Синдром нарушения внимания характерен для

Синдром нарушения внимания характерен для thumbnail

Расстройства внимания

Расстройства внимания – это патопсихологические симптомы нарушения направленности и избирательности психической деятельности. Сужение внимания проявляется неспособностью воспринимать информацию из разных источников, неустойчивость внимания – снижением концентрации, повышенной отвлекаемостью на раздражители, недостаточная переключаемость – трудностями произвольного перемещения концентрации с одного объекта (явления) на другой. Диагностика проводится с помощью беседы, наблюдения и специфических патопсихологических проб. При лечении используются медикаменты, психокоррекция и физиотерапия.

Общие сведения

Внимание обеспечивает активность и целенаправленность всей познавательной деятельности. Его расстройства зачастую становятся основой для ухудшения других психических функций – мнестических, мыслительных, волевых. Ослабление внимания сопровождается ухудшением всех видов деятельности, ориентировки и адаптации к окружающей среде. Сложно определить точные эпидемиологические показатели расстройств внимания, так как легкие временные симптомы возникают у каждого человека при переутомлении, соматических заболеваниях. Умеренные и относительно стойкие проявления диагностируются у дошкольников, младших школьников (3-10%), а также у пожилых людей в связи с естественными инволютивными изменениями и возрастными заболеваниями ЦНС (12-17%).

Расстройства внимания

Расстройства внимания

Причины

На продуктивность функций направленного внимания влияют внешние и внутренние факторы: образ жизни, состояние здоровья, склонность к различным заболеваниям, общие адаптационные возможности организма, переживание стрессовых ситуаций и психологических травм. К наиболее распространенным причинам нарушений внимания относят:

  • Психопатологические синдромы. Снижение целенаправленного внимания входит в структуру психических расстройств. Повышение отвлекаемости определяется при маниях и СДВГ, растерянность – при депрессиях, бреде, галлюцинациях. Деменции и делирии сопровождаются грубыми патологиями внимания.
  • Органические поражения ЦНС. Внимание нарушается при дисфункции неспецифических подкорковых структур, специфических корковых отделов, при диффузных патологических процессах в мозге. Причиной расстройства могут стать ЧМТ, нейроинфекции, опухоли мозга, дегенеративные заболевания ЦНС, пренатальные и натальные поражения, эпилепсия.
  • Стресс. Аттентивные процессы изменяются при воздействии неблагоприятных внешних факторов – длительных эмоциональных, умственных и физических нагрузок, психотравмирующих ситуаций. Снижение активности внимания определяется у студентов во время сессий, у молодых мам после родов, у спортсменов в период интенсивной подготовки к соревнованиям.
  • Соматические болезни. Патологии внутренних органов и систем, инфекции, интоксикации зачастую провоцируют развитие астенического синдрома. Это состояние характеризуется повышенной утомляемостью, ухудшением работоспособности, снижением внимания, памяти и других когнитивных функций.

Патогенез

Аттентивные расстройства бывают модально-неспецифическими, когда нарушаются все виды и уровни внимания, и модально-специфическими, проявляющимися в одной сфере – зрительной, слуховой, моторной или тактильной. При модально-неспецифических симптомах возможны три варианта патогенеза. Первый – поражение или дисфункция области продолговатого и среднего мозга. При этом формируется быстрая истощаемость, недостаток объема и концентрации внимания. Следующий вариант представлен нарушением работы диэнцефальных структур и лимбической системы. Симптомы более грубые, сосредоточенность и концентрация неустойчивы.

Третий механизм – поражение медиобазальных отделов лобных и височных зон. Снижаются функции произвольного внимания, непроизвольное становится патологически усиленным (легкая отвлекаемость). У людей со специфическими расстройствами возникают трудности осознания стимулов одной модальности при двойном предъявлении (два зрительных образа, два звука, два прикосновения). Зрительное, слуховое, чувствительное или моторное невнимание основано на нарушении работы соответствующих корковых анализаторных мозговых систем, реже патологически измененным является функционирование подкорковых отделов.

Классификация

Внимание – сознательное выделение одних объектов (явлений) и одновременное отвлечение от других, менее значимых. Согласно этому определению аттентивные функции классифицируются на активные, которые реализуются произвольно, и пассивные, обусловленные не целенаправленностью человека, а внешними свойствами стимулов. При расстройствах происходит ухудшение активного внимания, а непроизвольные операции снижаются, остаются прежними либо усиливаются. Выделяют следующие нарушения:

  • Снижение устойчивости. Данное расстройство называют также патологической отвлекаемостью, а в тяжелых случаях – сверхотвлекаемостью (гиперметаморфозом). Проявляется снижением избирательности, непроизвольным переключением на посторонние раздражители.
  • Повышение истощаемости. Как следствие чрезмерной утомляемости ухудшаются все основные параметры при психической нагрузке. Ослабляется активное и пассивное внимание.
  • Сужение объема. Определяется высокая сосредоточенность на одном (реже двух) объектах с полным игнорированием других. Примером такого расстройства являются сверхценные идеи, психотравмирующие переживания.
  • Снижение концентрации. Отмечается ослабление либо полная утрата способности сосредотачиваться на конкретных явлениях и объектах. Страдают активные формы внимания, пассивные остаются на прежнем уровне.
  • Повышение инертности. Тугоподвижность внимания – нарушение способности переключать фокус с наблюдаемого объекта или выполняемого действия. Характерна для органических поражений мозга, проявляется персеверациями на различных уровнях психики.

Симптомы расстройств внимания

Наиболее распространенное нарушение внимания – чрезмерная истощаемость. Расстройство возникает при соматических болезнях, физических и умственных нагрузках, легких неврологических органических дисфункциях. Выражается снижением способности длительно фокусироваться на деятельности из-за повышенной утомляемости. У больных даже после непродолжительного периода напряжения возникает усталость, они начинают отвлекаться, теряют интерес к основному занятию. Часты жалобы на ощущение тяжести в голове, потребность в отдыхе, сонливость, неусидчивость.

Читайте также:  Неотложная помощь при гипертоническом синдроме у детей

При невротических расстройствах, органических заболеваниях мозга нередко происходит сокращение объема внимания. Больные не могут удерживать и целенаправленно оперировать несколькими объектами (темами, представлениями). Им сложно дается многокомпонентная деятельность, при ее выполнении часто упускаются важные требования и условия, не принимаются в расчет меняющиеся обстоятельства. Пациенты выглядят рассеянными, забывчивыми, при беседе «теряют» мысль, которую только что хотели высказать. Сознание удерживает от 1 до 3-4 единиц информации (при норме 7-10 единиц).

У детей и при поражении лобных зон коры мозга наблюдается преобладание пассивного внимания над активным. Клинически такой феномен выражается высокой отвлекаемостью, недостаточной наблюдательностью, неустойчивостью и недостаточной глубиной концентрации. Больные не могут удерживать активное внимание на произвольной деятельности, не завершают начатое, отвлекаясь на более интенсивные стимулы – громкий звук, свет, движение. Они невнимательно слушают вопросы, отвечают невпопад, переспрашивают, соскальзывают с ведущей темы беседы на случайные, но более интересные для них ассоциации (рассказывают о ситуациях из жизни, просмотренных фильмах). При грубой отвлекаемости, характерной для маниакальных состояний, полностью утрачивается способность к сосредоточению, внимание расплывается на побочные стимулы, не задерживаясь ни на одном из них.

У пациентов с эпилепсией и иными органическими патологиями определяется тугоподвижность и инертность внимания. Ключевой признак – снижение возможности переключать концентрацию с действия либо объекта. Больные инертны в своих установках, «застревают» на одной теме беседы, долго и подробно описывая ее в мелочах. Им трудно сменить цели, задачи, планы. Окружающие оценивают их как занудных, прилипчивых. В крайней степени инертность проявляется персеверативным повторением слов, фраз, действий.

Нарушение направленности внимания развивается при ипохондрии, депрессии, психотравме, шизофрении. Пациенты сконцентрированы на определенных явлениях, другие стороны жизни игнорируются. Вариантом искажения является патологическая рефлексия, при которой больные поглощены самоанализом, размышлениями о смысле жизни, отношениях с людьми. Они ведут дневники, подробно описывают переживания, пытаясь понять себя. Вне поля внимания остаются бытовые аспекты, семейные отношения.

При ипохондрическом синдроме происходит фиксация на состоянии здоровья, самочувствии, болезненных ощущениях. Внимание депрессивных пациентов сосредоточено на негативных переживаниях из прошлого и тревожном пессимистичном ожидании будущего. Изменение внимания шизофренических больных характеризуется рассеянностью, фокусировкой на второстепенных и латентных деталях происходящего. Окружающим оно кажется необычным, чудаковатым, своеобразным. Например, при общении они пересчитывают предметы на столе, рассматривают рисунок обоев, отвлекаясь от содержания беседы.

Осложнения

Расстройства внимания ухудшают способность пациентов выполнять сложную деятельность, связанную с умственными и физическими нагрузками, планированием, контролем, составлением прогноза. Легкие нарушения негативно сказываются на решении профессиональных задач, качестве учебы школьников и студентов. При грубых расстройствах утрачивается навык ведения беседы, ориентировки в пространстве. Больные оказываются дезадаптированными на социальном и бытовом уровне, нуждаются в уходе со стороны членов семьи. Своевременная диагностика и лечение заболеваний, провоцирующих нарушение активности и целенаправленности внимания, позволяет избежать развития грубых дефектов, улучшить адаптацию пациентов.

Диагностика

Пациенты с расстройствами внимания обследуются врачами-неврологами и психиатрами. Сложности диагностики связаны с недостаточной способностью больных к переключению, быстрой утомляемостью, избирательной фиксацией на одних аспектах исследования и игнорировании других. Рассеянность, забывчивость, частичная утрата коммуникативного навыка вследствие нарушения внимательности должны быть дифференцированы от общей интеллектуальной недостаточности. С этой целью проводится опрос и комплексное патопсихологическое тестирование когнитивной сферы. При подозрении на неврологическое заболевание назначается неврологический осмотр и инструментальные обследования головного мозга. Непосредственно расстройства внимания изучаются следующими методами:

  1. Беседа и наблюдение. Врач-психиатр выясняет жалобы, наличие психических и неврологических расстройств, стрессов и психотравм, собирает семейный анамнез. Пациенты переспрашивают, отвлекаются на внешние раздражители, задерживаются на единичном аспекте темы либо говорят расплывчато, обрывками, не фиксируясь на каком-то одном обсуждении. Им необходима организующая и направляющая помощь.
  2. Методы двойной стимуляции. Данные техники направлены на диагностику модально-специфических нарушений. Их суть заключается в одновременном предъявлении стимулов одинаковой модальности, оценке способности распределять и удерживать внимание. Для выявления зрительного невнимания предъявляются два стимула-объекта. Слуховое невнимание определяется одномоментным воздействием разных звуков в оба уха; тактильное невнимание – прикосновением двойной локализации, но различной интенсивности/характера; двигательное невнимание – повторением сложных движений.
  3. Патопсихологические пробы. Представляют собой тестовые задания со структурированным стимульным материалом. По успешности выполнения и характеру ошибок психолог определяет нарушения функции. Распространенными методиками являются:
  • Корректурная проба. Используется для определения концентрации и устойчивости внимания. Оценивается темп выполнения теста, количество, характер и распределение ошибок.
  • Счет по Крепелину. Применяется для исследования работоспособности, переключаемости внимания. По результатам определяется врабатываемость, истощаемость, инертность.
  • Таблицы Шульте. Проба на отыскивание чисел выявляет подвижность внимания, утомляемость, сосредоточенность. Учитывается скорость и правильность выполнения заданий.
  • Красно-черные таблицы. Основное назначение методики – оценка операции переключения. Общее затраченное время указывает на темп когнитивной деятельности.
  • Отсчитывание. Проба позволяет оценить сосредоточенность, концентрацию и истощаемость. Экспериментатор регистрирует характер ошибок, следование инструкции.
Читайте также:  Гіпокальціємічний синдром у дітей раннього віку

Лечение расстройств внимания

Тактика терапии определяется основным заболеванием, спровоцировавшим ухудшение внимания. В ряде случаев удается восстановить функцию, устранив этиологический фактор – астению, депрессию, последствия черепно-мозговой травмы, приступы эпилепсии. При большинстве патологий показаны следующие виды терапевтического воздействия:

  • Медикаментозное лечение. Основной группой препаратов для коррекции функций внимания являются ноотропы. Они улучшают процессы метаболизма в нервных клетках, восстанавливают направленность и скорость нейропередачи. В отдельных случаях положительный эффект наблюдается при приеме лекарств, стимулирующих нервную систему (психостимуляторы, растительные средства). При выраженных расстройствах с ослаблением всех типов внимания показаны антидепрессанты.
  • Психокоррекция. Занятия с психологами и коррекционными педагогами наиболее эффективны в детском возрасте, когда происходит формирование познавательной сферы, и в периоды восстановления после ЧМТ, инсультов, нейроинфекций. Применяются развивающие игры и задания, ориентированные на усиление концентрации, устойчивости, распределения внимания. Дополнительно проводятся упражнения на освоение релаксации, саморегуляции напряжение и расслабления.
  • Физиотерапия. В настоящее время для лечения когнитивных дисфункций нередко применяется метод электростимуляции коры больших полушарий и подкорковых систем мозга постоянными и переменными низкочастотными токами. Процедуры получают все большее распространение благодаря неинвазивности и минимальному риску побочных эффектов. При расстройстве познавательных функций на фоне неврастенического синдрома пациентам показаны общеоздоравливающие процедуры – массаж, бальнеотерапия, ЛФК.

Прогноз и профилактика

Легкие и умеренные расстройства внимания при правильно подобранной медикаментозной терапии и активной психокоррекции имеют благоприятный прогноз. При тяжелых нарушениях исход полностью зависит от характера течения ведущей болезни. Профилактика основывается на поддержании соматического и психического здоровья, отказе от курения и употребления алкоголя, предупреждении утомления. Необходимо рационально распределять нагрузку в течение дня, чередуя периоды работы и отдыха. При наличии факторов риска по развитию неврологических и психических заболеваний нужно регулярно проходить профилактическую диагностику.

Источник

Фото 2025Внимание — важная когнитивная функция психики, помогающая человеку познавать окружающий мир и взаимодействовать с ним. Нарушение внимания в психологии — процесс, при котором эта когнитивная функция снижается. Поскольку патология влияет на качество жизни, важно знать симптомы ее основных проявлений и проходить диагностику у специалистов.

Виды

Выделяют 3 вида расстройств, которые влияют на качество, объем и скорость обработки информации:

  1. Снижение устойчивости. Когда концентрация внимания снижается, начинается и ухудшение устойчивости. Эти процессы связаны. Сначала возникают сложности с непроизвольным вниманием, но вскоре человек обнаруживает, что не может целенаправленно сфокусироваться на объекте. Снижение устойчивости затрудняет познавательную деятельность, вызывает проблемы в мышлении. Особенно заметным и сильным снижение становится к концу насыщенного учебного или рабочего дня, в течение которого требовалась усиленная концентрация.
  2. Уменьшение объема. Это явление не позволяет оценивать предмет целостно, снижая способность человека отмечать детали. Он видит предмет фрагментарно, замечая цвет и размер, но не замечая его формы. При рассматривании нескольких предметов внимание фокусируется только на одном из них, или переключается с одного на другой, но отмечаются только отдельные детали. Например, человек может заметить, что одна часть предметов — синего цвета, а другая — зеленого, но назвать их количество он не сможет.
  3. Нарушение переключения. При неспособности распределять внимание между предметами человек теряет способность адекватно реагировать на изменения. Частая смена объектов вызывает чувство заторможенности или панику: человек видит предметы, но не в состоянии вовремя сфокусироваться на нужном. Так, ребенок с подобным нарушением не может выбрать из ряда предметов названный учителем, потому что он уже сфокусировался на том, который он заметил первым.

Помимо основных патологий также отмечают побочные, дополняющие или сопровождающие нарушения внимания. Эти отклонения называют синдромами.

Синдромы нарушения внимания

Фото 2Типы:

  1. Рассеянность — снижение концентрации, способности сосредотачиваться и переходить от одного предмета к другому, задерживаясь на каждом из них. Чаще имеет временный характер и проявляется при повышенной утомляемости, астении, неврозе, депрессии.
  2. Повышенная отвлекаемость — активное хаотичное перемещение внимания. Человек с таким синдромом начинает несколько дел одновременно, но не доводит их до конца. Наблюдается при маниакальных состояниях.
  3. Инертность — заторможенность внимания, снижение функции переключения. Человек фокусируется на предмете, и не может отвлечься от него.

Согласно одной из классификаций, к синдромам нарушения внимания относится апрозексия — полная потеря внимания.

Психические и физиологические причины развития патологий

На развитие патологий памяти влияют заболевания головного мозга. Это могут быть как дегенеративные процессы (прогрессирующая болезнь), так и нейроэндокринные дефекты (врожденная или приобретенная особенность). Часто причина развития патологии — психотическое расстройство. К таким заболеваниям относятся:

  • депрессия;
  • эпилепсия;
  • шизофрения;
  • неврастения;
  • невроз.
Читайте также:  Язвенная болезнь дпк болевой синдром

Одно из типичных заболеваний, проявляющихся в раннем детском возрасте — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Ребенок не способен контролировать свои действия и долго находиться на одном месте. Его нельзя увлечь игрой и другой однообразной деятельностью. Он хаотично двигается, разбрасывает игрушки, капризен и часто агрессивен.

Проблемы с концентрацией могут возникнуть в стрессовой ситуации. Чаще они проходят самостоятельно, как только заканчивается воздействие стресс-фактора, но могут перейти в хроническую форму. В этом случае потребуется лечение.

Основные симптомы

Фото 3Нарушения внимания невозможно не заметить: симптомы проявляются ярко и доставляют человеку неудобства. Иногда они могут представлять серьезную опасность для жизни индивида. Основные симптомы расстройств внимания в психологии:

  1. Неспособность сконцентрироваться на раздражителе. Если предмет воздействует на человека, но он этого не замечает — можно говорить об опасной степени снижения концентрации. В таком состоянии человек не способен обдумывать свои действия, его внимание существует как бы отдельно. Оно переходит с предмета на предмет, ни на чем не задерживаясь.
  2. Расплывчатость мыслей. Человек отмечает, что его мысли путаются, он не может вспомнить, о чем только что думал. Такое состояние сопровождается потерей интереса к окружающему миру, сильным чувством усталости и истощения.
  3. Рассеянность. Снижение концентрации вызвано внутренним напряжением. Индивид слишком сосредоточен на переживаниях или размышлениях. Это блокирует способность замечать происходящее вокруг.
  4. Вынужденная монотонность. Когда человек продолжительное время выполняет один вид деятельности (например, долго ведет машину), все познавательные функции снижаются. Когда деятельность прекращается, усталость не позволяет вниманию функционировать нормально.
  5. Уменьшение объема данных. Человек не может полноценно оперировать информацией, поступающей извне, поскольку его внимание не переключается на новый источник. Например, получая задание из трех пунктов, человек выполняет только один, «забывая» об остальных. Он путает мысли и воспоминания, в разговоре часто внезапно замолкает, не может вспомнить нужное слово. Также он может проехать на красный свет, потому что объем внимания вмещает только состояние дороги, а светофор — нет.
  6. Нарушение устойчивости и глубины. Больному с такими нарушениями сложно соблюдать последовательность действий. Он теряется, не зная с чего начать, и пробует разные подходы, но выполнить задание полностью не может. В разговоре он перескакивает с темы на тему. Не отвечает на заданный вопрос, потому что сразу его забывает. Чем ярче раздражители, тем быстрее переключается фокус и часто человек просто выпадает из реальности.
  7. Избыточная истощаемость. Способность концентрировать внимание снижена, истощаемость наступает быстрее обычного. Человек часто меняет вид деятельности. Если это невозможно, он быстро устает, раздражается, становится нервным и непоседливым. Избыточная истощаемость может быть врожденной особенностью или проявиться как симптом заболевания.
  8. Тугоподвижность. Этот симптом появляется, когда у человека снижена способность быстро и регулярно переключать внимание. Он застревает, подолгу возвращаясь к одной теме беседы или работая с одним предметом. Потребность переключиться вызывает панику, желание отказаться от деятельности.

Кратковременное появление симптомов характерно даже для здоровых людей. После сильного нервного напряжения или сложной работы большинство испытывает один или несколько симптомов. Они не доставляют серьезных проблем и быстро проходят. Если симптомы сохраняются в течение нескольких дней и мешают вести привычный образ жизни, обследование лучше не откладывать.

Возможные последствия

Фото 4На начальном этапе развития патологий индивид может пытаться их игнорировать, но симптомы будут сказываться на его работоспособности и коммуникационных возможностях. Рассеянность не дает полноценно сосредоточиться на выполнении задания или поддержании разговора.

Это провоцирует раздражительность, общее ухудшение настроения. Чем дольше человек будет затягивать с обследованием, тем больше времени потребуется для лечения.

При возрастных особенностях развития лечение не требуется. Расстройства детей обусловлены недостаточным уровнем развития когнитивных функций. По мере взросления ребенок перерастет негативные симптомы и не будет испытывать проблемы с концентрацией.

Если критический возраст прошел, а симптомы остались, консультация психотерапевта обязательна. В подростковом возрасте большинство проблем с вниманием можно купировать и не допустить перехода заболевания в хроническую форму.

Диагностика

Поскольку причины нарушения разнообразны, обследование должно быть комплексным. Диагностику проводит невролог, психолог или психиатр. Вначале больного опрашивают, проводят тестирование функций внимания. При подозрении на физиологическую природу заболевания — исследуют головной мозг с помощью МРТ и назначают анализы.

Методы устранения патологических симптомов

Фото 5Если было установлено, что причиной снижения внимания стало тревожное или депрессивное расстройство, больному подбирают антидепрессанты. Если причина — органическое поражение головного мозга — ноотропы. Снижение концентрации, вызванное стрессом, вылечить медикаментозно не получится, пока не будет устранен источник стресса.

При лечении большое значение имеет режим дня и питание. Больному необходимо придерживаться рекомендованного врачом распорядка и не допускать переутомления.

Профилактические мероприятия

Для ребенка важно соблюдать баланс между подвижными играми и спокойной деятельностью. Желательно приучить его минимум за час до сна не играть в игры, требующие концентрации и эмоционального вовлечения. Важно следить за рационом, добавлять в него витамины и полиненасыщенные жиры, необходимые для нормального развития нервной системы.

Взрослым следует отказаться от вредных привычек и следить за уровнем стресса. Во время работы необходимо делать короткие перерывы, заниматься релаксирующими практиками: визуализацией, медитацией.

Источник