Синдром когда человек говорит о себе в третьем лице

Синдром когда человек говорит о себе в третьем лице thumbnail

Речь о себе в третьем лице (также иллеизм, от указательного местоимения лат. ille, «тот», более удалённый от говорящего[1]) — самоименование с использованием грамматических выражений третьего лица. Например, у Шекспира Юлий Цезарь всегда упоминает себя в третьем лице: «не может Цезарь быть несправедливым»[2].

В литературе[править | править код]

В античности[править | править код]

В античной литературе существовала традиция, в которой автор (например, Гомер) называл себя в произведении по имени[3]. К V веку до н. э. такое самоименование сохранилось преимущественно в работах греческих историков: Гекатея, Антиоха, Геродота, Фукидида.

Имеется много объяснений использованию самоименования в третьем лице античными авторами: самовосхваление у Цезаря (в «Записках о Галльской войне») и Ксенофонта (Ксенофонт даже пытался скрыть своё авторство, чтобы звучать более правдоподобно при описании собственных успехов), демонстрация объективности и научного стиля у Фукидида (Ион Хиосский записывал свои сплетни в первом лице), закрепление своего авторства («Фукидид афинянин описал…»)[4]. Успешное использование самоименования в третьем лице у Фукидида и Ксенофонта продемонстрировало потенциал приёма для создания у читателя ощущения беспристрастного повествования.

В IV веке до н. э. ритор Исократ в своих трудах говорит от третьего лица, чтобы создать иллюзию, что его советы непосредственно передаются от учителя ученикам. Полибий, следуя Фукидиду, говорит о себе в третьем лице, чтобы заявить об авторстве, подчеркнуть беспристрастность и дистанцироваться от себя самого как участника событий[5].

Юлий Цезарь, в отличие от других известных авторов античности, говорил о себе в третьем лице и в быту, так что его выбор самоименования в «Записках», возможно, отражал и просто привычку[6]. Иосиф Флавий в «Иудейской войне» пишет о себе в третьем лице, а в автобиографической «Жизни» употребляет исключительно местоимение «я», что можно объяснить подражанием Фукидиду в историческом трактате[7].

Изображение индейцев и туземцев[править | править код]

Иллюстрация к роману «Робинзон Крузо»

Речь о себе в третьем лице являлась одним из художественных приемов в изображении «благородного дикаря»[8]. Начало положено у Дефо в «Робинзоне Крузо»:

Чингачгук и другие индейцы в романах Фенимора Купера, суровые и лаконичные, контрастируют с многословными и часто лживыми европейцами.

Пери в романе Жозе де Аленкара «Гуарани».

Хотя концепция «благородного дикаря» в концу XIX века в основном изжила себя, в детской и приключенческой литературе она продлилась дольше. Так говорит и Талькав из «Детей капитана Гранта» Жюля Верна. В третьем лице говорят индейцы Майн Рида.

В современной литературе[править | править код]

В научных работах исследователи иногда самоименуются как «автор», чтобы избежать использования местоимения «я»[9].

В индуизме[править | править код]

В некоторых направлениях индуизма так могут выражаться святые, мистики и просветлённые (например, Рама Тиртха (англ.)[10] и Свами Рамдас (англ.)[11]); это связано с характерной для индийской философии идеей «отказа от эго»[12].

В повседневной речи[править | править код]

Разговор о себе в третьем лице характерен для детской речи и продолжается обычно до кризиса трёх лет[13], когда ребёнок начинает осознавать себя как личность. Взрослые, разговаривая с маленькими детьми, тоже прибегают к оборотам типа «Папа сказал, что…» с целью быть лучше понятыми[9].

Взрослые в повседневной речи редко выражаются таким образом (для американского английского в качестве примера обычно приводится Боб Доул[14]:

«Когда президент будет готов размещать [систему вооружений], Боб Доул будет готов вести бой [за неё] в Сенате»).

В обыденном сознании эта черта часто ассоциируется с эгоцентризмом и нарциссизмом[15]; в то же время она может означать и противоположное: самоиронию, склонность смотреть на себя «со стороны» и не вполне серьёзное отношение к себе[16], а также некоторую эксцентричность.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ В русской лингвистике словом «иллеизм» обычно обозначают другое понятие, см. Иллеизм
  2. ↑ Л. Пинский. «Шекспир». Глава пятая. От хроник к трагедиям. М.: Издательство «Художественная литература», 1971.
  3. ↑ Элледж, 2015, с. 18—19.
  4. ↑ Элледж, 2015, с. 20—23.
  5. ↑ Элледж, 2015, с. 23—24.
  6. ↑ Элледж, 2015, с. 25.
  7. ↑ Элледж, 2015, с. 25—26.
  8. Элиаде М. Миф о благородном дикаре, или престиж начала.
  9. 1 2 Элледж, 2015, с. 15.
  10. shankara_2000. The Story of Swami Rama Tirtha by Puran Singh.
  11. ↑ Swami Ramdas. bhagavan-ramana.org. Дата обращения 7 октября 2015.
  12. ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 12 марта 2017. Архивировано 22 октября 2015 года.
  13. ↑ Дахалаева Е. Ч. Лингвистический статус 3-го лица в рамках категории лица. // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1.
  14. ↑ Элледж, 2015, с. 1.
  15. Dr Greg Mulhauser, Managing Editor. Illeism and Narcissism (англ.). CounsellingResource.com: Psychology, Therapy & Mental Health Resources. Дата обращения 13 мая 2019.
  16. Theresa Fisher. The Psychological Case for Talking in the Third Person (англ.). Mic. Дата обращения 13 мая 2019.

Литература[править | править код]

  • Дахалаева Е. Ч. Лингвистический статус 3-го лица в рамках категории лица. // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1.
  • Arul Mishra, Himanshu Mishra, and Oscar Moreno (2013), Illeism and Decision Making, in NA — Advances in Consumer Research Volume 41, eds. Simona Botti and Aparna Labroo, Duluth, MN : Association for Consumer Research.
  • Elledge, Ervin Roderick. The Illeism of Jesus and Yahweh: A Study of the Use of the Third-Person Self-Reference in the Bible and Ancient Near Eastern Texts and Its Implications for Christology (англ.). — The Southern Baptist Theological Seminary, 2015.

Источник

Некий человек, допустим его имя Влад, говоря о себе, может использовать как первое лицо, так и третье. Например: «я сделал…» и «Влад сделал…». При вопросе, по какой причине он говорит… Читать далее

Читайте также:  Рцон астеноневротический синдром диагноз невролога что это

Психолог и психотерапевт с высшим медицинским образованием. Помощь в решении…  ·  maria-kudryavtseva.ru

Нет, так делают многие. Я как психолог на консультациях всегда пытаюсь переучить и начать говорить о себе в первом лице. Не сразу получается.

Так что смотрите на это как на особенность этого человека и мягко поправляйте: ты сейчас о ком говоришь? Я знаю этого человека?

Получается, он сам себе навязывает то, что это психические отклонения? Что же он мог тогда иметь ввиду под словами… Читать дальше

О каком психическом расстройстве может идти речь, если…

Ad cogitandum et agendum homo natus est

Такое поведение не является психическим заболеванием — это элементарная невоспитанность, которая в простонародье называется быдловатость (необразованность, невоспитанность, неинтеллигентность). Необразованность, невоспитанность и гипертрофированный эгоцентризм — причины такого животноподобного (быдловатого) поведения.

Каково это
– быть психически больным?

Пережила клиническую депрессию после неудачной попытки самоубийства. Хотя, если я решилась покончить с собой, то депрессия у меня была и довольно давно. Если я до этого могла выделять какие-то самые страшные моменты в своей жизни, то сейчас самое страшное — то, что я пережила. Я либо не спала вообще, либо спала почти до вечера и до меня невозможно было добудиться. Я перестала есть. Буквально начинало тошнить. Ничего не могла делать. Даже, простите, помыться не могла, у меня не было сил встать с кровати. Я умудрилась не мыться две недели. Я перестала ходить на учёбу, на каким-то образом я находила в себе силы ходить на довольно нелёгкую физически и морально работу (работала я в захудалой пивнушке).  У меня тряслись руки, пока я несла бокалы, голос стал глухим и я даже не узнавала себя. Если мне становилось совсем плохо, я шла на свою грязную кухоньку, рыдала, а вернее даже сказать ИЗРЫГАЛА эту боль посредством дикого плача, вытиралась и шла дальше. Было постоянное чувство вины, мне было реально больно даже физически. Я очень сильно злилась, когда мне пытались помочь, потому что я была уверенна, что мне никто и ничего не поможет. Да и всех, кого я любила тогда  я стала ненавидеть. Я всё и всех ненавидела. Ненавидела их смех, ненавидела их улыбки и то, что они могут чувствовать лёгкость и радость, а у меня эти чувства атрофировались, во мне осталось только дикое отчаяние и дикая злоба. А, ещё не забыть бы про ненависть и жалость к себе.  С каждым днём приближалась к тому, чтобы совершить суицид, но меня буквально за ручку потащили на лечение. Это негативный опыт, конечно, но депрессия очень поменяла меня и мой взгляд на вещи. 

В этот момент ты понимаешь, что ты один, ты совершенно один. Не потому, что никого нет рядом. Люди есть, их много, они везде. Огромную боль приносит то, что тебя никто не понимает, а точнее никто не может даже приблизительно осознать, что с тобой происходит. Ты слышишь абсолютно банальные высказывания в свою сторону, слушаешь обвинение в лени, в глупости, в слабости, будто бы человек в депрессии и сам не занимается самобичеванием. На твою просьбу помочь от тебя отмахиваются, предлагают найти хобби или просто захлопнуться  и перестать ныть. От тебя отворачиваются, потому что ты становишься невыносимым. Мне кажется, что может помочь человеку с депрессией лишь тот, кто либо сам сталкивался с этим, либо кто эмоционально развит и умеет поставить себя на место другого человека.  В ином случае попытки помочь делают только хуже. Это самый одинокий период в моей жизни.

Очень больно становится, когда я делюсь с людьми тем, что переживала тогда, рассказываю, что было, но получаю в ответ скепсис, потому что считается, что модно болеть депрессией. Модно подменять понятия, а болеть — нет. 

(Допис від 2017-ого року)

Два раза пришлось ложиться в психиатрическую больницу. Это отдельная тема для разговоров, конечно. Очередная попытка самоубийства через повешение. На этот раз не было никаких чувств, не могла плакать, хоть постоянный жгучий ком в груди как перед рыданиями практически весь день стоял. Алкоголизм, намеренное желание сделать себе хуже, изоляция, нанесение себе повреждений, физическое бессилие, справление малой нужды в бутылку, сутки проведенные в прожигании взглядом стенки или потолка, ненависть к себе из-за ошибок прошлого, которые кажутся катастрофическими. Умереть хочется перманентно и мысль об этом даже не вызывает страха. Знаешь, что просто в следующий раз будешь умнее и хитрее, провернёшь всё так, чтобы никто не догадывался о твоих планах. С другой стороны остаётся какая-то частичка разумного и живого внутри, иногда страшно смотреть на острые предметы, предпочитаешь не смотреть фильмы про самоубийц, не читать книги, которые могут подтолкнуть тебя к этому. На данный момент ведётся активная борьба моих родных за то, чтобы я осталась живой. 

Искренне желаю мразям, которые вешают на себя это заболевания и вводят в заблуждение общество, обесценивания тяжелое заболевание, самим переболеть этим. Коллегам желаю выздоровления и жизненных сил.

Прочитать ещё 24 ответа

Асексуальность — миф или реальность? Есть здесь люди, считающие себя таковыми? Как вы себя видите в мире, где инстинкт размножения управляет нашим поведением?

Честно говоря, очень сложно жить в современном мире, будучи асексуалом. У меня действительно нет никакого сексуального влечения к мужчинам/женщинам, никаких фантазий не возникает. Несмотря на это, романтической составляющей я не лишена. Мечтаю о платонической любви, но увы, пока все, кто слышит от меня о том, что «я не занимаюсь сексом», исчезли из моей жизни. Люди воспринимают это как психическое отклонение, искренне негодуют, как же так можно без секса жить.. А я не понимаю, как можно жить исключительно сексом. Немного противно от общества. Но, в целом, я смирилась, что бОльшую часть жизни могу провести в одиночестве.

Читайте также:  Синдром дауна можно узнать на узи

Прочитать ещё 7 ответов

думаю, что у меня возможно есть какие-то психические расстройства, как это можно понять?

Если вас регулярно беспокоит ваша психика, если вы ощущаете дискомфорт, необъяснимый внешними причинами — грустите/тревожитесь больше, чем должны или чем хотели бы, то это повод сходить к специалисту и побеседовать с ним. Специалист знает, на что в вашем рассказе обратить внимание и какие дополнительные вопросы задать, чтобы понять, все ли с вами в порядке.

Если же вас беспокоит сам риск наличия у вас психических расстройств и вы чаще, чем хотели бы, ищете у себя их симптомы, то это называется ипохондрией. И да, это тоже нездорово.

Прочитать ещё 1 ответ

Источник

Сократу приписывают афоризм «Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить» и призыв «познай самого себя» — кредо стремящихся к мудрости. Но существуют ли на самом деле правильные и неправильные способы размышлять о себе?

Обычное ворошение мыслей, процесс проговаривания про себя своих забот — точно не вариант. От такого вы, скорее всего, только завязнете в привычных убеждениях и утонете в эмоциях, от которых пытались отстраниться.

Исследования показывают, что у любителей такого самокопания часто возникают проблемы с принятием решений в стрессовых ситуациях, а еще они гораздо больше расположены к депрессии.

Альтернатива — древний риторический прием, поклонником которого были Гомер и Юлий Цезарь: говорение о себе в третьем лице. Термин «иллеизм» для него придумал в 1809 году поэт Сэмюэл Кольридж, образовав слово от латинского ille — он, оно, то есть «не-я». Если рассуждать не о своей ситуации, а о проблеме условного друга, позиция «Дэвид был расстроен тем, что…» позволяет взглянуть на проблему с другой точки зрения и рассеять сгустившийся вокруг нее туман из эмоций.

Опубликовано множество исследований о пользе иллеизма; в свежей статье группы американских и канадских ученых под руководством Игоря Гроссмана также обнаруживаются долгосрочные позитивные последствия этого подхода: большая ясность мышления, лучшая эмоциональная регуляция.

Авторы полагают, что благодаря методу иллеистского дневника развитие мудрости становится простой ежедневной практикой.

Синдром когда человек говорит о себе в третьем лице

Гроссман и его команда задались целью подвести основательную экспериментальную базу под исследования такого свойства, как мудрость, до сих пор не изучавшегося научно из-за расплывчатости его определения. В одном из предыдущих исследований ему удалось создать методику измерения мудрости, коррелирующую с цифрой IQ. Суждения подопытных измерялись по шкале, факторами которой были интеллектуальная беспристрастность, принятие во внимание других точек зрения, осознание неопределенности и способность находить компромиссы.

Гроссман обнаружил, что «показатель мудрости» значительно точнее, чем результаты тестов на интеллект, указывал на эмоциональное благополучие и удовлетворенность отношениями. Разрабатывая это направление, психолог и обнаружил силу отстраненного подхода: участники экспериментов вели себя скромнее и с большей готовностью принимали альтернативные взгляды, когда говорили о себе в третьем лице.

В следующем исследовании группа Гроссмана попросила триста участников фиксировать сложные для них социальные ситуации. Два независимых психолога оценивали их мышление по упомянутой выше шкале мудрости. Респонденты должны были на протяжении четырех недель вести дневник, описывая подобные ситуации, с которыми они сталкивались в повседневной жизни — например, спор с коллегой или плохие новости. Половину участников попросили делать записи от первого лица («сегодня я»), другую половину — от третьего («сегодня он/а»). Через месяц тест на мудрое мышление повторялся.

Итоги эксперимента оказались такими, как и предполагали ученые: контрольная «якающая» группа не показала сколько-нибудь значимой динамики, те же, кто практиковал иллеизм, стали более рассудительными.

Эти результаты удивительны, в частности, потому, что привычка рассуждать о себе в третьем лице в нашем обществе считается детской — или же воспринимается как проявление нарциссизма (явная противоположность мудрости). Кольридж считал иллеизм хитростью, призванной прикрыть эгоизм. Кстати, Дональд Трамп часто говорит о себе в третьем лице — что бы это ни значило.

В заключении группы Гроссмана говорится, что было бы полезным узнать, распространяется ли эффект иллеизма и на рассуждения о других вещах, а не только на волнующие участников эксперимента проблемы и конфликты. Вполне возможно, что отстранение помогает и там: раньше, например, было доказано, что внутренний монолог ведет к ошибкам при игре в покер, а успешность при игре на бирже зависит от умения владеть эмоциями.

Источник

Что с точки зрения психологии означает, когда человек говорит о себе в третьем лице?

linar­2012
[2.4K]

3 года назад

Думаю, в психологии вряд ли есть единое мнение на этот счет. Одного «симптома» мало для «постановки диагноза». Маленькие дети, до 3 лет, например, могут говорить о себе в третьем лице (это связывают с тем, что малыш еще не осознает себя как личность).

При шизофрении люди тоже часто — но не всегда — говорят о себе в третьем лице. «Я» больного не едино: есть «я» наблюдающее и «я» действующее. Но и люди здоровые не всегда говорят от первого лица. Мне кажется, иногда замена его на третье нужна, чтобы абстрагироваться от происходящего, расслабиться. Есть в ней игровой элемент. Но, конечно, подмена местоимений в этом случае не будет постоянной.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Джэсс,

я знаком с такими и был знаком и без всякой психологии могу сказать, что

люди такие — тяжелые в общении и быту, у них так проявляется внутренний конфликт.

Они сами с собой не в ладу, и вываливают свой внутренний хаос всюду, где появляются.

Их личность не едина, а дробна, это называется шизофрения.

Большое количество внутреннего негатива выталкивает их из себя, и

это и есть причина их самоотстраненности.

То же самое относится и к случаю, когда человек говорит о себе во втором лице, и

здесь полно таких вопросов и ответов.

Сплошной негативизм и шизота так общеприняты, что уже и не замечаются.

Нормальный человек говорит о себе только «Я».

Саяны
[63.1K]

3 года назад

С точки зрения психологии это может означать, что в данной ситуации человек смотрит на себя со стороны.

Но третье лицо это не только он/она, но и мы — иногда человек может в шутку о себе говорить от третьего лица — например: «посмотрим-посмотрим…» — все мы иногда так делаем — если речь об этом, то не стоит искать в этом скрытые патологии ;).

MaxFe­r
[64.5K]

5 лет назад

Человек тем самым дистанцируется от самого себя. А вот чем вызвано такое желание дистанцироваться — не понятно.

Возможно, он хочет попытаться передать описание какого-либо события с объективной точки зрения, а, возможно, скрыть от своего собеседника свое участие в данном событии. Часто, например, пытаясь узнать совет по какой-либо щекотливой ситуации, человек начинает рассказ типа: «Вот с моим другом такое случилось…»

Как-то так…

Exzor­cist
[27.5K]

5 лет назад

Смотря какой контекст. В большинстве случаев это дистанцирование от чего либо. Но также бывают случаи инфантильности, психических нарушений и еще куча всего. Но, повторюсь, в большинстве случаев это дистанцирование (не нравиться в себе что-то, чувство неполноценности), ориентация на третью личность или проблемы с осознанием себя.

Если речь о маленьких детях, то все нормально. Такое бывает и без проблем проходит. Ребенок может назвать себя как «он/она» или же говориться свое имя. Не «я хочу кушать», а «Маша хочет кушать». Ведь мы обращаемся к ребенку по имени и аналогичным образом он и отвечает. А японском аниме часто используется данный прием. Когда взрослая героиня говорит о себе в третьем лице и это принять считать некой особенностью персонажа, что привлекает внимание.

И если говорить о подростках, то обращение к себе в третьем лице может быть взято оттуда. Просто в качестве некой изюминки, но при этом никакой проблемы с восприятием себя у человека нет.

Можно говорить о проблеме тогда, когда речь о взрослом и началось это внезапно. Возможно, человек хочет таким образом разъединять себя и свои поступки. И, говоря «он/она», он словно снимает с себя вину, пытается дистанцироваться от себя самого.

storu­s
[72.1K]

более года назад

Если человек говорит о себе в третьем лице или называет себя по имени, то чаще всего это указывает на его чувство юмора. Такой собеседник достаточно беззаботно и весело относится к своим привычкам и жизни.

Психологи считают, что используя «он/она» вместо «я» можно очень эффективно донести до другого человека свои интересы и цели. Подобная шутливая форма подачи информации помогает рассказчику снизить собственное эмоциональное давление, оставаясь при этом собранным и сосредоточенным. Это позволяет преодолеть стеснение и чувствовать себя более свободно.

Но стоит помнить, что привычка говорить о себе в третьем лице может также указывать на низкую самооценку человека и даже на начальную стадию шизофрении.

Людви­го
[107K]

2 года назад

Говорение от третьего лица может быть отделение себя от своей я-личности. Это не только шизофрения, но и смотрение на себя со стороны, что очень хорошо, потому что все ошибки и недочеты такой человек в себе увидит быстрее, чем тот, кто только якает. Но кажется, что человек сам себя не принимает, сам себе не принадлежит, раз говорит о себе так отстраненно. Он словно бы не хочет стать самим собой, найти свое истинное Я и полюбить его.

Tiffi­25
[14.2K]

2 года назад

Когда человек говорит о себе в третьем лице — это говорит о дистанцировании, попытки отстраниться от своих эмоций, непринятия себя как полноценной личности.

В любом случае, если это повторяется довольно часто во взрослом возрасте — это свидетельствует о какой то психологической проблеме,инфантильности, травме.

Исправить это уже вряд ли удастся, только если поработать с психологом или психотерапевтом.

владс­андро­вич
[586K]

4 дня назад

Это значит в целом что человек расценивает себя как некоторого персонажа в жизни и придает себе особую важность и всем своим проблемам тоже.

Он проживает жизнь не тем кем он является, а строит из себя не того кто он есть на самом деле.

Вот просто смотреть на свои эмоции со стороны, это как правило делается для раскрепощения, а уже регулярно называть себя в третьем лице это для важности и часто говорит о расщеплении личности.

svetl­ov
[8.9K]

7 месяцев назад

Расщепление личности — она субличность говорит о другой в третьем лице.

Цельной личности это абсолютно не свойственно.

Шизики слышат в своей голове голоса, называющие даже себя по имени.

Вот такой голос и выражается о главной личности «он».

А как иначе такое может быть?

Знаете ответ?

Источник