Синдром навязчивых движений код мкб 10
Навязчивые состояния причисляют к тем видам нарушений психики, которые со стороны не всем и не всегда заметны, ведь проявляются они через отдельные детали в поведении.
Невроз, переживаемый при обсессиях (навязчивостях), является достаточно сложным – именно в нем задействованы не только сознательные, но и бессознательные процессы психики, что притягивает к нему повышенный интерес.
Что это такое
Имея психиатрическую природу, навязчивые состояния больше всего прослеживаются у личностей с тревожно-мнительными чертами.
Именно у них ярко выражены всевозможные навязчивости (в классической психиатрии – обсессивно-компульсивный синдром), которые характеризуют состояние невозможности подавить, вытеснить или контролировать человеком постоянно возникающие мысли или побуждения к действию (хоть они и осознаются им как лишние, не имеющие смысла).
Классифицируя навязчивости, многие авторы условно выделяют такие их формы проявления:
- интеллектуальная сфера – непроизвольные, но стойкие и не проходящие мысли и представления (обсессии);
- моторная сфера – назойливые влечения и действия (компульсии);
- эмоциональная сфера – страхи, не поддающиеся контролю и вытеснению (фобии).
В реальности у каждого пациента могут присутствовать все упомянутые формы, особенно при тяжелой форме протекания невроза.
Синдром навязчивых состояний нарушает включенность человека в социум и реализацию социальных функций, т.к. напрямую вмешивается не только в актуальные мысли и поведение, но касается также воспоминаний и представлений о жизни вообще.
Видео:
Код по МКБ-10
В классификаторе заболеваний невроз навязчивых состояний фигурирует как «обсессивно-компульсивное расстройство» (ОКР). Для него отведен отдельный раздел с шифром F42.
Среди специалистов наиболее распространенными считаются 2 разновидности ОКР:
- «умственная жвачка»: причиняющие страдания (неприятные) больному мысленные образы, идеи, философствования и рассуждения – бесконечные и бессмысленные, незаконченные (преимущественно навязчивые мысли и размышления – F0);
- навязчивые ритуалы: назойливые действия, относящиеся к неустанному контролированию возможных опасностей, избавлению от грязи или беспорядка – пациент стремится предотвратить мнимую угрозу подобными повторяющимися ритуальными поступками для себя и для окружающих (преимущественно компульсивное действие – F1)
К менее четким формам ОКР относят:
- смешанные (одновременно существующие действия+мысли) – F2;
- другие ОКР – F8;
- неуточненные – F9.
Симптомы
Компульсивно-обсессивный синдром как феномен психики может проявляться в легкой форме (как нормально-психологическое явление, усиливающееся при беременности, родах, при истощении после болезни, и проходящее самостоятельно) или более выраженной, сильной (как стойкое нарушение психики) – здесь лечение является обязательным.
Основная симптоматика сводится к определенным психическим проявлениям:
- Излишняя осторожность и сомнительность, проявляющаяся даже в мелочах.
- Обеспокоенность соблюдением порядков и правил, графиков и сроков, озабоченность деталями, перечнями.
- Преувеличенная скрупулезность и точность, добросовестность и плодотворность в ущерб межличностным связям и удовлетворению собственных потребностей.
- Склонность к перфекционизму во всем – стремление достичь максимума, из-за чего не получается реализовать большинство задач и планов.
- Подчинение своей жизни социальным условностям и церемониям.
- Неуступчивость и неумение изменить свою позицию или воззрения (ригидность).
- Безосновательная требовательность к другим людям (хотят, чтобы и остальные все делали неукоснительно, как и сами пациенты – ритуалы, поведение и прочее).
- Легкость в возникновении неприятных, настойчивых и непрошеных мыслей, влечений.
Отдельно специалистами рассматривается обсессивно-фобический синдром. Его отличает наличие в психики человека резервных механизмов для защиты от предмета фобии (человек может дистанцироваться от устрашающего объекта), в то время как при остальных навязчивых состояниях (обсессиях и компульсиях) потенциал преодоления навязчивости отсутствует.
У детей до возраста 10 лет навязчивые состояния встречаются нечасто. У ребенка младшего возраста уже могут наблюдаться стереотипные действия, но они, скорее – простая привычка. «Точкой отсчета» считается пубертатный период и время после него. Именно тут заканчивается формирование абстрактного мышления и складываются понятия о социальных нормах (как о правильном/неправильном поведении).
Лечение
При анализе, как лечить невроз навязчивых состояний, медикаментозная составляющая терапии ориентируется на 2 вида препаратов:
- антидепрессанты, благотворно влияющие на эмоционально-волевую сферу личности и общее психическое состояние (мелипрамин, миансерин и т.п.);
- антиконвульсанты, способствующие нормализации деятельности центральной нервной системы (оскарбазепин, карбамазепин и т.п.).
Психотерапия в лечении неврозов навязчивых состояний имеет множество направлений, наиболее распространенные из которых:
- Когнитивно-поведенческий подход. Заставляет пациента учиться жить с навязчивостями, воспринимая их с точки зрения обыденности. Особенно работает методика парадоксальной интенции (влечения): пациент должен «поддаться» своему страху или тревоге – искусственно их вызвать и пережить.
- Суггестивный подход. Включает методики внушения и гипнотического воздействия, в ходе которых пациент овладевает новыми паттернами (шаблонами) поведения – без влияния навязчивостей на его существование.
Лечение в домашних условиях возможно при сопровождении (постоянном консультировании) пациента врачом-психиатром (психотерапевтом). Методики самопомощи при навязчивостях ориентируются на:
- конструктивное восприятие своих проявлений невроза (не бороться с ними, а воспринимать как факт и научиться сосуществовать);
- применение пауз: когда хочется сделать навязчивое действие, испытать беспричинный страх или бесконечно «пережевывать» мысли – нужно подождать около 5 мин., лишь тогда поддаться влечению;
- переключение внимания: необходимо отвлекать себя от ОКР – любимые увлечения (хобби), общение с близкими и друзьями и т.п.;
- саморасслабление: овладение методами релаксации и аутотренинга позволят скорректировать общий эмоциональный фон.
При неврозе навязчивых состояний важно помнить, что избавление от нежелательного психического явления лежит в понимании человеком особенностей собственных базовых эмоций и ложных установок.
Лишь развитие индивидом своих волевых функций, разделение эмоциональной оценки и истинных представлений об окружающем мире подскажет, как избавиться от навязчивостей.
Источник
Исключены: связанные с расстройствами поведения, классифицированными в рубриках F91.-(F92.8)
Группа расстройств, при которых единственным или преобладающим симптомом является боязнь определенных ситуаций, не представляющих текущей опасности. В результате больной обычно избегает или страшится таких ситуаций. Беспокойство больного может быть сфокусировано на отдельных симптомах, таких, как дрожь от страха или обморочное ощущение, и часто ассоциируется с боязнью умереть, потерять над собой контроль или сойти с ума. Ожидание возможности попадания в фобическую ситуацию обычно вызывает преждевременную тревогу. Фобическая тревожность и депрессия часто сочетаются. Решение о постановке двух диагнозов (фобическое тревожное расстройство и депрессивный эпизод) или только одного определяется продолжительностью этих состояний и соображениями врача в отношении терапии во время консультации больного.
Расстройства, при которых проявление тревоги является основным симптомом и не ограничивается какой-либо конкретной внешней ситуацией. Могут также присутствовать депрессивные и навязчивые симптомы и даже некоторые элементы фобической тревожности при условии, что они несомненно являются вторичными и менее тяжелыми.
Существенной особенностью состояния является наличие повторяющихся навязчивых мыслей или вынужденных действий. Навязчивые мысли представляют собой идеи, образы или побуждения, которые вновь и вновь приходят больному в голову в стереотипном виде. Они почти всегда огорчительны, и пациент часто безуспешно пытается сопротивляться им. Тем не менее больной считает эти мысли своими собственными, даже если они непроизвольны и отвратительны. Навязчивые действия, или ритуалы, являются стереотипными манерами, которые больной повторяет вновь и вновь. Они не являются способом получить удовольствие или атрибутом выполнения полезных задач. Эти действия являются способом предотвратить возможность наступления неприятного события, которое, как опасается больной, в противном случае может произойти, нанеся вред ему или им другому лицу. Обычно такое поведение осознается больным как бессмысленное или неэффективное и делаются повторные попытки противостоять ему. Почти всегда присутствует тревожность. Если компульсивные действия подавляются, тревожность становится более выраженной.
Включены:
- ананкастический невроз
- обсессивно-компульсивный невроз
Исключена: обсессивно-компульсивная личность (расстройство) (F60.5)
Эта группа расстройств отличается от других групп тем, что в нее включены расстройства, идентифицируемые не только на основе симптоматики и характера течения, но также на основе очевидности влияния одной или даже обеих причин: исключительно неблагоприятного события в жизни, вызвавшего острую стрессовую реакцию, или значительной перемены в жизни, ведущей к продолжительным неприятным обстоятельствам и обусловившей нарушения адаптации. Хотя менее тяжелый психосоциальный стресс (жизненные обстоятельства) может ускорить начало или способствовать проявлению широкого спектра расстройств, представленных в этом классе заболеваний, его этиологическая значимость не всегда ясна, и в каждом случае будет признаваться зависимость от индивида, часто от его сверхчувствительности и уязвимости (т.е. жизненные события не являются обязательными или достаточными, чтобы объяснить возникновение и форму расстройства). Расстройства, собранные в этой рубрике, напротив, всегда рассматриваются как непосредственное следствие острого тяжелого стресса или продолжительного травмирования. Стрессовые события или продолжительные неприятные обстоятельства являются первичным или преобладающим причинным фактором и расстройство не могло бы возникнуть без их влияния. Таким образом, расстройства, классифицированные в этой рубрике, могут рассматриваться как извращенные приспособительные реакции на тяжелый или продолжительный стресс, при этом они мешают успешно справиться со стрессом и, следовательно, ведут к проблемам социального функционирования.
Общепринятыми положениями, на основе которых выделяются диссоциативные, или конверсионные, расстройства, являются полная или частичная потеря нормальной интеграции между памятью на прошлые события, способностью осознать себя как личность и непосредственными ощущениями и способностью управлять движениями тела. Все виды диссоциативных расстройств имеют тенденцию к исчезновению через несколько недель или месяцев, особенно если их возникновение связано с каким-либо травмирующем событием в жизни. Многие хронические расстройства, особенно параличи и потеря чувствительности, могут развиваться на основе существования неразрешимых проблем и межличностных сложностей. Эти расстройства ранее преимущественно классифицировались как различные виды «конверсионной истерии». Считается, что они имеют психогенную этиологию, поскольку по времени возникновения тесно связаны с травмирующими событиями, неразрешимыми и невыносимыми проблемами или нарушенными взаимоотношениями. Симптомы часто соответствуют представлению больного о том, как должно было бы проявляться психическое заболевание. Медицинский осмотр и обследование не выявляют каких-либо явных физических или неврологических нарушений. Кроме того, совершенно очевидно, что потеря функции является выражением эмоционального конфликта или потребностей. Симптомы могут развиваться в тесной связи с психологическим стрессом и часто проявляются внезапно. В эту рубрику включены только расстройства физических функций, в норме произвольно контролирующихся, и потеря чувствительности. Расстройства, включающие болевые ощущения и комплекс других физических ощущений, опосредованных через вегетативную нервную систему, классифицированы в рубрике психосоматических нарушений (F45.0). Всегда следует помнить о возможности развития в дальнейшем серьезных физических или психических расстройств.
Включены:
- конверсионная:
- истерия
- реакция
- истерия
- истерический психоз
Исключена: симуляция [сознательная симуляция] (Z76.5)
Главной особенностью является повторное предъявление соматической симптоматики одновременно с настойчивыми требованиями медицинских обследований, несмотря на повторные отрицательные их результаты и заверения врачей, что симптомы не имеют соматической природы. Если у больного имеются какие-либо соматические заболевания, они не объясняют природы и степени выраженности симптомов или страдания или жалоб пациента.
Исключены:
- диссоциативные расстройства (F44.-)
- выдергивание волос (F98.4)
- детская форма речи [лепет] (F80.0)
- сюсюканье (F80.8)
- кусание ногтей (F98.8)
- психологические и поведенческие факторы, связанные с нарушениями или болезнями, классифицированными в других рубриках (F54)
- сексуальная дисфункция, не обусловленная органическими нарушениями или болезнями (F52.-)
- сосание пальца (F98.8)
- тики (в детстве и подростковом возрасте) (F95.-)
- синдром де ла Туретта (F95.2)
- трихотилломания (F63.3)
Источник
Моторные стереотипы (навязчивые движения) у ребенка – это непроизвольные не эффективные координированные движения, которые повторяются по фиксированной схеме. Вторичные, патологические стереотипы возникают при нарушениях развития нервной системы (аутизм, умственная отсталость, синдром Ретта) и сенсорных нарушениях. В таком случае, лечение синдрома навязчивых движений у детей основано на терапии основного расстройства. Но дергания встречаются у детей с нормальным психомоторным развитием (первичные, физиологические стереотипы).
При дифференциальной диагностике следует учитывать тики, эпилептические приступы, пароксизмальную дискинезию, структурные поражения головного мозга, синдром Сандифера. Хотя моторные стереотипы – это доброкачественные навязчивые движениями, они могут сохраняться во взрослой жизни.
Существует также связь навязчивых состояний с СДВГ, тиковым расстройством и другими психическими нарушениями (тревожность, обсессивно-компульсивное расстройство).
Первичные стереотипы
Первичный невроз навязчивых состояний у детей (код по МКБ-10 – F42.1) обычно начинается в дошкольном возрасте (около 3 лет) и встречается у относительно большого процента детей с нормальным психомоторным развитием. Данные о распространенности варьируются от 22 до 72% в зависимости от типа исследования и оцениваемых движений. У мальчиков расстройство встречается немного чаще, чем у девочек (3:2).
Первичные стереотипы делятся на 3 группы в зависимости от импульса:
- простые стереотипы;
- раскачивание головы;
- сложные стереотипы.
Простая стереотипия
Наиболее распространенные простые стереотипы, которые обычно не вызывают беспокойства у родителей, не приводят к консультации психолога. Они относятся к группе вредных привычек и включают:
- сосание большого пальца;
- кусание ногтей;
- облизывание губ;
- постукивание пальцами или ногами;
- накручивание волос на палец;
- покачивание туловища;
- шмыгание носом;
- стук головой;
- скрипение зубами.
У детей до 3 лет эти признаки появляются в 90% случаев, в старшем возрасте (в т.ч. в подростковом) – в 20-50% случаев. Самый распространенный простой стереотип у младенцев – сосание пальца и покачивание корпуса, у детей дошкольного возраста и подростков – скручивание волос, кусание ногтей.
Высокий уровень распространенности простых стереотипов обнаруживается также у взрослых. Они имеют такие проявления, как покачивание туловищем (3-25%), скручивание волос, постукивание карандашом, нижними конечностями, царапанье головы.
Сложная (комплексная) стереотипия
Кивание головой и сложные моторные стереотипы уже создают впечатление наличия болезненного физического проявления, связанного с неврологическим (неврастения, невроз и др.) или психическим расстройством.
Чаще всего покачивание головок встречается у младенцев и грудничков. Ритмичное кивание происходит в переднезаднем направлении, из стороны в сторону или от плеча к плечу. Оно может быть связано с отклонением глаз, их перемещением вверх или вниз. Эти стереотипы начинаются раньше, чем сложные. В одном неврологическом исследовании с небольшим количеством детей была обнаружена связь с незначительными неврологическими нарушениями (гипотонией, замедленным развитием моторики и речи).
При дифференциальной диагностике необходимо различить патологические и физиологические движения, характерные для этого возраста.
Сложные стереотипы движения встречаются реже, чем простые (около 5% детей дошкольного возраста) и в различной степени затрагивают верхние конечности. Они могут протекать по-разному. Проявления включают:
- взмахи руками;
- тряска;
- кашель;
- сжимание кулаков;
- кружение запястьями;
- движения руками перед лицом;
- сгибание и разгибание локтей.
Могут добавляться также другие движения, такие как махи ногами, открывание рта, растяжение шеи, но движения верхних конечностей в клинических проявлениях доминируют.
В качестве сопровождающих признаков возможно появление звуковые явлений, таких как рычание, жужжание, ворчание, стоны.
В рамках исследования, включившего небольшое количество детей, было показано, что сложные двигательные стереотипы начались у 80% детей в возрасте до 2 лет, у 12% – в возрасте 24-35 месяцев и только у 8% – через 36 месяцев. Во время обсуждения результатов исследования, ни у одного из исследуемых детей во время теста не было выявлено признаков вторичного стереотипирования.
Кроме раннего возраста начала и характерной модели движения синдром навязчивых движений у ребенка обычно связан с эмоциональными стимулами (радость, возбуждение, стресс, беспокойство), концентрацией, периодами усталости или скуки. Движения начинаются внезапно, занимают секунды или минуты, появляются много раз в день и прекращаются сразу же после переключения внимания. У каждого ребенка есть свой характерный двигательный «репертуар», который со временем может меняться. Во время стереотипов ребенок иногда прерывает деятельность, но он полностью сознателен. В основном дети не осознают нарушения, только некоторые описывают приятные ощущения.
Комплексные навязчивые состояния характеризуются более сложными согласованными движениями (подпрыгивание на стуле, сгибание коленей). Некоторые особенности у них общие – они периодические, имеют определенный характер, ухудшаются при стрессе, беспокойстве, усталости. В отличие от тиков, характер стереотипов относительно не меняется (тики со временем развиваются и меняются). Их распределение различно, моторные стереотипы возникают на конечностях или по всему телу, а тики часто появляются в области лица, головы и плеч (подмигивание, гримасы, дерганье челюсти, движения головы, пожимание плечами).
Стереотипы часто бывают ритмичными (взмахи, покачивания) и обычно длятся дольше, чем тики. В отличие от тиков, они не подавляются волей, не связаны с побуждением двигаться, увеличением внутреннего напряжения при подавлении.
Сложные навязчивые состояния могут также имитировать некоторые обычные действия – повторяющиеся ритуалы (напр., мытье рук при обсессивно-компульсивном расстройстве) или маньеризм. Иногда вместе со стереотипией встречаются тики и компульсивное поведение.
Вторичная стереотипия
Основное условие диагностирования вторичной патологической стереотипии – ее связь с различными заболеваниями и расстройствами. Т.е. причина заключается в психическом или соматическом нарушении.
Вторично возникшие навязчивые движения у взрослых и детей связаны с присутствующим заболеванием. Самые частые расстройства, последствием которых являются навязчивость в движениях и действиях:
- патологии развития: детский аутизм, синдром Аспергера, атипичный аутизм, другое детское дезинтеграционное расстройство;
- умственная отсталость;
- сенсорная депривация: конгенитальная слепота или глухота;
- врожденные метаболические расстройства: синдром Леш-Нихана;
- нейродегенеративные и генетические болезни: нейроакантоцитоз, синдром Ретта, синдром Прадера-Вилли, синдром ломкой Х-хромосомы;
- лекарственно обусловленное состояние: психостимуляторы, гомеопатия;
- психические болезни: обессивно-компульсивное расстройство, шизофрения.
Наиболее часто вторичный синдром навязчивых движений встречается у аутистов, у пациентов с синдромом Ретта, умственной отсталостью, генетическими синдромами и сенсорными нарушениями.
Отсутствуют существенные различия между клиническими проявлениями первичных и вторичных стереотипов, за исключением того, что вторичный тип более причудливый и частый, чем первичный.
Патофизиологические механизмы синдрома навязчивых состояний не выяснены. Специфическая хронологическая взаимосвязь между стереотипией и вехами развития наблюдается в раннем детстве, когда проявление движений в определенное время может быть физиологическим; только с взрослением, увеличением интенсивности и устойчивости, оно воспринимается как патология (напр., сосание пальца вне периода сна, повторяющийся зажим кулаков).
Гипотезы, предполагающие психогенную основу синдрома навязчивых состояний, основаны на наблюдении за детьми с сенсорной депривацией и за животными в неволе. Стереотипия может быть формой сенсорной самостимуляции для повышения бдительности в отсутствие внешней стимуляции. Или наоборот, повторяющиеся движения могут служить способом избавления от избыточной энергии и поддержания внимания. В пользу биологической основы, в частности сложных стереотипов, может свидетельствовать их более частое возникновение у пациентов с расстройствами ЦНС (аутизм, умственная отсталость) и при провокации лекарственными препаратами.
Объемное магнитно-резонансное исследование у детей со сложными стереотипами показало уменьшение объема хвостатого ядра и лобного белого вещества в мозге. Также предполагается роль аномалий в кортикально-стриато-таламико-кортикальных цепях и недостаточности дофаминергической передачи. Эту гипотезу также подтверждают частые сопутствующие расстройства (СДВГ, обсессивно-компульсивное расстройство).
Играть роль могут также наследственные факторы; по мнению некоторых специалистов, навязчивые состояния встречаются у 25% родственников 1-й степени.
Дифференциальная диагностика
Для успешного лечения навязчивых движений у ребенка важна дифференциальная диагностика, в рамках которой важно исключить тики и эпилептические приступы. Эпилепсия (повторяющиеся движения век, рта, языка или рук) не имеют ритмического характера и специфических провокационных моментов. В зависимости от клинической картины дифференциация иногда бывает непростой. Правильной постановке диагноза способствует видеомониторинг ЭЭГ.
Подозрение на атонические эпилептические приступы у маленьких детей вызывают стереотипные движения головы, особенно в переднезаднем направлении; падение головы бывает более выраженным, чем движение назад.
У большинства пациентов подозрение на эпилептические приступы является причиной для неврологического обследования.
Прогноз
Прогноз расстройства неоднозначен. Согласно некоторым исследованиям, стереотипы начинаются в младенчестве, достигают кульминации около 3-го года и отступают после 4-х лет. В то же время другие исследования обнаружили, что навязчивые движения сохраняются в подростковом возрасте, особенно при их продолжительности (более 1 года).
Терапия
При навязчивых движениях у детей лечение преимущественно основано на различных поведенческих методах. Лечение с помощью фармакологических средств (таблеток) обычно не используется. Иногда применяется Клоназепам, Галоперидол или Клонидин, но их эффекты неубедительные.
В определенных случаях лечить навязчивые состояния помогает гипноз. Кроме устранения последствий, он может выявить и устранить причины нарушения.
Важно не пытаться избавляться от расстройства самостоятельно (народными способами, «перевоспитанием»). Это может привести к углублению проблемы.
Итоги
Синдром навязчивых движений – это моторное проявление, начинающееся в раннем детстве, и в некоторых случаях сохраняющееся в старшем возрасте. Хотя первичные расстройства встречаются у детей с нормальным развитием, наблюдается более частая связь с СДВГ, обсессивно-компульсивным и тревожным расстройством, тиками, особенно, в случае сложных стереотипов. Этиология нарушения не известна. Предполагается, что проявления могут быть обусловлены биологически. В частности, движения головы вызывают подозрение на неврологическое или психиатрическое заболевание (эпилепсия, аутизм, тиковое расстройство, пароксизмальная дискинезия). Часто типичная клиническая картина не требует дополнительных обследований.
Если движения не видны во время обследования, для диагностики будет полезна домашняя видеозапись.
Источник