Синдром мышечной дистонии в 6 месяцев
- 9 Августа, 2018
- Ортопедия и травматология
- Токманцева Алена
После рождения ребенка его осматривают врачи. Сразу или спустя какое-то время, некоторым малышам ставят синдром мышечной дистонии. Данное нарушение — расстройство двигательной функции грудничка. Лечение заболевания длительное и включает комплекс мер, направленных на восстановление тонуса мышц. Большинство систем после рождения продолжают дозревать, в том числе и мышцы.
Причины дистонии
Причины развития дистонии мышечной у ребенка связаны с его формированием внутри матери. Нарушение мозгового кровообращения и несовершенство работы нервной системы являются основными причинами нарушения двигательной функции.
Различают несколько видов дистонии у грудничка:
- кривошея — проблемы с развитием мышц шеи;
- спастическая дисфония — происходит спазм голосовых связок и ребенок не может гулить;
- блефароспазм — неправильная работа органов зрения;
- писчий спазм — непроизвольные сокращения мышц верхних конечностей.
Дистония — самостоятельное заболевание, причиной которого является нарушение развития каких-либо мышц. Синдром мышечной дистонии — комплекс симптомов неправильного тонуса мышц.
Появлению синдрома могут способствовать следующие факторы:
- угроза прерывания беременности;
- длительный токсикоз, продолжающийся во 2 или 3 триместре;
- гипоксия;
- экологическая обстановка;
- многоводье;
- отслоение плаценты;
- кесарево сечение;
- длительные сложные роды;
- патологии при рождении;
- курение и алкоголь, принимаемые матерью во время беременности.
Симптомы заболевания
Проявления СМД весьма различны и не всегда видны родителям, поэтому ребенка обязательно должен осматривать врач. На что следует обратить внимание, чтобы показать грудничка неврологу:
- частые сильные срыгивания;
- длительный плач без причины;
- нарушение сна;
- дрожание подбородка.
Различают два проявления синдрома мышечной дистонии у детей — гипертонус и гипотонус.
Гипертонус — повышенный тонус мышц грудничка. Сопровождается сильной реакцией на громкий звук и свет, запрокидыванием головы, ручки и ножки постоянно прижаты к телу, иногда надо приложить усилия, чтобы их распрямить.
Гипотонус — слабый мышечный тонус малыша. При этом видно вялость мышц, ребенок малоподвижен, не активная реакция на свет, яркие игрушки, возникает задержка физического и психологического развития.
Определение дистонии
Для определения синдрома мышечной дистонии у новорожденных проводят визуальный осмотр ребенка. Мышцы должны быть развиты равномерно с обеих сторон. Грудничка кладут на живот и сравнивают симметричность складок. Тело ребенка должно быть прямым, никаких перекосов не наблюдается. Отклонение по этим параметрам свидетельствует о наличии СМД.
Новорожденного необходимо положить на спинку и приподнять за ручки. Вначале они должны распрямится в локтевых суставах, а потом он должен немного приподняться. При отсутствии такой последовательности, можно предположить, что у грудничка наблюдается синдром.
При лежании на спине ножки ребенка согнуты и прижаты. Необходимо распрямить ножки на несколько секунд и опустить их, грудничок при наличии гипотонуса не сможет сразу вернуть их в исходное положение.
Новорожденный на руках на животике должен поднимать голову и держать ее на одном уровне с телом.
Гипертонус
При постановке диагноза гипертонус, мышцы ребенка находятся постоянно в напряженном состоянии. Степень выраженности заболевания может быть различной. Гипертонус бывает с одной стороны, тогда видна асимметрия. При сильном тонусе разогнуть конечности новорожденного сложно, приходится прилагать усилия.
При этом ручки и ножки ребенка всегда прижаты к телу, при попытке поставить ребенка на ножки, он встает только на цыпочки. Грудничок часто плачет, а причину родители выяснить не могут, спит такой малыш тоже беспокойно, старается быть рядом с мамой и не засыпает в кроватке. После еды грудничок часто срыгивает фонтаном. Трясущийся подбородок указывает на повышенный тонус. Ребенок с таким диагнозом запрокидывает голову назад.
Обычно гипертонус проходит в 6 месяцам без следа, но не стоит игнорировать рекомендации врача.
Гипотонус
Гипотонус — противоположное состояние гипертонуса. Мышечная слабость проявляется вялостью и не активностью новорожденного. Родителям кажется, что у них спокойный малыш. При слабо выраженном гипотонусе, родители могут не обратить внимание на патологию. Поэтому очень важно показывать ребенка специалистам на осмотр.
Основными симптомами гипотонуса считают вялость грудничка, сонливость, плохую подвижность конечностей. Подрастая, грудничок отстает от сверстников, позже начинает держать голову, переворачиваться, садиться. В сложных случаях, придется проходить длительную реабилитацию по восстановлению тонуса мышц.
Гипер- и гипотонус
Иногда встречается гипотонус и гипертонус одновременно, это двойная мышечная дистония у грудничка. Что это такое? Одни мышцы находятся в напряженном состоянии, а в других тонус снижен.
Для исключения данной патологии ребенка кладут на живот. Он будет пытаться перевернуться на ту сторону, где тонус мышц увеличен. При лежании на животе, грудничок начинает закидывать голову в одну сторону. Ножка с одной стороны прижата к телу, а другая лежит в стороне.
При видимой асимметрии необходимо незамедлительно показать ребенка педиатру и неврологу для назначения лечения.
Последствия заболевания
Синдром дистонии у ребенка излечим, но требует комплексного подхода. Игнорировать проблему нельзя, необходимо регулярно показывать грудничка педиатру и неврологу для оценки наличия отклонений, в том числе синдрома мышечной дистонии. Последствия отказа от лечения могут быть незаметными или стать серьезной проблемой с возрастом.
К чему приводит мышечная дистония:
- нарушение мелкой моторики у ребенка в дальнейшем;
- неточность координации движения;
- искривление осанки;
- задержка физического развития;
- задержка речевого развития;
- ходьба на цыпочках.
Гипертонус может быть вызван другими проблемами у ребенка, например, внутричерепным давлением. Специалист, осмотрев грудничка и опросив родителей, может поставить предварительный диагноз.
Последствием гипотонуса становится излишняя пластичность ребенка, когда он станет постарше. Есть вероятность нарушений в работе опорно-двигательного аппарата.
Лечение при дистонии
Лечение синдрома назначается комплексное, которое включает в себя массаж, гимнастику и медикаменты. Назначает лечение врач-невролог после обследования и выявления степени мышечной дистонии. При лечении вовремя начатом, прогноз благоприятный. Длительность лечения зависит от прогресса и достигает по времени от пары месяцев до нескольких лет.
Помимо процедур, невролог порекомендует добавление в ванночку ребенка морской соли. Такой способ способствует расслаблению мышц и скорейшему восстановлению.
Массаж является наиболее эффективным способом при лечении синдрома мышечной дистонии у грудничка, но не стоит забывать, что подход должен быть комплексным.
Массаж прописывают всем деткам с синдромом, независимо от того, гипертонус или гипотонус. Но сам массаж будет отличаться.
При сниженном тонусе мышц, воздействие будет активным, щипки, хлопки — действия, направленные на повышения тонуса. При гипертонусе все наоборот. Массаж направлен на расслабление мышц за счет поглаживаний и растираний.
Массаж повышает кровообращение, улучшает мышечную активность и усиливает процессы их восстановления.
Специальная гимнастика направлена на развитие опорно-двигательного аппарата. Упражнения при синдроме подбираются, с учетом общего состояния ребенка. Проводить ее должен специалист или мама дома после инструкции врача. При слабом тонусе гимнастику необходимо проводить осторожно, движения грудничка остаются пассивные.
При гипертонусе упражнения направлены на растяжение мышц, постепенно увеличивая количество повторений и движений.
Лечебное плавание при дистонии
Плавание грудничков, в комплексе с основным методом лечения, используют при синдроме мышечной дистонии.
При купании дома в ванной добавляют морскую соль, лаванду или хвою. Лучше всего использовать средства для купания младенцев, они помогают расслабить мышцы ребенка и подготовят его к спокойному сну.
Посещать бассейн можно с 2-3 месяцев. С новорожденными детьми занятия не проводятся. В бассейне можно выполнять с малышом различные упражнения, но начинать необходимо с вертикального погружения младенца.
Бассейн способствует физическому развитию ребенка, повышает иммунитет и нормализует мышечный тонус. Он укрепит опорно-двигательный аппарат и общее состояние ребенка. Улучшит обмен веществ, способствует развитию дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
Профилактика
Защитить ребенка от мышечной дистонии нельзя, риск возникновения этой патологии после рождения остается. Но можно уменьшить вероятность появления синдрома. Для этого необходимо маме во время беременности вести здоровый образ жизни. Следует полностью отказаться от курения, алкоголя и наркотических веществ.
Избегать негативного воздействия вредных веществ, работ, связанных с химическими реагентами, токсическими препаратами, не употреблять в пищу еду с консервантами и искусственными добавками.
До беременности сдать анализы на инфекции, при их наличии пройти лечение до зачатия ребенка. Если инфекция обнаружена во время вынашивания малыша, то лечиться препаратами, разрешенными во время беременности и под наблюдением врача.
Проходить медицинский осмотр и УЗИ во время беременности, соблюдать рекомендации доктора.
Новорожденному делать растирания и гимнастику дома, если нет рекомендаций врача. Обязательно пройти курс массажа, если его назначил доктор. Создавать условия для развития малыша.
Синдром мышечной дистонии — заболевание которое хорошо поддается лечению при соблюдении назначений невролога.
Источник
Лечение синдрома мышечной дистонии обязательно должно быть комплексным:
1. Массаж и лечебная гимнастика
2. Аквагимнастика
3. Медикаментозное (назначается невропатологом)
В противном случае добиться нормализации мышечного тонуса и полного выздоровления вряд ли получиться. При этом основной упор в восстановительном лечении у детей с легкими и средней тяжести нарушениями мышечного тонуса делается на специальный массаж и гимнастику. Для ребенка первого года жизни наиболее эффективен общий массаж, который проводится с акцентами на проблемные области. Массаж и гимнастика стимулируют моторное и эмоциональное развитие ребенка, делают его более гибким и подвижным, обучают новым двигательным навыкам. Внимание! Нагрузка, длительность массажа и количество курсов подбирается индивидуально для каждого ребенка лечащим врачом и массажистом.
Начинать массаж лучше всего, когда малышу исполнилось два месяца. Но прежде необходимо показать ребенка трем специалистам: педиатру, ортопеду и невропатологу, которые ставят диагноз и дают рекомендации. Заметим! Медикаментозное лечение, как правило, «подгоняется» под массаж. Правильно и своевременно сделанный курс массажа помогает скорректировать многие ортопедические нарушения (косолапость, неправильно вывернутые стопы, и т.д.), нормализовать мышечный тонус и устранить «остаточные» рефлексы. При серьезных отклонениях от нормы массаж должен делать профессионал. А вот слегка подкорректировать тонус можно и в домашних условиях.
Делать массаж лучше днем, не менее чем через час после кормления. Предварительно следует проветрить комнату и позаботиться, чтобы температура была не ниже 22 градусов, ребенку должно быть не жарко не холодно. Руки необходимо вымыть теплой
водой, насухо вытереть (чтобы они были теплые). Не стоит обмазывать все тело ребенка массажным маслом или кремом, достаточно нанести небольшое количество крема себе на руки. Для массажа можно использовать специальное масло или обычный детский крем. Делая массаж, ласково разговаривайте с ребенком и следите за его реакцией. При появлении первых признаков утомления (плач, хныканье, недовольные гримасы) следует прекратить занятия.
При массаже все движения делаются от периферии к центру, начиная с конечностей: от кисти к плечу, от стопы к паху. На первых занятиях каждое упражнение повторяется только по одному разу. Первое время весь комплекс массажа будет занимать не более 5 минут. Постепенно увеличивайте число повторений и время до 15-20 минут.
Для устранения гипертонуса и остаточных рефлексов, проявляющихся в чрезмерной активности ребенка, проводится так называемыйщадящий массаж— он расслабляет и успокаивает. Начинайте массаж с поглаживания рук, ног, спины тыльной и ладонной поверхностью нескольких сомкнутых пальцев. Можно чередовать плоскостное (поверхностью пальцев) и обхватывающее (всей кистью) поглаживание. После поглаживания делается растирание кожи круговыми движениями. Положите ребенка на живот, а свою ладонь положите вдоль спины малыша. Не отрывая руки от спины малыша, штриховыми движениями нежно перемещайте его кожу вверх, вниз, вправо и влево, как будто вы рукой просеиваете песок через сито. Затем положите ребенка на спину, возьмите его за кисть
и легко потрясите ее, придерживая ребенка за предплечье. Таким образом, несколько раз помассируйте обе руки и ноги. Теперь можно переходить к покачиванию. Обхватите ребенка за мышцы руки (чуть повыше запястья) и нежно, но быстро покачивайте и потряхивайте руки из стороны в сторону. Ваши движения должны быть быстрыми и ритмичными, но не резкими. Проделайте то же самое с ногами, ухватив ребенка за мышцы голени. Заканчивать массаж нужно так же, как и начинали — плавным поглаживанием.
Помимо массажа для нормализации мышечного тонуса помогаетлечебная физкультура, например, упражнения на большом надувном мяче.Положите ребенка животом на мяч, ноги должны быть согнуты (как у лягушки) и прижаты к поверхности мяча. Пусть папа, например, удерживает ножки ребенка в таком положении, а вы возьмите малыша за ручки и тяните его на себя. Потом возвращаете малыша в исходное положение. Теперь возьмите малыша за голени и тяните их на себя, до тех пор, пока лицо ребенка не окажется в верхней точке мяча или ноги не коснутся пола. Плавно возвратите малыша в первоначальное положение. Затем наклоняйте ребенка вперед (от себя), чтобы он ладошками достал до пола (только следите, чтобы кроха не стукнулся лбом о пол). Повторите это упражнение по несколько раз вперед и назад.
При асимметричном тонусе следует делать расслабляющий массаж с усилием на ту сторону, в которой тонус ниже. Кроме того, хорошим эффектом обладает следующее упражнение на надувном мяче: положите ребенка на надувной мяч тем боком, в который он выгибается. Плавно покачивайте мяч вдоль оси детского тела. Ежедневно повторяйте это упражнение по 10-15 раз.
При повышенном мышечном тонусе для его нормализации используются так же следующие приемы:
1. Поза эмбриона
Руки ребенка складываются на груди, ноги приводят к животу, голову к груди,тело слегка сгибают. Удерживая в созданном положении, производят легкие покачивающие движения тела ребенка, при этом тонус мышц должен заметно снизиться на некоторое время. Время снижения мышечного тонуса необходимо использовать для стимуляции развития тех или иных двигательных функций. При новом повышении мышечного тонуса этот способ целесообразно повторить. Способ можно использовать у детей в возрасте от 1-го месяца жизни до 5-7 лет.
2. Потряхивание по Фелпсу
Вышележащую часть конечности фиксируют и производят вначале короткие и плавные движения потряхивающего характера нижележащей части, по мере наступления расслабления мышц, подвергающихся потряхивающим движениям, амплитуда и скорость потряхивания возрастают. Для расслабления всей конечности потряхивание производят за ее дистальный отдел (за кисть с фиксацией лучезапястного сустава). Для расслабления мышц всего тела ( у детей до 4-летнего возвраста) производят колебательные движения предварительно выпрямления тела ребенка.
3. Сближение мест прикрепления мышц
Производят движение в сторону действия напряженной мышцы и в таком положении держат несколько секунд.
4. Методика снижения мышечного тонуса по Семеновой
а) Взяв ребенка за кончики пальцев и покручивая их в одну и в другую сторону, можно добиться снижения тонуса мышц-сгибателей пальцев и выработки экстензии пальцев и даже кисти.
б) Если ребенку, имеющему в вертикальном положении высокий тонус приводящих мышц бедер и в связи с этим опирающемуся на ноги с перекрестом на уровне голеней или бедер, отвести назад плечи ( прием Фелпса), у становив лопатки у позвоночного столба, и провести стимуляционный точечный массаж в области углов лопаток, то у ребенка снизится тонус приводящих мышц бедер. Появится возможность более правильной опоры на ноги. Шаговые движения производят уже без перекреста, имевшего место ранее. Удержание головыв вертикальном положении также значительно улучшится.
в) У детей с высоким мышечным тонусом нижних конечностей при вертикальном положении тела с перекрестом на уровне бедер и отсутствием шаговых движений в ряде случаев эффективно применение следующего упражнения.
Захватив оба плеча с двух сторон четырьмя пальцами, а первые пальцы поставив симметрично у внутренних краев лопаток, методист мягко разводит ребенку плечи назад с одновременной стимуляцией первыми пальцами мышц, приводящих лопатки к позвоночному столбу. После проведение такого приема у ребенка снижается тонус приводящих мышц бедер и уменьшается или исчезает перекрест ног. После этого ребенка берут под мышки и на весу покачивают так, чтобы его тело совершало движения вперед свободно, не касаясь поверхности стола, а назад — качательное движение, касаясь пятками поверхности стола, покрытого грубой тканью. В этом приеме сочетается одновременно расслабление мышц путем влияния большой грудной мышцы на приводящие мышцы бедер, покачивание и одновременное усиление потока афферентации в результате проведения пятками ребенка по поверхности стола. Прием повторяют несколько раз, после чего ребенка ставят на ноги, наклоняют вперед и снова разводят лопатки. В результате таких действий ребенок начинает совершать достаточно правильные шаговые движения с опорой на полную стопу и без перекреста ног.
5. Снижение мышечного тонуса с помощью точечного массажа ( тормозной метод).
Осуществляется на биологически активных точках. На избранной точке кончиком пальца производится спиралеобразное медленное вращение, с постепенным усилением надавливания, до появления ощущения тяжести или онемения. После этого вращательные движения прекращаются, но остается давление на точку с той же силой. Затем снова начинают вращательные движения с постепенным ослаблением давления до 0. Такой цикл повторяется несколько раз до появления расслабления (в пределах 2 мин).
Курсы расслабляющего массажа проводятся почти непрерывно (с промежутками в 4-5 дней ) в течение первого года жизни.
Гимнастика и лечебная физкультура обычно назначаются курсами по 15-20 ежедневных занятий, после которых следует перерыв в 1-1,5 месяца.
Внимание! Если массаж или какие-либо процедуры заставляют ребёнка напрягаться и плакать, — это может привести к ещё более сильному напряжению мышц и расстройству нервной системы.
Синдром мышечной дистании
Одним из самых частых диагнозов врача невролога ребенку первого года жизни это синдром двигательных расстройств (нарушение мышечного тонуса или синдром мышечной дистонии). Родителей часто интересует в чем причина данной проблемы, каковы последствия и прогнозы этой патологии?
Нарушение мышечного тонуса у новорожденных и детей первого года жизни чаще всего обусловлено гипоксически-ишемической энцефалопатией. Это повреждение головного мозга является следствием двух причин: гипоксии (недостаток кислорода, поступающего) и ишемии (нарушение кровоснабжения тканей, ведущего в свою очередь гипоксии).
Согласно современным представлениям, неблагополучное течение беременности у матери ведет к гипоксии плода. При этом факторами высокого риска развития внутриутробной гипоксии плода являются: переношенная беременность, гестозы, многоплодная беременность, угроза прерывания, кровотечения и инфекционные заболевания, сахарный диабет и другие сопутствующие заболевания у беременной, курение, алкоголизм или наркомания у беременной; а также задержка внутриутробного развития или другие виды заболевания плода, выявленные при различных обследованиях плода. Факторами риска острой гипоксии у плода в родах являются кесарево сечение, аномальные предлежания плода, преждевременные роды, длительный безводный промежуток (более 24 часов), стремительные роды, предлежание или преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты, разрывы матки, и многие другие. Таким образом, любой из множества причин достаточно для возникновения у новорожденного и ребенка первого года жизни различных нарушений неврологического статуса.
Одно из проявлений энцефалопатии — синдром двигательных расстройств. Клиническими признаками синдрома мышечной дистонии являются переменный мышечный тонус (чередование гипертонуса и гипотонии мышц), патологическая установка кистей («тюленья лапка», «когтистая кисть», «ластовидная кисть») и стоп (пяточные, варусные — опора на наружный край стопы, вальгусные — опора на внутренний край стопы, эквино-варусные — передние отделы стоп повернуты внутрь или эквино-вальгусные стопы — стопы развернуты наружу. Все рефлексы как правило не нарушены и симметричны.
Синдром мышечной дистонии может быть двух типов: с преобладанием гипертонуса или гипотонии. При синдроме мышечной дистонии с преобладанием гипертонуса чаще всего гипертонус наблюдается в нижних конечностях (ногах) и в меньшей степени в верхних (руках). Гипертонус характеризуется увеличением сопротивления пассивным движениям, снижением спонтанной двигательной активности. Гипертонус превалирует в разных группах мышц: сгибателях, разгибателях или приводящих мышцах. Синдром мышечной гипертонии у разных пациентов варьирует от легкого сопротивления пассивным движениям до наличия полной скованности. При преобладании гипертонуса конечностей нарушается развитие их функций, при гипертонусе рук — хватательной способности, ног — становление опорной реакции ног, а дальнейшем задерживается умение ходить. Синдром мышечной гипотонии характеризуется снижением мышечного тонуса различной степени, а также снижением сопротивления пассивным движениям и увеличением их объема, по степени распространенности может быть как локальным так и диффузным (общим). При осмотре ребенка с гипотонусом отмечается характерная поза и снижение двигательной активности. Чем раньше появляются и чем дольше сохраняются проявления синдрома мышечной гипотонии, тем менее благоприятен прогноз.
Выделяют следующую разновидность синдрома двигательных нарушений — асимметрия мышечного тонуса. Мышечный тонус одной стороны тела отличается от тонуса другой. Иногда при этом тело изгибается дугой, и голова чаще повернута в одну сторону, ребенок начинает переворачиваться только в одну сторону, ползать, подтягивая одну ногу, ставить одну ногу на мысок, а другую на полную стопу. В дальнейшем у детей синдром двигательных расстройств может отмечаться задержка статико-моторного развития или изменение последовательности этапов приобретения двигательных навыков. У большинства детей с гипоксически-ишемической энцефалопатией и синдромом мышечной дистонии удается добиться нормализации мышечного тонуса и полного выздоровления.
Источник