Синдром маугли у детей википедия
Маугли является популярным персонажем, придуманным Киплингом. На протяжении длительного времени этим героем продолжают восхищаться как любители книг, так и киноманы. И ничего странного в этом нет, ведь Маугли воплощает в себе красоту, ум и благородство, являясь при этом всего лишь сказкой джунглей.
Есть еще один достаточно известный персонаж, воспитанный обезьянами. Речь, конечно же, идет о Тарзане. Согласно книге, он сумел не только влиться в общество, но и удачно жениться. При этом звериные повадки практически полностью исчезли.
Есть ли место сказкам в реальном мире?
Естественно, истории выглядят вполне привлекательно, они захватывают дух, увлекают в мир приключений и заставляют верить, что персонажи найдут себе место в любой стране, в любых условиях. Но в реальности все выглядит не так прекрасно. Еще не было таких случаев, когда ребенок, воспитанный животными, становился со временем человеком. У него начнет развиваться синдром Маугли.
Основные черты болезни
Развитие людей характеризуется наличием конкретных границ, когда происходит закладка определенных функций. Обучение речи, подражание родителям, прямохождение и многое другое. И если ребенок не будет всему этому учиться, то он не станет этого делать, когда повзрослеет. И реальный Маугли вряд ли научится человеческой речи, начнет ходить не на четвереньках. Да и моральные принципы общества он бы никогда не понял.
Так что под собой подразумевает синдром Маугли? Речь идет о некотором ряде признаков и параметров, которыми обладают те, кто воспитывался не в человеческом обществе. Это и умение разговаривать, и страх, вызываемый людьми, и непризнание столовых предметов и т. п.
Конечно, «человеческого детеныша», воспитанного зверьми, можно научить имитировать речь или поведение, присущее людям. Но синдром Маугли превращает все это в обыкновенную дрессировку. Естественно, адаптироваться к обществу ребенок способен, если его вернуть до наступления 12-13 лет. Однако он все равно будет страдать от психических отклонений.
Был случай, когда ребенка воспитали собаки. Со временем девочку научили разговаривать, но она от этого не стала считать себя человеком. По ее мнению, она была именно собакой и не принадлежала к человеческому обществу. Синдром Маугли иногда приводит и к смерти, ведь дети, воспитанные животными, попадая к людям, начинают испытывать еще и культурный шок, а не только физиологический.
Специалисты знают большое количество историй «человеческих детенышей», и только малая часть из них известна обществу. В данном обзоре будут рассмотрены самые известные дети-Маугли.
Мальчик-шимпанзе из Нигерии
В 1996 году в джунглях Нигерии был найден мальчик Белло. Точный его возраст определить было сложно, но по предположениям специалистов исполнилось ребенку всего 2 года. У найденыша были обнаружены отклонения физического и умственного характера. Видимо из-за этого его и оставили в лесу. Естественно, постоять за себя он не мог, но шимпанзе не только не причинили ему вреда, но и приняли в свое племя.
Как и многие другие одичавшие дети, мальчик по имени Белло перенял звериные повадки, начал ходить как обезьяны. Широкое распространение история получила в 2002 году, когда мальчик был обнаружен в интернате для брошенных детей. В первое время он часто дрался, бросался разнообразными вещами, бегал и прыгал. Однако со временем стал более спокойным, но разговаривать так и не научился. В 2005 году Белло умер по неизвестным причинам.
Мальчик-птица из России
Синдром Маугли давал о себе знать во многих странах. Исключением не стала и Россия. В 2008 году в Волгограде был найден шестилетний мальчик. Человеческая речь ему была незнакома, вместо этого найденыш щебетал. Данный навык он приобрел благодаря своим друзьям-попугаям. Звали мальчика Ваней Юдиным.
Следует отметить, что физически парень никак не пострадал. Однако выходить на контакт с людьми он был не способен. Ваня обладал птичьими манерами поведения, для выражения эмоций использовал руки. Связано это было с тем, что долгое время парень прожил, не выходя из комнаты, в которой обитали птицы его матери.
Хоть мальчик и жил с матерью, но, по словам социальных работников, она не только не разговаривала с ним, но и обращалась как с еще одним пернатым питомцем. На современном этапе парень находится в центре психологической помощи. Специалисты стараются вернуть его из птичьего мира.
Мальчик, воспитанный волками
В 1867 году индийскими охотниками был найден 6-летний мальчик. Произошло это в пещере, где обитала стая волков. Дин Саничар, а именно так звали найденыша, бегал на четвереньках, как и животные. Парня пытались лечить, но в те времена еще не было не только соответствующих средств, но и эффективных методик.
Первое время «человеческий детеныш» ел сырое мясо, отказывался от посуды, пытался срывать с себя одежду. Со временем он начал есть приготовленные блюда. А вот разговаривать так и не научился.
Девочки-волчицы
В 1920 году в Индии в логове волков были обнаружены Амала и Камала. Первой было 1,5 года, второй уже исполнилось 8 лет. Большую часть жизни девочки воспитывались волками. Хоть они и были вместе, но специалисты не считали их сестрами, так как разница в возрасте была достаточно значительной. Просто их оставили в одном месте в разное время.
Одичавшие дети были найдены при достаточно интересных обстоятельствах. В то время в деревне большое распространение получили слухи о двух призрачных духах, которые обитали вместе с волками. Испуганные жители пришли за помощью к священнику. Он, спрятавшись возле пещеры, дождался ухода волков и заглянул в их логово, где и были обнаружены дети, которых воспитали животные.
По описанию священника, девочки были «отвратительными с ног до головы существами», передвигались исключительно на четвереньках, и не обладали какими-либо человеческими признаками. Хоть у него и не было опыта в адаптации таких детей, он их забрал с собой.
Амала и Камала спали вместе, отказывались от одежды, ели только сырое мясо и часто выли. Ходить вертикально они уже не могли, так как сухожилия с суставами на руках стали короче в результате физической деформации. С людьми девочки общаться отказывались, стараясь вернуться обратно в джунгли.
Через некоторое время умерла Амала, из-за чего Камала впала в глубокий траур и даже впервые заплакала. Священник думал, что и она скоро умрет, поэтому стал более активно работать над ней. В итоге хоть немного, но ходить Камала научилась, и даже выучила несколько слов. Но в 1929 году и она умерла по причине почечной недостаточности.
Дети, воспитанные собаками
Мадина была обнаружена специалистами в трехлетнем возрасте. Ее воспитанием занимались не люди, а собаки. Мадина предпочитала лаять, хоть и знала некоторые слова. Найденная девочка после обследования была признана умственно и физически полноценной. Именно по этой причине девочка-собака еще имеет шанс вернуться к полноценной жизни в человеческом обществе.
Еще одна подобная история приключилась в Украине в 1991 году. Родители оставили свою дочь Оксану в трехлетнем возрасте в конуре, где она и росла в течение 5 лет в окружении собак. В связи с этим, она переняла поведение животных, стала лаять, рычать, передвигалась исключительно на четвереньках.
Девочка-собака знала только два слова – «да» и «нет». После курса интенсивной терапии ребенок все-таки приобрел социальные и вербальные навыки, начал разговаривать. Но психологические проблемы так никуда и не делись. Девочка не умеет выражать себя, и довольно часто пытается общаться не речью, а проявляя эмоции. Сейчас девушка живет в Одессе в одной из клиник, часто проводя свое время с животными.
Девочка-волк
Девочку Лобо впервые увидели в 1845 году. Она вместе со стаей хищников нападала на коз рядом с Сан-Фелипе. По прошествии года информация о Лобо подтвердилась. Ее увидели, когда она поедала мясо убитой козы. Жители деревни приступили к поискам ребенка. Именно они поймали девочку и назвали ее Лобо.
Но, как и многие другие дети-Маугли, девочка пыталась вырваться на свободу, что у нее и получилось. В следующий раз ее увидели только через 8 лет у реки с волчатами. Испугавшись людей, она подхватила животных и скрылась в лесу. Больше ее никто не встречал.
Дикий ребенок
Девочка Рочом Пьенгенг пропала вместе с сестрой, когда ей было всего 8 лет. Нашли ее только через 18 лет в 2007 году, когда родители уже и не надеялись на это. Обнаружен дикий детеныш был крестьянином, у которого девочка пыталась украсть еду. Ее сестру отыскать так и не получилось.
С Рочом много работали, всеми силами старались вернуть к нормальной жизни. Через некоторое время она даже начала произносить некоторые слова. Если Рочом хотела есть, то показывала на свой рот, часто ползала по земле и отказывалась от одежды. К человеческой жизни девушка так и не привыкла, сбежав в лес в 2010 году. С того времени ее местонахождение неизвестно.
Запертый в комнате ребенок
Всем тем, кого интересуют дети, которых воспитали животные, известна девочка по имени Джин. Хоть она и не жила со зверьми, но напоминала их своими повадками. В 13-летнем возрасте она была заперта в комнате, где находился только стул и привязанный к нему горшок. Также отец любил связывать Джин и закрывать ее в спальном мешке.
Родитель ребенка злоупотреблял своей властью, не давал разговаривать девочке, наказывая за попытки что-нибудь произнести палкой. Вместо человеческого общения он рычал и лаял на нее. Глава семьи не давал общаться с ребенком и ее маме. По этой причине словарный запас девочки включал в себя всего 20 слов.
Джин была обнаружена в 1970 году. В первое время думали, что она страдает аутизмом. Но потом врачи все-таки обнаружили, что ребенок стал жертвой насилия. На протяжении длительного периода Джин лечилась в детской больнице. Но к каким-то значительным улучшениям это не привело. Хоть она и была способна отвечать на некоторые вопросы, но все еще обладала повадками животного. Руки девочка все время держала перед собой, словно это были лапы. Она не переставала царапаться и кусаться.
Впоследствии ее воспитанием стал заниматься терапевт. Благодаря ему она научилась языку жестов, начала выражать эмоции через рисунки и общение. Обучение длилось на протяжении 4 лет. Потом она уехала жить к своей матери, а затем и вовсе попала к приемным родителям, с которыми девочке опять не повезло. Новая семья заставила ребенка стать немой. Сейчас девушка проживает в Южной Калифорнии.
Дикий Питер
Синдром Маугли, примеры которого были описаны выше, проявился и у ребенка, живущего в Германии. В 1724 году людьми был обнаружен волосатый мальчик, который двигался только на четвереньках. Поймать его смогли с помощью обмана. Питер совсем не разговаривал и питался только сырыми продуктами. Хоть впоследствии он и начал выполнять простую работу, но общению так и не научился. Умер дикий Питер в преклонном возрасте.
Заключение
Это далеко не все примеры. Можно без конца перечислять людей, у которых имеется синдром Маугли. Психология диких найденышей вызывает огромный интерес у многих специалистов хотя бы потому, что еще ни один воспитанный животными человек так и не смог вернуться к нормальной, полноценной жизни.
Источник
Наверное, все смотрели мультфильм Маугли, в котором «человеческого детеныша» вырастили дикие звери в джунглях, и он стал взрослым, сильным, ловким юношей, со всеми уважаемыми человеческими качествами. Но такое развитие событий возможно только в мультиках и сказках. В реальной жизни все совсем по-другому.
Детские психологи и прокаченные родители знают, как развивается ребенок и что ему нужно больше всего в самые первые его годы жизни. Несмотря на то, что младенец большую часть времени находится в полудремотном состоянии, все время лежит и, кажется, что не особо нуждается во внимании (если не закричит), общение для его развития жизненно необходимо. Особенно эмоциональное общение с матерью (или лицом, ее замещающим). И это главная потребность, наравне с потребностями биологическими.
Давайте посмотрим на эту потребность через явление, которое получило название госпитализм, или синдром госпитализма. Впервые этот термин упомянул Рене Спитц в 1945 году. Он наблюдал за детьми, оставшимися без родителей (а таких детей во время войны было много) и помещенными в детский дом. Средний возраст детей был 3 месяца. И надо сразу сказать, что условия в этом доме были очень хорошие. Няни следили, чтобы дети были чистыми и накормленными. Единственное, чего этим детям не хватало – общения, ласки и любви. Большую часть времени они находились без участия взрослых. Просто лежали в своих кроватках. При таких условиях, вроде бы хороших, в первые два года погибло 37% от этих детей. Оставшиеся в живых дети (21 ребенок), не были развиты по своему возрасту (самому младшему было 2, старшему – 4 года).
(Рене Спитц c маленьким пациентом)
Многие из них к четырем годам плохо ходили, некоторые только начинали сидеть без поддержки, большая часть не умела даже есть с ложки, и никто не мог самостоятельно одеваться. Нарушения были видны и в речевом развитии: несколько детей не говорили совсем, другие могли произнести 2-5 слов и только один умел составлять несложные фразы. Спитц описал у детей особое состояние, которое назвал «аналитической депрессией». Дети были печальны, заторможены, замкнуты в себе, у них был нарушены сон и аппетит. Эти дети почти не плакали, уже не стремились к общению со взрослыми, они просто тихо сидели, лежали, куда-то смотрели.
Наблюдения Спитца привлекли внимание к этой проблеме. Термин «госпитализм» прочно вошел в учебники по детской психологии. А социальные работники были привлечены не только к удовлетворению физиологических потребностей детей, но и общению с ними.
Явление госпитализма связано с дефицитом общения или психологической депривацией. Такой дефицит ведет к тому, что психическое развитие затормаживается. Те функции, которые должны развиваться в этом возрасте, не развиваются должным образом и главная проблема в том, что развить их в более позднем уже гораздо сложнее, если вообще возможно. Естественно, на соматическом здоровье депривация тоже сказывается негативно.
Реальные истории детей-маугли очень печальны. Даже после того, как эти дети попадали в руки профессионалов, психологов и психиатров, даже после того, как попадали в приемные семьи, в которых сердобольные люди были готовы одарить их своим теплом — стать развитыми по своему возрасту, социализироваться и влиться в темп современной жизни – им не удалось.
Что еще важно, в зоне риска оказываются не только дети-сироты. Госпитализмом могут страдать дети из полноценных семей, на которых у родителей нет времени или желания. Конечно, какое-то общение у них все равно есть и его точно больше, чем у детдомовских, но все равно этого общения, эмоционального общения, может быть недостаточно. Тогда эти дети не вырастут маугли, но их развитие будет тоже заторможено, а психологические проблемы могут проявиться в более позднем возрасте. С дефицитом общения в младенческом возрасте Э. Эриксон, связывал отсутствие главного новообразования этого периода – доверия к миру, которое в дальнейшем невосполнимо.
Сразу заметим, что не обязательно эмоциональное общение должно быть с биологической матерью. Ситуации бывают разные. Важна качественная составляющая такого общения. Важен тактильный контакт, важна ласка, важна интонация. Очень важно, чтобы ребенок себя чувствовал нужным и желанным, а будет это транслироваться от биологической мамы или нет – уже не суть.
Источник
Все чаще и чаще в СМИ появляются сообщения о пропавших без вести многие годы назад детях, которых случайно обнаруживают уже взрослыми… среди животных. Люди, лишенные человеческого общества, обращаются за помощью к братьям меньшим, которые, обучая их своим повадкам и навыкам выживания, фактически спасают им жизнь.
В Камбодже была обнаружена девушка, пропавшая 19 лет назад в возрасте 8 лет; в одной из африканских стран стая обезьян приютила десятилетнего мальчика; две сестры воспитывались стаей волков; девятилетний мальчик стал «предводителем» стаи дворовых собак — это все реальные истории. Несмотря на различные ситуации, у них есть один общий факт: все дети, воспитанные животными, страдают редчайшим в мире заболеванием, носящим название «синдром Маугли».
Несмотря на романтичную историю, описанную в книге Киплинга, в жизни все, как всегда, гораздо сложнее. Точно определение синдрома дать невозможно, это слишком широкое понятие. Однако, как пояснила в своем комментарии для РИА Новости, психолог, кандидат психологических наук, преподаватель кафедры «Специальной и клинической психологии» Галина Алексеевна Панина, в общем, «синдромом маугли» называют совокупность синдромов, которые демонстрирует ребенок, выросший вне социальной среды.
Природой, генами в человека заложены некоторые признаки, которые должны быть выражены в развитии, а вне социума личность развиться не может. Понятие «синдрома маугли» очень широкое: вплоть до того, что медик, социолог, клинический психолог или социальный психолог сформулируют его по-своему, добавив свой аспект.
Среди общих признаков «синдрома маугли» выделяют нарушения речи или неумение говорить, неспособность к прямохождению, десоциализацию, отсутствие навыков пользования столовыми приборами, боязнь людей. При этом, у них часто отменное здоровье и гораздо более устойчивый иммунитет, чем у людей, живущих в обществе. Часто психологи отмечали и то, что человек, который провел среди животных достаточно долгое время, начинает себя идентифицировать с «собратьями»; так восемнадцатилетняя девочка, которую воспитывали собаки, научившись говорить, по-прежнему настаивала, что она — собака. Впрочем, в данном случае имеют место уже психические отклонения, которые также неизбежны.
На вопрос, возможен ли процесс восстановления человека после долговременного пребывания вне человеческой среды в социум, специалисты, опять же не дают однозначного ответа: все слишком индивидуально. Шансы стать нормальным человеком у «маугли» зависят как от генетически заложенных качеств, так и от периода и длительности пребывания вне социума.
В процессе развития человека есть некая возрастная граница, порог, в который закладывается та или иная функция: например, умение говорить, навыки прямохождения. Кроме того, существует и переходный период, в среднем, 12-13 лет: до этого возраста мозг ребенка достаточно пластичен, а к 12-13 годам мозг человека набирает интеллектуальный потенциал. Несмотря на то, что и в течение дальнейшей жизни происходит развитие, основное закладывается именно к подростковому возрасту. В том случае, если у человека не сформированы какие-либо из функций, то позже восполнить их практически невозможно.
Как отмечает специалист, после 12-13 летнего порога неразвитого человека возможно только «надрессировать» или, в некоторых случаях, минимально адаптировать в социальную среду, но можно ли его социализировать как личность — большой вопрос.
Говоря о «синдроме маугли», возможность дальнейшего выживания человека в обществе, после возращения его в социум, зависит еще и от возраста. Например, если ребенок попадает в звериное сообщество до того, как у него сформируется навык прямохождения, то передвижение на четвереньках станет единственно возможным способом на всю жизнь — переучить будет уже невозможно.
Известны разные случаи: иногда детям-маугли удавалось выжить среди людей, иногда — нет. Так, две сестры, отобранные у стаи волков, обе умерли; младшая — практически сразу, а старшая — спустя несколько лет, так и не научившись говорить.
В другом случае — когда десятилетний мальчик жил с обезьянами в течение трех лет, он смог вернуться: врачи объяснили это тем, что он попал к животным уже в том возрасте, когда уже успел осознать себя человеком.
Девочка восемнадцати лет, считающая себя собакой — деградирует в развитии уже после возвращения. Но есть и исключительные случаи:
В подмосковном городе Подольск был обнаружен семилетний ребенок, который жил в квартире со своей матерью, тем не менее, страдавший «синдромом маугли». Фактически, воспитывала его собака: Витя Козловцев в совершенстве владел всеми собачьими повадками. Он прекрасно бегал на четвереньках, лаял, лакал из миски и уютно сворачивался калачиком на коврике…
После того как мальчика нашли — совершенно случайно — его мать лишили родительских прав. Самого Витю передали в «Дом милосердия» Лилит и Александра Гореловых. Несмотря на то, что врачи давали весьма скептические прогнозы, за год мальчик научился ходить, говорить, пользоваться ложкой и вилкой, играть и смеяться. Возможно, мальчик мог бы восстановиться, но закон в данном случае оказался против ребенка: проблемы с документами поставили под угрозу существование «Дома Милосердия». Как сообщала газета «Московский Комсомолец», сейчас идет процесс оформления опекунства над мальчиком, чтобы супруги Гореловы могли забрать ребенка на законных основаниях.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников
Источник