Синдром недостаточности кровообращения у детей пропедевтика

Синдром недостаточности кровообращения у детей пропедевтика thumbnail

1. Определение Недостаточность кровообращения (сердечно-сосудистая недостаточность) — патологическое состояние, при котором сердечно-сосудистая система не способна обеспечить организм необходимым количеством кислорода и питательных веществ для сохранения нормального тканевого обмена.

2. Классификация В практической работе используется классификация недостаточности кровообращения, предложенная Г. Ф. Лангом (1935 г.).
I. Острая недостаточность кровообращения.
1. Сердечная (лево- и правожелудочковая).
2. Сосудистая (обморок, коллапс, шок).
II. Хроническая недостаточность кровообращения.
1. Сердечная.
2. Сосудистая.

3. Этиология и патогенез Острая сердечная недостаточность возникает вследствие остро развивающегося падения сократительной способности миокарда одного из желудочков сердца. Острая левожелудочковая недостаточность развивается при внезапном снижении сократительной функции левого желудочка (при сохранении функции правого). В основе ее лежит переполнение сосудов легких, перевозбуждение дыхательного центра, вследствие чего развиваются удушье (сердечная астма) и отек легких. Причинами этого состояния чаще всего являются инфаркт миокарда и гипертонический криз. Клинически острая левожелудочковая недостаточность проявляется вынужденным положением больного, ортопноэ, цианозом, частым пульсом малого наполнения (pulsus frequens et vacuus), обилием влажных незвучных мелкопузырчатых хрипов в легких. Из-за пропотевания в просвет альвеол плазмы крови может развиться отек легких: усиливается удушье, дыхание становится клокочущим, выделяется обильная пенистая мокрота розовой окраски. Количество влажных хрипов над легкими увеличивается, появляются крупнопузырчатые хрипы. Отек легких — это состояние, требующее неотложных лечебных мероприятий.
Острая правожелудочковая недостаточность наблюдается при эмболии легочной артерии или ее ветвей тромбами из вен большого круга или из правых отделов сердца. У больных внезапно учащается дыхание, появляются цианоз, чувство давления и боли в грудной клетке. Пульс становится частым и малым (pulsus frequens et parvus). Артериальное давление падает, венозное — повышается. Появляются признаки застоя в большом круге кровообращения. Набухают шейные вены, увеличивается печень. Это состояние также требует срочной врачебной помощи.
Острая сосудистая недостаточность возникает при нарушении соотношения между емкостью сосудистого русла и объемом циркулирующей крови. Она развивается при уменьшении массы циркулирующей крови вследствие острой кровопотери, резкого обезвоживания организма или при падении сосудистого тонуса. Кровообращение органов и в первую очередь головного мозга уменьшается. Острая сосудистая недостаточность проявляется в виде обморока, коллапса или шока. Обморок — это кратковременное падение артериального давления и связанное с ним расстройство мозгового кровообращения, что сопровождается потерей сознания, бледностью, учащением пульса малого наполнения. Обморок возникает при сильном болевом или психоэмоциональном раздражении (испуге), он может быть также ортостатической природы. Коллапс и шок наблюдаются при травмах, больших кровопотерях, ожогах, интоксикациях, анафилаксии, обезвоживании и других патологических состояниях. Для них характерно выраженное и длительное снижение артериального давления с нарушением функции головного мозга и других жизненно важных органов.
Хроническая сердечная недостаточность является следствием снижения сократительной функции миокарда в результате очагового или диффузного его поражения (кардиосклероза длительной пертензии пороковердца, миокардиодистрофии. Она приводит к падению систолического объема левого, правого или обоих желудочков сердца, венозному застою в соответствующем круге кровообращения и дистрофическим изменениям внутренних органов. Субъективно сердечная недостаточность проявляется прежде всего одышкой, которая вначале ощущается только при физической нагрузке, а затем и в покое. Ранними объективными признаками сердечной недостаточности являются периферический цианоз, особенно губ и ногтевых лож (акроцианоз), и тахикардия. В дальнейшем появляются влажные мелкопузырчатые незвучные («застойные») хрипы в нижних отделах легких, отеки подкожной клетчатки, гидроторакс, гидроперикард, асцит, гепатомегалия.

4. Клиническая картина Согласно классификации Н. . Стражеско и В. . Василенко (1935 г.), в развитии хронической сердечной недостаточности наблюдаются 3стадии.
В I стадии признаки недостаточности кровообращения (одышка, тахикардия, цианоз) отсутствуют в покое и появляются только при физической нагрузке.
Во II стадии эти признаки имеют место и в состоянии покоя. Данная стадия разделяется на два периода: IIА и IIБ.
При недостаточности IIА стадии признаки застоя отмечаются в одном круге кровообращения — недостаточность может быть левожелудочковой (одышка, цианоз, тахикардия, приступы сердечной астмы, особенно по ночам, «застойные» хрипы в легких) или правожелудочковой (одышка, цианоз, тахикардия, гепатомегалия, периферические и полостные отеки).
IIБ стадия — это тотальная сердечная недостаточность с застоем в обоих кругах кровообращения.
III стадия характеризуется постоянным наличием симптомов сердечной недостаточности и дистрофическими изменениями органов и тканей. Клиническими проявлениями последних являются желтуха, асцит, кахексия, трофические изменения кожи (пигментация, язвы).
Хроническая сосудистая недостаточность характеризуется снижением тонуса гладкой мускулатуры сосудистых стенок, что приводит к развитию артериальной гипотензии, нарушению венозного возврата и поступлению крови из депо. В ее развитии ведущую роль играют нарушения регуляции сосудистого тонуса нейрогенной, нейрогуморальной или эндокринной природы, а также изменения гладких мышц сосудистой стенки. Хроническая сосудистая недостаточность может быть системной, когда в процесс вовлекаются все или большинство сосудистых областей, и местной, например, при варикозном расширении вен конечностей. Наиболее частыми жалобами являются общая слабость, повышенная утомляемость, головные боли, похолодание и покалывание в пальцах рук и ног. Отмечаются бледность кожи и слизистых, «мраморная кожа» (иногда только на конечностях), отеки по утрам, исчезающие при движении; пульс обычно малого наполнения, артериальное давление снижено.

Источник

Основной признак острой сосудистой недостаточности — быстрое падение кровяного давления. Наиболее частая причина таких состояний — интенсивное расширение, ослабление тонуса сосудистой сети иннервируемых чревным нервом органов брюшной полости, в которых депонируется значительное количество крови (коллапс). Вследствие этого масса циркулирующей крови уменьшается, соответствующим образом отражаясь на притоке ее к сердцу. Резко уменьшаются систолический и минутный объемы сердца, развивается гипотензия. Зрачки расширяются, слизистые оболочки становятся бледными («фарфоровыми»), с синюшным оттенком, появляется холодный липкий пот, температура тела падает ниже нормы. Возникает тахикардия, дыхание становится поверхностным. К проявлениям острой сосудистой недостаточности также относится обморок.

Читайте также:  Реферат на тему синдром сухого глаза

Основное отличие сосудистой недостаточности от кардиальной — резкое снижение притока крови к сердцу, в то время как при сердечной недостаточности на передний план выступает затруднение оттока крови из сердечных полостей за счет снижения его систолической силы или пороков сердца.

Таким образом, при сердечной недостаточности количество циркулирующей крови возрастает, а при сосудистой, наоборот, уменьшается. При сосудистой недостаточности ВД резко понижено вследствие уменьшения объема циркулирующей крови. Если при сердечной недостаточности, по крайней мере до стадии выраженной декомпенсации, пульс бывает удовлетворительным, то при сосудистой недостаточности он обычно становится нитевидным. Артериальное давление при сердечной недостаточности нормальное и даже повышенное, а при сосудистой недостаточности резко падает. Площадь абсолютной и относительной тупости сердца при сердечной недостаточности всегда увеличена, а при сосудистой она уменьшается.

Гиперемия (полнокровие периферических сосудов) может быть артериальной (активной) и венозной (пассивной). Причины артериальной гиперемии сводятся к следующему: усиление действия обычных раздражителей (солнечные лучи и т. д.); действие чрезмерных раздражителей (высокая температура, влажность, давление, токсичные вещества, первичное повреждение нервных волокон или сосудистых центров; аллергические реакции).

Признаки артериальной гиперемии: покраснение, увеличение размера артерий, их заметная пальпация; повышение температуры гиперемированного участка тела; увеличение его объема.

Причины венозной гиперемии: тромбоз или эмболия вен; механическое их сдавливание; ослабление систолической силы сердца; повышение внутригрудного давления (эмфизема легких). Признаки венозной гиперемии: цианоз, гипотермия, увеличение объема тканей гиперемированного участка тела.

В результате венозной гиперемии возможна транссудация в ткани и полости, образуются отеки и водянка, появляются диапе- дез — выход форменных элементов крови из сосудов в ткани, стаз — остановка кровообращения, некробиоз; начинаются атрофия паренхимы и разрастание стромы — индурация органов и тканей.

При сердечно-сосудистых заболеваниях, сопровождающихся нарушением обменных процессов, замедлением гемоциркуляции и увеличением массы циркулирующей крови, животным дают малообъемную, богатую витаминами, особенно А, В, С, пищу, содержащую достаточное количество легкопереваримых углеводов. Воду и поваренную соль в рационе ограничивают. Создают оптимальный температурно-влажностный режим, освещенность и вентиляцию в помещениях. Средства фармакотерапии применяют в соответствии с этиопатогеническими показателями.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Каков порядок клинического исследования сердечно-сосудистой системы?
  • 2. Как проводят исследование сердечного толчка и перкуссию сердечной области?
  • 3. Расскажите, как образуются сердечные тоны.
  • 4. Какова классификация сердечных шумов?
  • 5. Назовите виды и классификацию аритмий сердца.
  • 6. Охарактеризуйте основные показатели артериального и венного пульса.
  • 7. Какие графические методы наиболее информативны при клиническом исследовании сердечно-сосудистой системы?
  • 8. Назовите основные синдромы недостаточности сердечно-сосудистой системы.

Источник

Стадия

Левожелудочковая
недостаточность

Правожелудочковая
недостаточность

I
(относительной компенсации=латентная)

НК отсутствует
в покое и появляется после физической
нагрузки в виде одышки и тахикардии.
В старшем возрасте: утомляемость,
отказ от подвижных игр, одышка и
тахикардия после физической нагрузки.

В раннем возрасте:
затруднение при сосании, нарушение
сна, одышка, тахикардия после нагрузки.

II А

(явная
декомпенсация)

Тахикардия в
покое, не связанная с лихорадкой,
сохраняется во сне, сверх возрастной
нормы на 15-30% в минуту. Тахипноэ в покое
сверх возрастной нормы на 30-50% в минуту.

Печень + 3 см.

II Б

(тотальная
СН)

Тахикардия на
30-50%, тахипноэ на 50-70% сверх возрастной
нормы, акроцианоз, навязчивый кашель,
влажные мелкопузырчатые хрипы.

Печень выступает
на 3-5 см из-под реберной дуги. Пастозность
передней брюшной стенки, поясницы,
лица, отек мошонки. У больших детей —

набухание шейных
вен.

III

Клиническая
картина отека или предотека легких:
выраженное удушье, значительное
расширение границ сердца, форсированное
дыхание, периодический мучительный
кашель. Тахикардия на 50-60%, тахипноэ
на 70-100% сверх возрастной нормы.

Гепатоспленомегалия,
отечный синдром типа анасарки,
гидроперикард, асцит, олигурия.

Абдоминальные
боли, диспепсия, отказ от еды.

Диагностические
критерии сосудистой недостаточности
:

  • спавшиеся вены,
    холодные конечности

  • мраморность кожи
    с цианотичным оттенком

  • снижение АД

  • слабый пульс

Коронарная
недостаточность

— несоответствие кровотока по венечным
артериям
сердца
потребности миокарда в кислороде,
ведущее к диффузной или локальной
ишемии миокарда. Различают острую
(внезапное нарушение
проходимости венечной артерии вследствие
ее спазма, тромбоза или эмболии)
и хроническую (постоянное уменьшение
кровотока венозным
артериям)
коронарную недостаточность. Отдельно
выделяют относительную
недостаточность коронарного кровообращения,
обусловленную
гипертрофией миокарда при неизмененных
венечных артериях. Причины коронарной
недостаточности у детей — врожденные
аномалии,
заболевания и травмы венечных сосудов,
относительная недостаточность
коронарного кровотока, гипоплазия
миокарда желудочков.

6. Вопросы для самоподготовки.

1.
Определение понятия синдрома сердечной
недостаточности, причины, патогенез.

2.
Классификация сердечной недостатчности
у детей.

3.
Причины, диагностические критерии
острой сердечной недостаточности.

4.
Причины застойной сердечной недостаточности,
клинические варианты.

5.
Диагностические критерии застойной
сердечной недостаточности в зависимости
от стадии и клинического варианта.

6.
Диагностические критерии сосудистой
недостаточности.

7.
Диагностические критерии коронарной
недостаточности.

7. Методика проведения занятия:

Перечень
практических навыков:

Опрос
родителей и детей.

Осмотр
кожи, слизистых, ногтей, грудной клетки,
сосудов шеи, эпигастрия (патологическая
пульсация)

Пальпация
сердечной области

Перкуссия
сердца

Аускультация
сердца

Определение
пульса на лучевой, височной, бедренной,
сонной артериях

Определение
АД

Запись
и оценка ЭКГ

Оценить
результаты ЭхоКГ

База:
детское отделение КДКБ.

Читайте также:  Можно ли забеременеть синдром поликистозных яичников

Оснащение
занятия:

— таблицы: возрастные
границы сердца, локализация верхушечного
толчка (по В.И. Молчанову), точки
выслушивания сердца, ЧСС, АД

— видеофильм:
«Методика исследования сердечно-сосудистой
системы у детей»

— аудиодиск
«аускультация сердца»

Источник

Автор-составитель: профессор кафедры Педиатрии, д.м.н., Ткачук Елена Анатольевна

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы

Анатомо-физиологические особенности нервной системы

Методика исследования органов дыхания у детей и подростков

Основные этапы нервно-психического развития детей

Показатели нервно-психического развития детей

Синдромы поражений и заболевания дыхательной системы у детей

Мочевыделительная система

Пищеварительная система: Синдромы. Инструментальные методы

Пищеварительная система: Заболевания

Методика исследования органов пищеварения

Система пищеварения. АФО

Кровь и кроветворение

История болезни

Иммунная система

ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

ИСКУССТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

Вопросы к экзамену

  1. Анатомические особенности строения легочной ткани (масса легких, дифференцировка ацинуса). Особенности бронхиального секрета, мукоцилиарного транспорта и кашля у детей раннего возраста, связь с патологией.
  2. Анатомо-морфологические особенности печени, желчного пузыря и желчных путей, поджелудочной железы.
  3. Анатомо-физиологические особенности почек (масса, размеры, положение почек, процесс дифференцировки нефрона).
  4. Анемический синдром. Понятие о нижней и верхней границах нормы гемоглобина и эритроцитов.
  5. АФО сердца и сосудов у детей (масса, форма, проекция отделов сердца, процессы тканевой дифференцировки; размеры желудочков и предсердий, размеры полостей и сосудов).
  6. Бактериальная флора кишечника у здоровых детей различного возраста, ее физиологическая роль. Понятие о биоценозе. Становление микрофлоры кишечника после рождения, зависимость от вида вскармливания.
  7. Внутриутробный период развития: характеристика, факторы, формирующие здоровье будущего ребенка. Критические сроки формирования пороков развития различных систем.
  8. Возрастная динамика основных антропометрических показателей физического развития здоровых детей до 2-х лет.
  9. Возрастная динамика основных антропометрических показателей физического развития здоровых детей от 2-х до 18-ти лет.
  10. Возрастные и половые особенности развития и распределения жировой ткани. Отечность общая и ограниченная. Методы выявления отеков.
  11. Возрастные особенности функциональных показателей сердечно-сосудистой системы (частота пульса, ударный и минутный объем, скорость кровотока, объем циркулирующей крови, артериальное давление).
  12. Гипогалактия: определение, причины, степени. Меры профилактики, методы повышения лактации. Признаки недостаточности питания ребенка.
  13. Естественное вскармливание: методы расчёта суточного объема пищи, примерные режимы питания, физиологическая потребность в ингредиентах. Критерии достаточного питания.
  14. Естественное вскармливание: определение, периоды. Понятие о свободном и регламентированном режимах вскармливания.
  15. Закономерности изменения эритроцитарного ростка, количества лейкоцитов и лейкоцитарной формулы с возрастом у детей.
  16. Изменения кожи при дефектах ухода (потница, опрелости, гнойничковые поражения) и атопическом дерматите.
  17. Инструментальные методы исследования функции внешнего дыхания.
  18. Искусственное вскармливание. Режим кормления, расчет объемов питания, сроки введения прикормов. Техника проведения. Критерии оценки эффективности.
  19. Классификация молочных смесей, их характеристика, требования, предъявляемые к их составу. Понятие о «начальных» и «последующих» формулах. Правила приготовления.
  20. Клинические и инструментальные методы исследования функции внешнего дыхания.
  21. Клинические синдромы поражения мочевыделительной системы у детей и подростков: отечный, болевой абдоминальный, артериальной гипертензии, дизурический.
  22. Количественные, качественные и биологические отличия состава женского и коровьего молока.
  23. Комплексная оценка состояния здоровья детей: критерии, группы здоровья.
  24. Копрологические синдромы.
  25. Кровообращение у плода и новорожденного, сроки закрытия эмбриональных путей кровообращения (аранциев проток, овальное отверстие, боталов проток) после рождения ребенка.
  26. Лабораторные синдромы поражения системы мочеобразования и мочевыделения: лейкоцитурический, гематурический, протеинурический, олиго — и полиурический.
  27. Лабораторные тесты синдромов холестаза, цитолиза, гепато-депрессивного и иммунопатологического (мезенхимально-воспалительного) синдромов.
  28. Лактация: фазы, факторы, влияющие на состав грудного молока.
  29. Механизмы долгосрочного влияния рационов питания на рост и развитие детей: экспрессия генов, подмена структурных метаболитов при их дефиците, нарушение последовательности роста и дифференцировок, «переключение» биологических часов развития.
  30. Морфологические особенности строения мышц и их развитие у детей; периоды диспропорции роста костей и мышц; значение физического воспитания.
  31. Морфологические элементы поражения кожи — первичные и вторичные. Характеристика элементов сыпи.
  32. Неспецифические факторы резистентности (лизоцим, пропердин, система комплемента, фагоцитоз) у детей, связь с заболеваниями.
  33. Новорожденный ребенок. Клиническая оценка состояния зрелости при рождении (шкала Апгар). Понятие о зрелости, морфофункциональные признаки зрелого новорожденного. Понятие о задержке внутриутробного развития.
  34. Общие закономерности процессов роста и развития (законы роста) в различные периоды детства.
  35. Органогенез бронхиального дерева. Механизм первого вдоха.
  36. Основные клинические проявления поражения ЦНС после рождения ребенка. Понятие об олигофрении, энцефалопатии.
  37. Основные принципы (законы) рационального питания детей раннего возраста: физиологическая адекватность питания, многокомпонентная сбалансированность питания, нутриентное предобеспечение. Незаменимость грудного вскармливания.
  38. Основные синдромы поражения мочевыделительной системы: нефрит, пиелонефрит, цистит.
  39. Основные синдромы поражения органов пищеварения у детей: болевой абдоминальный, диспепсии.
  40. Основные этапы развития и становления педиатрии в России. Ведущие педиатрические школы России и их вклад в развитие науки.
  41. Основные этапы развития и становления педиатрии в России. Ведущие педиатрические школы России и их вклад в развитие науки.
  42. Особенности функционирования гуморального иммунитета (В-лимфоциты)  у детей.
  43. Особенности бронхиального секрета, мукоцилиарного транспорта и кашля у детей раннего возраста; связь с патологией.
  44. Особенности кроветворения у плода и после рождения. Условия, определяющие нормальное кроветворение у детей.
  45. Особенности кроветворения у плода. Условия, определяющие нормальное кроветворение у детей.
  46. Особенности пищеварения у детей и подростков: мембранное и полостное пищеварение; особенности усвоения питательных веществ.
  47. Особенности развития и функционирования придатков кожи: сальных и потовых желез, волосяного покрова.
  48. Особенности стула и его характеристика у детей различного возраста.
  49. Особенности фосфорно-кальциевого обмена у детей, его регуляция. Особенности надкостницы и кровоснабжения костей.
  50. Особенности функционирования гуморального иммунитета (В-лимфоциты) у детей.
  51. Особенности функционирования специфического клеточного иммунитета клеточного (Т-лимфоциты) у детей, связь с возрастной заболеваемостью.
  52. Первичная и вторичная (приобретенная) иммунологическая недостаточность.
  53. Период грудного возраста, его характеристика. Основные факторы, формирующие здоровье ребенка в этом периоде.
  54. Периоды детства: новорожденный ребенок: оценка состояния при рождении, признаки доношенности.
  55. Периоды детства: новорожденный ребенок: переходные состояния.
  56. Питание здоровых детей от 1 до 3 лет, основные принципы. Кисломолочные продукты, понятие о функциональном питании.
  57. Показатели НПР: безусловные рефлексы и формирование условно-рефлекторной деятельности.
  58. Показатели функции внешнего дыхания у детей и подростков: глубина, частота, ритм, минутный объем дыхания, жизненная емкость легких, максимальная вентиляция, механика дыхания. Возрастные изменения этих параметров.
  59. Порядок и сроки прорезывания молочных и постоянных зубов. Сроки закрытия родничков и швов.
  60. Правила и техника кормления ребенка грудью, роль раннего первого прикладывания к груди. Противопоказания к первому прикладыванию и кормлению грудью со стороны матери и ребенка, затруднения при вскармливании.
  61. Преимущества грудного вскармливания. Декларация ВОЗ/ЮНИСЕФ в поддержку грудного вскармливания.
  62. Развитие органов чувств у детей.
  63. Развитие эмоций, форм общения, этапы формирования речи (предречевое развитие, «сенсорная» речь, моторная речь). Роль импринтинга и воспитания в нервно-психическом развитии ребенка.
  64. Роль и значение белка для ребенка. Особенности белкового обмена у детей различного возраста и подростков.
  65. Роль и значение жира для ребенка. Особенности жирового обмена у здоровых детей различного возраста и подростков.
  66. Рост и дифференцировка структур центральной и периферической нервной системы после рождения ребенка (кровоснабжение мозга, гематоэнцефалический барьер, биохимический состав нервной ткани; связь с патологией).
  67. Семиотика анамнеза у детей.
  68. Семиотика врожденных пороков сердца с лево-правым сбросом крови (открытый артериальный  проток, дефект межпредсердной перегородки, дефект межжелудочковой перегородки).
  69. Семиотика врожденных пороков сердца со сбросом крови справа налево (болезнь Фалло) и синдромом шлюза (коарктация аорты, стеноз легочной артерии).
  70. Семиотика и синдромы поражения мышечной системы (мышечной гипотонии и гипертонии) у детей различного возраста и подростков.
  71. Семиотика изменений кала.
  72. Семиотика изменения анализа мочи (протеинурия, гематурия, лейкоцитурия, цилиндрурия). Понятие о синдроме почечной недостаточности.
  73. Семиотика изменения дыхательных шумов.
  74. Семиотика изменения цвета кожи и патологической пульсации в области сердца и сосудов при врожденных пороках развития сердечно-сосудистой системы.
  75. Семиотика кашля у детей.
  76. Семиотика наиболее частых поражений костной ткани (остеомаляция, разрастание остеоидной ткани, гипоплазия). Клинические признаки поражения суставов.
  77. Семиотика нарушения физического развития (нарушение роста и массы тела) у детей различного возраста и подростков
  78. Семиотика общего осмотра у детей.
  79. Семиотика поражений полости рта и зева у детей (стоматиты, гингивиты, ангины).
  80. Семиотика приобретенных пороков сердца у детей (недостаточность митрального и аортального клапанов, митральный стеноз).
  81. Семиотика расширения границ сердечной тупости, изменения звучности тонов, сердечных шумов.
  82. Семиотика сыпей у детей.
  83. Синдром бронхиальной обструкции и его причины.
  84. Синдром крупа (острый ларинготрахеит).
  85. Синдром острой дыхательной недостаточности, степени тяжести.
  86. Синдром сердечной недостаточности, клинические проявления лево-и правожелудочковой недостаточности.
  87. Синдром увеличения лимфатических узлов.
  88. Синдромы желтухи, мальабсорбции.
  89. Синдромы нарушения гемодинамики при врожденных пороках сердца у детей.
  90. Синдромы поражения органов кроветворения: анемический; геморрагический.
  91. Синдромы поражения пищеварительной системы у детей: гепато-билиарной системы, поджелудочной железы.
  92. Синдромы поражения пищеварительной системы у детей: пищевода, желудка, тонкой и толстой кишок.
  93. Синдромы поражения пищеварительной системы: диспепсии, мальабсорбции.
  94. Синдромы поражения разных уровней дыхательной системы: назофарингит, трахеит, бронхит, бронхиолит.
  95. Синдромы поражения разных уровней дыхательной системы: пневмония, плеврит.
  96. Синдромы поражения сердца: миокарда, эндокарда, перикарда.
  97. Смешанное вскармливание, показания, правила и техника проведения. Критерии оценки эффективности.
  98. Сон и режим дня детей различного возраста.
  99. Состав и биологически активные компоненты женского молока. Отличия молозива, переходного и зрелого женского молока. Значение молозива в питании детей первых дней жизни.
  100. Средние сроки появления моторных и статических навыков у ребенка первого года жизни.
  101. Стадии образования кости (остеоидный матрикс, минерализация, перемоделирование).
  102. Степени недостаточности кровообращения у детей.
  103. Типы кровоточивости.
  104. Увеличение и уменьшение общего числа лейкоцитов и отдельных клеток в лейкоцитарной формуле.
  105. Факторы, формирующие лактацию. Питание беременной и кормящей женщины. Профилактика гипогалактии.
  106. Физиологические особенности органов пищеварения у детей, состояние секреторной и ферментативной функций слюнных, желудочных, кишечных желез, внешнесекреторной функции печени и поджелудочной железы. Гормоны желудочно-кишечного тракта у детей.
  107. Физиологическое обоснование прикорма при естественном вскармливании. Блюда прикорма, сроки и правила их введения.
  108. Физиологическое обоснование прикорма. Блюда прикорма, сроки и правила их введения.
  109. Физическое развитие: определение, регуляция темпов развития (генетическая, средовая, гормональная). Критерии оценки уровня физического развития детей и подростков.
  110. Формы одышки, их клинические признаки. Типы дыхания.
  111. Функциональные и инструментальные методы исследования мочевыделительной системы у детей (биохимические показатели, проба Зимницкого, клиренс по эндогенному креатинину, УЗИ, урография).
  112. Функциональные особенности мочевыделительной системы у детей (клубочковая фильтрация, канальцевая реабсорбция, канальцевая секреция).
  113. Функциональные пробы сердечно-cоcyдистой системы (пробы по Шалкову, проба Штанге), их оценка у детей.
  114. Характеристика и возрастная динамика основных антропометрических показателей физического развития здоровых детей до 2-х лет.
  115. Характеристика младшего и старшего школьных периодов. Основные факторы, формирующие здоровье ребенка в эти периоды.
  116. Характеристика периода раннего возраста. Основные факторы, формирующие здоровье ребенка в этом периоде.
  117. Характеристика преддошкольного и дошкольного периодов детства. Основные факторы, формирующие здоровье ребенка в этом периоде.
  118. Характеристика сердечных шумов у детей; отличия функциональных шумов от органических.
  119. Эмбриогенез органов мочеобразования и мочеотделения для понимания аномалий развития и положения. Сроки начала процесса мочеобразования.
Читайте также:  Что такое синдром размытого лица

Источник