Синдром эмоционального выгоранию у педагогов доу
Елена Новичкова
Профилактика синдрома эмоционального выгорания у воспитателей
Педагоги в детском саду — это коллектив. Он может быть маленьким и большим, дружным и сплоченным, или наоборот. Как правило педагогический коллектив работает в целом эффективно. Но иногда можно заметить перемены в настроении кого-то из педагогов, депрессивное состояние, отстраненность от работы. В этом случае можно предположить, что у педагога произошло эмоциональное выгорание.
Название синдрому эмоционального выгорания дал американский психиатр Герберт Фрейденбергер в 1974 году. Этот феномен часто называют профессиональным выгоранием. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Синдром «выгорания выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.
Существует ряд признаков,по которым можно самим распознать это неприятное явление и своевременно оказать помощь:
Низкая самооценка, в том числе профессиональная;
Нарастающее безразличие к своим обязанностям;
Забывчивость, отрешенное состояние;
Недовольство собой и окружающими;
Апатия, безынициативность, равнодушие;
Эмоциональная нестабильность, вероятность нервных срывов;
Чувство опустошения и ненужности;
Нарастающее раздражение, вероятность конфликтных ситуаций;
Сухое формальное общение;
Ощущение личной и профессиональной несостоятельности.
Кроме того, педагоги, которые подвержены эмоциональному истощению, могут жаловаться на плохое физическое самочувствие, частые болезни, бессонницу и отсутствие энергии. К сожалению, они не всегда задумываются о психосоматике своих недугов. Тем не менее, большая часть их проблем со здоровьем связана именно с эмоционально-психическим состоянием.
Многие психологи выделяют три основных признака синдрома эмоционального выгорания:
1. предельное истощение;
2. отстраненность от воспитанников и от работы;
3. ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений.
Кто же все-таки виноват в том, что некоторые буквально «выгорают» на своем рабочем месте? Казалось бы, лучший педагог с многолетним опытом работы с детьми, всегда в отличном настроении и, вдруг, «гаснет на глазах».
Как правило, «выгоранию«на работе способствуют несколько факторов:
Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций;
Загруженность в течение рабочего дня;
Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;
Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;
Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;
Необходимость владения современными методикам и технологиями обучения;
Отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
Жесткие временные рамки деятельности, ограниченность времени занятия для реализации поставленных целей;
Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
«Неотрегулированность»организационных моментов педагогической деятельности: нагрузка, режим работы, моральное и материальное стимулирование;
Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с воспитанниками, родителями, коллегами, администрацией.
Причин для эмоционального выгорания может быть множество. На рабочем месте, как и в жизни, бывают взлеты и падения, а ежедневная рутина неизбежна.
Тот, кто больше половины времени занят вещами, которые он делает неохотно, не участвует сердцем в деле или не испытывает радости от процесса, тот должен ожидать, что рано или поздно у него возникнет синдром эмоционального выгорания.
Что делать, если у Вас эмоциональное выгорание?
1. Признать, что признаки эмоционального выгорания у вас есть.
2. Принять личную ответственность за свое психическое состояние и физическое здоровье.
3. Переоценить свои возможности, жизненные ценности и цели.
4. Начинать действовать.
Как справиться со своей усталостью?
Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
Проще относиться к конфликтам на работе;
Не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
Людям, страдающим эмоциональным выгоранием прежде всего, необходимо почувствовать вновь свою значимость и нужность, найти новую струю вдохновения и мотивации.
А потому памятка для Вас дорогие педагоги:
1.Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые признаки усталости.
2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
3.Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, деятельность.
5. Перестаньте жить за других. Живите, пожалуйста, своей жизнью. Не вместо людей, а вместе с ними.
6. Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на личную жизнь.
7. Учитесь трезво осмыслять события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
8. Если вам хочется кому-то помочь или сделать за него работу,задайте себе вопрос: так ли уж это ему нужно? А может, он справится сам?
9. Если вас кто-то убеждает, что вам это действительно нужно, вы вправе решить и ответить «да» или «нет».
Конечно, лучше своевременно пресекать только начинающийся кризис, чем бороться с нагрянувшим.
Успехов удачи и эмоционального здоровья Вам!
Источник
В концепции модернизации российского
образования на период до 2010 года отмечается, что
при переходе к постиндустриальному,
информационному обществу, расширении масштабов
межкультурного взаимодействия особую важность
приобретают факторы коммуникабельности и толерантности.
Для того чтобы помочь педагогам разобраться в
теоретических основах и практических подходах к
созданию и реализации толерантных отношений,
которые послужат образцом для воспитанников,
родителей, молодых специалистов создана в ДОУ
Школа «Толерантный педагог».
С учетом возрастного состава педагогического
коллектива (приложение 1) возникла необходимость
одно из занятий Школы посвятить эмоциональному
выгоранию педагогов ДОУ.
Цель: развитие толерантной культуры,
формирование профессионального самосознания
педагогов.
Задачи:
- формировать профессионально значимые качества:
рефлексию, принятие себя и принятие других,
способствующих толерантному общению; - развивать способности к самопознанию (познание
своих сильных и слабых сторон при взаимодействии
с другими людьми); - развивать эмоциональную устойчивость и
гибкость; - при помощи упражнений помочь осознать
личностные и профессиональные ресурсы, способы
достижения жизненных целей.
План:
- Вступительное слово, повторение материалов
предыдущего занятия с помощью вопросов. - Тест на профессиональное выгорание.
- Личность педагога и профессиональное
выгорание. Теоретический блок. - Об эмоциях.
- Упражнение «Продолжи фразу».
- Упражнение «О ребенке».
- Упражнение «Автобус».
- Упражнение «Радуга».
- Рефлексия.
1. Вопросы для повторения материалов
предыдущего занятия.
— Что значит в переводе с латинского
«толерантность», и какие слова в русском языке
близки по смыслу?
— Что в вашем понимании не может быть терпимо?
— Какие психологические защиты вы использовали
недавно?
2. Тест на профессиональное выгорание.
Вам предложены утверждения, с которыми Вы
согласны (да), не согласны (нет), они верны в
некоторых случаях (иногда).
— Меня тяготит педагогическая деятельность.
— У меня нет желания общаться после работы.
— У меня в группе есть «плохие» дети.
— Если есть настроение — проявлю соучастие и
сочувствие к ребенку, если нет настроения — не
считаю это необходимым.
— Желая упростить решение профессиональных
задач, я могу упростить обязанности, требующие
эмоциональных затрат.
Результаты теста конфиденциальны и каждый сам
решает, стоит ли полученной информацией делиться
с другими.
Каждый ответ «да»- 3 очка, «иногда»-2 очка,
«нет»- 1 очко.
Ключ: 5-8 очков — Вы не подвержены синдрому
эмоционального выгорания; 9-12 очков — идет
формирование профессиональных деформаций в виде
эмоционального выгорания; 13-15 очков — идет
развитие синдрома эмоционального выгорания [2].
3. Личность педагога и профессиональное
выгорание.
Выбор сферы деятельности «Человек — человек» и
процесс накопления опыта педагогом —
воспитателем можно представить как 3 этапа
становления качеств личности профессионала. 1
этап — репродуктивный (до 28 лет), 2 этап- до 40 лет, 3
этап — «как?» — после 40 лет. Затем — либо
моделирование деятельности, либо
профессиональная деформация.
Специфическим видом профессиональных
деформаций называют эмоциональное выгорание.
Эмоциональному выгоранию в образовании
подвержены люди старше 35-40 лет: снижается
энтузиазм, пропадает в глазах блеск, нарастают
негативизм и усталость.
На развитие синдрома эмоционального выгорания
оказывают влияние внешние и внутренние факторы.
К внешним факторам, провоцирующим выгорание у
воспитателей ДОУ, можно отнести специфику
профессиональной педагогической деятельности,
характеризующейся высокой эмоциональной
загруженностью и наличием большого числа
эмоциогенных факторов, как объективных, так и
субъективных, которые воздействуют на труд
педагога и могут вызывать сильное напряжение и
стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия,
нравственная ответственность за жизнь и
здоровье вверенных ему детей, осуществляемые в
режиме внешнего и внутреннего контроля,
способствуют возникновению неблагоприятных
эмоциональных состояний и формированию
защитного поведения. Влияние организационного
фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется в
неблагополучной психологической атмосфере в
педагогическом коллективе. Однополый состав
коллектива, наличие конфликтов по вертикали и
горизонтали, нервозная обстановка побуждают
одних растрачивать эмоции, а других искать
способы экономии своих психических ресурсов.
К внутренним факторам относятся личностный
фактор, который проявляется в
неудовлетворенности своей самореализацией в
различных жизненных и профессиональных
ситуациях.
К внешним, объективным условиям
педагогического труда относятся:
- характер решаемых задач и ответственность за
исполняемые функции; - загруженность рабочего дня;
- высокие интеллектуальные и эмоциональные
нагрузки; - большое количество детей в группе;
- нечеткая организация деятельности;
- неблагоприятная психологическая обстановка в
учреждении; - социальные условия.
- Среди субъективных факторов выделяются:
- индивидуальные свойства нервной системы;
- уровень чувствительности к профессиональным
трудностям; - мотивации к профессиональной деятельности и
поведению; - опыт, знания, навыки.
Основываясь на понимании эмоционального
выгорания как динамического процесса, который
возникает поэтапно в полном соответствии с
механизмом развития стресса, выделяют три фазы
формирования выгорания:
- напряжения;
- резистенции (формирование сопротивления и
зашиты нарастающему стрессу); - истощения.
Напряженными для педагога могут быть ситуации
[4]:
- взаимодействия с воспитанниками, связанные с
нарушением дисциплины, конфликтными ситуациями
между детьми; - взаимоотношения с коллегами и администрацией,
основанные на расхождении во мнениях, взглядах,
оценках ситуаций, перегруженность общественными
делами, распределение и объем педагогической
нагрузки, усиление контроля за выполняемой
деятельностью, непродуманные требования и
новации; - взаимодействия с родителями воспитанников,
вызванные расхождением в оценке ребенка
педагогом и родителями, снижением внимания со
стороны родителей к воспитанию детей,
индивидуальной конфликтностью и тревожностью
родителей. - низкий социально-психологический статус
профессии педагога, разочарование собой и
выбранной профессией, конкретной должностью,
местом работы, неудовлетворительная заработная
плата и недостаточное общественное признание
результатов педагогической деятельности
способствуют энергетическому напряжению и
формированию ситуативной или личностной
тревожности воспитателей.
4. Об эмоциях.
В какой бы ситуации общения и деятельности ни
проявлялась напряженность, она способна вызвать
стресс.
Стресс(от англ. Stress- давление, напряжение) —
состояние человека, возникающее в ответ на
разнообразные экстремальные воздействия
(стрессоры), проявляемое на физическом,
психологическом и поведенческом уровнях [3].
Кратковременный стресс может быть полезен
человеку, поскольку сопровождается большим
выбросом энергии. Хронический же стресс, который
развивается при многократном повторении сильных
воздействий, вредит человеку, приводя к снижению
сопротивляемости организма, усилению
подверженности нарушениям в любых системах
организма, обмене веществ, энергетическом
балансе. Считается, что самые тяжелые болезни
нашего времени связаны с хроническими стрессами.
Внешнее сдерживание эмоций при внутреннем
бурном эмоциональном процессе не только не
приводит к успокоению, а, наоборот, повышает
психическое напряжение, сказывающееся на
состоянии здоровья.
— В фазе формирования сопротивления и защиты
нарастающему стрессу преобладает симптом
расширения сферы экономии эмоций — это
ограничение контактов с другими людьми,
нежелание общаться.
Далее следует симптом
эмоционально-нравственной дезориентации. Этот
симптом выражается в том, что воспитатель делит
детей на «хороших» и «плохих», отдавая
предпочтение одним и игнорируя других.
Симптом неадекватного эмоционального
реагирования — воспитатель неоправданно
«экономит» на эмоциях. «Если есть настроение,
проявлю участие и сочувствие, откликнусь на
потребности и состояние ребенка, если нет
настроения, не считаю это необходимым».
Симптом редукции профессиональных
обязанностей — это попытка облегчить или
сократить обязанности, которые требуют
эмоциональных затрат, желание упростить решение
профессиональных задач.
— Фаза истощения сопровождается общим падением
энергетического тонуса и ослаблением нервной
системы. Преобладает симптом эмоциональной
отстраненности — воспитатель почти полностью
исключает эмоции из сферы профессиональной
деятельности: начинает работать как бездушный
автомат.
Другими словами, к симптомам эмоционального
выгорания относятся [1]:
- эмоциональное истощение, пессимизм, апатия,
депрессия; - напряженность в отношении к людям;
- заниженная самооценка, негативное восприятие
себя, жизни, перспектив; - частая раздражительность;
- психосоматические недомогания (усталость,
утомления, бессонницы, желудочно-кишечные
расстройства и т.д.); - снижение активности.
Профессия педагога относится к разряду
стрессогенных, требующих от него больших
внутренних резервов. Повышение толерантной
культуры педагога способствует снятию
эмоционального напряжения и развитию
эмоциональной устойчивости. [1]
Сталкиваясь с жизненными трудностями, мы
вынуждены искать равновесие между адаптацией к
реальности и развитием своих потенциальных
возможностей, которые позволяют утвердить
собственную индивидуальность. Вся жизнь — это
смена эпизодов неустойчивости и стабильности. В
чем заключаются особенности уравновешенного
педагога? (Приложение 2).
5. Упражнение «Продолжи фразу».
Цель: Осознание личностного и
профессионального ресурса.
— Я горжусь своей работой, когда я:
— Не хочу хвастаться, но в своей работе:
6. Упражнение «О ребенке».
Фундаментом позитивной педагогики является
принятие каждого ребенка.
Предпосылкой позитивной педагогики является
умение увидеть в любом ребенке что-то хорошее.
Выбрать и назвать одного из детей группы,
которого Вы считаете трудным, затем найти и
назвать 5 его хороших качеств.
7. Упражнение «Автобус».
Цель: Осознание способов достижения
жизненных целей.
При помощи стульев отграничивается небольшое
пространство, имитирующее салон автобуса.
Участники изображают пассажиров автобуса в часы
пик. Ведущий, обращаясь к участнику, находящемуся
в середине салона, сообщает, что автобус подъехал
к остановке, и предлагает срочно выйти из
автобуса. По мере того, как участники один за
другим покидают салон, стулья сдвигаются,
создавая тесноту. Когда в автобусе останется 3-4
пассажира, он снова заполняется участниками.
Можно усилить интригу — спросить перед
упражнением у участников, какое название
остановке они бы дали — чего бы Вы хотели
добиться в жизни? — ведущий записывает на листок.
Затем называются остановки (быть богатым,
сделать блестящую карьеру и т.д.), и выходит тот
участник, кто назвал данную остановку.
Рефлексия:
- каково выбираться из переполненного автобуса?
- приходилось ли Вам оказываться в таких
ситуациях? - как Вы обычно поступаете, оказавшись в подобной
ситуации? - как чаще всего ведут себя окружающие?
«Автобус» — это наша повседневная жизнь. То,
как человек пробирается к выходу, показывает, как
он обычно добивается намеченной цели.
8. Упражнение «Радуга».
Цель: Стабилизация эмоционального
состояния.
Все встают, закрывают глаза, делают глубокий
вдох и представляют, что вместе с этим вздохом
они взбираются вверх по радуге, а, выдыхая —
съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторить
трижды. Поделиться впечатлениями. Можно
выполнять с открытыми глазами.
9. Рефлексия.
— Что ожидали Вы от мероприятия? Оправдались ли
Ваши ожидания?
— Ценна ли полученная информация для Вас? Что
особенно значимо?
— Каков Ваш настрой на дальнейшую работу?
Литература.
- Безюлева Г.В. Толерантность: взгляд, поиск,
решение [Текст]: Учебное пособие./ Г.В. Безюлева,
Г.М. Шеламова. — М.: Вербум — М, 2003. - Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на
себя и других [Текст]: Практическое пособие./ В.В.
Бойко.- М.: Информационно — издательский дом
«Филинъ», 1996. - Митина Л.М. Учитель как личность и как
профессионал (психологические проблемы) [Текст]:
практическое пособие. Л.М. Митина. М.: Дело, 1994. - Семенова Е.Г. Тренинг эмоциональной
устойчивости педагога [Текст]: Учебное пособие. /
Е.Г. Семенова. — М.: Издательство Института
психотерапии, 2002.
Приложение 1, приложение
2.
Источник