Синдром когда кажется что умер

Можно ли запрограммировать свой организм на скорую смерть?

У моей двоюродной бабушки, всю жизнь представляющей из себя очень мнительную женщину, в какой-то момент ее жизни, ближе к 80 годам, включилась программа уничтожения. Она сама решила, что ее жизнь приближается к концу, составила завещание, слегла в постель, заболела, зачахла. На глазах родственников она потухла в течение месяца и умерла. Хотя никто не ожидал, так стремительно все произошло.

Я подумала по этому поводу так: либо есть определенные признаки скорой смерти, которые провоцируют организм запускать программу «ликвидации», ощущая неизбежность своей гибели. Либо, мы сами включаем тумблер и укладываем себя в гроб, поражая свой организм психологическим воздействием ожидания смерти.

Начнем с простого – мух.

Знакомьтесь — это дрозофила

Ой, простите. Не будем мешать этой паре…

Вот так лучше.

У дрозофилы, как и у многих других живых существ есть внутренние часы, или (если захотите блеснуть перед друзьями умными словечками) циркадные ритмы.

Внутренние часы помогают организму ориентироваться во времени, координируют биоритмы, заставляют просыпаться на 5 минут раньше будильника.

Однажды два ученых решили изучить, как работают эти ритмы у мушек, и сделали интересное наблюдение: дрозофилы имеют пару ген в ДНК, влияющих на работу внутренних часов. И иногда этот ген дает сбой и нарушает суточные ритмы, что в течение нескольких дней приводит к смерти мухи.

К сожалению, ученые не смогли выяснить, явилось ли это симптомом или причиной кончины дрозофилы, так что Нобелевскую премию за это открытие я бы у них забрала. Однако авторы научной работы дали пищу для более посредственных умов, таких как я — может ли наше внутреннее состояние предупреждать нас о катастрофе?

Известны случаи смертельной бессонницы у человека, когда люди утрачивали способность спать и также умирали, теряясь в своих галлюцинациях (не путать с неспособностью оторваться ночью от интернета и пойти лечь спать пораньше). Так вот в данном случае однозначно говорится о том, что фатальная бессонница — это причина смерти. Хотя кто знает, загадки мозга, мироздания и женской логики всегда будут пытать умы человечества.

Но не бойтесь, это заболевание крайне редкое. И почти всегда наследственное. Так что вы, скорее всего, вне зоны риска, но все равно поинтересуйтесь у мамы семейным древом.

Закончим сложным — человеками.

Если абстрагироваться от от сложных биологических процессов и генных мутаций живых организмов, у человека есть совершенно простые признаки приближающейся смерти. Отметем сразу очевидные, в виде ножа в спине и отрубленной головы, и сведем их к следующим.

1. Малый аппетит. Организм ослабевает, ему требуется меньше энергии, а соответственно и топлива.

2. Слабость. Привычные и простые механические действия становятся трудными, нет ни сил, ни желания на то, что прежде дарило радость. Порой дело доходит до неприязни общения с близкими. Жизнь теряет краски.

3. Потребность в большем количестве сна. Замедляющийся метаболизм запускает «спящий режим». Иногда это может быть спровоцировано меняющимися внутренними показаниями, например низким кровяным давлением, снижением температуры тела. Но чаще становится следствием общего ослабления организма.

4. Атрофия мышц. Как правило сопутствует лежачим больным.

5. Спутанность сознания и галлюцинации. Это уже близкая к завершению стадия, когда сбои в работе головного мозга приводят к зрительным и слуховым миражам.

Я думаю вопросов у нас осталось больше, чем ответов, не так ли?

Все дело в том, что возможно наше тело — это слишком сложный аппарат и ему не чужды сбои. Даже не так, наше тело — сложный механизм, который дает сбои. Мы можем привести его к смерти своими действиями и мыслями, задать программу самоуничтожения, а можем просто анализировать его сигналы и делать выводы.

Так или иначе, только наблюдение и опыт сможет дать нам точный ответ. А я скажу так: в данный момент, прямо сейчас вы умираете. Потому что вся жизнь — это долгая дорога в загробный мир.

Источник

Испокон веков люди задавались вопросами о жизни и смерти. В прошлом этим занимались эзотерики и теософы. В наши дни ученые хорошо изучили процессы, происходящие в человеческом теле от зачатия до последнего вдоха.

Много вопросов оставляет этап клинической смерти, когда пациента еще возможно вернуть в мир живых.

Что чувствует человек, когда умирает, — этот вопрос имеет первостепенное значение для всех, ведь довольно мало людей, которые не боятся наступления смертного часа.

Клиническая смерть: о чем рассказали вернувшиеся к жизни пациенты

Распространенными предсмертными ощущениями являются далекий гул и видение света в конце туннеля.

Реанимированные врачами люди рассказывали, что в то время, когда их возвращали к жизни, они слышали голоса докторов, видели умерших или просто незнакомые призрачные фигуры.

Исследование двух тысяч пациентов, проведенное врачом-реаниматологом Сэмом Парниа, позволило рассмотреть предсмертные видения с научной точки зрения. Оказалось, что видения и переживания во время расставания с жизнью можно разделить на несколько основных тем:

  • Страх.
  • Яркое свечение.
  • Растения и животные.
  • Преследование и насилие.
  • Дежавю.
  • Семья.
Читайте также:  Синдром дауна на узи 20

Таким образом, психологические ощущения варьируются от страха до блаженства. Переживания люди интерпретируют в зависимости от их национальных и религиозных обычаев. Более конкретной закономерности учеными выявлено не было.

Врачи не могут объяснить феномен того, что человек в состоянии клинической смерти способен услышать голоса вокруг себя, хотя с научной точки зрения не должен ничего воспринимать из-за почти полного прекращения деятельности мозга.

Физические ощущения перед смертью

Ощущения в последние минуты могут быть различные. Их характер зависит от типа смерти. Умирает ли человек тихо среди внуков от старости или задыхается под завалами обвалившегося здания — чувствоваться это будет по-разному.

  • Смерть от утопления. Вопреки досужему мнению, большая часть пострадавших погружаются под воду без особого шума. Как только человек начинает захлебываться, то поддается панике. До минуты он барахтается, стараясь получить глоток воздуха. Затем человек погружается, задерживая дыхание. Не выдержав и наглотавшись воды, кашляет и рефлекторно получает еще больше жидкости в легкие. Возникает чувство жжения и разрывания груди. Наступает умиротворение, обусловленное приближающейся потерей сознания. На завершающем этапе происходит остановка сердца и смерть мозга.
  • Сердечный приступ не всегда происходит мгновенно. Он развивается постепенно: боль в груди длится долго или появляется и исчезает, чтобы снова вернутся. Сердечная мышца тем временем тихо умирает, не получая достаточного количества кислорода. Боль ощущается в челюсти, конечностях, спине. Среди других симптомов, что чувствует больной человек, когда умирает от сердечного приступа — тяжелое учащенное дыхание, холодный пот, тошнота. Как правило, больные медлят от двух до пяти часов, прежде чем обратиться за врачебной помощью и умирают, не доехав до больницы.
  • Изучив различные падения с высоты, ученые пришли к выводу, что смерть наступает в первые секунды или минуты после приземления. Ощущения зависят от места падения и той части тела, которая встречает первый удар. Падение вниз ногами обеспечивает не только перелом нижних конечностей, но и раздробление позвоночника и тазобедренных костей. Помимо сломанных рук и ног, при падении на землю или в воду предстоит ощутить последствия порванных тканей, разрывы в органах и кровеносных сосудах. Страшная боль — вот что чувствует человек, упавший с большой высоты, когда умирает.

Момент смерти волнует каждого. Кто-то успокаивает себя верой в загробную жизнь, кто-то боится даже думать о последнем дне. Однако главным, что хотел бы чувствовать человек, когда умирает, это ощущение достойно прожитой жизни. Не стоит ежедневно страшится последнего часа.

Лучше проводить дни, стараясь сделать себя и близких счастливыми. Стараться внести свой вклад в общее дело человечества, будь то культурное или научное наследие.

Люди находят бессмертие в созданных ими музыкальных или литературных произведениях, другие посвящают свою жизнь детям и внукам.

Что чувствует человек, когда умирает?

Страх перед смертью испытывает каждый человек, задумывающийся над этим вопросом. Психологи считают, что это вполне естественное чувство перед неизвестностью.

Ощущения умирающего

По мнению американских ученых, человек некоторое время после констатации смерти слышит и видит все, что происходит вокруг – суету медперсонала, голоса врачей и близких людей. Однако, находясь в сознании, он уже не в состоянии говорить и владеть своим телом.

Остатки сознания сохраняются вследствие того, что даже после остановки сердца, признаваемой показателем смертельного исхода, работа мозга угасает постепенно, а не моментально.

Такое состояние продолжается порой не только минуты, но и часы после прекращения деятельности сердечной мышцы.

Подтверждением этого являются свидетельства пациентов, перенесших клиническую смерть. Более 40 процентов из них способны поделиться своими ощущениями и воспроизвести отрывки услышанных в таком состоянии фраз.

Мысли и чувства

Ученые, опираясь на рассказы пациентов, переживших состояние клинической смерти, составили перечень их ощущений и видений. Это:

  • страх преследования;панический ужас;
  • умиротворенность;
  • свет в конце туннеля;
  • присутствие близких умерших людей;
  • великолепные пейзажи;
  • самые яркие события прожитой жизни.

Галлюцинации отличаются большим разнообразием, однако в них прослеживается некая закономерность: одни пациенты переживали жуткие минуты, другие – ощущали блаженство.

Совет

Мнение ученых сводится к тому, что характер видений есть следствие образа жизни и мировоззрения.

Избавление от боли

Издавна считалось, что смерть является избавлением от мук. Утверждение австралийских ученых о том, что болевые ощущения значительно ослабевают перед смертью, являются тому подтверждением.

Также проходит и страх перед уходом в мир иной. Неизлечимо больные люди, осознавая близкий конец, чаще задумываются о главных ценностях жизни – семье, добре, любви и вере в Бога.

Смерть воспринимается ими не только вполне закономерным жизненным итогом, но и переходом в новое состояние, где нет боли и страданий.

Человек на подсознательном уровне чувствует, что скоро уйдет из жизни: за недолгое время до этого момента его охватывают тревога и депрессия. К такому выводу пришла группа американских ученых.

На протяжении нескольких лет специалисты изучали истории болезни умерших людей. Оказалось, что в преддверии смерти многие начинали чувствовать необъяснимую тревогу, уходили в депрессию.

Читайте также:  Бронхообструктивный синдром у взрослых симптомы

Как считают ученые, причиной этих психологических проблем является изменение гормонального фона в преддверии смерти и его влияние на центральную нервную систему человека.

Кроме того, ученые разработали уникальный тест, благодаря которому можно предсказать скорый уход человека из жизни. Тест был опробован на нескольких десятках добровольцев в возрасте старше 65 лет.

Обратите внимание

В течение года примерно половина из участвовавших в тестировании скончалась. Выяснилось, что в ходе тестов именно эти люди демонстрировали худшие когнитивные способности, были неспособны к самоанализу.

Тревожные признаки начинали проявляться у людей примерно за год до гибели. СТАВЬТЕ ЛАЙКИ ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!

Источник

Åù¸ â êîíöå XIX âåêà ôðàíöóçñêèé íåâðîëîã-ïñèõèàòð Æ. Êîòàð èññëåäîâàë îäèí î÷åíü íåîáû÷íûé ñëó÷àé ðåäêîãî áðåäîâîãî ñîñòîÿíèÿ. Åãî ïàöèåíòêà óòâåðæäàëà, ÷òî îíà äàâíî óìåðëà, è â å¸ âåíàõ ñîâåðøåííî íåò êðîâè, à âìåñòî ñåðäöà áü¸òñÿ íåïîíÿòíûé ìåõàíèçì. Òàêîãî ðîäà ãàëëþöèíàòîðíûé áðåä ïðîòåêàë â ñî÷åòàíèè ñ äåïðåññèåé è ñóèöèäàëüíûìè íàêëîííîñòÿìè. Ïî ìíåíèþ ó÷¸íîãî, öåíòðàëüíîå ìåñòî â äàííîì ïñèõè÷åñêîì ôåíîìåíå çàíèìàë ïðèíöèï îòðèöàíèÿ, êàê ñâîåé æèçíè, òàê è âñåîáùåãî ñóùåñòâîâàíèÿ.

Ïîçäíåå çàáîëåâàíèå ïîëó÷èëî íàçâàíèå ñèíäðîì Êîòàðà è îïèñûâàëîñü, êàê íàðóøåíèå âðåìåííîãî âîñïðèÿòèÿ, ïðè êîòîðîì áîëüíîé íå ìîæåò îöåíèòü ïðîøëûå ñîáûòèÿ è ïðåäñòàâèòü áóäóùèå. Ïî÷òè âñå ïàöèåíòû ñ áðåäîì Êîòàðà ñ÷èòàþò, ÷òî îíè óæå óìåðëè, â èõ òåëå íåò äóøè, à ÷àñòü îðãàíîâ ïîïðîñòó îòñóòñòâóåò. Ìíîãèå áîëüíûå óáåæäåíû, ÷òî îíè âåëèêèå óáèéöû èëè ìèôè÷åñêèå ïåðñîíàæè, ïîñëàíöû èç ïîòóñòîðîííåãî ìèðà, öåëü êîòîðûõ ïðè÷èíÿòü ñòðàäàíèÿ ëþäÿì. Îòðèöàíèå ñâîåãî ñóùåñòâîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ äîâîëüíî ðåäêîé ôîðìîé áðåäà, âñòðå÷àþùåãîñÿ ïðè øèçîôðåíèè, òÿæ¸ëûõ ôîðìàõ äåïðåññèè, ïîðàæåíèÿõ ãîëîâíîãî ìîçãà.

Ðàçëè÷àþò äâå îñíîâíûå ôîðìû òå÷åíèÿ ñèíäðîìà:

— ñðåäíþþ;

— êðàéíå òÿæ¸ëóþ.

Ñðåäíÿÿ ôîðìà ðàññòðîéñòâà õàðàêòåðèçóåòñÿ îòâðàùåíèåì è íåíàâèñòüþ ê ñåáå. Òàêèå ïàöèåíòû ÷àñòî íàíîñÿò ñåáå âðåä, èëè ïûòàþòñÿ óáèòü ñåáÿ, îïðàâäûâàÿ òàêîå ïîâåäåíèå òåì, ÷òî èõ ñóùåñòâîâàíèå ïðè÷èíÿåò âðåä îêðóæàþùåìó ìèðó. Ñðåäíÿÿ ôîðìà ìîæåò ñîïðîâîæäàòüñÿ: Ñëàáîé ÷óâñòâèòåëüíîñòüþ ê áîëè, ïðè âûñîêîé èïîõîíäðèè; îòñóòñòâèåì îùóùåíèÿ ñâîåãî òåëà è âåðîé ÷òî óæå óìåð, íå óìèðàÿ ôèçè÷åñêè; æåëàíèåì óäàëèòü ñåáÿ èç ðåàëüíîñòè; ñêëîííîñòüþ èñêàòü ñåáÿ â îêêóëüòèçìå, ãîòèêå, èëè èíûõ «òåìíûõ» íàïðàâëåíèÿõ, êîòîðûå êàê ëèáî ñâÿçàíû ñî ñìåðòüþ, ëèáî èìåòü îñòðîå æåëàíèå ñäåëàòü èç ñåáÿ ðîáîòà, èëè âåðà, ÷òî ñàì ÿâëÿåòñÿ àíäðîèäîì, òî åñòü æåëàíèå «ðîäèòüñÿ» ëþáûì íå æèâûì ñóùåñòâîì; ñèëüíûì æåëàíèåì èñêàòü ñâîå èñòèííîå èìÿ, èëè ïîñòîÿííî ìåíÿòü èìåíà.

 ïîãðàíè÷íîì ñëó÷àå ïîÿâëÿåòñÿ óáåæäåíèå áîëüíîãî îäíîâðåìåííî â ñîáñòâåííîé óùåðáíîñòè è âåëè÷åñòâåííîñòè. Òàê, íåêîòîðûå ïàöèåíòû ñ÷èòàëè, ÷òî îíè ïîñëàííèêè èç ïîòóñòîðîííåãî ìèðà, ïðèçâàííûå äëÿ òîãî, ÷òîáû ïðèíîñèòü ñòðàäàíèÿ è áîëåçíè. Äðóãèå âåðèëè â òî, ÷òî çàðàçèëè âåñü ìèð ñìåðòåëüíûì çàáîëåâàíèåì, îò êîòîðîãî âñ¸ æèâîå íà ïëàíåòå ïîãèáëî.

Òÿæ¸ëûå ñòåïåíè çàáîëåâàíèÿ ïðîòåêàþò â âèäå ñóùåñòâåííûõ ïñèõè÷åñêèõ èçìåíåíèé: ãàëëþöèíàöèé è áðåäà. Áîëüíûå óáåæäåíû, ÷òî îíè óæå óìåðëè ôèçè÷åñêè, à èõ îðãàíû â òåëå îòñóòñòâóþò. Ïðè òàêîé ôîðìå íàáëþäàþòñÿ ãàëëþöèíàöèè îòðèöàíèÿ íå òîëüêî ñâîåãî åñòåñòâà, íî è æèçíè â öåëîì, ïðè ýòîì ïàöèåíò ìîæåò îùóùàòü ñåáÿ áåññìåðòíûì. Òàê îäíà èç ïàöèåíòîê Æ. Êîòàðà ñ÷èòàëà, ÷òî âñ¸ æèâîå íà ïëàíåòå äàâíî ïîãèáëî, à îíà îñòàëàñü ñóùåñòâîâàòü, êàê «òåëî áåç äóøè». Äðóãîé ïàöèåíò óòâåðæäàë, «Ðàíüøå ó ìåíÿ áûëî ñåðäöå. Òåïåðü ÷òî-òî äðóãîå áüåòñÿ âìåñòî íåãî… Ó ìåíÿ íåò æåëóäêà, è ÿ íèêîãäà íå õî÷ó åñòü. Êîãäà ÿ åì, ÿ ÷óâñòâóþ âêóñ ïèùè, íî, ïîñëå òîãî êàê îíà ïðîøëà ïî ïèùåâîäó, íå îùóùàþ óæå íè÷åãî. Òàêîå âïå÷àòëåíèå, ÷òî åäà ïðîâàëèâàåòñÿ â ïóñòîòó.»

Ïàðàäîêñàëüíûì îáðàçîì âåðîÿòíîñòü ñìåðòè ïðåäñòàâëÿåòñÿ ïàöèåíòàì íåâîçìîæíîé è âåäåò ê ðàçâèòèþ èäåé î áåññìåðòèè. Ýòî âûçûâàåò ó íèõ ñèëüíåéøåå îò÷àÿíèå – æàæäàòü ñìåðòè, íî áûòü îáðå÷åííûì íà âå÷íîå ñóùåñòâîâàíèå â ñîñòîÿíèè íèãèëèçìà, íàïîìèíàþùåå ïðèæèçíåííûé àä Êüåðêåãîðà. Íåêîòîðûå ïàöèåíòû ïðè äàííîì çàáîëåâàíèè ñêëîííû íàíîñèòü ñåáå òðàâìû.

Ïðåñëåäóþùèå áîëüíûõ ãàëëþöèíàöèè ìîãóò áûòü âêóñîâûìè èëè îáîíÿòåëüíûìè.  ýòèõ ñëó÷àÿõ ïàöèåíòû óáåæäåíû, ÷òî îíè ãíèþò, ÷òî èõ åäà èñïîðòèëàñü, èì ïðåäëàãàþò çà ìåñòî åäû çàìàñêèðîâàííóþ ãðÿçü, ôåêàëèè èëè ÷åëîâå÷åñêîå ìÿñî.  ýòîì êðîåòñÿ åùå îäèí ïàðàäîêñ, ïîñêîëüêó, íåñìîòðÿ íà èõ óáåæäåíèå â ñîáñòâåííîé ñìåðòè èëè áåññìåðòèè, îíè ïûòàþòñÿ óíè÷òîæèòü ñåáÿ.

Áðåä Êîòàðà ñ÷èòàåòñÿ äîâîëüíî ðåäêèì çàáîëåâàíèåì, õàðàêòåðíûì â îñíîâíîì äëÿ äåïðåññèâíûõ ðàññòðîéñòâ ñòàð÷åñêîãî âîçðàñòà, ðåäêî – øèçîôðåíèè. Íàèáîëåå ñèíäðîìó îòðèöàíèÿ ïîäâåðæåíû æåíùèíû, íàó÷íûõ îáúÿñíåíèé òàêîé çàêîíîìåðíîñòè ïîêà íå âûÿâëåíî. Ñèíäðîì Êîòàðà ÿâëÿåòñÿ ìóëüòèñèìïòîìíûì çàáîëåâàíèåì, ñî ñëîæíûì è òÿæ¸ëûì ïðîòåêàíèåì. ×åëîâåê, ñòðàäàþùèé äàííûì ðàññòðîéñòâîì, ïåðåæèâàåò ñåðü¸çíûå ñòðàäàíèÿ è äóøåâíûå ìóêè. Ïî äàííûì ïñèõèàòðè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé, íåêîòîðûå ïàöèåíòû áîëåå íåñêîëüêèõ äåñÿòêîâ ëåò ñ÷èòàþò ñåáÿ «õîäÿ÷èìè ìåðòâåöàìè». Òàê, îäíà ïàöèåíòêà ïðîñèëà íàçûâàòü ñåáÿ «Íîëü», òåì ñàìûì àêöåíòèðóÿ ñâîè íèãèëèñòè÷åñêèå óáåæäåíèÿ. Äðóãàÿ ïðè ïðîñüáå íàçâàòü ñâîå èìÿ ãîâîðèëà: «Â ýòîì íåò òîëêó. Çàâåðíèòå ýòî è âûêèíüòå íà ïîìîéêó».

Ñðåäè îñíîâíûõ ñèìïòîìîâ, ïðèñóùèõ çàáîëåâàíèþ âûäåëÿþò:

— ìàíèþ âåëè÷èÿ;

— íèãèëèñòè÷åñêèé áðåä;

Читайте также:  У моей дочки синдром ретта

— ïîâûøåííóþ òðåâîæíîñòü;

— ñóèöèäàëüíûå ñêëîííîñòè;

— ãàëëþöèíàöèè;

— äåïðåññèâíûå ñîñòîÿíèÿ;

— èïîõîíäðèþ.

Âñå ýòî ìîæåò áûòü êàê âìåñòå, òàê è ïî îòäåëüíîñòè, è â òàêîì ñëó÷àå ñèìïòîìû áóäóò ñî âðåìåíåì çàìåíÿòü äðóã äðóãà.

Íèãèëèñòè÷åñêèé áðåä ïðîÿâëÿåòñÿ, ïðåæäå âñåãî, â óáåæäåíèè î íè÷òîæíîñòè è ìèçåðíîñòè, êàê ñâîåãî ëè÷íîãî ñóùåñòâîâàíèÿ, òàê è æèçíè âî âñ¸ì ìèðå. Áîëüíûì êàæåòñÿ, ÷òî æèçíü ëèøåíà ñìûñëà, ëþáîå ðàçâèòèå èëè ïðîãðåññ ñ÷èòàåòñÿ áåçóñïåøíûì è èððàöèîíàëüíûì.

Èíòåðåñíûì ÿâëÿåòñÿ òîò ôàêò, ÷òî â òÿæåëîé ôîðìå áîëåçíè ïðîÿâëÿþòñÿ ïî÷òè âñå ðàçíîâèäíîñòè ãàëëþöèíàöèé, è äàæå èõ ðåäêèé âèä – îáîíÿòåëüíûå ãàëëþöèíàöèè. Áîëüíîìó íà÷èíàåò êàçàòüñÿ, ÷òî îò åãî âíóòðåííèõ îðãàíîâ èñõîäèò çëîâîííûé, ãíèþùèé çàïàõ. Äðóãèå ëèöà ñëûøàò ãîëîñ (÷àùå â ðàìêàõ øèçîôðåíèè), êîòîðûé ðàññêàçûâàåò ïðî ìó÷èòåëüíóþ ñìåðòü, îæèäàþùóþ èõ â áóäóùåì. Çà÷àñòóþ ãàëëþöèíàöèè èìåþò ãèïåðáîëè÷íóþ è ãðîòåñêíóþ îêðàñêó: áîëüíûì ÿâëÿþòñÿ âñÿ÷åñêèå äåìîíû, ìîíñòðû, ïîâåñòâóþùèå îá èõ íèê÷åìíîñòè è ñêîðîé ñìåðòè.

Òðåâîæíîñòü è ïîñòîÿííàÿ íàñòîðîæåííîñòü – îáÿçàòåëüíûå ïðèçíàêè äàííîãî çàáîëåâàíèÿ. Îáåñïîêîåííîñòü, êàê ïðàâèëî, ïðåäøåñòâóåò ñàìîìó ðàçâèòèþ ñèíäðîìà, ó ìíîãèõ ïàöèåíòîâ ïåðåä äèàãíîñòèêîé áðåäà Êîòàðà îòìå÷àëàñü òðåâîæíîñòü è íåðâîçíîñòü.

 òÿæåëîé ôîðìå âìåñòå ñ ñóèöèäàëüíûìè ñêëîííîñòÿìè ó áîëüíûõ ÷àñòî ïðèñóòñòâóþò ìûñëè î ñâî¸ì áåññìåðòèè. Óáåæä¸ííîñòü â òîì, ÷òî îíè îáðå÷åíû íà âå÷íóþ æèçíü òîëêàåò òàêèõ ëþäåé íà îò÷àÿííûå äåéñòâèÿ, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ ïîïûòêàìè èçîùð¸ííîãî ñàìîóáèéñòâà èëè íàíåñåíèåì ñåáå òÿæêèõ óâå÷èé. Ìíîãèå ëèöà, ñòðàäàþùèå òàêèì áðåäîâûì ñîñòîÿíèåì, ïûòàþòñÿ ïðîâåðèòü, íàñêîëüêî îíè áåññìåðòíû. Òàê, îòìå÷àëèñü ñëó÷àè íàíåñåíèÿ ñàìèì ñåáå ñìåðòåëüíûõ ðàí, àìïóòàöèè êîíå÷íîñòåé.

Ñèíäðîì çà÷àñòóþ ðàçâèâàåòñÿ íà ôîíå òÿæ¸ëûõ äåïðåññèâíûõ ñîñòîÿíèé, â îñíîâíîì â ñòàð÷åñêîì âîçðàñòå. Ïðè äëèòåëüíîì ïîäàâëåííîì ñîñòîÿíèè, àíãåäîíèè è ñàìîóíè÷èæåíèè áîëüíîé íà÷èíàåò ïðåäñòàâëÿòü, ÷òî åãî íå ñóùåñòâóåò, òåì ñàìûì, ÿêîáû ñìÿã÷àÿ äóøåâíóþ áîëü. Îäíàêî, íå âñ¸ òàê îäíîçíà÷íî. Åæåäíåâíî ïîâòîðÿÿ ñåáå ñëîâà î ñîáñòâåííîé ñâåðøèâøåéñÿ ñìåðòè, ÷åëîâåê íà÷èíàåò â ýòî âåðèòü. Êîãäà çàáîëåâàíèå ïðîãðåññèðóåò â êðàéíå òÿæ¸ëûå ôîðìû — ðàçâèâàþòñÿ ãàëëþöèíàöèè è íèãèëèñòè÷åñêèé áðåä ñîáñòâåííîãî îòðèöàíèÿ. Íàèáîëåå ÷àñòî äàííûé ñèíäðîì âñòðå÷àåòñÿ ïðè ñëåäóþùèõ ïñèõè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâàõ:

— øèçîôðåíèÿ;

— áîëüøàÿ äåïðåññèÿ(ïñèõîòè÷åñêàÿ äåïðåññèÿ);

— ñåíèëüíàÿ äåïðåññèÿ;

— ñòàð÷åñêèé ïñèõîç.

Íàèáîëåå âñåãî ïîäâåðæåíû çàáîëåâàíèþ ïîæèëûå ëþäè, íàõîäÿùèåñÿ â ñòàäèè ðàçâèòèÿ äåïðåññèè.

Íåîáû÷íûì ÿâëÿåòñÿ òîò ôàêò, ÷òî èíîãäà çàáîëåâàíèå ìîæåò âîçíèêíóòü ñïîíòàííî, áåç ñîïóòñòâóþùèõ íà òî ïðè÷èí. Òî åñòü ÷åëîâåê ìîæåò áûòü ïñèõè÷åñêè çäîðîâûì, îäíàêî, íåïîñðåäñòâåííî ïåðåä ïðèñòóïîì, â õàðàêòåðå ìîæåò ïîÿâèòüñÿ ðàçäðàæèòåëüíîñòü è ïîâûñèòüñÿ óðîâåíü òðåâîæíîñòè. Îòìå÷àëèñü ñëó÷àè, êîãäà áðåä Êîòàðà ðàçâèâàëñÿ ïîñëå êàêîãî-ëèáî òÿæ¸ëîãî çàáîëåâàíèÿ âíóòðåííèõ îðãàíîâ èëè ñèñòåì.

Òàê, ñîãëàñíî íàó÷íûì äàííûì, ó 27-ëåòíåãî ìóæ÷èíû áûë äèàãíîñòèðîâàí áðåä Êîòàðà ïîñëå ïåðåíåñ¸ííîãî èì  òÿæåëåéøåãî çàáîëåâàíèÿ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà.

Êëàññè÷åñêèé ïðèìåð ñïîíòàííîãî ïðîÿâëåíèÿ áîëåçíè ìîæíî íàáëþäàòü ó 26-ëåòíåãî ìóæ÷èíû, ó êîòîðîãî áîëåçíü ïîÿâèëàñü èç-çà øîêà.

Äåòñòâî 26 Íèëà, åäèíñòâåííîãî ðåáåíêà â ñåìüå, áûëî âïîëíå íîðìàëüíûì. Êîãäà åìó èñïîëíèëîñü äâàäöàòü ëåò, åãî ðîäèòåëè ïîãèáëè â àâèàêàòàñòðîôå, ðàçáèâøèñü íà íåáîëüøîì ñàìîëåòå. Íèë áûë ãëóáîêî ðåëèãèîçíûì, à ýòà òðàãåäèÿ ïîòðÿñëà è îçëîáèëà åãî. Îáâèíÿÿ â ñìåðòè ðîäèòåëåé ñåáÿ, Íèë ñòàë çàòâîðíèêîì, îáîðâàë âñå îòíîøåíèÿ ñ ëþäüìè è ñâÿçè ñ âíåøíèì ìèðîì. Îí áðîñèë óíèâåðñèòåò, ñòàë óïîòðåáëÿòü òÿæåëûå íàðêîòèêè è ïðàêòè÷åñêè íè÷åì íå çàíèìàëñÿ, æèâÿ çà ñ÷åò íàñëåäñòâà, äîñòàâøåãîñÿ îò áîãàòûõ ðîäèòåëåé. Íåêîòîðîå âðåìÿ Íèëà èíòåðåñîâàë ñïèðèòèçì, à îñîáåííî òåìà ðåèíêàðíàöèè.

 èòîãå ñåìåéíûé âðà÷ óáåäèë Íèëà îáðàòèòüñÿ çà ïñèõèàòðè÷åñêîé ïîìîùüþ. Þíîøà áûë îäåðæèì áðåäîì îòñóòñòâèÿ òåëà. Íèë îòêàçûâàëñÿ ïðèçíàòü, ÷òî ó íåãî åñòü ãîëîâà, òóëîâèùå, íîãè è ðóêè – âîîáùå êàêèå-ëèáî ÷àñòè òåëà. Îí îòðèöàë, ÷òî åñò, ïüåò, ìî÷èòñÿ, èñïðàæíÿåòñÿ, è íå ìîã îáúÿñíèòü, ïî÷åìó îäåâàåòñÿ, åñëè âûõîäèò íà óëèöó. Íà îäíîé èç ñòàäèé òåðàïèè Íèëó ïðåäëîæèëè âûïèòü ñòàêàí âîäû. Ïîñëå ýòîãî åãî ïîïðîñèëè îáúÿñíèòü, êóäà äåëàñü âîäà. Ìîëîäîé ÷åëîâåê îòâåòèë, ÷òî îíà «èñïàðèëàñü». Êîãäà âðà÷ òðåáîâàë îáúÿñíèòü ýòè è äðóãèå íåñîîòâåòñòâèÿ, Íèë ëèáî íå îòâå÷àë, ëèáî ïðîñòî ãîâîðèë: «Íå çíàþ». Ñóäÿ ïî âñåìó, îí íå çàìå÷àë íåïîñëåäîâàòåëüíîñòè èëè ïðîòèâîðå÷èÿ â ñâîèõ îòâåòàõ.

Ëå÷åíèå ñèíäðîìà Êîòàðà

Ê ñîæàëåíèþ, ïðîãíîçû â ëå÷åíèè äàííîãî ÿâëåíèÿ çà÷àñòóþ íåáëàãîïðèÿòíûå, òàê êàê ôîðìà áðåäà èìååò íàñòîëüêî àáñóðäíóþ è ñàìîðàçðóøàþùóþ íàïðàâëåííîñòü, ÷òî áîëüíîé íå â ñèëàõ êðèòè÷åñêè îöåíèòü ñâî¸ ñîñòîÿíèå. Îäíàêî, íàóêå èçâåñòíû ðåäêèå ñëó÷àè ñ÷àñòëèâîãî âûçäîðîâëåíèÿ ëèö ñ áðåäîì îòðèöàíèÿ ñóùåñòâîâàíèÿ. Íàèáîëåå ïîëîæèòåëüíûì èñõîä áîëåçíè ÿâëÿåòñÿ äëÿ ëèö ñ äåïðåññèâíûìè ðàññòðîéñòâàìè èëè ñ ñîìàòè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè.

Òàê, áîëüíîé ñ ñèíäðîìîì Êîòàðà, èñòîðèÿ ÷óäåñíîãî âûçäîðîâëåíèÿ êîòîðîãî áûëà îïóáëèêîâàíà â èçâåñòíîì àìåðèêàíñêîì æóðíàëå, ñìîã ïî÷òè ïîëíîñòüþ èçëå÷èòüñÿ îò ýòîãî ñòðàøíîãî áðåäîâîãî ðàññòðîéñòâà. Ìóæ÷èíà áîëåå äåñÿòè ëåò ñ÷èòàë ñåáÿ ì¸ðòâûì, îäíàêî, áëàãîäàðÿ óäà÷íî ïîäîáðàííîé ñõåìå ëå÷åíèÿ è àäåêâàòíîé ïñèõîòåðàïèè, åìó óäàëîñü èçáàâèòüñÿ îò íèãèëèñòè÷åñêîãî áðåäà è ãàëëþöèíàöèé î ñîáñòâåííîé ñìåðòè.

 ïåðâóþ î÷åðåäü ïðîâîäèòñÿ òåðàïèÿ îñíîâíîãî çàáîëåâàíèÿ.  êà÷åñòâå ôàðìàêîòåðàïèè èñïîëüçóþòñÿ ïñèõîòðîïíûå, àíòèäåïðåññàíòû (åñëè ñèíäðîì âîçíèê íà ôîíå äåïðåññèâíîãî ðàññòðîéñòâà), ïðîòèâîòðåâîæíûå ïðåïàðàòû. Ïðè òÿæ¸ëûõ ôîðìàõ áðåäà Êîòàðà èñïîëüçóþò ýëåêòðîñóäîðîæíóþ òåðàïèþ.

Источник