Синдром когда заложники защищают террористов
По роду деятельности, время от времени мне доводится наблюдать за развитием отношений, основу которых составляет садо-мазохистический компонент в широком смысле этого слова. Подобные отношения всегда мучительны для обоих сторон, но особенно для той стороны, которая в данный момент времени находится в позиции жертвы. Предлагаю сегодня поговорить о парадоксальном функционировании психики жертвы, которая всегда находится в созависимых отношениях. И разобраться с тем, как не стать жертвой, как предотвратить попадание детей в ситуации насилия и злоупотребления. В психоаналитическом ключе мы называем такие отношения симбиотическими, так как при всех мучениях и страданиях ни одна из сторон не чувствует в состоянии эти отношения прервать или закончить. Чувства при этом очень амбивалентны, то есть противоречивы. Наверняка Вам известны истории про пьющих и бьющих мужей, которых жена сдает в полицию (раньше – милицию) или в случае «белой горячки», то есть алкогольного психоза вызывает специализированную бригаду, а потом места себе не находит от чувства вины, сопровождающего мысли о том, как плохо с ним там обращаются «эти люди», невкусно кормят, держат в холоде, ну и т. д.
Вспоминается стокгольмский синдром. Авторство термина «стокгольмский синдром» по некоторым данным принадлежит криминалисту Нильсу Биджероту, который анализировал ситуацию в Стокгольме во время захвата заложников в августе 1973 года. Она характеризовалась тем, что заложники начали симпатизировать захватчикам. Сегодня это понятие используется в психологии для описания ситуации, когда человек, подвергающийся какой-либо агрессии, проявляет симпатию и сострадание к своему обидчику. В подобной ситуации жертву насилия не обуревает гнев или протест, а, наоборот, она начинает чувствовать психологическую связь с агрессором, пытается оправдать его действия, а в некоторых случаях даже перенимает его идеи или начинает обвинять себя.
В описанных выше ситуациях речь идет об отношениях между взрослыми людьми, а в случае со стокгольмским синдромом и вовсе о чрезвычайной ситуации захвата, которую можно отнести к экстремальным.
Однако так ли редко этот синдром встречается в обычной жизни? Пожалуй, повсеместно и чаще, чем мы предполагаем. Ведь «обидчиком» в некоторые моменты времени, может быть, любой человек, даже самый близкий. Давайте попробуем обратиться к истокам этого явления и понять, когда и каким образом формируется синдром жертвы, почему некоторые люди бессознательно встают на этот путь. Как и многое другое в человеке, склонность к чрезмерной жертвенности (впрочем, как и к чрезмерной агрессивности) формируется в раннем детстве и закрепляется вплоть до подросткового возраста. Например, ребенок приносит тройку, его наказывают, второй раз приносит тройку – его ударяют, третий раз принес двойку, а у родителей – хорошее настроение, ребенка не наказали. Что будет чувствовать ребенок? Он запретит себе злиться на родителей за первые два наказания, но преисполнится чувства благодарности за отсутствие его в третий раз. А спустя несколько лет наказание и вовсе забудется, останется только история о снисхождении родителей, когда за двойки – не наказывают. Это просто пример. Но таких примеров очень много.
У психоаналитиков есть определённое понимание, что, когда клиент приходит в психологическую работу и рассказывает о родителях истории, в которых они выступают обычными людьми, со своими достоинствами и недостатками – это хороший признак. Если же клиент говорит о матери как об идеальном объекте, которая никогда не злилась и пальцем не трогала, ему позволено было все и даже больше, повода к конфликтам никогда не возникало – здесь надо быть внимательным! Почему? Есть такое понятие как психологические защиты. Когда нам больно, страшно, мы злимся, завидуем – мы вынуждены защищаться. Но защищаемся мы от своих собственных чувств. Не купили игрушку, которую хотелось, психика говорит «да не очень-то и хотелось, будет лучше». Ударил сверстник больно, а малышу стыдно свою уязвимость показать, он говорит: «Не больно мне совсем». Так и с родителями. Если мама позволяет ребенку на себя злиться, обижаться, гневаться, да даже просто расстраиваться по своему детскому поводу, то ребенку не надо защищаться, он, вспоминая, говорит, уже будучи взрослым: «Ох как же я тогда разозлился на маму, когда она меня наказала» …. А вот если на чувства запрет, то тут уж психике приходится придумывать и изыскивать любые способы, чтобы защититься. Знаете ли Вы, у каких детей «идеальные» родители? У детей из детдома, у детей, у которых нет реальных родителей, которые не успели их разочаровать. Малыши придумывают тысячи сюжетов про жизненные трудности мамы и папы, желая их оправдать и веря, что «мама найдется». Знаете ли Вы, как отчаянно защищают дети алкоголиков своих родителей. Получается, что психология жертвы предполагает защиту своего обидчика. Если с ребенком обращаться жестоко, используя его, избивая, унижая, в бессознательном у него формируется устойчивое представление о себе как о плохом, а значит, виноватом. Следовательно, другая сторона – должна быть оправдана. Сильно наказывают и бьют – значит, сильно виноватым. И в будущем такой человек обязательно будет повторять этот же сценарий в уже взрослых отношениях.
Что ж до обидчиков… Есть тип взрослых людей, страдающих нарциссическими расстройствами, которым очень нужен кто-то другой для опоры, но только лишь для того, чтобы причинять ему боль и пытаться его разрушить. Это люди, грубо обращающиеся со своими близкими, страдают частыми перепадами настроения, их может вывести из себя лишняя ложка сахара в чае, при этом на более серьезный «промах» со стороны партнера они могут «снисходительно» закрыть глаза. Чаще всего так поступают мужчины со своими женщинами, а вот женщины чаще так поступают со своими детьми нежели с мужьями. Но суть не меняется: отыгрываются на более слабых и зависимых. Таким образом их непредсказуемость расшатывает психику, создавая ситуацию неопределенности. Они часто держат партнера или всю семью в страхе и напряжении, говорят противоречивую информацию, отвергают и унижают, но часто делают это так, что окружающим это незаметно, либо со стороны в это вообще трудно поверить. При этом жертва таких отношений не может их прекратить, потому что самое сильное чувство из испытываемых ею — это чувство вины и надежда на то, что если она все будет делать правильно, то он изменится. Ей постоянно жалко садирующую сторону.
Какова же профилактика здоровых отношений?
Например, ребенок потерялся, его нашли живым и здоровым и наказали. За что? За то, что с ним все в порядке? Родители любят его, это понятно, испугались сильно, нервы сдали! Но разве лучше было бы, если бы с ним что-то случилось. Радоваться ведь надо, что все благополучно разрешилось. Обнять бы его и сказать: «Милый, как я испугалась за тебя!» Психика так устроена, что, если бьют или наказывают от «любви», ребенок
начинает считать это нормой, в голове у него происходит подмена понятий, путаница, становится почти невозможно отличить, любовь от жестокости, силу от насилия.
В это трудно поверить, но агрессор и жертва – две стороны одного и того же явления. Каждый садист в прошлом – жертва. У подавляющего большинства преступников было тяжелое детство, и чем тяжелее преступления ими свершенные, тем больше их детская часть подвергалась страданиям и беспомощности в детстве. Другое дело, что не столь важно, что с нами сделали в детстве, важно, что мы с этим сможем сделать, когда вырастем.
Что можем мы сделать для себя и для своих детей, чтобы они были более счастливыми в гармоничных отношениях? Детей надо любить таким образом, чтобы они не считали жестокость нормой, чтобы несправедливое отношение к ребенку вызывало у него возмущение и несогласие, чтобы он чувствовал жестокость на расстоянии и не считал грубое обращение с собой своей историей.
На фото Патрисия Хёрст — жертва террористов, перешедшая впоследствии на их сторону. Яркий пример проявления «стокгольмского синдрома».
просмотров: 15270
Источник
Кадр из фильма «Берлинский синдром» 2017 г.
Это явление получило подобное название после известного случая в Стокгольме в 1973 году с захватом заложников,после которого наблюдался психологический феномен,когда заложники начали симпатизировать своим захватчикам.
Механизм человеческой психики настолько гибок,что способен приспособиться практически к любым условиям,что и происходит при подобном синдроме.Человек сначала смиряется с насилием в отношении него,затем начинает и вовсе оправдывать насильника.Возможно даже возникновение дружеских и любовных отношений…
Кадр из фильма «Свяжи меня» 1989 г.
Причем этот феномен характерен не только для громких экстремальных ситуаций,но и для бытовых отношений…
В этой подборке мы решили собрать наиболее интересные фильмы про «стокгольмский синдром»,раскрывающие явление с различных сторон:
Берлинский синдром.2017
Режиссер:Кейт Шортланд.В ролях:Макс Римельт,Тереза Палмер,Эмма Бадих,Матиас Хабих и др.
По роману Мелани Джустен.
Фотожурналистка Клэр приезжает отдохнуть в Берлин и знакомится с обаятельным парнем,школьным учителем Энди.Пробегает искра и они оказываются в постели…
Но вдруг романтическое начало принимает дурной оборот — Энди,кажется,не намерен ее отпускать вовсе…
Баффало-66.1998
Режиссер:Винсент Галло.В ролях:Кристирна Риччи,Винсент Галло,Микки Рурк,Анжелика Хьюстон и др.
Билли Браун проиграл на ставках и чтобы расплатиться взял на себя чужую вину — в итоге сел на 5 лет… Выйдя на свободу,он решил расквитаться с тем игроком команды «Баффало Биллс»,из-за которого проиграл.Но до этого ему необходимо повидаться с родителями,которые думают,что у него все хорошо и он живет в другом городе… Он находит случайную девушку и предлагает ей сыграть роль его невесты…
Свяжи меня.1989
Режиссер:Педро Альмодовар.В ролях:Антонио Бандерас,Виктория Абриль,Лолес Лион,Хульетта Серано и др.
23-летний Рикки не без помощи своего обаяния выходит из психбольницы,где проходил курс лечения.Он твердо намерен жениться на актрисе Марине Осорио,в которую он влюблен,и ее мнение он спрашивать даже и не думает…
Патти Херст.1988
Режиссер:Пол Шредер.В ролях:Наташа Ричардсон,Реймс Винг,Френсис Фишер,Уильям Форсайт и др.
На реальных событиях.
В начале 70-х Патрисию Херст,внучку миллиардера Уильяма Херста,похитили террористы,и она так и не вернулась домой… Она сошлась с террористами и сама стала активной участницей их организации…
Комната.2015
Режиссер:Ленни Абрахамсон.В ролях:Бри Ларсон,Джейкоб Трамбле,Джоан Аллен,Шон Бриджерс и др.
На реальных событиях.По роману Эммы Донохью.
17-летнюю Джой похитил мужчина и запер в сарае у себя во дворе… Через два года заточения у нее родился сын,а когда ему исполнилось 5 лет,им удалось воплотить план побега…
3096 дней.2013
Режиссер:Шерри Хорман.В ролях:Антония Кэмпбелл-Хьюджес,Туре Линдхардт,Амелия Пиджон и др.
По автобиографии Натальи Кампуш.
В Австрии мужчина похищает 10-летнюю Наташу Кампуш,шедшую в школу…Он удерживает ее насильно и превращает в свою рабыню…
Лишь спустя 8 лет ей удастся освободиться…
Погоня.1994
Режиссер:Адам Рифкин.В ролях:Чарли Шин,Кристи Свээнсон,Генри Роллинз,Джош Мостел и др.
Джексон Хэммонд бежит из тюрьмы,куда его посадили за несовершенное преступление.Угнав машину,он берет в заложницы девушку,которая оказывается дочерью промышленного магната… Теперь за ним гонится вся полиция штата…
Стокгольм,Пенсивльвания.2015
Режиссер:Николь Беквит.В ролях:Сирша Ронан,Джейсон Айзекс,Синтия Никсон,Дэвид Варшовский и др.
20-летняя Лея возвращается в родной дом… Еще ребенком она была похищена психопатом,насильно удерживалась и выросла психически нестабильной.Ей трудно после прежней атмосферы привыкнуть к человеческому теплу…
Однажды в Стокгольме.2018
Режиссер:Роберт Будро.В ролях:Итан Хоук,Нуми Рапас,Марк Стронг,Беа Сантос,Кристофер Хейердал и др.
1973 год,Щвеция.Ян-Эрик Олссон захватывает стокгольмский банк с четырьмя сотрудниками,и в течение шести дней удерживает их внутри здания…
Жизнь хуже обычной.1997
Режиссер:Дэнни Бойл.В ролях:Кэмерон Диас,Юэн Макгрегор,Холли Хантер,Делрой Линдо и др.
Роберта Льюиса,работавшего уборщиком,увольняют,и он решает похитить дочь своего босса,чтобы получить за нее выкуп…
Прочтите также: «Топ-10.Самые красивые триллеры»
и «Топ-10.Интересные триллеры 2018 года»
и «Топ-20.Лучшие захватывающие триллеры»
и «Топ-10.Фильмы про маньяков и их пленниц»
и «Ганнибал Лектер.Все фильмы о докторе-людоеде»
и « Топ-10.Лучшие фильмы про маньяков«
и « Месть.Жесткий фильм.Девушка против троих мужиков в пустыне«
и «Топ-5.Лучшие российские триллеры на одном дыхании»
и «Топ-10.Лучшие триллеры последних лет»
и «Топ-5.Лучшие молодежные триллеры»
и «Топ-5.Мрачные захватывающие триллеры»
и «Топ-10.Жесткие триллеры про проникновение в жилище и насилие»
Приятного просмотра! Ставьте лайк и подписывайтесь!
Источник
Переговоры в ситуации захвата заложников — один из видов экстремальных переговоров. К данным переговорам прибегают в случае захвата заложников с целью уменьшения угрозы и сохранения жизни людей. Используется как один из способов разрешения конфликтной ситуации с захватом заложников наряду с силовым решением проблемы (применение вооружённых сил), применением химических веществ, удовлетворением требований преступников[1].
Разработка метода ведения переговоров в ситуации захвата заложников в США[править | править код]
В 1960-х в США увеличилось количество вооружённых ограблений, угонов самолётов, захватов заложников. В ответ на участившиеся преступления правоохранительные органы США стали разрабатывать новые виды оружия и создали специальную команду — SWAT — для силового разрешения преступлений такого рода. Впервые для разрешения ситуаций с захватом заложников вооружённые силы были применены в 1967 году в Лос-Анджелесе и вплоть до 1973 года такой способ борьбы с террористами и захватчиками заложников являлся основным. Хотя подобный подход и приводил к большому количеству потерь человеческих жизней, но это воспринималось как вынужденная необходимость.
[2]
Разработка метода ведения переговоров в ситуации захвата заложников в России[править | править код]
В конце XX века в России остро встал вопрос о способах разрешения ситуаций с захватом заложников. В период с 1997 год по 2003 ОВД было зарегистрировано 956 случаев захвата заложников, а общее количество заложников составило 2064 человека.[3] Подобные преступления террористического характера имели свои особенности:
- наличие тесной взаимосвязи между уголовными и политическими целями;
- выраженная жестокость по отношению к заложникам.
Яркими примерами подобных ситуаций являлись теракт в Будённовске (1995), теракт на Дубровке (2002) и теракт в Беслане (2004)[3].
Переговоры с террористами проводились непрофессионально людьми, которые не были к этому специально подготовлены — депутатами, врачами, чиновниками, журналистами и т.п. Эти инциденты подтолкнули правительство и парламент к рассмотрению возможности и необходимости ведения переговоров в ситуации захвата заложников. Вследствие этого был принят Федеральный закон от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ, статья 16 которого гласит[4]:
Статья 16. Ведение переговоров в ходе контртеррористической операции:
- В целях сохранения жизни и здоровья людей возможно ведение переговоров лицами, специально уполномоченными на то руководителем контртеррористической операции.
- При ведении переговоров с террористами не должны рассматриваться выдвигаемые ими политические требования.
Краткая характеристика[править | править код]
В структуре переговоров с захватом можно выделить следующие компоненты:
- особая криминальная ситуация, которая требует ведения таких переговоров. (Без них невозможно достижение целей);
- диалог между сторонами — субъектами переговоров — для достижения результата;
- решение различных задач относительно преступления и связанных с ним вопросов благодаря достижению соглашения;
- исполнение обязательств[5]
Цели, которые ставятся перед переговорщиком[6]:
- Сохранение жизни и здоровья заложников;
- Склонение преступника к прекращению противоправных действий;
- Получение дополнительной информации о личности преступников и заложников;
- Обеспечение снижения требований преступников и выдвижение им встречных условий для освобождения заложников;
- Обеспечение других структур временными ресурсами
Задача переговоров в кризисных ситуациях: использование вербальных стратегий, чтобы выиграть время и вмешаться в происходящее таким образом, чтобы эмоциональность преступника могла уменьшиться, а возможность к рациональному мышлению повысилась.[2]
Субъектами переговоров могут выступать: стороны конфликта, часть общественности, органы самоуправления, представители разных групп (например, СМИ, родные и близкие преступников).
Одним из главных моментов в организации переговоров с террористами является подбор и подготовка переговорщиков. Подбор должен строиться на добровольной основе, с учётом личностных особенностей кандидатов, способности действовать в стрессовых ситуациях, быстроты реакции, самообладания, эмоциональной устойчивости, наличия необходимых интеллектуальных способностей и т. п.. Потенциальные переговорщики должны обладать необходимыми знаниями в области психологии и педагогики, а также пройти специальную подготовку в области экстремальных переговоров.[5]
Особенности ведения переговоров в ситуациях захвата заложников[править | править код]
Илларионов В. П. выделяет следующие особенности переговоров в ситуации захвата заложников:
- Вынужденный характер переговоров. В переговоры с террористами стороны вступают из необходимости, а не для поиска компромиссного решения, как это часто бывает в других видах переговоров
- Неожиданность действий преступников
- Использование манипулятивных техник противоположной стороной. Преступники выдвигают требования к условиям проведения переговоров, например, персонифицируют переговорщика.
- Привлечение третьих сторон для решения проблемы. (Дополнительных медиаторов, представителей органов самоуправления и т. п.)
- Диаметрально противоположные интересы
- Необходимость постоянного сочетания «позиционных переговоров» и переговоров «по существу». Анализ случаев успешно окончившихся переговоров с преступниками показывает, что переговорщики в ходе экстремальных переговоров, в зависимости от конкретной ситуации должны сочетать возможности, которые предоставляют обе эти разновидности, это делает тактику действий правоохранительных органов более гибкой.[5]
Этапы ведения переговоров[править | править код]
Переговорный процесс в условиях захвата заложников состоит из нескольких этапов, на каждом из которых решаются определённые задачи.
Всего выделяется 4 этапа[5]:
- Первый этап: обобщение первоначальной информация о кризисной ситуации, которая требует ведения переговоров, принятие решения о необходимости их ведения, определение переговорщиков, сбор дополнительных данных о возникшем конфликте, разработка тактики ведения переговоров, установка контакта с преступниками, достижение стабильной обстановки.
- Второй этап («захват позиций»); организация привлечения к разрешению вопроса сил и средств, обеспечивающих общественную безопасность, путём психолого-педагогического воздействия обеспечивается склонение преступников к отказу от противоправного поведения. Рассматривается возможность разрешения конфликта силой,
- Третий этап: выдвижение условий и обсуждение их приемлемости, поиск компромиссных вариантов, торг, психологическая борьба, активный диалог по разработке обоюдно приемлемых решений
- Четвёртый этап: достижение полного или частичного соглашения, определение способов его реализации, анализ проведённой работы.
На любом из этапов переговоров есть возможность уменьшения числа заложников, в первую очередь женщин, детей, больных и пожилых людей, используя все поводы для постановки этого вопроса которую переговорщик постоянно должен иметь в виду. Каждый освобождённый заложник — успех, достигнутый в ходе переговорного процесса.
Критерии успешности переговоров[править | править код]
Переговоры в ситуации захвата заложников оцениваются положительно[7], если:
- снижается категоричность, резкость и непоколебимость выдвигаемых требований ;
- уменьшается количество угроз, агрессивных действий со стороны преступников ;
- усиливается положительная окраска диалога между сторонами;
- с момента начала ведения переговоров не происходит насилия или убийства никого из участников переговоров, заложников, сотрудников полиции.
- освобождение заложников;
- преступник отказывается от реализации изначальных замыслов и сдаётся;
Зачастую уступки, на которые идёт переговорщик, объясняются именно желанием достичь данных позиций.
Примечания[править | править код]
- ↑ Миронова Е. А. Тактические приёмы ведения переговоров с преступниками при захвате заложников // Символ науки : Международный научный журнал. — 2016. — № № 6. — С. 87—90. — ISSN 2410-700Х.
- ↑ 1 2 Chris Hatcher etc «The role of the psychologist in crisis hostage negotiations» Behavioral Sciences and the Law.1998.№ 16, р. 455—472
- ↑ 1 2 В.В. Вахинина. Захват заложников: проблема и пути решения // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2008. — № 4.
- ↑ Федеральный закон от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму», № 35-ФЗ
- ↑ 1 2 3 4 Илларионов В. П. Переговоры с преступниками. -М., 1993. — С.76;
- ↑ Вахнина В.В. Психолого-педагогическое и кадровое обеспечение деятельности правоохранительных органов // Труды Академии управления МВД России. — 2011. — 17 марта (№ 1). — С. с. 66-70. — ISSN 2072-9391 ISSN 2072-9391.
- ↑ Свободный Ф. К. Особенности ведения переговоров в ситуации захвата заложников: Методические рекомендации для курсантов, слушателей и практических работников органов внутренних дел и юстиции
См. также[править | править код]
- Заложник
- Экстремальные переговоры
- Стокгольмский синдром
Источник