты не хочешь видеть отца? Почему ненавидишь? – Он бил маму. – Ты когда-нибудь видел, как он бил маму? – Нет. – Когда-нибудь слышал, как он ее бил? – Не думаю. Как-то слышал какой-то шум, не знаю. – Откуда ты знаешь, что он бил ее? – Мама сказала, что он ее бьет. – Твой отец говорит, что не бил ее. – Я верю маме, она мне не соврет. – А отец? – Он полный врун. – Приведи пример. – Он сказал, что не бил маму, и он соврал. – А еще пример? – Не приходит в голову, скажу в следующий раз. – Так что вот такая рефлексивная поддержка. Мать говорит ребенку, что они на грани смерти, отец не дает денег. – Ненавижу его, потому что денег не дает. – Отец говорит, что дает деньги. Есть чеки, он отправляет маме деньги. Что думаешь? – Это подделки».
Случай 3. «Ты говоришь, что ты никогда не хочешь видеть отца, даже если проживешь тысячу лет. – Да. – Но ты также говоришь, что хочешь, чтобы он оплатил тебе частный колледж и институт. – Да. — Почему? Думаешь, это честно? – Да, честно по отношению к нему. – Почему? – Потому что он подлый, ненавижу его, он заслужил, за то, что он творил дома. – Что например? – Ну он однажды обещал сводить меня в зоопарк, но не сделал, соврал. – Я слышал об этом. Я так понял, в тот день шел снег, сильный снег, никого не было в зоопарке. – Все равно он лжец, должен был отвести меня в зоопарк. – Поэтому ты не хочешь его видеть? – Да, поэтому не хочу видеть, и поэтому он должен заплатить деньги, он заслужил».
Под «программированием» доктор Гарднер понимал психическое воздействие на детей со стороны родителя-опекуна, которое выражается в психическом и эмоциональном насилии, изоляции от отчуждаемого родителя. «Кампания очернения» — это распространение негативной информации об отчуждаемом родители со стороны родителя-опекуна внутри и вне семьи. Часто эта информация основана на лжи, клевете и субъективном мнении и не отражает реальной действительности.
Доктор Гарднер в своих исследованиях заметил, что «кампанию очернения», т.е. по существу, психологическую войну, которую чаще всего вела мать против отца. Вот что говорит доктор Гарднер: «Есть и отцы, из моего опыта – 10-15% отчуждающих – отцы, а жертвы — матери. Есть термины «отчуждающий родитель», «программирующий родитель», «родитель-индуктор PAS», «алиенатор». Другого родителя я называю «отчужденный родитель», «родитель-жертва», «родитель-мишень», «очерненный родитель».
Почему именно со стороны женщин гораздо чаще наблюдается крайне негативное отношение к бывшему супругу, основанное на ненависти, доктор Гарднер не объясняет, относя это явление к половым различиям.
Синдром отчуждения родителя по доктору Гарднеру – это специфическое психическое расстройство, возникающих у ребенка, который становится активным участником процесса «семейной войны» родителей. Любовь к отчуждаемому родителю будет уничтожена, заменена презрением, гневом, ненавистью и враждебностью. Цель разрушительных действий одного из родителей – это разрушение связей ребенка с другим родителем. Применяются различные методы „промывания мозгов“: идеологическая обработка, эмоциональный шантаж или манипуляция. Втягивание ребенка в конфликт часто имеет бессознательный характер и происходит под влиянием сильных негативных эмоций (ненависти и гнева).
По мнению доктора Р.Гарднера в формировании эмоционального отчуждения у ребенка участвуют две группы факторов. Во-первых, это негативные высказывания и чувства одного из родителей в адрес отчуждаемого родителя-конкурента (ненависть, враждебность). Во-вторых, сам ребенок, в силу привязанности к родителю, заботящемуся о нем, психологической зависимости от него, принимает активное участие в очернении другого родителя.
Желание отделить ребенка от другого родителя, другого опекуна, может иметь сознательный характер обдуманных умышленных действий или происходить совершенно неосознанно. Однако оказание психологического давления на ребенка, чтобы он высказался негативно о другом родителе, представляет собой вид эмоционального насилия.
Доктор Р. Гарднер выделяет 8 признаков синдрома отчуждения родителя (PAS)):
1. Ребенок абсолютно обесценивает одного из родителей, отвергает его, высказывает ругательства в его адрес, своим поведением демонстрирует полное неповиновение, неуважение и нелюбовь к нему.
2. Ребенок приводит «доказательства» своему гневу и враждебности к родителю, имеющие неубедительный, несерьезный, зачастую абсурдный характер. Наделяет негативным смыслом все действия и высказывания родителя.
3. Ребенок абсолютно убежден в истинности своих слов и действий по отношению к отчуждаемому родителю. Он переполнен чувством ненависти к нему и демонстрирует преданность и любовь по отношению к родителю, с которым проживает.
4. Ребенок убежден, что негативную точку зрения относительно одного из родителей он сформировал самостоятельно, независимо от воздействия родителя, с которым проживает.
5. Ребенок чувствует потребность защищать во что бы то ни стало родителя, который является инициатором отчуждения.
6. Ребенок не испытывает чувства вины за жестокость по отношению к отвергаемому родителю, не проявляет к нему сопереживания.
7. Ребенок непроизвольно цитирует родителя, инициатора отчуждения, произносит фразы из лексикона этого родителя, значения которых не понимает, ярко и правдоподобно изображает ситуации, участником которых он не мог быть, часто совершенно абсурдные, т.е фантазирует и лжет.
8. Враждебное отношение распространяется на всех родственников отчуждаемого родителя, даже его животных, его дом, его увлечения и все то, что с ним связано.
Доктор Р.Гарднер выделяет три формы отчуждающего поведения родителя: легкую, среднюю и тяжелую. Наибольшими психическими нарушениями сопровождается тяжелая форма отчуждающего поведения родителя. которая характеризуется «одержимостью» инициатора отчуждения ненавистью к бывшему супругу. Полный контроль над ребенком для такого родителя превращается в смысл его существования. Стремясь уничтожить связь ребенка с отчуждаемым родителем, он может обвинять отчуждаемого родителя в физическом насилии над ребенком, преследовании, сексуальном развращении, педофилии и т.д. Желая «защитить» ребенка такая мать (отец) может обращаться в многочисленные инстанции, реалистично и с подробностями описывая «насилие», чинимое над ребенком, не соответствующее действительности.
Часто родитель-инициатор отчуждения предпринимает серьезные усилия даже для изменения фамилии ребенка на свою, или на фамилию лица, с которым строит новые семейные отношения.
Еще один из наиболее очевидных симптомов отчуждающего поведения родителя — это переезд вместе с ребенком в другой город, который делает крайне затруднительным для отчуждаемого родителя поддержание контакта со своим ребёнком.
В случае тяжелой формы отчуждающего поведения речь идет о серьезных психологических нарушениях у такого родителя (пограничного или психотического уровня), , иногда — о бредовом психотическом расстройстве. Доктор Р.Гарднер утверждал «Нельзя правильно понять PAS, если нет глубокого понимания истерии, паранойи и психопатии, потому что они играют в нем глубокую роль».
Синдром отчуждения родителя (PAS) имеет крайне негативные последствия для ребенка. В детском возрасте это появляется в виде фобий, кошмарных сновидений, невротических проблем или расстройств поведения, такие как гиперактивность или агрессия. Синдром отчуждения родителя проявляется также в виде различных соматических симптомов, например, болей в животе, головокружения, астмы, нарушения сна или проблем с обменом веществ.
Дети с синдромом отчуждения родителя имеют также заниженную самооценку, не верят в свои возможности, имеют психологическую зависимость от родителя, с которым проживают. Отношения с отвергнутым родителем часто подвергаются необратимому разрушению. Потребность в любви со стороны отвергнутого родителя не будет удовлетворена. Иногда случается так, что такие дети во взрослой жизни рвут контакты с родителем, с которым жили – провокатором и виновником синдрома.
Синдром отчуждения родителя в юности и взрослом возрасте может привести к трудностям в установлении близких и интимных отношений. Могут появиться расстройства личности (психопатия), депрессия, тревожно-фобическое расстройство, сексуальные расстройства, склонность к употреблению психоактивных веществ, пограничные расстройства личности, зависимое расстройство личности .
Огромную душевную травму наносит и отчуждаемому родителю отречение ребенка от него и отказ от его любви. Часто с этой травмой родителю также очень сложно справиться. Она может приводить к посттравматическому стрессовому расстройству и его последствиям, алкоголизму, тяжелой депрессии и суициду. Поэтому данная проблема крайне актуальна.
Об актуальности вопроса синдрома отвержения родителя в практике современных постразводных конфликтов, длящихся годами и десятилетиями, говорит широкое освещение этой проблемы в англоязычном Интернете. Десятки сайтов посвящены только этому вопросу, имеется огромное количество англоязычной литературы и монографий. Однако совершенно иная ситуация в русскоязычном Интернете и русскоязычных исследованиях по этому вопросу. Я насчитал только 5-7 публикаций за последние 7 лет о синдроме отчуждения родителя и только одна научная статья сотрудников Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского Харитоновой Н.К. и Русаковской О.А. «Клинико-психологическая оценка негативного отношения ребенка к отдельно проживающему родителю в судебных спорах о воспитании» касается PAS.
Привожу некоторые ссылки на русскоязычные материалы по вопросу синдрома отчуждения родителя:
1) Ричард Гарднер. Ванкуверская лекция о PAS (parental alienation syndrome), синдроме отчуждения родителя, 05.11.1998. Перевод, с разрешения Кери Линде. https://www.youtube.com/watch?v=PXS5UOILmwg
2) Ирина Камаева. (Шапошникова) Синдром отчуждения от родителя. Видеофрагмент открытой встречи Ассоциации семейных психологов Поволжья и Урала. Сайт Ассоциации https://www.nofollow.ru/video.php?c=nH0bQNCn0Hk
3) Харитонова Н.К., Русаковская О.А. Клинико-психологическая оценка негативного отношения ребенка к отдельно проживающему родителю в судебных спорах о воспитании https://psystudy.ru/index.php/num/2011n2-16/453-haritonova-rusakovskaya16.html
4) Снндром родительского отчуждения https://imvivo.ru/blog/sindrom_roditelskogo_otchuzhdenija/2015-06-01-86
5) Лобастова livejournal о PAS https://lobastova.livejournal.com/488923.html
6) Отвергаемый родитель https://vprosvet.ru/biblioteka/otvergaemyiy-roditel/
Источник