Синдром отличницы и что делать

Синдром отличницы или отличника у многих в первую очередь ассоциируется с детьми, однако у взрослых он встречается не так редко, как можно было подумать. Конечно, у разных людей это состояние выражено по-разному: кто-то не может уйти домой, не сделав задание начальника (хотя оно терпит до конца недели), а у кого-то оно превращается в буквальном смысле в образ жизни. Все, начиная с внешнего вида и заканчивая положением в карьерной лестнице, должно соответствовать самым высоким оценкам, а любая ошибка или даже небольшая оплошность воспринимаются как полный провал. В этой статье мы поговорим о том, почему такой подход не всегда хорош и как от него избавиться.

Важный момент: мы не будем затрагивать такие темы, как профилактика такого состояния еще в детском возрасте и то, как не дать сформироваться синдрому отличника. В центре нашего внимания – синдром отличника у взрослых и борьба с уже имеющимся состоянием. И еще одна ремарка. Некоторым свойственно считать, что понятие «синдром отличника» и «перфекционизм» полностью совпадают. Мы не согласны с такой точкой зрения, подробнее об этом – в последней части материала.

Синдром отличника: описание и особенности

Говоря о таких состояниях, в большинстве случаев мы будем вести речь о синдроме отличницы (в нашем случае – у взрослых женщин). Он действительно чаще встречается у дам, хотя и мужчин порой не обходит. В любом случае причины возникновения и методы борьбы, как правило, от пола не зависят.

А начинается данный синдром обычно в детстве: в конце дошкольной – начале школьной поры. В это время синдром отличника зачастую не воспринимается родителями как что-то плохое: прилежная девочка или прилежный мальчик стараются получать только пятерки. Что тут не так?

А то, что порой это излишнее стремление достигать исключительно превосходных результатов закрепляется и начинает проецироваться на взрослую жизнь. Для кого-то данное состояние ограничивается только работой (как логичным продолжением учебы), но некоторые распространяют его на все стороны жизни. Например, дама с синдромом отличницы может полагать, что любовь супруга напрямую зависит от идеального порядка в доме, а благосклонность начальника автоматически следует за своевременным и прекрасным выполнением заданий. Таких людей не устраивают никакие результаты, кроме идеального (из-за чего порой и встречается мнение, что синдром отличника идентичен перфекционизму).

Из-за подобного подхода человек неоправданно много времени, сил и нервов тратит на

достижение отличного результата даже в тех сферах, где подобная активность в целом не целесообразна. Из-за этого возникают трудности в отношениях с друзьями, близкими, коллегами, у человека остается меньше свободного времени, наблюдаются проблемы с достижением целей и т.д. Некоторые обладатели синдрома отличника (как и некоторые перфекционисты) боятся браться за новые дела или ставить себе смелые цели, так как слишком опасаются не добиться идеального результата (а ничто другое результатом не признается).

Впрочем, нельзя сказать, что у этого состояния есть только недостатки. Изначально в нем лежит правильный посыл: делать работу максимально хорошо. В зависимости от личных характеристик своего обладателя, этот синдром означает ответственность, дотошность, тщательность в выполнении задания, соблюдение дедлайнов и многие другие полезные в работе и личной жизни качества. Поэтому от него не стоит полностью избавляться – важно взять его под контроль. Об этом мы расскажем чуть ниже.

Причины возникновения синдрома отличника

И хотя мы обещали в рамках данной статьи не говорить о детях, совсем обойтись без них все же не получится. Дело в том, что закладывается это состояние именно в детстве, поэтому нам придется обратиться к нему, чтобы разобраться в возможных причинах возникновения синдрома отличника. Зачастую синдром отличника – лишь следствие определенных проблем и/или установок, и бороться с таким следствием без работы над первопричиной если не бесполезно, то определенно менее эффективно.

Родительско-детские отношения

Надо отметить, что данное состояние может появиться из-за самых разных факторов, и большая часть из них (хотя не все) связаны с родительско-детскими отношениями и особенностями воспитания. Например, кто-то по тем или иным причинам считал, что родительская любовь зависит только от успеваемости, или старался отличными оценками привлечь внимание матери и отца. Порой родители прямо заявляют чаду, принесшему плохие, по их мнению, оценки, что его не любят, что он плохой и т.д.

При этом под плохими отметками могут подразумеваться не только двойки или тройки, но и четверки или даже пятерки с минусом. Ведь и сами родители могут считать, что любой невысший результат это не результат вовсе, и прививать данную систему оценок своему ребенку.

Порой к этому синдрому приводят физические (или нефизические) наказания за плохие, по мнению родителей, отметки (и здесь отметим, что при таком раскладе синдром отличника может быть еще не самым плохим «наследством» подобного воспитания). Впрочем, невысказанные прямо, но все равно видимые ребенком разочарование или неудовольствие мамы или папы, бабушки или дедушки иногда действуют не хуже, чем произнесенные вслух упреки. Кого-то слишком активно пугали последствиями плохих отметок или излишне преувеличивали важность отличной учебы, напрямую связывая ее с дальнейшей успешностью.

Подчеркнем, что практически для всех описанных выше случаев очень важны слова «слишком» или «очень», причем с учетом восприятия данного конкретного ребенка. Некоторым детям можно ежедневно читать лекции о том, как важно хорошо учиться, но они продолжат обучение в том режиме, в каком посчитают нужным. Другие же под давлением родителей или иных факторов принимают систему, в которой только отличный результат считается результатом, все остальное – плохо. Стоит подчеркнуть, что порой формирование этого синдрома получается из лучших побуждений действительно заботливых родителей. А иногда – из-за того, что они пытаются воплотить в детях то, чего не удалось им самим. Но это только часть возможных вариантов.

Особенности характера и мировосприятия

Как бы некоторым ни хотелось свалить все на родителей, некоторые причины возникновения синдрома отличницы или отличника связаны скорее с особенностями самого человека, и влияние матери, отца или других родственников было достаточно опосредованным.

Читайте также:  Синдром верхней апертуры грудной клетки диагностика

В частности, для части подверженных синдрому отличницы или отличника еще в школе актуальным стал простой и понятный шаблон: «Я должен(-на) учиться на отлично, а раз я учусь на отлично, значит,

у меня все в жизни будет прекрасно». Такой ребенок воспринимает мир в черно-белом спектре, с четким разделением правильных и неправильных поступков, руководствуясь установкой, что за правильными поступками автоматически следует счастливая жизнь, за неправильными – наказания и проблемы. В самом юном возрасте мир и должен восприниматься именно таким, однако с течением времени мы начинаем понимать, что черно-белая правильно-неправильная парадигма не всегда работает, поэтому большинство ее модифицируют, «разбавляя» полутонами и оттенками. Другие же стараются вписать окружающую действительность в черно-белые рамки, и синдром отличника способен в этом помочь. Такой подход может сохраняться и во взрослой жизни, в первую очередь из-за его удобства и простоты: он отметает все неопределенности и т.д.

Еще одна причина возникновения синдрома отличника: низкая самооценка и/или желание доказать всем, что ты лучше всех. В рамках школы таким доказательством могут быть прекрасные отметки, особенно если продемонстрировать одноклассникам, учителям или все тем же родителям свою «крутость» в других сферах не получается. Учеба способна стать тем спасительным коконом, за которым ребенок чувствует себя в безопасности. И чтобы этот кокон оставался прочным, важно учиться только на отлично. Соответственно, во взрослой жизни

таким же коконом становится работа, хобби и т.д., а подход к ним не изменяется: все должно быть только идеально.

Также под этим синдромом маскируется неумение принимать критику, работать над ошибками: ведь если работа и так прекрасна, то критиковать/исправлять будет просто нечего. Впрочем, часто причина и следствие меняются местами или образуют замкнутый круг. «Отличники» не привыкли получать критику, так как в большинстве случаев делают работу даже слишком хорошо. Из-за этого все критические высказывания (даже объективные) рассматриваются ими как нападки и/или как придирки.

Зачастую осознание истинной первопричины, а тем более работа над ее исправлением бывают довольно проблематичными, и без помощи специалиста справиться с этим могут не все. Поэтому если вы действительно хотите унять в себе безотчетное стремление только к отличным результатам, при необходимости не стесняйтесь обращаться к психологам.

Как взрослым избавиться от синдрома отличницы или отличника?

Прежде всего отметим, что во взрослом возрасте избавиться от подобного синдрома весьма сложно. Эта модель поведения с вами практически всю сознательную жизнь – просто так ее не изменить, но скорректировать ее, взять над ней контроль все же можно. Как мы говорили, очень важно работать с первопричиной. Именно это мы бы и назвали первым шагом к тому, как избавиться от синдрома отличника, а точнее, взять даваемые им преимущества и минимизировать недостатки. Кроме того, существует ряд универсальных советов, которые наверняка будут уместны вне зависимости от конкретной причины.

Прежде чем переходить к ним, сделаем одну ремарку. Если для вас синдром отличника распространяется не только на работу, но и на личную жизнь, именно в рамках последней мы и предлагаем ставить эксперименты. Как правило, в таком случае поле для них шире, а ущерб (здесь мы имеем в виду как возможный реальный ущерб, так и ваше внутреннее восприятие получаемых результатов) – гораздо ниже.

Добейтесь неотличного результата

Многие люди с выраженным синдромом отличника (а особенно отличницы) стараются делать все безупречно даже во вполне бытовых ситуациях – аккуратно разложенная одежда, строгий, подобающий дресс-код, натертая до блеска посуда. Если это про вас, начните избавляться от синдрома отличника с того, чтобы привнести в домашнюю жизнь элемент неправильности. Например, не раскладывайте носки по парам и по цветам, пропустите одну уборку в квартире, накрасьте один глаз чуть не так, как второй. Вы увидите, что от этого абсолютно ничего не поменялось – не изменилось отношение людей к вам, не преобразилась суть вашей работы, распорядок дня и т.д. Увеличивайте количество таких бытовых «неправильностей», переходя от совсем мелких к более крупным.

Научитесь снимать с себя ответственность

«Хочешь сделать хорошо – сделай это сам». В целом это прекрасный принцип, однако из-за него носители рассматриваемого синдрома не могут просто перепоручить кому-то задачу, а обязательно все перепроверяют и часто – переделывают. Конечно, в некоторых случаях это действительно необходимо, например, если практикант помогает вам с важным отчетом для клиента, но не до конца разобрался в задаче. Однако наверняка в вашем списке перепорученных/делегированных дел есть такие, где реальной нужды в переделке нет – это вы хотите довести все до идеала. Именно на таких задачах и стоит учиться снимать с себя ответственность, а точнее – перестать доделывать за другими их работу, чтобы она начала отвечать вашим слишком высоким стандартам. Не перемывайте посуду за мужем, не перевытирайте пыль за ребенком, не переделывайте неважную работу за подчиненными. Этот способ не только сэкономит время, но и также привнесет в вашу жизнь кусочек чего-то, не столь идеального с вашей точки зрения. И опять же, вы воочию увидите, что мир от этого не рушится.

Разрешите себе ошибаться

Вы наверняка слышали такие фразы, как «Человек имеет право на ошибку», «Человеку свойственно ошибаться» и т.д.

Тем не менее люди с синдромом отличника почему-то полагают, что их этого права и свойства лишили, и любая их ошибка воспринимается как катастрофа. Доказать самому себе, что это не так, можно, например, начав учиться чему-то совершенно новому. В этом случае вы вряд ли сможете обойтись без ошибок и на практике убедитесь, что в них нет ничего страшного – это закономерный этап обучения. Поэтому если вы всегда хотели заняться творчеством, получить второе высшее, научиться танцевать или овладеть каким-либо иностранным языком, исполните свое желание и заодно помогите себе избавиться от синдрома отличника. Ведь иное отношение к ошибкам в новой выбранной вами сфере способно послужить глобальному переосмыслению своего отношения к ним. Также почаще вспоминайте одну из установок НЛП: «Нет ошибок, есть обратная связь».

Читайте также:  Дети с синдромом дауна как с ними работать

Научитесь работать с критикой

Как уже говорилось, порой синдром отличника тесно связан с неумением должным образом принимать критику. «Я все делаю отлично – и точка» – если такой подход про вас, вам стоит поработать именно над умением принимать критику. Это также позволит по-другому относиться к ошибкам и извлекать пользу из них и из советов того, кто их нашел, не превращая сам факт критики в катастрофу. Конечно, как и избавление от синдрома отличника у взрослых, изменение отношения к критике наверняка потребует достаточного количества времени и усилий с вашей стороны, но результат, как правило, того стоит.

Ограничивайте время

Достижение идеального результата требует времени – большего, чем реально требуется для хорошего выполнения данной задачи. Помня об этом, ограничивайте собственные дедлайны (и не поддавайтесь искушению нарушить сроки – в этом может помочь закон Паркинсона). Оставляйте столько, чтобы сделать работу хорошо и качественно, но не перебарщивая с идеалистичностью. Удачное выполнение нескольких таких хороших, но не идеальных работ на практике покажет вам, что далеко не все требуется делать «по высшему разряду», чтобы результат был вполне удовлетворительным. (Напоминаем, что вначале стоит экспериментировать с не самыми приоритетными задачами – для данного совета это особенно важно.)

Расставляйте приоритеты

Определите для себя, какие конкретные цели на данный момент для вас приоритетнее: получить повышение или второе высшее образование, накопить на квартиру или на открытие собственного бизнеса, выучить иностранный язык и т.д. Шлифуя до идеального состояния какую-либо работу, не относящуюся к вашим целям, почаще задавайте себе вопрос: не стоит ли остановиться прямо сейчас, чтобы сэкономленное время отвести на то, что для вас действительно важно? Подобная установка станет дополнительной мотивацией к тому, чтобы ограничивать время и делать работу хорошо, но не фанатично прекрасно.

Проследите за взаимосвязью

Жизнь – не всегда несправедливая штука, и часто нам очень не хочется над этим задумываться. Но порой взрослому человеку нужно снять упрощающие действительность розовые очки, чтобы избавиться от синдрома отличника. Например, если вам кажется, что за прекрасным выполнением задач всегда следует благосклонность начальника, присмотритесь к себе и коллегам. Возможно, у вас перед глазами будут примеры того, как делающим работу хуже чаще дают премии или охотнее идут навстречу, при этом вас уже несколько раз обходили с повышением и т.д. Впрочем, подобные примеры не обязательно должны быть депрессивными. В частности, друзья, вторая половинка и дети наверняка любят вас не за то, что ваша одежда всегда идеально выглажена, не так ли? Такая переоценка может стать дополнительной мотивацией к тому, что сбросить оковы синдрома отличника. Однако хотим предупредить, что некоторым она дается весьма тяжело, ведь способна разрушить основы мировосприятия. Если вы не уверены в себе, не стоит проводить ее самостоятельно, а лучше делать это под «надзором» психолога.

Синдром отличника и перфекционизм. В чем различие?

Многие считают, что синдром отличника и перфекционизм это одно и то же. Во многом эти состояния действительно схожи, однако назвать их полностью идентичными нельзя из-за нескольких важных различий.

  • Перфекционист стремится к получению идеального результата, тогда как для подверженных синдрому отличника порой важнее признание – высокая оценка, похвала и т.д. Приведем пример из детства: контрольную по математике можно решить на 5, потому что вы отлично знаете материал, решили все задачи и безупречно оформили работу. Но есть и другой путь – списать у соседа. Человек с синдромом отличника может не чураться второго варианта, а для перфекциониста он не приемлем. Иными словами, перфекционисты фокусируются на самой работе, а люди с синдромом отличника – на результате и восприятии этого результата.
  • Подверженные синдрому отличника дети (а потом и взрослые) часто воспринимают задачу как соревнование, в котором они обязательно должны победить. При этом порой они не только придерживаются принципа «Все средства хороши» (см. выше), но и негативно относятся к «конкурентам». Перфекционист же большей степени думает именно о своей работе, а не о том, что у него есть коллега-соперник, которого нужно догнать и перегнать.

    При этом, конечно, излишний перфекционизм так же мешает жизни, как и синдром отличника. Подробнее об особенностях этого состояния, о том, что такое паралич перфекциониста и как с ним бороться, вы узнаете в нашем материале.

  • Источник

    Синдро́м отли́чника (синдром перфекциониста) — в психологии, убеждение, что идеал может и должен быть достигнут, убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование.[1] Так же перфекционизм это стремление убрать все «лишнее» или сделать «неровный» предмет «ровным».

    Синдром отличника — это следствие каких-либо определённых проблем или внутренних установок у человека. Обычно синдром начинает формироваться в детском возрасте, а потом переходит и во взрослую жизнь. Человеку c синдромом отличника во взрослой жизни чрезвычайно сложно избавиться от своих проблем и внутренних установок.

    Для человека «синдромом отличника» самое главное добиться высшей оценки, восхищения, похвалы за свою работу. Признание — вот что для него важно. Перфекционист настроен на качественное выполнение задания, а отличник думает только о будущих лаврах за результаты работы. Человеку с синдромом отличника важно стать победителем. Он рассматривает свою работу как участие в соревнованиях.

    Общая характеристика термина[править | править код]

    Изначально термин появился в философии, обозначая учения и идеи о существовании себя. Философы — перфекционисты: Г.Лейбниц, А.Шефтсбери, Ж.Кондорса, Э.Ренан, Х. Вольф, И. Кант. В психологии первые научные теоретические попытки исследования перфекционизма были предприняты в начале 30-х годов 20 века К.Хорни и А. Адлером, а серьёзно изучать эту тему на западе стали только в 80-годы прошлого столетия. Ещё в середине прошлого века К.Хорни утверждала, что перфекционизм является неотъемлемой частью «идеализированного образа»[2]. Для описания явления нужно выделить следующие положения (характеристики) перфекционизма:

    Читайте также:  Синдром дефицита внимания с гиперактивностью как проявление

    • Стремление к идеалу
    • Повышенные требования к окружающим
    • Необходимость соответствовать высшим стандартам и ожиданиям других людей
    • Убежденность, что в современном мире все должно быть правильно устроено

    Человеку с синдромом отличника свойственно выполнения любой работы с наивысшим качеством и скрупулёзность. Неотьемлемой частью перфекционизма является сомнение в качестве произведённых работ при чрезвычайно высоких требованиях.

    Особенности проявления, проблемы, последствия[править | править код]

    «Синдром отличника» подразумевает не только высокие личные стандарты индивидуума, но и оценку окружающих. Синдрому отличника свойственны перфекционизм, ситуативная тревожность, обязательная внешняя оценка.

    По мнению Д. Хамаика[3] есть два типа перфекционизма: здоровый и невротический. При здоровом перфекционизме индивид является лидером, обладает высокой работоспособности и самооценкой. Уровень его требования соответствует его личности. При невротическом перфекционизме человек панически боится сделать ошибку. Человек не уверен, сомневается в правильности своих действий. И постоянно нужна поддержка окружающих, и, прежде всего, одобрение со стороны его руководителей. Человеку с «синдромом отличника» свойственны организованность, неуверенность в собственных действиях, страх перед возможными ошибками, высокие требования к личным стандартам с обязательным соответствием им.[4]

    У человека с «синдромом отличника» ярко выраженное стремление добиваться высоких результатов в различных сферах деятельности, а не только в рамках основной своей профессии. Он не может дать реальную оценку своей работы. Для него значительно более важно получить одобрение, поддержку, советы, рекомендации окружающих и, особенно, начальства. Любую критику в свой адрес он принимает тяжело, но никогда не вступает в дискуссию с руководством, не пытается привести контраргументы в свою защиту. Такая ситуация часто приводит к депрессии. Желание быть идеалом во всех своих действиях имеет очень негативные последствия как в профессиональной карьере, так и в личной жизни. Ведь для «отличника» важнейшим компонентом всей его жизнедеятельности становится восхищение окружающих его успехами, достижениями, имиджем.

    А сам «отличник» в это время находится в тяжелом положении. Его терзают страхи за возможную ошибку, он абсолютно не уверен в своих возможностях, он занимается самоистязанием, он находится в состоянии постоянной депрессии и у него уже нет никакого желания и сил повышать свой профессиональный уровень. «Синдром отличника» постепенно формируют из человека очень хорошего исполнителя. Он всегда готов качественно и в срок выполнить задание, полученные от руководителя. Этот синдром не дает человеку творческого развития, не позволяет приобрести организаторские навыки управления персоналом и распределение между ними обязанности, проявлять инициативу. Выполняя работу, никогда не выйдет за указанные рамки.

    Люди без «синдром отличника» не нуждаются в оценке своей деятельности окружающих, они сами в состоянии организовать работу коллектива и распределить обязанности между подчинёнными, проявлять инициативу и творческий подход в решении поставленной задачи.

    Таким образом, важнейшие различия людей с «синдром отличника» и без него это организация работы в команде и творческая составляющая.

    Критика[править | править код]

    В последние 20 лет перфекционизм подвергается интенсивным эмпирическим исследованиям зарубежной клинической психологии. Первая теоретическая статья[5] на эту тему была написана американским психоаналитиком К. Хорни. В настоящее время большинство известных учёных психоаналитиков согласны с тезисом об опасности стремления к идеалу. Это приводит к депрессии и к нарушению психики, снижает интеллектуальные и творческие способности.

    Лидерами в разработке эмпирических исследований в области перфекционизма являются две группы исследователей: группы британских клинических психологов под руководством Фроста и группа канадских учёных во главе с Хьюиттом. Группа Фроста разработала многомерную шкалу перфекционизма — это шкала позволяет тестировать различные параметры перфекционизма: личные стандарты, озабоченность ошибками, сомнения в собственных действиях, родительские ожидания, родительская критика, организованность. Канадские учёные выдвинули альтернативные представления о структуре перфекционизма, включающие:

    • Я — адресованный перфекционизм
    • Перфекционизм, адресованный другим людям
    • Перфекционизм адресованный к миру в целом[6]
    • Социально предписываемый перфекционизм «отражает потребность соответствовать стандартам и ожиданиям значимых других»

    В совместной статье[7] Хьюитт и Флитт, посвященной перфекционизму указывает две точки «перфекционизм мало изучался с точки зрения социальной. Мы полагаем, что перфекционизм имеет также интерперсональные аспекты, которые порождают существенные трудности адаптации».

    Исследованиям британских и канадских учёных о структуре перфекционизма, а также их диагностики были подвергнуты острой критики. Учёные аналитики Шафран и Мансел Выдвинули следующие контраргументы :

    • Оба инструмента основаны на самом чате, не включает методов, основанных на интервьюирование и эксперименте
    • Некоторые подшкалы не измеряют актуальное состояние индивида
    • Спорным является вопрос о соответствии многомерных моделей классического понимания перфекционизма.

    Свою статью Шафран и Мансел завершают категорическим заявлением: «Очень нежелательно, чтобы конструкт перфекционизма определялся инструментами, его измеряющими. Следует чётко определить понятие перфекционизм и на этой основе разработать измеряющие инструменты.[8]

    Следовательно, вопрос о психологической структуре перфекционизма до настоящего времени является предметом острой дискуссии.

    Примечания[править | править код]

    1. ↑ Perfectionism (англ). Merriam -Webster- «a disposition to regard anything short of perfection as unacceptable.
    2. ↑ Хорни К. «Неврозы и личностей рост».
    3. ↑ Hamachek D.E. Psychodynamics of normal and neurotic perfectionism/Psychology 1978 V15 p27-33
    4. ↑ Гаранян Н.Г, Холмогорова А.Б, Юдеева Т. Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога — Московский психотерапевтический журнал. 2001г, № 4,с18-48
    5. ↑ Хорни К. « Неврозы и личностный рост», М.Прогресса, 1997
    6. ↑ Frost R., Marten P., Lahart C., Rosenblate R. The dimensions of perfectionism/ Cognitive Therapy and Research. 1990 V.14 p.423-424, p. 449—468
    7. ↑ Hewitt P., Flett G. Perfectionism in the Selt and Social context: conceptualization, assessment and association with psychopathology/J-1 of Personality and Social Psychology, 1991.V.60.№ 3
    8. ↑ Shafran R., Mansell W., Perfectionism and Psychopathology: a review of research and treatment.

    Литература[править | править код]

    • https://ru.wikipedia.org/wiki/Перфекционизм_(психология)
    • https://www.dorogoe-voronezh.ru/life-management/otnosheniya/trudno-byt-bogom
    • https://www.naritsyn.ru/over-achiever_complex.htm
    • https://www.koob.ru/adler/science_to_life
    • https://www.koob.ru/horney_karen/nevroz_i_lichnostniy_rost
    • https://predanie.ru/book/69721-filosofiya-svobody/
    • https://psyjournals.ru/mpj/2001/n4/Garanian.shtml
    • Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. Опыт оправдания — м. издательство «Академический проект», 2015.
    • Гаранян Н.Г, Холмогорова А.Б, Юдеева Т. Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога — Московский психотерапевтический журнал. 2001г

    Источник