Синдром когнитивных нарушений у детей

Синдром когнитивных нарушений у детей thumbnail

Автор: Ю.И.Бабчик

Многие заболевания, как острые, так и хронические, различные по этиологии и патогенезу, протекают у детей с транзиторным или стойким нарушением познавательной (когнитивной) сферы. Возрастает удельный вес детей с различными неврологическими нарушениями (аутизм, синдромы гиперактивности и дефицита внимания, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, астеноневротический и цереброастенический синдромы вследствие черепно-мозговых травм или интоксикаций, эпилепсии и др.). Особое место в группе больных с синдромом когнитивного дефицита занимают дети с церебральными параличами, когнитивные нарушения у которых базируются на органических очаговых или диффузных неврологических расстройствах. Но это – тема для другого разговора. Дисфункция психоневрологического развития отмечается у 30-56% здоровых школьников. Возрастает число детей, имеющих сложности при обучении в школе.

При комплексной реабилитации любых нарушений сфер жизнедеятельности детей дошкольного и школьного возраста основные усилия всех специалистов направлены на коррекцию интеллектуально-мнестического дефицита, нарушающего общение и обучение детей. Не только своевременная диагностика когнитивных нарушений, но и оценка уровня компенсаторных (потенциальных) возможностей, адекватная медико-психологическая помощь в значительной мере снижают степень психоэмоционального дискомфорта, повышают социальные возможности ребенка в плане обучения, психологического контакта. Считается, что в настоящее время можно говорить о новом направлении в детской неврологии — когнитивной неврологии. Современные диагностические и лечебно-восстановительные возможности позволяют уже в первые годы жизни ребенка проводить достаточно адекватную медицинскую реабилитацию для максимально самостоятельного развития ребенка в обществе. Психосоциальное развитие ребенка, адаптируясь через параметры высших психических функций, имеет ряд характеристик – когнитивных(познавательных) и аффективных (эмотивных, поведенческих). Основными когнитивными структурами, составляющими интеллект, являются различные функции, социально значимые для любого возраста, — память, восприятие, внимание, сенсомоторная деятельность, аналитико-синтетические процессы. Необходимо помнить как о генетической детерминации когнитивных функций, так и их наработке в процессе роста и развития ребенка на базе восприятия, навыка и многих других факторов, составляющих интеллект. Негативными моментами могут являться и эндогенные и экзогенные факторы (последствия перинатальных повреждений ЦНС, социальная депривация).

В последнее время отмечается слишком широкое диагностическое трактование синдрома когнитивного дефицита, определяемого ранее как минимальная мозговая дисфункция, а с расширением нейропсихологических знаний – как синдром дефицита внимания, с (без) гиперактивностью. Причем последний симптом чаще отмечается у мальчиков. Считается возможным говорить о первичной (врожденной) форме этого состояния и вторичной (дефицитарной), обусловленной дисфункцией корково-подкорковых взаимосвязей мозга растущего организма.

К основным симптомам дефицита внимания относятся: неспособность удерживать внимание на деталях, небрежность, легкомыслие, ошибки в школьных заданиях, выполняемой работе; затрудненное сохранение внимания при выполнении заданий. В ряде случаев создается впечатление, что ребенок не слышит и не слушает обращенную к нему речь. При явной способности понять задание ребенок часто не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций для его выполнения, а также не может до конца справиться с подготовкой к урокам, домашней работой и т.д. Он испытывает сложности в самостоятельной работе над заданиями; уходит от трудностей в выполнении заданий, которые требуют длительного умственного напряжения. Ребенок часто теряет вещи, необходимые в школе и дома, забывчив, легко отвлекаем. Симптомы, дополняющие когнитивный дефицит, касаются гиперактивности и импульсивности. Отмечается двигательное беспокойство: ребенок, сидя на стуле, вертится, часто встает с места, бесцельно двигательно активен, не может сидеть тихо, болтлив, находится в постоянном движении. Импульсивность усугубляет сложности адаптации и компенсации в обществе: дети мешают другим, пристают к окружающим. Не имеют чувства дистанции, часто отвечают на недослушанный вопрос. Мотивация к обучению снижается.

Симптомы дефицита внимания с (без) гиперактивностью встречаются у детей с головными болями, минимальной церебральной дисфункцией, эпилепсией (с купированными и некупированными судорогами), пограничными нарушениями интеллекта при наследственно-дегенеративных заболеваниях нервной системы, рассеянным склерозом, перенесшими гипоксическую энцефалопатию.

Как оказалось, на процессы памяти благотворно влияют пикамилон, пантогам, танакан; качество внимания повышается при приеме пантогама, семакса; при нарушениях воспрятия эффективны пантогам, кавинтон, биотредин; нарушения поведенческо-эмоциональной сферы купируются приемом глицина, фенибута; речевые расстройства корригируются приемом пантогама, аминалона.

Научные исследования показывают, что из всех известных методов лечения когнитивных расстройств только психостимуляторы и поведенческая терапия являются наиболее эффективными. Поведенческая терапия включает в себя инструктирование учителей и родителей о том, как наилучшим образом организовать окружающую среду ребенка, дать ему четкие указания и задания и как построить последовательную систему вознаграждений и негативных реакций в соответствии с поведением ребенка. Сюда же относится и обучение социальным навыкам, организация свободного времени, занятия спортом.

Несмотря на широкий спектр различных ноотропных препаратов, данная проблема еще далека от своего разрешения. Причины этого лежат в недостаточности знаний о фармакологически доступных нейрохимических и нейрофизиологических процессах, которые лежат в основе когнитивной деятельности.

Читайте также:  Синдром раздраженного кишечника дифференциальный диагноз

Когнитивные расстройства являются отражением первазивного нарушения развития ребенка и характеризуются «качественными нарушениями», доминирующими среди которых являются трудности с приобретением речевых, познавательных, моторных и социальных навыков.

Собственные наблюдения за изменениями ЭЭГ, проводимые в возрастной динамике у детей с первазивными нарушениями развития свидетельствуют о наличии структурных изменений электрогенеза мозга, указывающих на его грубую дисфункцию. Клинические проявления у этих детей укладывались в клинику энцефалопатии или минимальной мозговой недостаточности. Синдром когнитивного дефицита характеризуется клиническим полиморфизмом, который отражает патогенетическую разнородность данного состояния. По существу, диагноз когнитивного дефицита является синдромальным.

Как нам представляется, нозологическая сущность в данном случае не играет ключевой роли, важно, что она отражает наличие выраженного неблагополучия мозга, стойкого нарушения его функций, приводящих к снижению функциональных возможностей пораженных нервных клеток.

С появлением новой физиотерапевтической аппаратуры, позволяющей проводить воздействие на различные структуры нервной системы на молекулярном уровне, появилась реальная возможность адресно влиять на процессы регуляции измененного электрогенеза головного мозга.

Нами был разработан новый метод частотно-резонансного лечения детей с синдромом когнитивного дефицита.

Основанием для настоящей работы послужили результаты лечения 44 больных с синдромом когнитивного дефицита. В эту группу входили 23 ребенка с различными формами аутизма в возрасте от 3 до 9 лет, 9 детей школьного возраста с синдромом дефицита внимания с (или без) гиперактивностью, 7 детей с минимальной церебральной дисфункцией и 5 детей с астеноневротическими расстройствами вследствие имевшихся в прошлом закрытых черепно-мозговых травм. Проводилось комбинированное лечение на аппаратах молекулярно-резонансной терапии с подбором индивидуальных резонансных частот — аппараты матричной лазерной терапии (МИТ-1-МЛТ) и МРТ-терапии (МИТ-МРС). Трансцеребральная матричная лазерная терапия проводилась по контактно-мобильной методике с использованием модулированного полихроматического потока излучения в видимом диапазоне спектра от матричных головок с 45 излучающими лазерными светодиодами. Применялись матричные головки четырех цветов — красного, оранжевого, зеленого и синего с соблюдением законов оппонентных цветов Геринга и цветовых кругов Оппенгейма. Магнитотерапию проводили от двухканального аппарата МИТ-МРС по аналогичной методике. Разработанный метод лечения предусматривает воздействие на функционально значимые отделы мозга, принимающие участие в организации и становлении соответствующих когнитивных функций.

Основной задачей настоящей работы являлась разработка метода матричного квантового и электромагнитного воздействия в частотно-резонансном режиме на определенные структуры с целью коррекции патологического электрогенеза мозга при синдроме когнитивного дефицита у детей.

Публикации на эту тему отсутствуют.

В процессе лечения использовалась мощность потока излучения от 20 до 40 мв/см2 в зависимости от возраста ребенка и тяжести нарушения речевых и когнитивных функций. Курс лечения состоял из 20-25-30 процедур, проводимых ежедневно. Осложнений не наблюдалось ни в одном случае.

Всем больным проводилось исследование электрогенеза мозга с помощью компьютерной ЭЭГ с амплитудным картированием, соблюдением полосового формата и выведением амплитудного паттерна на «сырой» электроэнцефалограмме до и после лечения, а также состояния церебральной гемодинамики и ликворопроводящей системы по данным РЭГ и одномерной ультразвуковой эхолокации.

Лечение предусматривало воздействие на определенные структуры головного мозга в соответствии с клиническими особенностями проявлений когнитивного дефицита. При речевых расстройствах, сопровождающихся аутизмом, мутизмом, поведенческими и асоциальными проявлениями, воздействию подвергались орбитофронтальные и цингулярные отделы головного мозга, для чего излучатели аппаратов устанавливали трансорбитально; время воздействия – до 5 минут.

При нарушениях языковых и речевых функций по типу экспрессивной афазии, аграфии, акалькулии, алексии и речевой диспраксии воздействию подвергались речевые центры левого полушария головного мозга с экспозицией до 15 минут.

Дезартикуляционные трудности, сочетающиеся с зрительно-пространственными нарушениями при наличии прочих речевых расстройств вызывали необходимость в воздействии на правополушарные речевые центры продолжительностью до 15 минут.

При нарушениях эмоций и специфической памяти, асоциальных проявлениях, свидетельствующих о заинтересованности структур гиппокампа, излучатели аппаратов устанавливались на область нижнезадних отделов височных долей обоих полушарий головного мозга. Продолжительность воздействия до 15 минут. Каждый сеанс завершался воздействием на стволовые структуры мозга через большое затылочное отверстие.

Общая продолжительность сеанса комбинированной молекулярно-резонансной стимуляции составляла20-30 минут.

Эффективность нового метода безмедикаментозного лечения детей с синдромом когнитивного дефицита оценивалась на основании динамики неврологической симптоматики, речевых показателей, эмоционально-поведенческих реакций, электрофизиологических и нейропсихологических изменений.

После курса молекулярно-резонансной стимуляции головного мозга у всех детей получена положительная динамика в виде качественного улучшения координационной сферы, развития тонкой моторики, уменьшения моторной дизритмии и содружественных синкинезий.

Логопедические исследования, проводимые в динамике, выявили качественные изменения речевых возможностей детей, проявляющиеся в становлении импрессивной речи, интеграции понятий и представлений. Возможности экспрессивной речи значительно повышались за счет улучшения артикуляции и ритма, качественно новых грамматических построений, синтаксических особенностей. Существенно обогащался словарный запас, значительно уменьшалось количество произносимых стереотипий, либо они исчезали вовсе. Менялся и сам характер и качество произношения, речь становилась плавной, ритмичной, без участия вспомогательной мускулатуры с исчезновением дислалии и эхолалии. После проведенного лечения дети с аутизмом стали охотнее использовать речь для расширения собственного кругозора, общения с другими детьми и окружающими их людьми, установления социальных контактов.

Читайте также:  Синдром длительного сдавления у ребенка

При оценке динамики эмоционально-поведенческих реакций достоверное улучшение достигнуто по всем показателям; особенно значимые изменения произошли по шкале познавательной деятельности, шкале социальных контактов и двигательной активности.

У всех детей повысилась концентрация внимания, появился интерес к окружающим людям и предметам и уверенность в себе и в своих действиях.

Динамика нейрофизиологических показателей до и после лечения свидетельствует о восстановлении физиологического электрогенеза мозга, уменьшении частотной асинхронии амплитудных колебаний, значительного снижения количества билатерально-синхронных волн и генерализованных вспышек тета- и дельта- диапазона, указывающих на снижение функциональных возможностей подкорковых и срединно-стволовых образований мозга.

Нейропсихологические исследования детей, проводившиеся в динамике, выявили заметное улучшение показателей в сфере произвольной регуляции деятельности, внимания, памяти и общей работоспособности. Заметно повысилась социальная активность, интерес к обучению, что в значительной степени облегчило социальную адаптацию детей.

Таким образом, анализ результатов лечения детей с различными проявлениями синдрома когнитивного дефицита свидетельствует о простоте, доступности, безопасности и высокой терапевтической активности комбинированной матричной молекулярно-квантовой и КВЧ-энергии с подбором индивидуальных терапевтических резонансных частот.

Динамика нейрофизиологических показателей подтверждает предположение о том, что базой для формирования когнитивных расстройств у детей служит глобальная дисфункция мозга.

Все изложенное выше дает возможность рекомендовать разработанный нами метод безмедикаментозного лечения детей с синдромом когнитивного дефицита для включения его в комплекс медико-педагогических мероприятий на любом возрастном этапе.

Метод имеет четкую патогенетическую направленность.

Разработанный метод аналогов не имеет.

© 2020 Sqlapp.ru · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено Материалы из рубрики «Копилка» принадлежат их правообладателям и представлены на сайте в ознакомительных целях.

Источник

Когнитивные нарушения – что это такое, симптомы, причины развития у пожилых и детей, основные формы

За познание мира в человеке отвечают функции мозга, названные когнитивными. Они организуют процесс взаимодействия индивида с окружающей средой. Когнитивные нарушения дезорганизуют мозговые связи. Это не позволяет человеку нормально жить и развиваться, поэтому так важно знать о них.

Когнитивные нарушения – что это такое?

Высшие мозговые функции отвечают за взаимодействие, восприятие и познание окружающей действительности. Это важно знать, чтобы понять, что такое когнитивные нарушения. В функции входят память, гнозис (отвечает за ориентацию), праксис (действия для достижения какой-либо цели), речь и механизмы исполнения. Они предназначены для выполнения задач любой сложности. Действия могут быть как элементарными, так и комплексными высшей трудности.

На основании вышесказанного ответ на вопрос, когнитивные нарушения – что это, приобретает актуальное значение. Сбой даже одной функции приводит к потере способности адаптироваться и препятствует взаимодействию с окружающим миром. Например, больной не может вспомнить предмет, его назначение. В обращении с вещью ведет себя неадекватно. Он может приложить чрезмерные или ослабленные усилия. Это приводит к порче или невозможности взаимодействия с предметом.

Симптомы когнитивных нарушений

Левое и правое мозговые полушария, теменная область, лобные и затылочные доли показывают признаки дисфункции. Когнитивные нарушения при сосудистых заболеваниях головного мозга дают следующие симптомы:

  • теряются навыки письма, счета, чтения, логически мыслить, анализировать;
  • начинает страдать ориентация в пространстве;
  • исчезает воображение;
  • пропадает способность сочинять, придумывать что-либо, мечтать и фантазировать;
  • теряются навыки в любом виде творчества;
  • становится невозможным сопереживание, появляется эмоциональная бесчувственность.
  • исчезает способность восприятия запахов;
  • пропадает слух;
  • происходит снижение памяти;
  • пропадает целенаправленность действий пациента;
  • перестает различать левую и правую стороны;
  • человек становится дальтоником;
  • не узнает знакомые лица или предметы;
  • поведение становится неадекватным.

симптомы когнитивных нарушений

Причины когнитивных нарушений

Факторы неправильного функционирования мозговой деятельности возникают из-за внешних обстоятельств и по причине внутренних органических изменений. Когнитивные искажения могут быть вызваны:

  1. Дефицитом снабжения кровью мозговых клеток.
  2. Возрастными изменениями организма.
  3. Неправильным обменом веществ.
  4. Алкогольными, наркотическими и другими отравлениями.
  5. Нервно-эмоциональным перенапряжением, частыми стрессовыми ситуациями.
  6. Травмами головы.
  7. Заболеваниями нейродегенеративного типа (Альцгеймера, Паркинсона и другие).
  8. Болезнями, связанными с нейроинфекциями (ВИЧ, энцефалит, рассеянный склероз).

Когнитивные нарушения у пожилых людей

Особенностью этого возраста является то, что изменению подвержены настроение и деятельность интеллекта. Деменция у пожилых (слабоумие) – это результат длительного угасания нервных импульсов мозга. Значительно отсрочить болезнь можно, начав лечение на ранней стадии. Если рассматривать рассеянность, участившуюся забывчивость, частые смены настроения как начало нарушений, то их можно успешно устранить. Статистика запущенных форм нарушений среди стариков ставит на первое место болезнь Альцгеймера. Она характеризуется снижением интеллекта, забывчивостью.

Вторым по численности заболеванием у пожилых людей является деменция из-за поражения сосудов. Основные причины возникновения:

  • травмы мозга;
  • сахарный диабет;
  • дистония вегетососудистая;
  • повышенное артериальное давление;
  • общая интоксикация организма.
Читайте также:  Похмельный синдром как снять народные средства

когнитивные нарушения у пожилых людей

Когнитивные нарушения у детей

Исследования показали, что 20% детей до 14-ти лет имеют такую патологию. Нарушение когнитивных функций у детей проявляются в виде:

  • затруднений выражаться связанной речью;
  • низкого уровня запоминания и вспоминания;
  • нарушений психомоторики;
  • заторможенности процессов мышления;
  • рассеянного внимания и плохой сосредоточенности;
  • неадекватности проявлений эмоций и чувств.

Причины нарушений зачастую связаны с особенностями протекания беременности и родов:

  • внутриутробная гипоксия;
  • травмы при родах;
  • отсутствие полноценного питания (авитаминоз);
  • инфекционные болезни ЦНС.

Сложность определения заболевания определяется тем, что перенесенные в раннем детстве травмы мозга могут не проявляться долгое время. Это объясняется тем, что мозг развивается до 20-ти лет. Признаки когнитивных нарушений не проявляются активно до момента созревания пораженной зоны. Незначительные отклонения в развитии могут быть истолкованы индивидуальными особенностями развития.

Формы когнитивных нарушений

По причинам возникновения заболевания подразделяют на органические и функциональные. Природа первых основана на дисфункциях мозговых связей из-за болезней организма или получения физической травмы черепа. Они присущи людям старческого возраста. Когнитивные расстройства второго типа появляются после перенесения больших нервно-эмоциональных перегрузок и стрессовых ситуаций.

По степени развития выявлены следующие формы:

  1. Легкие. Характерные психометрические показатели находятся в пределах средней статистики каждой возрастной категории. Однако больной жалуется на снижение способностей.
  2. Умеренные. Показатели уже вышли за норму. Пациент еще не потерял своей независимости и самостоятельного поведения. Дезадаптация в быту не замечается.
  3. Тяжелые когнитивные нарушения. Наступает полное слабоумие. Пациент перестает связанно говорить, теряет координацию в пространстве и времени, не может логически мыслить.

формы когнитивных нарушений

Легкое когнитивное нарушение

Характеризуется дисфункциями на уровне нейродинамических связей. Определяется субъективной оценкой или при помощи нейропсихологического анализа. Синдром когнитивных нарушений легкой степени в жизни проявляется по ряду признаков:

  • заторможенность обработки поступающей в мозг информации;
  • плохая оперативная память;
  • неспособность в высокой степени менять виды деятельности;
  • быстрая утомляемость при умственной работе;
  • большая рассеянность, неспособность сконцентрироваться;
  • затруднения в подборе слов.

Умеренное когнитивное нарушение

Данная форма заболевания встречается у 11-17% лиц после 65-ти лет жизни. Нарушения когнитивных функций имеют тенденцию прогрессировать. Со временем переходят в слабоумие. Основная характеристика – патология одной (нескольких) когнитивных зон. В жизни проявляется, как невозможность заниматься сложными видами деятельности. Однако человек еще не утратил свою жизненную самостоятельность и независимость в быту.

Тяжелое когнитивное нарушение

Это полная дезориентация человека в повседневной жизни, утрата самостоятельности. Выраженные когнитивные нарушения бывают следующие:

  1. Деменция. Это слабоумие, проявляющееся в памяти, речи, внимании и так далее.
  2. Делирий. Отмечается помрачением сознания.
  3. Выраженная афазия. Расстройство психики, сопровождающееся потерей способности говорить и воспринимать речь.
  4. Апраксия. Это неспособность делать целевые действия (например, по команде).

Диагностика когнитивных нарушений

Может осуществляться следующим образом:

  1. Опрос пациента о субъективных жалобах. Больной сам чувствует изменения в поведении и высказывает их врачу.
  2. Выслушивание близких о действиях обследуемого человека. Когнитивные нарушения – это изменение поведения в повседневной жизни. Со стороны окружающих они хорошо заметны.
  3. Нейропсихологическое тестирование. Существуют специальные диагностические критерии, на основании которых определяется степень патологии.
  4. Установление неврологического статуса. По схеме врач дает оценку работы мозга пациента.
  5. Томография мозга компьютерная и магнитно-резонансная. Применяются при подозрении на органическую форму заболевания.

Лечение когнитивных нарушений

Успех в излечении от недуга зависит от применения комплексного подхода. Он заключается в следующем:

  1. Чем раньше провести диагностику и установить диагноз, тем успешнее будет лечение.
  2. В лечебный процесс должны быть включены мероприятия по снижению риска от заболеваний соматического характера (сердечно-сосудистых, ожирение, диабет).
  3. Установить оптимальный режим жизни (физические нагрузки, полноценный сон). Снижение умственной работоспособности хорошо преодолевается путем смены видов деятельности.
  4. Применять медикаментозные препараты по рецепту врача. Эффективными средствами являются статины («Аторвастатин», «Питавастин», «Розувастатин»).
  5. Проводить терапию нейрометаболическую. Врачи прописывают к применению нейропротекторы («Пирацетам», «Цераксон», «Церебролизин»).

Профилактика когнитивных нарушений

Чтобы избежать такого рода патологий, необходимо родителям позаботиться в раннем возрасте о развитии своих детей. Существует ряд действенных методик, развивающего характера. Они укрепляют мозговые механизмы и нервную систему в целом. Такие упражнения полезно делать в любом возрасте. Нарушение когнитивных процессов можно предотвратить, если выполнять следующие действия:

  1. Принимать препараты, обеспечивающие организм всеми необходимыми веществами и витаминами (например, антиоксиданты).
  2. Вести жизнь по правильному распорядку (питание, физические нагрузки, сон).
  3. Ввести в практику ряд специальных упражнений игрового характера, обеспечивающих когнитивную стимуляцию (тренинги по развитию внимания, памяти, логического мышления).
  4. Очень полезно изучение иностранного языка или освоение музыкального инструмента.

Источник