Синдром эмоционального выгорания врача стоматолога

Синдром эмоционального выгорания врача стоматолога thumbnail
  • Синдром эмоционального выгорания врача стоматолога

    Пишу на заказ дипломные, курсовые, магистерские работы по психологии, а также рефераты и эссе; делаю контрольные, отчеты по практике и статистические расчеты.

    Я профессиональный психолог и автор работ по психологии с многолетним стажем. Выступаю как индивидуальный предприниматель (ИП): заключаю договор, выдаю чеки об оплате.

    Помогаю студентам-психологам более 12 лет (этот сайт существует с 2007). Делаю качественно и быстро. Помогу даже с очень трудными темами.

    Вы всегда можете узнать у меня, как идут дела с дипломной; оперативно передать пожелания руководителя; спросить то, что не понятно. Я всегда на связи.

    Опишите ситуацию, и я скажу стоимость написания вашей работы.

    Синдром эмоционального выгорания врача стоматолога

Дата публикации: 28.10.2019 02:15

СЭВ — многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. Всемирная организация здравоохранения признала, что синдром эмоционального выгорания, требует медицинского вмешательства (2001) [25]. В МКБ — 10 «синдром выгорания» выделен в отдельный диагностический таксон — Z73 (проблемы связанные с трудностями управления своей жизнью). Тема ПС и СЭВ профессионального работника в последние три — четыре десятилетия привлекала внимание научных специалистов [6], [9], [18], [20], [27], [32], [54], [57], [34], [63], [72-76].

Понятие стресса используется при описании разнообразных нарушений, возникающих в условиях воздействия экстремальных факторов, на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Производственные стрессоры, свойственные той или иной профессиональной деятельности различны. Для одних профессий подчеркивается роль физико-химических факторов, для других — психологических и социальных [49], [62], [58], [155], однако для развития психического стресса наиболее

40

существенна субъективная оценка стрессогенного стимула как угрожающего, которая зависит от неповторимого индивидуального опыта, особенностей личности, психического состояния и характера когнитивных процессов. Фактор становится стрессором, если возникает конфликт между требованиями фактора с одной стороны и возможностями и потребностями индивидуума — с другой. Ситуации, в которых субъекты при наличии у них, выраженных биологических или социальных потребностей длительно или строго ограничиваются (кем-то или чем-то) в их удовлетворении получили название конфликтных ситуаций [74]. Конфликтные ситуации своей неопределенностью действий, новизной окружающей обстановки приводят к стрессу [50], [7], [37], [44], [201],[203]. Честолюбие, недостаточное использование навыков и низкая самооценка являются важными факторами, добавляющими стрессовую нагрузку на персонал поддержки стоматологов. К сожалению, стоматологи получают недостаточную подготовку в плане приобретения навыков управления межличностными отношениями в трудовом коллективе. Возможно, поэтому им не хватает умения эффективно урегулировать указанные конфликты [156].

Как известно, профессиональный труд врача-стоматолога отличается большой эмоциональной, психической и физической нагрузкой. Особое значение придается тому факту, что врач-стоматолог, работая целый день «лицом к лицу» с пациентом, сопереживает ему в его страданиях и страхе предстоящего лечения. Практически каждый пациент воспринимает зубоврачебную процедуру с тревогой, а иногда и с отвращением, перед которыми врач беззащитен, хотя и стремится провести все этапы лечения безболезненно. Среди причин стресса отмечаются: перегрузки от профессиональной деятельности, финансовые неудачи, особенности взаимодействия врача с пациентом, неудовлетворительные взаимоотношения в рабочем коллективе, проблемы профессионального роста и карьеры, осложненные условия личной жизни, низкий авторитет профессии и отсутствие должного общественного имиджа [108-109], [133-134], [37].

41

Социально-психологические аспекты в стоматологической практике касаются изучения проблематики стрессогенности профессии врача-стоматолога, осознание самим врачом появления у него признаков стресса и синдрома выгорания. Стоматологи рассматривают свою профессию как наиболее стрессогенной по сравнению с другими видами деятельности [37], [7], [108-109], [127-128], [132], [199], [190], [100]. При обследовании 364 врачей — стоматологов Л.И.Ларенцова установила (2002), что: 78% врачей считают профессию врача-стоматолога более стрессогенной, чем другие профессии, 12% — менее стрессогенной, а 10% называют ее такой же, как и другие профессии [37]. По другим данным 83% стоматологов оценивают свою профессию по сравнению с другими медицинскими специальностями» как «очень стрессогенную», около 60% — как «более стрессогенную [175].

Группа психологов из Манчестерского университета проводила в течение года исследования по продолжительности жизни представителей различных профессий и составила шкалу стрессов по 150 профессиям. Оценка давалась по десятибалльной системе. Стоматологи заняли в этом списке четвертое место (7,3 балла после шахтеров, полицейских, журналистов и строителей). Врачи всех специальностей, в целом, набрали 6,8 балла (журнал «Новый век» 2000, Сб.).

Среди других стрессоров, по результатам упомянутых исследований отмечены: возможная угроза срыва графика приема, особенности работы с трудными или ненастроенными на сотрудничество с врачом пациентами; вмешательство государственных структур и постоянное требование совершенствование технического уровня.

Читайте также:  Как быстро вылечить астено невротический синдром

Установлено, что существует профессиональный стрессор стоматолога «врач — тревожный пациент» [37]. Этот фактор занимает третье место среди стрессоров после задержек и перегрузок на работе. Имеются работы, в которых фиксировалась реакция врача, его напряжение и тревожность во время приема больных с лабильной нервной системой, анализировались подходы к лечению этой трудной категории больных [152], [173], [202],

42

[301]. Установлено, что врачи в ряде случаев затрудняются в диагностике и подготовке к лечению пациентов с фобией [88], которые, как известно, во многих случаях требуют дополнительного время, внимания, специальных подходов к лечению от врача [37], [139].

Результат нескольких работ продемонстрировал, как стресс, испытываемый стоматологом, мешает ему точно отличить только стоматологическую тревожность больного от общей тревоги пациента и какие от этого могут быть последствия [175-176]. Имеется сообщение, в котором указывается, что тревожность врача может влиять на восприятие и выбор правильного цвета врачами — стоматологами при реставрации зубов [79].

Изучение СЭВ у стоматологов 3-х специальностей показало, что хирурги-стоматологи и терапевты имеют больший уровень выгорания, чем ортопеды [147], [149], [46], 51]. Детские стоматологи также обнаруживают несколько более высокие показатели испытываемого профессионального стресса и выгорания, чем специалисты, работающие со взрослыми пациентами [179], [186], [46].

Здоровье стоматолога — один из самых важных компонентов его успешной практики. Несмотря на тот факт, что 88 процентов стоматологов сообщают о хорошем или превосходном здоровье [Kupcinskas L, Petrauskas D.,2003], некоторые исследования выявили, что один из десяти стоматологов имеет нарушения общего состояния здоровья, причём три из десяти стоматологов сообщают о наличии соматических симптомов [Gorter R.C. at al.,2000]. Многие врачи чувствовали себя не здоровыми, по сравнению с представителями других помогающих профессий, относящихся к группе повышенного риска [Hjalmers К., 2003].

Анализируя эти данные, можно сказать, что врач-стоматолог и пациент находятся в тесном взаимодействии во время лечения и им необходимо взаимопонимание, прежде всего для защиты психики обеих сторон. [41], [51], [19] проанализировали психологические нагрузки в стоматологической

43

практике и обнаружили, что они носят бинарный характер: 1) психологическая загруженность пациента провоцирует психологическое напряжение врача и 2) характер работы сам по себе имеет негативный психогенный характер (предмет работы, возможность ошибки и т.п.).

По сведению Американской ассоциации стоматологов, средняя продолжительность жизни врача стоматолога короче средней продолжительности жизни в Америке.

Однако до недавнего времени не многие классифицировали бы их профессию как опасную.

Согласно литературным данным [29], [34], [37], [68], в структуре клинических проявлений ПС и СЭВ имеются черты, сближающие это явление с рядом традиционных психических (таких, как астенический невроз) и психосоматические расстройства. Такое положение вещей позволяет говорить о наличии в этиопатогенетическои структуре симптома эмоционального выгорания психологического звена.

Кроме того, исследование показало, что карьера в области стоматологии имеет тенденцию привлекать людей с навязчивыми поведенческими характеристиками, которым требуется социальное одобрение и соответствующий статус, зачастую с нереалистическими ожиданиями, в том числе относительно избыточно завышенного стандарта исполнения своей работы [175], [202].

Наблюдающиеся при стрессе нарушения психической и психофизиологической адаптации проявляются снижением эффективности профессиональной деятельности, дисфункцией межличностных контактов на работе и в семье, расстройствами психического и соматического здоровья [91],[37], [133], [106]. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что ПС и СЭВ способствуют возникновению депрессии, чувства беспомощности и бессмысленности самого существования, приводит к нарушениям производственной дисциплины, злоупотреблению алкоголем, наркотиками, а иногда и к суицидному поведению [80 — 82], [89], [143], [170],

44

[90], [108], [112]. В публикациях, посвященных вопросам ПС и СЭВ врачей-стоматологов, показано, что в этой деятельности может быть выделен широкий круг причин, способствующих его развитию, и приводятся факты, позволяющие отнести контингент врачей-стоматологов в группу риска [37], [116], [133-134], [109], [131], [144-146], [103], [174-177], [114]. Имеются сообщения о высоком уровне самоубийств у врачей-стоматологов в США (в 2,5 раза выше, чем в населении), а среди представителей медицинских профессий стоматологи по этому показателю занимают третье место.

Проблема эмоциональной дезадаптации работников различных профессий, особенно связанных с межличностным взаимодействием, начиная с 70-х годов, стала изучаться после появления в англоязычной литературе понятия «синдром эмоционального выгорания» (burnout). Синдром рассматривается как проявление воздействия профессии коммуникатора на личность специалиста и широко исследуется в последнее десятилетие в зарубежной психологии [189-190]. Названный по буквальному переводу английского термина «burnout» — «выгорание» («выгоревший»), он характеризует состояние сильного переутомления по ассоциации с затуханием пламени костра или свечи. Существуют различные определения «выгорания», однако в наиболее общем виде оно рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности, который в основном наблюдается среди профессионалов тех специальностей, которые в процессе своей работы находятся в непосредственных длительных личностных контактах со своими пациентами, клиентами, партнерами и т.п. [92], [98], [104], [107], [111], [113], [120]. Статистические данные целого ряда стран указывают на то, что такое явление как синдром выгорания стало довольно массовым в последнее время среди стоматологов [37], [88], [93-95], [127-129], [ 100]. В связи с этим в понятие синдром выгорания рядом авторов в настоящее время вкладывается понятие «профессиональное выгорание»,

Читайте также:  Норма рисков по синдрому дауна

45

что позволяет рассматривать данное явление в аспекте личностной деформации профессионала под влиянием стрессоров [164-165],[189-190].

Разработка стандартизированных методик для диагностики выгорания и особенно с помощью специально разработанной Maslach & Jackson (1981) методики Maslach Burnout Inventory (MBI) [160], позволили исследователям получить более точные представления о сущности данного синдрома [163].

Аналогом этой методики в России может служить, предлагаемая В.В. Бойко, «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» [16]. Есть сообщение об использовании этого инструмента для диагностики выгорания у врачей психотерапевтов, психологов, педиатров, и медицинских сестер [33], стоматологов [37].

Murtomaa Н. Et al., (1990) изучали наличие синдрома и факторов его вызывающих (по шкале MBI) среди 232 финских стоматологов. Установлено, что 61% врачей (41% — женщины; 59% — мужчины) испытывали ПС. 223 врача — стоматолога отмечали психическую усталость во время работы, потерю удовлетворения от работы выявлено у 22%, у одной трети врачей определялась грубость к пациентам и снижение должной заботы о них [179].

Высокий общий уровень СЭВ 10,6% по шкале MBI отмечен у 340 стоматологов Англии: ЕЕ-25,53; DP — 8,88; РА — 34,42 [183]. Авторы отмечают, что на формирование синдрома влияет напряженный график работы, взаимоотношения в коллективе, с пациентами и условия работы.

Gorter, (1999) изучал наличие и формирование СЭВ по шкале MBI на высоко репрезентативной выборке голландских стоматологов (709 врачей). Результаты: СЭВ: ЕЕ — 13,7 (8,6); DP — 5,9 (3,9); РА — 30,8 (5,9). Мужчины среднего возраста оказались больше подвержены развитию синдрома. 21% врачей имели определенный риск синдрома выгорания, 13% врачей составили высокий общий уровень выгорания (высокие показатели по шкалам ЕЕ, DP и низкие по шкале РА), 2,5% были в состоянии высокого уровня выгорания [133].

46

Этот же автор провел исследование 735 голланских стоматологов с целью оценить влияние условий труда на формирование СЭВ по шкале MBI — NL (нидерландская модификация) и по шкале DEWSS. Положительной зависимости между характеристиками рабочего места врача и СЭВ не было выявлено. Гипотеза относительно зависимости между ПС и СЭВ была подтверждена. Более того, исследование показало, что реальные характеристики рабочего места врача — стоматолога не могут объяснить существующее нервное истощение врачей [134].

Впервые проведенное изучение СЭВ у врачей — стоматологов в России 272 стоматологов г. Москвы [37] показало, что 104 врача (38.2%) не подвержены синдрому выгорания, 168 врачей (61.8%) имеют высокую степень выгорания хотя бы по одной из шкал, из них 22 врача (8.1%) — по всем трем шкалам. В частных клиниках не подвержен синдрому выгорания 51 врач из 82 (62.2%), 31 врач (37.8%) имеет высокую степень выгорания хотя бы по одной из шкал, из них 4 врача (4.9%) — по всем трем шкалам. В государственных клиниках не подвержены синдрому выгорания 53 врача из 190 (27.9%), высокую степень выгорания хотя бы по одной шкале имеют 137 врачей (72.1%о), из них по всем трем шкалам — 18 врачей (9.5%). Результат исследования фиксирует у врачей — стоматологов синдрома выгорания в 8,1%.Существенным фактором развития ПС и СЭВ является семейно-бытовая ситуация врача-стоматолога. Чем более конфликтные отношения в семье врача, тем выше уровень его стресса. Врачи, испытывающие материально-бытовую неустроенность, имеют достоверно более высокий уровень стресса, чем благополучные в материальном положении врачи. [41] [7], [51]. Что касается отечественной психологии, то вышеуказанная область, как предмет самостоятельного исследования, практически не изучалась. Имеется ряд работ, в которых этот феномен либо обозначался, либо рассматривался в контексте более широкой проблематики [17], [21-22], [33], [60], [65], [78], [78].

Читайте также:  Синдром раннего детского аутизма это

Источник: Фокина Татьяна Юрьевна. Личностно-психологические аспекты синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов : диссертация … кандидата медицинских наук : 19.00.04 / Фокина Татьяна Юрьевна; [Место защиты: ГОУВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет»].- Москва, 2009.- 188 с.

Надеюсь, этот материал поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).

Синдром эмоционального выгорания врача стоматолога

Источник

Стоматолог – высококвалифицированный профессионал, с золотыми руками и огромным опытом работы, душевный, сочувствующий и все понимающий человек, готовый принять с распростертыми объятьями в любое время дня и ночи… Вот он — идеальный врач, по мнению пациентов.

Но всегда ли сами больные ведут себя адекватно, дружелюбно и корректно? Временами их капризы, тревожность и жадность могут вывести из себя любого… Далеко не идеальны пациенты… Их так много… И постепенно у стоматолога развивается синдром профессионального эмоционального выгорания.

Что же это такое?

Эмоциональное выгорание – специфический вид профессиональной деформации, которая возникает от переизбытка эмоций (чаще всего отрицательных) со стороны пациентов, коллег, начальства и вообще всех окружающих людей при исполнении врачом его обязанностей.

В группе риска – профессии, связанные с людьми. К этой категории относятся и медицинские работники. У 30 – 90% врачей наблюдается синдром эмоционального выгорания. Это вид психологической защиты, которая проявляется в “отключении” эмоций в ответ на психотравмирующие факторы и обстоятельства. Профессиональные навыки и знания в этом состоянии сохраняются. Первые симптомы для самого стоматолога обычно не заметны.

Как же можно распознать сидром эмоционального выгорания? Что меняется в человеке?

Давайте разберемся.

  • Во-первых, возникает разрожительность, снижается активность и сила воли, появляется чувство безразличия, изнеможения.
  • Обостряются акцентуированные черты характера: неразговорчивые люди совсем замыкаются в себе, а раздрожительные вспыхивают на пустом месте.
  • Постепенно общение с людьми становытся невыносимо тяжелым, так называемая “интоксикация людьми”. Появляется дегуманиация, то есть развивается негативное отношение к пациентам и коллегам.
  • Далее обостряется тревожность, которая всегда присутствует в профессиональной деятельности стоматолога, а также агрессивность по тоношению к людям, вызывающим тревогу.
  • Врач начинает негативно воспринимать себя в профессиональном плане: возникает чувство собственной некомпетентности.
  • И не за горами деперссия, бессонница, сексуальные дисфункции и другие психические нарушения. Если ничего не предпринимать, то возможны нервные срывы и психосоматические заболевания.

Каковы же причины профессионального выгорания?

Можно выделить три фактора, которые влияют на развитие такого состояния: личностный, ролевой и организационный.

  1. Личностный фактор. Профессиональное выгорание развиватеся не у всех, тут важную роль играют личностные характеристики. У женщин чаще, чем у мужчин можно заметить эти признаки. Они более эмоционально лабильны, и у них не всегда присутствует мотивация материального вознаграждения, карьерного роста и престижности.
  2. Ролевой фактор. Эмоциональное выгорание значительно чаще возникает при нечеткой и неравномерно распределенной ответственности, в тех ситуациях, когда не согласованы действия сотрудников, имеется конкуренция.
  3. Организационный фактор. Выгорание напрямую связано с напряженной психоэмоциональной деятельностью: интенсивным общением, потребностью в проявлении эмоций, восприятием, интерпритацией полученной информации и принятием решений, а также с нестабильной и конфликтной обстановкой в коллективе. Все это так или иначе может присутствовать в повседневной деятельности стоматолога. Важный фактор, ухудшающий эмоциональное состояние, — работа с “тяжелыми” пациентами.

Синдром проходит три стадии. Сначала все как будто нормально, однако сглаживается острота чувств, исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность, состояние тревожности и неудовлетворенности. На второй стадии возникают негативные установки, недоразумения с пациентами и коллегами, конфликты и несдержанность. И, в конце концов, на третьей стадии изменяются ценности жизни, человек становится абсолютно равнодушным ко всему.

Эксперты стоматологической выставки Stoma-Expo уверены, что эмоциональное выгорание – это плата за эмпатию, за неумение грамотно сочувствовать людям и рационально использовать свои ресурсы. Это состояние мешает врачу в полной мере заниматься своим любимым делом: лечить людей. Чтобы предотвратить или устранить признаки эмоционального истощения, применяют множество простых психологических техник, которые действительно возвращают радость жизни.

08.09.2012

Статьи для стоматологов — архивные публикации >>

Copyright © stoma-expo.ru

Источник