Синдром односторонних сверхценных увлечений и интересов
В
отличие от психологических при психопатологических сверхценных
увлечениях источником повышенного интереса и пристрастного
отношения становятся нетрадиционные для большинства людей
предметы, явления или сферы деятельности. Например, это может
проявляться коллекционированием собственных «козявок» или
обстриженных ногтей, выделений из юношеских угрей, увлечением
в виде записывания номеров проезжающих машин или подсчитывания
количества окон в домах.
Синдром
«философической интоксикации»
встречается, как правило, у подростков при шизофрении. В
качестве своеобразного увлечения выступает повышенный интерес
к философской, теософской и психологической литературе с
настоятельной потребностью анализировать происходящие вокруг
индивида события, а также собственный внутренний мир. Пациент
начинает анализировать механизмы автоматизированных действий,
мотивы поступков окружающих людей, собственные реакции,
используя философско-психологическую терминологию, неологизмы.
Он перестает адекватно воспринимать мир и реальность, пытаясь
все втиснуть в схему, склонен обсуждать собственные «открытия»
с друзьями, сверстниками и взрослыми, записывать свои мысли,
читать огромный объем соответствующей литературы. Поведение
человека с синдромом «философической интоксикации» носит
навязчивый для окружающих характер. Близкие люди отмечают
чудаковатость в поведении подростка, нежелание и неумение
решать обычные житейские проблемы в связи с их постоянным
философским осмыслением и склонностью теоретизировать по
любому поводу.
Сверхценные
психопатологические увлечения могут носить характер доминирующих (сверхценных) или
бредовых идей, таких, к примеру, как: идеи высокого происхождения, чужих
родителей, эротического отношения, реформаторства и
изобретательства, которые способны существенно
изменять поведение человека. При идеях высокого происхождения
индивид, будучи убежденным в том, что фактически он происходит
от знатного рода, богачей, политических деятелей стремиться
доказать это на практике. Он ведет себя надменно, переполнен
гордостью за себя и кичится высоким происхождением. Идеи чужих
родителей выдвигаются на основании искаженного болезненного
восприятия и интерпретации событий («я непохож на родителей»,
«никогда не видела фотографий матери, в состоянии
беременности»). При идеях эротического содержания человек
убежден, что один из окружающих (чаще начальник, известный
политик, артист или человек, которому симпатизируют многие)
тайно влюблен в него и иногда дает об этом знать в виде особых
форм поведения, движений, жестов. Идеи реформаторства и
изобретательства проявляются в убежденности сделанных
индивидом больших открытий, способных изменить общество или
отдельного человека и принести пользу многим.
Особым
видом отклоняющегося поведения можно назвать патологическое
увлечение человеком сутяжнической деятельностью,
кверулянтством. Характерны является непреодолимое
желание жаловаться в различные инстанции и по любому поводу.
Кверулянт — это человек с повышенным чувством справедливости,
желающий добиться правды даже в мелочах, однако не
соизмеряющий реально негативные факты и способ борьбы с ними.
Так, например, кверулянт способен долгие годы забрасывать
письмами Кабинет Министров или президента с сообщением о
плохом освещении в его подъезде или мусоре, который несколько
дней не убирался с проезжей части дороги, проходящей под его
окнами. Кверулянт склонен обращать любые жалобы в письменную
форму, пытаться «всех вывести на чистую воду», посылая в
высокие инстанции свои претензии.
К
данной группе девиантного поведения относят расстройства
влечений, которые способны привести к внутренней
дезорганизации личности, а также существенным внешним
проявлениям дисгармонии. Описывается следующая группировка
расстройств влечений (ВАГурьева, В.Я.Семке, В.Я.Гиндикин):
Разница
понятий «увлечение» и «влечение» заключается в том, что
увлечение характеризуется осознанностью цели и мотива,
ин-теллектуализированными эмоциями, их динамика непрерывна.
Таблица 18
Группировка расстройств влечений | ||
Первичные | Вторичные | Спаянные |
1) 2) -насильственные -навязчивые 3) | 1) — — | 1) 2) |
не приступообразна, они
не осуществляются импульсивно, а появляются лишь после тяжелой борьбы мотивов.
Влечения обладают противоположными характеристиками, однако при усилении
пато-логичности увлечений могут появляться признаки, сближающие увлечения с
влечениями.
К расстройствам
влечений, которые проявляются выраженными отклонениями в поведении, традиционно
относят: клептоманию, пироманию, дромоманию,
дипсоманию. Клептомания характеризуется
труднопреодолимым стремлением индивида совершать кражи. Следует отличать
делинквентное стремление воровать и клептоманию, суть которой не является
приобретение путем кражи какой-либо вещи. Самоцелью становится процесс
воровства, связанный с ним риск. Выделяют две формы клептомании: аддиктивную и
психопатологическую. При аддиктивной клептомания выступает эмоционально
насыщенным поступком, совершение которого направлено на выведение себя из
состояния безэмоциональности, скуки и неудовлетворяющей размеренности течения
жизни. Она совершается с целью «встряхнуться», почувствовать жизнь «во всех
красках». При этом выбирается один из самых рискованных способов воровства,
когда человек может быть застигнут за совершением кражи и ему может грозить
какое-либо наказание. При психопатологической форме клептомания является
клиническим признаком и в отличие от аддиктивной появляется импульсивно, ей
предшествует дисфори-ческий эпизод. Обычно клептомания входит в структуру
патологических черт характера. Пироманией называется
непреодолимое влечение к совершению поджогов, дромоманией
— к бродяжничеству, дипсоманией —
к запоям.
К рассматриваемой
группе девиаций можно отнести навязчивости в виде ритуальных действий,
являющихся своеобразной защитой от невротических
симптомов (тревоги, страха, беспокойства). Навязчивые
ритуалы — это труднопреодолимые двигательные акты, выполняемые
вопреки воле и внутреннему сопротивлению индивида, символически выражающие
надежду предотвратить предполагаемое несчастье. Клинически они представлены
разнообразными формами, появление и формирование которых зависит от: а)
структуры психопатологического синдрома, защитой от которого являются ритуалы,
б) этнокультуральных особенностей человека, в) специфики ситуации и
предоставляемых ею возможностей совершения ритуала. Наиболее частыми формами
ритуалов при нозофобиях (навязчивом страхе заболеть какой-либо болезнью)
являются такие ритуалы, как: мытье рук, дезинфицирование посуды, ношение
специальных масок или очков; при тревоги по поводу предполагаемых несчастий —
ритуал ношения сумки пряжкой внутрь или наружу, запрет наступать на трещины в
асфальте. Иногда ритуалы приобретают более сложные формы, к примеру, человек с
тревожно-ипохондрическим синдромом опасающийся внезапного развития инфаркта
миокарда строит свой маршрут по городу, основываясь на факте наличия
медицинских учреждений по ходу следования. При невротических и шизофренических
расстройствах ритуалы нередко приобретают причудливую форму — «при выходе из
дома трижды открывать и закрывать дверь, чтобы не попасть под машину», «топнуть
сначала пяткой правой ноги, затем стукнуть носком левой ноги о землю для того,
чтобы избежать встречи с недоброжелателем», «выйти из вагона трамвая через
переднюю дверь, чтобы затем не столкнуть родную мать под машину».
Девиантное поведение
при расстройстве влечений может проявляться специфическими двигательными привычками (патологическими привычными
действиями): яктацией (раскачиванием
головой или всем туловищем), онихофагией (обкусыванием
или жеванием ногтей), сосанием пальца,
ковырянием в носу, манерным щелчком пальцем, накручиванием волос и
др.
Источник
В отличие от психологических при психопатологических сверхценных увлечениях источником повышенного интереса и пристрастного отношения становятся нетрадиционные для большинства людей предметы, явления или сферы деятельности. Например, это может проявляться коллекционированием собственных «козявок» или обстриженных ногтей, выделений из юношеских угрей, увлечением в виде записывания номеров проезжающих машин или подсчитывания количества окон в домах.
Синдром «философической интоксикации» встречается, как правило, у подростков при шизофрении. В качестве своеобразного увлечения выступает повышенный интерес к философской, теософской и психологической литературе с настоятельной потребностью анализировать происходящие вокруг индивида события, а также собственный внутренний мир. Пациент начинает анализировать механизмы автоматизированных действий, мотивы поступков окружающих людей, собственные реакции, используя философско-психологическую терминологию, неологизмы. Он перестает адекватно воспринимать мир и реальность, пытаясь все втиснуть в схему, склонен обсуждать собственные «открытия» с друзьями, сверстниками и взрослыми, записывать свои мысли, читать огромный объем соответствующей литературы. Поведение человека с синдромом «философической интоксикации» носит навязчивый для окружающих характер. Близкие люди отмечают чудаковатость в поведении подростка, нежелание и неумение решать обычные житейские проблемы в связи с их постоянным философским осмыслением и склонностью теоретизировать по любому поводу.
-401-
Сверхценные психопатологические увлечения могут носить характер доминирующих (сверхценных) или бредовых идей,таких, к примеру, как: идеи высокого происхождения, чужих родителей, эротического отношения, реформаторства и изобретательства, которые способны существенно изменять поведение человека. При идеях высокого происхождения индивид, будучи убежденным в том, что фактически он происходит от знатного рода, богачей, политических деятелей стремиться доказать это на практике. Он ведет себя надменно, переполнен гордостью за себя и кучится высоким происхождением. Идеи чужих родителей выдвигаются на основании искаженного болезненного восприятия и интерпретации событий («я непохож на родителей», «никогда не видела фотографий матери, в состоянии беременности»). При идеях эротического содержания человек убежден, что один из окружающих (чаще начальник, известный политик, артист или человек, которому симпатизируют многие) тайно влюблен в него и иногда дает об этом знать в виде особых форм поведения, движений, жестов. Идеи реформаторства и изобретательства проявляются в убежденности сделанных индивидом больших открытий, способных изменить общество или отдельного человека и принести пользу многим.
Особым видом отклоняющегося поведения можно назвать патологическое увлечение человеком сутяжнической деятельностью, кверулянтством.Характерны является непреодолимое желание жаловаться в различные инстанции и по любому поводу. Кверулянт — это человек с повышенным чувством справедливости, желающий добиться правды даже в мелочах, однако не соизмеряющий реально негативные факты и способ борьбы с ними. Так, например, кверулянт способен долгие годы забрасывать письмами Кабинет Министров или президента с сообщением о плохом освещении в его подъезде или мусоре, который несколько дней не убирался с проезжей части дороги, проходящей под его окнами. Кверулянт склонен обращать любые жалобы в письменную форму, пытаться «всех вывести на чистую воду», посылая в высокие инстанции свои претензии.
К данной группе девиантного поведения относят расстройства влечений, которые способны привести к внутренней дезорганизации личности, а также существенным внешним проявлениям дисгармонии. Описывается следующая группировка расстройств влечений (ВАГурьева, В.Я.Семке, В.Я.Гиндикин):
Разница понятий «увлечение» и «влечение» заключается в том, что увлечение характеризуется осознанностью цели и мотива, ин-теллектуализированными эмоциями, их динамика непрерывна, а
-402-
Таблица 18
Группировка расстройств влечений | |||
Первичные (истинные) | Вторичные | Спаянные с личностью | |
1) одолимые 2) неодолимые -насильственные -навязчивые 3) импульсивные | 1) рефлекторно зафиксированные — стойкие (навязчивые, насильственные, псевдоимпульсивные) — транзиторные | 1) приближающиеся к первичным 2) приближающиеся к вторичным | |
не приступообразна, они не осуществляются импульсивно, а появляются лишь после тяжелой борьбы мотивов. Влечения обладают противоположными характеристиками, однако при усилении пато-логичности увлечений могут появляться признаки, сближающие увлечения с влечениями.
К расстройствам влечений, которые проявляются выраженными отклонениями в поведении, традиционно относят: клептоманию, пироманию, дромоманию, дипсоманию. Клептоманияхарактеризуется труднопреодолимым стремлением индивида совершать кражи. Следует отличать делинквентное стремление воровать и клептоманию, суть которой не является приобретение путем кражи какой-либо вещи. Самоцелью становится процесс воровства, связанный с ним риск. Выделяют две формы клептомании: аддиктивную и психопатологическую. При аддиктивной клептомания выступает эмоционально насыщенным поступком, совершение которого направлено на выведение себя из состояния безэмоциональности, скуки и неудовлетворяющей размеренности течения жизни. Она совершается с целью «встряхнуться», почувствовать жизнь «во всех красках». При этом выбирается один из самых рискованных способов воровства, когда человек может быть застигнут за совершением кражи и ему может грозить какое-либо наказание. При психопатологической форме клептомания является клиническим признаком и в отличие от аддиктивной появляется импульсивно, ей предшествует дисфори-ческий эпизод. Обычно клептомания входит в структуру патологических черт характера. Пироманиейназывается непреодолимое влечение к совершению поджогов, дромоманией— к бродяжничеству, дипсоманией— к запоям.
К рассматриваемой группе девиаций можно отнести навязчивости в виде ритуальных действий, являющихся своеобразной защитой
-403-
от невротических симптомов (тревоги, страха, беспокойства). Навязчивые ритуалы— это труднопреодолимые двигательные акты, выполняемые вопреки воле и внутреннему сопротивлению индивида, символически выражающие надежду предотвратить предполагаемое несчастье. Клинически они представлены разнообразными формами, появление и формирование которых зависит от: а) структуры психопатологического синдрома, защитой от которого являются ритуалы, б) этнокультуральных особенностей человека, в) специфики ситуации и предоставляемых ею возможностей совершения ритуала. Наиболее частыми формами ритуалов при нозофобиях (навязчивом страхе заболеть какой-либо болезнью) являются такие ритуалы, как: мытье рук, дезинфицирование посуды, ношение специальных масок или очков; при тревоги по поводу предполагаемых несчастий — ритуал ношения сумки пряжкой внутрь или наружу, запрет наступать на трещины в асфальте. Иногда ритуалы приобретают более сложные формы, к примеру, человек с тревожно-ипохондрическим синдромом опасающийся внезапного развития инфаркта миокарда строит свой маршрут по городу, основываясь на факте наличия медицинских учреждений по ходу следования. При невротических и шизофренических расстройствах ритуалы нередко приобретают причудливую форму — «при выходе из дома трижды открывать и закрывать дверь, чтобы не попасть под машину», «топнуть сначала пяткой правой ноги, затем стукнуть носком левой ноги о землю для того, чтобы избежать встречи с недоброжелателем», «выйти из вагона трамвая через переднюю дверь, чтобы затем не столкнуть родную мать под машину».
Девиантное поведение при расстройстве влечений может проявляться специфическими двигательными привычками (патологическими привычными действиями):яктацией (раскачиванием головой или всем туловищем), онихофагией (обкусыванием или жеванием ногтей), сосанием пальца, ковырянием в носу, манерным щелчком пальцем, накручиванием волос и др.
Источник
Синдром сверхценных образований — сверхценные идеи, занимающие как бы промежуточное положение между бредовыми и навязчивыми расстройствами; представляют собой суждения, сформировавшиеся на основе реальных обстоятельств, но занявшие в дальнейшем не соответствующее их значению преобладающее положение в сознании с развитием чрезмерного эмоционального напряжения. Сверхценные идеи являются выражением дисгармонической психики (в связи с чем часто встречаются при психопатиях), связаны с паралогическим мышлением, резонерством, не имеют достаточно реального обоснования и потому в конечном счете бесплодны.<?xml:namespace prefix = o ns = «urn:schemas-microsoft-com:office:office» />
От свойственных нормальной психике доминирующих идей данный синдром отличается тем, что при нем исключены критика и самокритика, интерес к другим мыслям и впечатлениям, он более стоек и явно ошибочен. От навязчивых мыслей сверхценныс идеи отличаются отсутствием критики и тесной связью с личностью больного, не случайностью, а значительностью содержания. В связи с этим самому больному они представляются не навязчивыми, насильственными, от которых желательно освободиться, а чем-то естественным, побуждающим к тому, чтобы им отдаться. В отличие от бреда сверхценные идеи возникают как патологическое образование (нередко запоздалое) естественной реакции на реальные события; они не приобретают характера воззрения; не сопровождаются изменениями личности; имеются большие возможности для уменьшения их выраженности иобратного развития; они не содержат явных ошибок суждения.
Синдром сверхценных образований часто встречается в подростково-юношеском возрасте и представлен большим количеством вариантов: сверхценные привязанности, неприязнь, идеи мести, стремление к самоутверждению, сверхценное отношение к своим возможностям с их переоценкой или переживанием своей ущербности (психической, физической), сверхценное фантазирование, увлечения, интересы, страхи и др.
В качестве характерных для психопатий описываются следующие особенности синдрома: сугубо конкретный характер тех или иных притязаний, неизменная связь с реальными событиями, невыраженность тенденции к генерализации и систематизации; большая полиморфность клинической картины, сочетание сверхценных образований с другими психопатическими и аффективными расстройствами; сочетание с негативными нарушениями возможно лишь при присоединении церебрально-атеросклеротических или органических расстройств; в этих случаях имеют место не нарастающие замкнутость и отчужденность, как это наблюдается у больных шизофренией, а начальные признаки органической или сосудистой деменции.
На первый взгляд все притязания и требования больных нередко производят впечатление вполне оправданных. Однако их неадекватное упорство, стойкость кверулирования, непоколебимая убежденность в своей правоте, охваченность сутяжной деятельностью, ригидность мышления и недостаточный учет сложившейся ситуации указывают на наличие патологических форм свсрхценных образований, определяющих неправильное поведение психопатических личностей — чаще паранойяльного, но также и эпилсптоидного, шизоидного, астенического, психастенического и истероидного круга.
При подростково-юношеских психопатиях сверхценные образования чаще встречаются в рамках психогенных и психопатических реакций, а также на высоте пубертатного криза и психогенных развитии личности. Однако они могут возникать и при шизофрении — например, в негативной фазе пубертатного криза. В этом случае более характерны идеи неродных родителей и нехарактерны сверхценные идеи
мести.
О лечении и профилактике данного заболевания читайте в разделе:
Психиатр
Источник