Синдром навязчивых движений у детей по мкб
Исключены: связанные с расстройствами поведения, классифицированными в рубриках F91.-(F92.8)
Группа расстройств, при которых единственным или преобладающим симптомом является боязнь определенных ситуаций, не представляющих текущей опасности. В результате больной обычно избегает или страшится таких ситуаций. Беспокойство больного может быть сфокусировано на отдельных симптомах, таких, как дрожь от страха или обморочное ощущение, и часто ассоциируется с боязнью умереть, потерять над собой контроль или сойти с ума. Ожидание возможности попадания в фобическую ситуацию обычно вызывает преждевременную тревогу. Фобическая тревожность и депрессия часто сочетаются. Решение о постановке двух диагнозов (фобическое тревожное расстройство и депрессивный эпизод) или только одного определяется продолжительностью этих состояний и соображениями врача в отношении терапии во время консультации больного.
Расстройства, при которых проявление тревоги является основным симптомом и не ограничивается какой-либо конкретной внешней ситуацией. Могут также присутствовать депрессивные и навязчивые симптомы и даже некоторые элементы фобической тревожности при условии, что они несомненно являются вторичными и менее тяжелыми.
Существенной особенностью состояния является наличие повторяющихся навязчивых мыслей или вынужденных действий. Навязчивые мысли представляют собой идеи, образы или побуждения, которые вновь и вновь приходят больному в голову в стереотипном виде. Они почти всегда огорчительны, и пациент часто безуспешно пытается сопротивляться им. Тем не менее больной считает эти мысли своими собственными, даже если они непроизвольны и отвратительны. Навязчивые действия, или ритуалы, являются стереотипными манерами, которые больной повторяет вновь и вновь. Они не являются способом получить удовольствие или атрибутом выполнения полезных задач. Эти действия являются способом предотвратить возможность наступления неприятного события, которое, как опасается больной, в противном случае может произойти, нанеся вред ему или им другому лицу. Обычно такое поведение осознается больным как бессмысленное или неэффективное и делаются повторные попытки противостоять ему. Почти всегда присутствует тревожность. Если компульсивные действия подавляются, тревожность становится более выраженной.
Включены:
- ананкастический невроз
- обсессивно-компульсивный невроз
Исключена: обсессивно-компульсивная личность (расстройство) (F60.5)
Эта группа расстройств отличается от других групп тем, что в нее включены расстройства, идентифицируемые не только на основе симптоматики и характера течения, но также на основе очевидности влияния одной или даже обеих причин: исключительно неблагоприятного события в жизни, вызвавшего острую стрессовую реакцию, или значительной перемены в жизни, ведущей к продолжительным неприятным обстоятельствам и обусловившей нарушения адаптации. Хотя менее тяжелый психосоциальный стресс (жизненные обстоятельства) может ускорить начало или способствовать проявлению широкого спектра расстройств, представленных в этом классе заболеваний, его этиологическая значимость не всегда ясна, и в каждом случае будет признаваться зависимость от индивида, часто от его сверхчувствительности и уязвимости (т.е. жизненные события не являются обязательными или достаточными, чтобы объяснить возникновение и форму расстройства). Расстройства, собранные в этой рубрике, напротив, всегда рассматриваются как непосредственное следствие острого тяжелого стресса или продолжительного травмирования. Стрессовые события или продолжительные неприятные обстоятельства являются первичным или преобладающим причинным фактором и расстройство не могло бы возникнуть без их влияния. Таким образом, расстройства, классифицированные в этой рубрике, могут рассматриваться как извращенные приспособительные реакции на тяжелый или продолжительный стресс, при этом они мешают успешно справиться со стрессом и, следовательно, ведут к проблемам социального функционирования.
Общепринятыми положениями, на основе которых выделяются диссоциативные, или конверсионные, расстройства, являются полная или частичная потеря нормальной интеграции между памятью на прошлые события, способностью осознать себя как личность и непосредственными ощущениями и способностью управлять движениями тела. Все виды диссоциативных расстройств имеют тенденцию к исчезновению через несколько недель или месяцев, особенно если их возникновение связано с каким-либо травмирующем событием в жизни. Многие хронические расстройства, особенно параличи и потеря чувствительности, могут развиваться на основе существования неразрешимых проблем и межличностных сложностей. Эти расстройства ранее преимущественно классифицировались как различные виды «конверсионной истерии». Считается, что они имеют психогенную этиологию, поскольку по времени возникновения тесно связаны с травмирующими событиями, неразрешимыми и невыносимыми проблемами или нарушенными взаимоотношениями. Симптомы часто соответствуют представлению больного о том, как должно было бы проявляться психическое заболевание. Медицинский осмотр и обследование не выявляют каких-либо явных физических или неврологических нарушений. Кроме того, совершенно очевидно, что потеря функции является выражением эмоционального конфликта или потребностей. Симптомы могут развиваться в тесной связи с психологическим стрессом и часто проявляются внезапно. В эту рубрику включены только расстройства физических функций, в норме произвольно контролирующихся, и потеря чувствительности. Расстройства, включающие болевые ощущения и комплекс других физических ощущений, опосредованных через вегетативную нервную систему, классифицированы в рубрике психосоматических нарушений (F45.0). Всегда следует помнить о возможности развития в дальнейшем серьезных физических или психических расстройств.
Включены:
- конверсионная:
- истерия
- реакция
- истерия
- истерический психоз
Исключена: симуляция [сознательная симуляция] (Z76.5)
Главной особенностью является повторное предъявление соматической симптоматики одновременно с настойчивыми требованиями медицинских обследований, несмотря на повторные отрицательные их результаты и заверения врачей, что симптомы не имеют соматической природы. Если у больного имеются какие-либо соматические заболевания, они не объясняют природы и степени выраженности симптомов или страдания или жалоб пациента.
Исключены:
- диссоциативные расстройства (F44.-)
- выдергивание волос (F98.4)
- детская форма речи [лепет] (F80.0)
- сюсюканье (F80.8)
- кусание ногтей (F98.8)
- психологические и поведенческие факторы, связанные с нарушениями или болезнями, классифицированными в других рубриках (F54)
- сексуальная дисфункция, не обусловленная органическими нарушениями или болезнями (F52.-)
- сосание пальца (F98.8)
- тики (в детстве и подростковом возрасте) (F95.-)
- синдром де ла Туретта (F95.2)
- трихотилломания (F63.3)
Источник
На сегодняшний день достаточно распространенными состояниями у детей считается нервный тик и возникновения навязчивых движений (моргание, причмокивание, покашливание и другие).
Часто родители не сразу обращают на это внимание или не считают это серьезным нарушением, думая, что скоро все пройдет само собой – это временное явление и ребенок не нуждается в лечении.
Действительно сначала малыш практически ничем не отличается от своих сверстников, а частые моргания, подергивания, покашливания или сглатывания не мешают окружающим, но со временем признаки появляются чаще и заметнее.
Тогда родители обращаются к узкому специалисту, но отоларинголог или окулист и не обнаруживают никаких серьезных патологий.
И все же это серьезное заболевание, которое необходимо своевременно диагностировать и корректировать, ведь достаточно часто нервный тик является не только признаком невроза, но и симптомом тяжелых заболеваний других органов и систем.
Что такое нервный тик
Нервный тик возникает в связи с повышенным возбуждением определенных областей головного мозга.
Это рефлекторное молниеносное сокращение мышц, чаще лица и конечностей, которые возникают самопроизвольно и не поддаются контролю.
В большинстве случаев его появление обусловлено дисфункцией подкорковых ядер, которые регулируют:
- мышечный тонус;
- позу;
- мимику;
- глобальные двигательные акты.
Появление у ребенка этих движений (часто это навязчивые состояния) связаны с необходимостью сбрасывать перевозбуждение.
Нервная разрядка происходит с помощью этих действий:
- моргание, подмигивание;
- подергивание губ или глаз;
- причмокивание;
- обгрызание ногтей, кусание губ, сосание пальцев;
- кивание головой;
- покашливание;
- частое подтирание или шмыганье носом при полном отсутствии насморка;
- щелканье пальцами;
- скрежет зубами, причем, не только в ночное время;
- ребенок дует на ладони;
- монотонное раскачивание или частые взмахи конечностями;
- подергивание гениталий (у мальчиков);
- накручивание волос на палец;
- монотонное выдергивание или расчесывание волос.
Особенности невроза навязчивых движений у детей
Но кроме этого существует еще и другая природа возникновения навязчивых движений — обсессивно-компульсивное расстройство.
Это состояние первые описано французским психиатром Эскиролем, он назвал эту патологию «болезнь сомнений».
Невроз навязчивых движений связан с одержимостью ребенка определенной идеей или состоянием. Для того, чтобы предупредить это состояние и облегчить свое положение ребенок прибегает к неким ритуальным действиям – повторяющимся из раза в раз движениям символического характера (компульсиям).
Поэтому невроз повторяющихся движений можно передать через формулу: навязчивое состояние – тревога – повторяющиеся ритуалы.
Невроз навязчивых движений у детей проявляется двигательными навязчивостями в сочетании со страхами.
Причины возникновения нервного тика
Ранее считалось, что нервные тики возникают во время возрастных кризисов (новых этапов самостоятельности), которые наблюдаются 3-4 года и 7-8 лет.
Именно в это время дети впервые сталкиваются с кризисами развития:
- приобретаются новые навыки;
- изменяется поведение ребенка;
- происходит становление личностных характеристик.
Причиной возникновения этого состояния является с одной стороны нестабильность работы, незрелость или легкое повреждение нервной системы в результате:
- Хронической внутриутробной гипоксии:
- значительная фетоплацентарная недостаточность;
- заболевания матери в период беременности (болезни крови, сердечнососудистая патология, сахарный диабет);
- воздействие других факторов.
- Внутриутробных инфекций:
- токсоплазмоз;
- цитомегаловирус;
- краснуха;
- гепатит;
- хламидиоз;
- герпетическая инфекция.
- Острой гипоксии в родах:
- преждевременная отслойка плаценты;
- асфиксия и дистресс плода в родах.
- Родовых травм.
- Приема определенных групп лекарственных препаратов матерью в период беременности.
- Назначения лекарств новорожденному после рождения.
- Билирубиновой энцефалопатии в результате затяжной желтухи.
Но сейчас специалисты не могут четко определить границы возрастных кризисов – в современном обществе кризисы самостоятельности наступают ранее и уточнить рамки возникновения тиков невозможно.
На сегодняшний день четко определить конкретные события, которые стали причиной появления тика сложно.
В большинстве случаев данная патология обычно провоцируется комплексом причин, к которым относятся:
- наследственная предрасположенность;
- поведение родителей;
- острый стресс.
Сочетание этих факторов наиболее часто приводит к формированию постоянных навязчивых движений (тиков).
Тики чаще возникают у мальчиков, они болею значительно тяжелее, чем у девочек. При этом патологические проявления у детей возникают в более раннем возрасте, чем у родителей или других родственников.
Неблагополучное соотношение коммуникаций в семье (речевых и неречевых) – как окрики и одергивания, так и атмосфера вседозволенности способствует возникновению аномалий поведения и характера, и часто приводят к сдерживанию свободной физиологической активности малыша или инфантилизм.
Постоянные ссоры и напряженная психоэмоциональная обстановка также являются одним из факторов формирования нервного тика.
Дефицит внимания или повышенный контроль, требовательность (гиперопека) или бескомпромиссность родителей часто приводит к возникновению заболевания.
Кроме того причиной тиков может быть регулярное длительное проведение времени перед экраном телевизора или за компьютером – при этом сбивается альфа-ритм в головном мозге, который отвечает за спокойствие и умиротворение малыша.
А также низкая физическая активность ребенка в сочетании с переизбытком интеллектуальной нагрузки.
Острый стресс считается главным провоцирующим фактором:
- острая или хроническая психотравмирующая ситуация с которой ребенок не может справиться самостоятельно;
- неожиданная радость или приятный сюрприз у возбудимого или эмоционально неустойчивого ребенка;
- отрицательная атмосфера в организованном коллективе (в детском саду или школе);
- постоянное переутомление;
- большое количество информации;
- постоянный шум или другие раздражители;
- психологическая травма у ребенка;
- слишком высокие требования к ребенку
- постоянные ссоры родителей, развод;
- частые соматические болезни.
- длительные ЛОР — заболевания (аденоидные вегетации, хронический тонзиллит, лабиринтит, синусит).
Как возникают нервные тики синдром навязчивых движений
Когда на организм ребенка начинает воздействовать комплекс отрицательных воздействий – малыш находится в состоянии постоянного стресса и у него присутствует внутренняя тревожность – это начальная стадия возникновения патологии.
Тревога считается защитным механизмом мозга заранее подготовиться к наступлению опасного события и ускорить рефлекторную деятельность.
Поэтому в этот период мозг малыша находится в состоянии постоянной тревоги и ожидания опасности. При этом постепенно утрачивается способность произвольно подавлять излишнюю активность клеток головного мозга.
Виды тиков при неврозе навязчивых движений
Cиндром навязчивых движений у детей может проявляться в самых разнообразных видах.
Чаще всего встречается гримасничанье и навязчивые тики.
Эти движения непроизвольны и бессознательны и усиливаются при волнении или напряжении.
Среди детей отмечают преобладание этого синдрома у мальчиков.
По типу проявления выделяют несколько следующие виды нервных тиков:
Моторные тики:
- мимические;
- тики конечностей (подергивания, хлопки, притопывания);
- тики в других группах мышц.
Вокальные или голосовые тики:
- покашливание, посапывание, хмыкание;
- произношение отдельных звуков, слов или фраз.
Ритуалы.
Генерализованные или сложные тики —
- движения одновременно возникают в различных группах мышц;
несколько видов тиков у одного ребенка.
Нужно помнить, что тики не могут возникать у грудного ребенка – любые навязчивые движения в этом возрасте связаны с органической патологией нервной системы и требуют немедленной диагностики и лечения.
Родители должны знать, что появление различных навязчивых движений у ребенка связано с необходимостью обратить на себя внимание взрослых, активизируя такие виды общения как жесты и мимику. Этим малыш требует постоянного внимания родителей.
Эти жесты и движения, возникнув один раз, могут постепенно исчезнуть сами, если ребенок найдет поддержку у близких людей.
Но при ее отсутствии — системы адаптации организма к стрессу постепенно истощаются, и эти движения закрепляются в виде патологической привычки, которая с течением времени трансформируются в тики, а в дальнейшем и невроз навязчивых движений.
Лечение ребенка
Лечение должно быть комплексным.
При легкой степени заболевания иногда достаточно нескольких занятий с психологом и изменения поведения родителей:
- больше уделять времени ребенку;
- при появлении тиков нельзя ругать малыша – лучше поговорить с ним о том, что его тревожит;
- понять и по возможности ликвидировать причины появления тревоги;
- на время ограничить работу с компьютером и просмотр телепередач, но без давления;
- больше находится с ребенком на свежем воздухе;
- обследовать состояние здоровья и устранить все возможные соматические причины (интоксикация, заболевания ЛОР-органов, очаги хронической инфекции).
При необходимости назначаются различные успокаивающие лекарственные средства.
Родители должен знать, как определить и лечить невроз навязчивых движений у детей – необходимо вовремя оказать помощь ребенку.
Кроме этого нужно осознавать, что причины этого заболевания лежат в психоэмоциональной сфере.
Коррекция всех этих состояний поможет подарить малышу счастливое детство без лишних переживаний и страхов.
Источник
Моторные стереотипы (навязчивые движения) у ребенка – это непроизвольные не эффективные координированные движения, которые повторяются по фиксированной схеме. Вторичные, патологические стереотипы возникают при нарушениях развития нервной системы (аутизм, умственная отсталость, синдром Ретта) и сенсорных нарушениях. В таком случае, лечение синдрома навязчивых движений у детей основано на терапии основного расстройства. Но дергания встречаются у детей с нормальным психомоторным развитием (первичные, физиологические стереотипы).
При дифференциальной диагностике следует учитывать тики, эпилептические приступы, пароксизмальную дискинезию, структурные поражения головного мозга, синдром Сандифера. Хотя моторные стереотипы – это доброкачественные навязчивые движениями, они могут сохраняться во взрослой жизни.
Существует также связь навязчивых состояний с СДВГ, тиковым расстройством и другими психическими нарушениями (тревожность, обсессивно-компульсивное расстройство).
Первичные стереотипы
Первичный невроз навязчивых состояний у детей (код по МКБ-10 – F42.1) обычно начинается в дошкольном возрасте (около 3 лет) и встречается у относительно большого процента детей с нормальным психомоторным развитием. Данные о распространенности варьируются от 22 до 72% в зависимости от типа исследования и оцениваемых движений. У мальчиков расстройство встречается немного чаще, чем у девочек (3:2).
Первичные стереотипы делятся на 3 группы в зависимости от импульса:
- простые стереотипы;
- раскачивание головы;
- сложные стереотипы.
Простая стереотипия
Наиболее распространенные простые стереотипы, которые обычно не вызывают беспокойства у родителей, не приводят к консультации психолога. Они относятся к группе вредных привычек и включают:
- сосание большого пальца;
- кусание ногтей;
- облизывание губ;
- постукивание пальцами или ногами;
- накручивание волос на палец;
- покачивание туловища;
- шмыгание носом;
- стук головой;
- скрипение зубами.
У детей до 3 лет эти признаки появляются в 90% случаев, в старшем возрасте (в т.ч. в подростковом) – в 20-50% случаев. Самый распространенный простой стереотип у младенцев – сосание пальца и покачивание корпуса, у детей дошкольного возраста и подростков – скручивание волос, кусание ногтей.
Высокий уровень распространенности простых стереотипов обнаруживается также у взрослых. Они имеют такие проявления, как покачивание туловищем (3-25%), скручивание волос, постукивание карандашом, нижними конечностями, царапанье головы.
Сложная (комплексная) стереотипия
Кивание головой и сложные моторные стереотипы уже создают впечатление наличия болезненного физического проявления, связанного с неврологическим (неврастения, невроз и др.) или психическим расстройством.
Чаще всего покачивание головок встречается у младенцев и грудничков. Ритмичное кивание происходит в переднезаднем направлении, из стороны в сторону или от плеча к плечу. Оно может быть связано с отклонением глаз, их перемещением вверх или вниз. Эти стереотипы начинаются раньше, чем сложные. В одном неврологическом исследовании с небольшим количеством детей была обнаружена связь с незначительными неврологическими нарушениями (гипотонией, замедленным развитием моторики и речи).
При дифференциальной диагностике необходимо различить патологические и физиологические движения, характерные для этого возраста.
Сложные стереотипы движения встречаются реже, чем простые (около 5% детей дошкольного возраста) и в различной степени затрагивают верхние конечности. Они могут протекать по-разному. Проявления включают:
- взмахи руками;
- тряска;
- кашель;
- сжимание кулаков;
- кружение запястьями;
- движения руками перед лицом;
- сгибание и разгибание локтей.
Могут добавляться также другие движения, такие как махи ногами, открывание рта, растяжение шеи, но движения верхних конечностей в клинических проявлениях доминируют.
В качестве сопровождающих признаков возможно появление звуковые явлений, таких как рычание, жужжание, ворчание, стоны.
В рамках исследования, включившего небольшое количество детей, было показано, что сложные двигательные стереотипы начались у 80% детей в возрасте до 2 лет, у 12% – в возрасте 24-35 месяцев и только у 8% – через 36 месяцев. Во время обсуждения результатов исследования, ни у одного из исследуемых детей во время теста не было выявлено признаков вторичного стереотипирования.
Кроме раннего возраста начала и характерной модели движения синдром навязчивых движений у ребенка обычно связан с эмоциональными стимулами (радость, возбуждение, стресс, беспокойство), концентрацией, периодами усталости или скуки. Движения начинаются внезапно, занимают секунды или минуты, появляются много раз в день и прекращаются сразу же после переключения внимания. У каждого ребенка есть свой характерный двигательный «репертуар», который со временем может меняться. Во время стереотипов ребенок иногда прерывает деятельность, но он полностью сознателен. В основном дети не осознают нарушения, только некоторые описывают приятные ощущения.
Комплексные навязчивые состояния характеризуются более сложными согласованными движениями (подпрыгивание на стуле, сгибание коленей). Некоторые особенности у них общие – они периодические, имеют определенный характер, ухудшаются при стрессе, беспокойстве, усталости. В отличие от тиков, характер стереотипов относительно не меняется (тики со временем развиваются и меняются). Их распределение различно, моторные стереотипы возникают на конечностях или по всему телу, а тики часто появляются в области лица, головы и плеч (подмигивание, гримасы, дерганье челюсти, движения головы, пожимание плечами).
Стереотипы часто бывают ритмичными (взмахи, покачивания) и обычно длятся дольше, чем тики. В отличие от тиков, они не подавляются волей, не связаны с побуждением двигаться, увеличением внутреннего напряжения при подавлении.
Сложные навязчивые состояния могут также имитировать некоторые обычные действия – повторяющиеся ритуалы (напр., мытье рук при обсессивно-компульсивном расстройстве) или маньеризм. Иногда вместе со стереотипией встречаются тики и компульсивное поведение.
Вторичная стереотипия
Основное условие диагностирования вторичной патологической стереотипии – ее связь с различными заболеваниями и расстройствами. Т.е. причина заключается в психическом или соматическом нарушении.
Вторично возникшие навязчивые движения у взрослых и детей связаны с присутствующим заболеванием. Самые частые расстройства, последствием которых являются навязчивость в движениях и действиях:
- патологии развития: детский аутизм, синдром Аспергера, атипичный аутизм, другое детское дезинтеграционное расстройство;
- умственная отсталость;
- сенсорная депривация: конгенитальная слепота или глухота;
- врожденные метаболические расстройства: синдром Леш-Нихана;
- нейродегенеративные и генетические болезни: нейроакантоцитоз, синдром Ретта, синдром Прадера-Вилли, синдром ломкой Х-хромосомы;
- лекарственно обусловленное состояние: психостимуляторы, гомеопатия;
- психические болезни: обессивно-компульсивное расстройство, шизофрения.
Наиболее часто вторичный синдром навязчивых движений встречается у аутистов, у пациентов с синдромом Ретта, умственной отсталостью, генетическими синдромами и сенсорными нарушениями.
Отсутствуют существенные различия между клиническими проявлениями первичных и вторичных стереотипов, за исключением того, что вторичный тип более причудливый и частый, чем первичный.
Патофизиологические механизмы синдрома навязчивых состояний не выяснены. Специфическая хронологическая взаимосвязь между стереотипией и вехами развития наблюдается в раннем детстве, когда проявление движений в определенное время может быть физиологическим; только с взрослением, увеличением интенсивности и устойчивости, оно воспринимается как патология (напр., сосание пальца вне периода сна, повторяющийся зажим кулаков).
Гипотезы, предполагающие психогенную основу синдрома навязчивых состояний, основаны на наблюдении за детьми с сенсорной депривацией и за животными в неволе. Стереотипия может быть формой сенсорной самостимуляции для повышения бдительности в отсутствие внешней стимуляции. Или наоборот, повторяющиеся движения могут служить способом избавления от избыточной энергии и поддержания внимания. В пользу биологической основы, в частности сложных стереотипов, может свидетельствовать их более частое возникновение у пациентов с расстройствами ЦНС (аутизм, умственная отсталость) и при провокации лекарственными препаратами.
Объемное магнитно-резонансное исследование у детей со сложными стереотипами показало уменьшение объема хвостатого ядра и лобного белого вещества в мозге. Также предполагается роль аномалий в кортикально-стриато-таламико-кортикальных цепях и недостаточности дофаминергической передачи. Эту гипотезу также подтверждают частые сопутствующие расстройства (СДВГ, обсессивно-компульсивное расстройство).
Играть роль могут также наследственные факторы; по мнению некоторых специалистов, навязчивые состояния встречаются у 25% родственников 1-й степени.
Дифференциальная диагностика
Для успешного лечения навязчивых движений у ребенка важна дифференциальная диагностика, в рамках которой важно исключить тики и эпилептические приступы. Эпилепсия (повторяющиеся движения век, рта, языка или рук) не имеют ритмического характера и специфических провокационных моментов. В зависимости от клинической картины дифференциация иногда бывает непростой. Правильной постановке диагноза способствует видеомониторинг ЭЭГ.
Подозрение на атонические эпилептические приступы у маленьких детей вызывают стереотипные движения головы, особенно в переднезаднем направлении; падение головы бывает более выраженным, чем движение назад.
У большинства пациентов подозрение на эпилептические приступы является причиной для неврологического обследования.
Прогноз
Прогноз расстройства неоднозначен. Согласно некоторым исследованиям, стереотипы начинаются в младенчестве, достигают кульминации около 3-го года и отступают после 4-х лет. В то же время другие исследования обнаружили, что навязчивые движения сохраняются в подростковом возрасте, особенно при их продолжительности (более 1 года).
Терапия
При навязчивых движениях у детей лечение преимущественно основано на различных поведенческих методах. Лечение с помощью фармакологических средств (таблеток) обычно не используется. Иногда применяется Клоназепам, Галоперидол или Клонидин, но их эффекты неубедительные.
В определенных случаях лечить навязчивые состояния помогает гипноз. Кроме устранения последствий, он может выявить и устранить причины нарушения.
Важно не пытаться избавляться от расстройства самостоятельно (народными способами, «перевоспитанием»). Это может привести к углублению проблемы.
Итоги
Синдром навязчивых движений – это моторное проявление, начинающееся в раннем детстве, и в некоторых случаях сохраняющееся в старшем возрасте. Хотя первичные расстройства встречаются у детей с нормальным развитием, наблюдается более частая связь с СДВГ, обсессивно-компульсивным и тревожным расстройством, тиками, особенно, в случае сложных стереотипов. Этиология нарушения не известна. Предполагается, что проявления могут быть обусловлены биологически. В частности, движения головы вызывают подозрение на неврологическое или психиатрическое заболевание (эпилепсия, аутизм, тиковое расстройство, пароксизмальная дискинезия). Часто типичная клиническая картина не требует дополнительных обследований.
Если движения не видны во время обследования, для диагностики будет полезна домашняя видеозапись.
Источник