Синдром низкой обучаемости у детей

Синдром низкой обучаемости у детей thumbnail

Что такое Генерализованая недостаточная обучаемость у детей —

Классификации болезней МКБ-10 и DSM-IV для обозначения генерализованной недостаточной обучаемости используют выражение «умственная отсталость», но в обществе и среди специалистов такой термин считается оскорбительным. Хотя в США термин «недостаточная обучаемость» часто применяют к детям, у которых нормальный интеллектуальный уровень, но есть некоторые проблемы с чтением и письмом, всё же этот термин можно применять для детей с умственной отсталостью.

Генерализованная недостаточная обучаемость – состояние ребенка, которое характеризуется снижением интеллекта до уровня ниже 69. Есть две формы ГНО у детей – легкая и тяжелая. При легкой IQ колеблется в пределах от 50 до 69, а при тяжелой его уровень – менее 50. Также данное состояние включает нарушенное социальное функционирование, в том числе сниженную личную независимость или необходимость специального ухода и защиты. У большинства детей и подростков имеются также образовательные проблемы, но при определении генерализованной недостаточной обучаемости у детей они не считаются основными.

Распространенность

1. Легкая ГНО

Эта форма определяется по критериям IQ. Большинство детей с таким интеллектом не выявляются, как правило, ни образовательными, ни медицинскими службами. Иногда она нормально функционируют в обществе и имеют достаточную успеваемость в школе, потому сложно понять, что у ребенка легкая форма генерализованной недостаточной обучаемости.

2. Тяжелая ГНО

Диагностируется при IQ ребенка менее 50. Они выявляются органами здравоохранения, школами и прочими образовательными заведениями, а также социальными службами. Выявить их помогают тяжесть в образовательном процессе, а также физические особенности, к примеру, эпилепсия или церебральный паралич.

Что провоцирует / Причины Генерализованной недостаточной обучаемости у детей:

Легкая форма генерализованной недостаточной обучаемости у детей появляется как следствие полигенных и средовых факторов. Под полигенным компонентом понимают генетическое наследие. Психосоциальный компонент также оказывает влияние на уровень интеллекта.

Легкая форма ГНО может возникать вследствие таких неблагоприятных психосоциальных факторов как безразличие родителя к достижениям ребенка в учебе, сниженный доступ к книгам, недостаток ранней стимуляции. Также на ребенка может влиять неблагоприятная экологическая ситуация. К примеру, очень вреден повышенный уровень свинца.

Тяжелая форма ГНО у детей объясняется органическими причинами, которые делят на группы по фактору времени их появления: пренатальные, перинатальные, постнатальные. К пренатальным причинам относят дефекты одного гена, хромосомные аномалии, фетальный алкогольный синдром, внутриутробные инфекции. К перинатальным относят тяжелую желтуху новорожденных, внутрижелудочковое кровоизлияние у недоношенных новорожденных. На сегодня ставится под сомнение, что на ГНО влияют акушерские осложнения. Постнатальные причины ГНО у ребенка это менингит, энцефалит, тяжелое отравление свинцом, травма вследствие насилия в отношении ребенка или несчастного случая. Сюда относят синдром ломкой Х-хромосомы и фетальный алкогольный синдром, а также:

1. Синдром Дауна

Встречается у одного из 600 новорожденных. Риск выше у матерей от 35-ти лет. Синдром Дауна является причиной 1/3 всех случаев генерализованной недостаточной обучаемости. Физические признаки ребенка с таким диагнозом: голова маленькая, лицо круглое, разрез глаз косой, наблюдаются складки эпикантуса, большой язык с бороздами, уши посажены низко, рост низкий, складка ладонная одна, маленькие пальцы рук загнуты внутрь, наблюдается гипотония. Для детей с синдромом Дауна характерны пороки ЖКТ и сердца. В дальнейшем у них бывает глухота, болезнь Альцгеймера, лейкемия.

2. Расстройства одного гена

Такие расстройства в большинстве своем аутосомно-рецессивные. Исключения составляют связанные с полом синдромы Леша-Найхана и Хантера, а также – аутосомно-доминантные нейрофиброматоз и туберозный склероз.

3. Аномалии половых хромосом

У детей с синдромом Тернера и синдромом Клайнфелтера, как правило, интеллект в норме, хотя и фиксируют некоторый избыток легкой и тяжелой ГНО.

Патогенез (что происходит?) во время Генерализованной недостаточной обучаемости у детей:

Модель двух популяций

Проводят различие между двумя видами ГНО у детей: органической и вариантом нормы. Если ГНО появилась вследствие органических заболеваний, у ребенка наблюдается низкорослость, больше медицинских проблем. Если это вариант нормы, у ребенка имеется много родственников ниже среднего роста. Но никакая граница роста не может полностью разграничить группу вариантов нормы от органической. 

Две разные популяции можно выявить по уровню интеллекта, но не полностью. Тяжелая ГНО в сравнении с легкой чаще связана с неврологическим расстройством и реже – с социальным неблагополучием. Если у ребенка легкая генерализированная недостаточная обучаемость, есть большая вероятность, что у его родственников (кого-то из них, как минимум) IQ ниже среднего.

Характеристики тяжелой и легкой генерализованной недостаточной обучаемости (данные Broman et al, 1987 год).

 Тяжелая ГНОЛегкая ГНО
Серьезное расстройство ЦНС72%14%
Распространенность:  
высокий социально-экономический статус0,4%0,3%
низкий социально-экономический статус0,8%3,3%
Мужской пол63%46%
Средний IQ братьев и сестер10385

Диагностика Генерализованной недостаточной обучаемости у детей:

Зачастую направление к педиатру дети с тяжелой генерализованной недостаточной обучаемостью получают из-за замедленного развития или физических аномалий, которые замечают родители или же которые выявляются при скрининге развития. Легкая ГНО может остаться необнаруженной, пока ребенок не пошел в школу.

Читайте также:  Климактерический синдром и артериальное давление

Отец, мать и учителя могут почти точно оценить умственный возраст ребенка. Но они могут и допустить ошибки. Например, если у ребенка плохие показатели вербальных тестов и нехватка «здравого смысла», можно предположить, что у ребенка тяжелая форма ГНО. Но у него может быть аутизм и нормальный интеллектуальный уровень.

Частые ситуации, когда учителя не знают, что у ребенка легкая форма ГНО, его средние оценки объясняя недостаточным старанием, проблемами эмоционального плана или социальным неблагополучием. Потому они начинают давить на ребенка или же ему не обеспечивают адекватные его потребностям образовательные условия. Потому нельзя при диагностике ориентироваться только на слова родителей и учителей, нужно применять формальное психометрическое тестирование. Измеряют уровень IQ и выводят полезный профиль сильных и слабых когнитивных сторон ребенка.

Для диагностики генерализованной недостаточной обучаемости у детей требуется:

1. Детальная история болезни, с подробностями, касающимися семейной истории, пренатальных инфекций, воздействию алкоголя на плод.

2. Внимательный физический осмотр, с акцентированием на неврологические признаки, кожные признаки нейрокутанныых синдромов, признаки дисморфизма.

3. Индивидуально подобранные специальные исследования, чтобы выявить хромосомные аномалии и т. д.

Лечение Генерализованной недостаточной обучаемости у детей:

Следует стремиться обеспечить ребенку наиболее нормальную жизнь в обществе, насколько это возможно.

Социальное обеспечение

Дети максимально нормально развиваются, если находятся в семье, а не в детском доме. Родители могут заручиться дополнительной поддержкой и помощью, если чувствуют существенное бремя. Можно обратиться к социальным службам. Если семья решает, что не может справиться с воспитанием такого ребенка, его можно поместить в альтернативную семейную обстановку. В таких случаях организуют усыновление или долгосрочное воспитание в приемной семье. В крайне редких случаях детей помещают в специальное заведение.

Обеспечение образования

Все дети имеют право на образование, даже если процесс у них вызывает трудности. Ребенку не могут отказать в получении образования. Детей с тяжелой формой генерализованной недостаточной обучаемости чаще всего отдают в специальную школу или специальное подразделение в пределах общеобразовательной школы. А дети с легкой формой ГНО могут учиться в обычных школах.

Медицинское обеспечение

Обычно ребенку и его семье требуется семейный доктор и педиатрическая команда, которая размещается в центре развития ребенка. При этом не обязательно участие детской службы психического здоровья, но оно может быть полезно для большой части детей с генерализованной недостаточной обучаемостью, у которых имеются сосуществующие психиатрические проблемы.

Профилактика Генерализованной недостаточной обучаемости у детей:

Существуют профилактические меры, которые могут минимизировать органические синдромы, которые приводят (но не всегда) к ГНО у детей. Вакцинация от краснухи помогает предотвратить внутриутробную краснуху. Чтобы у беременной не возникли дефекты нервной трубки, назначают добавку фолиевой кислоты в период зачатия и в начале беременности, а фетальный алкогольный синдром можно предотвратить советом по неупотреблению алкоголя во время беременности.

Многие органические синдромы диагностируются, когда ребенок находится в утробе. Делают анализы крови, УЗИ, забора проб ворсинчатого хориона и амниоцентеза. Специфическое лечение возможно редко, но родители могут выбрать прерывание беременности.

Скрининг новорожденных на фенилкетонурию, галактоземию и гипотиреоидизм позволяет начать лечение до того, как возникнет необратимое повреждение мозга. Защитить детей от заболеваний, вызывающих менингит и энцефалит, может иммунизация. Уменьшить вторичные повреждения мозга после травмы головы можно с помощью мер, снижающих частоту несчастных случаев дома, физического насилия и автомобильных катастроф.

К каким докторам следует обращаться если у Вас Генерализованая недостаточная обучаемость у детей:

Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Генерализованной недостаточной обучаемости у детей, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу.
Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас ? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Читайте также:  Где делают операции при синдроме wpw

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой. Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию в разделе Вся медицина. Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

Другие заболевания из группы Болезни ребенка (педиатрия):

Если Вас интересуют еще какие-нибудь виды болезней и группы заболеваний человека или у Вас есть какие-либо другие вопросы и предложения – напишите нам, мы обязательно постараемся Вам помочь.

Источник

Нарушения обучаемости — это неврологические проблемы, которые проявляются в расстройстве процессов обработки информации в головном мозге, из-за чего человеку сложно освоить определенные навыки (например, чтение, письмо, счет).[1] Многим людям ставят диагноз еще в детстве, чтобы позволяет вовремя начать действовать, однако многие не обращаются за помощью и не знают своего диагноза. Эта статья поможет вам определить, есть ли у вас или вашего ребенка нарушения обучаемости. Кроме того, вы узнаете, каким образом происходит оценка состояния человека и постановка диагноза.[2]

Как узнать симптомы нарушения обучаемости

  1. 1

    Знайте, что есть несколько типов нарушений обучаемости. Каждый из типов выражается по-разному, с разным набором симптомов. Нарушения проявляются в том, как мозг обрабатывает звуковые, визуальные импульсы и речь.

    • Нарушение обучаемости — это следствие неврологических проблем, которые влияют на то, как мозг получает, обрабатывает, хранит информацию и реагирует на нее. Иными словами, это нарушения когнитивной функции.
    • Нарушения обучаемости неизлечимы, они остаются с человеком на всю жизнь. Однако существуют способы адаптации к этим особенностям.
  2. 2

    Знайте, какие нарушения являются самыми распространенными. Нарушения обучаемости — это довольна частая проблема. К сожалению, из-за того что все нарушения связаны с когнитивной функцией мозга, симптомы различных нарушений часто пересекаются. По этой причине даже опытный врач не всегда может правильно поставить диагноз. К примеру, проблемы с письмом могут быть результатом неспособности различать символы (дислексии) либо проблем с пространственной организацией (дисграфии). Чаще всего встречаются следующие нарушения:

    1. Дислексия. Это нарушение чтения, которое проявляется в неверной интерпретации звуков, букв и слов.[3] Дислексия влияет на то, как человек запоминает и использует слова, а также на скорость и правильность чтения. К симптомам дислексии относится позднее развитие речи, проблемы с письмом и рифмованием слов.
    2. Дискалькулия. Это нарушение восприятия чисел, которое проявляется в том числе в проблемах с запоминанием и воспроизведением цепочек чисел или сочетаний.[4] К симптомам дискалькулии относятся также проблемы со счетом и с запоминанием арифметических концепций.
    3. Дисграфия. Это нарушение письма, которое может быть результатом как проблем с физической моторикой, так и психических проблем, связанных с пониманием и восприятием определенных видов информации.[5] Люди с дисграфией часто плохо пишут от руки, их почерк сложно разобрать, и им сложно выражать себя в письменном виде.
  3. 3

    Изучите основные симптомы нарушений обучаемости. Хотя все нарушения являются проявлениями разных проблем в головном мозге, их объединяют общие симптомы, которые могут указывать на расстройства восприятия звуковых, визуальных или речевых импульсов. К таким симптомам относятся:[6]

    • Проблемы с орфографией.
    • Отказ от чтения или письма.
    • Неспособность суммировать прочитанное.
    • Проблемы с вопросами, требующими развернутого ответа.
    • Плохая память.
    • Проблемы с восприятием абстрактных понятий.
    • Проблемы с выражением своих мыслей.
    • Неправильное произношение.
    • Склонность быстро отвлекаться.
    • Неспособность различать правую и левую сторону либо плохая ориентация.
    • Неспособность следовать указаниям или выполнять поставленные задачи.[7]
  4. 4

    Понаблюдайте за поведением в течение дня. Делайте записи, если потребуется. Обращайте внимание на явные признаки нарушений обучаемости: плохую память, плохо развитые навыки общения, раздражение, вызванное чтением или письмом.

    • Замечали ли вы, что вы или ваш ребенок выполняется одни и те же повседневные задачи каждый раз по-новому? Это может быть признаком нарушения обучаемости.[8]
    • Наблюдайте за поведением продолжительное время.
  5. 5

    Учтите возможность других причин. Вышеописанные проблемы не всегда являются следствием нарушения обучаемости — причины могут быть другими. Нередко у человека наблюдаются симптомы нарушения обучаемости, но соответствующий диагноз поставить нельзя. Как правило, в этих случаях причиной отклонений являются социальные, финансовые, личные или бытовые факторы, которые мешают человеку учиться и сосредотачиваться.[9]

    • Такие затруднения не считаются нарушениями обучаемости.[10]
    • Отличить нарушения обучаемости от проблем с обучаемостью очень сложно.
  6. 6

    Пройдите тест. Если вы считаете, что проблемы не могут быть вызваны внешними факторами, пройдите тест. В интернете есть довольно много тестов. Такие тесты помогут вам понять, нужно ли вам пройти обследование.

    • Если вы владеете английским, здесь можно найти примеры таких тестов.
  7. 7

    Знайте, что наличие нарушения обучаемости не делает человека глупым или неспособным что-то делать. Как раз наоборот: люди с нарушениями обучаемости часто обладают интеллектом выше среднего.[11] У Агаты Кристи и Вупи Голдберг есть нарушения обучаемости, и считается, что эта же проблема была у Альберта Эйнштейна.

    • Дислексия была диагностирована у Тома Круза, Шер, Гая Ричи. Многие известные дислексики ведут работу по просвещению людей относительно этого расстройства.
    • Ученые и историки предполагают, что нарушения обучаемости были у Джорджа Паттона, Уолта Диснея, Леонардо да Винчи, Томаса Джефферсона и Наполеона Бонапарта.

Как получить заключение врача (для взрослых)

  1. 1

    Обратитесь к терапевту. Если вы замечаете у себя характерные симптомы либо подозреваете, что у вас есть нарушение обучаемости, для начала следует обратиться к терапевту. Врач объяснит вам, что можно сделать дальше, и постарается найти специфические симптомы.[12] Если потребуется, терапевт направит вас к определенным специалистам.

    • Это будет первым шагом для постановки диагноза.
    • Чтобы получить заключение врача, вам нужно будет пройти первичный осмотр и обследование и прийти за результатами.
  2. 2

    Пройдите обследование. Обследование проводится специальным человеком и не имеет четкой структуры. Когда врач побеседует с вами, он решит, нужно ли вам проходить дополнительные обследования.

    • Консультация стоит относительно недорого.
    • Она включает в себя наблюдение, интервью и краткое тестирование.[13]
    • Первичную консультацию можно получить в медицинских центрах, где есть психиатры.[14]
    • Стоимость консультаций в разных центрах может отличаться.[15]
  3. 3

    Запишитесь на консультацию к специалисту, который занимается диагностикой нарушений обучаемости. Чаще всего диагнозы ставят клинические или неврологические психологи.[16]

    • Когда врач оценит все полученные данные, вам нужно будет встретиться с ним еще раз и обсудить результаты.
  4. 4

    Запишитесь на повторную консультацию. На этой консультации вам поставят диагноз и дадут заключение. Эта информация будет полезна специалистам, которые будут помогать вам справиться с нарушением обучаемости.

    • Заключение также может использоваться для подтверждения необходимости создания определенных условий на работе или на учебе.
  5. 5

    Задавайте вопросы. Во время второй консультации задавайте врачу все вопросы, на которые вам хотелось бы получить ответ. [17]

    • Все ли термины вы понимаете?
    • Знаете ли вы, что делать дальше? Каковы рекомендации вашего врача?

Как получить заключение врача для ребенка

  1. 1

    Поговорите с учителем ребенка. Расскажите о том, что вас беспокоит. Учитель начнет собирать информацию об успеваемости ребенка.[18]

    • Когда информации будет достаточно, учитель сможет подобрать для вашего ребенка особый подход к обучению.
    • Школа не может собирать информацию о вашем ребенка без вашего письменного согласия.[19]
  2. 2

    Узнайте больше о методах обучения, которые вам предложат. Убедитесь, что все особенности вашего ребенка будут учтены.

    • В полной ли мере учебная программа учитывает особенности вашего сына или дочери?
  3. 3

    Следуйте рекомендациям специалиста по обучению. Эти рекомендации позволят вашему ребенку усваивать материал эффективнее. Кроме того, так специалисту будет проще понять, какое из расстройств наблюдается у вашего ребенка. Помните, что как и любое упражнение, система, разработанная для вашего ребенка, будет работать только в том случае, если вы будете делать все правильно.

    • Если изменения в системе обучения положительно скажутся на успеваемости ребенка, больше ничего делать не нужно будет.[20]
  4. 4

    Обратитесь к врачу. Если изменения в системе обучения не дадут результатов, обратитесь к врачу.

    • Учитель предоставит вам всю информацию, необходимую для этого.
    • Консультация врача будет включать в себя несколько тестов и интервью.
    • Вам могут порекомендовать перейти на другую форму обучения.
  5. 5

    Получите индивидуальный учебный план. Когда консилиум оценит состояние ребенка, вам выдадут индивидуальные рекомендации по обучению. В план обучения будут включены ключевые цели, к которым вам нужно будет стремиться, а также рекомендации относительно посещения школы.[21]

    • Вы можете участвовать в разработке плана!
    • Если вы хотите поставить перед ребенком определенные цели, обсудите их с врачом.
  6. 6

    Следуйте индивидуальному плану. Но помните, что первые результаты могут появиться не сразу, даже если вы все будете делать правильно.

    • Индивидуальный план — это рекомендация с примерными сроками, поэтому на сроки можно не обращать внимания.
  7. 7

    Если вам кажется, что индивидуальный план не помогает, свяжитесь с врачом. Вы имеете право на повторную оценку состояния ребенка.[22]

    • Нарушения обучаемости очень сложно диагностировать, а это значит, что многие дети проходят оценку повторно.
    • Поскольку симптомы многих нарушений пересекаются, даже квалифицированные врачи могут допускать ошибки в диагнозах.

Советы

  • Знайте, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью может влиять на способность к обучению, однако он не считается нарушением обучаемости. Примерно у 30-50% людей с синдромом дефицита внимания наблюдаются нарушения обучаемости, но это разные диагнозы.[23]
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — это расстройство, которое проявляется в том, что человеку сложно сохранять концентрацию и интерес длительное время.
  • Нарушения обучаемости заключаются в проблемах с восприятием символов и концепций.

Об этой статье

Эту страницу просматривали 4284 раза.

Была ли эта статья полезной?

Источник