Синдром моющих рук у ребенка

Синдром моющих рук у ребенка thumbnail

Частое мытье рук ребенком может быть признаком невроза навязчивых состояний

Здравствуйте, дорогие читатели. Недавно поступил новый очень интересный вопрос: «Здравствуйте! У меня такой вопрос: моему брату 10 лет, он очень часто моет руки. Стер их так, что появилось раздражение. Это что-то нервное? Как ему помочь?».

Сначала обратимся к теории.

Навязчивые состояния – непроизвольно возникающие и чуждые личности, обычно неприятные представления, воспоминания, сомнения, страхи, мысли, навязчивые движения и действия, стремления при сохранности критического к ним отношения и попытках борьбы с ними.

 Данный вид общего невроза возникает преимущественно у лиц мыслительного типа с тревожно-мнительными чертами характера. Основным этиологическим фактором, как и при всех неврозах, является психотравма, обычно хронически действующая. Это преимущественно неправильный или противоречивый тип воспитания, предъявление ребенку требований, превышающих его возможности, частые нарекания и насмешки со стороны родителей и окружающих лиц. Еще в раннем возрасте такие дети обычно пугливы, нерешительны, робки и застенчивы, боятся новизны и самостоятельного решения даже простых проблем.

 В настоящее время выделяются два основных вида невроза навязчивых состояний: навязчивые страхи (фобический невроз, от лат. phobia – страх, боязнь) и навязчивые действия (от лат. obsessio – осада, блокада). Они могут проявляться как в изолированном виде, так и в сочетании навязчивых страхов и навязчивых действий, встречаются примерно одинаково часто у лиц мужского и женского пола, хотя отмечается некоторое преобладание у мальчиков.

 Иногда неосторожно сказанная фраза может оставить глубокий след в ранимой детской душе. А что касается семейных размолвок и всяких ссор, то их нужно решать в отсутствие ребенка (а еще лучше не заводить вообще, насколько это возможно). К тому же очень трудно скрыть от детей ненормальные взаимоотношения родителей. Они могут не видеть и не слышать родительских конфликтов, но хорошо чувствуют (больше, чем нам кажется) семейное неблагополучие.

 Частое мытье рук по несколько раз в день может быть проявлением навязчивых действий, а они, в свою очередь, – следствием внутренних проблем ребенка. Испытывая определенные переживания, ребенок часто не способен их осознать, озвучить и тем более самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. И тогда внутренние переживания переходят во внешние проявления, ритуалы.

 Ребенок также может переживать навязчивые мысли – обсессии, как правило, неприятные. Например, страх заболеть. Спровоцировать обсессии способно любое незначительное событие (чтение или фильм о различных микроорганизмах, болезнь близких людей и т.п.).

 Для борьбы с обсессиями применяются защитные действия – компульсии. Они представляют собой ритуалы, призванные предотвращать или минимизировать опасения. В данном случае это постоянное мытье рук, счет, смена нижнего белья.

 Например, чтобы снять с себя страх возможного будущего заболевания, ребенку приходится мыть руки определенное количество раз (при этом считать разы). Проведя ритуал, человек испытывает временное облегчение, однако спустя какое-то время все повторяется заново.

 Выполнение компульсивных действий не во всех случаях обязательно соотносится с конкретными навязчивыми опасениями или мыслями, а может быть направлено на избавление от спонтанно возникающего ощущения внутреннего дискомфорта, тревоги, чувства вины.

 Не стоит ждать, что все пройдет само собой. Необходимо найти причину таких поведенческих реакций. Для начала, выясните,  когда впервые за ребенком были замечены повторяющиеся действия? Что этому предшествовало и могло спровоцировать? Как можно изменить ситуацию? И обязательно отведите брата к детскому психологу, который поможет Вам разобраться в проблеме.

Александра ЧИРКА

Источник

Цитата Сообщение от NataStesha
Посмотреть сообщение

Да? А мне мама мужа как раз и советует вести себя именно «как будто бы ничего и не случилось».

Закономерно, что у мамы, практикующий такой подход — вырос такой сын:

Цитата Сообщение от NataStesha
Посмотреть сообщение

Он считает, то с ним всё в порядке, и ему не нужна никакая помощь. Делайте всё правильно, тогда у меня не будет поводов для раздражения — вот его коронный ответ на то, что нельзя так себя вести с близкими.

Ребёнка НУЖНО (!!!) знакомить с понятием «нормы» и «отклонения от нормы», развитие постепенной толерантности в обществе к отклонениям отдельных членов НЕ (!!!) переводят эти отклонения в диапазон (психической) нормы.
Только делать это нужно мягко — объясняя ребёнку, что люди «не такие как все» как правило на протяжении всей своей жизни сталкиваются с серьёзными проблемами, вплоть до изоляции в стационарных учреждениях психиатрического профиля.

Цитата Сообщение от NataStesha
Посмотреть сообщение

Просто дело в том, что с сыном у меня практически не было поводов быть строгой. Он всегда был очень послушным и ласковым ребенком.

Здесь вероятно кроется одна из проблем (или точнее — маркёр проблемы) — «сверхблизкие «отношения слияния»» в начале, не позволившие начать своевременные сепарационные процессы в диаде «мать-дитя» — поэтому дистанция в соответствии с возрастными нормами — «рушит» (сейчас) его «нервную систему».
То есть — «проблемы ребёнка — напрямую, непосредственно — завязаны на особенности ваших семейных отношений, на личностные особенности вас и вашего мужа».
«Генетически» — не так много чего «наследуется», в основном — многое «задаётся» в развитии, во взаимоотношении со значимыми людьми.

Цитата Сообщение от NataStesha
Посмотреть сообщение

Он всегда боялся, что вдруг не сделает чего-то, что нужно было сделать. Когда я говорила, что эту тетрадь дописывать не надо, и этот решебник дорешивать не надо (что на самом деле соответствовало действительности), он мне не верил, и со слезами на глазах умолял дать ему сделать эти задания.

Это уже был момент, когда проблема была достаточно ярко выражена — это не «особенности ребёнка» — это уже ближе к «отклонению от нормы».

Цитата Сообщение от NataStesha
Посмотреть сообщение

А исследовать внутренний мир ребёнка, его переживания и опасения, чтобы понять чего же именно он боится — не знаю, как этого достичь. Наверное Вы имеете ввиду специалистов.

Попробуйте самостоятельно, но как правило это оказывается уже невозможным, и «говорит» с ребёнком получается только через «игру» и «фантазии». Но ведь «исследованием фантазий и внутреннего мира» — занимаются психологи/психоаналитики, самостоятельно это достаточно сложно, я бы сказал — «без подготовки, без опыта самоисследования (личной терапии) — вообще невозможно».

Цитата Сообщение от NataStesha
Посмотреть сообщение

Вчера ночью перерыла все сайты специалистов в своем городе. Только у одного мужчины психотерапевта увидела в описании, что он работает с такими проблемами как фобии, панические атаки, навязчивости и зависимости, к тому же работал много лет с детьми. К нему, что ли?

Нужно смотреть и пробовать.
Может быть и этот человек чем-то сможет помочь — но я же не могу это «предсказать» вам…

Цитата Сообщение от NataStesha
Посмотреть сообщение

С удовольствием приехала бы к Вам, но боюсь, что это, к сожалению, невозможно.

В любом случае в обращении ко мне, даже если бы вы и собрались — уже есть определённая сложность. «Мы с вами уже общаемся по-сути за спиной вашего мужа». То есть — если вы захотите обратиться ко мне — вам нужно будет ознакомить его с нашим обсуждением.

Я полагаю что сейчас самое главное — «вытащить» мужа к максимальному количеству специалистов, собрать несколько мнений, чтобы он понял, что происходящее с ребёнком — НЕ нормально, в таком состоянии ребёнок не сможет посещать школу. Другие дети, даже если и будут максимально толерантны — всё равно ведь они понимают, что — с их соучеником «что-то не в порядке с психикой».

Цитата Сообщение от NataStesha
Посмотреть сообщение

Вы меня расстроили…. Чувствую, что скоро на пару с сыном буду бегать руки мыть…

Вероятно я лишь «подтвердил» вам то, что вы в глубине души чувствовали — но отмахивались.
Ситуация критическая, как в таком состоянии ребёнок пойдёт в школу — и к чему это может привести — для меня очень большой вопрос. То есть в принципе с моей точки зрения ситуация такова, что может быть (но не факт) — что можно будет обойтись «лечением разговором/игрой», — без психофармакологического лечения у врача-психиатра, которое «не слишком-то полезно».

P.S. Мне кажется, что вам скорее всего очень полезно (в длительной перспективе) показать нашу переписку и ознакомить мужа с нашим общением. Вроде бы ничего обидного, задевающего вы о нём не говорили, хотя конечно ему, как каждому из нас, тяжело принимать/признавать наличие «особенностей» как в себе, так и в своём ребёнке.

Источник

Содержание:

  • Синдром Дауна
  • Синдром Ретта
  • Синдром Мартина-Белл
  • Синдром Прадера-Вилли
  • Синдром Ангельмана
Читайте также:  Острый коронарный синдром по приказу рк

В последние годы сильно возросло количество генетических нарушений у детей. Эту печальную тенденцию видит на своих консультациях и Наталья Керре — дефектолог, семейный консультант, автор книги «Особенные дети: Как подарить счастливую жизнь ребенку с отклонениями в развитии». Она описала самые часто встречающиеся в ее практике генетические синдромы — те, с которыми с наибольшей долей вероятности могут столкнуться родители. И рассказала, в чем может заключаться коррекционная помощь детям.

Генетика как наука пока только развивается, мы знаем о генетических аномалиях не очень много, но правильная и своевременная диагностика крайне важна для выбора педагогического и медицинского маршрута помощи ребёнку. Генетические синдромы могут принимать самый разный облик и быть похожи на умственную отсталость, аутизм, шизофрению, ДЦП.

Родителей должны насторожить два момента: если у ребёнка имеются аномалии физического облика (необычная форма ушей, пальцев, глаз, странная походка и т.д.) — и если специалисты долго не могут определиться с диагнозом (каждый ставит своё, пройдено уже больше пяти консультаций, но единого мнения нет).

От рождения ребёнка с генетическими проблемами не застрахована ни одна семья, но считается, что в зоне повышенного риска находятся следующие категории:

  1. Семьи, в которых уже есть ребёнок с любыми генетическими отклонениями.
  2. Мать старше 40 лет.
  3. В анамнезе есть самопроизвольные выкидыши либо замершая беременность.
  4. Длительный контакт родителей с мутагенными вредностями (облучение радиацией, «вредное» химическое производство и т.д.).

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся генетические синдромы. Необходимо напомнить, что окончательный вывод по поводу диагноза делается только после очной консультации врача-генетика и всестороннего обследования ребёнка!

Синдром Дауна

Это наиболее изученное на сегодняшний день генетическое заболевание. У детей наблюдается снижение мышечного тонуса, недостаточно развитая моторика, нарушение функции вестибулярного аппарата. Синдрому Дауна также свойственны уплощённое лицо и затылок, низко расположенные уши, увеличенный язык, «монголоидный» разрез глаз. Однако эти физические особенности могут проявляться в разной степени. И, вопреки распространённому мнению, дети с синдромом Дауна довольно сильно отличаются друг от друга и больше похожи на своих родителей, чем друг на друга.

Читайте также:  Синдром дауна во взрослом возрасте

Эти дети обычно ласковые, артистичные, общительные, не склонные к антисоциальным поступкам. У детей может быть различный уровень снижения интеллекта: от глубокой умственной отсталости до незначительной задержки развития. Большинство детей способны к обучению и социализации по программе для лиц со снижением интеллекта.

Синдром Ретта

Это генетическое заболевание встречается только у девочек. Беременность и роды обычно протекают без проблем, новорожденные ничем не отличаются от других детей. Однако после 1,5–2 лет наступает регресс, когда ребёнок перестаёт осваивать новые навыки, снижаются темпы роста окружности головы.

Со временем добавляются дополнительные признаки: характерные «моющие» движения руками в области пояса, эпилептические приступы, остановки дыхания во сне, неадекватный смех и вскрикивания, замедление роста кистей рук, стоп и головы. Развитие идёт неравномерно, периоды остановки и регресса сменяются движением вперёд.

Уровень интеллектуального отставания различен, очень хорошие результаты при работе с детьми с синдромом Ретта даёт сочетание методик для детей с ДЦП с методиками для детей с аутизмом. Периоды регресса, конечно, существенно осложняют и замедляют коррекционную работу, но со временем она всё равно обязательно приносит свои плоды.

Синдром Мартина-Белл

Его еще называют синдромом ломкой Х-хромосомы: у детей большой лоб, низко посаженные оттопыренные уши при недоразвитии средней части лица. Рост небольшой, обычно есть снижение мышечного тонуса, косоглазие. Кожа бледная, очень хорошо растяжимая. Дети очень подвижные, эмоционально неустойчивые (возможен внезапный переход от смеха к слезам и обратно), тревожные.

Часто встречаются черты, похожие на аутизм: эхолалия, двигательные стереотипии, трудности с установлением глазного контакта, повышенная чувствительность к свету, звуку, прикосновениям. Почти у всех детей речевые проблемы: нарушение слоговой структуры слова, проблемы с артикуляцией, своеобразный назальный оттенок голоса и т.д.

Дети обычно хорошо подаются коррекции, охотно занимаются. Хорошие результаты показало использование сочетания методик для детей с аутизмом и снижением интеллекта.

Синдром Прадера-Вилли

При этом генетическом синдроме в возрасте 2-6 лет у детей появляется характерная особенность — аномально повышенный аппетит, отсутствие чувства насыщения. У детей с синдромом Прадера-Вилли наблюдается снижение мышечного тонуса, удлинённая форма головы, широкое плоское лицо, миндалевидные глаза, косоглазие, подковообразная форма рта.

Дети обычно эмоциональные, жизнерадостные, но после 6 лет может появиться психопатоподобное поведение с бурными истериками. Со временем повышается общая тревожность, наблюдается компульсивное поведение в виде «щипков» себя за кожу.

Почти у всех детей с синдромом Прадера-Вилли снижен интеллект, но часто очень хорошо развито визуальное восприятие. Дети хорошо обучаемы по программам для детей со снижением интеллекта, обычно легко учатся читать по методикам с применением глобального чтения.

Синдром Ангельмана

Характерный признак этого генетического заболевания — приступы беспричинного смеха, эйфории, застывшее на лице счастливое выражение. Дети гиперактивны, у них нарушена координация движений, часто тремор конечностей. У детей с этим синдромом, как правило, либо полностью отсутствует речь, либо присутствует 5-10 слов.

У детей наблюдается гипопигментация кожи, увеличение интервала между зубами, гладкие ладони, постоянная жажда, слюнотечение. Дети обычно мало и плохо спят. Часто — эпилептические приступы. Интеллект снижен. Хорошие результаты даёт применение сочетания методик для детей с интеллектуальной недостаточностью с методиками для детей с гиперактивностью.

Родителям необходимо помнить, что постановка ребёнку диагноза, связанного с генетическими аномалиями, не означает, что коррекционная работа будет бессмысленной. К сожалению, на сегодняшней день не существует способа полностью вылечить генетический синдром. Но улучшить состояние ребёнка по сравнению с изначальным можно абсолютно во всех случаях.

Источник

В абсолютном большинстве случаев генетическая мутация возникает «de novo», то есть как спонтанная генная мутация, которая не зависит от родителей. Никто из них обычно не является носителем гена с мутацией. Мальчики, рожденные с генетической мутацией гена MECP2 умирают вскоре после рождения, а девочки живут и до 6–18 месяцев развиваются вполне нормально. Они в повседневной деятельности используют руки, умеют ползать и иногда ходить. Но приобретенные навыки со временем начинают пропадать, а на первый план выходят характерные для этого заболевания симптомы.

Синдром Ретта: история открытия

Впервые это заболевание описал австрийский педиатр Андреас Ретт в 1966 году. В 1954 году в приемной доктора Ретта оказалось две матери. На их руках сидели девочки, которые совершали одинаковые стереотипные движения – как будто моют руки. Врачу показалось это слишком похожим, чтоб счиаться банальным совпадением. После анализа историй болезни других пациентов, выяснилось, что было еще 6 девочек с подобными симптомами. До 1966 года Андреас Ретт проанализировал истории болезни 22 девочек с таким заболеванием и опубликовал материал в нескольких немецких медицинских журналах. К сожалению, в то время информация распространялась крайне медленно, да и опубликовал свои исследования Ретт только на немецком языке. И только материал шведского педиатра Бенгтома Хэгберга от 1983 года стала поводом выделить данное заболевание в отдельную нозологию и назвать его в честь первооткрывателя «Синдром Ретта». 

Синдром моющих рук у ребенка

Синдром Ретта: кто виноват в болезни?

О причине возникновения данного синдрома не знали вплоть до 1999 года, когда научный сотрудник в Бейлоре по имени Рути Амир обнаружил MECP2, ген, который при мутации вызывает синдром Ретта. Открытие гена, расположенного в локусе Xq28 на Х-хромосоме, стало триумфом для команды ученых, возглавляемой профессором кафедры педиатрии, неврологии, нейронауки и молекулярной генетики человека в Медицинском институте Говарда Хьюза Худа Зогби. Находка показала, что ген MECP2 содержит «инструкции» по производству определенного белка (MeCP2), который необходим для развития мозга. Генная аномалия препятствует нормальной работе нервных клеток мозга.

Читайте также:  Иценко кушинга болезнь и синдром у детей

Это факт
Некоторые пациенты с синдромом Ретта могут сохранять некоторую степень контроля рук, способность ходить и коммуникативные навыки. Но абсолютное большинство из них будет нуждаться в постоянном уходе в течение всей жизни.

Симптомы синдрома Ретта

Симптомы болезни могут варьироваться в довольно широких пределах. У ребенка наблюдаются не все из них. Как правило, описывают 4 стадии развития синдрома. 

Стадия 1. Снижается мышечный тонус, появляются трудности с кормлением, необычные повторяющиеся движения кистей рук, задержка развития речи и физического общего (навыков ползания, сидения, ходьбы), уменьшается интерес к игрушкам. Этот этап может быть не замечен родителями или врачом, поскольку его течение может быть достаточно медленным и постепенным. 

Стадия 2. На ней пропадает часть способностей, приобретенных ранее. Начинается в возрасте от 1– 4 лет и длится от 2х месяцев до 2–3 лет. 

Симптомы включают потерю способности целенаправленного использования рук, навязчивое «мытье» рук, периоды раздражительности. Дети начинают кричать без видимой причины. Эти приступы могут продолжаться до нескольких часов.

Кроха теряет интерес к людям, избегает зрительного контакта, неустойчиво или неловко ходит. Малышка плохо спит: в основном днем, бодрствует – ночью с частыми криками. Голова девочки перестает расти. Появляются трудности с питанием: нарушение жевания и глотания, иногда запоры, которые могут вызвать боли в животе, учащаются срыгивания – гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь.

Именно на этом этапе часто у ребенка ошибочно диагностируется аутизм и выявляется отставание в умственном развитии ребенка. Позже не исключены приступы частого, медленного дыхания, а также его задержки Заглатывание воздуха может приводить к вздутию живота и рефлюксу. Это наблюдается только в состоянии бодрствования и исчезает во время сна.

Стадия 3. Это самая длительная: начинается в возрасте от 2 до 10 лет жизни. Большинство девочек находится в этой стадии всю свою жизнь. На этом этапе те проблемы, которые возникли ранее могут уменьшиться. Так, раздражительность, которая возникла ранее, спадет, ребенок становится менее плаксивым. Может улучшиться способность концентрировать внимание и даже появятся навыки общения. Ребенок может начать интересоваться людьми. Но появятся судороги, которые могут становиться генерализованными, более частые эпизоды нарушения дыхания, скрип зубами (бруксизм). У некоторых детей могут развиваться нарушения ритма сердца (аритмия). В третьем периоде так же сложно поддержать и сохранить вес ребенка.

Стадия 4. Этап начинается в возрасте после 10 лет и может длиться десятилетиями. Основными симптомами являются развитие искривления позвоночника (сколиоза), мышечная слабость и спастичность (ненормальная жесткость) особенно в ногах, утрата способности ходить. Но языковые навыки, коммуникативные и умственные способности обычно не ухудшаются.

Это факт
Большинство людей с синдромом Ретта доживают до совершеннолетия, многие, особенно если поражения не сильные, доживают до старости. Но некоторые погибают в достаточно молодом возрасте от эпилепсии, пневмонии или нарушения сердечного ритма. 

Синдром Ретта: постановка диагноза

Обычно диагностика основывается на симптомах этого заболевания и исключения других более часто встречаемых расстройств. Диагноз выставляется только через несколько лет от начала появления симптомов просто потому, что до 6–18 месяцев, как правило нет никаких клинических проявлений. И заболевание настолько редкое, что большинство врачей никогда с ним не столкнутся за всю практику. 

Синдром моющих рук у ребенка

Генетический анализ крови можно использовать для выявления генетической мутации, ответственной за синдром Ретта. Если обнаружено изменение в гене MECP2 подтверждает диагноз, но отрицательный результат не обязательно исключает синдром.

Самых верных признака четыре: частичная или полная потеря целенаправленных движений руками, а также способности говорить, нарушения при ходьбе, повторяющиеся бесцельные движения рук, такие как выкручивание, сжимание, хлопание в ладоши или постукивание по ладоням, засовывание рук в рот или моющие и растирающие движения.

Лечение синдрома Ретта

От этого заболевания нет лекарств. Основная помощь направлена на устранение симптомов и поддержку семьи. Возможно использовать противоэпилептические препараты – для предотвращения развития судорог; бандаж для поддержки позвоночника. Следует внимательно следить за позой ребенка, когда он сидит, чтоб свести к минимуму вероятность возникновения сколиоза. Малышке требуется высококалорийная диета для поддержания нормального питательного статуса. При невозможности нормального питания – использование питания через зонд. Лечебная физкультура обязательна для разрабатывания контрактур (неподвижности) суставов. Практикуется обучение навыкам самообслуживания: одевания, еды, других повседневных дел. Иногда назначают протезирование суставов, использование бета-блокаторов и кардио-стимуляторов для контроля сердечного ритма. С девочкой должен заниматься логопед и психолог. Поведенческая терапия тоже необходима: развитие правильных привычек может уменьшить проблемы. Очень важна и психологическая поддержка семьи. Уход за ребенком/подростком/взрослым с синдромом Ретта – сложная задача. Нарушенный сон ребенка, проблемы с коммуникацией, периоды раздражительности и многочасового плача крайне утомляют и выматывают всю семью. Тут важно научиться снимать стресс и находить время для любимого занятия. По возможности организовывать помощь извне. Группы поддержки и общения родителей пациентов с таким же диагнозом – хорошая психологическая поддержка. 

Источник