Синдром ленивого мозга у детей

Синдром ленивого мозга у детей thumbnail

Два раза в год – и это прекрасно известно каждому репетитору по математике – дети испытывают серьезный стресс, когда после летних и зимних каникул им приходится идти в школу. За 2-3 летних месяца, так же как и за 2 недели новогодних праздников, юные мозги зачастую напрочь отвыкают работать. И возвращение к учебным нагрузкам дается детям ой как нелегко.

Из переписки с родителями сразу после новогодних каникул

Здравствуйте, Федор Борисович!
Какое прекрасное лёгкое домашнее задание вы дали в этот раз! И каааак же доооолго сидел с ним наш посленовогодний мальчик…
Надеюсь, у вас есть какие-то волшебные методы по ускорению мозговой деятельности и по снижению рассеянности внимания?!
Пожалуйста, применяйте их активно на каждом занятии! Наше домашнее стимулирование пока не очень эффективно…

Причины объективные и не очень

Про летние каникулы напишу как-нибудь в другой раз, пока остановлюсь на зимних. Вот, пожалуй, самые понятные причины «размягчения» мозгов за период новогодних праздников.

  1. Накопившаяся за сентябрь-декабрь усталость. Напомню, что ваши дети, как правило, живут в режиме постоянной перегрузки. Сколько у них дополнительных занятий помимо школы?
  2. Авитаминоз плюс дефицит солнечного света.
  3. Отсутствие привычной учебной нагрузки и длительный период безделья.
  4. Изменение режима дня. За две недели многие дети привыкают позже ложиться (привет новогодней ночи!) и позже вставать. Поэтому первое рабочее утро – это просто какой-то кошмар!..
  5. Подсознательное стремление продлить праздник. И хотя я встречал учеников, которые предпочитали компьютерным играм и другим развлечениям сложные математические задачи, их, как вы понимаете, было гораздо меньше, чем обычных, в меру ленивых и не рвущихся совершать трудовые подвиги детей.

Из переписки с родителями сразу после новогодних каникул

Здравствуйте, Федор Борисович!
Меня на днях несколько расстроила ситуация, хотелось бы с вами посоветоваться.
По ряду причин наиболее желаемой для нас школой является 1514. В феврале, наверное, как обычно, будет олимпиада, по итогам которой можно туда поступить. В выходные предложила дочке попробовать решить задания по математике из прошлогодней олимпиады. Она посмотрела на них, сказала, что все они узнаваемые, подобное в мини-группе вы решали, как решать — знает. И все до одного решила неправильно.
Потом мы стали сверять с опубликованными решениями, дочка сказала, что все ее ошибки «были случайными» и «теперь она все поняла».
Я бы очень хотела проверить, действительно ли по невнимательности она «налепила» все эти ошибки. Замечаете ли вы такую же ее невнимательность на ваших уроках?

Мой ответ. … Небольшое утешение: в каникулы у многих детей мозги отключились от рабочего ритма, дети допускают самые нелепые ошибки. Практика показывает, что двух-трех недель достаточно для возвращения в боевой настрой.

Что же делать? Три совета родителям.

Уверен, что каждый найдет здесь подходящий именно ему (ей).

Вариант 1. Ничего не делайте.

За неделю-другую все придет в норму. Ребенок привыкнет вставать рано, необходимость выполнять домашнее задание заставит его мозги включиться; работоспособность, внимательность и сообразительность восстановятся до обычного уровня.

Важно: хвалите ребенка за малейшие успехи. И не ругайте за неудачи. Объясните ему, что его способность соображать восстановится, если он сам приложит к этому усилия.

Вариант 2. Дозируйте нагрузку, постепенно ее увеличивая.

Дайте ребенку неделю на вхождение в рабочий ритм, выдавая каждый день небольшие порции дополнительных заданий. Объем заданий можно планомерно увеличивать.

Важно: задания должны быть ежедневными, но посильными и разумными по объему.

Вариант 3 (на будущее). Загружайте ребенка даже в каникулы.

У меня есть статья, как заниматься математикой с ребенком летом. Те рекомендации годятся и для зимних каникул. Подготовьте задания на каждый день, договоритесь с ребенком о нагрузке и правилах игры, придумайте систему поощрений. И тогда получасовые ежедневные занятия позволят вам в значительной степени избежать проблем со снижением работоспособности вашего драгоценного чада.

Из переписки с родителями сразу после публикации статьи

Добрый вечер, Федор Борисович!
Рада, что мое письмо оказалось стимулом для создания такой полезной статьи!
Я, кстати, интуитивно старалась умеренно нагружать его математикой в каникулы, просто, чтобы мозги в тонусе оставались…
В статье вы пишете про «подсознательное стремление продлить праздник» — вот это в точку!.. Я уже несколько дней сильно болею (схватила вирус), так вот сын пару раз недвусмысленно высказался, как бы он хотел тоже поболеть, полежать дома и не делать уроки. Несмотря на все мои попытки изолироваться, сегодня его желание увенчалось успехом (лежит теперь с температурой и счастливой улыбкой на лице, от того что завтра не пойдет в школу!! Жуть какая, правда?!)
Очень надеюсь, что к выходным мы будем в состоянии посетить День открытых дверей в ЛИТ и, конечно, ваше занятие!
С уважением…

Полезная информация для родителей

Еще больше советов и разборов ситуаций я даю на своих лекциях для родителей. Тема, дата, стоимость и заявка на посещение лекции – здесь.

Читайте также:  Симптомы и лечение синдрома горнера

https://goo.gl/oFgPek

Источник

Давно не писал тут, но эта тема зацепила и решил поделиться.

Был на одном семинаре и ведущая задела за больные точки.

Нашёл её статьи в сети и хочу с вами поделиться. Зовут её Александра Кочеткова, кого заинтересует — почитайте и другие её статьи.

Кошки– Мышки. Точнее, «Мышки» – «Кошки».

Начнем, как исстари водится: «Здравствуй, мой дорогой друг! Нет-нет, это не забавная детская игра, читатель! И не добрая поучительная сказка… Ну, может быть и сказка. И в определенной степени – поучительная. Но вот уж никак не добрая. Скорее страшная… » Здесь надо перейти к пионерскому фольклору: «В черной – черной комнате, в черной-черной коробочке жила маленькая-премаленькая мышь. И каждый день у нее был черный-пречерный…!» Вот о мышах-то и пойдет разговор. Ну и немножечко – о кошках.

Согласно старинной поговорке – «Дурная голова ногам покоя не дает». Это справедливо касательно метаний, в большинстве своем бесплодных. Но в реальной жизни поговорка работает ровно наоборот: дурная голова как раз сковывает ноги, душу, дух и ломает жизнь своему обладателю–хозяину, не давая ему действовать. Кроме того, она постоянно генерирует страх; липкий и вонючий страх бытия. Так человек постепенно превращается в «мышь». Ну, а теперь – обо всем поподробнее.

Мышление человека бывает ПРОДУКТИВНОЕ и НЕПРОДУКТИВНОЕ (как раз та самая «дурная» голова). Эти две модели мышления – «головы» – порождают две четко наблюдаемые модели поведения. Нормальная РАЗУМНАЯ (не тупая) голова вызывает к жизни модель «Человека—кошка», а «дурная» – «Человек-мышь». Давайте знакомиться с ними – с нами – ближе. Так близко, чтобы стало неуютно и больно, и родился вопрос: «А я-то кто? Неужели «мышь»?!»

ДВЕ ГОЛОВЫ. Рассматриваются попарно с байками, прибаутками и жуткими вопросами. Сначала теория, ниже – сказочка.

1.

Скорость мышления определяет и скорость принятия решений человеком, и скорость его дальнейших действий. Кроме того, она же определяет количество альтернатив решений, которые создает мышление в каждый момент времени. Поэтому именно скорость мышления – главный параметр оценки продуктивности мышления и его эффективности (так же, как и у процессора в компе). Абсолютное измерение скорости пока невозможно. Да и не нужно — зачем людей смущать каким-то мыслительным идеалом.

Важно другое: медленный мыслительно человек ВСЕ делает медленно.Ставит задачу и формирует цель; собирает и обрабатывает информацию; сортирует и систематизирует ее; оценивает альтернативы и меняет их в зависимости от «подходящести» к решению задачи и так далее. Проблем бы не было, если бы человек медленно «схватывал» проблему, но быстро ее решал (что характерно, например, для темперамента флегматика). Нет, он вообще сильно тормозит. Но это еще не все.

Вторая проблема в том, что по мере усиления давления задачи медленный человек вообще застопоривается (или заступоривается) и мышление его парализуется тем, что решений все меньше и они никак не подходят. Он, бедный, старается, а все никак не может решить задачу. Далее нарастает растерянность и паника, НО РЕШЕНИЯ ВСЕ РАВНО НЕТ. Мало того, прализованное мышление создает все более НЕКАЧЕСТВЕННЫЕ решения (все дурнее и дурнее).

У скоростного мышлением человека все части мыслительного процесса протекают быстро, и альтернатив моделируется много. Поэтому для него практически нет нерешаемых задач – пусть с усилием, но решения находятся всегда. Под давлением задачи (когда ситуация ухудшается) скорость мышления ВОЗРАСТАЕТ, это нормальный природный механизм выживания. Чем тяжелее ситуация – тем быстрее разум действует. Так и до гениальности недалеко – если альтернативы постоянно отвергаются, их КАЧЕСТВО РАСТЕТ. Поэтому, мой любознательный друг, первое, что надо развивать в себе – именно скорость мышления. Сначала на стандартных задачах, потом – на нестандартных (на сообразительность).

А теперь зададимся традиционными вопросами: Какая же скорость мышления нужна современному человеку в жизни и бизнесе? А у каждого из нас — какая скорость мышления? Или проще не заморачиваться вообще — тогда ни скорость не нужна, ни мышление?…

2.

Продуктивность мышления (количество решений за единицу времени)

Продуктивность мышления в человеке заложена бесконечная. Это – нормальная функция правополушарной мыслительной машины, которая отвечает за выживание человека в любой ситуации. Поэтому ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК ОТ ПРИРОДЫ И ТАЛАНТЛИВ, И СООБРАЗИТЕЛЕН. Если мы рассмотрим развитие продуктивного ребенка с точки зрения мышления поближе, то получим следующую схему:

  1. Каждый ребенок рождается правополушарным. Левополушарное мышление невозможно от природы, так как формально-логическое мышление, которое формирует штампы и оперирует ими – искусственное создание рук человеческих, и оно внедряется в мышление человека только воспитанием и обучением.
  2. Будучи правополушарным – ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК ГЕНИАЛЕН, так как талант – суть функция от колоссальной мощности выживания суперсложного объекта, которым является человек. Эта мощность заложена в правом полушарии.
  3. Если родители и все воспитатели ребенка изначально поддерживают в нем созидательные способности с помощью раннего развития, определенных игр и восприятия малыша как мыслящего ОТ РОЖДЕНИЯ человека, то штампы в его мышлении (библиотека левого полушария) формируются медленно. Исключение должны составлять этические и моральные штампы, которые навязываются в обязательном порядке для формирования социализированной личности.
  4. Далее к воспитаниюнормального креативного и ПРОДУКТИВНОГО человека подключаются созидательный спорт, искусства. Формируя необходимые штампы, воспитатели не подавляют креативной мощности ребенка, и тем самым поддерживают продуктивность на высоком уровне. Ребенок творит там, где это можно и нужно ему для развития.
  5. Детский садик или центр развития выбираются таким же образом – чтобы поддерживалась креативность и продуктивность мышления ребенка. Потом также выбирается школа, где высокие науки подхватывают развитие ребенка и помогают родителям. Затем также выбирается институт.
  6. Таким образом, к 21 году формируется человек, у которого правополушарное мышление доминирует, а левополушарное – поддерживает. У человека сохраняется мощная продуктивность и креативность, при хорошей образовательной базе. Мало того, у человека развиты и ОБУЧАЕМОСТЬ, и АДАПТИВНОСТЬ, которые являются основой потенциала человека.
Читайте также:  Маниакальным синдромом опасен ли для окружающих

С ребенком (а потом и человеком) непродуктивным – другая история.

  1. Он также рождается правополушарным и талантливым. Однако, под давлением воспитания и образования, базирующегося на штампах (часто вместе с насилием и руганью «Делай, скот, как я сказал(а), а не то!…», «Правильно так, как сказали тебе мы!» и так далее) человек начинает скрывать свой внутренний мир и игры. Он тяготеет к творчеству исподтишка, а сам старается казаться стандартным, отвечающим требованиям взрослых. В этом уже возрасте (с 2-х лет) малыш уже может проявлять сопртивление воле взрослых. Не слушаясь их, он сражается за СЕБЯ КАК ТВОРЦА И ЛИЧНОСТЬ. Взрослые начинают давить.
  2. Соответствующим образом выбирается спорт – «чтобы человека сделать». Потом такой же садик и школа.
  3. И вот в школе на его пути возникает Главный Танк и Бульдозер в одном флаконе – либо «Учительница первая моя», либо учительница русского языка и литературы. Эти два предмета характерны тем, что русский язык сам по себе активно формирует штампы у ребенка, в то время, как литература должны была бы научить ребенка ВЛАДЕТЬ СЛОВОМ (ТВОРИТЬ СЛОВОМ) – писать сочинения. Вторая операция (писать) относится к высшей творческой деятельности. Но этого обучения в большинстве случае не происходит. С точки зрения изучения языка на ребенка давят и предмет, и педагог (чаще всего, горе-педагог, серость, отучившаяся в институте по остаточному принципу – куда без проблем троечников брали). Часто учителя еще и агрессивно обращаются с малышами, уже НЕ НАСТРОЕННЫМИ УЧИТЬСЯ, так как У НИХ ОТБИЛИ ОХОТУ ТВОРИТЬ. А в других предметах творчества не хватает, или вообще нет.
  4. Сюда же надо добавитьотвратительную черту современного общества потребления – разрешение маленьким детям играть в компьютерные игры с самого раннего детства, что вообще оболванивает ребенка, превращая его в тупицу, с детства. ОБУЧАЕМОСТЬ у таких детей или подавлена, или неразвита.
  5. Очень быстро (к средней школе) ребенок понимает, что главное в его школьной жизни – приспособиться к требованиям взрослых. Для этого надо быть стандартным — ребенок начинает активно следовать штампам, потом творить их. Его продуктивность стремительно падать, он превращается в звукозаписывающее устройство, «высиживающее» оценки и зарабатывающее похвалу педагога. И он ее обязательно получит, ведь куда удобнее «педагогам» работать с серостью, чем развивать в детях таланты и работать с неформатными, яркими и сильными личностями, не воспринимающими на веру, тот бред, который несут эти «педагоги» в массы. Педагагигу-то мы уже давно порастеряли…. Все в порядке – новая серость родилась (это первое объяснение, откуда квазитермин «мыши»), тупой создан. УР- Р-Р-Р-ЯЯЯЯЯ! Всем радоваться – у России великое будущее с такими людьми!

Формируется явление, которое называется «Ленивый Мозг». Сначала все задачи рассматриваются как стандартные (нестандартные уже давно неинтересны); потом все штампы сворачиваются в один, самый действенный («Бабло побеждает зло»); потом задачам присваиваются ярлыки «ненужное для решения» и «невозможное для решения» вне зависимости от сложности задачи; затем человек просто не может включить свой мыслительный процесс вовремя; и, в конце концов, мозн формирует психосоматическую реакцию на мыслительную деятельность – подъем давления, рост температуры тела, рвоту, понос и другие веселые защитные реакции.

Нарастающая тупость и склонность к рождению «ленивого мозга» — чудесные плоды родительской заботы типа «Не надо лишать ребенка ДЕТСТВА!!!»

А какие способы развития детей с самого раннего возраста вы знаете? Ибо, если даже Ваши дети уже взрослые, так впереди еще и внуки…

Читайте также:  Нестабильность шейного отдела и синдром позвоночной артерии

потом выложу ещё, если заинтересовало.

Источник

Синдром вялого ребенка

Синдром вялого ребенка – врожденная мышечная гипотония любого генеза. Термин объединяет группу заболеваний различной этиологии, каждое из которых проявляется снижением мышечного тонуса, чаще с рождения. Также могут отмечаться расстройства глотания и дыхания, судорожный синдром и нарушения сознания. Синдром вялого ребенка диагностируется по характерной позе пациента, требует инструментального подтверждения мышечной гипотонии. С целью выяснения этиологии синдрома проводится МРТ-диагностика, лабораторное обследование, генетическое картирование и другие исследования. Лечение патогенетическое и симптоматическое, применяются нейрометаболические средства, ИВЛ.

Синдром вялого ребенка

Общие сведения

Синдром вялого ребенка не является самостоятельной нозологией, однако его выделение оказалось необходимым в практической медицине, поскольку комплекс проводимых терапевтических мероприятий при мышечном гипотонусе различной этиологии часто идентичен. Термин предложен в 1958 году американским невропатологом Гринфилдом, хотя случаи врожденной мышечной гипотонии описывались еще в начале XX века. Полиэтиологическая природа состояния делает синдром вялого ребенка одной из наиболее актуальных проблем педиатрии. На сегодняшний день известно более 80 нозологических форм, одним из симптомов которых является прогрессивное снижение мышечного тонуса. Подавляющее большинство этих заболеваний имеют неблагоприятное течение, обеспечивая в целом высокий показатель летальности.

Синдром вялого ребенка

Синдром вялого ребенка

Причины синдрома вялого ребенка

Выделяют мышечную гипотонию центрального и периферического генеза. В первом случае синдром вялого ребенка является следствием поражения на уровне центральной и периферической нервной системы, от головного и спинного мозга до периферических нервов. Примерами заболеваний служат сепсис и менингит, внутриутробные инфекции и наследственные хромосомные заболевания, органические ацидурии и другие генетические нарушения метаболизма. Периферическая мышечная гипотония связана с повреждением миоцитов, как правило, системным. Речь идет о врожденных мышечных дистрофиях и миопатиях. Ярким примером заболеваний данной группы является спинальная мышечная атрофия Верднинга-Гоффмана.

Существует классификация причин синдрома вялого ребенка, согласно которой заболевание может иметь неврологическую и соматическую этиологию. Очевидно, что к первой группе причин относятся все неврологические патологии как центральной нервной системы, так и периферических нервов. Из соматических нозологий, вызывающих мышечную гипотонию в раннем возрасте, можно выделить метаболические нарушения, внутриутробные инфекции и сепсис новорожденных, врожденные пороки сердца, алиментарные расстройства и т. д. Таким образом, синдром вялого ребенка может быть связан с различными состояниями, которые приводят к нарушению регуляции мышечного тонуса на любом уровне нервной системы.

Симптомы синдрома вялого ребенка

Чаще всего снижение мышечного тонуса наблюдается в первые дни после рождения, иногда – в первые часы. Симптоматика зависит от конкретного заболевания, вызвавшего гипотонию, при этом имеются общие признаки синдрома вялого ребенка. Мышечная гипотония проявляется в характерной позе ребенка, так называемой позе «лягушки», при которой ноги широко разведены и согнуты в коленях, а стопы развернуты друг к другу подошвенной стороной. Во время осмотра отмечается чрезмерная подвижность в суставах, обусловленная снижением сопротивления мышц. Иногда мышечный тонус остается повышенным в дистальных отделах конечностей, при общей гипотонии кулачки малыша сжаты.

Сопутствующая симптоматика синдрома вялого ребенка различается в зависимости от причины и уровня поражения нервной системы. При травматическом и инфекционном повреждении головного мозга мышечная гипотония может сопровождаться нарушениями сознания и судорогами. При этом снижение мышечного тонуса, как правило, является временным и вскоре сменяется гипертонусом. При мышечных дистрофиях и врожденных миопатиях мышечная гипотония, наоборот, прогрессирует. Со временем слабость отмечается не только в мышцах конечностей, но и в дыхательных мышцах и мышцах, участвующих в глотании. Ребенок начинает испытывать трудности с приемом пищи, возможна одышка и приступы апноэ.

Диагностика и лечение синдрома вялого ребенка

Синдром вялого ребенка можно заподозрить уже в первые часы после рождения во время планового осмотра педиатром. Характерная поза и внешний вид описаны выше. Наряду с внешним осмотром проводятся неврологические пробы, такие, как тракция за ручки в положении лежа, горизонтальное и вертикальное подвешивание. Голова ребенка при этом свисает, тонус в руках и ногах визуально снижен. Электронейромиография дает возможность обнаружить синдром вялого ребенка периферического генеза. МРТ позволяет выявить атрофию в некоторых отделах головного мозга. Лабораторная диагностика исключает инфекционные причины. Также обязательно обследование сердца. Генетическое картирование проводится с целью подтверждения хромосомных патологий, к которым относится синдром Дауна и наследственные метаболические нарушения.

Специфической терапии не разработано. Положительный эффект может оказывать применение энерготоников и нейрометаболических препаратов, однако улучшение состояния незначительное и временное. Часто требуется кислородная поддержка, используется ИВЛ. Большинство заболеваний, представленных в клинике синдромом вялого ребенка, прогрессируют быстро или медленно, но их течение, как правило, необратимо. В связи с этим прогноз неблагоприятный. Высока смертность в первые месяцы и годы жизни. Летальные исходы часто связаны со слабостью дыхательных мышц, а также с проявлениями основного заболевания – септическими осложнениями, метаболическими расстройствами и др.

Синдром вялого ребенка — лечение в Москве

Источник