Синдром эмоционального выгоранию у педагогов доу

Синдром эмоционального выгоранию у педагогов доу thumbnail

Елена Новичкова
Профилактика синдрома эмоционального выгорания у воспитателей

Педагоги в детском саду — это коллектив. Он может быть маленьким и большим, дружным и сплоченным, или наоборот. Как правило педагогический коллектив работает в целом эффективно. Но иногда можно заметить перемены в настроении кого-то из педагогов, депрессивное состояние, отстраненность от работы. В этом случае можно предположить, что у педагога произошло эмоциональное выгорание.

Название синдрому эмоционального выгорания дал американский психиатр Герберт Фрейденбергер в 1974 году. Этот феномен часто называют профессиональным выгоранием. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Синдром «выгорания выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.

Существует ряд признаков,по которым можно самим распознать это неприятное явление и своевременно оказать помощь:

Низкая самооценка, в том числе профессиональная;

Нарастающее безразличие к своим обязанностям;

Забывчивость, отрешенное состояние;

Недовольство собой и окружающими;

Апатия, безынициативность, равнодушие;

Эмоциональная нестабильность, вероятность нервных срывов;

Чувство опустошения и ненужности;

Нарастающее раздражение, вероятность конфликтных ситуаций;

Сухое формальное общение;

Ощущение личной и профессиональной несостоятельности.

Кроме того, педагоги, которые подвержены эмоциональному истощению, могут жаловаться на плохое физическое самочувствие, частые болезни, бессонницу и отсутствие энергии. К сожалению, они не всегда задумываются о психосоматике своих недугов. Тем не менее, большая часть их проблем со здоровьем связана именно с эмоционально-психическим состоянием.

Многие психологи выделяют три основных признака синдрома эмоционального выгорания:

1. предельное истощение;

2. отстраненность от воспитанников и от работы;

3. ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений.

Кто же все-таки виноват в том, что некоторые буквально «выгорают» на своем рабочем месте? Казалось бы, лучший педагог с многолетним опытом работы с детьми, всегда в отличном настроении и, вдруг, «гаснет на глазах».

Как правило, «выгоранию«на работе способствуют несколько факторов:

Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций;

Загруженность в течение рабочего дня;

Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;

Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;

Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;

Необходимость владения современными методикам и технологиями обучения;

Отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;

Жесткие временные рамки деятельности, ограниченность времени занятия для реализации поставленных целей;

Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;

«Неотрегулированность»организационных моментов педагогической деятельности: нагрузка, режим работы, моральное и материальное стимулирование;

Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с воспитанниками, родителями, коллегами, администрацией.

Причин для эмоционального выгорания может быть множество. На рабочем месте, как и в жизни, бывают взлеты и падения, а ежедневная рутина неизбежна.

Тот, кто больше половины времени занят вещами, которые он делает неохотно, не участвует сердцем в деле или не испытывает радости от процесса, тот должен ожидать, что рано или поздно у него возникнет синдром эмоционального выгорания.

Что делать, если у Вас эмоциональное выгорание?

1. Признать, что признаки эмоционального выгорания у вас есть.

2. Принять личную ответственность за свое психическое состояние и физическое здоровье.

3. Переоценить свои возможности, жизненные ценности и цели.

4. Начинать действовать.

Как справиться со своей усталостью?

Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

Проще относиться к конфликтам на работе;

Не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Людям, страдающим эмоциональным выгоранием прежде всего, необходимо почувствовать вновь свою значимость и нужность, найти новую струю вдохновения и мотивации.

А потому памятка для Вас дорогие педагоги:

Читайте также:  Диагноз дисциркуляторная энцефалопатия с гипертензионным синдромом

1.Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые признаки усталости.

2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.

3.Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, деятельность.

5. Перестаньте жить за других. Живите, пожалуйста, своей жизнью. Не вместо людей, а вместе с ними.

6. Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на личную жизнь.

7. Учитесь трезво осмыслять события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.

8. Если вам хочется кому-то помочь или сделать за него работу,задайте себе вопрос: так ли уж это ему нужно? А может, он справится сам?

9. Если вас кто-то убеждает, что вам это действительно нужно, вы вправе решить и ответить «да» или «нет».

Конечно, лучше своевременно пресекать только начинающийся кризис, чем бороться с нагрянувшим.

Успехов удачи и эмоционального здоровья Вам!

Источник

В концепции модернизации российского
образования на период до 2010 года отмечается, что
при переходе к постиндустриальному,
информационному обществу, расширении масштабов
межкультурного взаимодействия особую важность
приобретают факторы коммуникабельности и толерантности.
Для того чтобы помочь педагогам разобраться в
теоретических основах и практических подходах к
созданию и реализации толерантных отношений,
которые послужат образцом для воспитанников,
родителей, молодых специалистов создана в ДОУ
Школа «Толерантный педагог».

С учетом возрастного состава педагогического
коллектива (приложение 1) возникла необходимость
одно из занятий Школы посвятить эмоциональному
выгоранию педагогов ДОУ.

Цель: развитие толерантной культуры,
формирование профессионального самосознания
педагогов.

Задачи:

  • формировать профессионально значимые качества:
    рефлексию, принятие себя и принятие других,
    способствующих толерантному общению;
  • развивать способности к самопознанию (познание
    своих сильных и слабых сторон при взаимодействии
    с другими людьми);
  • развивать эмоциональную устойчивость и
    гибкость;
  • при помощи упражнений помочь осознать
    личностные и профессиональные ресурсы, способы
    достижения жизненных целей.

План:

  1. Вступительное слово, повторение материалов
    предыдущего занятия с помощью вопросов.
  2. Тест на профессиональное выгорание.
  3. Личность педагога и профессиональное
    выгорание. Теоретический блок.
  4. Об эмоциях.
  5. Упражнение «Продолжи фразу».
  6. Упражнение «О ребенке».
  7. Упражнение «Автобус».
  8. Упражнение «Радуга».
  9. Рефлексия.

1. Вопросы для повторения материалов
предыдущего занятия.

— Что значит в переводе с латинского
«толерантность», и какие слова в русском языке
близки по смыслу?

— Что в вашем понимании не может быть терпимо?

— Какие психологические защиты вы использовали
недавно?

2. Тест на профессиональное выгорание.

Вам предложены утверждения, с которыми Вы
согласны (да), не согласны (нет), они верны в
некоторых случаях (иногда).

— Меня тяготит педагогическая деятельность.

— У меня нет желания общаться после работы.

— У меня в группе есть «плохие» дети.

— Если есть настроение — проявлю соучастие и
сочувствие к ребенку, если нет настроения — не
считаю это необходимым.

— Желая упростить решение профессиональных
задач, я могу упростить обязанности, требующие
эмоциональных затрат.

Результаты теста конфиденциальны и каждый сам
решает, стоит ли полученной информацией делиться
с другими.

Каждый ответ «да»- 3 очка, «иногда»-2 очка,
«нет»- 1 очко.

Ключ: 5-8 очков — Вы не подвержены синдрому
эмоционального выгорания; 9-12 очков — идет
формирование профессиональных деформаций в виде
эмоционального выгорания; 13-15 очков — идет
развитие синдрома эмоционального выгорания [2].

3. Личность педагога и профессиональное
выгорание.

Выбор сферы деятельности «Человек — человек» и
процесс накопления опыта педагогом —
воспитателем можно представить как 3 этапа
становления качеств личности профессионала. 1
этап — репродуктивный (до 28 лет), 2 этап- до 40 лет, 3
этап — «как?» — после 40 лет. Затем — либо
моделирование деятельности, либо
профессиональная деформация.

Читайте также:  Синдром вольфа паркинсона уайта и беременность

Специфическим видом профессиональных
деформаций называют эмоциональное выгорание.
Эмоциональному выгоранию в образовании
подвержены люди старше 35-40 лет: снижается
энтузиазм, пропадает в глазах блеск, нарастают
негативизм и усталость.

На развитие синдрома эмоционального выгорания
оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам, провоцирующим выгорание у
воспитателей ДОУ, можно отнести специфику
профессиональной педагогической деятельности,
характеризующейся высокой эмоциональной
загруженностью и наличием большого числа
эмоциогенных факторов, как объективных, так и
субъективных, которые воздействуют на труд
педагога и могут вызывать сильное напряжение и
стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия,
нравственная ответственность за жизнь и
здоровье вверенных ему детей, осуществляемые в
режиме внешнего и внутреннего контроля,
способствуют возникновению неблагоприятных
эмоциональных состояний и формированию
защитного поведения. Влияние организационного
фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется в
неблагополучной психологической атмосфере в
педагогическом коллективе. Однополый состав
коллектива, наличие конфликтов по вертикали и
горизонтали, нервозная обстановка побуждают
одних растрачивать эмоции, а других искать
способы экономии своих психических ресурсов.

К внутренним факторам относятся личностный
фактор, который проявляется в
неудовлетворенности своей самореализацией в
различных жизненных и профессиональных
ситуациях.

К внешним, объективным условиям
педагогического труда относятся:

  • характер решаемых задач и ответственность за
    исполняемые функции;
  • загруженность рабочего дня;
  • высокие интеллектуальные и эмоциональные
    нагрузки;
  • большое количество детей в группе;
  • нечеткая организация деятельности;
  • неблагоприятная психологическая обстановка в
    учреждении;
  • социальные условия.
  • Среди субъективных факторов выделяются:
  • индивидуальные свойства нервной системы;
  • уровень чувствительности к профессиональным
    трудностям;
  • мотивации к профессиональной деятельности и
    поведению;
  • опыт, знания, навыки.

Основываясь на понимании эмоционального
выгорания как динамического процесса, который
возникает поэтапно в полном соответствии с
механизмом развития стресса, выделяют три фазы
формирования выгорания:

  • напряжения;
  • резистенции (формирование сопротивления и
    зашиты нарастающему стрессу);
  • истощения.

Напряженными для педагога могут быть ситуации
[4]:

  • взаимодействия с воспитанниками, связанные с
    нарушением дисциплины, конфликтными ситуациями
    между детьми;
  • взаимоотношения с коллегами и администрацией,
    основанные на расхождении во мнениях, взглядах,
    оценках ситуаций, перегруженность общественными
    делами, распределение и объем педагогической
    нагрузки, усиление контроля за выполняемой
    деятельностью, непродуманные требования и
    новации;
  • взаимодействия с родителями воспитанников,
    вызванные расхождением в оценке ребенка
    педагогом и родителями, снижением внимания со
    стороны родителей к воспитанию детей,
    индивидуальной конфликтностью и тревожностью
    родителей.
  • низкий социально-психологический статус
    профессии педагога, разочарование собой и
    выбранной профессией, конкретной должностью,
    местом работы, неудовлетворительная заработная
    плата и недостаточное общественное признание
    результатов педагогической деятельности
    способствуют энергетическому напряжению и
    формированию ситуативной или личностной
    тревожности воспитателей.

4. Об эмоциях.

В какой бы ситуации общения и деятельности ни
проявлялась напряженность, она способна вызвать
стресс.

Стресс(от англ. Stress- давление, напряжение) —
состояние человека, возникающее в ответ на
разнообразные экстремальные воздействия
(стрессоры), проявляемое на физическом,
психологическом и поведенческом уровнях [3].

Кратковременный стресс может быть полезен
человеку, поскольку сопровождается большим
выбросом энергии. Хронический же стресс, который
развивается при многократном повторении сильных
воздействий, вредит человеку, приводя к снижению
сопротивляемости организма, усилению
подверженности нарушениям в любых системах
организма, обмене веществ, энергетическом
балансе. Считается, что самые тяжелые болезни
нашего времени связаны с хроническими стрессами.

Внешнее сдерживание эмоций при внутреннем
бурном эмоциональном процессе не только не
приводит к успокоению, а, наоборот, повышает
психическое напряжение, сказывающееся на
состоянии здоровья.

— В фазе формирования сопротивления и защиты
нарастающему стрессу преобладает симптом
расширения сферы экономии эмоций — это
ограничение контактов с другими людьми,
нежелание общаться.

Далее следует симптом
эмоционально-нравственной дезориентации. Этот
симптом выражается в том, что воспитатель делит
детей на «хороших» и «плохих», отдавая
предпочтение одним и игнорируя других.

Симптом неадекватного эмоционального
реагирования — воспитатель неоправданно
«экономит» на эмоциях. «Если есть настроение,
проявлю участие и сочувствие, откликнусь на
потребности и состояние ребенка, если нет
настроения, не считаю это необходимым».

Читайте также:  Поражение почек при геморрагической лихорадке с почечным синдромом

Симптом редукции профессиональных
обязанностей — это попытка облегчить или
сократить обязанности, которые требуют
эмоциональных затрат, желание упростить решение
профессиональных задач.

— Фаза истощения сопровождается общим падением
энергетического тонуса и ослаблением нервной
системы. Преобладает симптом эмоциональной
отстраненности — воспитатель почти полностью
исключает эмоции из сферы профессиональной
деятельности: начинает работать как бездушный
автомат.

Другими словами, к симптомам эмоционального
выгорания относятся [1]:

  • эмоциональное истощение, пессимизм, апатия,
    депрессия;
  • напряженность в отношении к людям;
  • заниженная самооценка, негативное восприятие
    себя, жизни, перспектив;
  • частая раздражительность;
  • психосоматические недомогания (усталость,
    утомления, бессонницы, желудочно-кишечные
    расстройства и т.д.);
  • снижение активности.

Профессия педагога относится к разряду
стрессогенных, требующих от него больших
внутренних резервов. Повышение толерантной
культуры педагога способствует снятию
эмоционального напряжения и развитию
эмоциональной устойчивости. [1]

Сталкиваясь с жизненными трудностями, мы
вынуждены искать равновесие между адаптацией к
реальности и развитием своих потенциальных
возможностей, которые позволяют утвердить
собственную индивидуальность. Вся жизнь — это
смена эпизодов неустойчивости и стабильности. В
чем заключаются особенности уравновешенного
педагога? (Приложение 2).

5. Упражнение «Продолжи фразу».

Цель: Осознание личностного и
профессионального ресурса.

— Я горжусь своей работой, когда я:

— Не хочу хвастаться, но в своей работе:

6. Упражнение «О ребенке».

Фундаментом позитивной педагогики является
принятие каждого ребенка.

Предпосылкой позитивной педагогики является
умение увидеть в любом ребенке что-то хорошее.

Выбрать и назвать одного из детей группы,
которого Вы считаете трудным, затем найти и
назвать 5 его хороших качеств.

7. Упражнение «Автобус».

Цель: Осознание способов достижения
жизненных целей.

При помощи стульев отграничивается небольшое
пространство, имитирующее салон автобуса.
Участники изображают пассажиров автобуса в часы
пик. Ведущий, обращаясь к участнику, находящемуся
в середине салона, сообщает, что автобус подъехал
к остановке, и предлагает срочно выйти из
автобуса. По мере того, как участники один за
другим покидают салон, стулья сдвигаются,
создавая тесноту. Когда в автобусе останется 3-4
пассажира, он снова заполняется участниками.

Можно усилить интригу — спросить перед
упражнением у участников, какое название
остановке они бы дали — чего бы Вы хотели
добиться в жизни? — ведущий записывает на листок.
Затем называются остановки (быть богатым,
сделать блестящую карьеру и т.д.), и выходит тот
участник, кто назвал данную остановку.

Рефлексия:

  • каково выбираться из переполненного автобуса?
  • приходилось ли Вам оказываться в таких
    ситуациях?
  • как Вы обычно поступаете, оказавшись в подобной
    ситуации?
  • как чаще всего ведут себя окружающие?

«Автобус» — это наша повседневная жизнь. То,
как человек пробирается к выходу, показывает, как
он обычно добивается намеченной цели.

8. Упражнение «Радуга».

Цель: Стабилизация эмоционального
состояния.

Все встают, закрывают глаза, делают глубокий
вдох и представляют, что вместе с этим вздохом
они взбираются вверх по радуге, а, выдыхая —
съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторить
трижды. Поделиться впечатлениями. Можно
выполнять с открытыми глазами.

9. Рефлексия.

— Что ожидали Вы от мероприятия? Оправдались ли
Ваши ожидания?

— Ценна ли полученная информация для Вас? Что
особенно значимо?

— Каков Ваш настрой на дальнейшую работу?

Литература.

  1. Безюлева Г.В. Толерантность: взгляд, поиск,
    решение [Текст]: Учебное пособие./ Г.В. Безюлева,
    Г.М. Шеламова. — М.: Вербум — М, 2003.
  2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на
    себя и других [Текст]: Практическое пособие./ В.В.
    Бойко.- М.: Информационно — издательский дом
    «Филинъ», 1996.
  3. Митина Л.М. Учитель как личность и как
    профессионал (психологические проблемы) [Текст]:
    практическое пособие. Л.М. Митина. М.: Дело, 1994.
  4. Семенова Е.Г. Тренинг эмоциональной
    устойчивости педагога [Текст]: Учебное пособие. /
    Е.Г. Семенова. — М.: Издательство Института
    психотерапии, 2002.

Приложение 1, приложение
2.

Источник