Синдром лобной доли у детей лечение

Синдром лобной доли у детей лечение thumbnail

Основоположник нейропсихологии Александр Романович Лурия выделил три блока мозга, которые участвуют в осуществлении высших психических функций:

  • 1 блок – регуляция тонуса и бодрствования, энергетический блок. Это ретикулярная формация, лимбическая система и другие подкорковые структуры. Как известно, даже самые умные компьютеры не работают без блока питания.
  • 2 блок – прием, переработка, хранение информации. Это корковые концы анализаторных систем, в первую очередь, слуховой, зрительной, кожно-кинестетической (там не так все однозначно, например, вестибулярная система не имеет своей отдельной коры, поэтому интегрируется со зрительной и кинестетической). Сюда относятся модально-специфические виды деятельности.
  • 3 блок – контроль, регуляция и программирование деятельности. Сюда относится моторная, премоторная и префронтальная кора, то есть весь лоб целиком (передний и задний).

«Передний» мозг создает и реализует программы различных видов деятельности. Он отвечает за праксис, в том числе и за моторную сторону речи, мышление, сознание, планирование, произвольность, инициативу, волю. Если глобально, то определяет личность человека.

Каждый отдел мозга имеет свое время созревания и включения в работу функциональных систем. Одни и те же психические функции на протяжении развития могут осуществляться разными «ансамблями» мозговых зон. То есть по мере взросления происходит перестройка функциональных систем.

Например, часто родители детей с ЗРР рассказывают, что у ребенка был откат в речи: до 1.5-2 лет от говорил простые слова, а потом замолчал. Это могло случиться именно на этапе перестройки речевой системы: в данном возрасте происходят глобальные изменения. Происходит специализация полушарий по речи, и функция переходит в левую гемисферу. То есть новые структуры, включающиеся в работу, должны быть готовы. Плюс любая перестройка – это критический период, в течение которого любые стрессы (болезнь, прививка, аллергическая реакция и т.д.) могут оказать сильное негативное влияние.

Лобные доли – это самый поздно созревающий отдел мозга. По разным данным, префронтальная кора созревает к 20-23 годам. Но это не значит, что до этого возраста она не работает.

Один известный на просторах интернета специалист недавно писал, мол, как так нейропсихологи в заключениях ребенку могут писать «несформированность префронтальной коры»! Она же созревает уже в сознательном возрасте!

Это не правда. Конечно, нельзя говорить о полной зрелости в 3, 7, 12, 18 лет. Но в данные возрастные этапы лобная кора уже работает и наращивает свои возможности. Префронтальная кора отнюдь не «спит» до 23 лет! Более того, в детском возрасте, по результатам аппаратных исследований, обменные процессы в данной зоне превышают по скорости взрослые в два раза.

Развитие ребенка:

2-6 мес. Ребенок уже не является реактивным существом. Он разворачивает коммуникативную, познавательную деятельность. Сообщает криком, если что-то не нравится. Использует мимику и гуление, движения для взаимодействия.

6-12 мес. Ребенок включается в предметно-манипулятивную деятельность совместно со взрослым. К 6-8 мес. существенно возрастает скорость метаболизма в лобных отделах (что свидетельствует об интенсивном созревании). Расширяется арсенал средств проявления инициативы и воли ребенка: использует лепет и первые слова, интонации, богатую мимику. Происходит интеграция различных психических функций. Развиваются зрительно-моторные координации. Малыш начинает понемногу понимать обращенную речь. Развиваются первые внутренние мотивы деятельности, внимание, отсроченные реакции. Возникают первые признаки речевой регуляции поведения ребенка: он становится способен выполнять простейшие инструкции взрослого (например, искать глазами требуемый предмет). Но, конечно, в этом возрасте внимание еще неустойчивое. Ребенок быстро переключается на яркие побочные стимулы. На данном этапе эмоции служат для саморегуляции и стимуляции ребенка к познанию и развитию речи. Интенсивно созревают связи префронтальной коры и лимбической системы (которая отвечает за эмоции). Таким образом, формируется мотивационная сфера ребенка.

Ближе к году внимание ребенка становится более устойчивым, меньше мешают отвлекающие яркие стимулы. Крепнет способность выполнять инструкции и просьбы взрослого. 1 год является переломным для развития мозга и его переднего отдела в частности. К началу второго года жизни становится возможным выполнение инструкции с отсрочкой во времени и сопротивление отвлекающим стимулам.

1-3 года. Появляются первые произвольные действия. При этом речь взрослого пока играет лишь побуждающую роль, но не тормозящую! Взрослые часто хотят, чтобы ребенок слушался и прекращал нежелательные действия. Но в таком возрасте словесные запреты не работают, экспериментально доказано. Поэтому лучше ребенка в подобных ситуациях отвлекать и переключать. При этом торможение в исследованиях удавалось «включить» при зрительном сопровождении соответствующей части инструкции.

С 2 лет ребенок уже может усвоить простую систему правил, задаваемых речью, но со зрительным подкреплением. Регулирующая функция речи еще недостаточно сформирована.

К 3 годам действие по словесной инструкции взрослого становится более стойким навыком. Трехлетка может решать конфликтные задачи (то есть ситуации, где два условия являются разнонаправленными), в отличие от двухлетнего ребенка.

В возрасте 2-3 лет происходит бурное морфологическое созревание лобной области: оформляются нейронные комплексы, образуются связи, число синапсов достигает максимума; растет объем одновременно обрабатываемых задач.

В 3 года мы можем говорить о произвольных предметных действиях у ребенка – праксисе. То есть созревает корковый уровень движений (теменно-премоторный).

В заключение скажу, что 3 года – действительно критический период в развитии ребенка. Важнейший. Часто родители неговорящих детей возраста, близкого к 3 годам, пытаются убеждать себя (и меня заодно на консультациях), что «ребенок имеет право не говорить до 3 лет». К сожалению, здесь дело не только в речи, а в том, что отсутствие речи лишь иллюстрирует, что в развитии что-то происходит не так, есть проблема.

В 3 года у ребенка уже есть внутренняя речь (которая развивается уже после внешней), с помощью которой он регулирует свое поведение, направляет внимание, осуществляет познание. Есть схема тела, образ «Я». Поэтому часто при задержке речи мы также наблюдаем у ребенка и проблемы с соответствующими процессами.

Читайте также:  Симптомы синдрома дауна до года

Нейропсихолог Александрова О.А.

Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Источник

Неспроста 3 года и 7 лет – это возрастные кризисы у ребенка. Это периоды психических новообразований, которые являются результатом развития мозга, и в частности, лобных долей.

В 3 года мы уже может говорить о праксисе как именно о сфере произвольных осознанных предметных действий. То есть включается теменная и премоторная кора как верхушка моторной системы (при условии созревания более «нижних» этажей, которые отвечают на элементарные двигательные функции).

В 3 года ребенок способен руководствоваться общими правилами (например, в детском саду), выполнять инструкции, сопротивляться отвлечению. Речь для него играет регулирующую функцию и сохраняет ее даже при наличии внешних отвлекающих факторов (именно поэтому у детей с нарушением понимания обращенной речи такое «гиперактивное» поведение). В одном из экспериментов показано, что дети-дошкольники лучше воспринимали инструкцию устно по сравнению с той, которую показывали визуально (на карточках). То есть слухоречевой анализатор имеет приоритет над зрительным в деятельности (к возрасту 6-7 лет они уравниваются по мере того, как возрастает способности к опосредованию информации знаком).

При этом собственная речь ребенка с 3 лет играет роль дополнительной стимуляции в его деятельности. Однако до 5 лет этот стимул является общим, не избирательным, то есть не помогает ребенку избегать ошибок, тормозить себя (нет избирательности). К 5 годам наступает важнейший момент в системе самоконтроля и саморегуляции: созревает система избирательных связей во внутренней речи. То есть внешняя речь для саморегуляции становится излишней, при этом ребенок уже может сам направлять свои действия, осуществляя выбор. (Помним, что диагноз СДВГ ставится с 5 лет, и понимает, почему – потому что управляющие функции мозга не формируются).

Что касается серийной организации действий (например, показывать геометрические фигуры в определенной последовательности, которая периодически меняется), то в 3 года ребенок еще склонен к инертности, ему сложно гибко подстраиваться под изменения программы. Способности к такому переключению созревает к 4-5 годам.

К 6 годам вырастает произвольное внимание благодаря развитию фронто-таламических связей (то есть связей между лбом и таламусом). И если до этого возраста ребенок мог удерживать длительно внимание там, где ему интересно и «хочется» (эмоциональный компонент), то с 6 лет ребенок способен справиться с импульсивностью и ориентироваться на собственно информационный компонент деятельности.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что при незрелости 1 функционального блока мозга (об этом писала в предыдущем посте) – блока регуляции тонуса и бодрствования – лоб созревает позже. Именно поэтому мы так часто видим детей неусидчивых, импульсивных, со слабым самоконтролем эмоций и поведения. Потому что первичен в таких случаях дефицит подкорковых структур (полученный в результате КС, общего наркоза, гипоксии, асфиксии итд).

Итак, к 7 годам, то есть к моменту поступлению в школу, ребенок умеет:

  • Усваивать и удерживать программу деятельности;
  • Сопротивляться отвлекающим стимулам, в том числе собственным импульсам;
  • Опосредовать деятельность внутренней речью с системой избирательных связей;
  • Выполнять конфликтные инструкции (если А…., то…., если Б, то….) и гибкому переключению программы.

А также имеет развитый праксис, оперативную память. Способен опираться на речевую и зрительную инструкцию.

Нейропсихолог Александрова О.А.

Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Источник

Просмотр полной версии : Девочки, у кого у деток поражение лобных долей??

Поделитесь опытом лечения и результатами, пожалуйста!!! У меня девочке 4 года, диагноз органическое поражение ЦНС (лобные доли): Недавно начала ходить по дому, не разговариваем …

у нас органика, причем не только лобных долей (но и они в том числе)
все зависит от степени поражения, от компенсаторных возможностей организма…. от интенсивности реабилитации, от удачного подбора реабилитации (это как повезет) и т.д.
но в основном лобные доли — речевые функции и вертикализация (по словам нашего невролога)
Владка ходит сам с 27.12.08 (но не долго и не далеко) появился лепет и отдельные (немного) обозначения — мама, няня, ням иго-го и т.д.
Владке еще нет 3-х, но у нас 3 раза в неделю деффектолог, у нас обширная и ударная медикаментозная терапия….
Все очень… очень индивидуально
пишите, звоните. задавайте вопросы….

у нас лобные доли страдают. Врач сказала, что к 10 -11 годам должно быть лучше. Т.е. аксоны в мозгу должны сами начать развиваться.

Nikimams

01.07.2009, 11:18

У нас поражение лобно-теменных долей…Но ты мою ситуацию знаешь, вся наша проблема- двигательная 🙁

Кошатница

01.07.2009, 16:51

у нас органика, причем не только лобных долей (но и они в том числе)
все зависит от степени поражения, от компенсаторных возможностей организма…. от интенсивности реабилитации, от удачного подбора реабилитации (это как повезет) и т.д.
но в основном лобные доли — речевые функции и вертикализация (по словам нашего невролога)
Владка ходит сам с 27.12.08 (но не долго и не далеко) появился лепет и отдельные (немного) обозначения — мама, няня, ням иго-го и т.д.
Владке еще нет 3-х, но у нас 3 раза в неделю деффектолог, у нас обширная и ударная медикаментозная терапия….
Все очень… очень индивидуально
пишите, звоните. задавайте вопросы….

а можно поинтересоваться? Что из медикаментов пьете?

МашаМиша

Читайте также:  Синдром гиперактивности мкб 10 код

01.07.2009, 23:25

У нас левая лобная , плюс височно-теменная. Речь пострадала, двигательные функции, положительная динамика есть,но без мдикаментов, кроме депакина, но нам и нельзя ничего. Всё индивидуально.

а можно поинтересоваться? Что из медикаментов пьете?
ууууууу……
можно конечно
сейчас кокретно будем пить мидокалм (вроде) + кальцый гомеопатию + В12 в попу
до этого:
кололи: *******ин 2 курса, коэнзим-композитум, цитохром, актовегин и т.д.
пили: элькар, глиатилин, акатинол (не помню то ли пили то ли кололи :001:), нейромультивит…

у моего, теперь уже официально подтверждено. Но масенькое и компенсированнное. Поведение — швах, остальное — вполне себе

ღ Счастье ღ

02.07.2009, 12:55

лобно-височное(левая сторона)
речь..:(

У нас пострадали после громадного кровоизлияния лобно-височные доли и теменная.
результат — судороги плюс недавно появились абсансы, которые характерны для лобных долей.
Сидим на депакине, иногда диазепам.
С речью тоже проблема.
Мидокалм, мексидол, гомеопатия никаких видимых результатов не дали.

у нас лоюные и височные доли…. речь пока не идет (но видгно что желание повторять есть просто не получается) + двигательно….медикаментозно не лечимся т.к. никаких результатов….

Медвежья мать

06.07.2009, 22:06

у нас органика, причем не только лобных долей (но и они в том числе)
все зависит от степени поражения, от компенсаторных возможностей организма…. от интенсивности реабилитации, от удачного подбора реабилитации (это как повезет) и т.д.
но в основном лобные доли — речевые функции и вертикализация (по словам нашего невролога)
Владка ходит сам с 27.12.08 (но не долго и не далеко) появился лепет и отдельные (немного) обозначения — мама, няня, ням иго-го и т.д.
Владке еще нет 3-х, но у нас 3 раза в неделю деффектолог, у нас обширная и ударная медикаментозная терапия….
Все очень… очень индивидуально
пишите, звоните. задавайте вопросы….

Ну у нас тоже самое.
Поражение не только лобных долей. но и других участков мозга.
Ходит сам с годика.
А речи нет ВООБЩЕ.
Два слога и это в 5,5 лет.
Появится ли речь вообще незвестно.
О лечении сложно говорить как таковом при органическом поражении мозга.
Можно о компенсации и частичной реабилитации.
У нас занятия с разными дефектологами и различные нейролептики.

inna-piter13

07.07.2009, 00:11

У нас такие же проблемы.Весной пили акатинол.,и с речью стало лучше.В прошлом году начали учить буквы,теперь уже читать пытаемся.Нам 7 и осенью в школу.

Михаэлла, скажите пожалуйста, а вам прогнозы на будующее кто-нибудь хоть какие то говорил??? (Я на форуме не давно, и в основном «читатель») А тут увидела эту тему,и вот пишу…У нас ситуация не много похожа с вашей, тоже пострадали лобные доли,но на двигат-ом не отразилось,пошел сын в 1.3, а вот речи вообще нет, хотя мы старше нам 6 лет. Но для нашего города,мы «редкость» и прогнозов нам не дают…

Медвежья мать

08.07.2009, 16:57

Прогнозы?
все дело в том, затронут ли у Вас интеллект.
У нас и довольно сильно.
Т.е. в плюс к отсутствию речи у нас умственная отсталость.

Прогнозов никаких никто не дает. Кто пожестче и позлее — не будет говорить и останется дебилом на всю жизнь.
Кто человечнее и более позитивнее — говоят, что еще Бехтерева говорила, что мозг — удивительная штука.

А особо, если честно, уже давно ни на что не надеюсь. Меньше надежд — меньше разочарований. Мне так проще жить.

Спасибо, за ответ! К сожалению у нас и интелект задет, и у.о. уже начинают ставить в диагнозе.Врачам конечно проще так говарить, а мы видимо до сих пор не научились , и не можем мириться с этим.Плюс ко всему таких детей как наш сын в нашем городе не видели, и поэтому им якобы трудно давать прогнозы. А мы все ждем чудес, и боремся…
Если можно , еще пару вопросов к Вам- какие именно препараты вы сейчас пьете? И кроме дефектолога с кем еще занимаетесь? (н-р остеопат, дельфинов-одобряете?)

Тем, кто дает прогнозы вообще веры нет никакой!!!!
У.О. хм…. пока мы маленькие сейчас толком не понятно насколько задет интелект…
(Владу почти три года) это еще ОЧЕНЬ мало, что бы делать какие-то далеко идущие выводы…. но наю, что это на всю жизнь в любом случае будет ЗПР, а вот перерасте ли это в УО? это мой самый страшный вопрос….
я радовалась как ненормальная, когда мне сказали, что у нас есть шансы на просто ЗПР… как смешно звучит — мама радуется, что у её ребенка будет ЗПР…. (хммм… куда-то меня не туда понесло)….
в общем мы пробуем все и с заметным результатом — остеопатов, (2 раза общались с собаками) обязательно будем еще даже два раза много нам дали… колем, пьем всякое-разное…
мы хулиганим. играем в ролевые игры с сестрой и еще много много всего….
только… в переди обучение (школа и т.п. вот тогда уже будет понятнее, что нам следует ждать от жизни)… а потом…. потом половое созревание…. мне тут мысль подбросили, к неврологу поедем буду её мучить на предмет влияния полового созревания детей с органикой на их умственное развитие… :005:

Это все понятно, что веры таким врачам нет.Да и умом я понимаю,что не надо так сильно питать надежды чтоли..Но по другому не могу,да и как без веры то?
А то что касается у.о. и ЗПР, (я кстати и тут на форуме читала,как вообще понять и разобраться в этих диагнозах??)Но вот нам один врач ЗПР поставил уже в пять месяцев, а другой когда увидел у виска покрутил,типа в таком возрасте?? Но факт остается фактом, речи нет,понятия опять же не на все,что надо ему он все понимает,а что от него требуют частично..правда мы в садик ходим коррекционный,конечно в самую тяжелую группу. Тоже занимаемся с логопедом,пробуем все методики, с остеопатом занимаемся кстати питерским , она ездит к нам,мы к ней..Тоже пьем-колем все..Но все равно такое чувство,что надо что-то еще пробовать,делать.Но вот что? Да и время уходит…
Спасибо Вам девочки за ответы, и за такой форум спасибо!

Читайте также:  Нарушения умственной работоспособности при органическом синдроме

У нас тоже поражение всего,лобных в том числе.Что имеем?!Ходим с 1.3,говорим,но много всякой ерунды,поведение атас,из диагнозов пока УО легкой степени под????и нарушение координации движения,нам пока 4.5.
Что делаем:2 раза в год медикаментозная терапия фенибут+пантокальцин+магнеВ6 на 1.5 месяца(в октябре и в феврале курсы),дефектолог+психолог.Хочу еще бассейн в этом году,пока точно не знаю можно ли нам.

Лобные доли -это в первую очередь речь и поведение. И одного логопеда мало! дефектолог и еще раз дефектолог. и очень хороший невролог.

Медвежья мать

09.07.2009, 14:35

Пьем глиатилин — 2 месяца, потом акатинол два месяца.
Другие нейролептики НЕ пошли вообще!

Остеопат -нереальный случай для нас. Сын орет и впадает в жуткую истерику, когда его пытаются хоть как-то «потрогать». Я не вижу смысла в получасовой истерике с рвотой на приеме у остеопата.

Про УО и ЗПР — извините, но различие терминов в самом названии.
Задержка — они и есть задержка. Т.е. незначительное отставание от норм возраста.
А вот отсталость — она и есть отсталость — то есть уже БОЛЬШИЕ и ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ темповые задержки в развитии.

В моем случае глупо отнекиваться от очевидных вещей. Сын в почти 6 лет развит в лучем случае на 2 годика.

Все понятно, спасибо! Мы тоже пьем эти же препараты,только плюс еще к ним Атаракс.

А можно вопрос: что такое абсансы? А кроме речи есть проблемы: с поведением или пониманием обращенной речи?

у нас обращенную речь понимает

mama_Marina

29.08.2009, 11:08

у нас лобно-височные доли справа… + ротац. подвывихи трех позвонков шей.
А так: МА+СДВГ+ проблем по неврологии куча + куча дополнительных заболеваний (к голове не относ.: ортопедия, гастроэнтерология, аллергии, отоларингология).
Ходим, говорим, навыки почти по возрасту, но отставание есть. Вроде как интеллект сильно не пострадал (ттт…)… Поведение — застрелиться легче. Но я очень категоричный человек. С координацие движений проблемы есть.

ALENO4KA

29.08.2009, 18:50

Но все равно такое чувство,что надо что-то еще пробовать,делать.Но вот что? Да и время уходит…

Ну, если Вы настроены что-то еще пробовать, то попробуйте диету. Без глютена и казеина. 🙂
Не буду кричать на весь форум (чтобы удачу не спугнуть воплями 🙂 ), но у нас на ней прогресс. Да и еще какой! Вот, когда заговорит (а я пока не теряю надежды на это), тогда буду тут кричать «УРА!». 🙂
Возраст у нас тоже уже не маленький… 5 лет будет скоро… Речи нет… Интеллект страдает…Время летит.

Вы знаете, на счет диеты много читала и читаю, и начала задумываться об этом, если Вам не трудно, опишите попдробнее об этой диете, или если была тема , то дайте ссылку. Заранее спасибо!

ALENO4KA

30.08.2009, 08:07

https://forum.littleone.ru/showthread.php?t=676192&highlight=%ED%E0%F0%F3%F8%E5%ED%E8%E5+%EE%E1%EC%E5 %ED%E0+%E4%E8%E5%F2%E0
это ссылка на нашу темку

а это ссылка на форум
https://www.elinahealthandbeauty.com/forum/index.php?sid=e595078fc47b0ae3e4a834fc93ef7fe2

Читайте. Изучайте. Там много информации. 🙂
В жизни нужно всё попробовать. В пределах разумного, конечно.
Мой Вам совет, если уж очень захотите ввести диету, то вычистите ее. Только когда в рацион ребенка не будет попадать глютен и казеин будут видны результаты.

Посмотрела инф. о диете… Если глютен содержится почти во всех продуктах, чем же кормить ребенка? Вы не могли бы написать примерное меню вашего ребенка??? Что-то я потерялась в потоке этой информации (я имею ввиду данные вами ссылки)

Если вы ездите в Питер, то можете попробовать лечение в центре доктора Шандуриной: метод электростимуляции мозга. Мы уже провели 3 курса лечения по 10 процедур, после курса дочка становится поспокойнее и лучше спит, прогресс потихоньку идет, но за счет чего, сказать трудно, т. к. делаем все и сразу, и медикаменты и стимуляцию.

ALENO4KA

01.09.2009, 07:12

Посмотрела инф. о диете… Если глютен содержится почти во всех продуктах, чем же кормить ребенка? Вы не могли бы написать примерное меню вашего ребенка??? Что-то я потерялась в потоке этой информации (я имею ввиду данные вами ссылки)

Вы думаете, что пшеничным хлебом, печеньками, пряниками, макаронами, конфетами и мороженным должно ограничиваться питание ребенка? 🙂 (шутка)

Почитайте топик про целиакию. Там мамочки, которые вынужденны готовить для деток без глютена.

Мы кушаем — пшено, рис, кукурузу, бобовые, овощи, фрукты, мясо. Поверьте из этих продуктов можно много чего приготовить. 😉 Было бы желание. В принципе ребенок ни в чем не ограничен, ну например те же самые макароны можно либо делать самим, либо покупать БГ. Хлеб мы печем сами. Вские оладьи, блины (ну конкретно я не пробовала, но мамы многие пекут) тоже.

Пройдите еще раз по ссылкам, которые я давала, там есть куча полезного на эту тему.

vBulletin® v3.8.7, Copyright ©2000-2020, Jelsoft Enterprises Ltd.

Источник