Синдром когда жертва оправдывает своего мучителя

Стокгольмский синдром представляет собой необычное психологическое явление, при котором жертва по непонятным причинам начинает симпатизировать своему мучителю.

Данный феномен заслуживает внимание уже хотя бы потому, что неоднократно ситуации разворачивались таким образом, что похищенные люди начинали собственноручно препятствовать своему освобождению.

В данной статье мы рассмотрим причины возникновения стокгольмского синдрома, его следствия, а также приведем наиболее известные примеры.

Что такое стокгольмский синдром

Стокгольмский синдром (англ. Stockholm Syndrome) – это термин, популярный в психологии, описывающий защитно-бессознательную травматическую связь, взаимную или одностороннюю симпатию, возникающую между жертвой и агрессором в процессе захвата, похищения, применения или угрозы применения насилия.

Под воздействием сильного переживания заложники начинают сочувствовать своим захватчикам, оправдывать их действия и, в конечном счете, отождествлять себя с ними, перенимая их идеи и считая свою жертву необходимой для достижения «общей» цели.

Исследователи полагают, что стокгольмский синдром является не психологическим парадоксом, не расстройством или синдромом, а скорее нормальной реакцией человека на сильно травмирующее психику событие.

Так, стокгольмский синдром не включён ни в одну международную систему классификации психиатрических заболеваний.

Как появился термин

Этот термин возник в результате инцидента, произошедшего в 1973 году, когда террористом был произведен захват заложников в одном из стокгольмских банков. На первый взгляд ситуация выглядела довольно стандартно:

  • Преступник-рецидивист взял в заложники 4 работников банка, угрожая убить их, если они не будут выполнять все его приказы.
  • В качестве условия, захватчик выдвинул требование освободить из тюремного заключения его товарища, а также выдать ему солидную сумму денег с гарантией безопасности.

Среди заложников были три женщины и один мужчина. Изначально полицейские согласились выполнить одно из требований преступника, а именно – освободить его друга из тюрьмы.

Далее преступники действовали вместе, и в течение 5 дней захватчики удерживали людей. Однако за это время жертвы неожиданно стали проявлять симпатию к своим обидчикам. Удивительно, но даже после того, как они были освобождены, бывшие заложники наняли адвокатов для того, чтобы помочь своим мучителям.

Это был первый подобный случай в истории, который официально получил название – «стокгольмский синдром».

Автором данного термина является шведский психиатр и криминалист – Нильс Бейерут, который принимал участие в освобождении заложников.

Кстати, интересен факт, что в дальнейшем бывшая заложница и один из захватчиков, впоследствии дружили семьями.

Причины стокгольмского синдрома

Вследствие того, что преступник и жертва долгое время находятся наедине друг с другом, между ними возникает определенная взаимосвязь. С каждым разом их беседы становятся все более открытыми, что закладывает основу для взаимной симпатии.

Это можно объяснить на простом примере. Например, захватчик и жертва внезапно замечают друг в друге общие интересы. Заложник неожиданно начинает понимать мотивы своего обидчика, проявляя сочувствие к его точке зрения и соглашаясь с его убеждениями.

Еще одной причиной возникновения стокгольмского синдрома является тот факт, что жертва хочет помочь агрессору, опасаясь за свою жизнь. То есть заложник на подсознательном уровне понимает, что в случае штурма он тоже может пострадать.

Таким образом, он воспринимает благополучие преступника, как залог своего собственного благополучия.

Опасность стокгольмского синдрома

Опасность стокгольмского синдрома заключается в действиях заложника против собственных интересов, как, например, воспрепятствование своему освобождению.

Известны случаи, когда во время антитеррористической операции заложники предупреждали террористов о появлении спецназовца, и даже заслоняли террориста своим телом.

В других случаях террорист прятался среди заложников, и никто его не разоблачал. Как правило, стокгольмский синдром проходит после того, как террористы убивают первого заложника.

Главные факторы стокгольмского синдрома

Чтобы объяснить стокгольмский синдром простыми словами, следует схематично представить главные факторы этого явления:

  • Наличие захватчика и заложника.
  • Доброжелательность со стороны агрессора по отношению к жертве.
  • Появление у заложника особенного отношения к своему обидчику. Понимание его поступков и оправдание их. Таким образом, вместо страха жертва начинает проникаться к преступнику сочувствием и симпатией.
  • Все эти ощущения многократно усиливаются в момент риска, когда их жизни угрожает штурм со стороны спецназа. Совместные переживания трудностей начинают роднить их.

Бытовой стокгольмский синдром

Само собой разумеется, подобные психологические явления скорее являются исключением, чем правилом. Однако существует так называемый бытовой стокгольмский синдром.

Выглядит он так, что супруга испытывает к мужу-деспоту сочувствие и чувство привязанности. Она готова прощать и терпеть с его стороны любые издевательства по отношению к себе.

Нередко подобную ситуацию можно наблюдать, когда женщина разводится с мужем, который постоянно пьянствует и избивает ее. Сойдясь с нормальным, порядочным человеком, она через некоторое время возвращается к бывшему тирану. Причем адекватно объяснить этот поступок женщина не может.

Подобные отклонения иногда называют «синдромом заложника». Жертва относится к своим мучениям, как к чему-то нормальному и естественному. Она готова терпеть все унижения и насилия, ошибочно думая, что эти действия являются заслуженными.

Читайте также:  Синдром обструктивного бронхита у детей

Примеры стокгольмского синдрома

Приведем некоторые примеры стокгольмского синдрома, чтобы продемонстрировать поведение пострадавших и их аргументы.

Девушка, ставшая членом банды

Патти Херст, которая приходилась внучкой миллионеру, была похищена с целью получения выкупа. В плену с ней обращались очень жестоко.

Около 2 месяцев ее продержали в шкафу, а также регулярно подвергали сексуальному и моральному насилию. Когда же она была освобождена, Патти отказалась возвращаться домой, но наоборот, вступила в ту самую группировку, и даже совершила в ее составе несколько серьезных ограблений.

Когда ее арестовали, Патти Херст начала убеждать судей в том, что ее преступное поведение было ответом на тот кошмар, который она пережила в плену.

Судебная экспертиза подтвердила, что у нее была нарушена психика. Но, несмотря на это, девушку все равно посадили на 7 лет. Хотя позже приговор был отменен из-за агитационной деятельности специального комитета.

Захват резиденции японского посла

В 1998 году в Лиме, столице Перу, имела место чрезвычайно необыкновенная история. По случаю дня рождения императора Японии было назначено празднование. Во время приема 500 высокопоставленных гостей в японском посольстве, был осуществлен террористический захват.

В результате этого, все приглашенные, включая самого посла, оказались заложниками. Взамен террористы требовали освобождения из тюрем всех своих товарищей.

Спустя 2 недели часть заложников была освобождена. При этом спасшиеся озадачили перуанские власти своим поведением. Они выступили с неожиданными заявлениями о правоте и справедливости борьбы террористов.

Долгое время находясь в плену, они стали испытывать одновременно и симпатию к своим захватчикам, и ненависть и страх по отношению к тем, кто попытается насильственным способом их освободить.

По мнению перуанских властей, главарь террористов Нестор Картолини, бывший текстильный рабочий, был исключительно жестоким и хладнокровным фанатиком. С именем Картолини была связана целая серия похищений крупных перуанских предпринимателей, от которых революционер требовал денег под угрозой смерти.

Однако на заложников он произвёл совершенно иное впечатление. Крупный канадский бизнесмен Кьеран Мэткелф сказал после своего освобождения, что Нестор Картолини – это вежливый и образованный человек, преданный своему делу.

Описанный случай дал название «лимскому синдрому». Ситуация, при которой террористы испытывают настолько сильную симпатию к заложникам, что отпускают их, является обратным примером (частным случаем) стокгольмского синдрома.

Необыкновенная история школьницы

Эта невероятная история произошла с 10-летней школьницей из Австрии. Девочка по имени Наташа Кампуш была похищена взрослым мужчиной. В результате оперативной работы полицейским так и не удалось найти девочку.

Однако спустя 8 лет девушка объявилась. Оказалось, что похититель продержал ее в плену весь указанный срок, после чего ей все-таки удалось сбежать.

Позже она рассказывала о том, что ее похититель – Вольфганг Приклопиль, издевался над ней, удерживая в комнате, расположенной под землей.

Она подвергалась сексуальному и эмоциональному насилию, и часто голодала. Несмотря на все это Наташа Кампуш расстроилась, когда узнала, что ее мучитель совершил суицид.

Интересные факты про стокгольмский синдром

В конце приведем несколько интересных фактов про стокгольмский синдром.

  • Как правило, стокгольмский синдром наблюдается у тех заложников, которые находились наедине со своими захватчиками не менее 3 суток. То есть, когда у жертвы было время для того, чтобы лучше узнать и понять действия преступника.
  • Полностью избавиться от этого синдрома достаточно тяжело. Он будет проявляться у потерпевшего в течение длительного срока.
  • На сегодняшний день знания об этом синдроме активно используются в переговорах с террористами.
  • Считается, что если заложники будут демонстрировать сочувствие и понимание в отношении захватчиков, то те, в свою очередь, начнут относиться к своим пленникам лучше.

Современные психологи рассматривают стокгольмский синдром, как реакцию человека на нестандартные жизненные обстоятельства, в результате которых случаются психические травмы. Некоторые специалисты относят его к механизму самозащиты.

Теперь вы знаете все про стокгольмский синдром. Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в социальных сетях. Вдруг эти знания когда-то пригодятся вашим друзьям.

Подписывайтесь на полезный канал IFO. Спасибо!

Источник

Анонимный вопрос  ·  22 января 2018

29,0 K

Стокгольмский синдром — это такое явление, когда жертва (например рабства или насилия) оправдывает своего обидчика, ищет причины почему он себя так повел. И даже начинает симпатизировать ему. Это своеобразная психологическая защитная реакция.

можно же оправдывать человека потомучто он не понимает что делает

Читайте также:  Двс синдром стадии развития и их лечение

Что такое синдром студента-медика?

Менеджер проектов Кью | Автор канала про музыку «Зачем козе баян?» | Выпускник факультета…  ·  t-do.ru/kozaibayan

Синдром студента-медика, он же «болезнь третьего курса» или «синдром третьекурсника», как становится очевидно из названия, изначально появился как шуточный диагноз студентов медицинских университетов. Сейчас эта история получила развитие, и его проявления испытывают люди, любящие почитать о болезнях в интернете.

В чем краткая суть этого расстройства (которое, в общем-то, и не расстройство)? На третьем курсе студенты начинают изучить профильные предметы: хирургия, терапия, гинекология и прочие. В этот же период они знакомятся с огромным количеством различных болезней, в том числе смертельных, и, соответственно, изучают их течение и проявления. Идея синдрома в том, что после прочтения о симптомах той или иной болезни студент сразу начинает испытывать их на себе. Например, изучая болезни сердца, юный медик может чувствовать покалывания в груди.

Развитию этой истории способствуют постоянный стресс из-за большого количества информации для запоминания, эмоциональный фон от общения с больными в ходе практики и прочие аспекты, негативно влияющие на общее состояние психики. Некоторые психологи отмечают, что этот синдром вернее называть нозофобией, то есть иррациональным страхом заболеть.

Отмечают, что его проявлениям подвержены от 70% до 80% студентов медицинских вузов, и он действительно часто приводит к психосоматическим симптомам. Единственный совет в такой ситуации — расслабиться и не принимать получаемую информацию так близко к сердцу.

Как вы уже, наверное, поняли, в случае с интернет-пользователями проблема примерно та же. Почувствовав малейшее отклонение от своего стабильного состояния, они идут читать медицинские статьи, связанные с проявившимся симптомом, и внезапно находят у себя целый перечень болезней (зачастую и смертельных). Тут тоже совет один: переставать при любом случаем искать у себя проблемы через прочтение различных источников в сети. Если что-то беспокоит — лучше сразу идти к врачу.

Ну и напоследок, этот синдром часто появляется в массовой культуре. Например, отражен во всем известном отрывке из «Трое в лодке, не считая собаки», где автор описывает, что после прочтения медицинской энциклопедии он обнаружил у себя симптомы абсолютно всех описанных болезней кроме, разве что, родовой лихорадки. Или в серии «Клиники», в которой студенты страдают от этого самого синдрома («Our Driving Issues»).

Прочитать ещё 1 ответ

Асексуальность — миф или реальность? Есть здесь люди, считающие себя таковыми? Как вы себя видите в мире, где инстинкт размножения управляет нашим поведением?

Пожалуй, именно постоянное давление со стороны социума, упор на то, что моя ключевая роль — размножение и вызывало протест, делая меня асексуалом. Но потом у меня появились отношения с человеком, который также не зацикливается на дитачках, не выносит мозг «ну когда же??». Так что с сексом все норм, но есть много чего и помимо него, это просто приятное дополнение к остальному

Прочитать ещё 8 ответов

Что такое стыд?

Сторонник социалистического феминизма

Психолог Юрий Михайлович Орлов (1928-2000) в книге «Восхождение к индивидуальности» писал следующее:

Стыд является сильной эмоцией, функциональное значение которой состоит в том, чтобы регулировать поведение человека в соответствии с нормами, зафиксированными в Я-концепции человека.

Рассогласование Я-концепции со своим реальным поведением трансформируется в очень тяжелое переживание. Эмоция стыда способствует насильственной социализации человека, который под ударами стыда влечется к добродетели.

…развитие эмоции стыда является необходимым условием нормального развития человека и формирования индивидуальности. Но с того момента, как личность сложилась и индивидуальность выкристаллизировалась, она перестает нуждаться в этой эмоции как побудителе деятельности и поведения. Стыд должен стать лишь сигналом к тому, что здесь и теперь я не соответствую своей Я-концепции — и не более того. А мои поступки определяются разумом и сознанием блага.

Я-концепцию Орлов связывал с самосознанием, которое «существует как постоянное повторение актов сравнения себя с некоторым образцом, который хранится где-то во мне».

Орлов отличал чувство стыда от чувства вины, которое он связывал с рассогласованием реального поведения с тем, «каким должен быть я или каким должно быть мое поведение в соответствии с ожиданиями другого». Некоторые авторы наоборот связывают чувство вины с самооценкой, а чувство стыда — с оценкой другими людьми.

Прочитать ещё 1 ответ

Какова природа абстинентного синдрома?
Как от него избавиться?

Начнем с природы действия психоактивных веществ и зависимости от них. В человеческом мозгу есть «система поощрения» — комплекс специальных вырабатываемых биологически активных веществ — нейропептидов (таких как эндорфины, энкефалины и др.) и рецепторов для них. Каждый раз, когда человек совершает полезное для своего организма или вида действие (секс, пища, в общем удовлетворение физиологических и духовных потребностей, преодоление трудностей), в мозге выделяются указанные нейропептиды, взаимодействуют со своими рецепторами и тем самым вызывают субъективные переживания — удовольствие, радость, спокойствие, блаженство. Человеку это очень нравится и придает энергию и мотивацию на дальнейшие действия по удовлетворению своих потребностей.

Читайте также:  Ошибка анализа синдрома дауна у детей

Психоактивные вещества (наркотики, алкоголь, никотин и т.д) химически схожи с нейропептидами и поэтому могут связываться с их рецепторами. Снова срабатывает система поощрения, но уже искусственно. У человека появляются те же эффекты, но с гораздо большей силой (эйфория, блаженство, кайф, прострация).

Но с каждым разом мозг уменьшает число этих рецепторов и уменьшает количество вырабатываемых нейропептидов. Поэтому для достижения первоначального кайфа нужна всё более и более высокая доза наркотика.

Когда доза наркотика не растет или вовсе прекращается его поступление, то мы имеем дело со снизившимся количеством собственных нейропептидов и рецепторов для них. Соответственно не работает прежняя система поощрения и человек не может больше получать удовольствие. Мало того, указанные нейропептиды отвечают не только за систему поощрения, но и за многие вегетативные реакции. Человек уже неспособен поддерживать текущий уровень комфорта.

Развивается АБСТИНЕНТНЫЙ СИНДРОМ: человек ощущает депрессию, безнадегу, страх, потливость, сердцебиение, расстройства пищеварения, боли в мышцах, костях, головные боли и многое-многое другое.

Чтобы от него избавиться, можно, например, принять дозу требуемого вещества (опохмелиться, уколоться, выкурить сигарету…). Требуемые рецепторы снова связаны, запущен механизм поощрения и человек ощущает облегчение, некоторое удовольствие, прекращение вегетативной симптоматики.

Более рациональным действием будет симптоматическое и патогенетическое лечение: анальгетики (против головной и мышечной боли), транквилизаторы (для снятия тревоги, страха, восстановления сна), сердечные препараты (для нормализации сердечной деятельности), назначение обильного питья или большое количества в/в солевых растворов — дезинтоксикация (для более быстрого выведения психоактивного вещества из организма, а также для нормализации водно-солевого баланса).

Почему в Швеции так много атеистов, неверующих, сомневающихся? Какова история этой страны и почему так сложилось?

Про противостояние католицизма и протестантизма уже написали. Я укажу на иной аспект. Начнем с того, что после обращения из язычества эта страна, как и рдом расположенные, приняла христианство. Если отложить в сторону идеи о христианстве, как об общественном образовании и вспомнить, что это в первую очередь пространство человеческой жизни, в которой отчетливо действует Бог, все всанет на свои места. Бог создал не хаос, а вполне упорядоченный мир. Соответсвенно, в этом порядке существует свое «штатное расписание». В этом штатном расписании прописана должность епископов. При этом вместо подписи директора под приказом о назначении на должность в христианстве осуществляется таинство рукоположеия в сан. В православии и католичестве от каждого священника через рукополагавших его епископов по цепочке от человек к человеку можно проследить рукоположение до двенадцати апостолов, на которых на пятидесятый день после Воскресения Христа снизошел Святрй Дух в виде огненных языков. Это называется апостольским приемством. Преемство через поколения от епископа к епископу. Простой священник,хотя получил этот дар, рукополагать другого священника не может. Таким образом, если Лютер основатель протестантизма и был рукоположен, но не был епископом, то его последователи из-за конфликта с Католической церковью утратили такую возможность. Дальше получалось что через пару поколений все протестанты утратили право законно «занимать должности». Происходит примерно то же самое, как если бы некто подписывал документы в качестве нотариуса, но государственной регистрации в качестве нотариуса не ипел. Документы с его подписью не имеют юридической силы. Действия протестантских пасторов утратили силу апостольских. Поэтому очень скоро то, что утрачено стало логически обосновываться, как невозможное. Например, для православного или для католика чудеса от Бога — вполне обыденное явление, но раз в протестантизме невозможно, значит надо обьяснить, что чудеса творил только Иисус и апостолы, а после ни-ни. Совершенно логично, что спустя еще несколько поколений христианская вера вырождается. Это, кстати не единственный в истории пример. Когда японские христиане в результате репрессий утратили всех своих епископов, то превратились в наполовину язычников, сочетающих местные религиозные представления с некоторыми аспектам христианства. Этот продолжалось до прихода Николая Японского и создания собственного, но уже православного епископства. Возвращаясь к скандинавским странам… Для них путь японских христиан был невозможен, поскольку между язычеством и протестантизмом прошел внушительный промежуток времени. Полноценное христианство невозможно без принятия католичества либо православия. Остался атеизм.

Прочитать ещё 1 ответ

Источник