Синдром моторной неловкости у детей

Синдром моторной неловкости у детей thumbnail

Все дети в ходе своего роста и развития проходят через стадию неуклюжести. Если жалобы на трудности координации и нарушения мелкой моторики сохраняются после 7 лет, необходимо выяснить, нет ли у этого ребенка диспраксии.

Диспраксия (синдром «неуклюжего ребенка», координационная неловкость, трудности двигательных реакций) — это такое расстройство двигательной системы, когда ребенок с трудом координирует свои действия во время выполнения сложных и целенаправленных движений, но при этом у него нет ни параличей, ни нарушений мышечного тонуса.

От 6 до 20% детей страдают диспраксией. По результатам последних исследований нарушение развития двигательных функций выявляется примерно у 50% детей, имеющих последствия гипоксически-ишемического повреждения головного мозга во время перинатального периода.

До 10% англичан обнаруживают у себя симптомы диспраксии, причем мужчины страдают в 4 раза чаще женщин. Английский актер Дэниель Редклифф в 2008 году признался, что страдает этим нарушением, но болезнь протекает у него в легкой форме, и самая большая трудность для него — это завязать шнурки.

Причины возникновения диспраксии окончательно неизвестны, но последние нейрофизиологические исследования указывают на то, что болезнь может вызываться недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не их повреждением. Особую роль в развитии данного заболевания играет гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде.

Нарушение праксиса (способности к выполнению целенаправленных движений) может быть диагностировано только после седьмого года жизни, когда её можно отличить от расстройств координации и двигательных нарушений.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом.

Проявления синдрома «неуклюжего ребенка»:

  • Задержки физического развития.
  • Ребенок медленно учится одеваться и самостоятельно есть.
  • Ребенок неаккуратен во время приема пищи, плохо пользуется ножом или вилкой
  • Неловкости в выполнении любых целенаправленных действий
  • Ребенок не может или плохо прыгает, плохо катается на велосипеде, часто падает на ровном месте и спотыкается при ходьбе.
  • Ребенок плохо играет в мяч.
  • Имеются трудности в письме и рисовании.
  • Различные психоэмоциональные и поведенческие комплексы.
  • Нестабильная и вялая осанка.

Дети с таким диагнозом испытывают определенные трудности в социальных отношениях, часто сверстники отказываются контактировать с ними. «Неумелому» ребенку не легко соответствовать здоровым детям в повседневной жизни. Такие дети характеризуются повышенной утомляемостью, ведь энергетические затраты на выполнение обычных ежедневных задач у них значительно выше, чем у здоровых сверстников.

Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.

Советы родителям:

  • Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков.
  • Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат.
  • Обязательно соблюдать режим дня.
  • Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.
  • Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.
  • Быть терпеливым к своему ребенку.

Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:

«На ощупь».

(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).

В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.

«Замок».

(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).

Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.

Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя — к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.

«Чья лошадка быстрее».

(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).

Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.

Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.

«Поймай мяч».

(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).

Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

автор публикации: детский врач-невролог корпуса клиники на Новослободской — Сущева Е.М.

Возврат к списку публикаций

Источник

Неуклюжесть — первый и наиболее очевидный признак того, что у ребенка моторная неловкость. Чем раньше родителями будет замечено подобное отклонение и предприняты соответствующие меры, тем легче будет его исправить. Таким детям трудно удерживать равновесие, контролировать положение и перемещение своего тела в пространстве. Они опасаются спуска с любых возвышенностей, будь то лестницы или даже пригорок. Им с трудом дается подъем вверх или перелезание через спортивные снаряды на детских площадках.

Читайте также:  Бас и синдром бас что это

Детская неловкость вызывает определенные трудности и в процессе одевания: протекает он крайне медленно, и особенно большие затруднения вызывает застегивание пуговиц и завязывание шнурков. То же самое можно сказать и об обращении со столовыми приборами. Также у них не вызывают ни малейшего интереса такие продуктивные и изобразительные виды деятельности, как лепка, рисование и др.
Моторная неловкость у ребенка выражается как слишком пассивным поведением (отсутствие интереса к активным играм и движениям), так и чрезмерно активным, а местами даже агрессивным (невозможность соизмерения своих усилий, беспокойство и несосредоточенность в играх, поломка игрушек, впадение в ярость без видимых на то причин). Именно таким детям часто ставится диагноз «СДВГ».

Если вами уже не раз было замечено, что ребенок испытывает трудности при выполнении обычных для любого из нас действий, неуклюж, нескоординирован, у него все валится из рук — обратитесь за консультацией к нейропсихологу.

В детском возрасте физиологическое и физическое развитие тесно связано с психическим развитием. Моторная неловкость может быть показателем задержки формирования высших психических функций и создавать трудности для формирования функциональных структур мозга. В первую очередь будет страдать внимание, нейродинамические процессы, кинетический и кинестетический праксиз, соматогнозис.
Эффективной помощью для моторно неловких детей является нейропсихологическая коррекция, в рамках которой, в соответствии с закономерностью нормального развития, ими в строго установленной последовательности выполняются специальные упражнения. Простые движения являются основой для выполнения более сложного моторного комплекса упражнений, с помощью которых приводятся в действие те зоны мозга, что должны были активизироваться еще на этапе младенчества.

Моторная неловкость у ребенка ни в коем случае не должна сопровождаться какими-либо ограничениями в движении: он должен как можно больше бегать и прыгать, бросать и ловить мяч. Его энергия должна быть направлена в «нужное русло». И тогда под руководством нейропсихолога моторная неловкость у ребенка будет превращаться в ловкость, меткость, точность и быстроту реакций. Ребенок приобретёт все те навыки, которые необходимы для успешного обучения в школе.

Нейропсихологами и кинезиологами разработаны различные сенсо-моторные программы, направленные на преодоления трудностей овладения собственным телом.

Особенно полезным является любимое многими детьми хождение по бордюру. Благоприятное влияние на развитие оказывают также йога, цигун, ушу, игра на музыкальных инструментах. Однако при этом важно помнить о том, что до 6-7-летнего возраста нежелательна перегрузка ребенка интеллектуальным развитием (чтение, письмо, логические задачи) — у дошкольников в большей степени должны развиваться функции правого полушария — восприятие собственного тела, моторные навыки, ориентирование в пространстве, изобразительные виды деятельности, конструирование.

Источник

Нейропсихологи о моторной неловкости

Моторная неловкость имеет и другие названия: диспраксия, нарушения моторики – крупной и мелкой, нарушения координации движений.

Нарушение моторики может повлиять на способность ребенка повседневные задачи: прыжки или захват карандаша. У одних детей — мягкие симптомы, а у других — более серьезные.

Моторная неловкость не является признаком мышечной слабости или низкого интеллекта. Это особенность мозга, которая затрудняет координацию движений. Дети с моторной неловкостью кажутся неуклюжими, их движения несоразмерными. Может быть недостаточной и мелкая моторика – трудности в выполнении четких движений пальцами в конструировании, лепке, письме. Иногда моторная неловкость распространяется и на артикуляцию – движение языка, губ, необходимые для правильного произношения.

ФАКТЫ

Моторную неловкость нельзя перерасти.

Ее можно уменьшить с помощью профессиональной помощи специалистов: врача, физиотерапевта, нейропсихолога, логопеда.

У мальчиков моторная неловкость проявляется чаще, чем у девочек.

Как выглядит моторная неловкость?

В раннем и дошкольном возрасте:

· Задержка моторного развития: дети с нарушениями моторики позже начинают переворачиваться, сидеть, ходить.

· Ребенок долго испытывает трудности при самообслуживании, либо вообще отказывается от него: самостоятельное одевание, еда с помощью столовых приборов, питье из чашки.

· Ребенок не в состоянии ездить на трехколесном велосипеде или играть в мяч.

· Не может научиться прыгать на двух ногах.

· Ребенок долго не пользуется горшком.

· Задержка речевого развития и/или нарушение звукопроизношения.

· Избегает игры, связанные с конструированием.

· Поздняя латерализация (определение ведущей руки – левой или правой). Действия и правой, и левой производит одинаково слабо и неточно.

· Часто наталкивается на людей и предметы.

· Часто роняет предметы.

У школьников:

· Ребенок пытается избежать занятий спортом или гимнастикой, не может научиться ездить на велосипеде.

· Письмо занимает много времени и требует значительных усилий.

· Избегает игр и действий, требующих координации рук и глаз.

Читайте также:  Нефротическая форма и нефротический синдром

· Ему трудно заполнить и выполнить инструкции.

· Ребенок не может долго сидеть в одной позе или стоять из-за слабого мышечного тонуса. Это может выглядеть как проблема с усидчивостью.

· Часто забывает и теряет вещи.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ С МОТОРНОЙ НЕЛОВКОСТЬЮ

При коррекции и поддержке дети с моторной неловкостью могут улучшить свой мышечный тонус и координацию с течением времени.

Если вы думаете, что у вашего ребенка может быть моторная неловкость, обратитесь сначала к врачу, чтобы исключить неврологические состояния. В дальнейшем диагностику проводит нейропсихолог: беседует с родителями, собирая анамнез; просит ребенка выполнить физические задания, чтобы оценить силу, мышечный тонус, координацию.

Если у ребенка подтверждается моторная неловкость, ему могут быть рекомендованы специальные занятия, направленные на улучшение координации, мышечного тонуса, крупной и мелкой моторики. При необходимости подключается логопед.

ЧТО МОГУТ РОДИТЕЛИ?

Вы можете помочь вашему ребенку с моторной неловкостью.

· Поощряйте физическую активность. Любая игра, которая стимулирует физическую активность, поможет вашему ребенку развивать двигательные навыки. Все равно, что это будет: плаванье в бассейне или игра в прятки, ребенку с нарушением моторики это будет полезно для развития ощущения своего тела.

· Собирайте паззлы. Паззлы могут помочь вашему ребенку работать с визуальным или пространственным восприятием. Они также могут помочь вашему ребенку улучшить мелкие моторные навыки.

· Купите ребенку необычные пишущие инструменты. Цветные ручки, необычные карандаши, линеры, ароматические маркеры – помогут поддержать интерес ребенка к письму.

· Набор текста на клавиатуре. Возможно, набор текста на клавиатуре дастся ребенку проще, чем письмо. Почему бы не попробовать?

· Хвалите усилия своего ребенка. Отмечайте даже самые незначительные успехи.

· Следуйте рекомендациям специалистов. Специалисты помогут разработать план занятий для улучшения моторных функций. Эти игры и упражнения можно использовать дома.

Источник

центр детской психологии Август

Наряду с моторной неловкостью родители нередко могут услышать ещё и такие схожие термины как нарушения моторики – крупной и мелкой, нарушения координации движений и диспраксия.

Нарушение моторики может повлиять на способность ребенка выполнять повседневные задачи:
• прыжки или захват карандаша,
• игру с мячом,
• завязывание шнурков и др. 
У некоторых детей эти проявления лёгкие, а у других — более серьезные. 

Моторная неловкость не является признаком мышечной слабости или низкого интеллекта. Это особенность мозга, которая затрудняет координацию движений. Дети с моторной неловкостью кажутся неуклюжими, их движения несоразмерными. Может быть недостаточной и мелкая моторика – трудности в выполнении четких движений пальцами в конструировании, лепке, письме. Иногда моторная неловкость распространяется и на артикуляцию – движения языка, губ, необходимые для правильного произношения.

Факты

● Моторная неловкость часто не диагностируется, но по подсчётам последних исследований может наблюдаться у 4-10 процентов детей.
● У мальчиков моторная неловкость проявляется чаще, чем у девочек.
● Моторная неловкость сопровождает человека всю жизнь.
● Её проявления можно уменьшить с помощью профессиональной помощи специалистов: врача, физиотерапевта, нейропсихолога, логопеда.

Как выглядит моторная неловкость?

В раннем и дошкольном возрасте:
• задержка моторного развития: дети с нарушениями моторики позже начинают переворачиваться, сидеть, ходить;
• ребенок долго испытывает трудности при самообслуживании, либо вообще отказывается от него: самостоятельное одевание, еда с помощью столовых приборов, питье из чашки;
• ребенок не в состоянии ездить на трехколесном велосипеде или играть в мяч;
• не может научиться прыгать на двух ногах; 
• избегает игр, связанных с конструированием; 
• позднее определение ведущей руки – левой или правой. Действия и правой, и левой производит одинаково слабо и неточно; 
• часто наталкивается на людей и предметы, спотыкается, падает;
• часто роняет предметы

У школьников:
• ребенок пытается избежать занятий спортом или гимнастикой, не может научиться ездить на велосипеде; 
• письмо занимает много времени и требует значительных усилий; 
• избегает игр и действий, требующих координации рук и глаз;
• ребенок не может долго сидеть в одной позе или стоять из-за слабого мышечного тонуса. Это может выглядеть как проблема с усидчивостью.

Что делать? 

● При коррекции и поддержке дети с моторной неловкостью могут улучшить свой мышечный тонус и координацию с течением времени.
● Если вы думаете, что у вашего ребенка может быть моторная неловкость, обратитесь сначала к врачу, чтобы исключить неврологические состояния. В дальнейшем диагностику проводит нейропсихолог: беседует с родителями, собирая анамнез; просит ребенка выполнить физические задания, чтобы оценить мышечный тонус и координацию.
● Если у ребенка подтверждается моторная неловкость, ему могут быть рекомендованы специальные занятия, направленные на улучшение координации, мышечного тонуса, крупной и мелкой моторики. При необходимости подключается логопед.

Чем могут помочь родители?

• Поощряйте физическую активность. Любая игра, которая стимулирует физическую активность, поможет вашему ребенку развивать двигательные навыки. Все равно, что это будет: плаванье в бассейне или игра в прятки, ребенку с нарушением моторики это будет полезно для развития ощущения своего тела.
• Собирайте паззлы, вырезайте аппликации. Такой вид занятий помогут вашему ребенку работать с визуальным и пространственным восприятием. Они также могут помочь вашему ребенку улучшить мелкие моторные навыки.
• Купите ребенку необычные пишущие инструменты. Цветные ручки, необычные карандаши, линеры, ароматические маркеры – помогут поддержать интерес ребенка к письму.
• Хвалите усилия своего ребенка. Отмечайте даже самые незначительные успехи.
• Следуйте рекомендациям специалистов. Специалисты помогут разработать план занятий для улучшения моторных функций. Эти игры и упражнения можно использовать дома.

Читайте также:  Реферат синдром длительного сдавления ткани

Источник

Страница 8

Выявляется общая моторная неловкость детей, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность движений. Отмечается понижение моторной активности, недостаточная ритмичность, нарушение динамического и статического равновесия (не могут стоять и прыгать на одной ноге, ходить на носках и на пятках, бросать и ловить мяч, ходить по бревну и т. д.). Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук. Имеются данные о преобладании у детей с моторной алалией левшества и амбидекстрии. Одни дети расторможены, импульсивны, хаотичны в деятельности, гиперактивны, другие, наоборот, вялые, заторможенные, инертные, ас-понтанные.

У детей отмечается недоразвитие многих высших психических функций (памяти, внимания, мышления и др.), особенно на уровне произвольности и осознанности.

При алалии имеются особенности памяти: сужение ее объема, быстрое угасание возникших следов, ограниченность удержания словесных раздражителей и т. д. Особенно страдает вербальная память — произвольная, опосредованная, включающая память на слова, фразы, целостные тексты. Вербальная память является специфической человеческой памятью в отличие от двигательной, образной, эмоциональной. При зрительном подкреплении дети запоминают материал легче, речезрительная память оказывается более развитой. Трудности в подборе слов вместе с забыванием слов и затруднениями в воспроизведении их структуры резко ограничивают возможности произвольного высказывания ребенка. Отмечается снижение активной направленности в процессе припоминания сюжетной линии, последовательности событий, недостаточная активность наблюдательности, дети как бы скользят взором по картинке, не видя, не улавливая существенных деталей.

В ряде случаев у них развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность у детей отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам и т. д. Иногда дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку приводит к тому, что они стараются обойти речевую трудность, отказываются от общения речью, охотнее используют жесты.

Особенности личности ребенка связаны с недоразвитием центральной нервной системы и являются результатом того, что речевая неполноценность выключает ребенка из детского коллектива и с возрастом все больше травмирует его психику. Отмечаются трудности формирования гнозиса, праксиса, пространственного и временного синтеза, опосредованных речью, ограниченность и неустойчивость внимания, восприятия, продуктивной деятельности.

Специфические особенности в протекании познавательной предметно-практической деятельности детей с алалией различны по содержанию, степени обобщенности способов деятельности, по уровню выполнения. И. Т. Власенко, В. В. Юртайкин (1981), отмечая отставание в усвоении школьной программы у таких детей, говорят о несформированности у них обобщений, планирующей и регулирующей функции речи.

Вопрос об интеллекте детей с алалией решается исследователями неоднозначно. М. В. Богданов-Березовский (1909), Р. А. Белова-Давид (1972) и другие считают, что мышление у таких детей первично нарушено. Именно это приводит к недоразвитию языковой способности. М. В. Богданов-Березовский говорил, что детские афазии (алалии) не только связаны с нарушением определенных участков мозга и следствием этого имеют расстройство во всей речевой функции, но также обязательно находят свое отражение в общей сфере интеллекта.

Тонкости педагогики:

Сочетание обучения с научной деятельностью
Обучение в Германии делает основной акцент на практических аспектах, а также подразумевает совмещение учебного процесса с научными исследованиями. Соответственно подбирается и профессорско-преподавательский состав — это преподаватели, имеющие большой опыт работы по специальности (не менее 5 лет). Т …

Трудовое воспитание как педагогическая проблема
В основе предисловия к раскрытию темы о трудовом воспитании могут быть слова В.А.Сухомлинского: « Нет и быть не может воспитания вне труда, потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать» (22, с.164) и К.Д.Ушинского: «Но воспитание не только должно внушать воспитаннику уваже …

Воспитание нравственных качеств
у детей дошкольного возраста
Нравственное воспитание личности – длительный и сложный процесс и его успешное осуществление требует согласованности действий всех участников педагогического процесса: детей, воспитателей, родителей. Основная задача детского сада в области нравственного воспитания детей заключается в том, чтобы обе …

Источник