Синдром маугли у современных детей
Синдром Маугли – совокупность симптомов, наблюдающихся у детей, выросших в условиях полной социальной изоляции. Отсутствие опыта общения, человеческих отношений формирует выраженное отставание и искажение умственного, эмоционального, личностного развития. Движения, поведение детей схожи с активностью животных: передвигаются на четырех конечностях, ловко прыгают. Вместо речи – звукоподражание. Эмоциональные реакции примитивны, отражают гнев, страх, удовольствие. Диагностика психопатологических отклонений проводится методом наблюдения. Лечение основано на развивающих и коррекционных занятиях, реабилитации.
Общие сведения
Название синдром получил благодаря сборнику рассказов Д. Р. Киплинга «Книга джунглей». Главный герой по имени Маугли с ранних лет воспитывался волками в джунглях. Автор приписывает ему относительно развитый интеллект, физические навыки людей (прямохождение, использование орудий), дифференцированные социальные эмоции и чувства. В отличие от героя книги, реальные дети перенимают поведение животных и значительно отстают в развитии интеллекта. Синонимичные названия синдрома Маугли – одичавшие, дикие, феральные дети. В России общественной изоляции чаще подвержены дети алкоголизировавшихся и психически больных родителей.
Синдром Маугли
Причины синдрома Маугли
Вопрос о причинах абсолютной социальной изолированности детей продолжает исследоваться. Когда развитие протекает в дикой природе, невозможно определить условия, при которых ребенок оказался среди животных. При искусственно созданной изоляции удается установить контакт с матерью и/или отцом. Предположительно причинами синдрома Маугли становятся:
- Гибель родителей. Наиболее вероятная причина в небольших поселениях, расположенных вблизи диких лесов. Дети остаются одни, блуждают, примыкают к звериным семьям.
- Недостаточный присмотр. Младенцы могут быть украдены некоторыми животными (например, крупными видами обезьян). Малыши постарше уходят из дома самостоятельно, дезориентируются в природных условиях, не находят обратный путь.
- Психические расстройства родителей. Детей-Маугли находили в подвалах, клетках для животных, закрытых комнатах дома. Условия заточения создавались родителями, имеющими психопатологию, в том числе спровоцированную употреблением наркотиков, алкоголя.
Патогенез
В психическом развитии ребенка существуют сенситивные периоды – временные интервалы, характеризующиеся оптимальным сочетанием внутренних условий для развития определенных психических процессов. Психика становится максимально чувствительной к внешним социальным воздействиям, способствующим формированию произвольности памяти, мышления, внимания, освоению речи, различных форм деятельности. При дефицитарности развивающей среды возникает задержка психических функций.
Синдром Маугли – результат тотальной социально-психологической депривации в сензитивные периоды развития. Недостаток общения, воспитания, любви и других форм человеческого взаимодействия приводит к выраженному интеллектуальному, эмоциональному и поведенческому дефекту. Педагогические, воспитательные, коррекционные воздействия, осуществляемые после завершения сенситивных периодов, оказываются малоэффективными. Базовые психические функции развиваются до 5 лет, поэтому чем меньше возраст, в котором малыш оказался в «диких» условиях, тем более выраженным и стойким будет дефект.
Классификация
Типология синдрома пока окончательно не разработана. Недостаточное количество эмпирических данных, устаревшие методы исследования большинства случаев (XIX, начало и середина XX века) не позволяют произвести классификацию по клиническим проявлениям, характеру течения, патогенетическим механизмам. С середины прошлого столетия как разновидность синдрома Маугли стали рассматривать синдром Каспара Хаузера, названного в честь имени мальчика, находившегося в заточении с раннего возраста. В настоящее время пациенты подразделяются на две группы:
- Феральные дети. Развитие и воспитание происходит в условиях дикой природы без присутствия людей. Последствия практически не поддаются коррекции.
- Дети с синдромом Хаузера. К данной группе отнесены малыши, оставленные без помощи и подвергшиеся заключению. Предположительно, насильственная изоляция в ранние годы проявляется менее устойчивыми нарушениями психики.
Симптомы синдрома Маугли
Длительное нахождение в изоляции отражается на всех сферах психики – на интеллектуальном развитии, эмоциональном реагировании, поведении. Уровень когнитивного дефицита сопоставим с тяжелой умственной отсталостью. «Дети джунглей» не владеют речью, абстрактным образным и логическим мышлением. Все функции психики реализуются на наглядном, конкретном уровне: доступно освоение простых орудий, манипулятивные (реже предметные) действия, образное запоминание. Речь заменена звукоподражанием, дети имитируют вой, лай, скуление, хрюканье, шипение.
Отсутствует способность к прямохождению, передвижение осуществляется на четырех конечностях – ползанье, прыжки. Дети не могут устанавливать и поддерживать контакты с людьми, при их приближении демонстрируют испуг или ярость – забиваются в угол, скулят, рычат, оскаливаются, кусают, хватают за волосы, царапаются. Эмоции ярко выраженные, примитивные, обусловленные инстинктом выживания – страх, гнев. Зачастую «маугли» не умеют улыбаться, удовольствие проявляется гримасой с искривлением рта. Дети идентифицируют себя с животными, иногда проявляют любовь к представителям «родного» вида.
Изменены особенности физического развития, сенсорной чувствительности. Кости скелета (особенно конечностей) деформированы, чувствительность к температурным, болевым воздействиям снижена, хорошо развиты слух, зрение, обоняние. Не установлены суточные ритмы, сон преобладает днем или хаотично распределяется в течение суток. Привычным рационом являются ягоды, фрукты, орехи, сырое мясо. Навык использования столовых приборов, предметов обихода отсутствует. Дети едят руками, отказываются от ложки и вилки, сопротивляются проведению гигиенических процедур, использованию одежды.
Осложнения
Осложнения более вероятны в случаях продолжительной изоляции, отсутствия педагогического и воспитательного воздействия. Основная проблема диких детей – невозможность полноценной социализации. Случаи позднего овладения речью, развития высших форм поведения единичны. Чаще формируется бездумное повторение слов и фраз, осваиваются простейшие формы бытового взаимодействия, но обучение в школе, освоение профессии остается недоступным. Неизученным осложнением является внезапная смерть некоторых детей-маугли в неволе. Перед гибелью они проявляют выраженное стремление к бегству, возвращению в дикую природу.
Диагностика
Диагностика синдрома Маугли выполняется врачом-психиатром, неврологом. Значимым условием постановки диагноза является факт полной длительной изоляции от социума. К данным обследования добавляется информация от родителей, людей, нашедших ребенка и ухаживающих за ним в настоящий момент. Используются физикальные и клинические методы:
- Опрос. Беседа проводится с родителями, но полноценный контакт в большинстве случаев невозможен, устанавливается лишь информация о продолжительности заключения. Опрашиваются люди, нашедшие ребенка – определяются условия его жизни, особенности поведения.
- Осмотр. Невролог исследует чувствительность, сформированность и адекватность рефлексов, особенности двигательной активности. Характерен высокий болевой порог, хорошие показатели ловкости движений.
- Наблюдение. Проводится врачами различных специальностей. Оцениваются различные показатели физического и психического развития: сформированность прямохождения, речи, интеллекта, социальных способов взаимодействия, бытовых навыков.
Лечение синдрома Маугли
Методы лечения остаются предметом исследований. Основное направление – психолого-педагогическая коррекция. Используются техники, применяемые для работы с детьми, имеющими глубокую умственную отсталость. Доказана эффективность поведенческих методов обучения, основанных на простой цепочке «стимул-реакция-подкрепление или наказание». Выученные поведенческие шаблоны – бытовые, коммуникативные навыки – позволяют минимально адаптировать ребенка к социуму. Общая схема терапевтических и педагогических мероприятий включает:
- Развивающие методы. Занятия проводят психологи, олигофренопедагоги, дефектологи, логопеды. Первичная цель – обучить установлению контакта, выражению потребностей и нужд, снизить вероятность агрессивных реакций. На втором этапе разрабатывается индивидуальная программа развития, ориентированная на формирование речи, произвольности, освоение навыков самообслуживания.
- Медикаментозная терапия. Препараты подбираются неврологом, психиатром с учетом клинической картины и данных инструментальных обследований. При расторможенности поведения назначаются транквилизаторы, нейролептики. При сопутствующих органических поражениях ЦНС применяются медикаменты для улучшения мозгового кровообращения, ноотропы.
- Реабилитация. Усилия педагогов направлены на адаптацию детей в коллективах. В интернатах, психоневрологических диспансерах они посещают трудотерапию, творческие занятия. Формируются простые коммуникативные и рабочие навыки.
Прогноз и профилактика
Прогноз синдрома Маугли определяется длительностью периода развития вне социума и возрастом, до которого ребенок находился в нормальных условиях. Общая тенденция такова, что тем позже началась изоляция и чем менее продолжительной она была, тем лучше происходит адаптация, легче развивается речь и социальные навыки. Специфические профилактические меры отсутствуют. Снизить распространенность случаев принудительного заключения представляется возможным через усиление контроля социальных служб за неблагополучными семьями, в которых родители страдают психическими расстройствами, алкоголизмом, наркоманией.
Источник
// Фото: Pixabay
Кто бы мог подумать, что рассказ Редьярда Киплинга о Маугли — ребенке, воспитанном волками, — получит продолжение в наши дни. Некоторые взрослые настолько беспечны и безответственны, что не задумываются о безопасности беспомощных малышей, бросая их на произвол судьбы: оставляют одних в квартире, без еды и питья. Не все выживают, а те, кому удается спастись, вряд ли забудут об этом кошмаре. В медицине существует термин — «синдром Маугли». Это не врожденное явление: его приобретают дети, которые с ранних лет предоставлены самим себе и изолированы от общества. О них и пойдет речь.
Люба Гаращенко, пять лет
История пятилетней Любы, жительницы столичной многоэтажки на Ленинградском шоссе, всколыхнула общественность. Девочка была желанным ребенком, но потом с ее матерью что-то случилось: Ирина Гаращенко не боялась оставлять беспомощного ребенка одного на несколько дней в жутком беспорядке. Сама Ирина, в одиночку воспитывающая Любу, всегда выглядела опрятно, к соседям относилась дружелюбно, поэтому не вызывала у окружающих каких-либо подозрений.
Любу Гаращенко успели вовремя спасти // Фото: Кадр из передачи
Девочку спасли — соседи услышали непрекращающийся плач Любы, — вызвали полицию и сотрудников МЧС. По словам очевидцев, она находилась в плачевном состоянии: изнывала от жажды и голода, в детскую шею впилась резинка для волос, а одежда была грязной.
Любаше повезло, теперь она в безопасности. «У малышки не было и нет анорексии, как предполагалось. Да, в первый день она жадно ела все, что ей приносили, но как такового обезвоживания и истощения нет», — рассказала сотрудница детской городской больницы имени Башляевой, где сейчас пребывает Люба.
Девочка простужена, у нее гнойный отит, однако организм малышки работает нормально. Специалисты строят радужные прогнозы: у Любаши есть все шансы догнать сверстников по развитию. И еще одна хорошая новость: Люба, которую еще недавно называли «маугли», заговорила. Горе-мамаша под следствием, на нее заведено уголовное дело о покушении на убийство, ей грозит лишение родительских прав.
На допросе у Гаращенко взыграл материнский инстикт, о котором до этого, похоже, не было и речь. Женщина начала выражать обеспокоенность за дочь, интересоваться ее самочувствием. Ирина неумело оправдывалась, утверждая, что в ее отсутствие за Любашей присматривала няня, но в тот день она якобы отлучилась. «Мы с близким другом собирались разменять квартиру на две — одну оформить на дочку, а во второй собирались жить сами», — так Гаращенко объяснила жуткий беспорядок в трехкомнатном жилье.
Мадина, три года
// Фото: Pixabay
В феврале 2009-го в одном из домов Ленинского района столицы Башкортостана перед очевидцами предстала странная картина: трехлетняя девочка по имени Мадина передвигалась на четвереньках и жадно грызла кость. Рядом с ней находился пес, — стоило животному чуть ближе подобраться к малышке, как та, словно дикий зверек, начинала отстаивать свой «обед». В это время мать преспокойно сидела за столом и ела из тарелки.
Когда Мадину забрали в больницу, родительница расплакалась и стала возмущаться, почему с ней так поступили, ведь она якобы хорошо заботилась о ребенке. Выяснилось, что женщина, растившая дочь в одиночку, часто выпивала, срывалась на дочери. Опасаясь гнева матери, Мадина в страхе убегала на улицу. Сверстники сторонились девочку, потому что та толком не говорила и постоянно лезла в драку. Тогда лучшими друзьями малышки стали дворовые псы.
В ходе обследования выяснилось, что физическое здоровье у Мадины в полном порядке, зато психическое состояние девочки вызывало у специалистов опасение. Малышку поместили в специальный реабилитационный центр.
Витя Козловцев, шесть лет
// Фото: Pixabay
Юного жителя Подольска Витю Козловцева воспитали не заботливые родители, а дворняга. К шести годам Витя умел ходить только на четвереньках, скулил и рычал. Мальчика-собаку обнаружили случайно: в детской поликлинике врач обратила внимание на амбулаторную карту Козловцева, последняя запись в которой датировалась 2001 годом. Решила проверить, почему мать не водит ребенка на осмотр. Несколько раз являлась по адресу, но тщетно: дверь никто не открывал, а за стеной слышался лишь лай. Педиатр обратилась в правоохранительные органы.
Ободранные обои, экскременты, валяющиеся по всей квартире, мусор, — вот что обнаружили очевидцы, взломав дверь. В коридоре стояли две больших миски, куда бросали еду собаке и Вите. Ребенок спал не в уютной кроватке, а на подстилке. В той же квартире жила и мама ребенка Венера Козловцева. Женщина работала уборщицей на одном из предприятий, не пила.
«А что такого, я ребенка нормально воспитывала!» — недоумевала она, когда ее лишали родительских прав. Витин отец проживал в этом же доме и платил алименты. «Я несколько раз пытался навестить сына, — оправдывался он, — но бывшая супруга не пускала даже на порог. Она с кулаками и такой площадной бранью обрушивалась на меня и мою маму, что мы решили не вмешиваться».
Все изменилось, когда Витя попал в семейный детский дом. По словам директора учреждения, самым сложным был первый месяц. Витя боялся света, дрожал, услышав звук воды, капающей из крана, не умел пользоваться столовыми приборами. У него были серьезные проблемы с позвоночником, — сказались годы хождения на четвереньках. Он мог часами лежать на одном месте, а ночью прислушивался к каждому шороху. Мальчик долго не мог понять, зачем нужно ходить в туалет, поэтому до восьми лет ему надевали подгузники.
Но любовь и ласка посторонних людей сделали свое дело. Витя научился разговаривать (никого не удивило то, что первыми он произнес слова «алкоголь», «истеричка», «ПХМЗ» — именно на этом заводе работала его мать), стал понемногу осваивать буквы.
Наташа Михайлова, пять лет
// Фото: Pixabay
Если некоторые дети в пятилетнем возрасте уже умеют читать, то Наташа Михайлова из Читы только хорошо лаяла и мяукала. Более двух лет она жила в квартире вместе с четвероногими и вела аналогичный образ жизни: ела с животными из одной миски, ползала на четвереньках.
Примечательно, что вместе с одичавшей Наташей проживали родственники, которым не было дела до девочки. Отец малышки не смог объяснить, почему так относился к ребенку. «Ее мне добровольно отдала бабушка моей бывшей жены Яны Михайловой. Яна оставила ей дочку, а сама была неизвестно где…» — признавался мужчина.
Показания матери девочки этому противоречили. Яна утверждала, что отец буквально выкрал у нее ребенка и не давал видеться с ним. О положении Наташи женщина якобы узнала из репортажа по местному телевидению. Однако Михайловой-старшей мало кто верил: предполагалось, что она попросту забыла о ребенке.
ваня Павлов, шесть лет
// Фото: Getty Images
В 2008-ом в Волгограде нашли шестилетнего мальчика, разговаривающего на птичьем языке. «Маугли» заинтересовались даже британские журналисты. Ваню Павлова (имя и фамилия изменены), который должен был готовиться к поступлению в начальную школу, забрали у нерадивой матери. Она предпочитала общаться не с сыном, а пернатыми: двухкомнатная квартира была заставлена клетками с птицами, всюду царил жуткий беспорядок. «Мы пытались поговорить с Ваней, но в ответ он только чирикал», — с ужасом вспоминала социальный работник.
Женщина всячески отрицала, что ее ребенок отстает в развитии. «Да, у него есть некоторые проблемы с речью, только и всего, — говорила она — Мне сделали замечание, что в доме нет занавесок. Но мы с Ваней живем одни, кто же повесит нам карнизы?! Заявляли, что Ваня слишком худой, потому что я его не кормлю? Что за чушь! Сын всегда накормлен, одет и обут». Основной причиной всех проблем горе-мамаша назвала стресс, который пришлось пережить ей и малышу: из семьи ушел отец, практически в то же время умерли дедушка и бабушка мальчика.
Оксана Малая, восемь лет
Оксана выросла в семье алкоголиков // Фото: Кадр из передачи
Оксана росла в многодетной семье. Мать с отцом беспробудно пили, так что им было не до малышей. До восьми лет Малая жила в сарае без любви и ласки родителей. Единственным другом девочки стала собака. В 1992-ом Оксану забрали у горе-родителей и поместили в детский дом.
Стоит ли говорить о том, что Малая вела себя как дикий щенок: лаяла, скулила, пыталась укусить тех, кто едва приближался к ней. Но жизнь среди неравнодушных людей сделала свое дело: Оксана научилась говорить, вести себя в обществе. С 2001 года она жила и работала в Барабойском доме-интернате, где заботилась о домашней скотине.
Марина Чапман
Пять лет Марина Чапман прожила в джунглях // Фото: Кадр из передачи
В Колумбии в 50-х годах похищение и торговля детьми были прибыльным бизнесом. В руки злоумышленников попала и Марина Чапман — девочка из вполне благополучной семьи играла во дворе, неожиданно ее схватили незнакомцы и увезли далеко от дома. По неизвестным причинам похитители бросили беспомощное дитя в джунглях. От неминуемой смерти малышку спасли обезьяны.
«Они, видимо, решили, что я не представляю опасности, и все захотели потрогать меня, чтобы познакомиться поближе, — рассказывала позже пострадавшая. — Они издавали звуки, словно переговаривались друг с другом, подбадривали друг друга и смеялись. Ко мне подошло сразу несколько обезьян, которые начали меня толкать, дергать мое грязное платье и копаться в волосах».
Марине ничего не оставалось, как влиться в обезьянью стаю. «У меня было огромное желание говорить и общаться, — продолжала она. — Я начала воспроизводить звуки, которые издавали обезьяны, для развлечения и чтобы слышать свой голос. Одна или несколько обезьян сразу отреагировали на то, что я «сказала», и у нас завязалась «беседа». Я очень обрадовалась. Это означало, что обезьяны обратили на меня внимание. Я стала имитировать производимые животными звуки, стараясь делать это максимально похоже на то, как «говорят» они».
Чапман жила с обезьянами пять лет, но не теряла надежды вернуться в цивилизованный мир. Желание девочки исполнилось, но все вышло не так, как она себе представляла: Марину поймали браконьеры и продали в бордель. Чапман была слишком мала, чтобы обслуживать клиентов, поэтому ее оставили в качестве служанки. Позже девочка стала работать в семье криминального авторитета: здесь над ней издевались, жестоко избивали. Благо, на пути Чапман попалась сердобольная женщина, которая, рискуя жизнью, помогла девочке сбежать из этого ада.
Сегодня Марина живет в Великобритании. Она вышла замуж, родила детей. Чапман работает шеф-поваром. Прошлое в джунглях дает знать себе: женщина ловко лазает по деревьям, уверенно ползает на четвереньках.
По материалам «МК.ру», «КП. ру», Cosmo.ru
Источник