Синдром отличницы у ребенка в 1 классе

Синдром отличницы у ребенка в 1 классе thumbnail

Почему синдром отличника опасен и как ребенку помочь избавиться от перфекционизма?

Воспитание ребёнка – очень важное и ответственное дело. Родители влияют на то, каким будет их ребёнок, какие черты будут в нём наиболее развиты. От родителей зависит будущее ребёнка, его отношение к жизни и стремления. Поэтому родителям необходимо обладать знаниями в области психологии и педагогики, ведь от этого зависит судьба их дальнейшего рода.

Синдром отличницы у ребенка в 1 классе

Синдром отличника или перфекционизм

Для всех родителей ребёнок является гордостью. Они хотят, что бы он был самым лучшим и добивался успеха во всём, в том числе и в учёбе. И чтобы добиться желаемого, родители предъявляют жёсткие требования и хотят видеть в дневниках своих детей только отличные оценки. Но в этом случае родителей и их детей может подстерегать опасность в виде синдрома отличника (отличницы).

Психология даёт определение синдрому отличника или перфекционизму как психическому состоянию, при котором человек ставит себе изначально самые высокие цели и любым способом стремится достичь их, при этом стремясь выполнить поставленное задание исключительно идеально, часто забывая о других жизненных вещах — например, развлечениях, отдыхе, еде и общении.

Синдром отличницы у ребенка в 1 классе

Портрет ребёнка с синдромом отличника

Ребёнок со следующими симптомами, болен синдромом отличника:

  • Самооценка нестабильна. Похвала вызывает черезмерную уверенность, критика же способна вызвать неуверенность в своих силах при преступлении к следующему делу.
  • Желание получить отличную оценку всеми доступными ему путями. Возможно проявление обмана и лжи. Ребёнок способен оболгать одноклассника, который отвечал лучше, скрыть от родителей нехорошие оценки.
  • Ревностное отношение к успехам других детей. Ребенок радуется чужим неудачам. Так ему представляется, что он становится ближе к успеху.
  • Эмоционально неуравновешен. Например, если родители или учителя не похвалили, начинается истерика вплоть до слёз. У ребёнка возникает ощущение, что никто не желает оценить по заслугам его успехи.
  • Неспособность преодолевать несложные преграды на своём пути. Ученик способен прекратить задание прямо посередине урока лишь потому, что совершил ошибку и ему кажется, что всё теперь пропало.
  • Ребенок не способен воспринимать критику и замечания.
  • Ребёнок ради хорошей успеваемости в учёбе может постоянно жертвовать развлечениями и общением с друзьями.
  • Неуспеваемость в учёбе может вызвать апатию. Ребёнок может уйти внутрь себя и погрузиться в состояние, близкое к депрессивному.

Синдром отличницы у ребенка в 1 классе

Доминирующим мотивом в учебной деятельности для ребенка становится достижение наивысшей оценки, причём любым путём, а также одобрение и похвала от окружающих.

С взрослением ребёнка синдром отличника перерастает в перфекционизм. Перфекционизм – это психологическая черта личности, со сложной структурой.

Главные симптомы перфекционизма:

  • Уровень притязаний выше нормы. Сверхвысокая требовательность к себе;
  • Высочайшие стандарты при выполнении деятельности с ориентацией на «самых успешных»;
  • Все люди воспринимаются как требовательные и критикующие;
  • Человек постоянно сравнивает себя со своим окружением;
  • Оценивает и планирует свои действия по принципу «либо всё, либо ничего»;
  • Внимание фиксируется на несовсем удачных своих действиях.

Синдром отличницы у ребенка в 1 классе

Стремление выполнить работу превосходно, «отшлифовывая» каждую деталь. Перфекционисты беспрерывно подвергают критике уровень выполнения задания, очень восприимчивы к чужим словам и практически неспособны получать удовольствие от результатов своей работы из-за уверенности, что она сделана на не совсем отличном уровне.

В реальности постоянное стремление к идеалу нередко оборачивается одиночеством, отсутствием нормального отдыха и развлечений, а также к психическому нездоровью из-за частого нервного напряжения.

Синдром отличницы у ребенка в 1 классе

Причины

Существует как врождённый, так и приобретённый синдром отличника. Но формируется и становится явным он как раз в детском возрасте, чаще всего, когда ребенок поступает в школу.

Синдром отличника у ребенка способен развиться по нескольким причинам:

  • Заниженная самооценка. Дети думают, что они по какой-то причине не полноценны и делают всё, чтобы нивелировать это хорошей учебой.
  • Врождённая потребность в похвале и признании. Часто это является природной чертой характера, которую нужно своевременно выявить и постараться её сгладить.
  • Потребность получить внимание родителей.
  • Страх наказания. Такие дети склонны к робости и очень дисциплинированы, они не хотят расстроить своих родителей или учителей.

Синдром отличницы у ребенка в 1 классе

Как избавиться от синдрома отличника?

Лучшее лечение от синдрома отличника – это безусловная любовь своих детей родителями. Любовь просто так, за то, что он, ребёнок – за то, что он просто есть. Такое лечение должно быть постоянным.

Категорически запрещается:

  • Сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Сравнивать можно только его же результаты, предыдущие с новыми. Например, обратить внимание на то, что у него стало получаться, что-то лучше, чем какое-то время назад.
  • Делать выговор за оценки. Даже если вместо отличной отметки ребёнок принёс плохую оценку, не стоит ругать его, узнайте, что не получилось сделать и помогите справиться со сложным заданием.
  • Бояться совершения ошибки. Ошибка – это опыт, возможность победить трудность, познать себя. Ведь все совершают ошибки и вы в том числе.
  • Оценивать своего ребёнка по отметкам. Оценка – это лишь промежуточный результат определённого временного отрезка. А вы любите своё чадо несмотря ни на что, помните про безусловную любовь. Показывайте её при любой возможности.
  • Отталкивать. Даже, когда вы не в настроении приходите домой, и сынок или дочка бегут вам навстречу поделиться эмоциями, полученными в школе от общения с одноклассниками, непременно поговорите с ними. Сразу, пока впечатления так свежи. Позже их восторг от беседы с родителями станет меньше.
  • Обременять заданиями. Вы желаете, чтобы ребёнок был всесторонне развит, для этого вы записали его во всевозможные кружки и секции. Но учёба забирает много сил, их может не остаться на другие занятия. Ваш ребёнок – не ленивый, возможно, вами были переоценены его возможности. Предоставьте ребёнку самому выбрать, куда ему ходить, где ему будет нравиться, а не вам.
Читайте также:  Мкб синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром отличницы у ребенка в 1 классе

Советы родителям

У детей синдром отличника с большой долей вероятности появляется от недостаточности внимания и любви. Отличными оценками ребенок неосознанно старается заслужить дополнительную похвалу от своих родителей.

Увидев нездоровую реакцию ученика на его отметки, постарайтесь проявить свою любовь открыто:

  • ведь нужно обнимать своего ребенка чаще, без повода;
  • улыбайтесь ему и смотрите в глаза, когда он чем то взволнованно с вами делится;
  • говорите своему чаду слова любви и понимания;
  • спокойно скажите, что вы любите его только за то, что он у вас есть;
  • проводите вместе больше времени, не отгораживайтесь, ссылаясь на работу, если ему необходима ваша помощь и совет.

Синдром отличницы у ребенка в 1 классе

Если вы обращаете внимание, что ваш ребёнок уделяет урокам очень много времени, предложите ему выйти на прогулку, позвать товарищей в гости или навестить их.

Мысли об учёбе нужно постараться заменить более интересными для него вещами:

  • запишите его на спортивные или творческие секции;
  • совершайте прогулки всей семьёй;
  • проводите больше времени с ним, играя в настольные игры.

Синдром отличницы у ребенка в 1 классе

Как победить синдром отличника, смотрите в следующем видео.

С какими ситуациями в будущем может столкнуться перфекционист и как это начинается с синдрома отличника, смотрите в следующем видео психолога Вероники Степановой.

Источник

Умный и прилежный ребенок – это гордость всей семьи. Прекрасно, когда дети повышают свои умственные знания, но и спокойно принимают поражение. Однако существует категория детей, которые всегда стремятся получать отличные оценки. Они болезненно переживают самые малейшие неудачи, зачастую они рискуют своим здоровьем, чтобы добиться поставленной цели.

В результате получают заболевания нервной системы, потерю полноценного сна, постоянную раздражительность и депрессию. Регулярно проявляют обиду, если родители их не хвалят за полученный успех. Дети постоянно думают только о школьных оценках. При этом они отказываются от общения со сверстниками и замыкаются в себе. Однако в жизни могут происходить различные ситуации. Следует разобраться в данной ситуации подробно и понять, чем можно помочь собственному ребенку.

Синдром отличника или перфекционизм

Стремление детей показывать свою высокую успеваемость перед окружающими людьми всегда характеризуется проявлением собственной неуверенности. Причины в данной ситуации могут быть самыми различными. Обычно дети ощущают комплекс по поводу своего внешнего вида, отсутствия общения и недостаток внимания со стороны близких людей. Именно в этих случаях ребенок стремится получить хорошие оценки и привлечь внимание взрослых людей. В некоторых ситуациях они подражают своим родителям.

Перфекционизм является психологическим термином. В переводе с английского означает совершенство или безупречность. Перфекционизм же означает то, что любое действие должно быть выполнено совершенно и безупречно, иначе оно не имеет права на существование.

Специалисты установили, что проблемы детей тесно связаны с поведением родителей. Обычно взрослые люди предъявляют повышенные требования к своей личности. Ребенок неосознанно повторяет их манеру поведения. В результате у него формируется синдром отличника. Он стремится выполнить что-либо идеально. С одной стороны нет ничего плохого в том, что ребенок старается. Если бы ни одно «но»! Ребенок-перфекционист очень болезненно воспринимает личные неудачи, промахи, проигрыши.

На самом деле родители не предъявляют к ребенку особых требований. Однако они интуитивно чувствуют настроение окружающих людей и стараются им подрожать. Перфекционизм оказывает сильное влияние на внутреннее эмоциональное состояние детей. Погоня за высокими оценками обычно оборачивается нервной депрессией. Малыши перестают видеть все прекрасное, что происходит возле них.

Симптомы синдрома отличника у ребенка

У детей в период синдрома отличника наблюдается нестабильная самооценка. Похвала способна вызвать у них восторг. Однако критика влияет негативно на эмоциональную систему, и они не в состоянии приступить к выполнению следующего дела. У них проявляется желание получить высокую оценку любым способом. В этот момент проявляется обман, который позволяет скрыть неудовлетворительные оценки от родителей. Появляется ревность к успеху других детей. Они радуются чужим неудачам. Ребенок имеет эмоционально неуравновешенное состояние.Синдром отличника у ребенка причины.jpg

В случае отсутствия похвалы со стороны родителей и преподавателей начинается депрессия, которая перерастает в чрезмерную истерику. Присутствует ощущение отсутствия удовлетворенности за выполненный труд. Они неспособны преодолевать сложные преграды на своем пути. В случае совершения ошибки на уроке моментально прекращают выполнять задание. Дети с синдромом отличника не воспринимают критику и самые мелкие замечания. Ради достижения отличных оценок отказываются от развлечений, мероприятий и общения со сверстниками. Неуспеваемость вызывает у них раздражение, и они погружаются в депрессивное состояние.

Читайте также:  Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом мкб 10

Причины развития у ребенка синдрома отличника

Сами того не замечая и не осознавая, мы сами порой являемся причиной формирования у ребенка синдрома отличника. Стремление ребенка стать лучше своих сверстников, получать постоянное признание и похвалу со стороны взрослых людей, получать высокую самооценку – это основные критерии синдрома отличника. Основной причиной служат внутрисемейные отношения между родителями и детьми. В основу входит компенсация родительских провалов. Дети повторяют ошибки взрослых людей. Родители мотивируют ребенка достигнуть поставленных целей, чтобы в результате их признало общество. Родители пренебрегают интересами и состоянием здоровья своего чада. С помощью успешного состояния школьника они повышают собственную самооценку.

Зачастую родительская любовь измеряется количеством хороших оценок у ребенка. Чтобы привлечь к себе внимание матери или отца, ребенок старается быть более успешным в школе. Это не плохо, но иногда под плохими оценками подразумевается не только двойки и тройки, а и четверки. Ребенок воспринимает за оценку только высший бал – «отлично».

Повышенные требования в семьях, где ценят только признание со стороны общественности и анализируют достижения школьника – является основной причиной синдрома отличника. Внутри семьи устанавливается собственная установка и определенный принцип морального поведения. Именно данные факторы родители передают детям. Синдром отличника у ребенка чем опасно.jpgДефицит внимания взрослых вызывает негативное состояние ребенка. Для них похвала оценивается как показатель проявления высшей любви со стороны родителей.

Иногда «плохие» оценки могут наказываться родителями не только в психоэмоциональном плане, но и в физическом. Бывали случаи, когда невозможность соответствовать отличным идеальным приводила к попыткам суицида у детей и иногда имели ужасные последствия.

Поощрение подкрепляет уверенность детской эмоциональной психики. Приобретение игрушек, просмотр мультфильмов, покупка элегантной одежды – это незабываемая похвала для детей. Родительское внимание является главным успехом благополучия детей. Подростки заниженную самооценку компенсируют достижениями в учебном процессе. К причинам также относится комплекс по поводу своего внешнего вида. Хорошие оценки и высокие достижения повышают их социальный статус перед друзьями.

Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования

Чем опасен синдром отличника

На самом деле синдром отличника очень опасен для детей. В первую очередь они все свое свободное время проводят за выполнением учебных заданий. Со временем сокращается время полноценного сна, которое необходимо для молодого растущего организма. Ребенок боится не успеть выполнить все задания и у него проявляется болезненное эмоциональное состояние. Он не способен выполнить просьбы родителей по выполнению домашних дел. Отличники постоянно находятся в эмоционально напряженном состоянии.

У них проявляется боязнь забыть выученные уроки, возможность не успеть ответить на все вопросы преподавателя. В результате такое подавленное состояние приводит к нервному расстройству, бессоннице и нарушению правильной работы головного мозга. Дети становятся склонными к перфекционизму. Именно он приводит ребенка к серьезному заболеванию. Быть первым среди всех просто невозможно. Неудачи отличников выбивают их естественного образа жизни, и они становятся неуравновешенными людьми. Самая незначительная критика воспринимается как личностное оскорбление. В итоге происходит конфликт между взрослыми людьми и сверстниками.

Как избавиться от синдрома отличника

Поможет избавиться от синдрома отличника беседа с врачом-психотерапевтом или психологом. Специалист выясняет причину данного состояния, определяет появившиеся симптомы. Обычно пациенты говорят о напряженном состоянии, страхе, неуверенности и волнении перед учебным процессом. Рассказывают о подавленном состоянии из-за негативных оценок успеваемости. Профессионалы используют методики, которые позволяют выявить личную сферу деятельности пациента.

Они изучают самооценку данной личности, и исследует отношения между детьми и родителями. Психолог индивидуально подбирает тесты и диагностирует психические изменения детей. Существуют специальные проектные методики. С помощью рисунков и заданий специалист выявляет скрытые черты характера пациента и обследует его внутреннее эмоциональное состояние. В результате обнаруживаются внутренние проблемы между детьми и родителями. После проведения диагностики психолог назначает специальный психотерапевтический курс лечения.

Советы родителям или вместо заключения

Родителям следует прекратить сравнивать своего ребенка с другими подростками. В противном случае ребенок не сможет выбраться из напряженного депрессивного состояния. Нужно обратить внимание на его новые достижения и успехи, но без присутствия похвалы. Запрещается ругать ребенка за плохие оценки. Если он получил негативную оценку – стоит объяснить ему материал и помочь справиться с заданием. Стоит объяснять, что в жизни происходит много ошибок. Каждый человек может ее совершить. Ошибка – это определенный опыт, который делает человека уверенным в себе и позволяет получить еще большие знания.

Плохое настроение взрослых людей не должно негативно сказываться на эмоциональном состоянии детей. Каждый родитель после рабочего трудового дня должен делиться позитивными эмоциями и впечатлениями со своим чадом. Регулярные беседы позволят создать прекрасное общение с одноклассниками и друзьями. Для всестороннего развития необходимо записать его в спортивную секцию или увлечь интересным хобби. Результат не заставит себя ждать. Ребенок снова станет мыслить позитивно и будет прилежным учеником.

Читайте также:  Болевого синдрома при инфаркте миокарда

Источник

«Сын маминой подруги», который ставится всегда в пример, «Гордость школы», чья фотография на протяжении 11 лет висит на доске почёта и «Папина радость», чью маму ни разу не вызывали в школу – отрада для родителей и завидная роль или нелёгкий случай психологического расстройства и тяжёлая ноша?

Учителя, родители и родственники считают, что старательно учится на отлично это хорошо, что ребёнку нравится узнавать что-то новое. Да, это вполне имеет место быть, но чаще всего ребёнок лишь гонится за оценкой и хорошо, если он спокойно может принять плохую оценку и просто позже исправить её. Но если полученная 4 или 3 расстраивает ребёнка, заставляет его отказаться от развлечений, потому что он их «не заслужил» — то вот тут уже стоит задуматься, хотя бы о том, откуда у ребёнка установка «быть лучшим всегда и во всём».

Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы учиться на отлично, проблема появляется тогда, когда стирается грань между естественным желанием и навязчивой идеей, а собственная не безупречность не даёт спокойно жить. Это и есть тот самый синдром отличника, о котором так мало кто догадывается, но ведь он оставляет значительный отпечаток на судьбе человека.

С чего же всё начинается и как распознать в своём ребёнке этот «безобидный» синдром?

Первая ступень, где ребёнок начинает по-настоящему проявлять себя – школа. Именно с нее начинается оценка успешности посредством школьных отметок. Попав в такую систему, ребёнок сразу смекает, что если он принесет со школы 5 – то его похвалят, а если 2 – то его ждет дома строгое наказание. Что остается ребёнку? Либо он будет скрывать плохие оценки, либо ему нужно стараться и всегда приносить только хорошие отметки, что он и будет, скорее всего, делать.

Первые признаки проявления синдрома:

• Приходя со школы, ребенок первым делом говорит о полученном высоком балле, о том, что он один его получил, но никак ни о том, что интересного случилось за весь день и куда они с классом ходили на выставку – это его не особо интересует, он ждет, чтобы его похвалили.

• Ребёнок не умеет быть побеждённым, и проигрыш вызывает у него панику.

• Он спокойно может отказаться от любимых дел и провести весь день за уроками.

• Его окружает страх нового. Он боится, что у учителя появится новый любимчик и вся похвала перейдет к нему или того, что придет новый преподаватель и не поставит такую же высокую оценку, как прежний.

• Шаблонное мышление или боязнь проявить творческие способности, думая, что это не оценят. Ребенок всегда следует четко по инструкции и шаг влево шаг вправо для него расстрел.

• Постоянное напряжение. Какие чувства испытывает человек, находясь на важном для него экзамене? Это и стресс, и сильное волнение, и паника. Хорошо, если это происходит не так часто, а вот ребенок испытывает эти чувства в полной мере каждый день и вряд ли такое состояние хорошо сказывается на его здоровье.

А теперь стоит только предположить в какие психологические проблемы все это может вылиться в будущем:

• Огромное огорчение. Огорчение в том, что оценки не так важны будущему работодателю, как инициативность, умение разговаривать на иностранных языках, коммуникативность, способность рисковать и быстро принимать решения в каких то сложных ситуациях. Никто не будет смотреть на собеседовании на ваш красный аттестат об окончании школы или красный диплом, куда важнее ваши гибкие навыки и способность адаптироваться под постоянно меняющиеся условия.

• Нервное расстройство на фоне сверхответственности. Пытаясь сделать идеальную работу, человек будет тратить на нее всё свое время, включая и время, отведённое для отдыха.

• Практически полное отсутствие коммуникативной компетентности. Пока отличники гнались за отметками, другие выстраивали круг общения и находили друзей на всю жизнь, которые через пару десятков лет становятся друзьями-профессионалами, способными помочь в построении карьеры.

• Низкие шансы на успех из-за неумения мыслить нестандартно.

Такая себе перспектива, не правда ли?

Чтобы не привести к такому печальному результату, родителям стоит понять, что, то, как их ребёнок будет воспринимать себя, зависит лишь от них самих.

Не нужно сравнивать своего ребёнка с другими, все дети уникальные и кому-то что-то даётся лучше, а кому-то хуже и этого не избежать. Так же не стоит манипулировать ребёнком и мотивировать его лишь оценками, это только усугубит ситуацию. Специалисты рекомендуют не давить на детей и давать им во всем право выбора. Родителям стоит понять, что воплощение своих мечтаний и целей за счёт ребёнка, не обращая внимание на его желания, может привести к необратимым расстройствам психики. А всем известно, что проще искоренить причину, чем всю жизнь бороться с её последствиями.

Источник