Синдром мышечной дистонии у детей массаж
Нарушение тонуса мышц малыша называется дистонией. Хоть заболевание и звучит грозно, но сейчас оно диагностируется быстро и легко. Детский массаж и гимнастика при мышечной дистонии – это наиболее продуктивные меры лечения, которые доступны и эффективны как в стенах поликлиники, так и дома.
Мышечная дистония
Причины
Синдром мышечной дистонии у грудничка: что это и как его можно вылечить?
С точки зрения физиологии заболевание развивается в трех случаях:
- Нарушение кровообращения плода;
- Недоразвитие периферических мышечных нервов;
- Травма головки ребенка во время родов.
По какой причине возникает мышечная дистония? В группу риска попадают те женщины, которые во время беременности злоупотребляют алкоголем и курением (особенно первые 3 месяца), перенесли инфекционные заболевания, не следили за своим здоровьем должным образом.
Как проявляется
С самого начала рефлексы ребенка направлены на повышенный тонус мышц, и это нормально. Ручки он старается поджимать ближе к телу, ножки обычно согнуты в коленях и тазобедренном суставе.
Интересно! Симптомы мышечной дистонии у грудного ребенка становятся явными, если повышенный тонус мышц сохраняется более 3-х месяцев для рук и 4-х месяцев для ног.
Простой тест, которым пользуются неонатологи и который доступен дома: если поднять малыша за подмышки, то при гипертонусе он будет стараться встать на носочки. Визуально можно наблюдать сгибание пальцев стоп, а также ног или рук в целом.
Гипотонус – еще одно проявление дистонии у ребенка. Он проявляется уже после рождения, когда малыш не способен нормально сгибать конечности или поднимать голову. При попытке помочь грудничку его руки и ноги все равно висят. Так врачи определяют гипотонус.
Третий вариант – это дистония смешанного типа, когда мышцы одной стороны находятся в состоянии гипертонуса, а другой стороны в состоянии гипотонуса. Визуально это видно в позе ребенка: его тело изогнуто по дуге, либо он постоянно хочет лечь на один и тот же бок.
Окончательная постановка диагноза невозможна без проведения электромиографии. Процедура безвредна для малыша и максимально информативна для врача.
Эффективный массаж при мышечной дистонии у грудничка и его особенности
Лечение у грудничков
Нужно ли лечить мышечную дистонию у новорожденного ребенка? Наш ответ – да!
Комплекс терапевтических процедур состоит из трех составляющих:
- Массаж
- Гимнастика
- Медикаменты
Лекарства улучшают циркуляцию крови, которая нарушена при мышечной дистонии. В комплексе с двумя мощными физиопроцедурами – массажем и гимнастикой – можно предотвратить развитие заболевания и вылечить его.
Описание физиопроцедур
Существует три методики проведения массажа при мышечной дистонии у младенцев.
- Общие принципы лечебного массажа грудничков при гипертонусе
Положите малыша на спину и начинайте с легких поглаживающих движений в области рук и ног от кончиков пальцев и выше. Массируйте живот в направлении по часовой стрелке, избегая сильного давления в правом и левом подреберье. Не забудьте про мышцы груди.
Внимание! Переверните грудничка на живот и повторите эти движения уже с мышцами спины и внутренней частью конечностей. Алгоритм проведения расслабляющего массажа предусматривает здесь усиление давления на мышцы.
Массаж закончите нежным потряхиванием и вытяжением конечностей. Для этого руки малыша можно взять за запястья, а ноги в области лодыжек или стоп. Здесь важно не переусердствовать, чтобы не нанести вред несформированным суставам малыша.
- Общие принципы терапевтического массажа грудничков при гипотонусе
Методика массажа отличается интенсивностью проработки мышц. Лечение мышечной дистонии у новорожденного при гипотонусе требует жесткого воздействия ребрами ладони и костяшками кисти по периметру всего тела.
Ход движения сохраняется: от периферии к центру, сначала лежа на спине, а затем на животе. Во время работы массажист помогает ребенку сгибать ноги и руки в коленях, локтях с высокой периодичностью, стимулируя мышцы к простейшим движениям.
- Как делать специальный массаж при смешанном типе дистонии?
В случае смешанной дистонии процедура ничем не отличается от первых двух типов, просто она проводится с каждой стороны тела ребенка независимо. Например, если левая часть мышц туловища страдает мышечной гипертонией, то в этих областях проводится массаж при гипертонусе, а правая часть прорабатывается соответственно по принципу борьбы с гипотонусом.
Детский массаж и гимнастика при мышечной дистонии: фрагменты процедуры
Общие рекомендации
Существуют некоторые особенности массажа при дистонии у детей, игнорирование которых ослабит эффективность процедуры.
- Массаж проводится за полчаса до еды или через час после;
- В помещении необходимо создать комфортные условия;
- Малыш не должен плакать или кричать как до, так и во время процедуры;
- Из вспомогательных средств сейчас доступны специальные масла для массажа грудничков. Обычные масла и крема нельзя использовать из-за их воздействия на тонкую, ещё не сформированную кожу;
- Цель детского массажа при дистонии – это не просто массирование мышц, но улучшение периферического кровообращения и развитие рефлексов. Поэтому акцентируйте внимание еще и на движениях малыша;
- Длительность первого сеанса – 20 минут, и затем по динамике можно увеличивать продолжительность до 45 минут.
Как выполнять гимнастику?
Массировать тело малыша – это хорошо, но вместе с гимнастическими упражнениями эффект от массажа увеличится в разы. Гимнастика основана на движениях туловищем и конечностями грудничка, помогая его мышцам окрепнуть и восстановить нормальный тонус.
Вот несколько способов лечения мышечной дистонии у детей с помощью гимнастики:
- Рефлексотерапия;
- Занятия на фитболе;
- Имитация движений руками и ногами малыша.
Преодолеваем мышечную дистонию у малыша с помощью массажа и гимнастики:
Массаж детям в Москве и других городах
Занятия с ребенком можно проводить самостоятельно, но еще есть вариант обратиться к массажистам. Профессионалы своего дела готовы помочь вашему малышу, ведь преимущества массажа, как метода борьбы с дистонией неоспоримы.
На процедуры может отправить врач-педиатр или неонатолог в поликлинике, а еще можно заказать частного массажиста, который приедет прямо к вам домой!
Эффективное лечение массажем синдрома мышечной дистонии – это лучший способ вернуть здоровье малышу и предотвратить его неправильное развитие в будущем.
Источник
Нарушение функции ЦНС (центральной нервной системы) – распространенная патология у детей 1 года жизни. Диагностировать её можно с помощью оценки мышечного тонуса. Мышцы ребёнка могут находиться в постоянном напряжении – гипертонус, или же в расслабленном состоянии – гипотонус. Мышечная дистония – это чередование фазы гипотонии и гипертонии в расслабленном состоянии. Или же при попытке активного движения, напряжение мышц резко сменяется расслабленностью.
Причины нарушения двигательной функции у грудничков
Основными причинами возникновения дистонии мышц являются:
- физиологические особенности грудничков;
- нервно-психические расстройства;
- патологии внутриутробного развития;
- наследственные болезни;
- родовые травмы;
- инфекционные болезни поражающие нервную систему.
У грудничков ещё не развита мускулатура, нервная система оканчивает своё формирование – это выражается в хаотических и спонтанных движения. В норме, у новорожденных преобладает гипертонус мышц. Поэтому для малышей характерна следующая поза: ладони сжаты, руки в локтях согнуты и прижимаются к туловищу. Ноги слегка отведены и согнутые в бёдрах и коленях, приведены к животу. Состояние физиологической гипертонии исчезает к 2 – 3 месяцам в руках и к 4 – 5 – на ногах.
Для недоношенных детей характерна расслабленность мышц – гипотония, в 1,5 – 2 месяца она сменяется гипертонусом, который сохранятся, пока ребёнку не исполнится 5 – 6 месяцев.
В чем опасность?
Во время длительного напряжения мускулатуры, в мышцах образуется молочная кислота, она вызывает болезненные ощущения. При гипотонии мускулатура ребёнка не развивается, возникает дистрофия мышц. В некоторых случаях повышение и снижение тонуса мышц чередуются. Такое состояние называется – дистоническими атаками, и наблюдается у детей перенёсших гемолитическую болезнь. Также дистония может являться симптомом заболеваний ЦНС.
Синдром гипертонуса характерен для:
- повышенного внутричерепного давления;
- гнойного менингита;
- билиарной энцефалопатии;
- внутриутробных инфекций с поражением ЦНС;
- внутричерепной родовой травмы.
Несмотря на то, что синдром гипертонуса мышц характерен для новоржденных, следует обратить внимание, не усиливается ли он. Нарастание мышечного гипертонуса характерно для ДЦП (детского церебрального паралича).
Синдром гипотонуса проявляется при:
- врождённых нервно-мышечных заболеваниях;
- асфиксии;
- внутричерепной и спинальной травме;
- поражении периферической нервной системы.
- наследственных нарушениях обмена веществ.
Важно знать! Синдром гипотонуса свидетельствуют о наличии более серьёзных заболеваниях, чем гипертонус.
Симптомы дистонии
Для изучения тонуса грудничка используют специальные методы:
- визуальная оценка позы ребёнка;
- проба на тракцию;
- симптом возврата;
- положение «свободного подвешивания»;
- оценка тонуса верхних и нижних конечностей.
Визуальный осмотр. Определить нарушения мышечного тонуса, можно визуально оценивая позу ребёнка во время сна и бодрствования. Для доношенных детей характерна напряжённая поза. С возрастом гипертония мышц постепенно должна снижаться. В норме тонус симметричных мышц должен быть одинаковый.
Для оценки мышечного тонуса необходимо малыша раздеть и положить на живот, на пеленальный столик. Грудничку в возрасте 3 – 4 месяцев такое положение нравится, он уже способен держать голову и свободно поворачивать её в разные стороны. Туловище должно быть прямое. Чтобы проверить, нужно провести мысленную линию от середины затылка до межъягодичной складки. Смещение линии в одну сторону свидетельствует о патологии.
Проба на тракцию. Лежащего на спине малыша берут за запястья и тянут на себя. Сразу руки ребёнка разгибаются в локтевом суставе, затем ребёнок всем телом подтягивается к рукам. При гипертонусе отсутствует разгибание рук, при гипотонусе – отсутствует вторая фаза. Ассиметрические движения свидетельствуют о наличии пареза или вялого паралича.
Симптом возврата. Определяют тонус мышц у новорожденных детей. Ребёнок лежит на спине с согнутыми ногами. Врач разгибает их, удерживая в выпрямленном состоянии 5 минут. Резко отпускает и ноги сразу же возвращаются в прежнее положение. При гипотонусе возврата не происходит.
Положение «свободного подвешивания». В норме новорождённый лёжа на ладони у врача лицом вниз удерживает голову на одной линии с туловищем. Руки и ноги согнуты. При умеренной гипотонии голова и ноги ребёнка свисают. При выраженном ослаблении тонуса опускаются и руки.
Оценка тонуса конечностей. Для определения тонуса мышц верхних конечностей, руки ребёнка поднимают вверх — определяя при этом, насколько он сопротивляется. Для оценки тонуса нижних конечностей ноги разводят в сторону. Показатели зависят от возраста малыша.
Оценку мышечного тонуса должен проводить врач-невролог.
Лечение дистонического синдрома
В зависимости от причины вызвавшей нарушение двигательных функций, лечение назначает врач педиатр, невропатолог или инфекционист. Если дистония мышц не связана с тяжёлым состоянием и является скорее физиологическим состоянием, то рекомендуют:
- гимнастику;
- массаж.
При выраженном гипертонусе желательно делать малышу расслабляющий массаж — для этого применяют поглаживающие приёмы (они должны быть мягкими и медленными). Из специальных методов помогает расслабить мышцы потряхивание. Для этого плотно захватывают ручку или ножку грудничка и выполняют мелкие колебательные движения.
Расслабить напряжённые мышцы поможет точечная вибрация. Подушечкой пальца надавливают на определённую зону с одновременной вибрацией. Колебательные движения должны быть в виде мелкого дрожания. Скорость движений должна изменятся. Сразу медленные, в середине – быстрые, и в конце – замедляющиеся. Давление на точку также необходимо изменять. Сразу надавливать поверхностно, затем глубже, но к концу процедуры давление должно ослабевать.
Также проводят серию гимнастических упражнений:
- Поза эмбриона. Руки грудничка скрещены на груди, ноги согнуты, колени приведены к животу, голову пригибают вперёд. Поза фиксируется руками взрослого и в таком положении ребёнка плавно покачивают.
- Покачивание на мяче. Кладут малыша животом и грудью на специальный мяч, придерживают и медленно покачивают его.
- Покачивания на весу. Грудничка держат вертикально и слегка покачивают из стороны в сторону (лучше всего такое упражнение проводить в воде).
- Плавание. Купать ребёнка необходимо в тёплой воде, совершая плавательные движения. В воду можно добавить масло лаванды или экстракт хвои — они помогут снизить напряжение мышц.
Важно знать! Лечение гипотонуса проводится только в соответствии с врачебным назначением.
Дистония мышц у грудничков является чаще всего физиологической. Чтобы нервно-моторное развитие малыша было нормальным и соответствовало возрасту, с ним необходимо проводить гимнастические упражнения, делать ему массаж.
Источник
Здравствуйте! Нам 5 месяцев, невролог написала синдром мышечной дистонии. Лекарства, массажи скоро начнём делать.
У кого было? Можно ли справится с этой дистонией в таком возрасте? ( знаю деткам ставят в 1-2 месяца, потом проходит все) Какие последствия? Чем грозит?
Комментарии
Lorana
25 декабря 2015, 20:20
У нас дистония с рождения, делали массаж, в итоге поползли по-пластунски в 6,5, на четвереньках почти в 8, встали почти в 9) сами не ходим, но ноги с опорой переставляем не осознанно, вообщем ничем особым от других детей нашего возраста не отличаемся, к 9 мес нагнали все, что другие делали чуть раньше, при грамотном подходе все будет хорошо))
РоÑÑиÑ, ÐÑаÑнодаÑ
СпаÑибо за оÑвеÑ! УÑпокоили)))
Ðак вÑаÑи лÑбÑÑ Ð½Ð¾Ð¾ÑÑÐ¾Ð¿Ñ Ð¿Ñи гипо или Ð³Ð¸Ð¿ÐµÑ ÑонÑÑе!!!! ÐеÑжели лекаÑÑÑво Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑлÑÑÑиÑÑ Ð¼ÑÑÑÑ?ð³ð ТолÑко маÑÑаж и ниÑего более. ÐоÑиÑайÑе пÑежде Ñем колоÑÑ Ñебенка, ÑÑо вам назнаÑили? ÐоÑÑекÑин? ÐкÑовегин? Ðлавали, знаем… ÐÑÐµÐ½Ñ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½ÐµÐ½Ð½Ð¾ Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑа и ÑовеÑÑенно беÑполезно Ð´Ð»Ñ ÐµÐ³Ð¾ мÑÑÑ. У Ð½Ð°Ñ Ð±Ñла ÑÐ°ÐºÐ°Ñ Ð¿Ñобоема Ñо ÑÑаÑÑим, каждÑй меÑÑÑ Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð¸ к невÑÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ñ Ð¸ каждÑй меÑÑÑ Ð½Ð°Ð·Ð½Ð°Ñала новÑй нооÑÑоп, Ñ Ð´Ð¾ 4 м деÑжалаÑÑ, поÑом ÑдалаÑÑ, пÑоÑÑавили ÐоÑÑекÑин, Ñебенок оÑал еÑе меÑÑÑ Ð¿Ð¾ ноÑам. РезÑлÑÑаÑа нолÑ, ÑолÑко поÑле маÑÑажа бÑл пÑогÑеÑÑ. ÐÑе Ñмелки поÑле оÑеÑедного кÑÑÑа. Ðелали до года, в ÑазвиÑии не оÑÑÑавали. СейÑÐ°Ñ Ñ Ð¼Ð»Ð°Ð´Ñего Ð»ÐµÐ³ÐºÐ°Ñ Ð´Ð¸ÑÑÐ¾Ð½Ð¸Ñ Ð² веÑÑ Ð½ÐµÐ¹ ÑаÑÑи, Ñ Ð·Ð°Ð²ÑÑаÑнего Ð´Ð½Ñ Ð½Ð°Ñинаем маÑÑаж. ÐевÑолог в ÑÑÐ¾Ñ Ñаз попалаÑÑ Ñ Ð¾ÑоÑÐ°Ñ Ð¸ адекваÑнаÑ, Ñказала маÑÑажа более Ñем Ñ Ð²Ð°ÑиÑ
РоÑÑиÑ, ÐипеÑк
РпÑинÑипе доÑÑаÑоÑно Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°Ñала ÑолÑко маÑÑажа, поÑле маÑÑажа новÑе Ñмелки ÑмоÑÑиÑе ÑеÑез 2 недели
РоÑÑиÑ, ÐелгоÑод
Ðозже бÑдÑÑ Ð½Ð°Ð²Ñки поÑвлÑÑÑÑÑ (пеÑевоÑоÑÑ, ползание, Ñ Ð¾Ð´Ñба)
УÑÑиÑе, ÑÑо оÑÐµÐ½Ñ Ð¼Ð°Ð»Ð¾ маÑÑажиÑÑов ÑмеÑÑ ÑабоÑаÑÑ Ñо ÑниженнÑм ÑонÑÑом. ÐÑе делаÑÑ Ð¾Ð±Ñий маÑÑаж, коÑоÑÑй Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð² оÑновном деÑÑм Ñ Ð¿Ð¾Ð²ÑÑеннÑм ÑонÑÑом. ÐаÑÑаж ÑаÑÑлаблÑÐµÑ ÐµÑе болÑÑе в иÑоге. ÐолÑÑе Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¼Ð°ÑеÑинÑкий маÑÑаж.
ÐекаÑÑÑва какие пÑопиÑали? Типа панÑогам, диакаÑб, коÑÑекÑин ….ÑÑо-Ñо из ÑÑого? СÑандаÑÑнÑй Ð½Ð°Ð±Ð¾Ñ Ð½ÐµÐ²Ñологов Ð¾Ñ Ð»Ñбой пÑоблемх.Ðни не помогаÑÑ.
РоÑÑиÑ, ÐÑаÑнодаÑ
То ÑÑо не позже наÑнÑÑ — ÑÑого Ñ Ð½Ðµ боÑÑÑ, главное ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ð°Ñал!!! ÐаÑÑажиÑÑка Ñ Ð½Ð°Ñ Ñ Ð¾ÑоÑаÑ, дай Ðог поможеÑ! Риз лекаÑÑÑв ÑоÑно не Ð¿Ð¾Ð¼Ð½Ñ ÐºÐ°ÐºÐ¸Ðµ именно, ÑÐºÐ¾Ð»Ñ Ð¸ ÑаблеÑки, и Ñо и дÑÑгое на бÑÐºÐ²Ñ Ð¦…)
У Ð²Ð°Ñ Ð¶Ðµ не пеÑвÑй Ñебенок! ÐÑ Ð¾ Ñем вообÑе?)))) еÑли Ð½ÐµÑ ÑвнÑÑ Ð¿Ñоблем, а пÑоÑÑо диÑÑониÑ, Ñо вÑе Ð²Ð°Ñ Ñебенок наÑÐ½ÐµÑ Ð¸ даже глÑпоÑÑи не дÑмайÑе)))) Тем более маÑÑажиÑÑка Ñ Ð¾ÑоÑаÑ, мÑÑÑÑ ÑÑениÑÑÑÑÑÑ ÑолÑко Ñиз нагÑÑзкой. ÐапÑÐ¸Ð¼ÐµÑ ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑиÑÑ Ñ Ð¾ÑоÑий биÑÐµÐ¿Ñ ÐµÐ³Ð¾ надо поÑÑоÑнно каÑаÑÑ, ÑидеÑÑ Ð½Ð° диване и пиÑÑ Ð¿ÑоÑеин беÑполезно. ÐÑо Ñ Ð²Ð°Ð¼ обÑазно, Ñ Ð´ÐµÑÑкими мÑÑÑами Ñоже Ñамое
РоÑÑиÑ, ÐÑаÑнодаÑ
ÐÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ ÐµÑÑÑ, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¿ÐµÑеживаÑ. РебÑноÑек ÑодилÑÑ Ð½ÐµÐ´Ð¾Ð½Ð¾ÑеннÑй, ÑооÑвеÑÑвенно ÑиÑки оÑложнений оÑÐµÐ½Ñ Ð²ÐµÐ»Ð¸ÐºÐ¸, пÑÑаÑÑÑ Ð½Ð¸Ñего не пÑопÑÑÑиÑÑ, леÑиÑÑ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð»ÐµÐºÑно и ÑвоевÑеменно.
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
ÐедоноÑеннÑм лÑÑÑе Ñ Ð½Ð¾Ð¾ÑÑопами не ÑиÑковаÑÑ. ÐаÑÑаж, ÐФÐ. Ðам маÑÑаж помог пÑи диÑÑонии, ниÑего не пÑинимали из пÑепаÑаÑов, да и не назнаÑали
ÐлÑÑÑÑ! Ð Ñвое вÑÐµÐ¼Ñ Ð½Ð°ÑиÑалаÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ пÑо нооÑÑÐ¾Ð¿Ñ Ð¸ диÑÑониÑ, Ñоже Ð¾Ð¾Ð¾Ñ Ð¿ÐµÑеживала. ÐÑÑаÑи нам пÑимеÑно в год ÑнÑли диагноз и Ñ ÑÑеÑа. Ð¡ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð¼Ð»Ð°Ð´ÑÐµÐ¼Ñ Ð½Ð°Ñали маÑÑаж, диÑÑÐ¾Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð»ÐµÑевого поÑÑа , ÑÑÑек, маÑÑажиÑÑ Ð¾Ñ Ñ Ð¾ÑоÑаÑ, Ñказала ÑигнÑ, вÑе ÑеÑим
РоÑÑиÑ, ÐÑаÑнодаÑ
Рво ÑколÑко меÑÑÑев Ñ Ð²Ð°Ñ ÑнÑли диагноз диÑÑонии?
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
Ð 9,5 меÑ
РоÑÑиÑ, ÐелгоÑод
ÐаÑÐ½ÐµÑ Ð¾Ð±ÑзаÑелÑно. Рбез лекаÑÑÑв. ÐÑÑÑ ÑоÑÑм вÑаÑей — ÑÑÑмедÑеÑвеÑ. Там много об ÑÑом напиÑано. ÐÑаÑи ÑеалÑнÑе.
Я ÑÑо-Ñо не ÑÑоÑнила. У Ð²Ð°Ñ Ñнижен ÑонÑÑ, как Ñ Ð¿Ð¾Ð½Ñла? Ðли наобоÑоÑ,повÑÑен?
РоÑÑиÑ, ÐÑаÑнодаÑ
У Ð½Ð°Ñ Ð¼ÑÑеÑÐ½Ð°Ñ Ð´Ð¸ÑÑÐ¾Ð½Ð¸Ñ — ÑÑо Ð³Ð¸Ð¿ÐµÑ Ð¸ гипо ÑонÑÑ Ð²Ð¼ÐµÑÑе, в ÑазнÑÑ ÑаÑÑÑÑ Ñела(
РоÑÑиÑ, ÐелгоÑод
Ðак нам обÑÑÑнÑл деÑекÑолог. ÐÑи пониженном ÑонÑÑе Ñ Ñебенка бÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð²ÑÑеннÑй ÑаÑÑиÑно, Ñ.к. Ñебенок пÑÑаеÑÑÑ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿ÐµÐ½ÑиÑоваÑÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð½Ñй ÑонÑÑ. ÐÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð¿Ñивела Ñакой: пÑедÑÑавÑÑе, ÑÑо Ð²Ñ Ð¸Ð´ÐµÑе по ÑÐ¾Ð½ÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð±ÑевнÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑдеÑжаÑÑ ÑавновеÑие, Ð²Ñ Ð±ÑдеÑе напÑÑгаÑÑ Ð½Ð¾Ð³Ð¸ и дÑÑгие мÑÑÑÑ. ÐÑимеÑно Ñо же Ñамое Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ñебенок. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð´ÐµÐ»Ð°ÑÑ Ð¼Ð°ÑÑаж Ð´Ð»Ñ ÑÐ½Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑонÑÑа в напÑÑженнÑÑ Ð¼ÑÑÑÐ°Ñ ÐºÐ°ÑегоÑиÑеÑки нелÑзÑ.
Источник