Синдром нарушений в эмоциональной сфере

Синдром нарушений в эмоциональной сфере thumbnail

Эмоции – это психический процесс. Через эмоцию человек отражает свое отношение к предмету или явлению. Он может получать восторг от любимого фильма, грустить над утратой питомца или веселиться в компании друзей. Все это – отражение личной оценки объектов внутреннего и внешнего мира.

Эмоции выполняют три функции:

  1. Оценка. При помощи эмоции человек оценивает субъективную значимость предметов, событий или явлений.
  2. Побуждение. Эмоции навязывают человеку поведение. Гордость и обида может привести к необдуманным поступкам, радость и веселье побуждают к общению и действиям.
  3. Организация. Эмоция – это часть организации психической жизни. Эмоционально окрашенная информация лучше запоминается, события со страхом избегаются человеком.

Адекватные эмоции всегда помогают человеку. Они помогут избежать неприятных ситуаций или найти источник удовольствия, побудят к любви и романтическим отношениям. Однако патологическая эмоция наоборот, искажает восприятие реальности и сознание. Неадекватные и чрезмерно выраженные эмоции деструктивны и непродуктивны. Они провоцируют дезориентацию и препятствуют осознанному поведению.

Что это такое

Расстройства эмоциональной сферы – это группа психических нарушений, при которых нарушается реактивность, выраженность, адекватность и устойчивость эмоций. Также патология эмоций охватывает нарушение настроения.

В норме человек может управлять своими эмоциями. Они не овладевают его сознанием, хоть и нередко побуждают к необдуманным действиям. Здоровый человек, несмотря на сильнейшие эмоции, может анализировать ситуацию и предугадывать последствия своих действий.

Когда эмоции берут верх над сознанием, когда они сильны настолько, что не позволяют человеку думать, когда смерть матери не вызывает реакции, когда эмоции вычленяются из остальных психических процессов и «живут» собственной жизнью, можно говорить о нарушении эмоциональной сферы или аффекта.

Расстройства

Причины

Эмоции расстраиваются из-за таких причин:

  • психические расстройства: шизофрения, биполярно-аффективное расстройство, эпилепсия, генерализованное тревожное расстройство, большая депрессия;
  • соматические болезни и патологические состояния: интоксикация, недостаток кислорода, болезни внутренних органов.
  • прием медикаментов: эмоции возникают как побочный эффект.

Симптомы

Расстройство эмоций классифицируется так:

Нарушение эмоциональных реакций

Существует понятия физиологического и патологического аффекта. Физиологический аффект – это норма. Он не сопровождается нарушением сознания. При физиологическом аффекте немного сужается круг восприятия, человек концентрируется на эмоциональном событии. Если человек совершил преступление в физиологическом аффекте (это определяется судебно-психиатрической экспертизой), он признается вменяемым и виновным.

Патологический аффект сопровождается нарушением сознания: больной не отвечает за свои поступки и не может контролировать поведение. Обычно патологический аффект возникает в ответ на внезапную и сильную психотравмирующую ситуацию. Если человек совершил преступление в патологическом аффекте, он признается невменяемым, не несет криминальную ответственность и подлежит психиатрическому лечению.

Расстройства эмоциональных состояний и свойств

Нарушение выраженности и силы эмоций:

  1. Сензитивность. Характеризуется чрезмерной чувствительностью к эмоциональному событию и ранимостью. Например, человек может расплакаться, если у него из рук выпало яблоко. Сензитивность может быть врожденным качеством или сопровождать расстройство личности.
  2. Эмоциональная холодность. Характеризуется притуплением эмоций. События не вызывают адекватной реакции. Явления и объекты встречаются холодным отношением, независимо от их значимости. Например, смерть близкого человека не вызывает грусти или печали у человека. Обычно встречается при шизофрении и шизоидном расстройстве личности.
  3. Эмоциональная тупость. Это абсолютная эмоциональная холодность. Любое событие, независимо от эмоциональной значимости, не вызывает реакцию. Эмоциональная тупость возникает при шизофреническом дефекте – конечном состоянии шизофрении.
  4. Апатия. Характеризуется безразличием и безучастием к событиям внешнего мира. Они не вызывают интерес или побуждение.

Нарушение адекватности эмоций:

  • Амбивалентность. У человека существуют одновременно две противоположные эмоции: любовь и ненависть, радость и грусть, отвращение и интерес. Это признак шизофрении.
  • Неадекватность. У больного возникает эмоция, несоответствующая событию. Например, на похоронах близкого человека больной может смеяться и веселиться. Обычно сопровождает шизофрению.

Нарушение устойчивости эмоций:

  1. Лабильность. Эмоции часто меняются, независимо от причины. Обычно встречается при неврастении, синдроме вегетативной дисфункции, астении, интоксикациях, гипоксии, органическом поражении головного мозга. Например, эмоционально-лабильное расстройство. Оно возникает после тяжелых родов, при опухолях головного мозга и черепно-мозговых травм.
  2. Эксплозивность. Снижается порог чувствительности. У больного возникает вспышка ярости, агрессии и злобы, несмотря на то, что объективно ситуация не должна вызвать таких эмоций. Встречается при эпилепсии, эпилептоидном (возбудимом, эксплозивном) расстройстве личности, после органического поражения головного мозга.
  3. Слабодушие. Характеризуется колебанием эмоций из крайности в крайность по малому поводу. Например, бабушка плачет при виде внука. Слабодушие характерно для пожилых больных, проявляется при атеросклерозе артерий мозга, при астеническом неврозе.

Расстройства эмоциональных

Расстройство настроения

Патологическое повышение настроения:

  • Гипертимия. Характеризуется повышенным настроением, необоснованной радостью, приливом энергии и ощущением подъема. Гипертимия становится патологией, когда она мешает мышлению, запоминанию и концентрации внимания. Наблюдается при маниакальном состоянии.
  • Эйфория. Это патологическое повышение настроения. Характеризуется выраженным удовлетворением, благополучием, чувством расслабления. Встречается при сильных отравлениях алкоголем, наркотиками; при гипоксии.
  • Мория. Гипертимия совмещается с дурашливостью, неадекватностью, детскостью, глупыми шутками. Встречается при гебефренической шизофрении, органическом поражении головного мозга, деменции и врожденного слабоумия.
  • Экстаз. Гипертимия сопровождается восторгом, вплоть до состояния исступления удовольствия и восхищения. Сопровождает онейроид, кататонию, органическое поражение мозга.

Патологическое снижение настроения:

  1. Гипотимия. Характеризуется патологически сниженным настроением без объективной причины. Встречается при депрессивных синдромах.
  2. Дисфория. Это злобно-тоскливое настроение со склонностью к яростным вспышкам. Бывает при эпилепсии и эксплозивного расстройства личности.
  3. Тревога. Это состояние внутреннего дискомфорта с предчувствием беды. Характеризуется волнением, беспокойством, томительным ожиданием. Встречается при депрессии, тревожном расстройстве, делирии, бреде и неврозах.
  4. Страх. Как патология характеризуется сильным переживанием сиюминутной опасности, при которой больной чувствует угрозу жизни без объективных причин. Встречается при панических атаках, нарушении сознания, бредовых синдромах и фобиях.
Читайте также:  Синдром сыпи при ветряной оспе

Расстройство личности

Нарушение эмоций может быть в структуре личностных патологий – эмоционально-неустойчивое расстройство личности.

Эмоциональное расстройство личности характеризуется эмоциональной лабильностью, сниженным самоконтролем и невозможностью предсказать последствия импульсивных поступков.

Диагностика

Нарушение эмоций выявляется вместе с другими психическими расстройствами в клинической беседе психиатра и пациента. По разговору, поведению, вербальным и невербальным признакам анализируется эмоциональное состояние пациента.

Например, человек приходит на прием. Он опускает голову, у него красные и слезливые глаза, он теребит ногой, тихо и невнятно говорит, уворачивается от прямого взгляда, встревожен. В таком случае можно предположить депрессивно-тревожное расстройство.

Другой пример. Приходит человек на прием. Громко говорит, перебивает врача, уворачивается от вопросов, глаза выражают радость и веселье, быстро отвлекается и постоянно переводит тему разговора, хватает руками документы, смеется, рассматривает и спрашивает про картины на стене. В таком случае можно предположить маниакальное состояние.

Лечение

Эмоциональные расстройства лечатся комплексно с другими психическими расстройствами. Однако, если рассматривать изолированные эмоциональные нарушения и синдромы, то назначаются:

  • антидепрессанты;
  • нормотимики (нормализация настроения);
  • противотревожные;
  • нейролептики;
  • седативные.

Не нашли подходящий ответ?
Найдите врача и задайте ему вопрос!

Источник

Марина Осипенко, психолог

Содержание

Эмоциональная сфера у ребенка начинает свое развитие задолго до того, как он приобретает навыки хождения и говорения. Дети проходят долгий путь к освоению эмоций в отличие от взрослых людей, которые знакомы с его многообразием. Некоторые чувства у ребенка и их проявления являются врожденными. Это гнев, страх и любовь. Однако первое время после появления малыша на свет, эти чувства являются трудно различимыми. Во время знакомства с окружающим миром и близкими людьми, младенец проявляет эмоциональные реакции, узнавая ситуацию, в которой оказывается. Их неоднократное повторение закрепляет в нем определенное эмоциональное поведение. Поэтому чем больше стабильных, узнаваемых процессов происходит в жизни малыша, тем скорее в нем закрепится та или другая эмоциональная реакция.

Если дети младенческом возрасте подвергаются стрессовым ситуациям — когда они не знают, как реагировать, эмоциональная сфера становится неустойчивой, они испытывают дискомфорт, самовосприятие нарушается. Впоследствии это может привести к тому, что дети будут страдать от нарушений эмоциональной системы. В чем это проявляется?

  • Трудно понимать свои эмоции и чувства других людей;
  • необъективная реакция в ответ на внешние раздражители;
  • агрессия;
  • страхи;
  • невозможность установить контакт;
  • сдерживание чувств.

О каких еще нарушениях в эмоциональной сфере ребенка необходимо знать родителям? В каких случаях они могут самостоятельно помочь детям, а в каких необходимо найти телефон специалиста — психолога, невролога — и, обговорив условия личного приема, записаться к врачу? Ответы на эти вопросы, а также, практические рекомендации взрослым можно найти в данной статье.

Как развиваются эмоции у детей?

Пока дети маленькие, их эмоциональная сфера существует на уровне инстинктов. Дети при помощи выражения чувств адаптируются к процессам, которые происходят в жизни, сталкиваясь социальным, психологическим и физическим взаимодействием. Инстинкты, которые руководят младенцем, формируют в нем восприятие окружающих людей, а также приводят к развитию эмоций в чистом виде.

Сначала малыш чувствует инстинкты, основанные на органических потребностях. Они связаны с получением удовольствия или дискомфортом. Опираясь на эти же процессы, ребенок бессознательно переживает комплекс оживления, а также, страх или злость. В самом начале эмоции ребенка являются безусловными, по мере взросления, он проявляет их в ответ на поведение и чувства близких людей.

Когда дети растут, вместе с ними формируется их эмоциональная сфера. За ее становление отвечают базовые потребности, эмоции родителей и собственные чувства. Позже ребенок связывает собственные эмоции с поведением — он испытывает радость от позитивных поглаживаний, которые ему дают мать и отец, а также, может чувствовать разочарование, грусть, боль.

Эмоциональная сфера ребенка, вместе с тем, подвергается влиянию со стороны близких значимых людей, в частности, того, какие установки они передают — они могут быть вербальными или проявляться на уровне отношений. Так, например, если запрещать ребенку злиться, плакать или проявлять желание отомстить другому, он будет понимать, что такие эмоциональные реакции являются нежелательными, не принимаются родителями.

Кроме того, что получают от матери и отца, дети, также строят свою систему ценностей — они начинают фантазировать, что если быть послушным, говорить о любви родителям, хвалить их, то в ответ тоже можно получить много приятного — любовь, радость, восхищение, похвалу. Если проанализировать жизнь ребенка с младенческого возраста, учитывая особенности воспитания, родительские установки, принципы, которые сформировались у него, то станет понятно, по каким причинам некоторые дети переживают нарушения эмоциональной сферы.

Какие нарушения бывают у детей?

Специалисты связывают развитие эмоций у ребенка с его волевой сферой. Детская психика отвечает за процесс саморегуляции чувств и поведения. Так, мы можем наблюдать, как одни дети хорошо управляют собой, их психические и поведенческие процессы, чаще всего, являются произвольными, однако, у других, действия отличаются непроизвольным характером.

Читайте также:  Синдром аффективной неустойчивости мкб 10

Это значит, что дети часто поступают необдуманно, повинуются чувствам, игнорируя разум. Родители в таких случаях характеризуют ребенка следующим образом: он совсем не думает о том, что говорит и делает. Так, можно предположить, что дети страдают от нарушения в эмоциональной сфере, если у них появляется следующее поведение:

  • чрезмерная впечатлительность;
  • страхи и фобии;
  • повышенная возбудимость — особенно в напряженных, новых ситуациях или перед сном;
  • робость и застенчивость, которые мешают устанавливать контакты с окружающими;
  • эмоциональная заторможенность;
  • агрессивное поведение, склонность к насилию;
  • отсутствие контроля над чувствами радости или грусти;
  • раздражительность и плаксивость;
  • капризное поведение;
  • инфантилизм;
  • тревожность, расторможенность;
  • демонстративность.

Заметив подобные признаки, мать и отец должны задуматься — что послужило причиной их появления, составить план действий для коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка. В некоторых случаях это можно сделать самостоятельно, однако в большинстве — следует найти телефон специалиста, который имеет опыт работы с детьми в этой области и записаться к врачу.

Чем могут помочь мать и отец?

Могут ли взрослые самостоятельно, без вмешательства специалиста оказать помощь детям? Да, если станут соблюдать следующие рекомендации.

  • Необходимо проанализировать детство ребенка, условия, в которых он живет, чтобы предположить — какая причина послужила развитию эмоциональных нарушений.
  • Хорошо, если мать и отец, также, посмотрят на свою жизнь со стороны — удовлетворены ли они тем, что в ней происходит? Испытывают ли чувство радости и счастья от отношений, позволяют себе быть искренними и откровенными? Часто, когда взрослые живут противоположным образом, дети бессознательно отражают их состояние — злятся, если взрослые не позволяют себе испытывать гнев, жалуются на жизнь и все, что у них есть, проявляют агрессию, когда родители не разрешают себе выражать чувства.

Кода пора записаться к врачу?

Если дети не умеют контролировать свои эмоции, и последствия негативного поведения являются разрушительными для психики и отношений с другими людьми, возможно, таким образом, ребенок удовлетворяет какую-то потребность. Чем младше дети, тем больше им требуется любви, заботы и внимания со стороны близких. Если в жизни им этого не хватает, то желание получить общение и установить контакт может проявляться через нарушение эмоционально-волевого поведения. Необходимо записать ребенка на прием к врачу в том случае, если вышеприведенные рекомендации не приводят к результату — ребенок не становится спокойным, не умеет управлять собой, его поведение необъективно. Консультация психолога и невролога является обязательной — ребенку будут назначены коррекционные занятия, возможно, медикаментозная поддержка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

  1. Эмоциональные состояния, мотивирующие поведение человека / Пырьев. Е. А. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. = 2012. — ВАК
  2. Социальные функции эмоций / Горбунова М. Ю. // Научный журнал КубГАУ. = 2011. — №67
  3. Влияние эмоционального состояния на распознавание эмоций / Овсянникова В. В. // Психология. Журнал высшей школы экономики. = 2014. — №1

Источник

Агрессивность

Агрессивность – это качество личности, выражающееся в действиях и поступках, ориентированных на причинение вреда окружающим или самому себе.

Апатия

Апатия – это симптом или временное психическое состояние, характеризующееся безразличием, эмоциональной холодностью, равнодушием.

Беспокойство

Беспокойство – это негативное эмоциональное состояние, выражающееся ощущением неопределенности, ожиданием плохих событий.

Галлюцинации

Галлюцинации – это ложно воспринимаемые объекты или сенсорные образы, которые возникают в отсутствие реального внешнего раздражителя, но сопровождаются уверенностью в его существовании.

Замкнутость

Замкнутость – это состояние сниженной коммуникативной активности, характеризующееся отказом от межличностного взаимодействия, ориентацией на собственный внутренний мир: мысли, образы, переживания.

Заторможенность

Заторможенность – это патологическое состояние, характеризующееся замедлением интеллектуальных процессов, эмоций, движений.

Зрительные галлюцинации

Зрительные галлюцинации – это нарушения визуального восприятия, характеризующиеся формированием видений в отсутствие реального объекта.

Импульсивность

Импульсивность – это особенность поведения, которая характеризуется тенденцией совершать действия без обдумывания, под воздействием эмоций, внешних обстоятельств.

Обонятельные галлюцинации

Обонятельные галлюцинации – это обманы обоняния, характеризующиеся восприятием запаха, который отсутствует в реальности.

Персеверация

Персеверация – это устойчивое навязчивое повторение мыслительного, эмоционального или двигательного акта.

Плаксивость

Плаксивость – склонность человека часто плакать при наличии незначительных причин или вовсе без таковых.

Раздражительность

Раздражительность – временная реакция или постоянная черта характера, в основе которой лежит повышенная откликаемость на внешние и внутренние воздействия, склонность к интенсивной реакции на слабые негативные раздражители.

Рассеянность

Рассеянность – это органическое или функциональное снижение способности к совершению сосредоточенной целенаправленной деятельности.

Слуховые галлюцинации

Слуховые галлюцинации – это расстройства слухового восприятия, при которых пациентам слышатся звуки различного типа без соответствующего внешнего раздражителя.

Эйфория

Эйфория – это состояние эмоционального подъема, ощущаемое как мощное и внезапное чувство восторга, радости, счастья.

Эмоциональная лабильность

Повышенная эмоциональная лабильность – это психопатологический симптом, характеризующийся легкостью развития аффективной реакции в ответ на слабые и умеренные раздражители.

Психо-эмоциональные нарушения

Синдром нарушений в эмоциональной сфере

Психоэмоциональные нарушения – группа психических расстройств и отдельных патопсихологических симптомов, которые проявляются усилением, неадекватностью, чрезмерной лабильностью или тугоподвижностью эмоций. К аффективным расстройствам, сопровождающимся такими нарушениями, относятся депрессия, мания, апатия, повышенная раздражительность и другие. Диагностика проводится клиническими методами, с помощью психодиагностических опросников, проективных тестов. Лечение предполагает прием медикаментозных средств (антидепрессантов, транквилизаторов), сеансы психотерапии.

Читайте также:  Риски развития у ребенка синдрома дауна

Общая характеристика

Эмоции – психические состояния, отражающие отношение человека к происходящим событиям, к людям и самому себе. Эмоциональные реакции складываются из трех компонентов: ощущение переживания, изменение физиологических процессов и появление внешних выразительных комплексов. Другими словами, человек чувствует эмоцию (радость, злость, страх, печаль), испытывает изменения в работе организма (потоотделение, сердцебиение) и выражает свое состояние при помощи мимики, жестов.

Эмоциональные состояния приобретают патологический характер, когда их продолжительность, интенсивность и содержание не соответствуют ситуации, приносят физический и психологический дискомфорт. Психоэмоциональные нарушения характеризуются необоснованностью и неадекватностью аффекта, не вписываются в обычные временные рамки, мешают выполнению общественных функций, воспринимаются как болезненные или не осознаются самим человеком.

Механизм развития

В психологии выделяют две группы факторов, способствующих развитию психоэмоциональных нарушений: внутренние условия и внешние воздействия. К внутренним условиям относятся особенности когнитивной сферы: мысли, представления, фантазии. Негативная оценка событий провоцирует отрицательные эмоции. Другой группой внутренних факторов являются психофизиологические особенности организма. Биологическая основа эмоций – нейрогуморальные процессы лимбической и диэнцефалической систем мозга, обмен серотонина, адреналина, норадреналина, дофамина. Дисбаланс этих веществ приводит к развитию расстройств аффекта.

Реакции на внешние условия среды бывают врожденными и обусловленными. Генетически заложенные способы реагирования – страх, агрессия – являются базой для формирования более сложных эмоциональных и поведенческих паттернов. В процессе жизни развитию аффективных нарушений способствуют процессы переживания и закрепления травматического опыта. Повторение или частичная схожесть актуальных событий с прошлыми, вызвавшими негативные переживания, становится причиной психоэмоциональных нарушений.

Классификация

Нарушения эмоциональной сферы могут быть самостоятельными расстройствами или компонентами других психических заболеваний. Патологическое усиление эмоций проявляется увеличением их интенсивности при сохранении адекватного содержания. К этой группе расстройств относятся:

  1. Депрессия. В структуре депрессивных состояний доминирует пониженное настроение, подавленность. Больные ощущают тревогу, чувство неполноценности. Повседневные трудности воспринимаются ими как непреодолимые, провоцируют плач, уныние, нежелание что-либо делать.
  2. Мания. Маниакальные состояния проявляются повышенным настроением, ускоренным темпом психической деятельности, усилением физической активности. Человек становится гиперактивным, суетливым, стремится к достижениям, к познанию нового, но ему не хватает концентрации внимания и целенаправленности.
  3. Эйфория. В эйфории у людей преобладает беспечность, повышенное настроение, инфантильность. Снижаются критические способности и серьезное отношение к ситуациям. Пассивность и чрезмерное благодушие не позволяют выполнять ежедневные обязанности.

Другим вариантом психоэмоциональных нарушений является ослабление эмоций. Вне зависимости от происходящих событий – радостных, печальных, провоцирующих агрессию – люди остаются равнодушными или испытывают слабые переживания, не соответствующие значимости ситуации. Примеры таких расстройств:

  1. Эмоциональное уплощение. При некоторых психических заболеваниях, например, при шизофрении происходит обеднение эмоций – они становятся однообразными, примитивными, слабовыраженными. При тяжелых вариантах сохраняется лишь некоторое проявление недовольства в ситуациях дискомфорта. Остальные события – встречи с родственниками, утрата близкого человека – не вызывают никаких эмоций.
  2. Апатия. Состояние апатии характерно для больных депрессией. Отмечается общее снижение всех эмоциональных реакций. Пациент безразличен к происходящему, неспособен испытывать радость, грусть, страх, злость. Часто апатия сочетается со снижением двигательной активности и абулией – патологическим безволием, невозможностью начать какое-либо действие.

При нарушениях подвижности эмоций изменяется способность человека контролировать продолжительность переживания. Это проявляется застреванием, внезапностью или быстрой неконтролируемой сменой эмоциональных состояний. Различают несколько вариантов расстройства динамического аспекта:

  1. Эмоциональная лабильность. При аффективной лабильности эмоции легко возникают, быстро сменяют друг друга, зависят от мимолетных внешних событий или случайных воспоминаний. Такие состояния считаются нормой в раннем детстве, когда слезы ребенка внезапно сменяются смехом, но у взрослых являются признаком эмоционального нарушения.
  2. Эксплозивность. Данным термином обозначают эмоциональную взрывчатость. После периода спокойствия человек внезапно демонстрирует гнев, раздражение, злость, а затем так же быстро возвращается в состояние равновесия. Во время эксплозивных вспышек возможно проявление агрессии, провокация конфликтов.
  3. Инертность. Синонимы инертности – застреваемость, тугоподвижность. Такие люди подолгу переживают одну эмоцию, не могут отвлечься и произвольно сменить ее, пребывают в состоянии раздражительности, тоски, озлобленности.

Наиболее яркими психоэмоциональными расстройствами являются нарушения адекватности. Неадекватные эмоциональные проявления отнесены к патологическим по содержательному критерию: то, что чувствует человек, не имеет связи с его мыслями или внешними событиями. В данную группу входят:

  1. Неадекватность. При эмоциональной неадекватности человек переживает и демонстрирует эмоции, которые совершенно не подходят к ситуации. Например, возникает смех в ответ на известие о гибели людей, вспышки злости при встрече с близким человеком (матерью, другом).
  2. Амбивалентность. У лиц с шизофренией нередко наблюдается амбивалентность переживаний – одновременное существование противоположных эмоций. Такое состояние трудно понять здоровому человеку. Внешне оно проявляется как постоянная, ничем не обусловленная смена радости и тоски, нежности и злобы, гневливости и слезливого слабодушия.
  3. Эмоциональная напряженность. К неадекватным переживаниям может быть отнесен беспредметный страх, немотивированная тревога, необъяснимое чувство озлобленности или недовольства собой. При таких состояниях люди находятся в эмоциональном напряжении, но не могут определить, чем оно обусловлено. Обычно они говорят: «неспокойно на душе», «внезапно душа в пятки уходит».

Источник