Синдром нарушения привязанности у приемных детей и терапия
Нарушение привязанности у детей-сирот и ее восстановление в замещающей семье
«Привязанность-это стержень, на который надевается вся личность человека»
(Из выступления Л.Петрановско 1 июня 2012года на лекции в Сахаровском центре г.Москвы)
Привязанность — это стремление (и способность) к длительной эмоциональной близости с другим человеком и потребность эту близость сохранить.
Потребность в привязанности — т.е. в устойчивых позитивных отношениях со значимым взрослым и ближайшим окружением — является жизненно необходимой для нормального развития ребенка. Если привязанность сформирована, ребенок нормально развивается, учится различать свои чувства и чувства других, мыслит логически, развивает социальные связи, развивает сознание, испытывает базовое доверие к миру, становится уверенным в себе, лучше справляется со стрессом и переживаниями; меньше завидует, не подвержен страхам; развивает чувство собственной значимости и проявляет любовь и нежность к другим.
Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально — и это гасит их интеллектуальную и познавательную активность, ведь вся их внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой и приспособление к поискам эмоционального тепла в условиях его жесткого дефицита. Младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть в буквальном смысле этого слова.
Кроме того, в первые годы жизни именно общение со взрослым служит источником развития мышления и речи ребенка. Отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота о физическом здоровье и недостаточность общения со взрослыми приводит к отставанию в интеллектуальном развитии у детей из неблагополучных семей. Так как развитие совести тоже основано на общем развитии мозга, при нарушении привязанности совесть тоже формируется недостаточно или вообще не формируется.
В результате, дети, подвергшиеся жестокому обращению в раннем детстве, не только лишаются детства и теряют способность устанавливать и поддерживать близкие, теплые отношения с другими людьми, но не получают и базовых социально-моральных принципов, демонстрируя агрессивность, страсть к разрушениям и антиобщественное поведение.
К сожалению, нарушение привязанности проявляется в поведении ребенка даже тогда, когда он находит новую семью, готовую дать ему заботу и любовь. Более того, такие дети вырастают во взрослых, которые глобально не доверяют миру и окружающим, так как уверены, что никто не сможет и не захочет позаботиться о них.
Как формируется привязанность
Привязанность — это глубинный и всегда взаимный процесс, в котором участвуют и ребенок, и мать (или любой другой постоянно ухаживающий за ребенком взрослый).
Как известно, для выживания младенцу необходимы постоянный уход и внимание со стороны взрослых. Под «уходом» в данном случае следует понимать не только кормление и базовый гигиенический уход, но и прикосновения, взгляды и улыбки, движение вместе со взрослым и первые «разговоры» родителя с ребенком.
В полноценной семье в первые два года жизни ребенок многократно проходит через здоровый цикл формирования привязанности. В чем заключается этот цикл? Как только у ребенка появляется какая-то потребность (голод, холод, одиночество и пр.), он проявляет ее беспокойством или плачем. Услышав плач, заботливая мама подходит к ребенку и успокаивает его, тем самым удовлетворяя его потребность. Если этот цикл повторяется много раз и соответствующие потребности ребенка каждый раз удовлетворяются нужным образом одним и тем же взрослым, то ребенок начинает доверять ему. И это доверие становится основой его дальнейшего развития. Кроме того, у ребенка формируется тесная эмоциональная связь с мамой, которая следит за его благополучием и безопасностью.
Схематически цикл формирования привязанности в первый год жизни можно изобразить так:
Если ребенок успешно прошёл цикл формирования привязанности на первом году жизни, то скорее всего на втором году цикл (который тоже будет повторяться многократно) будет выглядеть так:
Только при условии успешного завершения цикла второго года ребёнок может научиться принимать ограничения, установленные извне. И только пройдя оба цикла — как первого, так и второго года, — ребёнок по-настоящему научиться доверять, отвечать взаимностью и управлять своими эмоциями. Это именно то время, когда закладывается совесть, самооценка, способность к состраданию и логическому мышлению. Нарушения в каком-либо из циклов будут иметь последствия на всю последующую жизнь ребенка, если он не получить своевременной педагогической и терапевтической поддержки.
Что может нарушить привязанность
Реактивное расстройство/нарушение привязанности (англ. reactive attachment disorder — RAD) – это серьезное психологическое расстройство. Оно развивается у тех детей, которые в раннем детстве подвергались заброшенности, жесткому обращению или каким-то другим негативным воздействиям со стороны родителей или других взрослых. В частности, реактивное расстройство привязанности может быть вызвано одним или сочетанием следующих факторов:
- Преждевременные роды.
- Внутриутробное отравление алкоголем и/или наркотиками (если биомать употребляла их во время беременности).
- Беременность, которая была крайне нежеланна для биоматери.
- Послеродовая депрессия у биоматери.
- Ранняя разлука с биоматерью.
- Эмоциональная отрешенность биоматери из-за психических расстройств, алкогольной или наркозависимости.
- Жестокое обращение или крайняя запущенность в первые годы жизни ребенка.
- Крайняя педагогическая некомпетентность биородителей (например, если биомать была слишком молода и не интересовалась воспитанием ребенка).
- Частая смена («калейдоскоп») взрослых, ухаживающих за ребенком (например, частая смена воспитателей или нянь в доме ребенка, либо переводы из группы в группу внутри одного учреждения, либо перевод из одного учреждения в другое).
- Госпитализация ребенка, даже на относительно недолгий (с точки зрения взрослых) срок.
- Не диагностированная и поэтому не излеченная острая боль или хроническая болезнь (например, особо сильные колики или ушная инфекция у младенцев).
- Серьезная травма.
- Болезненные и/или обширные медицинские процедуры.
Нарушение привязанности может развиться даже в самые первые месяцы жизни, когда ребенок вроде бы не осознает себя. Дело в том, что если уже в грудном возрасте ребенок подвергается заброшенности или жесткому обращению, его организм вырабатывает постоянно повышенное количество гормонов стресса. В итоге урок о том, что мир — это страшное и жестокое место, закрепляется в мозгу младенца на биохимическом уровне. Если вернуться к схеме формирования привязанности из предыдущего раздела, то его нарушенный вариант выглядит так:
Сравнив этот цикл с нормальным, можно заметить, что «сбой» происходит на этапе реакции родителя на плач ребенка. Допустим, мать ребенка страдает алкоголизмом и поэтому каждый раз, когда ребенок плачет от голода, она либо не реагирует (если сильно пьяна), либо реагирует каждый раз по-разному (или кричит и бьёт ребенка, или просто выходит из комнаты). Бывает и так, что хотя за ребенком ухаживает сразу несколько взрослых по очереди (как в случае нянечек в роддоме или воспитательниц в доме ребенка), ни один из них не прислушивается к ребенку и не заинтересован в его благополучии, поэтому на его плач реакция либо непоследовательная, либо никакая вообще. И в том, и в другом примере базовые потребности ребенка не будут удовлетворены. Даже хуже того: в ответ на призыв о помощи вместо утешения ребенок часто получает не просто безразличие, а удар.
Естественно, что ребенок укрепляется во мнении, что мир — это очень опасное, полное боли и одиночества, что никто из взрослых не может и не хочет защитить его, что никому нельзя доверять. Ребенок стремится к полному контролю происходящего, потому для него контроль — это синоним самой жизни. Вместо доверия и привязанности к взрослым он чувствует гнев — и этот гнев так велик, что вытесняется в подсознание.
Конечно, не всегда нарушение привязанности носит столь радикальный характер. Расстройство привязанности может быть как сильно выраженным, так и легким и сравнительно просто корректируемым. Специалисты выделяют четыре типа нарушенной привязанности:
- При пренебрежении либо гиперопеки со стороны родителей обычно развивается негативная (невротическая) привязанность. Такой ребенок постоянно «цепляется» за родителей, ищет «негативного» внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь раздражить их.
- Если родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и били ребенка — каждый раз бурно и без объективных причин, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему (типично для алко- и наркозависимых родителей), у ребенка может развиться амбивалентная привязанность. В этом случае ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: «привязанность-отвержение», то ластится, то грубит и избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, полутона и компромиссы отсутствуют, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него.
- Если имел место болезненный разрыв отношений с близким взрослым, и ребенок «застрял» в состоянии горя; либо если разрыв воспринимается ребенком как «предательство», а взрослые — как «злоупотребляющие» детским доверием и своей силой, то ребенок может проявить избегающую привязанность. Ребенок с этим типом нарушенной привязанности угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив — «никому нельзя доверять».
- У детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию, и никогда не имевших опыта привязанности, развивается дезорганизованная привязанность. Дело в том, что жизнь научила таких детей выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Это особенно тяжелый тип нарушения привязанности с точки зрения возможной коррекции.
Симптомы нарушения привязанности
Можно говорить о том, что у ребенка в той или иной степени нарушена привязанность, если налицо все или большая часть симптомов реактивного нарушения привязанности, перечисленных ниже:
1.Ребенок поверхностно обаятелен. При инициативе со стороны родителей нежность не проявляет. Если и проявляет ласку, то обычно только потому, что хочет что-то получить.
2.В отношениях с посторонними и незнакомыми людьми ребенок неразборчиво ласков и привязчив.
3.Не испытывает привязанности и не проявляет доверия к человеку, который ухаживает за ним на ежедневной основе (особенно к приемной матери).
4.Не смотрит в глаза при общении с родителями, кроме тех случае, когда лжет.
5.Склонен к интригам и манипулированию другими людьми. Стремиться командовать и полностью контролировать любую ситуацию.
6.Часто действует из противоречия, постоянно нарушает установленные правила.
7.Склонен к вспышкам гнева или истерикам, особенно в ответ на попытку взрослых ввести какие-либо правила или запреты.
8.Проявляет повышенный интерес к темам смерти, огня, крови, разрушения.
9.Жесток к животным, портит вещи, агрессивен по отношению к другим людям.
10.Склонен к членовредительству («ауто-агрессия»), к «несчастным случаям».
11.Лжет об очевидном, притворяется, ворует. Не испытывает раскаянья, бессовестен.
12.Не способен отвечать за себя. Вину за свои поступки и проблемы обычно перекладывает на других.
13.Повышенно импульсивен, не умеет контролировать себя и не способен оставаться в границах поведения, установленных другими людьми.
14.Страдает сильными перепадами настроения. Часто находится в пониженном настроении или в депрессии.
15.Не понимает или плохо понимает причинно-следственные связи.
16.Проявляет необычные пищевые привычки, например, склонность в чрезмерных количествах запасать или прятать еду, склонность к обжорству или голоданию, поедание несъедобных вещей и т.д.
17.Страдает недержанием моги (энурез) и/или недержанием кала (энкопрез).
18.Мало или совсем нет постоянных друзей, отношения со сверстниками неустойчивые.
19.Плохо учится.
20.Постоянно задает бессмысленные вопросы и «трещит языком».
21.Болезненно преувеличивает собственную значимость.
22.Самого себя чувствует беспомощной жертвой, а окружающих воспринимает как источник опасности.
Некоторые специалисты дополняют вышеперечисленные базовые симптомы такими:
- Ребенок проявляет неадекватное возрасту сексуальное поведение.
- Ребенок требователен или «прилипчив», но только когда ему этого хочется («на своих условиях»).
- Ребенок страдает нарушениями сна.
- Ребенок гиперактивен, сверхбдителен даже по мелкому поводу.
- У ребенка наблюдается задержка или нарушения речевого развития.
- Ребенок часто становится объектом травли со стороны сверстников.
Как восстановить привязанность?
Идеальной средой для формирования привязанности является семья. Только в полноценной семье ребенок находится в постоянном физическом и эмоциональном контакте с любящими взрослыми, к которым он особенно привязан. Несмотря на то, что число таких взрослых невелико, именно они дают ребенку чувство защищенности и безопасности, являются источником его развития, дают ему опыт переживания чувств, поддержку в трудную минуту и радость разделенного успеха. Вне семейного окружения, без «только своей» мамы или другого значимого взрослого установление привязанностей крайне затруднено.
Если ребенок имел положительный опыт воспитания в родной семье, но неожиданно теряет мать или другого человека, выполнявшего ее роль, то последствия такого перерыва в формировании привязанности могут быть сглажены быстрой заменой фигуры привязанности на новую. Напротив, помещение ребенка в приют или детский дом с «обезличенным» типом воспитания только усиливает отрицательные последствия.
Бывает и так, что у ребенка не появляется никакого опыта привязанностей, и это наиболее непростые для коррекции случаи. Например, если ребенок с самого рождения воспитывался в доме ребенка, где не оказалось ни одного взрослого, способного стать для него эмоционально близкой фигурой; или если отношения в родной семье были таковы, что вместо минимальной заботы и душевного тепла, ребенку доставались только побои, издевательства, а порой голод или многодневное одиночество.
Как научиться получать и отдавать любовь и нежность рядом с матерью-алкоголичкой, которая в ответ на голодный плач ребенка либо бьет его, либо невнятно мычит что-то в пьяном угаре? Как можно оставаться ласковым и слабым, если только агрессия отпугивает собутыльников родителей, задумавших жестокий розыгрыш или травлю самого беззащитного участника «посиделок»? Но если во младенчестве все эти навыки помогли ребенку выжить физически, в эмоционально-душевном плане они превратили его в «маугли». И чем старше становится ребенок, тем больше они начинают тормозить его физическое и эмоциональное развитие, ведь когда все внимание уходит на постоянный контроль и борьбу с окружающими, не остается ни времени, ни сил на саморазвитие, на игру, на радость жизни.
Естественно, такое поведение создает в приемной семье атмосферу постоянного напряжения и конфликтов, и рано или поздно бессилие, раздражение или чувство вины в отношении приемного ребенка достигает такого уровня, что родители начинают задумываться о его возращении в детский дом. Другим сценарием развития событий может быть уход одного из приемных родителей из фактически разрушенной этим ребенком семьи.
Чтобы сохранить покой в доме и исцелить своего ребенка, приемным родителям важно не только хорошо понимать истоки нарушения привязанности у их ребенка, но и владеть особыми методами «терапевтического воспитания».
Основные принципы «терапевтического воспитания»:
1.Главное правило «терапевтического воспитания» для родителей — сначала позаботьтесь о себе!
2.Не ждите проблем, но предвосхищайте их, действуйте на опережение.
3.Все взрослые в семье, в школе, на терапии должны работать в команде. Не позволяйте ребенку с нарушением привязанности настраивать вас друг против друга.
4.Обстановка в вашем доме должна быть безопасна для ребенка как в эмоциональном, так и в физическом плане.
5.Чтобы помочь ребенку извлечь действенные уроки из своих проступков, создавайте «естественные последствия». Но когда такие последствия «наступают», проявите сочувствие к вашему ребенку.
6.Избегайте саркастичности и раздражения в общении с ребенком, говорите с ним в доброжелательной, даже когда не довольны его поведением. Даже если ругаете, используйте слова, побуждающие ребенка к размышлению, а не оскорбляющие его достоинство.
7.Поощряйте ребенка выражать любые свои чувства словами, а не разрушительными поступками.
8.Телевизор должен быть очень редким явлением в жизни вашего ребенка.
9.Предлагайте ребенку на выбор только такие варианты, из которых для вас приемлем каждый.
10.Будьте последовательны.
11.Избегайте споров с ребенком о том, «кто главнее».
12.Трезво оцените возможности вашего ребенка и давайте ему права и обязанности в том объеме, с каким он сможет справиться.
13.Не теряйте чувства юмора.
Воспитание ребенка с нарушением привязанности требует особого настроя, стойкости, творчества и сил. Конечно, приемный родитель не несет ответственности за те проблемы, с которыми ребенок появился в его семье, но именно он отвечает за то, чтобы создать условия для исцеления своего ребенка.
Материал подготовил педагог-психолог КГАОУ ЦПМСС г.Чайковского Шамарданова Е.А.
Источник
Главная > Симптомы нарушения привязанности
Можно говорить о том, что у ребенка в той или иной степени нарушена привязанность, если налицо все или большая часть симптомов реактивного нарушения привязанности (англ. reactive attachment disorder — RAD), перечисленных ниже:
Ребенок поверхностно обаятелен. При инициативе со стороны родителей нежность не проявляет. Если и проявляет ласку, то обычно только потому, что хочет что-то получить.
В отношениях с посторонними и незнакомыми людьми ребенок неразборчиво ласков и привязчив.
Не испытывает привязанности и не проявляет доверия к человеку, который ухаживает за ним на ежедневной основе (особенно к приемной матери).
Не смотрит в глаза при общении с родителями, кроме тех случае, когда лжет.
Склонен к интригам и манипулированию другими людьми. Стремиться командовать и полностью контролировать любую ситуацию (см. п. 21).
Часто действует из противоречия, постоянно нарушает установленные правила.
Склонен к вспышкам гнева или истерикам, особенно в ответ на попытку взрослых ввести какие-либо правила или запреты.
Проявляет повышенный интерес к темам смерти, огня, крови, разрушения.
Жесток к животным, портит вещи, агрессивен по отношению к другим людям.
Склонен к членовредительству («ауто-агрессия»), к «несчастным случаям».
Лжет об очевидном, притворяется, ворует. Не испытывает раскаянья, бессовестен.
Не способен отвечать за себя. Вину за свои поступки и проблемы обычно перекладывает на других (см. п. 14).
Повышенно импульсивен, не умеет контролировать себя и не способен оставаться в границах поведения, установленных другими людьми.
Страдает сильными перепадами настроения. Часто находится в пониженном настроении или в депрессии.
Не понимает или плохо понимает причинно-следственные связи (см. п. 11).
Проявляет необычные пищевые привычки, например, склонность в чрезмерных количествах запасать или прятать еду, склонность к обжорству или голоданию, поедание несъедобных вещей и т.д.
Страдает недержанием мочи (энурез) иили недержанием кала (энкопрез).
Мало или совсем нет постоянных друзей, отношения со сверстниками неустойчивые.
Плохо учится.
Постоянно задает бессмысленные вопросы и «трещит языком».
Болезненно преувеличивает собственную значимость.
Самого себя чувствует беспомощной жертвой, а окружающих воспринимает как источник опасности (см. п. 4).
Некоторые специалисты дополняют вышеперечисленные базовые симптомы такими:
Ребенок проявляет неадекватное возрасту сексуальное поведение.
Ребенок требователен или «прилипчив», но только когда ему этого хочется («на своих условиях»).
Ребенок страдает нарушениями сна.
Ребенок гиперактивен, сверхбдителен даже по мелкому поводу.
У ребенка наблюдается задержка или нарушения речевого развития.
Ребенок часто становится объектом травли со стороны сверстников.
Важно отметить, что у приемных родителей таких детей тоже проявляются некоторые типичные «симптомы». Например, они часто деморализованы и чувствуют беспомощность. Могут быть либо эмоционально истощены, либо, напротив, постоянно раздражены. После безуспешных попыток исправить поведение такого ребенка «просто любовью» приемные родители начинают сомневаться в своей педагогической состоятельности, что приводт к срывам на ребенка. Но после каждого срыва родителей захлестывает чувство вины, и круг повторяется. Ситуация усугубляется тем, что у окружающих, не видящих всего комплекса отношений внутри семьи, порой возникает ощущение, что родители почти враждебны по отношению к приемным детям, и семья оказывается в еще большей изоляции.
* по материалам сайтов:
https://www.attachmentdisorder.net
https://www.attachmenttherapy.com
По мнению автора сайта, ниже описан типичный случай нарушения привязанности у приемного ребенка младшего школьного возраста (отсюда), симптомы нарушения привязанности отмечены отдельно:
«Андрей появился в моей семье в январе … года. Ему было 10, 5 лет, диагноз ДЦП. Так получилось, что я не смогла его принять, он вызывал у меня физическое отторжение с первых дней. Но у меня такой характер, что если сказала — забираю, значит забираю.. Поэтому, когда увидела первый раз, почувствовала неприязнь, подумала — ничего, привыкну и забрала. Но первые несколько месяцев все было не так критично.
Он постоянно писался, причем не в кровать, у него нет недержания. Он просто забывал сходить вовремя в туалет, а когда уже было невтерпеж, по пути в туалет он писал в штаны, на пол… Первое время я к этому относилась как к данности, думала это следствие болезни, но месяцев через 7-8 я узнала, что он просто не считает нужным пойти в туалет, как только почувствует желание писать. Ну и покакать в штаны или в ванную, когда мылся, он тоже мог. Добавим к этому вранье, лень, стукачество на других детей, его постоянное — не я.
На фоне всего мое отторжение превратилось в ненависть, он вызывал у меня отвращение, я начала срываться, пороть его. Он в ответ еще тупел… Это был просто замкнутый круг. Конечно я понимала, что наказания это не выход и запретила себе прикасаться к Андрею в гневе. Но от этого было только тяжелее, наверное. Дикое отвращение накрывало от одного взгляда на него. Я не говорю об прикосновениях… Пробовала писать другим приемным мамочкам, советовалась, но облегчение было кратковременым… Нередко накрывало желание вернуть его, хотя я понимала, что никогда этого не сделаю.
Этой осенью я попала к психологу, он не специализировался на приемых детях. […] У меня что-то отлегло. Нет, не полюбила, но как-то приняла его таким, как он есть, перестала требовать хороших оценок. Решила — я не волшебница и не могу творить чудес, он такой, какой есть, не сможет ходить, учиться, работать — устрою в 20 лет в пансионат и буду его навещать, дети его тоже не оставят…
[…] Сс тех пор он не писается, учится на 4 и 5, перестал врать. Начал намного лучше ходить. И вот когда у меня стало меньше поводов его ругать и наказывать, а Андрей стал радовать меня хорошими оценками, у меня отпустило отвращение. В начале января был один инцидент, я вышла из машины в магазин, Андрюха описался прямо в машине на сидение. Я поначалу поднялась, как и раньше, наорала, было дикое желание выпороть. Но как-то быстро взяла себя в руки, не стала нагнетать ситуацию, и все быстро пришло в норму.
Сейчас я не могу похвастаться любовью к нему, но и отвращения, раздражения нет. А он это чувствует и начал раскрываться, у него с лица ушло напряжение, он стал ходить по дому и петь. Бывают моменты, что я без напряга могу обнять его, поцеловать. А ведь совсем не давно мне стоило больших усилий просто прикоснуться к нему. Буду рада, если кому то будет полезна эта моя история не любви».
Источник