Синдром отличника у ребенка 8 лет
Воспитание ребёнка – очень важное и ответственное дело. Родители влияют на то, каким будет их ребёнок, какие черты будут в нём наиболее развиты. От родителей зависит будущее ребёнка, его отношение к жизни и стремления. Поэтому родителям необходимо обладать знаниями в области психологии и педагогики, ведь от этого зависит судьба их дальнейшего рода.
Синдром отличника или перфекционизм
Для всех родителей ребёнок является гордостью. Они хотят, что бы он был самым лучшим и добивался успеха во всём, в том числе и в учёбе. И чтобы добиться желаемого, родители предъявляют жёсткие требования и хотят видеть в дневниках своих детей только отличные оценки. Но в этом случае родителей и их детей может подстерегать опасность в виде синдрома отличника (отличницы).
Психология даёт определение синдрому отличника или перфекционизму как психическому состоянию, при котором человек ставит себе изначально самые высокие цели и любым способом стремится достичь их, при этом стремясь выполнить поставленное задание исключительно идеально, часто забывая о других жизненных вещах — например, развлечениях, отдыхе, еде и общении.
Портрет ребёнка с синдромом отличника
Ребёнок со следующими симптомами, болен синдромом отличника:
- Самооценка нестабильна. Похвала вызывает черезмерную уверенность, критика же способна вызвать неуверенность в своих силах при преступлении к следующему делу.
- Желание получить отличную оценку всеми доступными ему путями. Возможно проявление обмана и лжи. Ребёнок способен оболгать одноклассника, который отвечал лучше, скрыть от родителей нехорошие оценки.
- Ревностное отношение к успехам других детей. Ребенок радуется чужим неудачам. Так ему представляется, что он становится ближе к успеху.
- Эмоционально неуравновешен. Например, если родители или учителя не похвалили, начинается истерика вплоть до слёз. У ребёнка возникает ощущение, что никто не желает оценить по заслугам его успехи.
- Неспособность преодолевать несложные преграды на своём пути. Ученик способен прекратить задание прямо посередине урока лишь потому, что совершил ошибку и ему кажется, что всё теперь пропало.
- Ребенок не способен воспринимать критику и замечания.
- Ребёнок ради хорошей успеваемости в учёбе может постоянно жертвовать развлечениями и общением с друзьями.
- Неуспеваемость в учёбе может вызвать апатию. Ребёнок может уйти внутрь себя и погрузиться в состояние, близкое к депрессивному.
Доминирующим мотивом в учебной деятельности для ребенка становится достижение наивысшей оценки, причём любым путём, а также одобрение и похвала от окружающих.
С взрослением ребёнка синдром отличника перерастает в перфекционизм. Перфекционизм – это психологическая черта личности, со сложной структурой.
Главные симптомы перфекционизма:
- Уровень притязаний выше нормы. Сверхвысокая требовательность к себе;
- Высочайшие стандарты при выполнении деятельности с ориентацией на «самых успешных»;
- Все люди воспринимаются как требовательные и критикующие;
- Человек постоянно сравнивает себя со своим окружением;
- Оценивает и планирует свои действия по принципу «либо всё, либо ничего»;
- Внимание фиксируется на несовсем удачных своих действиях.
Стремление выполнить работу превосходно, «отшлифовывая» каждую деталь. Перфекционисты беспрерывно подвергают критике уровень выполнения задания, очень восприимчивы к чужим словам и практически неспособны получать удовольствие от результатов своей работы из-за уверенности, что она сделана на не совсем отличном уровне.
В реальности постоянное стремление к идеалу нередко оборачивается одиночеством, отсутствием нормального отдыха и развлечений, а также к психическому нездоровью из-за частого нервного напряжения.
Причины
Существует как врождённый, так и приобретённый синдром отличника. Но формируется и становится явным он как раз в детском возрасте, чаще всего, когда ребенок поступает в школу.
Синдром отличника у ребенка способен развиться по нескольким причинам:
- Заниженная самооценка. Дети думают, что они по какой-то причине не полноценны и делают всё, чтобы нивелировать это хорошей учебой.
- Врождённая потребность в похвале и признании. Часто это является природной чертой характера, которую нужно своевременно выявить и постараться её сгладить.
- Потребность получить внимание родителей.
- Страх наказания. Такие дети склонны к робости и очень дисциплинированы, они не хотят расстроить своих родителей или учителей.
Как избавиться от синдрома отличника?
Лучшее лечение от синдрома отличника – это безусловная любовь своих детей родителями. Любовь просто так, за то, что он, ребёнок – за то, что он просто есть. Такое лечение должно быть постоянным.
Категорически запрещается:
- Сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Сравнивать можно только его же результаты, предыдущие с новыми. Например, обратить внимание на то, что у него стало получаться, что-то лучше, чем какое-то время назад.
- Делать выговор за оценки. Даже если вместо отличной отметки ребёнок принёс плохую оценку, не стоит ругать его, узнайте, что не получилось сделать и помогите справиться со сложным заданием.
- Бояться совершения ошибки. Ошибка – это опыт, возможность победить трудность, познать себя. Ведь все совершают ошибки и вы в том числе.
- Оценивать своего ребёнка по отметкам. Оценка – это лишь промежуточный результат определённого временного отрезка. А вы любите своё чадо несмотря ни на что, помните про безусловную любовь. Показывайте её при любой возможности.
- Отталкивать. Даже, когда вы не в настроении приходите домой, и сынок или дочка бегут вам навстречу поделиться эмоциями, полученными в школе от общения с одноклассниками, непременно поговорите с ними. Сразу, пока впечатления так свежи. Позже их восторг от беседы с родителями станет меньше.
- Обременять заданиями. Вы желаете, чтобы ребёнок был всесторонне развит, для этого вы записали его во всевозможные кружки и секции. Но учёба забирает много сил, их может не остаться на другие занятия. Ваш ребёнок – не ленивый, возможно, вами были переоценены его возможности. Предоставьте ребёнку самому выбрать, куда ему ходить, где ему будет нравиться, а не вам.
Советы родителям
У детей синдром отличника с большой долей вероятности появляется от недостаточности внимания и любви. Отличными оценками ребенок неосознанно старается заслужить дополнительную похвалу от своих родителей.
Увидев нездоровую реакцию ученика на его отметки, постарайтесь проявить свою любовь открыто:
- ведь нужно обнимать своего ребенка чаще, без повода;
- улыбайтесь ему и смотрите в глаза, когда он чем то взволнованно с вами делится;
- говорите своему чаду слова любви и понимания;
- спокойно скажите, что вы любите его только за то, что он у вас есть;
- проводите вместе больше времени, не отгораживайтесь, ссылаясь на работу, если ему необходима ваша помощь и совет.
Если вы обращаете внимание, что ваш ребёнок уделяет урокам очень много времени, предложите ему выйти на прогулку, позвать товарищей в гости или навестить их.
Мысли об учёбе нужно постараться заменить более интересными для него вещами:
- запишите его на спортивные или творческие секции;
- совершайте прогулки всей семьёй;
- проводите больше времени с ним, играя в настольные игры.
Как победить синдром отличника, смотрите в следующем видео.
С какими ситуациями в будущем может столкнуться перфекционист и как это начинается с синдрома отличника, смотрите в следующем видео психолога Вероники Степановой.
Источник
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 7-12 лет
- подросток
- помочь ребенку
- чувство юмора
Пресловутым синдромом отличника страдают не только отличники и хорошисты. Желание быть лучшим и демонстрировать только позитивные результаты учебы может быть в равной степени присуще и закоренелым троечниками. Педагоги объясняют этот парадокс тем, что страх получить плохую оценку в школе или услышать о себе негативный отзыв заставляют детей активнее включаться в «гонку» школьных достижений.
Как формируется «синдром отличника»?
Стремление ребенка «всегда быть на высоте» и демонстрировать окружающим свою успешность зачастую является проявлением его глубокой неуверенности в себе. Причины этой неуверенности могут быть самыми разными. Обычно это комплексы по поводу своей внешности, отсутствия друзей, недостаточно высокого, по мнению ребенка, статуса семьи. Ребенок также может полагать, что родители недостаточно его любят. В этом случае стремление получать хорошие оценки может стать способом привлечь к себе внимание взрослых и доказать им свою значимость.
Нередко дети становятся продолжением амбиций своих родителей. Многие из них считают, для того чтобы сын или дочь чего-то достигли в жизни, нужно полностью посвятить себя ребенку. Детские психологи давно доказали факт, что поведенческие и психологические проблемы детей являются отражением внутренних установок их родителей и тех моделей поведения, которые приняты в семье. Папы и мамы, предъявляющие повышенные требования к себе, неосознанно переносят собственные качества и проблемы на детей, формируя у них так называемый «синдром отличника». При этом родители могут не предъявлять к ребенку конкретных требований. Дети тонко чувствуют настроение окружающих, интуитивно настраиваясь на их «волну».
Ребенок-перфекционист, как правило, очень остро переживает даже незначительные неудачи. Погоня за успехом и достижениями может обернуться для него депрессией. Ведь быть всегда лучшим – это тяжело как физически, так и морально. Такие дети теряют детскую непосредственность и умение радоваться тому, что есть хорошего в их жизни. У них возникают проблемы в общении со сверстниками.
Страх сделать что-то не так мешает перфекционисту учиться. Ребенок сильно переживает из-за учебных неудач, огорчается, допуская незначительную ошибку, боится ошибиться при ответе на уроке, а получив тройку, страдает. Есть случаи, когда такие дети вовсе бросали учебу.
О том, как правильно выполнять домашнее задание, родители и дети узнают, посмотрев очередной видеоурок на портале «Я–родитель». Советы дает детский психолог Екатерина Цуканова.
Как помочь ребенку избавиться от комплекса отличника?
Хорошая успеваемость в школе – это не признак того, что ваш ребенок подвержен синдрому отличника. Ему может быть действительно интересно учиться. Однако если за ценой пятерок стоят большие усилия и страх наказания, а школьные неудачи воспринимаются как катастрофы – это симптом того, что ребенку требуется помощь родителя или психолога.
Портал «Я–родитель» дает пять рекомендаций родителям, которые помогут ребенку избавиться от синдрома отличника.
1. Умерьте свои амбиции
Родителям стоит постоянно корректировать свои ожидания, чтобы они соответствовали способностям детей. Задумайтесь, насколько они соотносятся с возможностями вашего ребенка. Ведь максимум отметки для каждого ученика свой. У одного это пятерка, а у другого – тройка. Если вы хотите изменить что-то в своем ребенке, то начните с себя. Снизьте планку по требованиям к сыну или дочери, отказавшись от амбиций воспитать «идеального ребенка». А главное, пересмотрите свое отношение к успеваемости чада – успех в жизни не всегда зависит от оценок в школе!
2. Воспитывайте правильное отношение к оценкам
Объясните ребенку, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли его настроение и представление о самом себе. Убедите сына или дочь, что вы цените их независимо от их успехов в школе. Проявляйте к ним свою любовь и заботу вне зависимости от отметок в дневнике.
3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми
Если вы не хотите вырастить неудачника, обиженного на весь мир и потерявшего уверенность в своих силах, перестаньте сравнивать своего сына или дочь с другими «успешными и талантливыми» детьми. Ругая одного и хваля другого ребенка, навязывая его как пример первому, вы противопоставляете их друг другу. Сам факт оценки тяжело травмирует психику ребенка, лишает его уверенности в родительской поддержке. Поступая таким образом, вы провоцируете чадо включаться в соперничество с более сильными учениками, что не всегда идет ему на пользу.
4. Дайте право на ошибку
Ожидать, что ребенок не будет совершать никаких ошибок, – значит проявлять по отношению к нему чрезмерную жесткость и давать неверное представление о жизни. Объясните своему чаду, что у него есть право ошибаться. Осознание этого поможет ему преодолеть страх сказать или сделать что-то неправильно.
5. Развивайте у детей чувство юмора
Детям, которые очень остро реагируют на мнение других людей, стоит напоминать, что они не обязаны быть идеальными в глазах окружающих. Постарайтесь развить у ребенка чувство юмора. Оптимист легче переживает жизненные невзгоды, лучше сходится со сверстниками и пользуется у них популярностью.
Надежда Малинкина
Пройдите тест на портале «Я–родитель» и узнайте, понимаете ли вы своего ребенка.
Понимаете ли Вы своего ребенка?
Источник
«Сын маминой подруги», который ставится всегда в пример, «Гордость школы», чья фотография на протяжении 11 лет висит на доске почёта и «Папина радость», чью маму ни разу не вызывали в школу – отрада для родителей и завидная роль или нелёгкий случай психологического расстройства и тяжёлая ноша?
Учителя, родители и родственники считают, что старательно учится на отлично это хорошо, что ребёнку нравится узнавать что-то новое. Да, это вполне имеет место быть, но чаще всего ребёнок лишь гонится за оценкой и хорошо, если он спокойно может принять плохую оценку и просто позже исправить её. Но если полученная 4 или 3 расстраивает ребёнка, заставляет его отказаться от развлечений, потому что он их «не заслужил» — то вот тут уже стоит задуматься, хотя бы о том, откуда у ребёнка установка «быть лучшим всегда и во всём».
Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы учиться на отлично, проблема появляется тогда, когда стирается грань между естественным желанием и навязчивой идеей, а собственная не безупречность не даёт спокойно жить. Это и есть тот самый синдром отличника, о котором так мало кто догадывается, но ведь он оставляет значительный отпечаток на судьбе человека.
С чего же всё начинается и как распознать в своём ребёнке этот «безобидный» синдром?
Первая ступень, где ребёнок начинает по-настоящему проявлять себя – школа. Именно с нее начинается оценка успешности посредством школьных отметок. Попав в такую систему, ребёнок сразу смекает, что если он принесет со школы 5 – то его похвалят, а если 2 – то его ждет дома строгое наказание. Что остается ребёнку? Либо он будет скрывать плохие оценки, либо ему нужно стараться и всегда приносить только хорошие отметки, что он и будет, скорее всего, делать.
Первые признаки проявления синдрома:
• Приходя со школы, ребенок первым делом говорит о полученном высоком балле, о том, что он один его получил, но никак ни о том, что интересного случилось за весь день и куда они с классом ходили на выставку – это его не особо интересует, он ждет, чтобы его похвалили.
• Ребёнок не умеет быть побеждённым, и проигрыш вызывает у него панику.
• Он спокойно может отказаться от любимых дел и провести весь день за уроками.
• Его окружает страх нового. Он боится, что у учителя появится новый любимчик и вся похвала перейдет к нему или того, что придет новый преподаватель и не поставит такую же высокую оценку, как прежний.
• Шаблонное мышление или боязнь проявить творческие способности, думая, что это не оценят. Ребенок всегда следует четко по инструкции и шаг влево шаг вправо для него расстрел.
• Постоянное напряжение. Какие чувства испытывает человек, находясь на важном для него экзамене? Это и стресс, и сильное волнение, и паника. Хорошо, если это происходит не так часто, а вот ребенок испытывает эти чувства в полной мере каждый день и вряд ли такое состояние хорошо сказывается на его здоровье.
А теперь стоит только предположить в какие психологические проблемы все это может вылиться в будущем:
• Огромное огорчение. Огорчение в том, что оценки не так важны будущему работодателю, как инициативность, умение разговаривать на иностранных языках, коммуникативность, способность рисковать и быстро принимать решения в каких то сложных ситуациях. Никто не будет смотреть на собеседовании на ваш красный аттестат об окончании школы или красный диплом, куда важнее ваши гибкие навыки и способность адаптироваться под постоянно меняющиеся условия.
• Нервное расстройство на фоне сверхответственности. Пытаясь сделать идеальную работу, человек будет тратить на нее всё свое время, включая и время, отведённое для отдыха.
• Практически полное отсутствие коммуникативной компетентности. Пока отличники гнались за отметками, другие выстраивали круг общения и находили друзей на всю жизнь, которые через пару десятков лет становятся друзьями-профессионалами, способными помочь в построении карьеры.
• Низкие шансы на успех из-за неумения мыслить нестандартно.
Такая себе перспектива, не правда ли?
Чтобы не привести к такому печальному результату, родителям стоит понять, что, то, как их ребёнок будет воспринимать себя, зависит лишь от них самих.
Не нужно сравнивать своего ребёнка с другими, все дети уникальные и кому-то что-то даётся лучше, а кому-то хуже и этого не избежать. Так же не стоит манипулировать ребёнком и мотивировать его лишь оценками, это только усугубит ситуацию. Специалисты рекомендуют не давить на детей и давать им во всем право выбора. Родителям стоит понять, что воплощение своих мечтаний и целей за счёт ребёнка, не обращая внимание на его желания, может привести к необратимым расстройствам психики. А всем известно, что проще искоренить причину, чем всю жизнь бороться с её последствиями.
Источник