Синдром красной шапочки в психологии

Жил-был в Америке такой психолог и психиатр Эрик Берн, изобретатель «трансакционного анализа». Зачитываюсь его книгами. Предлагаю вам познакомиться с тем, как же он видит сказку о Красной Шапочке с точки зрения психиатра. Несмотря на то, что в статье есть несколько непонятных терминов, в целом она очень интересна и вполне читабельна. Итак…

Красная Шапочка (КШ) — сказка

     Жила-была  милая  маленькая  девочка по имени  Красная  Шапочка  (КШ). Однажды  мать  послала ее отнести бабушке пирожок и  горшочек  масла.  Путь пролегал  через  лес,  где  она  встретила соблазнителя  —  волка.  Девочка показалась  ему  лакомым  кусочком.  Волк  уговорил  ее  погулять  в  лесу, погреться   на  солнышке  и  собрать  цветы  для  бабушки.   Пока   девочка развлекалась  в лесу, волк отправился к бабушке и съел старую  леди.  Когда девочка наконец прибыла, волк, притворившись бабушкой, попросил ее  прилечь рядом  на  кровать. Девочка вскоре усомнилась, что перед ней  действительно старая  леди.  Тогда волк съел Красную Шапочку, очевидно не прожевывая.  Но потом  пришел  охотник  и  спас  девочку, разрезав  волку  живот  и  заодно освободив  бабушку.  Затем Красная Шапочка помогла охотнику  набить  волчий живот  камнями. Согласно другим версиям, девочка звала на помощь и  охотник убил  волка  топором  в  тот момент, когда волк  собирался  съесть  Красную Шапочку.

     Перед  нами  опять  разыгрывается сцена  похищения.  Могучее  животное завлекает девочку обманным путем. Волк любит есть детей, но вместо  девочки в  его  животе оказываются камни. С точки зрения специалиста эта  история вызывает  целый ряд интересных вопросов. Он принимает ее на  веру  целиком, вместе  с  говорящим  волком, хотя с таковым никогда  не  сталкивался.  Но, размышляя  о случившемся, он гадает: «Что все это может означать?»  и  «Что представляют собой люди, с которыми это могло случиться?»

Разбор сказки психиатром и психологом Эриком Берном.

     …Однажды  мать  послала  Красную Шапочку  отнести  пирожок  бабушке, которая  жила  за лесом. По дороге девочка встретила волка.  Вопрос:  какая мать  пошлет маленькую девочку в путь через лес, где водятся волки?  Почему она  не  отнесла  еду  сама  или не пошла с  дочерью?  Если  бабушка  столь беспомощна,  почему  мать позволяет ей жить одной в отдаленной  хижине?  Но если уж девочке обязательно надо было идти, то почему мать не запретила  ей останавливаться  и  заговаривать с волками? Из истории  ясно,  что  Красная Шапочка не была предупреждена о возможной опасности. Ни одна настоящая мать не  может  быть  в действительной жизни столь беспечной, поэтому  создается впечатление, будто мать совсем не волновало, что произойдет с дочерью,  или она  решила от нее избавиться. В то же время едва ли найдется другая  такая же  бестолковая маленькая девочка. Как могла она, увидев волчьи глаза, уши, лапы  и  зубы,  все еще думать, что перед ней  её  бабушка? Почему  она  не бросилась  бежать из дома? И кем же она была, если потом помогала  набивать волчий  живот камнями! В любом случае всякая добрая девочка после разговора с  волком  не  стала бы собирать цветочки, а сообразила бы: «Он  собирается съесть мою бабушку, надо скорее бежать за помощью».

     Даже  бабушка и охотник не свободны от подозрений. Если посмотреть  на эту  историю как на драму с участием реальных людей, причем увидеть каждого со  своим  собственным  сценарием, то мы заметим, как  аккуратно   их личности сцеплены друг с другом.

     1. Мать, видимо, стремится избавиться от дочери с помощью «несчастного случая«,  чтобы  в  конце истории разразиться словами:  «Hy  разве  это  не ужасно! Нельзя даже пройти по лесу без того, чтобы какой-нибудь волк…».

     2. Волк, вместо того чтобы питаться кроликами и прочей живностью, явно живет  выше  своих возможностей. Он мог бы знать, что плохо  кончит  и  сам накличет  на  себя  беду. Он, наверное, читал в юности  Ницше  (если  может говорить  и подвязывать чепец, почему бы ему его не читать?). Девиз  волка: «Живи с опасностью и умри со славой».

     3.  Бабушка  живет  одна  и  держит дверь незапертой.  Она,  наверное, надеется на что-то интересное, чего не могло бы произойти, если бы она жила со  своими родственниками. Может быть, поэтому она не хочет жить с ними или по  соседству. Бабушка кажется достаточно молодой женщиной  —  ведь  y  нее совсем юная внучка. Так почему бы ей не искать приключений?

     4. Охотник — очевидно, это тот спаситель, которому нравится наказывать побежденного  соперника с помощью милой маленькой особы.  Перед  нами  явно подростковый сценарий.

     5. Красная Шапочка сообщает волку, где он может ее снова встретить,  и даже  залезает  к  нему в постель. Она явно играет с  волком.  И  эта  игра заканчивается для нее удачно.

     В  этой  сказке каждый герой стремится к действию почти  любой  ценой. Если  брать результат таким, каков он есть на самом деле, то все в целом  — интрига,  в сети которой попался несчастный волк: его заставили  вообразить себя  ловкачом,  способным  одурачить кого угодно,  использовав  девочку  в качестве приманки. Тогда мораль сюжета, может быть, не в том, что маленьким девочкам надо держаться подальше от леса, где водятся волки, а в  том,  что волкам следует держаться подальше от девочек, которые выглядят наивно, и от их  бабушек.  Короче говоря: волку нельзя гулять в лесу  одному.  При  этом возникает еще интересный вопрос: что делала мать, отправив дочь  к  бабушке на целый день?

Читайте также:  Помощь при похмельном синдроме народное средство

     Если  читатель  увидит в этом анализе цинизм, то советуем  представить себе  Красную Шапочку в действительной жизни. Решающий ответ заключается  в вопросе:  кем  станет Красная Шапочка с такой матерью и с  таким  опытом  в будущем, когда вырастет?

P.S А вот кем станет Красная Шапочка в жизни, вы узнаете ниже, из следующего поста.

Источник

Лиз Бурбо вообще выделяет пять травм, которые люди получают в раннем детстве и которые влияют на всю последующую жизнь человека, в том числе на его способность разбогатеть.

Подробнее об этом можно почитать на досуге в ее знаменитой книге «Пять травм». Здесь же на примере Красной шапочки покажу суть и смысл, работы подобных блокировок, а также их влияние на поступки и результаты действий человека.
Эзотерики выделяю сходные с описанными Лиз Бурбо травмами проблемы, и называют их мрачным словом карма.

Итак, гибрид психологии и эзотерики пять карм Красной Шапочки:

Еще с детства у Красной Шапочки регулярно активировалась карма предательства, ей всегда казалось, что её могут предать, поэтому она одевалась очень вызывающе и носила Красную Шапку, чтобы привлекать к себе внимание.

Кроме того, она носилась со своей кармой униженности (мазохиста). В очередной раз эта карма обострилась, когда её мама попросила отнести бабушке пирожки. Человек, у которого нет этой кармы, положил бы пирожки в лёгкий и удобный пакет, или сказал бы твердо: «нет», а Красная Шапочка (мазохистка) взяла неудобную, тяжелую и архаичную корзинку и потащилась одна через дремучий лес, так и притягивая к себе всяческие неприятности.

Идя по лесу с пирожками, Красная Шапочка старалась привлечь внимание, так она поступала из-за кармы предательства: пела громкие песни, стучала палками по деревьям, всячески шумела и сверкала своей красной шапкой, ярким пятном выделяющейся на зеленом фоне леса. Привлекала, привлекала внимание и привлекла то, чего боялась больше всего на свете — волка.

Красная Шапочка рассказала волку, что идёт к бабушке, а волк, услышав шаги приближающихся охотников, убежал, но Красной Шапочке показалось, что волк просто предал её из-за бабушки, чем конечно усугубила свою карму предательства.

Бабушка Красной Шапочки имела карму одиночества (покинутости), поэтому жила одна и очень боялась проявить равнодушие, чем и воспользовался волк, придя к ней в дом. Подталкиваемая своей кармой к безрассудным поступками, Бабушка пустила к себе волка, а тот ее съел.

Волк оделся в бабушкину одежду. Думаете просто так, или для маскировки? Ничего подобного, на самом деле волк из-за своих внутренних блокировок не мог оставаться самим собой, и все время пытался изобразить из себя нечто ему совершенно не свойственное.

Когда Красная Шапочка пришла к бабушке у нее обострилась карма несправедливости. Ей показалось несправедливым, что у бабушки такие большие глаза, уши и прочие части тела, и она стала выяснять у переодетого волка в чем же причина такой «несправедливости». И как обычно случается с людьми, зараженными этой кармой, не заметила насколько она сама несправедлива по отношению к волку. Ее карма блокировала понимание простых вещей, например того, что бестактные вопросы по поводу внешности могут негативно сказаться на собеседнике. И именно это и произошло.

Такой допрос разбередил у волка карму униженности, ему показалось, что Красная Шапочка унижает его своими вопросами, и он с горя съел Красную Шапочку.

В это время по лесу ходили счастливые охотники, которые думали, что у них нет кармы.

Но весь кармический ужас, который открылся им в доме бабушки, разбередил их собственную карму участливости: они кинулись осчастливливать окружающих насильно, позабыв о себе, своих желаниях и даже о собственной безопасности. Охотники убили волка и вызволили Красную Шапочку и Бабушку из его брюха.
Спасенные Бабушка и Красная Шапочка были не в состоянии толком поблагодарить спасителей и только плакали от счастья и обнимались.

Это показалось охотникам несправедливым, они почувствовали себя покинутыми, отвергнутыми, преданными и униженными.

Так обострились пять их ранее скрытых карм!

Источник

Здравствуйте, дорогие друзья.
Сегодня у нас очень интересная, на мой взгляд, тема…
Ну кто не знает сказку про красную шапочку? Милую, заботливую девушку, которая понесла бабушки пирожки.
Однако, как это часто бывает, мы редко задумываемся о сути вещей. Особенно тех вещей, которые знаем с детства. Они не подвергаются критике и сомнениям.
К слову сказать — такое явление в психологии называется интроекция.
Это убеждение, которое настолько давно и крепко в нас сидит, и которое при этом не подвергалось анализу. Ну например, от девушки часто можно услышать утверждение:
— Замуж надо выйти до 20 лет.
И если вы спросите её почему именно до 20…? Она, скорее всего, задумается и скажет: «Ну… так надо».
Так надо, потому что ей в детстве эту мысль внушила мать. В то время, когда у девушки еще не было развито критическое мышление. У многих оно кстати и к 50 не развивается…

Также и со сказками. Мы все их знаем, но редко смотрим в суть.
Я предлагаю вам рассмотреть эту сказку с точки зрения Эрика Берна, основателя транзактного анализа, о котором я упоминал в этой статье.

Читайте также:  Синдром ранней реполяризации желудочков ввк

Представьте, что вы никогда ранее не слышали сказку про красную шапочку. И сейчас слушаете её в первый раз, и пытаетесь трезво посмотреть на происходящее…
Итак, поехали… 🙂 И для начала краткий пересказ сказки.

«Жила-была прелестная маленькая девочка, звали ее Красная Шапочка, и однажды мама послала ее в лес отнести бабушке пирожок. По дороге она встретила соблазнителя-Волка, которому она показалась лакомым кусочком. И он посоветовал ей вместо того, чтобы идти с серьезным видом — резвиться, петь и рвать цветочки. Сам он тем временем отправился к домику бабушки и съел старую леди. Когда подошла Красная Шапочка, он заявил, что он и есть ее бабушка, и предложил лечь с ним рядом. Так она и сделала. И сразу же обнаружила в его внешности много странностей, которые заставили ее усомниться, действительно ли это старая леди. Сначала он попытался успокоить ее, а потом съел (точнее, проглотил, не разжевывая). Пришел охотник и освободил ее, вспоров волку брюхо, а заодно выпустил и бабушку. После этого Красная Шапочка радостно помогла охотнику набить волчье брюхо камнями. В некоторых вариантах Красная Шапочка зовет на помощь, и охотник убивает волка ударом топора, в последнюю минуту спасая ее от злодея, собиравшегося ее съесть».

Сюжет прост и понятен. Теперь давайте задавать вопросы.
Как известно — вопросы это основа научного подхода и критического мышления.
Итак…
В начале сказки нам сообщается что мать без памяти любила свою дочку. Ок, допустим.
«Однажды мама Красной Шапочки послала ее в лес отнести еду бабушке, и по дороге девочка встретила Волка»
И даже эта практически первая фраза — заставляет нас задуматься над множеством вещей!
Внимание вопрос! Точнее сразу несколько вопросов.
Кто-нибудь из вас пошлёт свою дочку одну в большой город лес? Во-первых, там можно заблудиться. Во-вторых, судя по всему, в лесу водятся мужчины-соблазнители волки, о чем мама не могла не знать! В третьих, Красная Шапочка даже не была предупреждена о том что её могут завлечь,соблазнить,изнасиловать в лесу есть волки.
Также вызывает вопрос — а почему, собственно, бабушка — старый, пожилой человек, живёт одна в лесу? А не с дочкой и внучкой?
Наконец, почему бы маме самой не пойти с дочкой? Это было бы безопаснее, да и свою маму не грех проведать. Ни одна мама не может быть настолько глупа, чтобы не понимать всей опасности этой ситуации!
Похоже на то что мама сначала технично сплавила бабку, а теперь хочет избавиться от дочери. И чем она вообще занимается когда остаётся одна…?!

Ну ладно. Ок.
Идёт значит девушка по лесу, и встречает серого волка.

При этом она не просто не осознает всей опасности, но и тут же назначает свиданку у бабушке на хате сообщает ему где он сможет встретить её вновь.
Как в анекдоте…
Действие происходит в театре. И неожиданно мужчина опустил руку на колено сидящей рядом женщины. И она вскрикивает:
— Мужчина, немедленно уберите свою руку, считаю до пяти тысяч!

Понимаете, да?:)
Теперь снова вопросы к бабушке…
Она живёт одна в лесу и… не запирает дверь? Как то легкомысленно, для пожившего человека. А может бабушка еще молода, и жаждет
сексуальных приключений общения с уставшим путником? Возможно, она поэтому и не живёт с родственниками…?!
Волк её сожрал конечно, лег в кровать, и притворился бабушкой.
И тут приходит КШ.
Сразу заметно — она явно играет с волком. Думаю, вам знакомы подобные игры…
— Поехали ко мне!
— Ой, а что мы будем?
— Кино посмотрим, а ещё покажу тебе своего дракона!
— А у тебя и дракон есть?
— Ага…
— А он огонь извергает?
— Конечно. Живительный белковый огонь…
— Ой, как интересно!

Ну не настолько же она тупая чтобы не видеть что это не бабушка! Она играет с ним и даже ложится к нему в постель…
Он конечно, воспользовался ситуацией и переспал съел её.
На счастье мимо проходил герой-спаситель охотник. А в некоторых вариантах… охотникИ…
Онубивает волка и спасает обеих. И КШ при этом, еще помогает набить брюхо волка камнями… Она реально отбитая на всю голову!

Мы каждому дали определенную характеристику, но что насчёт волка?
Волк, явно переоценивает свои силы. Вероятно, он читал Ницше, а может переобщался с АУЕшниками потому что его девиз по жизни «живи красиво, умри молодым».
Более того — если вдуматься — волк это главная жертва. Его окрутили, заставили думать что он всех перехитрил, поверить в себя… А потом жестоко от него избавились. какой целью — неясно. Но похоже на заранее спланированную, хорошо продуманную акцию против волка. И мораль сей басни не в том что девочкам надо опасаться волков. А совсем наоборот. Не надо связываться с «маленькими, глупенькими девочками».
Ну а теперь самый главный вопрос!
Сказки это всегда отражение некоей реальности. Она ложь, да в ней, как известно, намёк. Кто такая КШ в реальной жизни?
Скорее всего, речь идет о маленькой девочке, которую соблазнил дедушка. Который делал это неоднократно, и это стало очень ярким событием в жизни маленькой девочки.
Маме она об этом не сказала… И зачастую притворялась очень глупой, как будто не понимала что происходит.
Во взрослой жизни — это девушка часто выполняет различные поручения. Иногда, даже устраивается на такую работу. Она тихая, незаметная… её жизнь проходит скучно, кроме тех моментов когда находится очередной волк-соблазнитель, с которым она может поиграть в игру, описанную выше. Она жаждет этой игры и ждёт её. Уверен, вы вспомните такой типаж среди своих знакомых.
Возможно даже что потом, они вместе с мамой сидят и с наигранным ужасом обсуждают: «Ах какие страшные времена… бедным девушкам шагу ступить нельзя, чтобы не быть оттра… эээ… соблазненной каким-нибудь проходимцем!»
Ну а если она доходит до психотерапевта, то почти всегда соглашается с тем что напоминает красную шапочку. И в её гардеробе всегда есть что-то красное…

Читайте также:  Храмов ю а алгоритмы и схемы диагностики терапевтических синдромов

А на этом всё. Спасибо за внимание, и чисто мужской совет для стаи… Остерегайтесь КШек:)

Источник

   Îäíà èç îñíîâíûõ ïðîáëåì ñîâðåìåííîé äåòñêîé ïñèõîëîãèè – èíòåðíåò-çàâèñèìîñòü íàøèõ äåòåé. Ïîðîé ìû ñàìè âûíóæäàåì ðåáåíêà ëèøíèé ðàç âêëþ÷àòü êîìïüþòåð. Áåç èíòåðíåòà ðåáåíîê, ïðîïóñòèâøèé çàíÿòèÿ â øêîëå, íå ìîæåò óçíàòü óðîêè.  ëó÷øåì ñëó÷àå îí ýòî äåëàåò íà ñâîåé ñòðàíèöå â ýëåêòðîííîì æóðíàëå, à îáû÷íî – ñïðàøèâàåò ó îäíîêëàññíèêîâ â ñîöèàëüíûõ ñåòÿõ. Îäèí èõ âàðèàíòîâ ðåøåíèÿ ýòîãî âîïðîñà – «íàó÷èòü» äåòåé ïîëüçîâàòüñÿ äëÿ òàêèõ öåëåé ãîðîäñêèì òåëåôîíîì (êîòîðûé åñòü ïî÷òè â êàæäîé ìîñêîâñêîé êâàðòèðå). Òâîð÷åñêèå çàäàíèÿ  (ðåôåðàòû, äîêëàäû, ïðîåêòû) â íàøåì ïîíèìàíèè òðåáóþò ðàáîòû ñ äàííûìè èç ñåòè, õîòÿ øêîëüíèêàì âïîëíå ìîãóò ïîìî÷ü áèáëèîòåêè – øêîëüíûå, ãîðîäñêèå, äîìàøíèå.
   Ïðèñóòñòâèå äåòåé è ïîäðîñòêîâ â ñîöèàëüíûõ ñåòÿõ – åùå îäíà ñåðüåçíàÿ óãðîçà èõ æèçíè è çäîðîâüþ (êàê ïñèõè÷åñêîìó, òàê è ôèçè÷åñêîìó). Êàê ïîäòâåðäèëè ïñèõîëîãè, ïðèâûêàíèå ê ÷åëîâåêó (â äàííîì ñëó÷àå ê îáðàçó) â âèðòóàëüíîì ìèðå ïðîèñõîäèò ãîðàçäî áûñòðåå, ÷åì ïðè ëè÷íîì îáùåíèè. Ýòîìó ñïîñîáñòâóþò òàê íàçûâàåìûå «óõàæèâàþùèå» ðàçãîâîðû, âûðàæàþùèå ÿêîáû çàáîòó: «Òû êàê?», «×òî äåëàåøü?», è ò.ä., à òàêæå øàáëîííûå íàçâàíèÿ ðóáðèê â ñîö. ñåòÿõ: «Ìîè äðóçüÿ», «Ïðåäëîæåíèÿ äðóæáû». Çà èìåíåì è ôîòîãðàôèåé ñåòåâîãî àêêàóíòà ìîæåò ñêðûâàòüñÿ ÷åëîâåê ëþáîãî âîçðàñòà, ïîëà, ïðîôåññèè, ñ ëþáûìè èçâðàùåííûìè íàêëîííîñòÿìè.
   Ïðåáûâàíèå â ñîö. ñåòÿõ óâåëè÷èâàåò ðèñê ñàìîóáèéñòâà, ò.ê. äåëàåò ÷åëîâåêà áîëåå îòðåøåííûì îò äåéñòâèòåëüíîñòè, ñâîäÿ ê ìèíèìóìó êîíòàêòû ñ îêðóæàþùèìè. Åñëè ãîâîðèòü î ñóèöèäàõ â ïîäðîñòêîâîé ñðåäå, òî Ðîññèÿ, ê ñîæàëåíèþ, ÿâëÿåòñÿ ëèäåðîì â Åâðîïå è îäíèì èç ëèäåðîâ â ìèðå.

Ãðóïïà Ñîöèàëüíîé ñåòè «Âêîíòàêòå»: Ýòî âû-çàë ñàìîóáèéö !Íàì ÃÎÄ!
Òâîÿ ïåðñîíàëüíàÿ êîìà. Ïîäïèñàëèñü 9 616 ÷åëîâåê .
Îáíàðóæåíà íà ñòðàíèöå ó 13-ëåòíåé äåâî÷êè, êîòîðàÿ ïîäïèñàëà àêêàóíò ìóæñêèì èìåíåì.

   Ïîâåäåíèå äåòåé â ñîöèàëüíûõ ñåòÿõ íàïîìèíàåò íàì ñêàçêó î  Êðàñíîé øàïî÷êå, êîòîðóþ âñå ìû  ìíîãî ðàç ÷èòàëè. Çàäàâàÿñü âîïðîñîì, çà÷åì äåâî÷êà ðàññêàçàëà âîëêó êóäà îíà èäåò, ìû ñîâñåì íå ñïðàøèâàåì, ïî÷åìó ìàòü îòïóñòèëà åå îäíó â ëåñ?
Óâàæàåìûå ðîäèòåëè, åñëè íå ïîëó÷àåòñÿ çàïðåòèòü ðåáåíêó ïîëüçîâàòüñÿ ñîö. ñåòÿìè, òî óñòàíîâèòü êîíòðîëü çà åãî ïðèñóòñòâèåì òàì íåîáõîäèìî! («Äðóçüÿ», ãðóïïû, ìóçûêà, çàïèñè íà ñòðàíèöå è ò.ä.). ×àùå ðàçãîâàðèâàéòå ñî ñâîèì ðåáåíêîì, ñòàðàéòåñü ðàçäåëèòü ñ íèì åãî èíòåðåñû.
   Çàùèòèòü äåòåé è ïîäðîñòêîâ îò îïàñíîñòåé â ñåòè ìîãóò ñïåöèàëüíàÿ ïðîãðàììà «Ðîäèòåëüñêèé êîíòðîëü», áëîêèðîâêà ðåêëàìû, à òàêæå êîíòðîëü òðàôèêà. Ýòî ìîæåò çíà÷èòåëüíî ñíèçèòü ðèñê  ïîïàäàíèÿ ðåáåíêà ïîä íåæåëàòåëüíîå ïñèõîëîãè÷åñêîå âëèÿíèå .
   Òðàãåäèÿ Êðàñíîé øàïî÷êè – ýòî íå ñòîëüêî äîâåð÷èâîñòü ðåáåíêà, ñêîëüêî áåñïå÷íîñòü ðîäèòåëåé!
   Óâàæàåìûå ðîäèòåëè è ó÷èòåëÿ! Ïîïðîáóéòå íåíàâÿç÷èâî ïîçíàêîìèòü  ðåáåíêà ñ ïðàâèëàìè ëè÷íîé áåçîïàñíîñòè  â ñîöèàëüíûõ ñåòÿõ, êîòîðûå óæå ñòàëè õðåñòîìàòèéíûìè äëÿ âñåõ:
• Ïðîâåðèòü ñïèñêè ò.í. «äðóçåé» â ñîöèàëüíûõ ñåòÿõ  è óäàëèòü òåõ ëþäåé, êîòîðûõ íå çíàåøü ëè÷íî.
• Íå ïðèãëàøàòü è íå ñîãëàøàòüñÿ íà ïðèãëàøåíèå «â äðóçüÿ» îò íåçíàêîìûõ òåáå ëþäåé.
• Íå ïîêàçûâàòü íà ñâîåé ñòðàíèöå äîìàøíèé àäðåñ è íîìåð òåëåôîíà.
• Íå ðàññêàçûâàòü íåçíàêîìûì ëþäÿì î ñâîåé ñåìüå.
• Íå âñòóïàòü â ãðóïïû, ñîäåðæàíèå êîòîðûõ íåñåò àíòèîáùåñòâåííóþ ïðîïàãàíäó, ïðîïàãàíäèðóåò ðàçâðàò è íàñèëèå, ïðèçûâàåò ê ýêñòðåìèçìó è àãðåññèè, à òàêæå â ãðóïïû ñ íåïîíÿòíûì ðåëèãèîçíûì ñîäåðæàíèåì.
• Íå ñîãëàøàòüñÿ íà ïðåäëîæåíèÿ î âñòðå÷àõ îò íåçíàêîìûõ ëþäåé èç èíòåðíåòà.

Источник