Синдром отличника у ребенка это
Что такое комплекс отличника, по каким особенностям можно выявить этот синдром, какие типы отличников встречаются и как помочь ребенку-отличнику.
В начале учебного года чаще всего слышатся пожелания отличной учебы. Считается, что быть отличником – это хорошо. Вот только дети-отличники зачастую не выглядят счастливыми, а комплекс отличника, сформированный в детстве, сопровождает человека всю жизнь.
Комплекс отличника
Люди с комплексом отличника встречаются очень часто. Их легко узнать по совокупности отличительных особенностей:
- Перфекционизм: все, что они делают, должно быть сделано идеально.
- Гиперответственность: человек берет на себя ответственность во всех сферах жизни, считая, что кроме него это некому сделать.
- Неумение проигрывать: люди тяжело переживают чужие победы, а собственные неудачи могут вызвать депрессию.
- Зависимость от мнения окружающих: каждый шаг должен быть признан и оценен положительно, иначе возникает ощущение неправильности действий.
- Болезненное отношение к критике: нормой для отличников являются только высокие оценки, все остальное приравнивается к неудовлетворительным оценкам и вызывает подавленное состояние.
- Боязнь риска: как бы ни было трудно отличнику, ему комфортно в рабочем состоянии с людьми, знающими его статус, и он не может начинать новую деятельность «с нуля».
- Неуверенность в себе и тревожность. Человек постоянно боится, что его труд не будет оценен по достоинству, его не похвалят или сделают замечание.
Несмотря на стремление к успешности, люди с синдромом отличника менее успешны и счастливы, чем те, кто к жизни относится проще.
Корни синдрома отличника тянутся из школьного детства.
Отличник в школе
В начальной школе быть отличником легко: первые успехи основываются на дошкольном образовании и правильной мотивации и не требуют усилий. Со временем легкость в учении исчезает у большинства детей, учеба требует старания и упорства.
Отличники бывают трех типов:
1. Природный отличник – ребенок с хорошо развитыми от природы психическими процессами: памятью, мышлением, воображением. Он быстро «схватывает» учебный материал, творчески подходит ко всем заданиям, обладает хорошей речью. Домашние задания выполняет довольно быстро, пробелы в знаниях ликвидирует сразу. Для природного отличника учеба не вызывает трудностей, а если и возникают проблемы, то он быстро их решает. В школе ребенку легко и интересно.
2. Упорный отличник – ребенок, получающий высокие отметки благодаря своему старанию и упорству. Ребенок часами сидит за домашними заданиями, ходит на факультативные занятия, выполняет дополнительные проекты и – все это только для того, чтобы получить заветную пятерку. Упорный отличник может не выдержать такой нагрузки: нервная система начинает давать сбой. У такого ребенка нет свободного времени, друзей и увлечений.
3. Отличник по желанию родителей. Некоторые родители уверены в том, что их ребенок должен быть отличником. Высокие оценки достигаются любыми способами: репетиторы чуть ли не с начальной школы, выполнение заданий вместо ребенка, давление и жесткий контроль над сыном или дочкой. Отличник поневоле боится плохих оценок, так как за ними стоит жесткая реакция родителей. Школа вызывает тревожность, а в некоторых случаях страх. В погоне за оценками родители часто забывают о самом ребенке.
Ребёнок в итоге получает статус отличника и просто обязан ему соответствовать. У него нет выбора, так как он – пример для одноклассников. Этого требуют родители, учителя или собственные амбиции.
Комплекс отличника появляется, чаще всего, у отличников второго и третьего типа и реже у природных отличников.
Как статус отличника перерастает в синдром
Оценка в школе имеет важное стимулирующее значение – каждый ученик должен стремиться к высоким отметкам. Получение пятерки – гордость для среднего ученика и норма для отличника. Получить пятерку для отличника – ничего не значит, а получить более низкую оценку – позор и порицание. Парадокс: ребенка-отличника не поощряют за высокую успеваемость, а ругают за её отсутствие.
Значит, нужно не просто постоянно выполнять домашние задания, а постоянно чем-то удивлять. Отсутствие оригинальности моментально замечается всеми. И уж совсем непростительно совершить ошибку:
— педагоги высказывают мнение о недостаточной подготовке;
— родители ищут причины в отсутствии старания;
— сверстники радуются ошибкам того, кто учится лучше.
Получается, что отличник – это ребенок, чьи ошибки стоят «дорого». Школьная успеваемость отражается на личностных отношениях в семье и в школе. Просто получать пятерки становится недостаточным, нужно выигрывать конкурсы и олимпиады. Но вскоре окружающие привыкают и к таким победам. От отличника ждут чего-то нового.
Помните правило шахматной королевы из книги «Алиса в зазеркалье»? «Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!»
В жизни бежать быстрее самого себя не всегда получается. Впереди может ждать тупик.
Тупик 1. Человеческие возможности имеют ограничения. Старания часто не приводят к результатам. Появляется неудовлетворенность собой.
Тупик 2. Одна ошибка способна изменить отношения. Вместо поддержки и помощи, ребенок получает насмешки, замечания и порицания. Исправление ошибки не несет изменения отношений. Для ребенка становится приоритетным не сама деятельность, а отношение к ней окружающих.
Тупик 3. Деятельность, выполненная качественно, остается незамеченной. И, напротив, некачественная работа замечается окружающими.
Тупиковые ситуации вызывают нервное напряжение у ребенка, что чревато расстройствами разных типов. Комплекс отличника прочно закрепляется и становится основой личности взрослого человека.
Отличник в жизни
Комплекс отличника взрослого сказывается на всех сферах жизни, вызывая целый ряд проблем:
- В личной жизни. Отличник пытается добиться идеальности во всем, стремясь переделать партнера, воспитать детей, сделать совершенное хозяйство. Понятие идеальности у людей не совпадает, поэтому возможны конфликты, появление нервозности и депрессии.
- В работе. Люди с комплексом отличника обычно амбициозные трудоголики, которые ради идеальной работы готовы жертвовать личной жизнью. Они плохо переносят критику, чужие успехи, игнорирование. Их ставят в пример сотрудникам, а сами коллеги не одобряют подобных рвений. Отсутствие постоянного одобрения тяжело переживается.
- В воспитании детей. Родители с комплексом отличника очень требовательны к собственным детям. Они прикладывают массу усилий, чтобы добиться от детей высоких результатов и очень переживают, если дети их разочаровывают. Дети с сильной психикой могут выражать протесты, а слабые дети приобретают психологические проблемы, включая синдром отличника.
- В общении с людьми. Перфекционисты редко имеют друзей. Они критикуют тех, кто не соответствует идеалу, и конкурируют с равными себе. При этом им требуется постоянное признание, и они не приемлют отрицательных отзывов.
Как видим, комплекс отличника не приносит счастья.
Как помочь ребенку-отличнику
Чтобы стремление к отличной учебе не переросло в синдром отличника, помогите своему ребенку:
1. Поощряйте успехи.
2. Не ругайте детей за ошибки, а учите их исправлять.
3. Не требуйте от ребенка невозможного. Ставьте посильные задачи.
4. Учите детей ценить в людях человеческие качества.
5. Не проецируйте школьную успеваемость на личностные отношения в семье. Любовь к ребенку не должна зависеть от отметок.
6. Берегите здоровье своих детей, не перегружайте его дополнительными занятиями.
И, главное, самое важное на свете – это сам ребенок. Личность ребенка нельзя оценить по пятибалльной системе – она бесценна.
Фото: globallookpress.com
Источник
В этой статье будет рассказано о том, как избавить ребенка от «синдрома отличника».
Как часто встречаются люди, желающие обойти всех и вся? Подобное навязчивое поведение быть лучшим везде, всегда и во всем больше похоже на патологию, чем на здравое желание. Подобное поведение прозвали «Синдромом отличника». Причем, это характерно не только для детей, но и для взрослых. Хотя все-таки, именно дети больше всего подвержены этой психологической болезни.
Но в повседневной жизни все обстоит несколько иначе, многие родители не видят этого. Когда родители замечают, что их ребенок учится на отлично, предпочитает играм — книги и подает «Большие надежды» по словам учителей, то их охватывает гордость, а не волнение. Поэтому большинство даже не придает этому никакого значения, а стоило бы. Но в современном мире, родители то и дело, что пытаются загнать ребенка в жесткие рамки для большей усвояемости информации, где же здесь повод для переживаний?
1. Постоянная нестабильность.
Если его похвалить, он будет ходить как павлин и гордиться собой как последним чудом мира, а если наказать, то для него это будет равносильно порке кнутами на городской площади.
2. Такие дети не могут смирится с плохой отметкой.
Такие дети пойдут на все, что бы получить хорошую отметку, а главное – похвалу от родителей. Если каким-то волшебным образом им удалось получить плохую отметку, и они не смог с этим разобраться сразу, то крайне маловероятно, что ребенок признается в этом родителям. Он скорее затрет ее в дневнике или просто вырвет лист, сделает все, что бы и дальше оставаться в глазах родителей идеальным ребенком. А так же, такие дети даже переходят границы нормального, в том смысле, что они могут спокойно оклеветать своего одноклассника или просто присвоить себе чужую работу, в общем, все, что может привести его к высшему балу в дневнике.
3. Ребенок не в состоянии порадоваться за победы других детей.
Проблем в том, что он всех воспринимает как потенциальных конкурентов, там самым не в состоянии радоваться за них. Он скорее будет ликовать, когда кто-то провалиться и получит плохую отметку, ведь в глазах этого ребенка будет лишь одно – он н шаг ближе к вершине, он победит, если все вокруг проиграют. Все что он будет чувствовать – это неутолимая и жаркая ревность к успехам и победам других людей.
4. Ребенок чересчур эмоционален.
В жизни есть много обыденных вещей и незначительных обязанностей, которые, родители постепенно накладывают на своих детей с тем, как они растут. Но здесь проблема в другом, они всегда чувствуют себя неудовлетворённо. Им всегда кажется, что их недооценили. Они жуткие максималисты и остаются в полном недоумении от того, что их недооценили и оставили без внимания и похвалы за то, что они вынесли мусор или просто помыли посуду. Ребенок ведь приложил столько усилий, а взрослый просто не замечает этого.
5. Ребенок не в состоянии перенести собственную ошибку.
Это чаще всего происходит в школе, на уроках, когда во время расчетов, он допускает ошибку, то буквально выходит из себя и практически рвет на себе волосы. Очень часто, даже не смотря на то, что ребенок зубрил всю неделю, а на контрольной, так сильно нервничает, что получает плохую оценку. Здесь снова свою роль играет максимализм, он хочет сделать все настолько хорошо, что в конечном итоге все получается максимально плохо.
Во взрослой жизни дети с синдром отличника будут пытаться из кожи вон вылезти, дабы быть лучше всех и на работе, и дома. У женщин это может выражаться в том, что они будут лучшими мамами, а это несет за собой не лучшие последствия. Такая мама будет стараться не только сделать лучше себя, до невозможности, до идеала, а еще и будет навязывать это ребенку, пытаясь запихнуть его сразу в несколько секций. После чего, будет очень тщательно просматривать результаты учебы и успехов в остальных достижениях, даже не давая ему продохнуть и гулять со сверстниками.
Проблема не в том, что человек пытается быть лучше. Находить новые увлечения, достигать вершин в чем-то и знать больше, чем остальные – это превосходно. Но вся проблема заключается в том, что все это делается не для собственного саморазвития, а для одобрения и восторженной похвалы со стороны окружающих людей. А это уже жуткая зависимость от общественного мнения никогда ни к чему хорошему не приводила. К счастью это решаемая проблема, особенно быстро она разрешается у детей, взрослым же, придётся приложить титанические усилия дабы себя переломить, если они конечно желают избавиться от этого.
Как избавиться от синдрома отличника?
Прежде чем бороться с психологической проблемой, стоит определить причину ее возникновения. Если говорить о детях, то подобное поведение и восприятие всего вокруг случилось из-за недостатка внимания от родителей. И ребенок считает, что, будучи максимально хорошим в школе, он заслужит свое внимание и даже больше.
В таком случае, если родитель понял свою ошибку, то стоит смягчить жесткие требования к собственному чаду. Больше проводить времени с ребенком, а главное – изменить свое восприятие о результатах и успехе малыша.
1. Стоит понимать, что некоторые предметы могут давать труднее, чем остальные. Или же ребенку нужно прикладывать уйму времени, и сил для изучения «важного» предмета. Как правило, времени уходит настолько много, что на другой предмет, времени просто не остается.
2. Разговаривать с ребёнком о его проблемах, неудачах и причинах — это один из важнейших моментов в избавлении от сего психологического расстройства.
3. Нужно чаще говорить ребенку о том, что он ценен и о том, что его любят не за отметки, а просто так.
Если же подобное поведение замечено за взрослым, и это приносит ему дискомфорт, здесь уже нельзя обойтись мелкой помощью, и что бы разобраться со всем окончательно, нужно обратиться к специалисту, только он сможет определить, с чего на самом деле все началось и какие есть возможные пути для исправления.
Источник
Большинство родителей мечтают, чтобы их ребенок стал лучшим во всем, в том числе и в учебе. Чтобы этого добиться, они предъявляют к детям жесткие требования, а в качестве подтверждения успешности детей, желают видеть в их дневниках хорошие оценки.
Если ребенок тянется к знаниям, проявляет послушание, не отлынивает от уроков и приносит домой отличные оценки – это хорошо. Среди таких детей часто можно встретить тех, которые подвержены «синдрому отличника». Это воспринимается родителями как подарок, а не как проблема.
Что такое синдром отличника и его признаки
Дети, подверженные синдрому отличника, стремятся всегда и во всем быть лучшими. Они не дают себе права на ошибку и предъявляют к себе слишком высокие требования. Они стараются делать все «правильно», но не умеют принимать самостоятельных решений и отличать главное от второстепенного.
Признаки синдрома отличника у ребенка:
- ребенок болезненно воспринимает любую критику и замечания;
- ребенок проявляет ревность, когда другие получают отличные оценки или похвалу;
- ребенок легко жертвует ради успехов в учебе развлечениями, увлечениями или общением с друзьями;
- в случае неудачи в учебе, у ребенка появляется апатия. Он может замкнуться и впасть в депрессию;
- ребенок отличается нестабильной самооценкой. Стоит его похвалить, как она завышается, стоит покритиковать – снижается;
- если ребенка забывают похвалить, он сильно расстраивается и может заплакать;
- ради получения отличной оценки, ребенок может обмануть или схитрить;
- главным мотивом в учебе для ребенка является любой ценой получить отличную оценку, вызвать одобрение и восхищение окружающих.
Проблемы, к которым может привести синдром отличника
Для детей с комплексом отличника учеба является смыслом жизни, а оценка – показателем «правильности». Они стремятся не к конкретному результату, а к тому, чтобы все делать в соответствии с неким стандартом, так как уверены, что будут хорошими лишь в том случае, если все сделают безупречно. Это порождает неумение концентрироваться на главном. Например, при выполнении какой-либо работы основная энергия и время уходят не на выполнение поставленного задания, а на правильность выполнения второстепенных мелочей.
Из-за огромной боязни ошибиться, школьный отличник не решится взяться за дело, если не будет на 100% уверен, что сможет с ним справиться идеально. Следовательно, в будущем круг его возможностей значительно сужается. Люди, имеющие опыт неудач, легче и быстрее справляются с жизненными сложностями, чем те, которые не смогли его получить.
Отличники имеют проблемы в общении со сверстниками, у них редко бывают близкие друзья. Это происходит из-за того, что такие дети предъявляют высокие требования не только к себе, но и к другим. Отсутствие друзей может быть следствием занятости или слишком высокой самооценки. Все это отразится на взрослой жизни. Недостаток общения в детстве может вызвать проблемы с коммуникативными навыками и отношениями с противоположным полом.
Синдром отличника у взрослых может проявляться как постоянная неудовлетворенность своими достижениями, жизнью, работой и окружающими. Такие люди болезненно относятся к критике и собственным неудачам, после которых опускают руки и впадают в глубокую депрессию.
Из-за чего возникает синдром отличника у детей
Синдром отличника может быть как врожденным, так и приобретенным. Формируется и проявляется он в детстве, когда ребенок начинает учиться.
Синдром отличника у ребенка может появиться из-за:
- низкой самооценки или комплекса неполноценности. Дети думающие, что они в чем-то ущербны, стараются это компенсировать отличной учебой;
- природной потребности в признании и одобрении. Это врожденные особенности характера, которые нужно сглаживать;
- желания заслужить любовь родителей;
- страха быть наказанными. Таким детям свойственна робость и повышенная дисциплинированность, они боятся разочаровать родителей или учителей.
Как бороться с синдромом отличника
- Некоторые родители придают излишнее значение оценкам, воспринимая их, как что-то ценное, и передают такое отношение детям. Ребенок живет с чувством, что от его отметки зависит все. Это приводит к постоянному напряжению, опасениям не справиться с задачей, боязнью разочаровать родителей. Основная задача родителей таких детей – это понять и донести до ребенка мысль, что высокая оценка не является главной жизненной целью.
- Не нужно требовать от ребенка того, с чем он не может справиться. Возможности детей не всегда могут соответствовать требованиям взрослых. Обратите внимание, к чему ребенок проявляет наибольшие способности и помогайте ему развиваться в этом направлении.
- Не нужно убеждать ребенка в его уникальности. Не для всех детей эти слова являются поддержкой, это может причинить и вред.
- Дайте понять ребенку, что вы будете любить его всегда, и на это не повлияют оценки.
- Если ребенок полностью погружен в учебу, нужно научить его отдыхать и расслабляться. Чаще отпускайте его гулять или приглашайте детей к себе в дом. Больше времени проводите с ним, можете отправиться в лес, прогуляться в парке, посетить детский развлекательный центр.
- Видя, что ребенок старается, не забывайте его подбадривать и хвалить, даже если у него не все получается. Пусть он знает, что для вас важны его желание учиться и старание, а не результат. Если он поставит перед собой цель стать круглым отличником, чтобы заслужить похвалу, это не приведет к чему-то хорошему.
Источник